В скором времени из разных уголков мира стали поступать ответы с поддержкой данного указа. «Благостнейшие Архипастыри Церкви Христовой, Русской Православной! — говорилось в одном из посланий. — Отзовитесь! Заявите о своем существовании тем вашим духовным чадам, которые как овцы без пастыря рассеяны ныне по различным местам Желаем, чтобы в великом рассеянии православная Русская Церковь была единым внутренно спаянным и руководимым своими архипастырями целым» 14 . Об организации русского Зарубежного ВЦУ в Константинополе митрополит Антоний (Храповицкий) сообщил Патриарху Тихону. Святейший, по его собственному признанию, дал Зарубежному церковному управлению свое благословение 15 , однако этот документ за границу не дошел и на него в эмиграции никогда не ссылались. Сам митрополит Антоний душой пребывал на Афоне. В течение нескольких месяцев он пытался добиться разрешения Константинополя удалиться на Святую Гору для монашеских подвигов. Положительного ответа архипастырь не дождался. Вместо этого митрополита пригласил к себе глава Сербской Церкви — Святейший Патриарх Димитрий. 16 февраля митрополит Антоний был командирован церковным управлением в Королевство сербов, хорватов и словенцев и остался там навсегда 16 . После отъезда митрополита председательство в ВЦУ перешло к архиепископу Анастасию (Грибановскому), которого иногда заменяли архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков) 17 . ВЦУ продолжало заниматься церковно-административными делами, прежде всего обеспечением нормальной церковной жизни русским беженцам. 8 апреля 1921 года был повторен указ о назначении архиепископа Евлогия (Георгиевского) в Западную Европу. В первый раз указ был издан ВЦУ еще в Крыму в октябре 1920 года, но до архиепископа Евлогия так и не дошел. Для решения проблем в Америке ВЦУ командировало туда митрополита Платона (Рождественского) 18 . Собирание души русской Была организована и пастырская деятельность. Епископ Царицынский Дамиан (Говоров), например, добился от городских властей передачи здания из 36 комнат, где был устроен «Русский дом». Здесь иерарх организовал интернат для осиротевших детей.

http://patriarchia.ru/db/text/5800995.ht...

В Пантелеимоновском храме весь XX век служили монахи Свято-Пантелеимоновского монастыря. Этот храм славился своим прекрасным хором, основанным в 1925 г. музыкантом Б.Б. Разумовским. Регентом хора долгое время был художник Н.К. Перов, украсивший в 1920-е гг. стены церкви росписями. Умерших в Стамбуле русских эмигрантов хоронили на русском участке греческого кладбища в северном квартале Шили, где была построена небольшая часовня 208 . В конце 1929 г. турецкие власти, пытаясь возместить ущерб, нанесенный национализацией собственности турецких граждан в СССР, реквизировали все три подворья и опечатали их храмы. Подворья заняли турецкие учреждения и квартиросъемщики. В связи с этим советское правительство предприняло новую попытку завладеть подворским имуществом. Только в 1934 г., благодаря заступничеству Вселенского Патриарха и помощи Европейской комиссии, улаживавшей споры турок с греками, суд принял решение вернуть русским монахам их здания, и богослужения возобновились (при этом исчезнувшую церковную утварь вернуть не удалось). Правда, полностью опасность не была устранена. 6 октября 1935 г. архиепископ Дамиан (Говоров) писал Архиерейскому Собору в Сремских Карловцах, что в Константинополе русские церкви не ограждены от большевиков, и необходима апелляция по делу их имущества к стамбульским властям Свято-Владимирского братства 209 . В 1939 г. была образована приходская община при Пантелеимоновской церкви, а в 1943 г. – при Андреевском храме. Летом 1940 г. архимандрит Серафим (Палайда) был принят Константинопольским Патриархом, что обсуждалось на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ от 22 августа 210 . После оккупации весной 1941 г. Югославии связь русских общин с Архиерейским Синодом в Белграде была надолго прервана. Только 9 декабря 1941 г. Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий получил первое письмо от своей паствы из Стамбула, переданное через немецкого лютеранского священника в Белграде 211 . 27 июля 1942 г. Первоиерарх неканоничной автокефальной Хорватской Православной Церкви митрополит Гермоген (Максимов) сообщил архимандриту Серафиму (Палайде) о создании возглавляемой им Церкви и предложил занять пост епископа в ней, однако о. Серафим ответил отказом 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12(25).11.1924–1924: Александр Анисимов 27 .11(10.12).1924–1924: Димитрий Рождественский 02 .1925–18.11 (01.12).1925: Александр Лавров. в. у. 18 .11(01.12).1925–1925: Алексий Рождественский, в. у. 11(24).02.1925–1926: Герасим Строганов 1927–15(18).02.1928: Геронтий Шевлягин 15(28).02.1928–1928: Алексий Рождественский, в. y., паки 1928–11.1928: Мелхиседек Николев 03(16).10.1929–24.08(06.09).1934: Николай Орлов 2 16(29).04.1931–16(29).07.1931: Виктор Путята 1931–: Николай Гиляровский 21 .09(04.10).1931–1933: Александр Рябцовский 1933–11.1933: Николай Поспелов 1933–1935: 1935–03.1935: Пётр Горбатов, в. у. 1935–08.1935: Александр Лавров 09 .1935–09(22).04.1936: Александр Авдентов 1936–1936: Софония Яскевич Волгоградская 1918–1920: Дамиан Говоров –1922: Нифонт Фомин 1923–1924: Трофим Якобчук 21 .06(04.07).1924–09(22).12.1925: Тихон Русинов, в. у. 1925–1927: Нифонт Фомин, паки 01(14).11.1927–25.06(08.07).1930: Арсений Смоленец 25 .06(08.07).1930–1930: Димитрий Добросердов 13(26).08.1930–23.08(05.09).1930: Феодосий Вощанский 23 .08(05.09).1930–10(23).04.1935: Пётр Соколов 25 .11(08.12),1935–02(15).01.1937: Антоний Романовский, в. у. 02(15).01.1937–: Филипп Перов 07 .1942–02(15).05.1944: Григорий Чуков , в. у. Вологодская 16(29).05.1912–1924: Александр Трапицын 03 .1921–11.1922: Александр Надеждин, в. у. Николай Караулов, в. у. 1926–1927(?): Сильвестр Братановский 1927–1928: Венедикт Плотников, в. у, 15(28).11.1928–13(26).04.1934: Амвросий Смирнов 1931–03(16).06.1933: Венедикт Плотников. в. y., паки 03(16).06.1933–05(18)10.1933: Венедикт Плотников 05(18).10.1933–10.1936: Стефан Знамировский 10 .1936–1937: Иоанн Соколов , в. у. 23 .07(05.08).1937–03(16).08.1937: Алексий Сергеев 1938–09.1940: Георгий Анисимов 1940–1944: 26 .12(08.01).1944–1949: Иустин Мальцев Вологодская (обн.) 06(19).09.1922–19.07(01.08).1923: Корнилий Попов 1923–14(27).04.1926: Иоанн Миртов 1926–1926: Александр Медведев 14(27).04.1926–1928: Александр Лавров 1927–1930: Александр Шубин 1930–1933: 1933–1933: Павел Громов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

За первые одиннадцать наиболее ярких лет своего существования Богословский институт окончили 133 студента, 52 из них приняли священный сан. В послевоенные годы богословский институт постепенно стал утрачивать свою русскую ориентацию. В настоящее время преподавание в нем ведется на французском языке; и студенты, и преподаватели принадлежат к разным Церквам. Из его русских по происхождению профессоров наиболее известен в богословской науке протоиерей Борис Бобринский , читающий курс догматического богословия. Другие духовные школы русской эмиграции по своему вкладу в церковную науку несопоставимы с Парижским богословским институтом, но и они исполняли свою главную миссию – готовить пастырей для окормления лишившейся родины и оказавшейся в рассеянии паствы. Так, в Харбине были открыты духовная семинария и богословский факультет института святого князя Владимира, находившиеся в ведении зарубежного Синода. В 1922 г. в болгарском городе Станимаке (ныне Асеновград) епископ Дамиан (Говоров) основал пастырскую школу, в которой преподавал епископ Серафим (Соболев) , и за первые десять лет в ней было подготовлено около пятидесяти священников. В послевоенные годы единственной пастырской школой Русской Зарубежной Церкви стала Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле под Нью-Йорком. В 1920–1930-е гг. русские студенты имели также возможность получать духовное образование на богословских факультетах Софийского и Белградского университетов, ведущими профессорами которых стали эмигранты из России, и среди них такие крупные ученые, как Н. Н. Глубоковский и М. Э. Поснов – в Софии, А. П. Доброклонский , С. В. Троицкий и Ф. И. Титов – в Белграде. Богословский факультет Белградского университета стал одним из крупных центров русской церковной науки в эмиграции. Труды русских эмигрантов, выброшенных из России революционной бурей, – это исключительно яркая страница в истории русского богословия 20 в. К старшему поколению церковных ученых и религиозных философов русского зарубежья принадлежали канонист С. В. Троицкий , экзегет и патролог Н. Н. Глубоковский , историк Русской Церкви и публицист А. В. Карташев ; религиозные философы протоиерей Сергий Булгаков , Н. А. Бердяев , А. И. Ильин , С. Л. Франк , Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов , чьи имена получили известность еще на родине. К следующему поколению ученых, зрелое творчество и известность которых приходится уже на время эмиграции, принадлежали архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) , удивительно талантливый историк и богослов с редким даром слова протоиерей Георгий Флоровский , В. Н. Лосский , протопресвитер Николай Афанасьев , епископ Кассиан (Безобразов) , архимандрит Софроний (Сахаров) . Последнее поколение русской эмиграции, выросшее в диаспоре, представляют протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф , ныне здравствующий протоиерей Борис Бобринский .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отправьте их в рай…» Пролетарский суд над саратовским духовенством 05.09.2011 579 Время на чтение 31 минут Трагической страницей истории Саратовской епархии стал показательный процесс над духовенством во главе с викарным владыкой Германом (Косолаповым). Об этом громком судебном деле уже писали саратовские историки . По мере сил автором этих строк было начато научное изучение материалов процесса . Масштабность происходившего побуждает нас вновь обратиться к тем далеким дням и сосредоточиться на самых ярких моментах этого судилища. Расправе с представителями духовенства предшествовали следующие события. В начале 1918 года при саратовском исполкоме была организована следственная комиссия. Подобные комиссии должны были стать основой для организации революционных трибуналов в каждой подвластной большевикам губернии (в соответствии с декретом СНК «О суде» от 24 ноября 1917 года). И действительно, уже в марте 1918 года Саратовский ревтрибунал провел свои первые заседания. На самом первом заседании, состоявшемся 18 марта, рассматривалось дело «гражданина И.Ф. Мишукова-Аранского, обвиняемого в агитации среди солдат-фронтовиков за вооруженное восстание против советской власти» . Следственная комиссия начала функционировать еще за два месяца до начала работы самого трибунала. Конечно, она сразу обратила свой взор и на Церковь, тем более что поводов для этого было достаточно. 