35 В последнее время археологами «минималистами» высказывались сомнения относительно датировки укреплений Мегиддо временем Давида и Соломона – теперь их предлагают датировать IX b. до Р.Х. 36 M. Noth, Das System der zwoelf Staemme Israels (Stuttgart, 1930); A. Alt, Die Staatenbildung der Israeliten in Palaestina (Leipzig, 1930) 37 Johannes Pedersen, Israel I-II (Copenhagen and London, 1926), Introduction and Part II; Der Eid bei den Semiten (Strasbourg, 1914) 38 George E. Mendenhall, BA, XVII, No. 3 (September 1954); воспроизведено в Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East. 40 A. Lods, in Studies in Old Testament Prophecy, ed. H.H. Rowley (Edinburgh, 1950), pp. 103–110; Archives Royales de Mari, ed A. Parot et G. Dossin, II (Paris, 1950), Letter No. 90; III (Paris, 1948), Letter No. 40; M.Noth, BJRL, 32 (1950), pp. 194–206. 41 «Гива», в переводе с древнееврейского, означает «холм». в. Олбрайт датировал следы первоначального поселения на этом месте последней четвертью XIII b. до Р.Х. Это как раз то поселение, которое было уничтожено около 1100 г. (следы пожара), что связывают с войной израильских племен против колена Вениаминова. Уже вслед за этим в Гиве была построена крепость Саула, которая по крайней мере два раза тоже подвергалась разрушению. 42 В последние годы некоторые историки- " минималисты» поставили под сомнение историчность предания о правлении Давида. По их мнению, дошедшая до нас редакция VIII b. до Р.Х. едва ли могла сохранить достоверную информацию о событиях начала Х в. и служить основой для исторических реконструкций. Даже они, однако, признают, что в основе сохранившегося повествования должны были лежать какие-то реальные события. Ведь все предание о Давиде носит апологетический характер, оно признано оправдать его действия (такие, например, как убийство Абнера, военачальника Саула, убийство его наследника, сотрудничество с филистимлянами и пр.). Другие источники, кроме Библии, никаких упоминаний о Давиде не содержат. Найденный в 1993 на городище Телль Дан фрагмент стелы с арамейской надписью, в которой упоминается «дом Давида» (bytdwd) оказался подделкой (ее автор имел весьма слабое представление о нормах арамейской грамматики, поэтому разоблачить подделку удалось довольно легко – см. David Found at Dan, Biblical Archaeology Review (BAR), March/April 1994 (Order this issue); and Avraham Biran, More Fragments from «David» Stela Found at Dan, BAR, September/October 1994.). Правда, египтологом К. Китченом (Ливерпуль) недавно было высказано предположение, что имя Давида все-таки содержится в победной надписи египетского царя Шешонка (библейского Шишака) в храме Амона в Карнаке. Шешонк совершил поход в Палестину около 925 г. до Р.Х. Его надпись содержит более ста связанных с Ханааном топонимов. В числе тех, которые имеют отношение к югу Палестины – h(y)dbt dwt – что можно перевести как «высоты Давида».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

а) В смысле буквальном эти обетования Божии относятся к сыну и преемнику Давида Соломону. Сам Давид относит их именно к Соломону; точно также и этот относит их к себе (I Парал., 22:7; III Цар. 3:6). Ближайшим образом, действительно, все эти обетования и исполнились на Соломоне. b) Во всей же полноте эти великие обетования, данные Давиду, могут быть относимы только к великому отдаленному потомку, которого Исайя пророк называет отраслью от корня Иессеева (9 гл.), т. е. к мессии – Христу. В самом деле, как отнести к Соломону обетование Божие об утверждении его престола во веки? Ап. Павел, приводя в своем послании к Евреям (1 гл. 5 ст.) слова этого обетования: «Аз буду Ему Отцом, и он будет Мне Сыном», замечает: «кому бо рече когда от ангел: Аз буду ему во Отца и той Мне в Сына» и прямо относит их к Иисусу Христу. с) Арх. Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении от нее Спасителя, говорит: «и дает ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковля во веки, и царствию Его не будет конца» ( Лк. 1 ). Разве эти слова не похожи на слова обетования Давиду? d) Сын Давида Соломон был, таким образом, прообразом духовного потомка Давида. Сделанное первым, было началом и подобием того, что совершил Мессия. Третья книга Царств Вся книга делится на две равные части. В первой части (1–11 гл.) содержится история царствования Соломона до распадения царства поего смерти. Во второй – содержится история первых четырех царей Иудейских и первых восьми царей израильских, Период времени обнимаемый простирается до 125 лет. Глава 2-ая. Завещание Давида Соломону, и утверждение царства Соломонова. 1–2 ст. Умирающий Давид внушает сыну своему Соломону послушание и верность повелениям Господним и в этом полагает основу твердости и мужества. 5–11 ст. Давид завещает Соломону поступить по всей строгости с Иоавом не из личной мести, но по справедливости, ибо Иоав изменнически убил двух знаменитых вождей – Амессая и Авенира. Давид сам не отмстил ему из опасения произвести народный мятеж, ибо Иоав имел в народе сильную партию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

языке (в Дагестане - более 20), заметны черты груз. стилей в архитектуре. После присоединения Кахети и Эрети у Г. появилась общая граница с Ширваном. Был заключен брак дочери Давида Тамары с наследником ширваншаха. При преемниках св. Давида в вост. части Ширвана на условиях вассальной зависимости от Г. была восстановлена власть ширваншаха; подобное положение сохранялось до нашествия монголов. Заключенный в 1116 г. династический брак между дочерью Давида Катаи и севастократором Исааком Комнином, сыном визант. имп. Алексея I Великого имел целью укрепление отношений с Византией. Г. поддерживала отношения и с крестоносцами, к-рые считали ее дружественной страной: сохранились свидетельства об участии войска св. Давида Строителя во взятии Иерусалима крестоносцами (1099). На протяжении XII и 1-й четв. XIII в. Г. оставалась сильным централизованным гос-вом: Димитрий I (1125-1156), Георгий III (1156-1184), св. царица Тамара (1184-1207/13) и Георгий IV Лаша (1207/13-1222) с успехом продолжали политику св. Давида Строителя. Активная позиция Г. вынудила турок-сельджуков уступить города от Ширвана и Рана до Басиани и Спери. В царствование св. царицы Тамары были одержаны победы над сельджуками при Шамкори (Шамхоре) в 1195 г. и Басиани в 1203 г., к-рые обеспечили безопасность юж. границ Г. При содействии царицы Тамары была основана Трапезундская империя (1204), во главе к-рой встал визант. царевич Алексей I Великий, состоявший в родстве с Багратионами и живший в Г. Создание сопредельной Г. империи, населенной в основном картвельскими племенами и ориентированной на Г., имело для последней важное значение. Политическое и военное могущество Г. зиждилось на развитой экономике и сельском хозяйстве. Г. торговала с Ираном, Египтом, Сирией, Византией, рус. княжествами. Высокого уровня достигли просвещение, культура и искусство. Происходило взаимовлияние христ. и мусульм. культур, развивались философия, история, правоведение, светская лит-ра («Витязь в тигровой шкуре» (Вепхисткаосани) Шота Руставели, XII в.), живопись, зодчество (храмы Баграта (Кутаиси), Светицховели (Мцхета), Алаверди (Кахети), Самтависи (Картли), Никорцминда (Рача) и др., XI в.; комплексы Гелатский (Зап.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Глава 7. Давид — царь Йехуды (Иудеи) и Израиля . . . . 262 и Давида за царство над Израилем . . . . 262 III. Библейский рассказ о строительстве Давидом Израильской империи . . . . 280 Экскурс. Библейские данные о переписи населения при Давиде. 286 «Дальний дом» Давида (2 Сам. 15:17). Смерть царя . . . . 287 и моавитской Стеле Меши . . . . 295 Глава 8. Раскопки в Хирбет-Кейафе и государство Давида . . . . 317 III. «’Ишба‘ал» в надписи из Хирбет-Кейафы . . . . 328 Теофорные имена с компонентом «-ba‘al». . . . . 328 Топонимы с компонентом «-ba‘al». . . . . 331 Экскурс. YHWH-ГOCNOДЬ и религиозные представления о Баале . 