12 ст. Возлюбленные! Огненного искушения для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, т. е. не смотрите на страдания, как на что то неожиданное, странное и непонятное для вас. 13 ст. но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. В страданиях великий и таинственный смысл, чрез них вы делаетесь участниками в страданиях Христовых. Радуйтесь, ибо чрез страдания во 2-е пришествие Господне вы будете и участниками славы Его. 14 ст. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. Посему, если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, потому что уже вы предиспытываете то блаженство, которое ожидает вас на небе, уже здесь на земле, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас уже теперь; теми, т. е. вашими мучителями и людьми неверующими, Он хулится, а вами – в вас – прославляется, т. е. чрез ваши страдания, чрез ваше бесстрашное исповедание веры во Христа. 15 ст. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; Но не все и всякие страдания имеют цену в очах Божиих, а посему бойтесь того, чтобы кто либо из вас не пострадал, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое. Такие страдания, как должное возмездие за проступки, постыдны, их должно стыдиться. 16 ст. А если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. А если кто будет страдать как христианин, за имя Христово, не имея за собою никакой другой вины, то не стыдись таких страданий, не ропщи на Бога, а, напротив, прославляй Бога за такую участь, т. е. честь. 17 ст. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? Страдания христиан за имя Христово собственно есть предизображение того суда Божия, который будет над самою Церковью , т. е. обществом верующих, в последние времена, и который исподволь и постепенно начинается уже теперь. Страдания это – испытания нашей веры. И теперь уже все неустоявшие в вере при страданиях сами отпадают от Церкви, но многие из колеблющихся, многие из недостойных членов Церкви остаются в ней. Тогда же последует окончательное отделение их от истинно верующих. И если этот суд Божий начинается с дома Божия, т. е. с Церкви, как общества верующих, и если прежде с нас – христиан начинается, то какой же конец ожидает тех, которые не покорились Евангелию?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Отношение Троицы Божественных Лиц к Церкви и к каждому ее члену с полной ясностью выражено Иисусом Христом в последний период Его земной жизни, когда Он говорил уже без притч. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:16, 23, 26 ). Ранее Иисус говорил своим ученикам о земном образце единства: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Таким образом, существенное пребывание Троицы в Церкви по благоволению Отца вследствие крестного подвига Воплотившегося Сына благодатью Святого Духа проявляется через соборность даже минимального количества членов Церкви, собранных во имя Иисуса Христа. Никто в Церкви не одинок, ибо каждый есть член ее, а все вместе – ее единое тело. Ни пространство, ни временные границы не нарушают кафолической соборности Церкви и ее единства с Триипостасным Богом. Славословие Троицы составляет необходимую часть сакраментального служения Церкви. Крещение начинается славословием «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и совершается через троекратное погружение в воду с призыванием Лиц Святой Троицы. В Евхаристии доксология Троицы неоднократна: начальное славословие «Благословено Царство...», начало анафоры в чине литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста : «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа», «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Аскетический подвиг христианина проникнут верой в непосредственное Богообщение с Живоначальной Троицей, что прекрасно выражено в молитве преподобного Иоанникия Великого: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». Православная экклезиология раскрывает отношение Троицы к миру в следующей формуле: Отец приводит нас к Сыну (свидетельствует о Сыне) водою (крещением Иисуса Христа от Иоанна и крещением всякого христианина, приходящего в мир); Сын приводит к Духу кровию (отданной за нас сначала предвечно, затем, в исполнение времени, на Кресте, и каждодневно в Новом Завете проливает в Евхаристии); Дух возвращает к Отцу (в Благовещении, Пятидесятнице, в последующем Домостроительстве Церкви). Духом – с самой Пятидесятницы – движется вся жизнь Церкви: вероучительная (изволися Святому Духу и нам – Деян.15:28 ), таинственная (устрояетесь в жизни Божиим Духом – Еф.2:22 ) и нравственная (Духом водимся и живем, и пожинаем плод духа – Гал.5:18, 22, 25 ). Так, три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном ( 1Ин.5:7–8 ). Это двоякое свидетельство есть откровение о Богочеловеке Иисусе Христе и Его деле. 5. Тринитарная экклезиология и Крест Христов