10 февраля 1918 года в Саратове прошел массовый крестный ход, который возглавили епископ Саратовский Досифей (Протопопов) и викарный епископ Петровский Дамиан (Говоров). По словам очевидца, «настроение среди участников крестного хода было резко оппозиционное большевизму, и это настроение все росло по мере увеличения числа участников крестного хода» . Одновременно прошел целый ряд митингов против политики большевиков; участник одного из них расстрелял двух красногвардейцев, смеявшихся над крестным ходом. Через несколько дней, 15 февраля, в здании духовной семинарии на квартире ректора архимандрита Бориса (Соколова) прошло собрание духовенства, посвященное обсуждению большевистского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданного незадолго до этих событий, в январе 1918 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Церковь освящена в 1908 г. епископом Гармогеном и при церкви устроена школа для мальчиков-сирот. Спасо-Преображенский монастырь владел некоторыми земельными угодиями, часть из которых сдавалась в аренду, а часть обрабатывалась своими средствами. Так, Высочайшим указом от 18 декабря 1797 г. монастырю были отведены рыбные ловли на левой стороне Волги на протяжении 7 1/2, вёрст. Указом Правительствующего Сената от 11 марта 1803 г. они были закреплены за монастырём навечно. Указом Сената от 1 августа 1801 г. монастырю отмежёвано сенокосное займище при селе Чардым Саратовского уезда с лесом и хворостняком в количестве 337 дес. 1329 саж. 27 июня 1807 г. по указу Сената монастырю отмежёвано 73 дес. пахотной и сенокосной земли при селе Увек Саратовского уезда. На ней построена водяная мельница. При селе Нечаевке по указу Сената от 11 июня 1846 г. монастырю приписана лесная дача площадью 50 дес. 1487 саж. Монастырь имел своё подворье в Саратове на Горянской площади. На средства купца Пулькина деревянная часовня подворья в 1827 г. была переделана в каменную церковь во имя Воздвижения Честного Креста. Возраст монашествующих в 1860 г. составил от 39 до 74 лет. Все 10 грамотные. По национальности 8 русских, один малорос и один перс. Все русские - выходцы из духовного сословия. Послушники от 25 до 85 лет, все грамотные. По социальному положению - 9 из духовного сословия, 3 из мещанского. Характерно, что к концу XIX в. социальный состав насельников изменился коренным образом. Так, в 1898 г. монашествующих было 9, от 30 до 80 лет. Из них только трое духовного звания, один бывший писарь военного попка и 5 крестьян. Резко снизился возраст послушников - от 16 до 29 лет. Из 16 человек - 7 крестьян. В 1905 г. из монашествующих только настоятель, наместник, духовник и казначей монастыря были выходцы из духовенства. Из остальных 16 - 2 мещанского и 14 крестьянского звания. То же и среди послушников. Из 52 человек - 1 дворянского, 1 духовного, 7 мещанского и 43 крестьянского звания. http://elsso.ru/cont/cul/81.html Епископ Петровский Дамиан (Говоров) в 1918 году в книге, посвященной истории монастыря, пишет: " В монастыре шесть храмов: 1) Соборный храм в честь Преображения Господня представляет собою величественный вид Византийского стиля; имеет по углам четыре башни, на двух западных башнях висят колокола, с четырех сторон фронтоны с колоннами на северном и южном.

http://sobory.ru/article/?object=20234

В 1907 г. в частное наемное здание вместимостью до 250 чел. в центре г. Кагызман (ныне на территории Турции) была переведена полковая (с 1882) ц. во имя блгв. кн. Александра Невского при 1-м Запорожском имп. Екатерины Великой казачьем полку. 17 дек. 1909 г. освящена возведенная в г. Ольты (ныне Олту, Турция) ц. во имя блгв. кн. Александра Невского, учрежденная при 1-м Горско-Моздокском полку Терского казачьего войска в 1882 г. Построена по проекту Вержбицкого, отличается разнообразием примененных материалов: серого колотого камня с раствором для стен, красновато-коричневого и светло-бежевого туфа для архитектурных деталей. Храм хорошо сохранился, утрачены лишь главы и шатер колокольни. Ист.: Вестник Эриванского правосл. прихода. Эривань, 1909-1912; Дамиан (Говоров), архим. Речь при наречении во епископа Ереванского//ПрибЦВед. 1916. 21. С. 503-506; Интервью с еп. Серафимом//Бакинский рабочий. 1930. 27 февр.; То же//Известия. 1930. 