Вот прежде всего светлый образ святых супругов Давида и Евфросинии Муромских. Они жили в конце XII и начале XIII века, до нашествия татар на Русь. О жизни их в малолетстве сведенья не сохранились. Известно следующее. У муромского князя Юрия Владимировича было три сына, из них Давид был средним. После смерти отца Муромским княжеством управлял старший из сыновей его, Владимир Юрьевич. Давид Юрьевич почитал своего старшего брата как отца и по обычаю «приходил к нему на поклонение». Известно также, что Давид Юрьевич вместе с братом принимал участие в походах против болгар и против неспокойных князей рязанских, ездил вместе с ним на брачный пир к великому князю Всеволоду III. Когда Давид достиг совершенных лет, то его постигла какая-то тяжелая болезнь, при которой все тело его покрылось струпьями. Болезнь дозволяла ему выходы из дому, и он единственное утешение находил себе в прогулках по лесу. И вот в один раз во время такой прогулки он встретил врача, у которого нашел не только полное излечение, но и незаменимую дружбу. Этим врачом оказалась красивая и умная девушка Евфросиния, дочь местного древолаза, или бортника. Евфросиния обладала знанием свойств врачебных трав, и она удачно изготовила из этих трав мазь для больного князя. После лечения этой мазью все струпья у князя Давида сошли, так что остался только один струп, куда мазь не коснулась. Ценя высокие достоинства дочери бортника, князь пожелал взять ее себе в супруги, что совпадало с желанием самой девушки. Однако не сразу это предприятие осуществилось: под влиянием дружинников он стал раздумывать, что ему, князю, негоже брать себе в супруги дочь простого смерда, и он готов был отказаться от первоначального намеренья и данного слова. И болезнь у князя возобновилась. Евфросиния опять излечила его. Тогда признательный князь немедленно обвенчался с Евфросинией. В это время, в 1203 году, умирает старший брат его, князь Владимир, и Давиду Юрьевичу пришлось вступить в управление Муромским княжеством. Тут-то начинается ряд испытаний, которые были более тяжелы для него, чем физические болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

История противоборства Давида с Г. имеет ряд параллелей в лит-ре древнего мира, когда в бою между представителями 2 сторон решался исход более важного противостояния (автобиография хеттского царя Хаттусили III (XIII в. до Р. Х.), древнеегип. история о Синухете), и в античной лит-ре (в «Илиаде» Гомера в описании боя Париса и Менелая, Гектора и Аякса), ср. также в 2 Цар 2. 12-17, где повествуется о сражении между 2 группами воинов, равных по численности. Религ. характер противостояния Г. и Давида и контраст образов главных героев (не сведущий в военном деле юноша-пастух и хорошо вооруженный воин-гигант) выводят библейское повествование на иной смысловой уровень, чем в схожих текстах. В поэтической форме победа Давида над Г. отображена в Пс 151 (по LXX). Согласно др. преданию, убийство Г. приписывается некоему Елханану (2 Цар 21. 19). В 1 Пар 20. 5 сообщается, что он победил не Г., а его брата Лахмия. Пытаясь согласовать эти тексты с основным сюжетом, нек-рые авторы либо истолковывают имя Елханана как один из вариантов имени Давид ( P á kozdy; Honeyman. P. 23-24), либо видят в нем свидетельство более древнего описания сражения с Г., перенесенного в цикл преданий о Давиде (Yadin). В святоотеческой экзегезе сражение Давида и Г. рассматривается в аспекте духовной брани. Пастух Давид выступает против вооруженного Г., «воплощенной башни», чтобы яснее открылась сила Божия ( Ioan. Chrysost. In Gen. 46. 3//PG. 54. Col. 425-426). Пастух низложил воина, поразив его духовным камнем, будучи укреплен верой ( Ioan. Chrysost. Contr. Anomoeos. 11. 1//PG. 48. Col. 797). Давид в сражении с Г. был вооружен броней, к-рая есть Сам Христос ( Aug. Ep. 75. 2//PL. 33. Col. 252). Побеждая Г., символизирующего диавола и его служителей, Давид освобождает свой народ от более страшной участи, становясь прообразом Иисуса Христа ( Ambros. Mediol. Apologia prophetae David. 3//PL. 14. Col. 856; Caes. Arel. Sermo 121. 5//CCSL. 103). Отсекая голову Г. мечом, он предвосхищает низвержение диавола Крестом Господним ( Theodoret. Quaest. in Reges et Paralipomena. 41//PG. 80. Col. 568).

