Духа, или, что то же, благодатное оправдание и освящение человека» 439 . Здесь отец Малиновский обращает внимание на то, что действие Святого Духа было «ощутительно для души человеческой», как и общение со Христом было для людей «ощутительно для внешних чувств», и естественно возникает вопрос: если мы во Христе, и Дух Божий присутствует в нас, то является ли такое общение со Христом и такое принятие Духа Святого ощутительным для наших душ и внешних чувств? Давая определение термину «благодать», отец протоиерей пишет: «Божие свойство, часто обозначаемое в Новом Завете словом “благодать”, есть любовь, благоволение, милость Божия, проявляющиеся в различных дарах и благодеяниях Божиих к людям… Полнота любви Божией, явленная вообще в искуплении, изливается на людей и в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления, возрождает и вспомоществует им соделывать свое спасение» 440 . То есть Дух Святой, «Сокровище благих и жизни Подателю», необходим нам и для усвоения даров Искупления, совершённого Господом Иисусом Христом, и прежде всего таких, как: милость, прощение и оправдание. Христос видел преимущества и необходимость в получении нами Духа Святого. Сказано: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:16–18, 26 ). Масло в библейских текстах символизирует помазание от Духа Святого, а, как мы помним, «если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» ( Рим.8:9 ). Дух Христов – есть и Дух Бога Отца – и это Дух Святой. В подтверждение этой мысли сравним два текста: 1) «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ); 2) «верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф.3:17 ). Само слово «Христос» означает «Помазанник», следовательно, и слово «христианин», происходящее от него, тоже означает «помазанник».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» (гл.4). Подобных текстов много. Апостольский собор постановил об отмене обрезания: «Изволися Духу Святому и нам» (гл.15). Апостол Павел говорил в прощальной речи, что Дух Святый поставил пресвитеров Церкви (гл.20). И в посланиях апостольских Дух Святый называется всегда в качестве высочайшей, Божественной Реальности.»»… Потому что вы не приняли духа Рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. … Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (к Римлянам, гл.8). «Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святаго Духа – со всеми вами» (к Коринфянам II, гл.12). «Ибо дал нам Бог Духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (к Тимофею II, гл.1). Дух святый – Третья Божественная Реальность в мистическом опыте Церкви. Исповедание о Духе Святом вначале было кратким, но вскоре оказалось, что этого недостаточно: «…Между людьми, расположенными признать за Сыном безусловное, существенное подобие Отцу и даже принять по отношению к двум первым Лицам Святыя Троицы термин «единосущие», имелись такие, которые отказывались распространить это понятие на Святаго Духа. Мало-помалу спор обратился в эту сторону, и позиции определились» (аббат Л.Дюшен, цит.соч., стр.248). В конце 1У века Символ веры был дополнен более пространным изложением о Духе Святом, которое ошибочно (цит.соч.. стр.297) приписывается Константинопольскому собору 381 года: … И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном Споклоняема и сславима, Глаголавшаго через пророков. Позднее на Западе этот догмат оформился с одним несущественным дополнением: «Иже от Отца и Сына (Филиокве) исходящаго». Нам дико теперь слышать, что из-за одного этого слова «ФИЛИОКВЕ» совершилось так называемое «разделение церквей», последовали тысячелетние споры церковных мудрецов Востока и Запада, написаны многие книги… Интересно впечатление неискушенного наблюдателя уже в XIX веке – запись в «Дневнике» русского чиновника А.В.

