архимандрит Савва (Мажуко) Скачать epub pdf Вопроси тестя своего! В юности я сильно смущался, подозревая в книге Исход следы комедии. Но подумайте сами, что же мне было делать, если некоторые сюжеты этой святой и серьёзнейшей книги невероятно комичны. Пророк Моисей, который общается с Богом лицом к лицу, чудотворец, поразивший египетских магов такими чудесами, что эти профессионалы колдовства со стыдом скрылись даже со страниц истории, этот величайший учитель, временами смотрится нервным, усталым человеком, который тонет в болоте ежедневных забот. В книге Исход есть сцена серьёзного разговора Моисея с тестем. Так устроено человеческое ухо, что любое упоминание тестя или тёщи способно сбить самый густой туман пафоса и торжественности. Самый главный из пророков израильского народа вышел судить тяжбы своих граждан, и нам представляется величественное судилище и седовласые мудрецы в широких ризах. Но тут в кадре появляется прозаическое лицо тестя, и музыка труб неприлично захлёбывается. – Что это такое делаешь ты с народом? Для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? ( Исх. 18:14 ). И вместо торжественного заседания мы видим усталого пожилого человека, который дни напролёт занят разрешением бытовых споров, и он один, а их много, и они идут к нему со всякими глупостями, и пророк разбирает дело каждого, а по-другому он не умеет, вот и тянет лямку жизни, мучаясь сам, истязая других. А перед уставшим пожилым человеком стоят измученные очередью люди, которые делают как сказано – не мы придумали, не нам менять, предки терпели, потерпим и мы. И вот появляется тесть и ругает пророка и боговидца: – Нехорошо это ты делаешь ( Исх. 18:17 ). Сказать такое человеку, которому Сам Бог даёт законы! Как пророк может что-то делать нехорошо, неверно, неправильно? Выходит, может, раз Моисей смиренно принимает критику. – Ты измучишь себя и народ сей, который с тобою; ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его ( Исх. 18:18 ). Тесть даёт совет Моисею, как правильно организовать судебное делопроизводство. Надо разделить функции: оставить себе служение посредника между Богом и людьми, то есть власть законодательную, а исполнительную и судебную передать тысяченачальникам, стоначальникам, пятидесятоначальникам и десятиначальникам и письмоводителям, выбрав для этого людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть ( Исх. 18:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Бог раскрывает Себя в музыке. Очевидно, Бог любит музыку, ибо во время сотворения мира Он образовал хоры ангелов «при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости» ( Иов 38:7 ). А в Его святом присутствии ангелы неизменно славят Его пением tersanctus, трисвятого «свят, свят, свят»; Отк. 4:8 ; Ис. 6:3 ). Кроме того, ангелы, окружив престол Божий, поют «громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Отк. 5:12 ). Сестра Моисея Мариам воспела во главе торжествующих израильтян песнь, славящую Господа, Который перевёл их через Чермное море ( Исх. 15 ). Давид, «славный псалмопевец Израилев», собрал для храма Божьего хор и написал множество песней (псалмов) для исполнения при богослужениях. Павел призывает верующих исполняться Духом, «назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф. 5:19 ). Новые истины о природе Бога узнаём мы благодаря человеческому голосу, этому созданному Богом музыкальному инструменту. Даже иудейский первосвященник входил в Святое-святых в одеянии с золотыми позвонками ( Исх. 28:33–35 ). А псалмопевец наставляет хвалить Бога со звуком трубным, на псалтири и гуслях, с тимпаном и ликами, на струнах и органе, на звучных кимвалах ( Пс. 150:3–5 ). На небесах ангелы трубят в трубы ( Отк. 8:2 ), а иные играют на гуслях ( Отк. 14:2 ). Музыка тоже есть дар Божий и отражение Бога. Как и всё остальное в творении, это проявления Его величия. Итак, даже вне частного откровения Бога в Писании, Он раскрывает Себя через общее откровение в природе. Общее откровение и частное откровение. Хотя Библия является единственным написанным откровением Бога (см. Библия: свидетельства истинности), это не единственное Его откровение. Бог говорит нам больше того, что записано в Библии. Его общее откровение в природе, сущности человека, в истории, искусстве и музыке открывает богатейшие возможности для углублённого познания. Данное соотношение описывается следующей таблицей:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Ведь