Церковь вмч. Георгия Церковь вмч. Георгия — это однонефная безкупольная базилика небольшого размера. Система ее росписи подобна Драгалевской. Из особенностей стоит упомянуть помещенные в притворе красочный ктиторский портрет Радивоя, его жены, умерших детей Тодора и Драганы, с митрополитом Калевитом, подробное житие вмч. Георгия, иллюстрацию рождественской стихиры “Что Ти принесем Христе”. Трижды в разных местах храма изображен покровитель монастыря Георгий. Нижний слой фресок датируют XV в, однако часть живописи — более поздняя XVI и XVII вв. Сейчас в Кремиковцах всего одна монахиня – матушка Хиония, сама из Харькова. Постриг приняла в Самоковском монастыре в Болгарии, потом направили сюда. Входишь в обитель – словно в райский сад попадаешь. Весь огромный монастырский двор устлан цветочным ковром – матушка выращивает. Еще у нее петушки, курочки, пчелки, на огороде — картофель, помидоры и множество всякой всячины. - Саша, помолись за меня на родине, – на глазах слезы. - Матушка, а не боитесь одна в таком огромном монастыре? - Господь бережет меня. Да и поскольку это памятник культуры, несколько лет назад поставили сигнализацию. Однажды три мыши летучих сели на нее, полиция приехала напуганная. – Ты, матушка, что? – А что, я вас не вызывала. Когда разобрались в чем дело, вот повеселились. СЕСЛАВЦЫ Храм святителя Николая Неподалеку от Кремиковцев на южном склоне Старой Планины в горах мы отыскали еще один дивный монастырь, о котором нам рассказал студент-реставратор Художественной Академии. Обитель оставили монахи из-за начала работ по добыче руды в 100 м. от монастыря всередине XX века. На протяжении коммунистического периода здесь находилась закрытая зона. Последние годы положение не изменилось — хотя рудокомбинат и закрыт, однако территория охраняется от мародерства. Памятник погибает — реставраторы говорят, что живопись разрушается каждый год, не говоря о местных вандалах, использующих священные образы для увековечения своего имени. Без реставрационных работ Сеславцам остались считанные годы до исчезновения.

http://pravoslavie.ru/40525.html

Драгалевский женский монастырь Успения Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Драгалевский монастырь (болг. Драгалевски манастир) — действующий женский православный монастырь в пригороде Софии, у подножия горы Витоша. Монастырь был основан в 1345 году, вероятно, болгарским царем Иваном Александром. Монастырь является памятником культуры. Содержание Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Драгалевский_ж...

св. Петки в Софии (1581). Его произведения являлись образцами т. н. синтетического стиля, в к-ром еще сильны были традиции визант. периода. Позже здесь работали мастера Вело (Евангелие для Драгалевского мон-ря, 1648) и Постол (1719). С нач. XVII - сер. XVIII в. производство ювелирных изделий осуществлялось в районе Бачковского мон-ря; отличительной чертой искусства местных мастеров было использование для изготовления окладов Евангелий отдельных серебряных пластин в технике филиграни. Наиболее значительным произведением этой школы является т. н. Венецианская дарохранительница (1637), изготовленная мастером Зафиром Златым. Венецианская дарохранительница. 1637 г. Мастер Зафир Златый (Бачковский мон-рь) Венецианская дарохранительница. 1637 г. Мастер Зафир Златый (Бачковский мон-рь) Миниатюрные произведения церковной резьбы по дереву создавались в рамках традиций визант. мелкой пластики и являлись естественным продолжением средневек. резьбы по слоновой кости и стеатиту. Подобный вид искусства был распространен в странах, испытавших влияние визант. культуры переходного периода. Центрами его развития являлись в первую очередь мон-ри Афона. Сохранились сведения о том, что уставами нек-рых монашеских братств предписывалось изготовление миниатюрных резных деревянных предметов. В технике миниатюрной резьбы по дереву изготовлялись кресты, панагии, небольшие иконы, в т. ч. диптихи и триптихи. На крестах в зависимости от их размеров изображались сцены праздников и Страстей Христовых, иллюстрации ветхозаветных событий, отдельные святые и ангелы. Материалом для изготовления рельефов служили самшит, кипарис, липа и грушевое дерево. Церковное шитье XV-XVII вв. продолжило традиции визант. шитых тканей, сохранившихся в ряде крупных мон-рей, расположенных в порабощенных балкан. землях. Особенно распространенной была продукция молдо-влахийских мастерских (к северу от Дуная). В болг. музеях и коллекциях хранится лишь небольшое количество произведений этого периода. Среди лучших образцов - Тырновская (1569) и Врачанская (1623) плащаницы, использовавшиеся в чинопоследовании Погребения Христа, новом в этот период, воздух с изображением сцены Причащения апостолов из Охрида (XVI в., СНИМ).