http://pravenc.ru/text/165253.html

В эпоху монг. завоеваний 1-й пол. XIII в. предание об И. П. нашло отражение в «Relatio de Davide rege Tartarorum Cristiano» (Повесть о Давиде, христианском царе татар; в получивших распространение в Зап. Европе сокращенных версиях «Повести...» Давид был представлен сыном И. П.; часто имя И. П. замещало имя Давид). После взятия крестоносцами крепости Дамиетта (ныне Думьят, Египет) (нояб. 1219) еп. Акры Жак де Витри проповедовал, что Давид, «правитель обеих Индий», к-рого он считал несторианином, грядет со «свирепыми воинами», чтобы помочь христианам в борьбе с сарацинами. Согласно письму Жака де Витри папе Римскому Гонорию III (апр. 1221), во время осады Дамиетты в руки христиан попало сочинение на араб. (в др. вариантах на халдейском) языке, вскоре переведенное на латынь и старофранц. язык, где сообщалось о вторгшемся в земли сарацин «царе Давиде» ( Jacques de Vitry. 2000. P. 624-649; Pelliot. 1951. P. 87). Вера в то, что христ. «армия Давида» вскоре окажет помощь крестоносцам, очевидно, повлияла на решение кард. Пелагия отвергнуть предложенный егип. султаном аль-Камилем выгодный мирный договор, что впосл. привело к потере всех завоеваний 5-го крестового похода. Представляется вероятным, что «Повесть о Давиде...» могла быть написана по прямому указанию кард. Пелагия, сторонника продолжения военных действий в Египте. Сведения о победах «царя Давида» приводит в «Хронике» еще один участник 5-го крестового похода Оливер Схоластик, еп. Падерборнский ( Oliver von Paderborn. 1894. S. 258-259, 273-274). В Зап. Европе эта информация способствовала росту надежд на монголов как на силу, способную оказать помощь крестоносцам. В 1221 г. папа Гонорий III сообщил католич. духовенству, что богобоязненный «царь Давид, прозывающийся в народе пресвитером Иоанном» (rex David, qui vulgo dicitur Presbyter Johannes), сразился с «султаном Персии» (soldano Persidis), завоевал его земли и находится в 10 днях пути от Багдада; в это же время грузины («георгианы») выступили против сарацин (Annals of Dunstable.