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или опасность, или меч, как написано: за тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас; ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим. 8:35 – 39 ). Вот какова была любовь в апостолах! А в нас есть ли подобная любовь к Богу, хоть малая искра такой любви? В большинстве людей вовсе нет любви, что видно из дел людских; в немногих горячность любви постоянной, неотпадающей. Ибо большинство людей предано веку сему и бесчисленным пристрастиям житейским, отлучающим от Бога: один купил поле и хочет посмотреть его; другой пять пар волов и хочет испытать их; иной женился, потому не может придти на вечерю Божию. Враг нашего спасения, зная хорошо силу искренней любви человеков к Богу, придумал тысячи предлогов и породил и порождает тьму страстей человеческих, приковывающих его к плоти и Миру, и разлучающих от Бога, или бесчисленные ложные учения, ереси, секты и расколы, чрез которые разлучает на веки людей от Бога и коими вооружает людей и народы друг против друга, между тем как Бог и святая и апостольская Церковь старается соединить их в едино духовное таинственное Тело под Главою единою – Христом, одушевляемое одним Духом Святым. Дышит ли в светской литературе дух веры Христовой, дух горнего царствия и спасения вечного, дух любви к Богу и Господу Иисусу Христу и дух истинной любви к ближнему, желающей ему вечного спасения во Христе Иисусе? Нет и нет. В ней дышит дух Мира сего, дух прогресса века сего тленного, но не христианского; если дышит иногда и некоторая добродетель века сего – добродетель не во имя Господа Иисуса, а добродетель естественная, гражданская и общественная или воинская. Как же христианину надо обращаться с светскою литературою? Обращаться с осторожностью, читать немного, только по необходимости и больше заниматься словом Божьим. Между светскими писателями, надо избирать только духовно-благонамеренных, отличающихся христианским духом; не имеющих же христианского духа, занятых исключительно миром, его страстями, – не читать. Как на театр смотреть? Как на – пустую суету века, ибо нет здесь нимало Духа Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но тебе кажется, что пришествие Святого Духа испрашивается в молитве во время жертвы, и что Он желает показать Свое явление на конкретном месте. Но тогда ты сможешь достойно мыслить о Святом Духе, если не последуешь разумению плоти, враждебной Богу (Рим. 8:7). Ибо прежде всего надо обратить внимание на то, что блаженный Павел сказал верным: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16)? Апостол, конечно, как сказал, внемлет обетованию Спасителя нашего, говорящего: Я попрошу Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек; Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; но вы познали Его, потому что Он пребывает с вами и в вас (Ин. 14:16, 17). Вот, Господь Иисус дал Своим верным Духа Святого, чтобы Он мог быть с ними вовек и пребывать в них. Если обетование Спасителя истинно, в чем не сомневается ни один христианин, то необходимо, чтобы Дух Святой не отходил от верных: которые не будут забраны, кроме тех, кого Бог изгнал из Своего присутствия. По этой причине блаженный Давид говорит: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Святого Твоего не лиши меня (Пс. 5:13). Когда же Дух Святой покоится на правильно поклоняющихся Богу, с вечным жилищем, как же они требуют, чтобы Он был послан к ним? Потому что, конечно, они не были бы достойны участвовать в жертве, если бы в них не было Святого Духа. В котором и святой апостол напоминает нам о молитве , говоря: Молитесь во всякое время духом и наблюдайте в Нем во всякой просьбе и прошении (Еф. 6, 18). Как же они требуют, чтобы им было послано то, что было дано им от Бога, и не знают, что Он пребывает в них непрестанно? Или, может быть, прежде чем святые люди начнут молиться, Дух Святой покоится в них, а когда почувствует, что они молятся, тотчас же удалится? А если бы это было так, то лучше было бы, чтобы святые люди никогда не молились и постоянно имели в себе Духа Святого, чем иногда оставляли молитву: следовательно, Его пребывание оказалось бы не полезным, а вредным, как говорит евангелист, потому что надо всегда молиться (Лк. 18, 1). Он повелевает всегда. Но кто в здравом уме скажет, что молящийся в Духе не имеет в себе Духа? Или, может быть, в то время, когда приносится жертва, ты думаешь, что Дух Святой действительно находится в тех, кто изливает молитву, а не в том самом месте, где приносится жертва? Но кто столь мудр, как не тот, кто заблудился? Или кто подумает о сошествии Святого Духа на месте, кроме того, кто одержим плотскими помыслами и по этой причине отрезан от духовной мысли, хочет мыслить божественно, как мыслит по-человечески; и так думает о Духе Божием, наполняющем мир, как он может думать о человеческом или ангельском духе? Когда тот Дух Святой наполняет все творение так, что Сам Он всегда един и везде пребывает.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

