Если что-то наболело, лучше идти в храм Продолжение разговора с пианистом Константином Лифшицем Пианист Константин Лившиц - Кто-то из великих сказал, что Господь хотел создать красоту и для этого создал материю. Имеется в виду, что красота – это место соединения материи и духовного мира, потому что красота – это наивысшее выражение материи… - С другой стороны, по другой версии, вся материальная красота – это тоже прелесть, это тоже нечто такое, что нас способно соблазнить. - В этой связи можно сказать, что и музыка – это в свою очередь звуковое соприкосновение материального мира и мира духовного? - Она, как уже было сказано, наименее материально воплощена из всех известных нам видов искусств, поэтому традиционно считается, что она обладает особой силой воздействия на человеческое сознание. Ведь почему музыка привлекается для богослужения в храме? В храме присутствуют и все другие виды художественного творчества; поэзия, изобразительное искусство, само убранство храма, и архитектурная красота тоже здесь имеют большое значение. Это не моя мысль, но я ее повторю: если рассматривать храм как некое подобие человека, во времена средневековья была такая концепция, то в таком храме музыке принадлежит свое определенное место. В западной церкви в этом месте расположен орган, инструменты, певцы а в православной церкви - хор, без инструментов. И это место музыки – сердце храма. Это его душа. Музыка вдыхает одухотворенность в богослужение, потому что существует столько же, сколько существует само богослужение, будь то христианское или дохристианское. - Древнее богослужение не всегда опиралось на музыку – тогда просто все читалось нараспев… - Чтение нараспев – это ведь тоже музыка, читалось-то все с определенной мелодической интонацией. Грегорианское песнопение, знаменный распев, византийские распевы, которые пришли в Киев, затем собственно русские распевы  - пусть даже это было достаточно монотонно, не было современного нам многоголосья, но такова была эта музыка тогда.  - У музыкантов обостренное восприятие музыкальной стороны богослужения. Что для Вас ближе – композиторская, авторская  музыка или обиход? Я имею в виду не ту музыку, для которой свойственна итальянская традиция, а музыку более простую по форме, тяготеющую к более древним канонам.

