Часть предметов, принадлежавших печерянам, была привозной, новгородского и херсонесского происхождения ( Ibakih Г. 1996. С. 169-171). О том, каким образом складывалась монашеская жизнь в Киево-Печерском мон-ре в правление митрополитов Феогноста и свт. Алексия , к-рые неоднократно пребывали в Киеве, свидетельств не сохранилось. Посл. треть XIV - нач. XVI в. Возрождение Киево-Печерского монастыря как одного из духовных и экономических центров Православия в Юж. Руси связано с периодом правления в Киевском великом княжестве сначала в качестве отцовского наместника (до 1377), а затем и самостоятельного правителя Владимира (Василия) Ольгердовича (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- 1395). Во время его княжения в каменных зданиях обители были произведены реставрационные работы, у апсид Успенского собора сделаны небольшие контрфорсы ( Беляева. 1982. С. 104; Ibakih Г. 1996. С. 173). Очевидно, произведенные работы были связаны не только с временным снижением военной опасности от набегов ордынцев на Ср. Поднепровье, но и с увеличением числа паломников, приходивших на богомолье в Киево-Печерский монастырь. Возрождению популярности обители способствовало ежедневное поминание преподобных Антония и Феодосия и др. подвижников (напр., кн. Николая Святоши и Моисея Угрина) в Успенском соборе Московского Кремля (ДРВ. Ч. 6. С. 436, 438, 488) и в главных храмах епископий Сев.-Вост. Руси (РГБ. Ф. 344. 99. Л. 53 об.). Во 2-й пол. XIV - нач. XV в., судя по найденным на территории Киево-Печерского монастыря монетным кладам, материальное положение обители улучшилось (в нояб. 1898 в одном из горшков было обнаружено 2236 монет различного происхождения). В кон. XIV в. для хозяйственных целей были разобраны руины собора Кловского мон-ря посл. четв. XI в., разрушенного монголами, очевидно, также в 1240 г. По мнению укр. археологов, в этом принимали участие печерские монахи, по-видимому получившие право распоряжаться оставшимся от обители имуществом ( Ивакин Г. 1982. С. 80-81; Он же. 1996. С. 180-181). В кон.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

33. Археографический Ежегодник за 1968 год. М.: Наука, 1970. С. 127-141. 34. По этому списку утвержденная грамота 1598 г. издана в ААЭ. - Примечание С.П.Мордовиной. 35. Кушева Е.Н. Из истории публицистики смутного времени XVII в.//Ученые записки Саратовского государственного университета. Т. 5. Саратов, 1926. С. 33 и др. - Примечание С.П.Мордовиной. 36. Подробные описания см.: Буганов В.И. Разрядные книги последней четверти XV - начала XVII в. М., 1962. С. 63; Музейное собрание отдела рукописей ГБЛ. Т. I. М., 1961. 737. С. 58. - Примечание С.П.Мордовиной. 37. Для удобства изложения в дальнейшем мы будем говорить лишь о трех списках грамоты (Н, С и П), так как М - поздняя копия Н. - Примечание С.П.Мордовиной. 38. Мордовина С.П. К истории Утвержденной Грамоты 1598 г.//Археографический Ежегодник за 1968 год. М.: Наука, 1970. С. 128-129. 39. ДРВ. Часть VII. М., 1788. С. 36. 40. ААЭ. Т. II. С. 16; ДРВ. Ч. VII. С. 36-37. 41. ААЭ. Т. II. С. 16. 42. ДРВ. Ч. VII. С. 37. 43. ДРВ. Ч. VII. С. 37. 44. ААЭ. Т. II. С. 17-19. 45. ДРВ. Ч. VII. С. 38-39. 46. ААЭ. Т. II. С. 19. 47. ААЭ. Т. II. С. 20-21. 48. ААЭ. Т. II. С. 21. 49. ААЭ. Т. II. С. 21-23. 50. ААЭ. Т. II. С. 24. 51. ААЭ. Т. II. С. 25. 52. ААЭ. Т. II. С. 27. 53. ААЭ. Т. II. С. 28. 54. ААЭ. Т. II. С. 30. 55. ААЭ. Т. II. С. 35. 56. ААЭ. Т. II. С. 37. 57. ААЭ. Т. II. С. 37. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 8. Re: Державный Собор 1598 года С нетерпением жду выхода в свет новой книги доктора исторических наук, профессора, выдающегося русского историка Александра Николаевича Боханова, посвященной личности и деятельности Бориса Феодоровича Годунова. Согласен, книга замечательная! Дважды её перечитывал. Я давно увлекаюсь личностью Бориса Феодоровича Годунова и его эпохой, много трудов прочитал, и могу сказать уверенно- это лучшее историческое исследование по дданной теме. 7. Забыл дать ссылки http://www.youtube.com/watch?v=MrTNN5T2AAw http://www.youtube.com/watch?v=wyoqGhfcV8Y http://zargradet.ru/?page_id=2941