если бы святые отцы, собиравшиеся на семи Вселенских и 11 Поместных Соборах в первые века христианства, не были так внимательны к защите догматов и учений правой, ортодоксальной веры, то мы сегодня, может, и не были бы уже православными христианами. Итак, мы должны быть внимательными, чтобы жертва святых отцов наших не стала напрасной. В противном случае и мы сами лишимся спасения, и верующих Православной Церкви – таких стойких, благочестивых и преданных – расколем. – Как вы думаете, когда сбудется слово Евангелия: и будет одно стадо и один пастырь ( Ин. 10, 16 )? – Когда все народы христианские и нехристианские придут к истинной православной вере в Бога, в Троице славимого и поклоняемого. Это будет только в конце веков и так, как один Бог ведает. – Батюшка, каким вы видите будущее нашего народа и ситуацию с нынешней молодежью, которая всё больше скатывается по наклонной плоскости безнравственности? – Брат мой, я скажу тебе вот что. Теперь мы думаем, что находимся чуть ли не в самом конце света. А знаешь почему? Потому что Спаситель говорит, что в последние времена во многих охладеет любовь ( Мф. 24, 12 ). Оскудеет благочестие и вера, как говорится в Евангелии. Теперь знаешь, что происходит? Необходимо тщательно внимать себе. Ибо в Апокалипсисе сказано так: и сейчас время близко. Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр. 22, 10–12, 20 ). Так заканчивается Библия. Итак, будем внимать самим себе. И секты, и безразличие, и атеисты, и язычники, и разврат, и всякое зло умножается. Но хорошие становятся лучше, внимают себе, а плохие становятся всё хуже. И Бог придёт с возмездием Своим каждому. Воздаяние Его с Ним, каждому. Аминь. 311 Гомофонная музыка – когда одному голосу отводится первенствующее место (мелодия), а остальные исполняют сопровождение ему (аккомпанемент).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Господь уготовит того на меч» ( Сир. 26, 24–26 ). Вот мы слышим: возвращающийся от правды, то есть покаяния, которое оправдывает человека, возвращающийся на грех вызывает на себя гнев Божий и предается мечу вечного наказания. Человек, возвращающийся ко греху, вторично распинает Сына Божия и попирает Его драгоценную Кровь, пролитую за спасение мира. Таким нашим злонравием мы уподобляемся злобному Саулу, первому израильскому царю, ибо отступил от Саула Бог за его тяжкий грех: «от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух» ( 1Цар. 16, 14 ). Мучится Саул нечистым духом, а юноша Давид играет ему на гуслях; и эта музыка так действовала на Саула, что прекращалось его мучение, как говорит об этом Писание: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» ( 1Цар. 16, 23 ). Что же Саул делает Давиду за это благодеяние? Через некоторое время, когда Давид играл на гуслях, отдохнувший и пришедший в себя Саул увидел перед собою его с гуслями и, вспомнив свою прежнюю зависть и злобу, схватил копье и бросил в Давида, желая его убить; и убил бы, если бы Давид быстро не отклонился в сторону и не убежал от Саула, копье которого разбилось о стену (Ср. 1Цар. 19, 9–10 ). Удивляясь этому, Василий Селевкийский говорит: «За исцеление Саул готовит Давиду убийство, как будто он для того и пришел в здравый разум, чтобы снова поработать зависти». Мы же, грешные, скажем про себя так: за прощение прежних наших грехов мы, окаянные и злонравные, возвращаясь к прежним нашим грехам, вместо воздаяния или благодарения Христу Богу нашему снова приносим Ему распятие, снова убийство, как будто для того только мы и были разрешены от прежних наших грехов, чтобы теми же и даже тягчайшими грехами снова прогневать Бога нашего. А что хуже этого? Что горше? Что ужаснее? Покаялся ли Саул в своем грехе, получил ли прощение, – о том мы не читаем, но зато знаем, что он был совсем оставлен Богом и погиб душой и телом, пронзив самого себя мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Для утверждения своей власти над человеком демоны стараются удалить его от Бога. Разжигая в человеке страсти, злые духи делают человека рабом страстей. Увлекая его душу ложью, они постепенно делают ее все более неспособной к восприятию истины. Ложная мысль, принятая за истину, приносит душе многообразный вред и погибель. Действие лжи растлевает человеческую душу. Преподобный Симеон Новый Богослов учит: " Растление души есть уклонение на распутия от прямого и правого мудрования. Ибо когда правые помыслы