http://pravoslavie.ru/4621.html

Предисловие Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении 2. Три круга богослужений. Богослужения суточного круга 3. Богослужения седмичного (недельного) круга 4. Богослужения годового круга. Праздники 6. Божественная Литургия Часть вторая. Богослужебное пение Глава 1. Церковное пение и его значение для совершения богослужения 1. Общие сведения. Сущность богослужебного пения 2. Богослужебное пение и музыка, их историческое взаимодействие. Различие понятий богослужебного пения, церковной и духовной музыки Глава 2. Основные исторические этапы становления и развития христианского богослужебного пения 1. Богослужебное пение Ветхого Завета 2. Раннехристианское богослужебное пение I–IV веков (период от «мужей апостольских» до св. Константина Великого) 3. Византийское пение IV–IX веков и его канонические основы 4. Дальнейшее развитие богослужебного пении византийской традиции 5. Истоки богослужебного пения на Руси 6. Историческая периодизация богослужебного пения Русской Православной Церкви Глава 3. Богослужебное пение Русской Православной Церкви 1. Знаменное и кондакарное пение XI–XIV веков 2. Основы безлинейной знаменной нотации 3. Расцвет столпового знаменного пения в XV–XVI веках. Гласо-попевочная система 4. Пение на глас 5. Пространные роспевы XV–XVII веков (путевой, демественный, большой знаменный) 6. Монодийное пение в XVII веке. Киевский, болгарский и греческий роспевы 7. Реформирование знаменной нотации 8. Раннее русское многоголосие Глава IV. Богослужебное пение и духовная музыка в России второй половины веков 1. Русско-украинское партесное пение второй половины XVII – первой половины XVIII веков 2. Богослужебное пение и духовная музыка эпохи «русского классицизма» второй половины XVIII – первой четверти XIX веков 3. Богослужебное пение и духовная музыка середины XIX века 4. Новое направление в духовной музыке на рубеже веков 5. Богослужебное пение и духовная музыка в XX веке Библиография Приложения Приложение 1. Типы и виды древней литургии Приложение 2. Структура евхаристического канона Приложение 3. Схема Богослужебнае структуры Литургии св. Иоанна Златоуста Приложение 4. Примеры песнопений Пример 1. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 2. На Господи возвах. Богородичен догматик. Глас 8 Пример 3. На великом вопечерии. С нами Бог. Глас 8 Пример 4. Демественный роспев (фрагмент Евхаристического канона) Пример 5. Се жених грядет в полунощи. Киевский роспев Пример 6. Приидите ублажим Иосифа. Болгарский роспев Пример 7. Повеленное тайно. Греческий роспев Пример 8. Хвалите имя Господне. Строчное пение Пример 9. 118 Догматик 5-го гласа в Чермнем мори Пример 10. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене» Начало Пример 11. М. Березовский. «Не отвержи мене». Фуга Пример 12. Трисвятое из Обихода нотного пения Пример 13. П.И. Чайковский. Литургия. Трисвятое Приложение 5. Терминология византийского и древнерусского певческого искусства  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Осторожно, рок! Рок-музыка как орудие глобализма, направленное на молодежь Доклад на секции " Глобализация: векторы разрушения и пути защиты " XIV Рождественских чтений Вячеслав Медушевский, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского   Великий педагог Ушинский объяснял действие красоты прямым раскрытием истины в сердце. Раскрытию Божественной истины в сердце и служит музыкальная интонация высокого искусства, передающая восхитительную чистоту и кротость, страх Божий и окрыление духа, чувство вечности и мир души вместе с духовной ревностью и отвагой и иные чудеса, которыми славится Бог в сердцах христиан и всех людей, ибо, по слову Тертуллиана, " всякая душа - христианка " .   Почему пред лицом столь острой ситуации, поставившей церковную жизнь перед жестким выбором, я избираю такую академическую тему? Когда по важному вопросу обнаруживаются полярные мнения, это значит: подоспело время углубить основания и восстановить высоту критериев. Если за эталон не принять высшее, то его место обычно занимает низшее, заявляя о себе как о новой " прогрессивной " норме. Бах говорил: цель музыки - служение славе Божией и освежение духа. У нас же сегодня больше принято утверждать, что музыка - язык эмоций. Спорить с этим утверждением на языке современной культуры практически бессмысленно, так как оценивать что-либо как низменное можно лишь, находясь на ином оценочном уровне. В рамках низменных критериев низость будет всегда права. Нет, музыка вовсе не язык эмоций, вообще не язык психизмов. Музыка - язык онтологии, догматики сердца - православной или дьявольской, язык богооткровенной или лукавой антропологии, веры или зловерия, язык судьбы человека, народа, человечества, язык жизни и смерти, благословения и проклятия. И если мы с таким онтологическим вниманием и глубоко, как подобает христианам, отнесемся к музыке, то нам откроется мудрость древних. Платон говорил: " нигде не бывает перемены приемов мусического искусства без изменений в самых важных государственных установлениях " . Так же полагали на Востоке и не допускали чиновников к государственной службе без знания прекрасной музыки.

http://moral.ru/rock_globalizm.htm

ЦВ 13-14 (336-337) июль 2006 /  11 июля 2006 г. Рок-музыка и рок-проповедь Сегодня перед нами со все большей остротой встает вопрос: почему Церковь становится малоубедительной для огромного числа людей, особенно для молодежи? Одна из важнейших причин этого заключается в следующем. Церковь — это не голый спиритуализм, не исключительно духовность, Церковь целостно охватывает всего человека, все сферы его жизни. Духовность же свою Церковь выражает посредством определенной культуры, которая есть прежде всего культура слова, культура ответственной личной рефлексии. Эта культура глубоко традиционна и — в лучшем смысле слова — консервативна. Современные люди с рождения живут в совершенно иной культурной среде. Это прежде всего культура «клипового» видеоряда и массовых медиатехнологий, которые обессмысливают традиционную эстетику. Музыка из высочайшего искусства превращается в попсу, ибо если она играет и гремит из всех точек пространства, она не может не обесцениться. Изобразительное искусство из-за перестройки мышления прежде всего на видеовосприятие теряет значение искусства и становится повседневным фоном. Литература, соответствующая высокой эстетической заданности прошлых времен, просто не может пробиться к массовому читателю из-за массовости же полиграфии. Количество слов в сегодняшнем мире, передаваемое системой массовых коммуникаций, девальвирует и обесценивает смысл слова. В практическом ключе такая культура дальше всего именно от индивидуального осмысления жизни, от Слова, его ценности и значимости. Именно здесь — в нестыковке культур, на мой взгляд, коренится малоплодность современной церковной проповеди. Церковь обращается к людям на своем языке, а современный человек (который, по сути, ничем не хуже, чем люди, скажем, XIV века) просто не «въезжает» в ту культуру и те слова, которыми оперирует Церковь. Людям поэтому тяжело читать Евангелие, воспринимать традиции Церкви, а тем более — перестраивать в соответствии с ними свою жизнь.                                               

http://e-vestnik.ru/analytics/rokmuzyka_...