332 Отдельные аспекты образа YHWH-ГOCNOДA в Библии/ и представления о Ба‘але. . . . . 332 Ба‘ал и гиксосский Сутех (Сута). . . . . 335 Миссия Моисея. «Золотой телец» и Ба‘ал. . . . . 337 Ба‘ализм в Египте в царствование Рамсеса II и Исход . . . . 342 Распространение культа Ба‘ала в Северном царстве . . . . 346 Вместо заключения Царствование Соломона, сына Давида. Разделение Израильского царства по смерти Соломона на Южное (Йехуда) и Северное (Израиль) . . . . 364 царства Соломона (ок. 970/969–931 гг. до н. э.) . . . . 364 активность Соломона. Укрепление армии. Некоторые аспекты религиозной политики. . . . . 368 III. Кризисные явления во второй половине царствования Соломона . . . . 374 Список цитируемых работ. . . . . 385 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/book/6025809

С именем Давида надписывается большая часть псалмов в Псалтири; в Новом Завете некоторые псалмы, не имеющие надписаний в еврейской Библии, считаются псалмами Давида, например II пс. ( Дeяh. IV. 7 ). По этой причине издавна в Христианской Церкви установился обычай называть всю Псалтирь «Давидом» ( Ebp. IV, 7 ) или «Песнию Давида» 35 . Давида можно считать творцом Псалтири по преимуществу еще и потому, что все последующее писатели псалмов старались подражать ему как в содержании своих псалмов, так и во внешней форме изложения. Им было положено начало употребления псалмов во время богослужения и с этою целью были организованы три больших хора певцов и музыкантов, состоявших под управлением мужей, известнейших в то время по своим музыкально-певческим способностям: Асафа, Емана и Идиоума. Недаром Давиду за такие великие услуги для еврейского псалмопения усвояется в св. Писании имя «сладкого певца Израиля» ( 2Цap. XXIII, 1 ). Надписания над псалмами Все псалмы в Библии, кроме цифрового обозначения, имеют особые надписания. Эти надписания или означают свойство псалмов, например, «песнь», «псалом», «молитва»; или сообщают нам об авторе их, например, «псалом Давиду», «Асафу и т.д.; или указывают на имена лиц, к которым псалмы были отсылаемы для употребления при храме, например, «Идифуму», «Сынам Кореовым», «Ефаму» и т.д.; или отмечают обстоятельства, послужившие поводом к написанию псалма, например, псалом Давиду, егда отбегаше от лица Авессалома, сына своею (III пс.) и т.д.; или, наконец, заключают в себе богослужебно-уставные указания относительно порядка богослужебного употребления и способа музыкального исполнения их, например, «песнь степеней», «псалом песни в день субботный» (XCI, CXIX), «О осмом» (пс. VI, XI), «О точилех» (VIII пс. LXXX) и т.д. Деление псалмов по содержанию Псалтирь, как сборник, состоящий из 150 священных песней, написанных многими лицами по самым разнообразным историческим обстоятельствам, отличается многопредметностью своего содержания. Каждая священная песнь здесь является воспроизведением того внутреннего состояния, какое переживали поэты при данных обстоятельствах, поэтому богатство и разнообразие внутренней жизни человека вызывало соответствующее этому обилие мыслей и чувств, составляющих содержание этих песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

21:16. Оружие. Копье (или только наконечник копья, поскольку древко едва ли было медным) филистимлянина весило 300 сиклей, что составляет около 7,5 фунта – половину веса копья Голиафа ( 1Цар. 17:7 ). В выражении «опоясан новым мечем» использовано неизвестное понятие, возможно, указывающее на некое особое отличие. 21:17. Светильник Израиля. В храме должен был постоянно гореть светильник ( Исх. 27:20 ). Горящий светильник символизировал присутствие Бога среди израильтян, а также их процветание и надежды на будущее. Вообще говоря, выражение «светильник Давида» означает надежду ( 3Цар. 11:36 ; 4Цар. 8:19 ), и его использование в данном контексте указывает на то, что династия Давида отражает заботу Бога о царстве. В угаритском и аккадском языках это понятие обычно выражает идею нерушимости власти и божественного присутствия. Ассирийского царя Тиглатпаласара III называли «светочем человечества». В старовавилонском языке род, не имеющий потомков, уподоблялся угасающему светильнику. 