http://pravenc.ru/text/149669.html

Константинопольский Патриарх, считавшийся верховным представителем перед султаном всех православных христиан (миллет-баши), обладал широкими правами в духовной, гражданско-правовой и экономической сферах, но оставался под постоянным контролем османского правительства и нес личную ответственность за лояльность своей паствы власти султана. Церковное подчинение Константинополю сопровождалось усилением греческого влияния в болгарских землях. На кафедры назначались архиереи-греки, которые в свою очередь поставляли в монастыри и приходские храмы греческих священнослужителей, следствием чего стала практика проведения богослужений на греческом языке, непонятном большей части паствы. Церковные должности нередко занимались при помощи крупных взяток, на местах церковные налоги (известно свыше 20 их видов) взимались произвольно, нередко насильственными методами. В случае отказа в выплатах греческие иерархи закрывали церкви, анафематствовали непокорных, представляли их османским властям как неблагонадежных и подлежащих переселению в другую местность или взятию под стражу. Несмотря на численное превосходство греческого духовенства, в ряде епархий местное население сумело сохранить настоятеля-болгарина. Многие монастыри (Этропольский, Рильский, Драгалевский, Куриловский, Кремиковский, Черепишский, Гложенский, Кукленский, Эленишский и другие) сохранили церковнославянский язык в богослужении. В первые века османского владычества между болгарами и греками не существовало вражды по этническому признаку; известно много примеров совместной борьбы против завоевателей, в равной степени угнетавших православные народы. Так, Тырновский митрополит Дионисий (Рали) стал одним из руководителей подготовки 1-го Тырновского восстания 1598 года и привлек подчиненных ему епископов Иеремию Русенского, Феофана Ловчанского, Спиридона Шуменского (Преславского) и Мефодия Врачанского. 12 тырновских священников и 18 влиятельных мирян вместе с митрополитом поклялись до самой смерти оставаться верными делу освобождения Болгарии. Весной или летом 1596 года была создана тайная организация, в которую входили десятки как духовных, так и светских лиц. Греческое влияние в болгарских землях во многом было обусловлено влиянием грекоязычной культуры и воздействием набиравшего силу процесса «эллинского возрождения».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