1 марта; Возобновление молитвенно-канонического общения между двумя Православными Церквами - Грузинской и Русской: Выписка из журнального Определения Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси от 19 ноября 1943 г. 12 [О признании автокефалии Грузинской Православной Церкви]//ЖМП. 1944. 3. С. 7. Лит.: Цитович Г. А., свящ. Кавказский военный округ// Он же. Храмы армии и флота: Ист.-стат. описание. Пятигорск, 1913. Ч. 1: Храмы армии. С. 410-425; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 304-305; Т. 3. С. 18-19; Т. 4. С. 171-172; Т. 5. С. 427-430; Т. 6. С. 68-69; Такаишвили Е. Археол. экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952; Митр. Антоний (Романовский): Некролог//ЖМП. 1962. 12. С. 20-22; Долженко И. В. Хозяйственный и обществ. быт рус. крестьян Вост. Армении. Ереван, 1985; она же. История переселения и основания рус. селений в Закавказье//Русские старожилы Закавказья: Молокане и духоборцы. М., 1995. С. 22-38; она же. Хозяйственный быт рус. крестьян Вост. Армении (XIX - нач. ХХ в.)//Там же. С. 53-88; Комарова О. Д. Этнокультурные процессы среди рус. населения Армении//Русские в совр. мире. М., 1998. С. 171-196; она же. Русская диаспора на территории бывшего СССР//Там же. С. 48-73; Губонин. История иерархии. С. 552, 601, 648, 713, 766, 777.

http://pravenc.ru/text/190125.html

В Крыму обосновалось и Высшее Церковное управление. Его Председателем стал архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), а почетным председателем – будущий глава Русской Зарубежной Церкви, митрополит Антоний (Храповицкий) . Здесь же оказались и старые знакомые архимандрита Серафима – бывший инспектор Санкт-Петербургской духовной академии, а теперь архиепископ Полтавский Феофан (Быстрое), а также епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) , который возглавлял военное духовенство Русской армии генерала Врангеля. Архимандрит Серафим включился в церковную жизнь Крыма. 20 апреля 1920 г. был освобожден от должности ректора Таврической семинарии епископ Вениамин (Федченков) , а 7 мая, определением Высшего Церковного управления 606, ректором Таврической семинарии был назначен архимандрит Серафим 85 . Вскоре был поднят вопрос и об архиерейской хиротонии архимандрита Серафима. Епископ Дамиан (Говоров), а также протоиерей Григорий Ломако, впоследствии, вспоминали, что инициатором этой хиротонии выступил архиепископ Феофан (Быстров) 86 . Эти свидетельства не были домыслом. Архимандрита Серафима планировали рукоположить в викарного епископа Полтавской епархии, главой которой был архиепископ Феофан. Насущной необходимости в этой хиротонии не было – Полтавская епархия уже была в руках большевиков, а в Крыму архиереев было более, чем достаточно. Тем не менее, вопрос об архиерейской хиротонии архимандрита Серафима ВЦУ обсуждало 1 августа 1920 года. Было решено «избрать на кафедру Епископа Лубенского, второго викария Полтавской епархии Ректора Таврической Духовной Семинарии Архимандрита Серафима». Однако, была сделана оговорка, что наречение и архиерейская хиротония отца Серафима будут произведены «по очищении Полтавской епархии от большевиков в месте пребывания Высшего Церковного Управления» 87 . Второму викарию Полтавской епархии поручалось также управление Крестовоздвиженским монастырем 88 . Такое решение выглядело вполне разумным. Однако, через некоторое время, ВЦУ снова вернулось к обсуждению этого вопроса, и 24 сентября 1920 года было принято решение:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Конференцией «Жизнь и служение архиепископа Дамиана (Говорова)» открылась программа, посвященная наследию русской эмиграции в Болгарии 21 апреля 2016 г. 09:55 18 апреля 2016 года в Российском культурно-информационном центре в столице Болгарии состоялась конференция «Жизнь и служение архиепископа Дамиана (Говорова)», организованная Никольским храмом-подворьем Патриарха