III. 6. Благословен ГОСПОДЬ, яко услыша глас моления моего! 6. Благословен Господь, ибо услышал Он глас моления моего! 7. ГОСПОДЬ Помощник мой и Защититель мой: на Него упова сердце мое! И поможе ми, и процвете плоть моя: и – волею моею исповемся Ему! 7. Господь – Помощник мой и Защитник мой: на Него уповало сердце мое! И Он помог мне, и процвела плоть моя: и – из (глубины) хотения моего исповедаюсь Ему (открою сердце мое Ему)! 8. ГОСПОДЬ – утверждение людей Своих и Защититель спасений Христа Своего есть. 8. Господь – крепость людей Своих, и спасительная защита помазанника (Христа) Своего. 9. Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое: и упаси я, и возьми я – до века!... 9. Спаси людей Твоих и благослови достояние Твое: и упаси их, и вознеси их – до века!.. Примечания к Псалму XXVII-мy Ст. 1. В сем Псалме примером своим Давид указывает, где и как искать человеку выход в тяжелом положении своем. Ибо, хотя повсюду есть люди, подверженные многим бедствиям, однако – не многие из них прибегают к Богу: но большая часть или узду грызут, подобно упорным коням, или на воздух бросают суетные вопли, или, побежденные отчаянием, падают под бременем зол. И это – потому, что все они не имеют благой совести, и никогда не испытали, сколь имеет силы Божия Благодать, и потому не взирают на нее... Затем присовокупляет, какая нужда угнетает его, доходя до того, что он сравнивает себя с мертвыми, или „с нисходящими в гроб… „Да не премолчиши сказаны еврейским слогом в переносном смысле, взятом от людей, которые, будучи от кого-либо умаляемы, молчат, и ответствовать не хотят, и, следовательно – мольбы эти презирают. Ст. 2. Сие повторение... свидетельствует о том, что не с холодным духом молился Давид Богу, но горел к Нему великим желанием, причем внешним знаком такой устремленности его к небу являлось воздеяние им при молитве рук. Обыкновение воздевать руки вверх во время молитвы было известно людям во всех веках... „Храм разумеется, в сем месте – небесный... так, люди тогда приближаются к Богу, когда, оставя мир, проникают верой в небесную славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Никаких общебаптистских постов не имеется, разве что иногда пастор может призвать свою общину попоститься какое-то время, как правило, один день, ради какой-либо нужды (как он может призвать общину сделать пожертвование на определенное дело), но и такой призыв (равно как и призыв к пожертвованию) не вменяется членам общины в обязанность. Да и то, многие современные, особенно западные, протестанты не практикуют и таких редких, по назначению пастора, общих постов. Кроме того, в общеизвестных православных постах протестанты усматривают противоречие со словами Христа: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное , воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). Православные же, объявляя о своих постах, уже постятся не «втайне». III. Православные практикуют частичное пощение , когда они отказываются не от всякой пищи, а только от скоромной . Протестанты же не признают и не используют такого поста. Более того, в связи с тем, что православные разделяют пищу на постную (разрешённую в пост) и скоромную (в посты запрещённую), некоторые протестанты сравнивают их с упоминаемыми ап. Павлом отступниками от веры, которые в частности запрещают «употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» ( 1Тим.4:3 ). О сказанном в этих трёх пунктах и пойдёт речь в настоящей главе. I. О важности поста В Православии пост занимает весьма значимое положение в духовной жизни как одно из важнейших средств аскетизма и борьбы духа с плотью, о чём уже был начат разговор в предыдущей главе. Но так как протестантизм не признаёт необходимости аскетизма и усмирения плоти в деле спасения человека, то и пост протестант считает вещью маловажной и не имеющей большого смысла. Итак, насколько важен пост в духовной жизни истинного ученика Христова? Для начала рассмотрим несколько отрывков из Библии о посте. Христос предсказал, что после Его отшествия верующие « будут поститься ...» ( Мф.9:15 ). Ап. Павел свидетельствовал о себе, что он был « часто в посте » ( 2Кор.11:27 ). Пророчица Анна « день и ночь служила Богу постом и молитвой » ( Лк.2:37 ). Пророк Давид говорит о себе: « Колена мои изнемогли от поста » ( Пс.108:24 ). О православных всё это можно сказать: они действительно, по слову Христа, постятся , и постятся, подобно ап. Павлу, часто ; многие же из них, как пророчица Анна, постоянно пребывают в посте, нередко при этом, как праведный Давид, даже изнемогают от него. О себе такого протестанты, положа руку на сердце, никогда не скажут. Для исследования я нарочито спрашивая многих своих знакомых баптистов-активистов о том, как часто они постятся. Некоторые не постились ни разу в жизни; другие – два или три раза в жизни (по одному дню). То есть протестантское отношение к посту явно не библейское.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Но Иисус отвергает политическую и военную власть. Он – действительно Потомок Давида, но Царь, который будет править в ином, высшем смысле. В этом отношении интересен отрывок, который многим кажется загадочным: Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением ( Мк. 12:35-37 ). Здесь Христос воспользовался раввинистической формой аргументации, при которой внешняя противоречивость двух утверждений излагается и обсуждается таким образом, что подтверждается истинность каждого. Смысл слов Иисуса в том, что: 1 – Мессия есть Сын Давида. 2 – Мессия есть высшее существо, чья слава и власть далеко превосходят славу и власть Давида. В связи с этим, по мысли Христа, выражение «Сын Давидов» – это точная, но не вполне адекватная характеристика Мессии. Скорее, Христа правильнее называть «Сыном Божиим». Да, делают акцент Евангелисты, Он, конечно, «Сын Давидов», но более точно о Нем можно выразиться, что Он – «Сын Божий». Похоже, на этом можно закончить доказывать, что Иисус был тем самым долгожданным Потомком и Царем из рода Давидова, о котором многие столетия молились иудеи. Ранняя Церковь была убеждена в этом незыблемо . Кстати, интересный вопрос: а на самом деле был ли Христос потомком царя Давида? В критической науке есть мнение, что на самом деле Иисус не имел связи с родом Давида и такую связь искусственно придумали и потом в своих сочинениях (например, Евангелиях) развили ученики Христовы, чтобы подтвердить легитимность притязаний Иисуса на Мессианский престол. На это можно сразу, сходу возразить, что евреи, несмотря на то, что их родословия по большей части растерялись, все-таки отслеживали родословия такой линии, как царский род Давида. Но еще более определенные выводы мы можем сделать, если познакомимся с современными археологическими и историческими исследованиями. Как сегодня признано в науке, город Назарет (вряд ли кто-то будет отрицать, что Иисус происходил из Назарета) был особым образом связан с родом Давида. В древности этого города не существовало. Собственно, возникает город (вернее, поселок, потому, что во времена Христа здесь жило около 200 человек) около III или II века до Р.Х., когда сюда переселяется большая община евреев из Вавилона и Сирии, имеющих общее происхождение: все они – из рода Давидова. Это объясняет, почему Иосиф и Мария, оба происходившие из рода Давида, жили в таком захолустье.

