Бог открывает уста пророкам и наполняет их Своим красноречием, как Он говорит в следующем стихе: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх.4:12 ). Но Бог также говорит через пророка Давида: «Открой уста твои, и Я наполню их» ( Пс.80:11 ). И Павел говорит: «Дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать благовествования» ( Еф.6:19 ). Таким образом, Бог отверзает уста тем, кто возвещает слово Божье. Боюсь, однако, что, напротив, есть и такие, чьи уста отверзает дьявол . Ибо очевидно, что дьявол открывает уста лжеца, чтобы он лгал. Дьявол открывает уста тому, кто лжесвидетельствует, он открывает уста тем, кто извергает из них всякие мерзости и непристойности. Боюсь, что дьявол открывает также уста злоречивым и клеветникам (ср. Рим.1:30 ) и произносящим «праздное слово», за которое «дадут они ответ в день суда» ( Мф.12:36 ). Кто сомневается в том, что дьявол открывает уста тех, кто злобно говорит о Всевышнем и не исповедует «Иисуса Христа, пришедшего во плоти», ( 2Ин.1:7 ) или «кто скажет хулу на Духа Святого, тому не простится ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 , ср. Лк.12:10 )? Хочешь, я на примере Писания покажу тебе, как дьявол отверзает уста тем, кто произносит хулу на Христа? Обрати внимание на то, что сказано об Иуде, где говорится, что «вошел в него сатана» ( Ин.13:27 ) и что «диавол уже вложил в сердце Иуде предать Его» ( Ин.13:2 ). Получив деньги, он открыл уста свои «и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» ( Лк.22:4 ). Поэтому распознавать уста, которые открывает дьявол, – не такой уж малый дар, такие уста и слова не различить без благодати Святого Духа. Вот почему при распределении духовных дарований добавлено, что определенным людям дано «различение духов» ( 1Кор.12:10 ). Это – духовный дар, посредством которого различается тот или иной дух, как и Апостол говорит: «Испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). И как Бог отверзает уста святых, так, я думаю, Бог может открыть и уши святых, чтобы слышали они слова Божьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В 48-м псалме описывается момент смерти, сходный с описанием Феодоры: «…во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня» (Пс. 48, 6). «Во дни бедствия» – в день смерти – и после смерти наши грехи окружат нас. Душа выйдет из тела и окажется в окружении бесов. Каждый грех имеет своего «ангела хранителя» – беса. В 39-м псалме псалмопевец восклицает: «ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня» (Пс. 39, 13). Сердце остановилось, и человек видит воочию свои грехи. Зрелище ужасное! Пресвятая Дева, Богоматерь, извещенная Архангелом Гавриилом о приближающемся Своем преставлении, принесла слезные молитвы Господу об избавлении Ее души от лукавых духов поднебесной. Когда настал самый час Ее честного успения, когда нисшел к Ней Сам Сын и Бог Ее с тьмами Ангелов и праведных духов. И Она, прежде нежели предала пресвятую душу Свою во всесвятые руки Христовы, произнесла в молитве к Нему следующие слова: «Прими ныне в мире дух Мой и огради Меня от области темной, чтоб не встретило Меня какое-либо устремление сатаны». Сын Божий в ответ на моление Девы Марии Сам вознес Ее блаженную душу в Царствие Небесное . Сама смерть описывается в сказании о Феодоре следующим образом: «Наконец пришла и сама смерть, рыкающая как лев и очень страшная по виду; она похожа была на человека, но только не имела никакого тела и была составлена из одних голых человеческих костей. При ней находились различные орудия для мучений: мечи, копья, стрелы, косы, пилы, топоры и другие неизвестные мне орудия. Затрепетала бедная душа моя, увидев это. Святые же Ангелы сказали смерти: что же медлишь, освободи эту душу от тела, освободи тихо и скоро, потому что за ней нет многих грехов. Повинуясь этому приказанию, смерть подошла ко мне, взяла малый оскорд и прежде всего отсекла мне ноги, потом руки, затем постепенно другими орудиями отсекла прочие члены мои, отделяя состав от состава, и все тело мое омертвело. Затем, взявши теслу, она отсекла мне голову, и она сделалась для меня как бы чужая, ибо я не могла ею повернуть. После этого смерть сделала в чаше какое-то питье и, поднеся к моим устам, насильно напоила меня. Питье это было так горько, что душа моя не могла этого вынести, – она содрогнулась и выскочила из тела, как бы насильно вырванная из него. Тогда светлые Ангелы взяли ее себе на руки. Я обернулась назад и увидела свое тело лежащим бездушным, нечувственным и недвижным, подобно тому, как если кто снимет с себя одежду и, бросивши, смотрит на нее, – так и я глядела на свое тело, от которого освободилась, и весьма удивлялась этому» .