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Вера является источником и средоточием всей религиозной жизни христианина. Основана она на познании Бога. Чем больше человек познал Бога (прежде всего опытно), тем глубже и сильней его вера. Жизнь христианина – постоянное возрастание в вере, восхождение по ступеням к совершенству. Святые отличаются от обычных людей, прежде всего полнотой веры – живой, могучей, чистой. Легко увидеть как наивна мысль, что вера есть самовнушение. Разве самовнушение может возрастать и совершенствоваться. Истинная вера всегда связана с нравственным началом. Именно у праведником мы видим впечатляющее соединение глубокой веры и высоких нравственных качеств. Для людей, не имеющих религиозного опыта, покажется неожиданной мысль о том, что вера не что иное как знание. Точное знание о Боге, о духовном мире. Нет лучшего способа убедиться в этом как прибегнуть к опыту. Если человек послушает святых отцов, которые познали тайны духовной жизни, и последует их совету, то ему откроется мир, который он раньше не знал. Мир, в котором нет случайностей и хаоса, а действуют точные законы. Чтобы познать Бога и духовную жизнь, несомненно, нужен разум. Поэтому разум и производные слова от этого понятия (разумный, уразуметь и др.) в Библии встречаются 360 раз. Например: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ; «Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» ( Ос. 14:10 ; «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» ( Мф. 22:37 ; «Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем» ( 2Тим. 2:7 ). Без участия разума не могло быть воздвигнуто величественное здание христианского богословия, изумляющее красотой и соразмерностью. Строителями его были люди, которые по силе своего интеллекта и всесторонней образованности могли бы стать светилами в любой области светской науки. Достаточно вспомнить некоторые имена: Василий Великий , Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , Григорий Палама и др.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

12) Человек состоит из тела, души и духа, который и остается бессмертным, по разлучении с телом и душою: «и возвратится прах в землю, чем от и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес.5:23 ). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа» ( Евр.4:12 ). В Откровении, как мы видели, содержится учение о двусоставности, а не трисоставности человеческой природы: человек состоит из двух начал: души и тела. В Священном Писании духовное начало в человеке безразлично называется то душою, то духом. «Выходила из нее (Рахили) душа... Испустил Исаак дух» ( Быт.35:18, 29 ). «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф.26:38 ). «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). «Не оставлена душа Εго в аде» ( Деян.2:31 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» ( 1Кор.7:34 ). «В людях, – говорит святой Иоанн Златоуст , – нет никакого различия между духом и душою; но эти два названия обозначают одно и то же, как тело и плоть, человек и разумное животное». 786 В 1 Послан. к Фесс. ( 1Фес.5:23 ), по мысли апостола, дух не есть особое начало параллельно стоящее в отношении к душе, а особенный духовный строй (обновление духа – Рим 7:6, 6:4 ), возникающий в душе христианина, при помощи Святого Духа; следовательно дух есть та же самая душа, только после благодатного своего обновления ставшая жить во Христе новою духовно-благодатною жизнью. 787 «Мы слышали многих братьев в Церкви, – пишет святой Ириней Лионский , – которые имели пророческие дарования и через Духа говорили разными языками и для общей пользы выводили наружу сокровенные тайны людей и изъясняли таинства Божии; таковых апостол называет также духовными, и они духовны по причастию Духа. Если же не будет в душе Духа, таковой поистине есть человек душевный и, оставшись плотским, будет несовершенный... По апостолу ( 1Фес.5:23 ), совершенны те, кто и Духа Божия в себе пребывающего имеет, и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т.е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему». 788

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