21:19. Древко копья как навой у ткачей. Вероятно, указанное копье было оснащено ремнем и кольцом для метания, что делало его похожим на деревянный стержень с кольцами – приспособление для приподнимания галева ремизки в ткачестве. Этот тип копий использовался в Эгейском регионе и Египте в начале железного века (1200–900 гг. до н. э.). Сохранились художественные изображения египетских и греческих женщин, занимающихся ткачеством при помощи этого приспособления. 21:20–22. По шести пальцев на руках и ногах. Уродства были в древности объектом пристального внимания и поводом для различных умозаключений. Сохранилось целое собрание месопотамских текстов предзнаменований, в которых описаны врожденные отклонения, в том числе лишние пальцы на руках и ногах. 22:1–51 Победная песнь Давида 22:1–51. Победные песни. Одним из способов празднования победы и ее увековечения было сочинение и воспевание песней. До нас дошли тексты самых разнообразных песней древнего Ближнего Востока первой половины 3-го тыс. до н. э. В одном ассирийском перечне песней, составленном примерно за столетие до Давида, содержится около 360 названий песней, относящихся к десяткам различных категорий. Воспевание песни в ответ на помощь божества, принесшую победу, – тема, часто встречающаяся в Библии. Цари Египта и Месопотамии (хотя их творчество невозможно отнести к тому же жанру, что и древнееврейские псалмы) сочиняли посвятительные гимны богам, в которых благодарили их за победу над врагами. Например, ассирийский царь Тукультининурта I (1244–1208 гг. до н. э.) сочинил длинный эпический гимн, посвященный Ашшуру, в котором благодарит бога за победу над Вавилоном и оправдывает завоевание Вавилона ничтожеством его правителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

История противоборства Давида с Г. имеет ряд параллелей в лит-ре древнего мира, когда в бою между представителями 2 сторон решался исход более важного противостояния (автобиография хеттского царя Хаттусили III (XIII в. до Р. Х.), древнеегип. история о Синухете), и в античной лит-ре (в «Илиаде» Гомера в описании боя Париса и Менелая, Гектора и Аякса), ср. также в 2 Цар 2. 12-17, где повествуется о сражении между 2 группами воинов, равных по численности. Религ. характер противостояния Г. и Давида и контраст образов главных героев (не сведущий в военном деле юноша-пастух и хорошо вооруженный воин-гигант) выводят библейское повествование на иной смысловой уровень, чем в схожих текстах. В поэтической форме победа Давида над Г. отображена в Пс 151 (по LXX). Согласно др. преданию, убийство Г. приписывается некоему Елханану (2 Цар 21. 19). В 1 Пар 20. 5 сообщается, что он победил не Г., а его брата Лахмия. Пытаясь согласовать эти тексты с основным сюжетом, нек-рые авторы либо истолковывают имя Елханана как один из вариантов имени Давид ( P á kozdy; Honeyman. P. 23-24), либо видят в нем свидетельство более древнего описания сражения с Г., перенесенного в цикл преданий о Давиде (Yadin). В святоотеческой экзегезе сражение Давида и Г. рассматривается в аспекте духовной брани. Пастух Давид выступает против вооруженного Г., «воплощенной башни», чтобы яснее открылась сила Божия ( Ioan. Chrysost. In Gen. 46. 3//PG. 54. Col. 425-426). Пастух низложил воина, поразив его духовным камнем, будучи укреплен верой ( Ioan. Chrysost. Contr. Anomoeos. 11. 1//PG. 48. Col. 797). Давид в сражении с Г. был вооружен броней, к-рая есть Сам Христос ( Aug. Ep. 75. 2//PL. 33. Col. 252). Побеждая Г., символизирующего диавола и его служителей, Давид освобождает свой народ от более страшной участи, становясь прообразом Иисуса Христа ( Ambros. Mediol. Apologia prophetae David. 3//PL. 14. Col. 856; Caes. Arel. Sermo 121. 5//CCSL. 103). Отсекая голову Г. мечом, он предвосхищает низвержение диавола Крестом Господним ( Theodoret. Quaest. in Reges et Paralipomena. 41//PG. 80. Col. 568).