периода датируют 2-й пол. XV в. К ним относят: церкви Драгалевского мон-ря Богородицы Витошской (1476), монастырскую во имя вмч. Димитрия около с. Бобошево (1488), апостолов Петра и Павла в метохе Орлица Рильского мон-ря (1491) и вмч. Георгия Кремиковского мон-ря (1493). Архитектура этих храмов не имеет к.-л. отличительных черт: постройки небольшие, однонефные, с одной апсидой, перекрытые полуцилиндрическим сводом. В кон. XV в. к храмам Драгалевского и Кремиковского мон-рей были добавлены нартексы. Кроме церкви метоха Орлица, все монастырские храмы возведены и расписаны на средства представителей местной болг. аристократии, их портреты представлены на фресках. Роспись храмов метоха Орлица, Драгалевского мон-ря, Бобошева принадлежит мастерам охридской школы, Кремиковского мон-ря - художникам костурской мастерской. В целом программа росписи продолжает традицию балканской живописи XIV в. с большим числом отдельных композиций, циклов, иллюстраций житий святых, псалмов и др. Успение Богородицы. Роспись ц. св. Петки в с. Вукове. 1598 г. Фрагмент Успение Богородицы. Роспись ц. св. Петки в с. Вукове. 1598 г. Фрагмент Датированные памятники монументальной живописи 1-й пол. XVI в. не сохранились. В сер. века были созданы фрески небольшой церкви Ильинского мон-ря (1550; ныне на территории Софии). В кон. XVI в. были построены и украшены церкви св. Петки Самарджийской в Софии, в мон-ре св. Иоанна Рыльского в с. Курило около Софии (1596), осуществлена роспись фасада кафоликона и интерьера трапезной Роженского мон-ря (1596/97), 1-й слой росписи ц. Рождества Христова в с. Арбанаси (1597), ц. св. Петки в с. Вукове (1598), ц. св. Стефана или т. н. Новой митрополии в Несебыре (1599). Здесь работали мастера из Печской Патриархии (Петка Самарджийска) и греки. В росписях заметно влияние критской иконописи, появились новые иконографические детали, напр., в композиции «Страшный Суд», цикл по воскресным Евангелиям и др. Строительство и украшение храмов велось деревенской или ремесленнической общинами, приглашавшими мастеров высокой квалификации из разных мест Балкан.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Церковь Богородицы Витошской Драгалевского мон-ря. 1476 г. Церковь Богородицы Витошской Драгалевского мон-ря. 1476 г. Большинство литийных крестов (ок. 200), сохранившихся гл. обр. во фрагментах, имеют визант. происхождение. Нек-рые из них (напр., бронзовый крест XII в. с изображением арх. Михаила; Исторический музей в Велико-Тырнове) были изготовлены в мастерских К-поля. Расцвет металлической пластики палеологовского искусства связывают с такими памятниками, как оклады икон Богородицы Елеусы (1310, собор Успения Богородицы Бачковского мон-ря), Одигитрии из Несебыра (1342, СНАМ), Одигитрии из Мелника (XIV в., СНХГ) и оклад Охридского Евангелия (XIV в., СНАМ). Одним из традиц. элементов украшения ставротек, окладов Евангелий и икон являлись ажурные диски сферической формы со сложным геометрическим плетеным орнаментом. Данный орнаментальный мотив использовался и в технике резьбы по дереву. Врата и трон Хрельо (оба - XIV в., НМРМ) и врата из ц. свт. Николая Болнички в Охриде (XIII-XIV вв., СНИМ) с символической декорацией, включающей фигуры львов, грифонов, фантастических животных и св. всадников, представляют собой шедевры искусства монументальной резьбы по дереву этой эпохи. В болг. храмах и музеях хранятся образцы визант. и балканских литургических тканей XIII-XIV вв., большая часть из них была произведена в имп. мастерских К-поля: плащаницы имп. Андроника II Палеолога одна из Охрида (нач. XIV в., СНИМ), другая из Бачковского мон-ря, вложенная Матеем и Анной (кон. XIV в., ЦИАМ), 3-я из приходского храма в г. Рила (кон. XIV в., ц. свт. Николая в Риле); 4-я янинского деспота Изауса и его супруги Евдокии Балшич (XV в., Исторический музей в Благоевграде). Из Охрида происходят 2 шитые пелены с изображением Богородицы Оранты, подаренные эпирским деспотом Феодором Комнином и его женой Марией Охридскому архиеп. Димитрию II Хоматиану (1216, СНИМ), и с изображением Распятия Христова (ок. 1295, СНИМ). XV - 1-я пол. XVIII в. I. Архитектура и монументальная живопись. Первые памятники поствизант.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВСКИЙ [Болг. Левски] Васил (наст. имя Кунчев Васил Иванов; 18.07.1837, Карлово - 6 (18), дата его смерти отмечается 19.02.1873, София), болг. революционер. Род. в многодетной семье, из-за смерти отца прервал обучение и начал работать. В 1855 г. стал послушником при своем дяде, архим. Василии (Караиванове), таксидиоте (духовнике) Хиландарского мон-ря. 2 года обучался в уч-ще в Стара-Загоре, год - в духовном уч-ще им. святых Кирилла и Мефодия в Пловдиве. 7 дек. 1858 г. по желанию дяди сделать его своим помощником пострижен в монашество с именем Игнатий в Сопотском мон-ре, в 1859 г. рукоположен во диакона и назначен в ц. Пресв. Богородицы в Карлове. В марте 1862 г. уехал в Сербию и поступил в Первый болг. легион Г. Раковского. За храбрость в борьбе с турками при освобождении Болгарии получил прозвище Левский (т. е. Львиный), одним из многочисленных его прозвищ также было Дьякон. На Пасху 1864 г. в Сопоте отказался от монашеских обетов и провозгласил себя «апостолом свободы». С апр. 1864 по март 1867 г. работал учителем в селах Войнягово близ Карлова, Эникё (ныне Рындуника, Румыния) и Конгаз (ныне Михаил-Когэлничану, Румыния). Формировал дружины для борьбы против турок. В 1867 г. вошел во Второй болг. легион, действовавший на территории Сербии. В авг. 1868 г. переехал в Бухарест и в 1869 г. вместе с Л. Каравеловым учредил Болгарский революционный центральный комитет, к-рый позже уже на территории Болгарии провозгласил себя подпольным Временным правительством Болгарии. Л. мечтал об освобождении Болгарии от турецкого рабства и о равенстве всех жителей страны независимо от их религиозной и этнической принадлежности. Участвовал в организации терактов против турок, обучал соратников по борьбе, среди которых было много болгарских священнослужителей, доставал для них оружие. В качестве центров повстанческой деятельности использовал мон-ри (напр., Драгалевский) и храмы. 27 дек. 1872 г. схвачен турками на территории Румынии и через месяц приговорен к повешению.