14:26). «Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам» (Иоан. 16:14). Итак, дело Святаго Духа одинаково с делом Христовым в том отношении, что Он будет возвещать апостолам тоже самое учение, какое они слышали от Христа. Вот почему Дух Святый именуется у апостола Павла «Духом Христовым» (1 Петр. 1:10). Это значит не то, что Он, как учит латинская церковь, исходит предвечно не от одного Отца, но вместе и от Сына, а то, что Он временно послан будет Христом к апостолам для научения и утешения их. Сам Христос ясно различает то и другое, говоря: «егда приидет Утешитель, Егоже Аз пошлю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Иоан. 15:26). Еслибы Дух предвечно по бытию исходил от Сына, как и от Отца, Христос не сказал бы о Духе, что Он исходит от Отца, а прибавил бы: и от Сына.    Союз Христа с верующими в Него, по слову апостола, получает силу от союза их со Святым Духом, так что кто не имеет Духа, тот и «не Христов», т. е. не христианин. Все верующие во Христа получают Святаго Духа в таинстве миропомазания. Со времени миропомазания верующие во Христа становятся храмами Святаго Духа. «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас, яко телеса ваша храм живущего в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога и несте свои» (1 Кор. 3:16, 6:19). Горе тем, которые грехами своими осквернили этот храм. Дух Святый удалился от них с Своею благодатию. Она уже не проявляет в них своей спасительной силы, судя по тому, что они живут не по-христиански, ведут себя словно нехристи, так что ничем не отличишь их от некрещеных людей. И потому справедливо Апостол называет их чуждыми Христа, как людей, лишившихся благодати Святаго Духа. Она в них не действует. Душа их перестала быть храмом Святаго Духа и подверглась опасности сделаться жилищем бесов. Не будем, братие, доводить себя до такого состояния. Если же случится с кем это несчастие, да поспешит он возвратить благодать Святаго Духа посредством раскаяния, не теряя надежды, что Дух Святый, по милосердию к раскаявшемуся грешнику, снова водворится в душе его, очистит ее от всякия скверны и снова соделает ее достойною общения со Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1Ин.5:4 .  Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. 1Ин.5:5 .  Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Исполнение заповедей Божиих человеком встречает для себя препятствия в виде противодействия боговраждебных начал – мира, плоти и диавола (см. 1Ин.2:15–16 ). Но христианин силою благодати, подаваемой через веру в Бога и Господа Иисуса Христа, твердо противодействует соблазнам и искушениям, идущим от мира, и, наконец, побеждает весь боговраждебный мир. Апостол «объясняет, в чем состоит победа и через что она совершается; тем и другим называет веру, т. е. веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни еллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (блаж. Феофил.). Победа над миром, совершенная Иисусом Христом ( Ин 16:33 ), является вечным источником, из которого христиане, по вере во Христа, почерпают благодатные силы для своей личной победы над миром. 1Ин.5:6 .  Сей есть Иисус Христос , пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. 1Ин.5:7 .  Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1Ин.5:8 .  И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 1Ин.5:9 .  Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Вера в Божество Иисуса Христа (ст. 5) образует самую сущность и главное основание христианства, и именно против этой веры направляли все свои силы лжепророки и еретики апостольского века. Потому Апостол теперь указывает те твердые и незыблемые основания, на которых покоится та вера. Возвращаясь к началу своего послания 1Ин.1:1–3 , Апостол теперь подробно раскрывает и обосновывает свидетельство о Христе, вера в Которого победила мир. Свидетельствами того, что Иисус есть Христос Сын Божий, служат прежде всего «вода» крещения, «кровь» крестной смерти на Голгофе и «дух», т. е., благодатные дарования Св. Духа: свидетельства эти подтверждает Дух Божий, Который есть истина (ст. 6). Но свидетельство Духа Божия находится в полном согласии со свидетельством – Бога Отца о Своем Сыне ( Мф.3:17, 17:5 и др.) и Господа Иисуса Христа о Себе Самом ( Ин.1:18, 3:11, 8:14, 10:36 ; Мф.26:64 и др.), потому что все три Лица Пресв. Троицы едино суть по существу (ст. 7). Этим высоким небесным Свидетелям соответствуют три земных свидетеля: дух, вода и кровь (ст. 8). «Сказав это, подтверждает слова сии доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем-либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога. Ибо это свидетельство о Сыне Божием, т. е. о Христе, не от Самого ли Бога?» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   в) лишится благодати: наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией (Евр. XII:15).   10. Господь наш Иисус Христос оживляет церковь Своею благодатию    Справедливость мысли, что Господь оживляет церковь Своею Божественною благодатию, вытекает из того, что Господь И. Христос есть глава церкви: ибо если Христос есть действительно глава церкви, а она тело Его, то как же возможно, чтобы Он не проникал ее Своею силою? Мысль сия утверждается на обетовании Спасителя ниспослать на землю Всесвятого Духа, который бы пребыл в церкви во век (Иоан. XIV:16, 17) – обетовании, действительно исполнившемся в свое время (Деян. II:2).    С тех пор, этот Всесвятой Дух, Дух Христов, нисходит, во-первых, на всех христианских пастырей в таинстве священства, и облекает их силою и властию, постоянно в них обитающею (2 Тим. I:14), – учит, священнодействовать и пасти духовное стадо.    Нисходит, во-вторых, на всех верующих в таинстве крещения, где возрождает их и соделывает живыми членами таинственного тела Христова; – в таинстве миропомазания, где сообщает им силы для укрепления и постепенного возрастания в жизни духовной, а затем – и во всех прочих таинствах.    Нисходит, в-третьих, на всех верующих, пастырей и пасомых, или справедливее – постоянно почиет на них (пока они остаются того достойными) своими духовными дарами, как Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия. Дух страха Божия (Ис. XI:2, 3); постоянно приносит в них (если они не противятся) свои духовные плоды – любовь, радость, мир, долготерпение благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. V:22, 23) и все прочие добродетели.    Нисходит, наконец, на некоторых верующих в своих особенных, чрезвычайных дарованиях, и одному дает слово премудрости, другому слово разума, иному дарование исцелений, иному действия сил, иному пророчество; одному рассуждение духовное, иному роди языков, другому же сказания языков (1 Кор. XII:7 – 11).    Всего же яснее и осязательнее мы усматриваем единение Христа с церковию и со всеми ее членами в таинстве евхаристии: здесь каждый христианин преискренне приобщается плоти и крови Христовой, а с ними приемлет в себя всего Христа, и каждый после того, может сказать, по примеру апостола: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. II:20). От сего-то происходит совершенное единение верующих как со Христом – главою церкви, так и между собою: ибо все они оживляются одним и тем же Духом (1 Кор. XII, 10), живут одним и тем же Христом, и мнози суще, подлинно, едино суть тело (1 Кор. XII:12). – (Сост. по Правосл. догматич. Богосл.» митр. Макария, ч. II, стр. 305 – 306).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

А святые добродетели — все в святых таинствах и все от них рождаются: от веры и Крещения рождаются святые таинства и святые добродетели. А через всех их и во всех их главный Архитектон, верховный Зодчий нашего спасения=нашего обогочеловечения=нашего отроичения — это Утешитель Благий=Дух Святый.    В благодатно-добродетельном подвиге созидания себя с помощью святых таинств и святых добродетелей главная добродетель — это молитва. Ей учит нас Сам Дух Святой. Святой Апостол говорит об этом: Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим.8:26). А Дух Святой обитает в нас и научает нас всему Богочеловеческому и спасительному, если мы подвизаемся в святых добродетелях. Не имеют Духа Святого живущие по своим похотям и в безбожии; теряют Духа Святого не живущие в святых таинствах и святых добродетелях, то есть отпадающие от Богочеловеческой веры (см. Иуд.18—19). Поэтому ко всем христианам обращено благовестие и заповедь святого Апостола: А вы, возлюбленные, назидайте себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым (Иуд.20).    Созидая себя святыми таинствами и святыми добродетелями, христианин воздвигает в своей душе бессмертный иконостас: икона в нем — и каждое святое таинство, и каждая святая добродетель. А через всех их и во всех их — наше бессмертие, наша богочеловечность, наша христоблаженная вечность. В них же и над ними — Утешитель Благий, наполняющий нашу душу радостью и блаженством предивного Царства Троичного Божества. И мы тихо произносим слова молитвы: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа... научи ны оправданием Твоим: зане помолитися, якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны».    