http://pravoslavie.ru/93656.html

В царствах земных царь требует по временам отчета от своих подданных в исполнении возложенных на них обязанностей и в совершении порученных им дел. Так и в царстве Божьем Господь потребует от нас отчета во всех помыслах и желаниях, словах и делах наших. Для этого Он предустановил от века страшный и славный день суда и воздаяния, и “всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ” (2 Кор.5:10). Но и прежде этого страшного суда Господь потребует от нас отчета после смерти нашей, когда душа наша, разлучившись с телом, явится в мире духов, когда по делам ее суждено ей будет или во светлостях святых или же в мрачной темнице духов ожидать последнего Божьего суда, последнего определения участи своей на всю вечность. Подданные земного царя не знают наперед, в какое именно время им приведется давать отчет перед царем своим, ибо это зависит от воли царя, который захотел — сам, без всякого стороннего побуждения — сосчитаться с рабами своими ; тем паче во всякое время должен быть готов к отчету раб Христов, ибо не ведает, “ в который час Господь ваш приидет” (Мф. 24:42). “ Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов .” Не воздавая должной дани царю, не исполняя своих обязанностей, не делая того, чего требует воля царя, подданный становится должником перед ним, и чем дольше поступает таким образом, тем более возрастает и увеличивается его долг. Несчастный, о котором говорится в притче, был должен тьмою талантов, — сумма, по древнему счету, чрезвычайно большая, долг совершенно неоплатный. Так и подданный Царя небесного, гражданин благодатного царства Христова, если не исполняет того, чего требует от него закон Божий, становится должником перед Богом, и чем долее живет во грехах, тем неоплатнее становится его долг. И кто из нас может думать, что он менее должен перед Божьим правосудием, нежели этот, упоминаемый в притче, должник перед своим царем? Кто не должен применить к себе того суда, какой произнес над ним царь? “ Он не имел, чем заплатить .” И что отдал бы этот несчастный царю своему? Где нашел и чем приобрел бы такое сокровище, которое равнялось бы тьме талантов? Несравненно более велик и потому совершенно неоплатен долг каждого грешника перед Божьим правосудием.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В этом мире многие борются со злом: и общественные движения, и политические партии, и отдельные личности. Но это, как правило, не со злом борьба, а с людьми, делающими зло. А само зло за этой борьбой наблюдает с большим удовольствием, оставаясь в безопасности, видя, как удары проходят мимо цели. Очень хорошо говорит о том, какой на самом деле должна быть борьба со злом, апостол Павел: Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Иначе говоря, мы воюем не с людьми, а с теми темными духами, которые управляют людьми и их руками творят всякое зло. И еще очень важно понять, что зло, совершающееся в мире, есть и вокруг нас, и внутри. Большинство «борцов со злом» обращают свои усилия на противостояние тому злу, что вокруг. На самом деле гораздо важнее вступить в борьбу со всем недобрым и темным в себе самом. Изменить мир к лучшему мы сможем лишь в той мере, в какой сможем изменить самих себя. «Чем проклинать тьму, лучше зажечь одну маленькую свечку», – учил один древний мудрец. Вот мы теперь и зажигаем ее. И, плюнув на запад символически, мы на самом деле объявляем войну прежде всего тому, что не где-то на западе, а здесь, внутри меня. Зло настолько пропитало мою душу, что кажется, будто оно и есть я: ведь если Бог хочет, чтобы в Него верили, то сатана, наоборот, желает, чтобы в него не верили. Ему удобнее оставаться в тайне. В его интересах, чтобы все гадкое и постыдное, всеваемое им в наши души, мы считали своим. Но надо знать: оно не наше! Оно навязано нам в силу нашей беспомощности и неспособности преодолеть зло в себе, в силу той болезни, которой заболели наши прародители, вкусив запретный плод, и которая передается нам по наследству. Ведь все человечество – единый организм. Будучи потомками Адама, мы несем в себе все болезни Адама. В крещении мы умрем в Адаме и возродимся во Христе. Только во Христе обретаем мы силу побеждать сатану. Вернее, даже не мы, а Христос, вселяясь в нас и действуя, побеждает. Апостол Павел, сказавший, что мы призваны бороться против духов злобы поднебесных, говорит и о том, как это делать. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 13–17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Владыка Аверкий говорит: «Семь рогов – это символ Его крепости». Давайте посмотрим Пс.74 , стих 11, здесь сказано: «все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» ( Пс.74:11 ). То есть, на каждый удар против нас со стороны врага Господь отвечает адекватным ударом. Вот что и означают эти слова: «имеющий семь рогов и семь очей» . Владыка Аверкий говорит: «Семь очей означают, как тут же объяснено, семь духов Божиих, посланных во всю землю, то есть семь даров Святаго Духа, почивающих во Христе, как помазанники Божии, о чем говорили еще святой пророк Исаия и святой пророк Захария». Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Число семь, как я вам часто объясняю, – это число неопределенной полноты. Бог видит всех – и своих и чужих. Всеведение Божие охватывает всю вселенную. Есть звезды, от которых, как говорят ученые, свет до нас идет миллионы и миллионы лет, а в Писании сказано, что Господь «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» ( Пс.146:4 ), то есть о каждом Своем творении Он имеет намерение, Он всё знает. Он владеет всей информацией. Итак, Он имеет семь рогов, чтобы, как сказано в Псалтири, как бы бодаться против лукавого и на каждый его натиск отвечать уверенным ударом. Он имеет семь очей, Он знает все твои нужды, Он знает все твои проблемы, самые сокровенные твои проблемы, даже те, которые ты никому не решаешься доверить. Он их знает, и Он будет принимать в них участие, и Он уже принимает в них участие. Человек не случайно оказывается в храме. Тем более не случайно посещает занятия по изучению Божественного Откровения, что очень важно. И далее сказано: «…которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу…» ( Откр.5:6–7 ). Вы слышите, братья и сестры? Он взял эту книгу, недоступную ни для Ангелов, ни для святых, и Своим Воскресением приоткрыл тайну нашего вечного спасения! И теперь в Книги Откровения мы зрим воскресшего на Небесах. «Иоанн называет Господа Агнцем по причине Его невинности и благодетельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот до каких пределов доходит осуждение, вот на какую неправду способны люди! Да не будем повинны мы в страшном грехе осуждения, ибо грех осуждения – это страшный и тяжкий грех, от которого в высшей степени трудно избавиться, ибо грех этот так въелся в сердца наши, что отделаться от него своими средствами мы не можем. Как же нам быть? Каким образом освободиться от этого страшного греха? Этому научает нас св. апостол Павел. Вот что он говорит: «Наконец, братие мои, укрепляйтесь Господом и могуществом Его» ( Еф.6:10 ). Не сами на себя надейтесь, а укрепляйтесь Господом. Только могуществом Его силы можем мы избавиться от страшного греха осуждения. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:11 ). Кого называет апостол начальствами, властями, мироправителями тьмы века сего? Бесов, аггелов сатаны. Подобно тому как в светлом лике Ангелов есть девять чинов, так и у сатаны есть начальства, власти, мироправители, духи злобы поднебесные. И наша борьба – это борьба против них. Это цель нашей жизни. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять» ( Еф.6:13 ). Как воины, идущие на войну, облекитесь во всеоружие Божие. «Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекитесь в броню праведности» ( Еф.6:14 ). Только этой бронёй защититесь вы от стрел лукавого и осуждения ближних ваших. «И обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего, возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф.6:15–16 ). Щитом веры, горячей, пламенной веры, вы можете угасить эти стрелы лукавого. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф.6:17 ). Этим мечом будете вы посекать всех духов злобы поднебесных. И если будете всегда вооружены так, как говорит св. ап. Павел, если будете воинами Христовыми, пламенными защитниками веры, то все разжжённые стрелы лукавого отскочат от вас, как от каменной стены. Итак, воины Христовы, вперёд, вперёд на борьбу с лукавым, с кознями дьявольскими, с духами поднебесными! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Глава IV Отличительные признаки Духа от Бога и духа антихриста (1–6). Любовь Божия и любовь к Богу (7–10). Любовь к ближним (11–12). Обязанность христиан любить Бога и братьев и исповедать, что Иисус есть Сын Божий (13–16). Совершенство христианской любви в дерзновении в день Суда (17–18). Неразрывная связь между любовью к Богу и любовью к ближним (19–21). 1Ин.4:1 .  Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Упомянув ( 1Ин.3:24 ) о благодатных дарованиях Святого Духа, присущих христианам, Апостол теперь считает необходимым предостеречь читателей от возможной опасности со стороны злоупотребляющих упомянутыми дарованиями. В первенствующей Церкви было обилие духовных дарований, подаваемых Духом Святым на пользу Церкви ( 1Кор 7:7–11 ): учительство, пророчество, чудесные исцеления, глоссолалия и др. были проявлениями Божественного Духа в верующих. Но рядом и по подобию с истинным вдохновением от Духа Святого, с истинными учителями и чудотворцами, выступило ложное вдохновение от духа тьмы – диавола, явились ложные учители, одушевляемые духом антихристианским, которые легко могли прельщать и увлекать за собою нетвердых членов христианской общины. Посему от таких «духов» или «лжепророков» и предостерегает христиан Ап. Иоанн – «присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие отношения с лжебратьями, лжеапостолами и лжепророками и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единоправными, мы, во-первых, повредим сами себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам, потом повредим тем, которые преданы нам. Ибо любовь наша к лжебратиям, лжепророкам и лжеапостолам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из-за нашего обращения с ними» (блаж. Феофил.). 1Ин.4:2 .  Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Демон гордости, высокомерия, тщеславия, суетности обнаруживается тогда, когда нам почему-либо приходится иметь общение с бедными, с людьми низкого происхождения, дурно одетыми, нечистоплотными, – тогда гордый обыкновенно не хочет терпеть сообщества с такими людьми, гнушается ими, презирает их; или когда дают ему наставление, которого он тоже терпеть не может, считая себя умнее всех, или когда противоречат его словам или сухо с ним обходятся; тщеславный и суетный краснеет от стыда, смущается, теряется, когда видит у себя какое-либо безобразие в одежде, например грязь, замаслянение и засоление 83 , или дыры или жамхотность 84 , и торжествует, когда у него новая одежда, особенно дорогая, нарядная, тогда обыкновенно гордо выступает, мечтая, что все засматриваются на его одежду и удивляются обладающему таким сокровищем; бес сомнения, призрачного страха обнаруживается часто в священнодействующих, которые ни с того ни с другого вдруг поражаются сомнением касательно известных слов и мыслей, выражений в молитве, смущением, опасением не выговорить слова или известных слов, нелепою боязнью предстоящих лиц, и нередко становятся в тупик, или выговаривают несвязные слова, или хватаются скорее за конечные слова молитвы, чтобы избежать такого тяжкого состояния и нелепого поражения отдуха злобы, но пораженные обыкновенно после этого поражаются, снова терзаются внутренним сознанием, что они побеждены и убоялись страху по малодушию там, где не было никакого страха. Против таких многообразных козней злых духов надо облечься во всеоружие Божие, которое описывает апостол Павел в послании к Ефесянам. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых ... Ефес. 6 гл. – 18.]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Если мы будем с осторожностью располагать своими поступками, то получим и от Господа великую милость, и избегнем козней дьявольских. Когда дьявол видит, что мы бдительны и осторожны, то, зная, что его покушения (на нас, для соблазна нашего) будут бесполезны, удаляется со стыдом» 154 . Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский , говорит: «Дьявол, как рыкающий лев, ходит своими полчищами, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). «Да не пресекаются же у нас никогда сердечное внимание, трезвение, прекословие помыслам, нагоняемым на нас дьяволом, и молитва к Христу Иисусу, Богу нашему, ибо лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе во всю жизнь твою» 155 . Преподобный Нил Синайский говорит: «Если хочешь успешно вести брань с полчищами демонов, то врага души твоей (чувства) заграждай уединенным безмолвием и ухо свое прилагай словесам отеческим, чтобы научившись, таким образом, распознавать терния помыслов, пожигать их гневом (на зло промыслов) и отвержением» 156 . Св. Феодор Студит говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ) и против начала злобного супостата нашего, дьявола, который в самом начале миробытия, прокравшись в рай, прельстил праотца нашего к преступному вкушению от запрещенного плода и чрез это был причиною изгнания его из рая сладости на землю сию. С тех пор, из рода в род, преследует он род человеческий, научая его всякому злу. Он ныне и нам всячески наветует, чтобы удобнее прельстить, воровски входить и выходить, и уловляет душе не утвержденныя и себе невнемлющия. Вот почему нам против него нужны большое трезвение, большая бдительность, большая осмотрительность и тщание, чтобы он не напал на нас и не уронил. Зная его замыслы и козни, вооружимся всячески и станем противовоевать и отражать его, не ленясь и не послабляя ни себе, ни ему, подобно тому, как и он не отступает и не делает послаблений, ища гибели нашей. Хотя бы многократно нападал он в день и терпел неудачу, все стоит на своем, как бы не начинал еще борения, и снова нападает еще сильнее, взяв с собою и других духов злобы; так и нам не должно отступать или послаблять себе при таких ежедневных и ежечасных на нас нападениях.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Закрыть itemscope itemtype="" > О духовной мировой войне 20.01.2006 329 В истории человечества было множество разрушительных войн. Ныне мы живём в тревожном ожидании новых потрясений. И мало кто догадывается, что самая тяжёлая, изматывающая и смертоносная мировая война уже началась многие годы назад. Это о ней говорил христианам святой апостол Павел: " Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных " (Ефес. 6, 12). Духовная брань - это самая настоящая война, идущая по военным законам. Здесь действует своя разведка, которая выясняет наличие сил противника, у нападающих есть арьергард и основные силы, они берут в духовный плен и убивают... Христианин на этой войне должен быть воином Христовым. Господь, победивший зло, хочет даровать нам Свою победу и видеть нас победителями. Потому апостол не говорит: " Идите и умрите за Христа " , но призывает быть победителями во Христе. " Братия мои, - взывает он, - укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских... дабы вы могли противустать в день злый и, все преодолев, устоять " (Ефес. 6: 10, 11, 13). Союзницей наших врагов, демонов, выступает наша падшая человеческая природа. Единственный способ защититься от зла - это не иметь в себе его, чтобы внешнее зло не находило опоры внутри нас. Средства защиты наших душ, средства искоренения внутреннего зла известны - это вера в Господа Иисуса Христа и Таинства Его Церкви, непрестанная покаянная молитва ко Господу. К сожалению, большинство из нас в своей теплохладности в лучшем случае держится на плаву, в то время как апостол призывает нас к духовному подвигу, к евангельской ненасильственной атаке, к готовности благовествовать Христа (Ефес. 6, 15). Да, силы духов злобы велики, и демоны в своей лютой ненависти вмиг стёрли бы с лица земли всё человечество, если бы их не сдерживал Господь. А нашу решимость подвизаться ослабляют падения, нашу волю усыпляет леность, наша ревность растворяется в омуте всемирной секуляризации и наступающей апостасии, но это не является оправданием бездействия и уныния. Господь видит наши души. Он знает, как нам трудно. Он видит, как мы скорбим. Он принимает наше покаяние. В духовной брани Он всегда рядом с нами, только до времени не являет Себя открыто, чтобы испытать нашу веру и не лишить нас награды за терпение. Воспримем же слова апостола Павла как боевой призыв: " Станьте, препоясав чресла ваши истиною... и облекшись в броню праведности... и обув ноги в готовность благовествовать... А паче всего возьмите щит веры... и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие " (Ефес. 6, 14-17).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010