  ОСТОРОЖНО, УЛЬТРАКУЛЬТУРА! " Светлое будущее " и мрачное настоящее рок-миссионерства Антон Тарасюков   Недавно появились ответы на публикацию моей статьи " Демоническая музыка как путь к лже-православию " . Это статьи рок-музыканта Павла Старостина и главного редактора газеты " Рок Арена " Павла Красносельцева, опубликованные на литературно-апологетической страничке Галины Ал, а также её собственный отклик . Для начала скажу, что рокеров сатанистами я нигде не называл. То, что рок-музыка является сатанизмом в духовном плане, ещё не означает, что все её любители непосредственно сатанисты. Поклонники рока находятся под устойчивым демоническим воздействием: агрессия, направляемая рок-исполнителями, как во вне, так и во внутрь, на себя; поиск неизвестно чего, хаос, смятение, дух саморазрушения, пронизывающий и музыку и тексты. Одним словом, то, от чего хотелось бы отвести реальных рокеров и потенциальных, подготовленных работами игумена Сергия (Рыбко), дьякона Андрея Кураева и прочих деятелей рок- " миссионерства " . Для всех, кто сталкивался с рок-текстами, очевидны следующие положения в идеологии рока: с одной стороны, там культивируется автономность личности, с другой – выражается протест против всего, что этому препятствует. Рокеры выступают против любого подавления индивидуальности, каждого проявления системы. Данные " любители правды " обличают всех, навешивая ярлыки лжецов и лицемеров: от любимой девушки до политиков и президентов. Проведём аналогию, которая поможет нам выявить духовную сущность настоящего явления. В своём труде " Книга закона " основатель современного сатанизма Алистер Кроули выразил главный принцип провозглашаемого им учения: " Делай, что хочешь: в этом весь Закон " . К тому же призывает рок-музыка. Поэтому она и есть сатанизм. От общероссийской газеты " Рок Арена " и " неформалов " Тольятти прозвучал следующий аргумент: " Этому " специалисту " по рок-музыке (то есть мне. – А.Т. ) даже и неведомо, что существует множество музыкальных стилей в рок музыке, отличающихся один от другого " . И приводится неполный список направлений рока.

http://moral.ru/rock-now.htm

Борис Гребенщиков: «Наше – только то, что мы отдаем» (+ВИДЕО) Интервью Бориса Гребенщикова сайту общества друзей Ватопедского монастыря после посещения Святой горы Афон. 20 мая, 2012 Интервью Бориса Гребенщикова сайту общества друзей Ватопедского монастыря после посещения Святой горы Афон. На второй день Пасхи Ватопедский монастырь на Святой Горе Афон посетила небольшая паломническая группа из Московской Духовной академии. В ее составе находился российский рок-музыкант Борис Гребенщиков . Впечатлениями от своего первого паломничества на Афон, мыслями о творчестве и современной жизни музыкант поделился с интернет-журналом Общества друзей монастыря Ватопед «Пятый элемент» . -Борис Борисович, музыка, как известно, это некий способ общения между людьми, способ передать мысли или нечто невыразимое простыми словами. Если говорить о музыке как о способе общения, то какой способ для Вас наиболее приемлем? -Мудрые говорят, что весь космос — это овеществленная музыка. Я не думаю, что кто-либо из нас композиторов, музыкантов, певцов, кого угодно, может передать свои мысли, музыка значительно больше любых наших мыслей. Я могу только надеяться, что в какой-то момент Бог позволит мне совпасть с музыкой космоса и хоть на три минуты что-то передать в таком виде, чтобы мог услышать не только я, но и все остальные, то есть поделиться. Поэтому для меня важнее всего возможность передавать напрямую. Скажем, играть стадионам очень хорошее дело, милое интересное и чувствуешь себя великаном или, по крайней мере, умным человеком. Но когда сидишь в комнате небольшой величины то, по моему опыту, передается значительно больше. Часто получается, что обстоятельства заставляют нас играть в каких-то больших помещениях, но в глубине души я всегда предпочитаю место, где можно в три-четыре инструмента создать гармонию, которой еще не было, и она будет живая. -Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что весь мир вокруг нас состоит из цветов и звуков, которые создал Творец. Некоторые люди наделены талантом от Творца распознавать эти цвета, звуки и синтезировать их. То есть, получается, эти люди своего не сочиняют, они берут и выражают готовое. Как Вы думаете, в чем тогда заслуга и призвание талантливых людей?

http://pravmir.ru/boris-grebenshhikov-na...