Дух Святой подается взыскующим Его Богочеловеческой верой, молитвой, любовью, смирением и вообще любой Богочеловеческой добродетелью и подвигом. Вся история Церкви свидетельствует о том, что Дух Святой приобретается подвижничеством. Каждый Богочеловеческий подвиг обогащает человеческую душу Духом Святым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Монах и дух времени 22 Архимандит Захария Захару : Во-первых, я хотел бы поблагодарить Бога, даровавшего мне это драгоценное время, которое я разделяю с вами, и удостоил меня стать причастником даров Святого Духа, которые Бог излил на вас. Так как наша Церковь является не чем иным как соучастием, в дарах благодати. Затем я хотел бы выразить особую благодарность Высокопреосвященнейшему Архиепископу и Митрополиту Андрею, который в течение последних девятнадцати лет различными способами проявлял свою добрую волю, заинтересованность и поддержку по отношению к нашему монастырю. Сейчас мы хотим поговорить о монашеском духе и о духе мира. Как мы только что слышали, в писаниях Святых Отцов, процитированных Высокопреосвященнейшим Андреем, есть много вдохновленных свыше слов о конце времен. Чем ближе к концу, тем большей становится честь, привилегия быть монахом, и даже быть христианином. Святые Отцы говорят нам, что в давние времена, наши отцы славились великими чудесами, воскресением мертвых. Но христиане последних времен, которые сумеют сохранить веру, обретут большую славу на небесах, большую даже, чем те отцы, которые творили эти чудеса. Я хотел бы остановиться только на одном слове Господа из Книги Откровения. Там сказано, что в последние времена «святый да освящается ещё» и «нечистый пусть ещё сквернится» ( Откр. 22, 11 ). Мы всегда должны иметь молитву, подобную этой: «Всемогущий Иисусе, будь ещё милостив к нам, снова и снова.» В первом Соборном Послании святого Иоанна мы читаем: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин. 4, 3–4 ). Итак, дух этого мира, дух времени, есть не что иное, как дух сатаны. Не Бог дал сатане власть над миром, но человек. Ещё в раю, с тех пор как человек отвернулся от Лица Живого Бога и приклонил ухо к лукавым советам дьявола, он не перестал склонять свои ум и сердце ко злу; и посредством всех грехов и беззаконий, совершенных на протяжении веков, он позволил вражеской силе получить все большую власть, и сатане – стать «князем мира сего» ( Ин. 14, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Дон Ферберн пишет об этом так: «Любой евангельский христианин, который хотя бы поверхностно знаком с Православием, заметит драматическую разницу в формах богослужения православных и евангельских христиан. Вместо хорошо освещенных, относительно неукрашенных помещений – полутемные залы с большим количеством икон и свечей. Общее пение (под аккомпанемент органа, пианино или группы прославления) обычно заменено пением хора без музыкального сопровождения. Проповедь во время богослужения не занимает такого выдающегося положения, как у евангельских христиан, хотя Литургия в основном состоит из чтения избранных мест из Священного Писания. Большая часть богослужения проходит за иконостасом, вне поля зрения мирянина. Подобная атмосфера кажется чужеродной для евангельских христиан, и эта чужеродность легко может вызвать у них множество вопросов о Православии» . Хотя протестантам свойственно не столько спрашивать – о, если бы они только спрашивали и слушали, вдумываясь в ответы православных! – сколько обвинять и всему давать свои извращённые оценки. Таким образом, в настоящей главе я ставлю своей задачей дать библейско-историческое оправдание главным элементам православного Богослужения и устройства храма. Для начала важно понять, что значит поклоняться Богу в духе? «В духе» значит, прежде всего, « в Духе Святом " 354 . После грехопадения Адама до самого дня Пятидесятницы никто из людей не имел Духа Святого в себе, как говорил Христос Апостолам: «Он с вами пребывает и в вас будет » ( Ин.14:17 ); заметим: в Апостолах, как и других учениках Христа (и вообще в праведниках Ветхого Завета после грехопадения Адама) Духа ещё не было, а вошёл Он в человека впервые только на десятый день после вознесения Христова. О ветхозаветных людях обычно говорится, что Дух Святой сходил и почивал на них, а не в них: «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (Моисеем), и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать... Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане» ( Числ.11:25–26 ); «опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар.2:15 ); «И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий» ( Числ.24:2 ); «и сошел Дух Божий на Саула» ( 1Цар.11:6 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010