http://pravenc.ru/text/471457.html

а) В смысле буквальном эти обетования Божии относятся к сыну и преемнику Давида Соломону. Сам Давид относит их именно к Соломону; точно также и этот относит их к себе (I Парал., 22:7; III Цар. 3:6). Ближайшим образом, действительно, все эти обетования и исполнились на Соломоне. b) Во всей же полноте эти великие обетования, данные Давиду, могут быть относимы только к великому отдаленному потомку, которого Исайя пророк называет отраслью от корня Иессеева (9 гл.), т. е. к мессии – Христу. В самом деле, как отнести к Соломону обетование Божие об утверждении его престола во веки? Ап. Павел, приводя в своем послании к Евреям (1 гл. 5 ст.) слова этого обетования: «Аз буду Ему Отцом, и он будет Мне Сыном», замечает: «кому бо рече когда от ангел: Аз буду ему во Отца и той Мне в Сына» и прямо относит их к Иисусу Христу. с) Арх. Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении от нее Спасителя, говорит: «и дает ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковля во веки, и царствию Его не будет конца» ( Лк. 1 ). Разве эти слова не похожи на слова обетования Давиду? d) Сын Давида Соломон был, таким образом, прообразом духовного потомка Давида. Сделанное первым, было началом и подобием того, что совершил Мессия. Третья книга Царств Вся книга делится на две равные части. В первой части (1–11 гл.) содержится история царствования Соломона до распадения царства поего смерти. Во второй – содержится история первых четырех царей Иудейских и первых восьми царей израильских, Период времени обнимаемый простирается до 125 лет. Глава 2-ая. Завещание Давида Соломону, и утверждение царства Соломонова. 1–2 ст. Умирающий Давид внушает сыну своему Соломону послушание и верность повелениям Господним и в этом полагает основу твердости и мужества. 5–11 ст. Давид завещает Соломону поступить по всей строгости с Иоавом не из личной мести, но по справедливости, ибо Иоав изменнически убил двух знаменитых вождей – Амессая и Авенира. Давид сам не отмстил ему из опасения произвести народный мятеж, ибо Иоав имел в народе сильную партию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Вот прежде всего светлый образ святых супругов Давида и Евфросинии Муромских. Они жили в конце XII и начале XIII века, до нашествия татар на Русь. О жизни их в малолетстве сведения не сохранились. Известно следующее. У Муромского князя Юрия Владимировича было три сына, из них Давид был средним. После смерти отца Муромским княжеством управлял старший из сыновей его Владимир Юрьевич. Давид Юрьевич почитал своего старшего брата, как отца, и по обычаю «приходил к нему на поклонение». Известно также, что Давид Юрьевич вместе с братом принимал участие в походах против болгар и против неспокойных князей Рязанских, ездил вместе с ним на брачный пир к великому князю Всеволоду III. Когда Давид достиг совершенных лет, то его постигла какая-то тяжкая болезнь, при которой все тело его покрылось струпьями. Болезнь дозволяла ему выходы из дому, и он единственное утешение находил себе в прогулках по лесу. И вот один раз во время такой прогулки он встретил врача, у которого нашел себе не только полное излечение, но и незаменимую дружбу. Этим врачом оказалась красивая и умная девушка Евфросиния, дочь местного древолазца или бортника. Евфросиния обладала, знанием свойств врачебных трав, и она удачно изготовила из этих трав мазь для больного князя. После лечения этою мазью все струпы у князя Давида сошли, так что остался только один струп, куда мазь не коснулась. Ценя высокие достоинства дочери бортника, князь пожелал взять ее себе в супруги, что совпадало с желанием самой девушки. Однако не сразу это предприятие осуществилось: под влиянием дружинников его охватило раздумье, – что ему, князю, негоже брать себе в супруги дочь простого смерда, и он готов был отказаться от первоначального намерения и данного слова. И болезнь у князя возобновилась. Евфросиния опять излечила его. Тогда признательный князь немедленно обвенчался с Евфросинией. В это время, в 1203 году, умирает старший