Московского и всея Руси. Приуроченная к 80-летию со дня преставления архиепископа Дамиана встреча открыла программу подворья, которая посвящена наследию русской эмиграции в Болгарии. В адрес участников мероприятия поступили приветствия: митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира ; митрополита Волоколамского Илариона , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополита Бориспольского и Броварского Антония , ректора Киевских духовных академии и семинарии . На конференции выступили настоятель Патриаршего подворья в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , наместник Вознесенского Ново-Нямецкого монастыря архимандрит Паисий (Чекан), клирик Пловдивской митрополии протоиерей Емил Паралингов, проректор Киевской духовной академии кандидат богословия, кандидат исторических наук профессор В.В. Бурега, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , доктор исторических наук А.А. Кострюков и кандидат технических наук Ю.Б. Словачевский, правнук архиепископа Дамиана (Говорова). Прозвучали доклады по темам: «Жизнь и служение архиепископа Дамиана», «Служение архиепископа Дамиана в Кишиневе», «Русское священство в Болгарии выпускники пастырско-богословского училища, основанного архиепископом Дамианом», «Годы обучения в Киевской духовной академии будущего архиепископа Дамиана (Говорова)», «Архиепископ Дамиан (Говоров) и Русская Зарубежная Церковь», «Образ архиепископа Дамиана (Говорова) по воспоминаниям семьи Словачевских». В.В. Бурега передал в дар библиотеке подворья «Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819-1920-е гг.» и другие печатные издания академии.

http://patriarchia.ru/db/text/4437421.ht...

Тамбовское викариатство. Возобновлена 27.05(09.06)1998. Рязанское викариатство. 1923 30.06(13.07)1927 14(27)02.1929 Иоанн Братолюбов 27.05(09.06).1998 26.08(08.09)1998 26.08(08.09)1998 06(19)07.2006 Иосиф Македонов Шепетовская, обн. Основана в 1925 г. Именование – по г. Шепетовка (Житомирская область УССР). Каменец-Подольское викариатство. Упразднена в 1928 г. 03(16)11.1925 – 1928 (?) – Иаков Немоловский 5252 Шлиссельбургская Основана в 1923 г. Именование – по г. Шлиссельбург (Петроградская губерния). Ленинградское (Петроградское) викариатство. Именовалась: Шлиссельбургская и Лодейнопольская. 19.11(02.12)1923 15(28)02.1928 21.07(03.08)1928 30.10(13.11)1929 Сергий Зенкевич Шуйская Основана в 1928 г. Именование – по г. Шуя (Ивановская область). Владимирское (Иваново-Вознесенское) викариатство. 1928 25.09(08.10)1929 Питирим Крылов Щегловская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Щегловск (Томская, Кемеровская область). Томское, затем Новосибирское викариатство. Упразднена в 1924 г. 01(14)12.1922 04.1923 Василий Виноградов 27.04(10.05)1923 22.06(05.07)1923 Иоанн Завадовский 30.06(13.07)1923 11(24)08.1924 Эдмонтонская (см. Канадская) Элистинская Элистинская и Калмыцкая. Основана 23.09(06.10)1995 (на территории Калмыкии, выделена из Ставропольской епархии). 23.09(06.10)1995 11(24)12.1995 11(24)12.1995 Зосима Остапенко Эриванская Основана 13.12.1912. Именование – по г. Эривань (Ереван). Викариатство Грузинского Экзархата; затем Бакинское. 13.12.1912 12.02.1915 Пимен Пегов 12.02.1915 24.03.1916 Леонтий фон Вимпфен 03.1916 03.07.1917 Дамиан Говоров 04(17)11.1924 14(27)02.1929 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 Эстонская православная апостольская церковь (см. Таллиннская) Южно-Сахалинская Южно-Сахалинская и Курильская. Основана 10(23)02.1993 (местопребывание – в г. Южно-Сахалинск). 10(23)02.1993 – 04(17)07.1997 – Аркадий Афонин 5258 04(17)07.1997 – 18(31)07.1997 – в/у Ионафан Цветков 5259 19 .07(01.08)1997 – 16(29)12.1999 – Ионафан Цветков 16(29)12.1999 – 04(17)07.2001 – Аркадий Афонин, паки 5260

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010