По православному христианскому учению, открытому нам в Священном Писании и хранимому в Святой Церкви Христовой, Дух Святой есть третье Лицо Святой Троицы. Ему принадлежит такая же слава, честь и поклонение, как Богу Отцу и Богу Сыну. Дух Святой обладает такими же совершенствами бытия, как и первые два Лица Божественной Троицы. Это значит, что Духу Святому присуще всеведение, всемогущество, вездесущие. Это значит, что Дух Святой есть Творец всего видимого и невидимого мира. Это значит, что одним из свойств Духа Святого является благодатное возрождение, спасение и освящение людей. Вот над этим последним из перечисленных свойств Святого Духа мы и задумаемся сегодня, обратив свое сердечное внимание на то, что собою представляет благодатное освящение верующих Господом Богом Духом Святым Животворящим. Это благодатное освящение состоит в том, что Сам Дух Святой невидимо сообщается всем истинно верующим, вселяясь в каждого достойного христианина и пребывая в нем Своею силою. Поэтому святой апостол Павел и восклицает в Первом послании к Коринфянам: " Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? " (1 Кор. 3, 16). Что же нужно для того, чтобы стать храмом Святого Духа? И как вселяется в человека Дух Святой? Для того, чтобы принять в свое сердце Духа Святого, недостаточно одного лишь желания. В Царство Святого Духа, в Царство Божие может войти только тот, кто является истинным христианином, то есть человеком не только крещеным, но таким, кто непрестанно духовно совершенствуется, обновляется, духовно возрождается. Господь говорит: " …если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие… " (Ин. 3, 5). А вот слова святого апостола Павла: " …истина во Иисусе,— отложить прежний образ жизни ветхого человека,.. а обновиться духом ума вашего… " (Еф. 4, 21–23). Вселение Святого Духа в человека происходит через усердную молитву. Сам Господь наш Иисус Христос говорит, что если мы в молитве будем просить Духа Святого, то " Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него… " (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Евгений Горячев Всматриваясь в бытие Святого Духа " loading="" decoding="" title=""/> Проповедь преподавателя СПбПДА протоиерея Евгения Горячева, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в день Святого Духа. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Духов день, дорогие братья и сестры, посвящен тому, чтобы Церковь всмотрелась в лице своих верных чад в одно из самых таинственных, непостижимых и необъяснимых явлений во внутренней жизни Пресвятой Троицы. Сын воплотился, и видевший Сына видел Отца, поэтому, когда Бог Отец изображается на иконах в антропоморфном виде, это хотя бы объясняется логически. А Дух Святой, кто Он? Как Он выглядит? В виде ангела, в виде огненного языка, в виде голубя? Всякий раз мы задаем себе этот вопрос и понимаем, что бытие Святого Духа не только невидимо, но недоведомо и непостижимо больше чем бытие Лиц Пресвятой Троицы в Первой и Второй Ипостаси. И вместе с тем Церковь посвящает духовному переживанию жизни одно из самых больших мест. «Святым Духом всяка душа живится» . Когда мы смотрим и думаем об основах мироздания, мы понимаем, что у истоков стоит Дух Святой: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:1-2 ). Бытие человека духовно по преимуществу: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). Наконец, все, что сотворено, в своем бытии создается, поддерживается и низводится на другую степень бытия Духом Святым: «Отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс.103:29 ). И вот, наконец, жизнь Церкви. Пятидесятница, получившая название дня рождения Церкви. Церковь, которая получает силу свыше в день пятидесятый, но на все времена, и это преодоление исторического, метафизического Вавилона связано с бытием Духа Святого. Поэтому Церковь настраивает нас на то, чтобы всмотреться в Дух Святой особым образом. И мы всматриваемся и понимаем, что те слова, которые обращены к личной жизни каждого христианина, они говорят нам о том, что Дух Святой должен касаться и нас. Вы духовны, Духом и водитесь (ср. Гал.5:25 ). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Плод же Духа есть «любовь, радость, мир, долготерпение» ( Гал.5:22 ) и так далее. И мы спрашиваем сами себя: чувствуем мы это? Да, пожалуй, чувствуем, когда участвуем в сакраментальной жизни Церкви: исповедуемся, причащаемся, ожидаем Пасхи и встречаем ее как ничто на этом свете. Мы чувствуем веяние Духа Святого, но Бог ждет, чтобы наши переживания носили не эпизодический характер. Он ждет, чтобы мы обновились всецело и необратимо. «Но обнови нас молящих Ти ся» , – взываем мы на каждой Божественной Литургии. И вот в связи с этим мы спрашиваем сами себя: а это всецелое и необратимое обновление мы видим в себе и в Церкви?