брат его князь Владимир, и Давиду Юрьевичу пришлось вступить в управление Муромским княжеством. Тут-то начинается ряд испытаний, которые были более тяжелы для него, чем физические болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В Пс 23, в его второй половине, мы видим гимн в честь вхождения Ковчега. Уже со времени Соломона Ковчег стоял неприкосновенно в храме. Шествие Ягве на походном троне есть указание на досоломоново время. Псалом 28 очень древен. Он настолько близок к угаритским гимнам, что Олбрайт даже готов видеть в нем переделку финикийского псалма (о сходстве образов псалма с ханаанскими поэтическими образами см.: J. McKenzie. The Book of Psalms, p. 45). Псалом 8 отражает дух свободных кочевников. В нем нет упоминания о солнце, а говорится лишь о ночных светилах. Это черта, отличающая пастухов от земледельцев. Псалом может относиться и к додавидовому времени. Наконец, Пс 67 указывает на Давидово время. Он начинается словами, которые были сигналом для поднятия Ковчега, и имеет много точек совпадения с угаритскими гимнами Ваалу. Вероятно, этими псалмами нужно ограничиться, если мы ищем тексты Х в. Откуда же появилась на другах псалмах надпись «ле Давид»? Опять-таки объяснение можно найти в свете угаритских памятников. «Надпись «ле Давид», — говорит А. Вайсер, — вряд ли должна была первоначально называть автора… Более правильное значение этого выражения — «для Давида» — по аналогии с угаритскими параллелями — указывает на царя из рода Давида, для которого, как для члена династии и носителя обетования Давида и его «помазанника», подобает исполнять за праздничным богослужением соответствующие песнопения» ( A. Weiser. Einleitung in das AT, S. 253). Современная библейская наука выделяет в Псалтири группу так называемых «царских псалмов» (2, 20, 21, 45, 71, 109, 131, 143). Они являются развитием темы пророчества Нафана, которое содержало обетование дому Давида ( McKenzie. Op. cit., p. 13). Эти псалмы носят черты допленной царской эпохи, и надпись «ле Давид» означает, что они пелись в честь его потомков. К этой категории относятся основные мессианские псалмы (см.: RFIB, I, р. 606). До возникновения нынешней Псалтири (IV—III вв. до н. э.) существовало несколько сборников псалмов. Наиболее древним сборником были псалмы 3—40, большинство которых носит надпись «ле Давид». Вторым по времени сборником была так называемая «Элогистическая псалтирь» (41—82), отличающаяся тем, что там употребляется имя Божие «Элогим». По мнению Вайсера, Элогистическая псалтирь является «одним из наиболее ранних самостоятельных собраний» ( A. Weiser. Op. cit., S. 255).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Господь обещает Давиду утвердить его престол навеки (7,1–29) В. Деяния Давида-царя (8,1 10,19) 1 . Выдающиеся победы Давида и его военачальников (8,1–18) 2 . Милость Давида к Мемфивосфею (9,1–13) 3 . Отказ царя Аннона от милости Давида и война между Израилем и аммонитянами (10,1–19) III. Грехи Давида и их последствия (11,1 20,26) А. Грехи Давида и его последующее примирение с Богом (11,1 12,31) 1 . Вирсавия и Урия (11,1–27) 2 . Давид приносит покаяние, но не избегает наказания (12,1–31) Б. Грехи сыновей Давида, за которыми не следует полного примирения ни с Богом, ни с отцом (13,1 14,33) 1 . Амнон блудодействует, Авессалом совершает братоубийство (13,1–39) 2 . Авессалом возвращается в Иерусалим, но полного его примирения с Давидом не происходит (14,1–33) В. Авессалом восстает против отца и погибает (15,1 18,33) 1 . Авессалом восстает против Давида, и тот бежит из Иерусалима (15,1–37) 2 . Семей порочит Давида (16,1–23) 3 . Хусий навязывает Авессалому свой военный план (17,1–29) 4 . Иоав убивает Авессалома; Давид оплакивает сына (18,1–33) Г. Бог восстанавливает царство Давида (19,1 20,26) 1 . Давид возвращается в Иерусалим (19,1–43) 2 . Попытка Савея отделиться (20,1–26) IV. События второй половины царствования Давида (21,1 24,25) А. Голод, поразивший Израиль за грех Саула, прошел (21,1–14) Б. Люди, способствовавшие успеху Давида (21,15–22) В. Благодарственная песнь Давида (22,1–51) Г. «Последние слова» Давида (23,1–7) Д. И снова о тех, кто способствовал успеху Давида (23,8–39) Е. Поветрие, поразившее Израиль за грех Давида, прекращается (24,1–25) Глава 1 1 По смерти Саула. См. 1Цар. 31,4–6 . в Секелаге. См. 1Цар. 30,1 . 