http://pravenc.ru/text/2463341.html

Император Российский Петр I выражал императору Священной Римской империи беспокойство о положении православных в империи, но нисколько в этом не успел. Единственное, что он смог сделать для сербов – это принять в 1723 году сербский гусарский полк и расселить в районе крепости Тор (позднее г. Славянск). Императрица Анна Иоанновна во время русско-турецкой войны 1735–1739 гг. протестовала против занятия австрийскими войсками земель православных Сербии, Валахии, Бессарабии. Позднее императрица Елизавета Петровна объявила русскому посланнику в Вене: «сколько бы из сербского народа в Российскую Империю перейти не пожелало, все они как единоверные, в службу и подданство приняты будут». С 1751 г. начался исход сербов в Россию – земля им выделялась на границе с Речью Посполитой и Гетьманщиной. Так появлись колонии Ново-Сербия (теперь на территории Кировоградской области) и Славяносербия (теперь на территории Донецкой и Луганской Народных республик) в Новороссии. В Австрии же целенаправленно пытались сербов окатоличить и ассимилировать на венгерских землях. В Софии бейлербей Румелии Хафиз Ахмед-паша правил суд и чинил расправу. Были приговорены к смерти около 350 священников, монахов и горожан Софии. Среди них называются священник Иоанн и иподиакон Афанасий из церкви св. Петки Самарджийской, из церкви св. Николая – его настоятель Георгий, священник Димитрий; из храма св. Параскевы – настоятель Григорий, священник Стойко, диакон Христо, диакон Иоанн, ритор Константин, также игумен Никольского Кладницкого монастыря на горе Витоша у западных окраин Софии, иеромонах Нафанаил из Никольского Сеславского монастыря на горе Стара Планина у северных окраин Софии, афонский монах Кирилл, игумен Горазд Илиенского монастыря в самой Софии, игумен Евфимий Свято-Троицкого Дивотинского монастыря на горе Люлин на юго-западе от Софии, монах Евфимий из Успенского Драгалевского монастыря на горе Витоша и священник Стоица из села Хрелёво. Село Хрелёво или Релёво находится в 7 км от Самокова, и в нем при храме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первым митрополитом Тырновской епархии в составе К-польского Патриархата стал Игнатий, бывш. митр. Никомидийский: его подпись стоит 7-й по счету в списке представителей греч. духовенства на Флорентийском Соборе 1439 г. В одном из списков епархий К-польского Патриархата сер. XV в. Тырновский митрополит занимает высокое 11-е место (после Фессалоникийского); ему подчинены 3 епископских кафедры: Червен, Ловеч и Преслав ( Darrouz è s. Notitiae. N 21. P. 419-421). До сер. XIX в. Тырновская епархия охватывала большую часть земель Сев. Болгарии и простиралась на юг до р. Марица, включая районы Казанлыка, Стара- и Нова-Загоры. Тырновскому митрополиту были подчинены епископы Преславский (до 1832, когда Преслав стал митрополией), Червенский (до 1856, когда Червен также был возведен в ранг митрополии), Ловчанский и Врачанский. Рильский мон-рь Рильский мон-рь К-польский Патриарх, считавшийся верховным представителем перед султаном всех правосл. христиан (миллет-баши), обладал широкими правами в духовной, гражданско-правовой и экономической сферах, но оставался под постоянным контролем османского правительства и нес личную ответственность за лояльность своей паствы власти султана. Церковное подчинение К-полю сопровождалось усилением греч. влияния в болг. землях. На кафедры назначались архиереи-греки, к-рые в свою очередь поставляли в мон-ри и приходские храмы греч. священнослужителей, следствием чего стала практика проведения богослужений на греч. языке, непонятном большей части паствы. Церковные должности нередко занимались при помощи крупных взяток, на местах церковные налоги (известно свыше 20 их видов) взимались произвольно, нередко насильственными методами. В случае отказа в выплатах греч. иерархи закрывали церкви, анафематствовали непокорных, представляли их османским властям как неблагонадежных и подлежащих переселению в др. местность или взятию под стражу. Несмотря на численное превосходство греч. духовенства, в ряде епархий местное население сумело сохранить настоятеля-болгарина. Мн. мон-ри (Этропольский, Рильский, Драгалевский, Куриловский, Кремиковский, Черепишский, Гложенский, Кукленский, Эленишский и др.) сохранили церковнослав. язык в богослужении.