развращаются, так в душе оной, лишившейся Божественной благодати, будто черви расплодились - зависть, лукавство, ложь, ненависть, вражда, брань, злопамятство, клевета, гнев, ярость, печаль, месть, гордыня, спесь, тщеславие, богозабвение, дерзость, бесстыдство и всякое другое зло, Богу ненавистное; так что человек перестал уже быть по образу и подобию Божию, как создан в начале, а начал быть по образу и подобию диавола, от которого всякое зло " Господь изгнал нераскаянных Адама и Еву из Рая, отлучил от древа жизни. Для исцеления души им даны были горькие, но необходимые средства: " проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься " (Быт. 3:17-19). Земная жизнь для каждого человека должна была теперь стать временем покаяния, плача о потерянном Рае. Люди должны были жить на земле, как странники, не прилепляясь сердцем ни к чему земному. " Человек должен постоянно помнить, что Господь назначил ему в поте лица снедать не только вещественный, но и духовный хлеб свой; человек должен непрестанно помнить, что он на земле во временном изгнании, что он - земля, что он должен возвратиться в землю, из которой он создан, Об этом все на земле непрестанно напоминает ему " Тем не менее, как видим из Священного Писания, соблазны быстро умножаются среди перволюдей. Вскоре проливается первая кровь - первенец Адама и Евы, Каин, убивает брата своего, Авеля. За свой грех Каин проклинается, у земли, которую ему предстояло возделывать, отнимается сила (Быт. 4:12), а сам он повелением Божьим изгоняется от людей. Но и эти меры не тронули его ожесточенное грехом сердце - вместо молитвы и покаяния Каин построил город и занялся благоустройством своей жизни. Это был первый город на земле, и он был назван в честь первого каинова сына Енох - характерное свидетельство самолюбования и гордого стремления к независимости от Бога в роде Каина. В этом городе появилась обработка металлов, созданы орудия, облегчавшие обработку земли, вероятно, был выкован и первый Духовную потребность в богообщении каинитам заменила музыка (Быт. 4:21). Город Каина - буйное торжество больной человеческой души, водимой страхом смерти.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/09/...

И мы читаем далее: «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы» ( Откр.18:21–23 ). Вот это самые страшные слова – «голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе» , то есть диалога Церкви со своим Женихом – Христом уже не будет слышно во всемирном Вавилоне. Общество станет абсолютно безблагодатным. Храмы будут, но в них не будет никакой благодати. Священники будут служить, но голоса Невесты и Жениха уже никто не услышит. Это будут мертвые церкви, мертвые религиозные системы, это будет умерший для Бога мир. Это самое страшное – когда не будет слышно голоса Жениха и Невесты. А то, что все их трубы, музыкальные программы перестанут играть, звучать – так слава Богу, что весь этот цирк закончится! А то, видите ли, нам говорят о культуре Запада: – Это христианская культура. Какая христианская культура? У них религия Микки-Мауса! У них духовная культура Диснейлэнда. У них все на таком уровне. Они Библию издают в виде комиксов. Сейчас у них взрослые люди настолько деградировали, что их сознание уже не воспринимает текст, и смотрят на Священное Писание тупым взглядом! Страшный мир. И вот нам сейчас навязывают все это. Они хотят, чтобы святая Россия превратилась в некое Лимпопо, в банановую республику. Тут будут ходить люди совершенно деградировавшие, по западному образцу. Тут будет звучать музыка, заглушающая совесть, она окончательно заглушит остатки морали в душах людей. И у нас будет страшный мир, если Россия пойдет по такому пути. Но Россия должна восстать. Россия будет маленькая, как святые Отцы предсказывали, но она будет духовно богатая. Духовно богатая. То есть материально мы с вами вряд ли поднимемся, но вот духовное богатство будет. Когда последний великий свет воссияет, он воссияет и благодаря России. Как вы знаете, я не разделяю мессианских представлений о нашей земле, я считаю, что каждый православный народ сыграет свою роль. Просто Россия должна сыграть свою роль в этом регионе, евразийском, и мы должны, каждый, начиная с себя, выполнить ту миссию, которую Господь нам поручает, без всякой гордости национальной и национального превозношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Имя «Цилла» и означает «разжигающая» – имеется