1 одежда на нем разодрана и прах на голове его. Проявление скорби из-за сокрушительного поражения Израиля от филистимлян ( 1Цар. 31,1 ). 1 колесницы же и всадники настигали его. На колесницах часто помещались лучники, стрелявшие на ходу (ср. 1Цар. 31,3 ). 1 подойди ко мне и убей меня. Если соотнести рассказ амаликитянина с описанием смерти Саула в 1Цар. 31 , то необходимо предположить, что попытка самоубийства не вполне удалась Саулу и кто-то должен был добить раненого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Об охранных филистимских отрядах в Ханаане после воцарения Иевосфея ничего не известно. Напротив, Авенир и Иоав со своими отрядами ходят по нему свободно. Ничего не говорится и о столкновениях Давида с этими отрядами по его воцарении над всем Израилем. 213 Эвальд. Geschichte des Volkes Israels. B. III. S. 152. 198. Гретц. Geschichte der luden. B. I. S. 226. 227. 238. 217 В указанном месте книги Царств говорится именно, что Иевосфей царствовал над Израилем, за исключением дома Иудина, два года; между тем Давид до своего воцарения над всем Израилем по смерти Иевосфея царствует над домом Иудиным в Хевроне семь лет с половиною (2:11; 5:5). Эта-то разность в определении лет царствования того и другого государя и дает повод к различным определениям времени воцарения Иевосфея в Давида над всем Израилем. По одним Иевосфей, как и Давид в Хевроне, царствует семь с половиною лет; два же года, о которых говорится в 2Цар.2:10 , означают два года мирного царствования его до начала войны с Давидом, – причем вторая половааа стиха 10 и стих 11 считаются вносными словами, а первая половина 10 стиха связывается непосредственно с 12 стихом. Так Гуго Гроций, Авр. Каловий, Иаков Уссерий, у Буддея (Historia ecclesiastica Veteris Testamenti. Edit, tertia. T. II. 100–101); Генгстенберг, Geschichte des Reiches Gottes unter, d. A. B. P. II. H. 2, S. 114; Душеполезное Чтение 1872 г. Ч. 3. Стр. 138. 144. Против эгого понимания говорят аналогичные места 2Цар.5:4 ; 3Цар.14:21; 22:42 и др., где обыкновенно вначале царствования того или другого государя указываются полные годы его царствования. По другим Иевосфей царствует действительно только два года. Что же касается Давида, то он царствует 7 1 / 2 лет в Хевроне сначала одновременно с Иевосфеем два года над одним домом Иудиным и потом по смерти Иевосфея тоже в Хевроне над всем Израилем пять лет с половиною. Так Sebast. Schmidt, ad 2 Sam. quaest. V. p. 72. Против такого понимания говорит буквальное значение 2Цар,2:11; 5:5, по которым в те семь с половиною лет, в которые Давид имеет свою резиденцию в Хевроне, царство его ограничивается одним домом Иудиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

108 Renan. Histoire gendral et Systeme compare des langues semitiques. 1855. Nouvelles considerations sur le caracter gineral des peuples semitiques et en particulier sur leur tendance au monotheisme. lournal asiatique 1859. Etudes d’histoire religieuse. 7 ed. 1864. Грау. Указ. сочинение. У нас вышеуказанное сочинение г. Беляева и довольно подробная «Характеристика семитических народов» Д. Хвольсона в Русском Вестнике. Т. XCVII. Стр. 423–475. 112 Кремер Альфр. Culturgeschichte des Orients unter den Chalifen. Wien. 1875. Band. I, S. 127–128. 114 Ibid. 383–384. Смотри также характеристику арабов у Ф. Ленормана в его Руководстве к древней истории Востока до Персидских войн. Перев. Каманина. Т. II. 52. 90. 