http://pravenc.ru/text/149675.html

С 70-х гг. XIV до кон. XV в. система болг. мон-рей не существовала как целостный организм; о мн. обителях можно судить лишь по сохранившимся развалинам и данным топонимики. Дряновский мон-рь Дряновский мон-рь Население - светские и духовные лица - по собственному почину и на собственные средства восстанавливало мон-ри и храмы. Среди сохранившихся и восстановленных мон-рей - Рильский, Бобошевский, Драгалевский, Куриловский, Карлуковский, Этропольский, Билинский, Роженский, Капиновский, Преображенский, Лясковский, Плаковский, Дряновский, Килифаревский, Присовский, Патриарший Св. Троицы под Тырново и др., хотя и их существование постоянно находилось под угрозой из-за частых нападений, грабежей и пожаров. Во многих из них жизнь замирала на продолжительные периоды. При подавлении 1-го Тырновского восстания 1598 г. большая часть восставших укрылась в Килифаревском мон-ре, восстановленном в 1442 г.; за это турки вновь разрушили обитель. Пострадали и окрестные мон-ри - Лясковский, Присовский и Плаковский. В 1686 г. во время 2-го Тырновского восстания также пострадали мн. обители. В 1700 г. центром т. н. восстания Марии стал Лясковский мон-рь. При подавлении восстания пострадали эта обитель и соседний Преображенский мон-рь. Традиции средневек. болг. культуры сохранялись последователями Патриарха Евфимия, эмигрировавшими в Сербию, на Афон, а также в Вост. Европу: митр. Киприаном († 1406), Григорием Цамблаком († 1420), диак. Андреем († после 1425), Константином Костенецким († после 1433) и др. В самой Болгарии оживление культурной деятельности происходило в 50-80-х гг. XV в. Культурный подъем охватил запад бывш. территории страны, центром стал Рильский мон-рь. Он был восстановлен в сер. XV в. стараниями монахов Иоасафа, Давида и Феофана при покровительстве и щедрой финансовой поддержке вдовы султана Мурада II Мары Бранкович (дочери серб. деспота Георгия). С перенесением туда мощей прп. Иоанна Рыльского в 1469 г. обитель становится одним из духовных центров не только Болгарии, но и слав.

http://pravenc.ru/text/149675.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010