http://azbyka.ru/parkhomenko/pokinul-li-...

Павел говорит: а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ). И Иоанн вот что говорит: так возлюбил Бог мир (3:16). Как скажи? Умолчав обо всем прочем, он указал на крест. Ибо сказав: так возлюбил Бог мир, прибавил: что отдал Сына Своего Единороднаго на распятие , дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Св. Иоанн Злат. прот. Иуд. сл. III). При всяком шествии и движении, при каждом входе и выходе, одеваясь и обуваясь, при умывании, пред трапезою, зажигая огонь, ложась в постель, садясь на место, – словом при всяком занятии нашем мы ограждаем чело свое знамением Креста, по преданию апостолов, которые внушали первым ученикам своим, а чрез них и всем верующим, чтобы они, в знак исповедания своего, полагали печать креста на лице и груди своей (Тертулл. о венце). Должно покланяться этому истинно драгоценному и досточтимому древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением Святого тела и крови, как говорит богоотец Давид ( Пс.131:7 ): пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. А что Давид говорит это о кресте видно из последующих слов: воскресни, Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за крестом. Мы покланяемся также и изображению честного и животворящего Креста , из какого бы вещества оно ни было сделано, покланяемся, – не вещество почитая, но изображение, как знамение Христово . Ибо Христос, беседуя с учениками Своими, сказал: тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси ( Мф.24:30 ), разумея под этим крест. Посему-то и ангел, вестник воскресения, говорил женам: Иисуса ищете назарянина распятаго ( Мк.16:6 ). И Апостол сказал: мы же проповедуем Христа распятаго ( 1Кор.1:23 ). Апостол не сказал – копьем прободенного, но – распятого. Итак, никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, коими мы живем; но как венец, носи крест Христов . Не просто перстом изображай его, но сему изображению пусть предходит и твое сердечное расположение и вера. Крестом низложено и попрано все стоящее на пути нашего спасения, злое и враждебное.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