115 Некоторые утверждают, что цари, по крайней мере, Саул, Давид и Соломон, действовали в некоторых случаях, как священники, принося жертвоприношения и преподавая народу священническое благословение. Так Ewald, Geschichte. В. III. S. 45, 173, 336. Alterthümer. S. 353. Гитцнг говорит, что при перенесении ковчега завета Давид действовал «как первосвященник». Geschichte В. I. S. 140. Поздняя попытка Озии, царя иудейского ( 2Пар.26:16 ), воскурить фимиам на алтаре кадильном есть будто бы попытка его восстановить право царей священнодействовать во храме, утраченное ими быть может после Иосафата. Но все те места ( 1Цар.13:8–14 ; 2Цар.6:17,18 ; 3Цар.8:3,4 ; 2Пар.1:6; 3Цар.8:62; 9:25 ), в которых видят подтверждение выше приведенного мнения о собственноручном принесении жертв царями, не исключают священнической помощи при этом; нигде не говорится, что Давид и Соломон собственноручно совершали при жертвах те действия, которые указаны законом священникам. Gust. Fr. Oehler, Theologie des Alten Testaments. 1874. B. II. S. 35. Köhler. Lerbuch. II. S. 17. 18. 116 Duhm. Die Theologie der Propheten. S. 45. Указание психологических различий, по сознанию самого Дума, зависит много от личного вкуса. 117 Iulius Wellhausen. De gentibus et familiis iudaeis, qune 1 Chr. 2. 4 enumerantur. Gottingae. 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между первыми двумя книгами Царств (книги Самуила) и двумя последними книгами Царств разница заключается главнейше в следующем 526 . В последних книгах Царств встречаются беспрерывные ссылки на закон 527 , чего мы не встречаем в первых двух книгах. В них мы встречаем также аккуратное исчисление лет каждого царствования и стремление определить точно время каждого события, между тем как в первых двух книгах совсем нет точных хронологических указаний, а если даются какие-либо числовые данные, то только в приблизительных круглых цифрах, как напр. 1 Ц. IV, 18: «Илия был Судьею сорок лет»; или VII, 2: «прошло лет двадцать»; или 2 Ц. V, 4: Давид царствовал сорок лет» (ср. XV, 7). Кроме того, в книгах III и IV Царств редактор постоянно указывает на источник, из которого он черпает свои сведения 528 , чего в двух первых книгах нет. В последних книгах Царств можно еще отметить: что писатель часто употребляет выражение «человек Божий» 529 ; что всегда пред именем царя упоминается этот титул; в них не говорится просто Давид, как почти везде в первых двух книгах, а царь Давид 530 ; в этих книгах о прозорливцах и пророках всегда также говорится «пророк такой-то», а не просто называя его по имени, как в первых двух книгах Царств. Из вышесказанного можно заключить, что первые две книги Царств, – или «книги Самуила», – редактированы лицом, или лицами, – иными, нежели те, которые начертали третью и четвертую книги Царств. Рассматривая эти две последние книги как одно целое 531 , мы должны признать, что окончательную редакцию Еврейская книга Царств (3-я и 4-я Царств) могла получить не позже, как в период времени между смертью Навуходоносора и завоевание Вавилона Персами, так как в этой книге (или книгах) нет намека на возврат из плена, и последнее упомянутое в ней событие 4 Ц. XXV, 27 – 30 есть вывод из темницы Иехонии царем Евил-Меродахом 532 . Вопрос о том, кто редактировал Еврейскую книгу Царств, есть вопрос спорный и трудный, и многие склоняются к мнению, что эта книга (т. е. 3-я и 4-я Царств) редактирована еще Иеремиею пророком, которому при восшествии на престол Евил-Меродаха было не более 91 года 533 Иеремия уведен был насильно в Египет Ионафаном после смерти Годолии 534 и по всей вероятности там умер 535 , так что собственно только последнюю главу 4-й книги Царств ему приписывать нельзя. Иудейское же предание издавна приписывало Иеремии начертание «сефер-мелаким» и по самому характеру языка книг 3-й и 4-й Царств и книги Иеремии нельзя не находить между ними большого сходства. Еще есть один веский аргумент в пользу начертания Иеремией «книги Царств», – это то, что в них ни одного разу не упомянуто имени пророка Иеремии, что естественно, если он сам начертатель ее, но не может быть объяснено, если бы кто другой говорил об истории царства и не упомянул имени великого пророка. Заметим, что в параллельных местах 2Nap. XXXV, 25 и XXXVI, 12, соответствующих 4 Ц. XXIII, 29 – 30 и XXIV, 19 –20, имя пророка Иеремии упомянуто 536 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010