http://azbyka.ru/propovedi/vsmatrivajas-...

Свободный от всяких страданий, безопасный от ярости и козней дьявола, Иисус входит в покой Божий; тотчас открылись ему двери Рая, в который Он обещал сегодня же ввести с Собою разбойника, куда ведет Он души и всех Своих последователей, которые вместе с Собою, в этом последнем Своем вздохе, как Милосердный Первосвященник, передает в руки Своего Отца. «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» ( Ин.10:28–29 ). Вот почему христиане знают, на чем основывается их утешительная уверенность и в чьи руки они отдают при наступлении смерти свои души на сохранение до дня воскресения. Вот почему первомученик Стефан, умирая под камнями своих убийц, молился: «Господи Иисусе! прими дух мой» ( Деян.7:59 ). Вот почему и многие другие из мучеников христианских, умирая, говорили: «О, Господи Христе, Ты мой Спаситель, в Твои руки предаю я дух мой». Или: «Отче, в руце Твои предаю я дух мой, Ты избавил мя, Господи Боже истины». Христианин! Будет ли этот вздох и твоим предсмертным вздохом? О, старайся, чтобы ты мог отдать твою душу на хранение до дня воскресения в такие надежные руки. Блажен, кто при последнем конце своей жизни, когда исчезают и мысли, и чувства, бывает достоин того, чтобы передать свою душу в руки Всемогущего Отца с уверенностью, что никто не вырвет ее из этих рук. Таковой утешительной уверенности вполне достаточно для того, чтобы умереть в мире. Имеющий такую веру знает, что душа его и среди бушующих волн смерти безопасна и остается невредимою. Я в руках моего Отца, я знаю это, и больше мне ничего не нужно знать, для меня совершенно довольно знать о месте покоя. А что будет от момента моей смерти до того часа, когда все умершие услышат глас Сына Божия и откроются их гробы, это я представляю Ему и Его благой воле. При последнем конце своем я молюсь: «Отче, в руки Твои предаю дух мой», и, всецело возложив на Него свою надежду, умираю с миром. Да сподобит нас Отец наш Небесный такой мирной кончины! Но, о мои возлюбленные братие! Кто не знал на Небе никакого Отца в продолжение своей жизни, тот может ли вручить Ему дух свой при смерти? Кто отвергает Сына, у того нет и Отца ( 1Ин.2:23 ). «Никто не приходит, – говорит Он Сам, – к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Вот почему и проповедуется теперь Его имя, дабы вы уверовали в Него и по этой вере сделались чадами Божиими. Блажен, кто может при последнем своем вздохе передать свой дух в руки Отца, но страшно попасть в руки Живого Бога, Который никогда «поругаем не бывает» ( Гал.6:7 ) и из рук Которого никто не может спасти. Да защитит и сохранит нас от сего Отец наш Небесный!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Святой Дух: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор.6:19 ). Бог Отец: «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». ( 2Кор.6:16 ). Сын Божий: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» ( 2Кор.13:5 ); «А если Христос в вас, то тело мертво для греха». ( Рим.8:10 ). Примечательно, что эта типология имеет почву в двух посланиях в коринфскую церковь , то есть написанных одним автором. Это не разрозненные утверждения, а единое целое: вся Троица живет в христианине. И если так, то что мешает считать Святого Духа такой же личностью, как Отца и Сына? «Когда же придет Он, Дух Истины, Он введет вас во всю истину, ибо Он не будет говорить [λαλησει – говорить, рассказывать, беседовать, возвещать] от Себя, но будет говорить [λαλησει] то, что слышит [ακουει – слышать, слушать; выслушивать, прислушиваться, внимать, понимать], и грядущее возвестит [αναγγελει – возвещать, объявлять, рассказывать, сообщать, пересказывать, открывать] вам». (Иоанн 16:13, ПЕК). Святой Дух может как слышать, так и говорить, что присуще только личности. Хотя в принципе это и может некоторыми пониматься в метафорическом смысле, но реальность происходящего не позволяет этого делать. Условно можно сказать, что дерево слышит человека, и человек выслушивает дерево. Но чтобы дерево слышало природу и все в точности передавало человеку и научало его, и более того, говорило в человеке – невозможно. По тексту Ин.16:13 Святой Дух не просто сообщает нечто, а рассказывает именно то, что слышит и возвещает грядущее. Это полная реальность происходящего, а не метафорические образы. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал [ειπεν – говорить, сказать]: отделите Мне [μοι] Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». ( Деян.13:2 , ПЕК). В таких случаях, слово «сказал» Свидетели Иеговы предпочитают понимать небуквально. Это можно было бы предположить, но здесь стоит обратить внимание на интересное употребление личностного местоимения «Мне» и связующего глагола «отделите», что на самом деле не позволяет отходить от буквального смысла. Невозможно предположить, чтобы неодушевленная сила сказала (сообщила), чтобы именно для нее «отделили» кого-либо, которых она «призвала». И Свидетели Иеговы игнорируют буквальный смысл:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Слово Божие не только свидетельствует о личностном характере Святаго Духа, но и открывает нам основополагающую истину, что Он является Божеством: «Господь есть Дух» ( 2Кор. 3:17 . Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» ( 2Цар.23:2–3 ). Для Давида Дух Господень и Бог Израилев – единое Лицо. «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян.5:3–4 ). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3:16 . Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). В приведенных словах имя стоит в единственном числе (во имя): Отец, Сын и Святой Дух соединены одним именем. Апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы как равночестные: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» ( 2Кор. 13:13 . «Так хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, – в тебе обозначилось уже, что оставлен ты Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающего, объемлется душевною слепотою» (Свят. Василий Великий . Беседа 24. Против савеллиан, Ария и аномеев). О Божестве Иисуса Христа в предшествующих наших ответах говорилось неоднократно. Почему в православном видении загробной жизни нет чистилища? архимандрит Тихон (Шевкунов) Для православного человека рай, Царство Небесное – это таинственное единение человека с Богом, когда христианин становится наследником Небесного Царства и усыновляется Богом через веру в Иисуса Христа, что является высшей и конечной целью человеческого бытия. Именно ради этого – об ожения человека – и воплотился, претерпел страдания и воскрес Господь наш Иисус Христос. Напротив ад – катастрофическое состояние полного отторжения человеческой души от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Словом, это значит – быть христианином. Только в Господе Иисусе Христе человек впервые проявился полностью единым по существу, триединым. И в этом богоподобном триединстве он обрел и единство своего существа, и бессмертную богоподобность, и жизнь вечную, – поэтому вечная жизнь заключается в познании Триединого Бога ( Ин. 17, 3 ). Уподобиться Триединому Господу, исполниться «всякой полнотой Божией» ( Кол. 2, 9–10 ; Еф. 3, 19 ), стать совершенным, как Бог ( Мф. 5, 48 ), – вот наше призвание, и в нем надежда нашего знания – «знания святого» ( 2Тим. 1, 9 ), «знания небесного» ( Евр. 3, 1 ), «знания Божия» ( Флп. 3,14 ; Еф. 1,18 ; Рим. 11, 29 ). Только в Церкви Христовой мы ощущаем живо и бессмертно, что мы «призваны к одной надежде нашего звания» ( Еф. 4,4 ). Одно звание для всех людей, и одна надежда для всех людей. Это звание живет и непосредственно переживается Церковью и в Церкви «со всеми святыми через святые таинства и святые добродетели» ( Еф. 3,18–19 ). И мы тогда ощущаем «одно тело и один дух» «со всеми святыми». «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе» ( Рим. 12, 5 ), «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело,... и все напоены одним духом. Тело же не из одного члена, но из многих... Членов много, а тело одно. И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12, 13–14, 20, 27 ). Надежда, ведомая верой и любовью евангельской, приводит нас к осуществлению и осознанию нашего звания, нашей цели, нашего призвания – богосовершенства. А все это может происходить только в Богочеловеческом Теле Христовом (Церкви) посредством Его Богочеловеческих сил, которыми живут все члены этого единого святого тела, в котором один духДух Святый. «Дух Истины» ( Ин. 15, 26 ) – это Соединитель всех душ христиан в одну душу – соборную душу, и всех сердец – в соборное сердце, и всех духов – в один дух – соборный дух Церкви, в одну веру – соборную веру Церкви. Это и есть то соединение и единство тел, и единство духа, в котором все происходит от Отца через Сына в Духе Святом, ибо «один Бог , ... производящий все во всех» ( 1Кор. 12,6 ; Рим. 11, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010