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

Ктины. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:между приблизительно 1863 и 1871. Колокольня - после 1907. Адрес: Россия, Псковская область, Плюсский район, деревня Ктины Координаты: 58.709776, 28.59881 Проезд:Автобус Плюсса-Заянье. Остановка д.Детково или д.Гнездилова Гора Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1573 году поместье Елизарья Тыртова в Лядском погосте (в том числе и поч.Болота) было передано другому помещику – Василею Ивановичу Умному Колычову. До нашего времени сохранился текст ввозной грамоты (из записной книги ввозных грамот Шелонской пятины), где говорится о передаче этого поместья. «Такова ввозная дана околничему Василю Ивановичю Умного Колычова на Елизарево поместье Тыртова: 56. По государеву цареву и великого князя Ивана Василевича всеа Русии приказу, от государевых царевых великого князя диаков, от Семена Федорова сына Мишурина да от Ивана Дорофеева сына Собакина, в Шелонскую пятину, в Лятцкои погост: в селцо во Хтино, у озера у Хтина, а в селе великомученик Дмитреи, да на полатех Сергеи Чюдотворец, в двор болшои на пол трети обжи (в дрв) в Дедково на обжу, (в дрв) в Олексино на полторы обжи (в дрв) Ярун на полторы обжи, (в поч) в Земско, (в) Ермолка Кузмин, пашни полторы осмины (в поч) в Мелницу, (в) Яшко Микулин, пашни полторы осмины, (в поч) в Болото дан к церкве великомученику Дмитрию, (в) Ерешка Никитин, (в) Тренка Василев, (в) Остратко Петров, пашни три чети; и всего и с починки на восм обеж с четвертью, что было то селцо и деревни и починки в помесе за Елизарем за Тыртовым. Всем крестьяном, которые в том селце и в деревнях и в починкех живут: пожаловал государь царь и великий княз тем селцом и деревнями и починки околничего своего Василя Ивановича Умного в поместье со всеми угоди; и вы б все кресяне, которые в том селце и в деревнях и в починкех живут, околничего Василя Ивановича Умного и его приказщиков слушали, пашню его похали и оброк ему помещиков хлебнои и денежнои платили, чем вас изоброчит. К сеи ввознои грамоте царев великого князя диаки Семен Федоров сын Мишурин да Иван Дорофеев сын Собакин печати свои приложили. Писан в государеве отчине в Великом Новегороде лета 7081г марта в 21д. Се помесе отдано все по государеве грамоте Ивану Соловому Тимофеевичю Петрова в 83м году».

http://sobory.ru/article/?object=04137

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская ц. (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально мон-рь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие уч-ща и наименование храма во имя ап. Андрея относится к кон. нояб. 1652 г. Иером. Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в к-рых назвал мон-рь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. 369, вклейка к л. 3). Мон-рь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе гос. казны. До 70-х гг. XVII в. к А. м. были приписаны Донской иконы Божией Матери мон-рь в Москве, Марчуковская [Марчуговская] Зосимо-Савватиевская пуст. и др.; в 1682 г. сам А. м. был приписан к Заиконоспасскому московскому мон-рю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском мон-ре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия . В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны , говорится, что Андреевский мон-рь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения» (ДРВ. Ч. 6. С. 404). Наряду с рус. иноками в А. м. селились монахи из укр., белорус., литов. и др. правосл. мон-рей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных» (ДРВ. Ч. 18. С. 154). В 1650 г. в мон-ре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) , вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский мон-рь , Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе к-рой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в А. м. поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 чел., ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/115196.html