в виду разжигающая похоть. А имя «Ада» означает – «невыносимая», «неприятная». Нормальная женщина, стремящаяся к деторождению, представляется чем-то излишним и даже невыносимым. А ведь женщины и спасаются чрез чадородие, о чем недвусмысленно и сказано в Писании: «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим.2:14–15 ). Далее сказано: «Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами» ( Быт.4:20 ). Имя «Иавал» от того же глагола «канна» (приобретать), как и имя «Каин», что наталкивает на мысль о том, что Иавал приобретал скот свой любой ценой, т. е. угоняя и отбивая его. «Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели» ( Быт.4:21 ). Об Иавале сохранилось предание, что он, совершая набеги на чужие стада, строил капища для идолов на холмах, а брат его Иувал, о котором мы прочитали, что «он был отец всех играющих на гуслях и свирели», играл во время языческих оргий. Современные рок- и поп-музыканты – преемники Иувала. Подобно этому языческому шаману, они прославляют в своем диком творчестве насилие, смерть, низменные страсти и демонические силы. Современная музыка как орудие сатаны – является важной и существенной частью в дьявольском заблуждении религии человекобожия (гуманизма). Многие музыканты превратились для нашей молодежи в одушевленных кумиров и идолов. И они, эти современные жрецы-шаманы, хрипящие и орущие, кривляющиеся и прыгающие на сцене, сами мнят себя некими «богами» и всячески подпитывают свой собственный культ личности. Их «бог» – это деньги, гнусная нажива. Они своим пением прославляют «золотого тельца». И если учесть, что почти все современные направления в музыке пришли к нам из США, этого современного Вавилона, то можно только догадываться, какую духовность она несет нашей молодежи. Закон Божий и современная поп-музыка – понятия несовместимые. О пророке Моисее сказано: «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» ( Исх.32:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Многие люди считают заповеди христианства в принципе неисполнимыми или воспринимают их как свод внешних запретов. Но это неправильно. Заповеди могут помочь человеку увидеть свою духовную болезнь, поставить себе диагноз. Как пишет апостол Павел: Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемыезаконом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти… Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (Рим. 7, 5,7). Вот об этом несоответствии, об этих явных болезнях своей души и нужно говорить на первой исповеди. – Как Вы относитесь к различным сборникам в помощь кающимся? Как правильно выбрать подобную литературу? – Действительно, сегодня издается масса литературы, посвященной исповеди. В этих книгах рассказывается о том, что такое страсть, грех, какие грехи бывают, как проявляются страсти и как с ними бороться. Когда человек готовится к своей первой исповеди, он вполне может воспользоваться этими книгами, чтобы лучше понять суть и виды греха. Как правило, для современного человека настоящим открытием становится то, что грехов на самом деле гораздо больше, чем принято думать. Среди разнообразных сборников можно посоветовать известную книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». В ней отец Иоанн на примере десяти заповедей Закона Божия и девяти заповедей блаженств раскрывает, что есть грех, какие грехи бывают, какие добродетели можно им противопоставить. Также можно почитать книгу свт. Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся», в которой подробно разобраны восемь главных страстей и восемь противоположных добродетелей. Молодым людям, только начинающим церковную жизнь, я бы посоветовал замечательную книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Грех и покаяние последних времен». Впервые она была издана более десяти лет назад и с тех пор множество раз переиздавалась. Автор подробно разбирает страсти, их проявления. Почему эту книгу можно посоветовать именно молодому человеку? В ней очень подробно рассматривается, как влияют на душу рок-музыка, восточные культы, современная магия. Ведь зачастую для многих людей начало церковной жизни связано с отказом от многих привычек, которые, на первый взгляд, могут показаться и не греховными. Понятно, когда приходится отказаться от чрезмерного употребления спиртных напитков, драк, блудных падений. Но что плохого в рок-музыке или философском учении? Отец Лазарь подробно отвечает на этот вопрос.