По св. Афанасию Великому , Слово стало плотью, чтобы неизменным духом своим обновить дух человеческий. Указание на это святитель находит в пророчестве Иезекииля. «Когда же возвещается явление Слова во плоти, тогда какой надобно разуметь созидающий дух, кроме возсозидаемого и обновляемого духа человеческого? Ибо сие обетовал Бог, говоря чрез Иезекииля: и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно и Дух Мой дам в вас ( Иез. 36:36 ). Но когда это исполнилось, – не тогда ли, как пришедший Господь обновил всё благодатию?» т. III, К Серапиону, еп. Тмуйсскому, посл. 1, п. 9]. Духом Божиим в новом завете обновляется дух человеческий. Завету новому предстоит еще только быть, о чем возвестил иудеям Иеремия. Но еще ранее иудеи знали о завете вечном. И ветхий завет, и новый – всё это разные ступени одного вечного завета, которым вечный Бог, Эль Олам, обручил Себе Свое создание, Свою тварь, людей и Свой народ. Люди нарушали и нарушают этот завет, а вечный Бог неизменен в Своей милости и Своем завете. Скорбит пророк Исаия, видя измену народа своего союзу, завету с Богом: Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. 108 И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет ( Ис. 24:4–5 ). Нарушили вечный завет – вот в чем грех Израиля. Но тот же пророк взывает к согрешившим и на время отвергнутым: Жаждущие! идите все к водам... Приклоните ухо ваше, и придите ко мне; п ослушайте, и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду ( Ис. 55, 1.3 ). Равви Радак объясняет, что неизменные милости, обещанные Давиду, означают Мессию, поскольку имя Давид используется для Него, и написано, что Раб Мой Давид будет князем у них вечно ( Иез. 37:25 ) с. 167]. Сын Давидов пришел и зовет: Кто жаждет, иди ко Мне и пей! ( Ин. 7:37 ). Ветхий завет народ нарушил, не исполнил, не смог исполнить. Но чтобы не нарушился завет вечный, Бог заключает и уже иной завет через Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

10. Иоафам , сын Озии (756 – 741). Писание говорит о царе Иоафаме, что он делал дела угодные Богу, но не ходил в Храм. Такой вариант благочестия Священное Писание тоже отмечает, говоря, что перед лицом врагов «так силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего» (2 Пар. 27:6). Возможно, в Храм он не ходил под впечатлением наказания, которому подвергся его отец. При этом он «построил верхние ворота дома Господня» (4 Цар. 15:35). Власть его распространилась на аммонитян. Высоты попрежнему не были отменены. После него царем стал его сын Ахаз. 11. Ахаз , сын Иоафама(736 – 716 или 742 – 725). Известен он, в первую очередь, в связи с тем, что именно Ахазу пророк Исаия изрек пророчество о рождении Христа от Девы. Известен также Ахаз тем, что он был одним из величайших нечестивцев в истории Иудейского царства. «И он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его: он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом» (2 Пар. 28:1–4). «Даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых» (4 Цар. 6:14). Нечто подобное говорится потом и о царе Манассии. Возможно, речь идет просто о языческом обряде посвящения или очищения, который практиковался у многих народов. Но, не менее вероятно, и этому есть в Писании косвенные подтверждения, что здесь речь идет уже о настоящем служении Молоху, которое сопровождалось человеческими жертвоприношениями: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне» (Иер. 7:31). Из-за того, что Ахаз вступил в союз с ассирийцами, он оказался в осаде со стороны израильских и сирийских войск , которые пытались силой принудить его вступить с ними в коалицию. В связи с этим событием к нему и пришел пророк Исаия, предлагая любое знамение, которое бы показало ему, что Господь Сам хранит этот город. Ахаз предусмотрительно от этого знамения отказался, а отказался он вовсе не потому, что он стеснялся утрудить Бога, но потому, что это знамение связало бы его совесть и заставило его прийти в чувство и отказаться от идолослужения, которое он устроил в Иерусалиме. И когда он отказывается, Исаия ему и возвещает об Еммануиле (Ис. 7:12). Ахаз продолжал стоять на своем. «И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне» (2 Пар. 28:23). Взяв все ценности из Храма и дворца, он отправил их ассирийскому царю Тиглатпалассару III с просьбой о помощи. Тот разгромил сирийцев и разграбил Израиль. Иудея же лишилась своей независимости.