Шевырев Борис Степанович 221 («Борис»), 411 ( «о его жене и сыне») Шевырев Степан Петрович 11, 19, 20, 192, 212, 213, 217, 220, 224, 233, 234, 241, 247, 251, 317, 368, 406, 409–413, 416, 417, 419, 422, 443 Шевырева Софья Борисовна 221, 222, 233, 234, 241, 411, 414 Шекспир Вильям 14, 73, 133, 193, 229, 230, 296, 306, 312, 374, 436, 438 — «Гамлет» 193, 230 — «Отелло» 219 Шенрок Владимир Иванович 12, 15, 17–19, 23, 25–27, 374, 375, 378, 380, 383–385, 390, 391, 396, 398, 399, 402, 407–412, 414–421, 423–425, 429, 432, 433, 436, 438–440, 442, 445, 447, 448, 451, 453 Шереметев С. Д. 399 Шиллер Фридрих 229, 294, 295, 433 Шильон 71 Ширяев, издатель 270 Шпицер С. М. 454 Штейн, антрепренер 34, 365 Штиглиц, банкир 89, 107, 111, 116, 134, 135, 162, 384, 387, 390, 395 Штутгарт 108 Щ епкин Д. М. 24 Щепкин Михаил Семенович 12, 13, 20, 23, 25, 37, 39, 41–43, 187, 265, 287, 296, 298, 301, 304, 307, 324, 331, 333, 365, 374, 379, 405, 420, 434, 436–439, 446 Э мские воды 57 Энгельгардт 225 Эстель (Estelle) 204, 211 Ю нгфрау, долина 105 Юра, цепь гор 63 Юшкова Варвара Афанасьевна 431 Я зыков Николай Михайлович 19, 27, 346, 347, 350, 356, 449–452, 454 Языков Петр Михайлович 13, 27, 346, 347, 449, 451 Яньский Богдан 391 Сокращенные обозначения источников АННЕНКОВ П. В. Анненков. «Литературные воспоминания». Предисловие Н. Пиксанова. Вступительная статья, редакция и примечания Б. М. Эйхенбаума. «Academia». Л. 1928. БАРСУКОВ Н. П. Барсуков. «Жизнь и труды М. П. Погодина». СПб. 1888–1910. Тт. I–XXII. ГЕРБЕЛЬ Гербель. «Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко». Изд. испр. и доп. СПб. 1881. ГИППИУС. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ» Вас. Гиппиус. «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». — «Ученые записки Пермского государственного университета». Вып. 2. Пермь. 1931, стр. 61-126. «Н. В. ГОГОЛЬ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ» «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования» под ред. В. В. Гиппиуса. М. — Л. Изд. АН СССР. 1936. Тт. I–II. «ЗАПИСКИ» . «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем». СПб. 1856. Тт. I–II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