О том, как церковная музыка стала выполнять функции иконы, раскрывая перед слушателем богословские истины В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем читателям «Правмира» текст шестой лекции и её видеозапись. Профессор Димитрий Кономос – известный византолог и музыковед. Родился в 1947 году в Сиднее (Австралия) в греческой семье. Получил докторскую степень по средневековому музыковедению в Оксфордском университете. После окончания университета профессор Кономос читал лекции по истории музыки и экологии гимнографии в разных университетах мира. Опубликовал большое количество книг и статей по византийскому и славянскому распевам, гимнографии, литургии, православию, окружающей среде и мифологии (российской и африканской). На данный момент Димитрий Кономос является внештатным профессором в университетах Оксфорда, Лондона и Ганновера. В 1995 году был избран президентом Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос». Является руководителем секции охраны окружающей среды во Всемирном Совете Церквей. В 2000-х годах был консультантом британской королевской семьи по вопросам православия. В настоящее время проводит исследования по связям между древней еврейской духовной музыкой, раннехристианскими музыкальными традициями, диалектами и латинской литургической музыкой. Является прихожанином и певчим в храме в честь Святителя Николая Чудотворца в Оксфорде (Московский патриархат). В нашей сегодняшней теме мне бы хотелось сочетать две ассоциации – звук и образ. Музыка по самой своей природе является искусством, основанным на звуке, в ней нет постоянства, в ней возможны вариации и постоянные интерпретации. В отличие от пластических искусств, музыка не существует независимо от исполнителя и, надо полагать, слушателя. Ее исполнение подчиняется ряду факторов. Вследствие этого музыкальное творчество является одной из самых изменчивых художественных сил, и развитие музыки на христианском Востоке предоставляет нам уникальные примеры того, как человек может себя выразить в этой звуковой форме искусства.

http://pravmir.ru/professor-dimitriy-kon...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русская богослужебная музыка XVIII-XX вв. 2600. Асмус М., диак.; Асмус Н. С. Диакон Сергий Зосимович Трубачев и его духовно-музыкальное наследие/М. В. Асмус , Н. С. Асмус//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 244– 247. 2601. Диксон Г. Из английских впечатлений о Русской Церкви и ее музыке/Пер. с англ.: Е. И. Коляда//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 231–237. 2602. Димитров С. Из истории русского церковного пения//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 61–92. Рус. церк. музыка XVIII–XIX вв.: Петербургская капелла, московские композиторы. 2603. Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 532–538. 2604. Парийский Л. Н. Отношение П. И. Чайковского к вере и Церкви и его значение в русской церковной музыке//ВРЗЕПЭ. 1964. 45. С. 64–74; 46/47. С. 169–179. 2605. Парийский Л. Н. Памяти церковного композитора А. Д. Кастальского//ВРЗЕПЭ. 1965. 49. С. 46–54; 50. С. 116–127. 2606. Плотникова Н. Ю. Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 360–365. 2607. Плотникова Н. Ю. К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 231–234. 2608. Щуровская Н. А. Современная церковно-певческая традиция и нотные издания конца XIX – начала XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 235–243. См. также 3131–3133. Церковная археология (храмы, святыни) См. также: Библейская история и археология 231– 239); Общая история Церкви 505–572); Литургика 2152–2284); Археография 2875–2878); История письменности. Палеография 2881–2891). 2609. Баталов А. Л. К вопросу о первой церкви Троицы на рву//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 75–81. 2610. Беляев Л. А. Археология русских монастырей и проблема их восстановления: Тез. докл. Прил.: Археология мон-рей христианского Востока//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 163–175. 2611. Воронов А. А. Богоявленский Троице-Сергиев монастырь в Московском Кремле: Проблемы эволюции планировки и застройки//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 56–74. 2612. Дмитриев В. В. Исследования инженерно-геологических условий памятников истории и культуры//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 177–195.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     - Отец Роман, Вы в одиночестве живете на острове посреди болот... Многие подвижники искали уединения, чтобы затем вернуться в мир или из своего уединения обратиться к живущим в миру. Духовники говорили, что место само по себе не спасает. Но всё же: посоветуете ли Вы людям, живущим в духовно загрязненных больших городах, хотя бы время от времени оставлять мегаполисы, искать на природе духовного очищения в молитве и физического оздоровления? При этом, конечно, нужно прославлять не природу, как это насаждает современная экологическая культура, а её Творца. - Место не спасает. Всюду можно подвизаться или погибать. Всё зависит от того - с Богом или без Бога живёт человек. Конечно же, общение с природой необходимо, ибо она последняя нить, связывающая человека с Творцом. Город ведёт к внешнему, природа помогает вернуться к внутреннему миру, туда, где Царство Божие. Знаю многих людей, которые через красоту Божьего мира пришли к Творцу. - Когда Вы рассказывали, как во время искушения оставить монастырь отец Николай Гурьянов утешил Вас тем, что спел русскую народную песню, я вспомнил историю одного серба. Он жил в Западной Европе и был неверующим. Живя в чужой стране, он впал в глубокий духовный кризис, но однажды услышал сербскую народную песню - и это принесло его душе большое облегчение. Сегодня, когда на каждом шагу звучит разрушительная рок- и поп-музыка, когда она во всех СМИ, на улицах и в магазинах, насколько важно сохранить народную музыку? Пусть это не всегда путь к духовности, но всё же она определяет культурную и национальную идентичность человека? - Всё лучшее - и в Сербии, и в России - пришло из народа. Пословицы, поговорки, народные песни, сам язык - неисчерпаемый источник родниковой воды. В трудные годы богоборчества народ сохранил главное - Веру. Народные корни и Православная Вера хранят народ от потери тождественности самому себе, не давая ему стать пищей антихриста, растворившись в вавилонском смешении. - Духовное пробуждение России сегодня поистине чудесно и величественно. Мы помним, как в советские времена Церковь не могла издавать никакие книги - только богослужебные и Библию. В то время любой духовный импульс был очень важен. Насколько Ваши песни и духовная музыка вообще повлияли на духовное пробуждение России? Я думаю, что для современного человека очень важен первый импульс: духовная песня, книга или разговор. Это помогает ему сделать первый шаг к Церкви, которая есть корабль спасения - а после первого шага уже легче, хотя, конечно, духовная жизнь легкой не бывает.