http://sedmitza.ru/lib/text/431186/

2. Чтобы человеческая душа очистилась от подобного рода лжи, Святое Писание, соизмеряясь с детьми, не избегало имен ни одного рода вещей, посредством которых Оно, как бы питая, постепенно поднимало наше понимание к высокому и Божественному. Ведь, говоря о Боге, Писание использовало слова, взятые из [области] телесных вещей, как то: «в тени крыл Твоих укрой меня» ( Пс.16, 8 ). Многое же Святое Писание заимствовало из [области] духовного творения, посредством чего обозначалось то, чего не было, но о чем следовало бы сказать таким образом, например: «Я... Бог ревнитель» ( Исх.20, 5 ); «Каюсь, что создал человека» ( Быт.6, 7 ). По поводу же того, чего вообще нет, Святое Писание не растрачивало слов, которыми бы Оно расцвечивало речь или сплетало загадки. Поэтому наиболее пагубно и суесловно тщатся те, кто отрезает себя от истины ошибкой третьего рода, [состоящей в том], что они усматривают в Боге то, что нельзя обнаружить ни в Нем Самом, ни в каком-либо виде творения. Ибо вещами, которые обнаруживаются в творении, Святое Писание имеет обыкновение воспитывать, словно забавляя детей, и соразмерно, как бы шаг за шагом, подвигая слабых к тому, чтобы они искали высшее и покидали низшее. То же, что свойственно [только] Богу, т.е. то, что не обнаруживается ни в каком виде творения, в Святом Писании излагается редко, как, например, то, что сказано Моисею: «Я есмь Сущий»; «Сущий... послал меня к вам» (Исх., III, 14). Поскольку некоторым образом глагол быть употребляется и в отношении тела, и в отношении души, то Он, конечно же, не сказал бы так, если бы не желал быть понятым каким-то отличным образом. Как раз об этом и говорит апостол: «единый имеющий бессмертие» ( 1Тим.6, 16 ). Но поскольку и душа некоторым образом считается бессмертной, то он не сказал бы «единый имеющий», если бы истинное бессмертие не было неизменчивостью, каковой не может обладать ни одно творение, ибо она принадлежит лишь одному Творцу. Это и говорит Иаков: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1, 17 ). А также и Давид: «Ты переменишь их, и изменятся, но Ты – Тот же» ( Пс.101, 27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