пети мучеником Иоанну, Стефану, Петру среднюю вечную память...» (цит. по: Платон (Любарский). 1868. С. 75). Имена мучеников вписаны первыми в синодик Казанской епархии перед списком воинов, павших под Казанью: «Казанским мучеником и исповедником, Иоанну, Стефану, Петру, вечная память» (ДРВ. Т. 6. С. 496). Память святых указана в «Книге, глаголемой Описание о российских святых»: «Святии великомученицы и новые страдальцы Иоанн, Петр, Стефан пострадаша от Казанских Татар до взятия и после. Святый Иоанн убиен в лето 7037 месяца января в 24 день. Петр и Стефан убиени быша в лето 7064 месяца марта в 24 день». В «Полном месяцеслове» 10-х гг. XIX в. выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина под 24 янв. находится общая память Иоанна, П. и Стефана (БАН. Дружин. 736. Л. 35; 131. Л. 111 об.) и под 24 марта - «святых мученик Петра и Стефана убиенных за Христа в Казани 7094» (БАН. Дружин. 736. Л. 45 об.; 131. Л. 156). Имя П. как местночтимого святого под 24 марта вошло в составленный Владимирским архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов» (М., 1903. С. 12), что свидетельствует о состоявшемся к этому времени местном прославлении мученика. Общецерковной канонизацией П. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя П. также включено в Собор Казанских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. Ист.: ДРВ. М., 17882. Ч. 6; Копия с грамоты митр. Гермогена к патр. Иову 9 янв. 1592 г.//Приб. к Казан. вестн. Каз., 1829. 16. С. 123-126; Грамота митр. Казанского и Свияжского Гермогена патр. Московскому и всея Руси Иову и грамота патриарха Иова Московского и всея Руси митр. Казанскому и Свияжскому Гермогену//УЗ Казанского ун-та. 1839. Кн. 4. С. 151-157; Описание о российских святых. С. 254. 450. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 542; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 23; Голубинский. Канонизация святых. С. 269, 272, 566, 577; Жития святых мучеников Казанских Иоанна, Стефана и Петра.

http://pravenc.ru/text/2580248.html

Из Рима П. направился в Венецию с ведома, а возможно и по совету, своих рим. начальников, поскольку она была удобным пунктом для последующего путешествия в Россию, а также оплотом униатства, являясь резиденцией митр. Филадельфийского (1685-1712) униата Мелетия (Типальда). Митр. Мелетий «разрешил» П. «от отступства веры, паки причел ко Святей Кафолической и Восточной Церкви, и священнодействовати повелел, яко свидетельствует о том от него данная разрешенная граммата» (ДРВ. Ч. 18. С. 163). Полученная грамота оказалась для П. надежной страховкой перед возвращением в Москву, т. к. в РПЦ к этому времени сохранялась уверенность в приверженности митр. Мелетия Православию. 8 авг. 1698 г. П. написал письмо кардиналу-протектору Леандро Коллоредо, которому был представлен еще по прибытии в Рим (ДРВ. Ч. 18. С. 161; Archivio Storico della Congregazione per l " Evangelizzazione dei Popoli (gia Propaganda Fide). Acta S. C. de Prop. Fide. Vol. 64. F. 28-29 v. Nr. 3; Scritt. rif. n. Congregazioni Generali, аппо 1694. Vol. 517. F. 131 rv.; Шмурло. 1931. С. 13-14, 28-29). В письме П. откровенно высказывался о своих подлинных убеждениях в отношении как католичества, так и Православия. Так, он писал: «…и в отдалении я храню по прежнему свою преданность Римской Церкви…» ( Шмурло. 1931. С. 13). Обращаясь с просьбой о присылке книг, П. прямо отметил, что «эти книги послужат мне мощным орудием против противников Римской Церкви в странах, где они будут мне необходимы…» (Там же. С. 14). Имеется еще одно свидетельство, характеризующее отношение П. к католичеству. В письме А. Бассетти, секретарю великого герц. Тосканского Козимо III Медичи, от 18 окт. 1698 г. П. писал о певце Ф. Балатри, к-рый ехал вместе с ним в Русское гос-во: «Я уверяю, что буду покровительствовать этому музыканту, сколько смогу (и лучше пусть Бог возьмет мою душу из этого бренного тела!), что буду наблюдать за этим музыкантом Филиппо, чтобы он не пострадал за Католическую Церковь, которая мне мать и за которую желаю пролить кровь. И если я услышу, что он подвергается притеснениям за это, то на своих плечах унесу его во Флоренцию» (Archivio di Stato di Firenze. Mediceo del Principato. T. 1581. F. 1194 rv.). Осенью 1698 г. П. отправился из Венеции на родину, в чем ему оказал помощь стольник кн. П. А. Голицын, находившийся там по распоряжению царя Петра I Алексеевича для изучения морского дела. Возможно, П. познакомился с кн. Голицыным еще раньше, при посещении князем Рима ( Шмурло. 1931. С. 12).