http://pravoslavie.ru/97343.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Маторин: " Мою жизнь перевернул вечер, когда я узнал, что такое духовная музыка " 14.12.2017 1041 Время на чтение 7 минут Всемирно известный бас, выступающий на лучших оперных сценах, он признается, что пение в храме не сравнится ни с одной из этих сцен. Хотя сам впервые в церковь попал как экскурсант. С «Фомой» Владимир Анатольевич Маторин поделился воспоминаниями о своем пути к крещению, к Большому театру, о многочисленных поездках по русским городам и селам и о важных событиях в жизни своей семьи. Крещение и Большой театр В 1988 году, когда страна праздновала 1000-летие Крещения Руси, я впервые сопри­коснулся с молитвенным пением. Митрополит Питирим (Нечаев) устроил тогда в Колонном зале Дома Союзов Рождественский фестиваль духовной музыки. Помню, как меня ошеломила ее красота и ее разливы. Я слушал, и она проникала в каждую мою клеточку, наполняла чем-то таким, что мне тогда было совершенно неведомо. Я как будто вмерз в лед от удовольствия. До моего собственного крещения оставалось еще несколько лет. Но тот вечер оказался решающим: я потихоньку начал петь православные песнопения и спустя некоторое время подготовил свою первую программу духовной музыки. К самому же крещению я подступал долго: я вырос в семье коммунистов, сам был пионером, комсомольцем, членом партии. И в храм заходил только как экскурсант в историчес­кий музей: для роли Бориса Годунова мне надо было знать, как православные крес­тятся, как целуют иконы. Поэтому я очень внимательно разглядывал людей в храме, и бабушки, видя меня, молодого, красивого, конечно, думали - кагебешник: мне если бороду сбрить, то погоны прямо светятся - военная династия рода Маториных дает о себе знать. Но я женился и попал в семью, где и теща, которую я считаю своей второй мамой, и жена - верующие. И когда мама жены тяжело заболела, в нашем доме стали появляться священники, которые ее исповедовали, причащали, соборовали. Одним из них был протоиерей Порфирий Дьячек, человек невероятной доброты и, как мне казалось, - вылитый святитель Николай с икон: высокий лоб, седые волосы, огромные голубые глаза. Свой священнический долг он исполнял до последних дней жизни. Для меня он стал проводником в Церковь: крестил меня и стал моим духовным отцом.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/14/vl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010