8 Суета сует, сказал Екклесиаст, все – суета! 12 .7. Здесь нет исповедания веры в бессмертие (ср. 3.19–21), но лишь утверждается, что жизнь и душа получены человеком от Бога (см. Быт 2.7, 3.19 ). Откровение о будущей жизни будет дано ветхозаветным людям позднее (III-II вв. до Р. Х.). По мнению большинства библеистов, эпилог составлен другим автором и проникнут духом Книги Притчей. 9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. 10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно. 11 Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря. 12 А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. 13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; IV. Псалтирь Псалмы слагались в ветхозаветной Церкви с самых ранних времен (см. Исх 15 ). Первые псалмы были написаны еще до Давида ( Пс 28 ), а часть из них – самим царем (2, 17, 23), большинство же псалмов с надписью «Давидов» (евр. «ле-давид», слав. «Давиду») принадлежит, однако, не ему. Надпись означает, что эти псалмы пелись во время богослужения в присутствии царя из рода Давидова. Книга Псалмов получила свою окончательную форму около II в. до Р. Х. Она состояла из пяти частей и являлась литургическим сборником. Пение псалмов сопровождалось музыкой, что отмечено во многих местах книги. Нумерация псалмов в евр. Библии не совпадает с нумерацией LXX и Вульгаты (принятой в русском переводе). Псалом 9 в греческом и латинском переводах соответствует 9 и 10 псалмам в евр. Библии. Пс 113 в греческом и латинском переводах соответствует 114–115 псалмам в евр. Библии. Псалмы 114–115 в греческом и латинском переводах в евр. Библии составляют один 116 псалом. Псалмы 146–147 в евр. Библии составляют один 147 псалом. Совпадают номера псалмов 1–8, 148–150, а от псалма 10 до 147 включительно нумерация в указанных переводах евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Cassian. Collat. XIII 11). Из этого рассуждения следует, что отношения между Б. и свободой не должны рассматриваться как причинно-следственные; в противном случае обсуждаемая проблема заходит в тупик или ее решение неизбежно приводит к ошибочным результатам. Прп. Иоанн подчеркивает, что обе силы, Б. и человеческая воля, всегда действуют одновременно и «согласованно» и «в деле нашего спасения равно необходимы» (Ibidem). «Нельзя думать,- отмечает он, полемизируя со сторонниками блж. Августина,- что Бог не дал человеку желания и возможности делать добро... и что природа человеческая способна лишь к одному злу... Если бы мы сами не могли созидать свое спасение, то апостол не сказал бы: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп 2. 12) (Ibid. 12). Вместе с тем прп. Иоанн дистанцируется и от позиции, занимаемой пелагианами, указывая, что человеку «недостаточно того, что вложено в него природой» (Ibid. III 15). «Чтобы мы не подумали,- пишет прп. Иоанн,- что в деле спасения не нужна нам помощь Божия, то он (ап. Павел.- М. И.) присовокупил: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп 2. 13)» (Ibid. XIII 12). В ходе полемики прп. Иоанн показывает, что рассматриваемая проблема носит антиномический характер и не может быть полностью решена в категориях рассудка. Наиболее ярким свидетельством этому служит следующее высказывание св. отца: «Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: «Бог мой, милующий меня, предварит меня» (Пс 58. 11); и следует за нашей волей, почему и говорится: «рано утром молитва моя предваряет Тебя» (Пс. 87, 14); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному» (Ис 65. 2), и мы Его призываем, ибо Давид говорит: «Весь день я... простирал к Тебе руки мои» (Пс 87. 10); ...Бог укрепляет нас, ибо говорит: «Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня» (Ос 7. 15), и увещает, чтобы мы сами укреплялись: «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» (Ис 35.

http://pravenc.ru/text/149313.html

h9 iii) О сравнении царя с Богом . Что касается стремления сравнить царя с Богом, то Сам Бог отверг такой грех Своим ответом одному из вопрошавших его: «Учитель благий, как мне унаследовать вечную жизнь? и Иисус сказал ему, зачем ты называешь Меня благим. Никто не благ, токмо един Бог». И первосвященник спросил Его: «Ты ли Сын Божий? Он сказал: «вы говорите, что Я… Иисус спросил учеников, за кого они почитают Его, и Симон Петр сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус запретил им говорить кому либо, что Он Сын Бога Живаго… Но перед государем царем многие говорят: Ты, государь, Бог земной, и государь не запрещает так называть себя. Патриарх Никон много раз говорил царю, когда был в Москве и после, чтобы он запретил безумцам на будущее время называть его Богом, но царь молчал и не слушал того, кто говорил такие слова, как царь Давид: наш Бог на небеси. Он не поревновал князьям Апостолам, о которых написано в Деяниях XIV, 11–18, что когда их приняли за богов, то они сказали: О, люди. Что вы делаете? Мы люди со страстями, подобно вам, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю и море и все, что с ним. Они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти домой. Видишь, как они чисты от гордости, и не только не пожелали почестей, но обезпокоились, когда ее им воздали… h9 iv) Никон о тщете земного величия. О необходимости оцерковления жизни Послушай, новый Арий. Что есть царь? Один мудрец сказал: он сегодня – царь; а завтра умирает; а, когда человек умирает, он наследие ползучих животных и червей. Начало гордости – когда человек отходит от Бога, и сердце его отворачивается от Творца, ибо гордость есть начало греха, и имеющий ее изливает мерзость. За это Господь наказует человека ниспосланием на него несчастий " … В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ воскликнул: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу, и он, быв изеден червями, умер» (Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010