http://pravenc.ru/text/2578741.html

М. неоднократно сталкивался и с проблемами внутри архиепископского двора. В 1627 г. он написал царю и патриарху челобитную с жалобой на своего келейного старца Симеона, которой украл печать архиепископа и сам приложил к своей отпускной грамоте, чтобы выехать на Русь, а также о старце Корнилие, к-рый играл в азартные игры, бежал из-под стражи и не постился (Там же. С. 10). Более серьезный конфликт произошел в июне 1626 г., когда четверо архиепископских детей боярских, посланных в Сибирь вместе с 1-м архиеп. Киприаном, пожаловались царю и патриарху на притеснения со стороны М.: «...нам учел тесноту чинити и налоги и насильство и изгоненье великое, и хлебнова жалования и денежнова с своего поезду нам по ся места... не давывал и впредь давати не хочет де, а гладом нас и наготою морит» (РИБ. Т. 8. Стб. 344-348). Челобитчики обвинили М. в корысти и даже казнокрадстве: «что… денег заехал в казне и те денги не все написал в естех». К ним присоединился и казначей Савватей: «...видя неправду и неустроение в вашем государьском дому Софейском, что все идет не к прибыли. А которые приходы хлебные и денежные от крестьян и из городов десетинные и подъездные и всякие доходы денежные, и те все в книги не пишутца; а на мне лишь толко положено имя казначейское, и мне от того в конец погибнути, а приходу никакова, опроче росходу, не ведаю» (РИБ. Т. 8. Стб. 348-349). Из челобитных следует, что конфликт скорее всего был порожден ротацией при дворе архиепископа, когда М. прибыл в Тобольск со своими людьми. Сохранившиеся источники не дают оснований подозревать М. в растратах. 31 мая 1636 г., менее чем через год после кончины М. «на седьмой неделе после Светлаго Воскресения, во вторник» (ДРВ. Ч. 3. С. 155; ПСРЛ. Т. 36. С. 151), его останки были перезахоронены в тобольском Софийском соборе по инициативе и при участии нового архиеп. Сибирского Нектария (Теляшина) . Арх.:РГАДА. Ф. 214. Сибир. приказ. Оп. 3. Ист.:ДРВ. М., 17882. Ч. 3. С. 142-143, 147, 153-154, 155; Иванов П. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 261-262, 266-267; РИБ. Т. 8. Стб. 328-331, 378-383, 384-387, 424-425; Ромодановская Е. К. Опись имущества Сибирского архиеп. Макария (1636 г.)//Круги времен: В память Е. К. Ромодановской. М., 2015. Т. 1. С. 195-218.