http://pravenc.ru/text/165253.html

S. 290). И Кейль (Die Bucher Samuels, s. 322) высказывается в том смысле, что в своем тогдашнем положении Давид должен был умерить свой гнев на Иоава. Но назначение Амессая было, как мы уже говорили, мерой политического благоразумия, каковою оно и оказалось вначале, приведши к Давиду Иудино колено. Так на него смотрят Эвальд (Geschichte, III. S. 258), Köhler. (Lehrhuch, II. S. 357–9. Anm. 3), и др. Отрешение Иоава от должности также не может быть названо несправедливостью по отношению к нему. Каждый древний, и особенно, каждый восточный царь, хорошо сознавал, что он во всякое время совершенно свободно может назначить и отставить каждого из своих чиновников. Это знают и сами назначаемые им, и никто не находит в этом соблазна. По отношению к Иоаву Давид имел и некоторое нравственное право отставить его. Несомненно, Иоав оказал большие услуги Давиду и его царству. Но он совершил и тяжкие преступления, навлекавшие на него тяжелые наказания. Он своевольно убил Авенира, и тем привел тогда Давида в сильное смущение. Он недавно убил Авессалома, вопреки ясно выраженной воле царя. «Это последнее, было для Давида тем чувствительнее, что оно не только лишало его одного из сыновей, но и самым тяжким образом вредило царскому авторитету, так как весь народ слышал повеление царя пощадить жизнь Авессалома. ( 2Цар. 18:5; 11:12 ). Такое преступление и никакой царь, даже настоящего времени, не оставил бы безнаказанным, даже для высоко заслуженного генерала. Царская немилость и отрешение от должности были бы его следствием». Köhler. Lehrhuch, II. S. 357–8. Anm. 3. Ср. Эвальд, III, 258; Богородский. Еврейские цари, 239; Лопухин. Библ. история, II, 251. Кажется, обольщение Вирсавии, и смерть Урии отклонили от Давида, и даже вооружили против него известного ему советника, совет которого считался за изречение Божье, Ахитофела из Гило. Ахитофел был, кажется, дедом Вирсавии по отцу. Вирсавия называется дочерью Елиама ( 2Цар. 2:3 ; Аммиила в 1Пар. 3:5 ). Елиамом называется сын Ахитофела из Гило, один из тридцати семи храбрецов Давида ( 2Цар. 23:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

В Израиле расшифрован библейский текст на глиняной табличке времен царя Давида Москва, 11 января 2010 г. В Израиле профессор одного из университетов в процессе изучения древнейшей надписи на иврите пришел к сенсационным выводам. Как оказалось, письменный источник, перекликающийся по смыслу с Библией, относится ко временам св. царя Давида. Научное открытие сделал профессор Хайфского университета Гершон Галиль, который является специалистом по ивриту и Священному писанию. Историку-лингвисту удалось расшифровать надпись на глиняной табличке, найденной полтора года назад при раскопках Киафы - провинциального городка Иудейского царства, расположенного в долине А-Эла, сообщает Седмица.Ru . До сих пор исследователи спорили, на каком языке составлена надпись на обломке обожженной глины размером 15х16,5 см, сделанная протоханаанским письмом около X века до новой эры, приблизительно во времена правления царя Давида. Хотя протоханаанским письмом пользовались многие народы Ближнего Востока, профессор Галиль доказал, что надпись составлена на древнем иврите. В качестве аргумента, подтверждающего гипотезу, ученый указал на корни отдельных слов, которые характерны именно для иврита и еврейской культуры, и почти не встречаются в других языках региона. Таким образом, надпись, найденная на раскопках Киафы, является древнейшим текстом на иврите, значительно более древним, чем знаменитые Кумранские свитки. Учитывая, что город был на периферии царства, в центре страны письменность должна была быть развита гораздо сильнее. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что первые книги Священного писания были записаны, по меньшей мере, на 700 лет раньше, чем предполагалось ранее. До сих пор среди ученых господствовала точка зрения, согласно которой письменный иврит появился только в III веке до нашей эры, и книги Священного писания не могли быть записаны до того. Надпись на пластинке, сделанная кисточкой с краской, свидетельствует, что в те времена евреев заботили те же проблемы, что и в настоящее время. Автор текста, близкого по содержанию, но не идентичного отдельным фрагментам Ветхого завета (Исайя 1:17, Псалмы 72:3, Исход 23:3), призывает власти заботиться о вдовах, сиротах и герах (неевреях, принявших иудаизм). Согласно найденному отрывку, государство дает всем этим категориям защиту и справедливость, а также обязуется не обижать бедняков и геров. Впрочем, эксперты считают, что СМИ поторопились с сенсационными выводами, поскольку по поводу датировки Священного писания в научных кругах существуют различные мнения. Однако сам факт обнаружения древнейшей надписи на иврите оспаривать не приходится. А это само по себе является значительным научным открытием. 11 января 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33494.html

В те же годы на горе Сион и в Армянском квартале определяли размеры и конструкцию дворца Ирода ( Bahat, Broshi. 1975; Tushingham. 1985) и обследовали территорию к северу от Старого города ( Ben-Frief, Netzer. 1974). При строительных работах в окрестностях древнего И. (лес Ха-Шалом и др. зоны) было найдено большое количество различных артефактов. В последние годы активно раскапывается крепостное сооружение эпохи средней бронзы (до XVI в. до Р. Х.) над Гихоном (руководители Р. Рейх, Э. Шукрон). Как выясняется, И. той эпохи был гораздо более развитым, чем представлялось, а городской источник воды был хорошо защищен. По мнению Э. Мазар, в городе Давида был обнаружен дворец царя Давида, но ее вывод не получил общего признания ( Finkelstein e. a. 2007; Mazar E. 2008). В городе Давида, возле Силоамской купели, обнаружена улица с системой канализации (эпоха Ирода). В 2007-2008 гг. на площади перед Стеной Плача раскрыта (Ш. Векслер-Бдола) большая часть малой кардо, прежде не изученной. Крупномасштабные раскопки 2007-2009 гг. в зап. части города Давида (Д. Бен-Ами), прежде практически не исследовавшейся, позволили уточнить зап. границы города в эпоху железа (в X-VIII вв. до Р. Х.) и пролить свет на историю Нижнего города И. классических периодов. Так, впервые в И. были обнаружены архитектурные постройки, относящиеся к периоду эллинизма (III-II вв. до Р. Х.), множество керамических изделий: чернолаковой греч. керамики, штампов, родосских амфор и др. Раскрыт монументальный жилой комплекс, датируемый I в. по Р. Х., с подвальными складскими помещениями и рядом микв, разрушенный римлянами в 70 г. Постройку предложено идентифицировать как дворец царей Адиабены, упомянутый Иосифом Флавием ( Ios. Flav. Antiq. IV 9. 11; V 6. 1; VI 6. 3). Обнаружены также слои, относящиеся к рим., ранневизант. и раннеараб. периодам ( Ben-Ami, Tchekhanovets. 2008). Для археологии эпохи НЗ важны раскопки могильников в Акелдаме, обнаружение останков распятого человека (Гиват-ха-Матос, в окрестностях И.), многочисленные находки комплексов с оссуариями (в т. ч. гробница рода первосвящ. Каиафы ). Место, почитаемое ранними христианами, изучено С. Гибсоном в окрестностях И. (т. н. Пещера Иоанна Крестителя, см. раздел о ранневизант. периоде) ( Gibson. 2009). История И. при Давиде и Соломоне по письменным источникам

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010