http://pravoslavie.ru/42466.html

Много толкуют о духовном возрождении России. Но спросите у журналистов: что такое духовность? Они или не ответят, или скажут: это насыщенность общества культурой: кино, футбол, фестивали, телевидение, рок-музыка, рекламы свободного секса, насилия, жестокости и всякой другой безнравственной шелухи, распространение всяких ложных религий вплоть до язычества и неприкрытого сатанизма. Из сознания людей намеренно вытравливается само святое понятие о нравственности и о духовности. И это называется духовным возрождением России? Находят предсказания духовных старцев о возрождении духовного могущества России. Ожидают христианизации общества. Но на деле видим совсем иное, происходит обратный процесс: духовное и нравственное вырождение и обнищание, нравственное погубление общества, процесс дехристианизации, духовно-нравственное отмирание России. Экуменисты – новые обновленцы. Экуменизм – новая страшная опасность для Церкви Мало того, что Россия заполнена всяким сбродом иноверцев, но и в самой Церкви Российской происходит внутреннее брожение... разделение в духовенстве на консерваторов и прогрессистов. Есть симптомы возрождения нового церковного обновленчества. Так называемые экуменисты пытаются сделать то, что до них в более благоприятные христианские времена не смогли сделать целые сонмы Святых Православной Церкви – объединить воедино все христианские вероисповедания: католиков, лютеран-баптистов, штундистов, адвентистов, иеговистов, субботников, молокан и проч. А нынешние экуменисты хотят соединить все сектантские сборища с Православием; а у всех тех на уме – присоединить к ним православных... И втягивают наши епископы-экуменисты... в такое гнусное болото, в общение со всяким сбродом иноверцев всё Церковное общество. Что это? Это полная индифферентность к сохранению в чистоте веры Православной; к свято-Апостольским, каноническим правилам о несообщении с еретиками. Для кого же св. апостол Павел заповедал: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными: ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо Вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них, и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом ( Лев. 26:12 ). И потому выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. ( Ис. 52:11 ). И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель ( Иер. 3:19 ; Ос. 1:11 ; 2Кор. 6:14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Нам надо беспокоиться только о том, чтобы Дух Отца нашего Небесного был в нас, чтобы мы были христиане подлинные. Тогда Дух будет в нас свидетельствовать. Святой апостол Павел в послании, которое мы сегодня читали, тоже об этом говорит: «Живущие по плоти о плотском помышляют». Человек плотской живет жизнью своего мяса: он думает только, как ему одеться, да есть ли в магазине сахар, да что он купит завтра, да вдруг пиломатериалы подорожают. Он живет жизнью плотской, его интересует только то, что можно потрогать, пощупать; всего остального он не понимает. Он не понимает жизни искусства, не понимает жизни духа, потому что это нельзя потрогать. Какая ему разница, что Айвазовский, что Матисс, что Вивальди, что Моцарт. Вот рок-музыку, которая по нервам бьет, это он воспринимает – грубую музыку, которая уже почти материально осязаема. Потому что там такие децибелы, что она касается не только струн души, но уже и материи мозга, разрушает его, как наркотик. Вот это он воспринимает. А музыка, которая требует работы души, никак не задевает его, потому что в его душе уже ничего такого нет. Такой человек помышляет только о плотском. «А живущий по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Почему не могут? Потому что превратились в животных. Это все равно что собачку убеждать: веди себя хорошо. Плотского человека можно только ограничить законом: вот это переступил – тюрьма; вот это – расстрел; на работу опоздал на десять минут – премии лишу. А говорить о совести совершенно бесполезно. Пока человек не станет духовным существом, пока Духа Божия не будет в нем, о какой совести может идти речь? Поэтому апостол Павел и говорит: «не могут». Потому что когда дух уходит от человека, то происходит распад. А почему «вражда против Бога»? Почему «помышления плотские суть смерть»? Да очень просто: потому что плоть наша через семьдесят, от силы восемьдесят лет умирает. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас». Поэтому нам нужно стремиться к тому, чтобы Дух Божий в нас жил. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». Как достичь этого Духа? Надо любому движению плоти противодействовать, все время угнетать плотские вожделения, греховные, для того чтобы свой дух освободить, чтобы жить нам духовной жизнью. Все, что у нас от животного, от зверя, надо в себе побеждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010