http://pravenc.ru/text/2561388.html

543 Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне… С. 76; Он же. Население России в конце XVII – начале XVIII в.: (Численность, со- словно-классовый состав, размещение). М., 1977. С. 85–86. 546 Приписка мелких монастырей к крупным проходила по ведомству Монастырского приказа, затем приказа Большого Дворца. Для делопроизводства в каждом конкретном случае необходима была царская грамота. Приказными готовилась предварительно документация: составлялась опись вотчин и имущества, производилась перепись церковных людей приписываемой обители. Один экземпляр хранился у монастыря – владельца, к которому приписывался монастырь, другой – в правительственном учреждении, или приказе ( Горчаков М. И. Указ. соч. С. 100); РГАДА. Ф. 237. Оп. 1–3 (переписные книги монастырей). 551 Савваитинов П. И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского монастыря по описным книгам 1668 г.//ЗОРСА. СПб., 1851. Т. 1. С. 5–45. 554 Шушерин И. К. Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1871. С. 42. 559 «Дело о братии Саввино-Сторожевского монастыря 196 г. мая 15 д.»//ЧОИДР. 1887. Кн. I, отд. V. С. 161–162 (публ. Белокурова). 560 Древняя российская вивлиофика. М., 1791. Ч. XVIII. С. 396–421. (Далее – ДРВ). (Житие Ф. М. Ртищева, составленное после его смерти в 1673 г.); Румянцева B. C. Ртищевская школа//Вопр. истории. 1983. 5. С. 179–183; РГАДА. Ф. 210. (Разрядный приказ). Приказной стол. Д. 576. Л. 1–77. 561 ДРВ. Ч. XVIII. С. 401; Харлампович К. В. Ртищевская школа//Богословский вестник. Сергиев Посад, 1913. Апрель. С. 8–10; Румянцева B. C. Ф. М. Ртищев (1626–1673)//Исторический лексикон: XVII в. С. 599–603; Она же. Андреевский училищный монастырь в Москве в XVII в.//Культура средневековой Москвы: XVII в. М., 1999 г. С. 292–304. 563 И. Е. Забелин отметил, что Епифаний Славинецкий некоторое время жил в Андреевском монастыре (Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1902. Т. I. С. 301). 564 ГИМ. Син. собр. 369 (974). Л. З-За. Листок со стихами, написанными собственноручно, бережно приклеен, вероятно, его учеником Евфимием Чудов- ским к листу рукописи (автограф Епифания; текст черновой, с большой правкой; см.: Протасъева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева . М., 1973. Ч. I. С. 118; Румянцева B. C. Епифаний Славинецкий//Исторический лексикон: XVII в. С. 218–221; Она же. Епифаний Славинецкий и «Правила поведения для юношества» Эразма Роттердамского//Исторический вестник. Воронеж, 2000. 1(5). С. 79–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1838 г. монастырем управляли игумены и строители (только настоятель Иоасаф ок. 1736 получил сан архимандрита), с 1838 г. до нач. XX в.- архимандриты. Среди настоятелей К. м. известен игум. Корнилий , в 1566 г. ставший митрополичьим казначеем, 19 янв. 1567 г. хиротонисанный во архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского (ПСРЛ. Т. 13. С. 406; РИБ. Т. 3. С. 287). В 1566 г. приговор Земского собора об условиях заключения мира с вел. князем Литовским подписал игум. Герман (СГГД. Ч. 1. 192; ДРВ. 17912. Ч. 7. С. 3); в 1572 г. приговор Собора духовенства, разрешившего царю Иоанну IV Васильевичу вступить в 4-й, неканонический брак, подписал игум. Евфимий (ААЭ. Т. 1. 284); в 1580 г. решение Собора о порядке приобретения мон-рями земель и владения ими - игум. Евфимий (СГГД. Т. 1. 200); в 1584 г. приговорную грамоту о монастырских вотчинах - игум. Маркелл (СГГД. Т. 1. 200; ДРВ. 17912. Ч. 7. С. 161); в 1589 г. решения Собора об учреждении Патриаршества в России - игум. Никандр (СГГД. Т. 2. 59). В 1666 г. при встрече Восточных патриархов присутствовал настоятель (1664-1673) игум. Иона (Дворцовые разряды. 1855. Т. 3. С. 653). Вид с колокольни Колоцкого мон-ря. Фотография. 2010 г. За XV-XVI вв. сведений о состоянии храмов К. м. не сохранилось; вероятно, до XVI в. церкви и др. сооружения были деревянными. По исследованиям историков архитектуры, наиболее ранние каменные строения в Можайске - храмы Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря - датируются, вероятно, 20-ми гг. XVI в., башни городских укреплений - временем после 1544 г. Состоятельные храмоздатели могли появиться у К. м. скорее всего не ранее времени правления вел. кн. Василия III Иоанновича , либо после перехода Можайска и уезда в опричнину в 60-70-х гг. XVI в. Не позднее этого времени, по-видимому, и датируются каменные церкви и колокольня обители. По писцовой книге 1626/27 г., холодная соборная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца была «каменна вверх, на подклете... пуста стоит без пения с литовского разорения, со 117 году», т. е. с 1608/09 г. О перестройках храма в XVII в. документов не сохранилось. По данным ведомости, к 1739 г. в Успенской ц. существовал один придел. Ок. 1-й пол. XVIII в. собор был перестроен, его увенчали новый барабан и глава, были заложены старые окна, лишенные наличников, в 1773 г. в соборе построена новая печь. в 1775 г. приобретено 5 «болших» икон: «Воскресение Христово», «Распятие», «Два младенца», «Богоматерь во славе» и «Апостольская».

http://pravenc.ru/text/1841794.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010