Директор Национального исторического музея Болгарии Божидар Димитров предложил отреставрировать 23 монастыря близ Софии, известные как «Малый Афон» или «Софийская Святая гора», и сделать их основой культурного туризма в столице. Директор Национального исторического музея Болгарии Божидар Димитров предложил отреставрировать 23 монастыря близ Софии, известные как «Малый Афон» или «Софийская Святая гора», и сделать их основой культурного туризма в столице. Об этом сообщает Патриархия.ru . «Из всего уникального ожерелья святых мест вокруг столицы полностью отремонтированы и отреставрированы только два монастыря — Кремиковский и Сеславский», — отметил Димитров. По его мнению, наряду со знаменитой Боянской церковью (X-XIII вв.) одна из главных достопримечательностей, расположенных близ болгарской столицы, — Драгалевский монастырь (XIV в.), где, в частности, находится одна из Патриарших резиденций. Он нуждается в немедленной и полной реставрации. Заместительница софийского городского головы Йорданка Фандыкова считает, что при должной рекламе проект будет иметь успех у туристов. «Ремонт монастырей не только от нас зависит: большинством из них владеет Церковь. Но мы можем подумать, как создать рекламу этому уникальному созвездию обителей около нашего города, мы можем помочь им, создав подходящую инфраструктуру. Мы готовы оказать помощь — в том числе и непосредственно в том, что касается ремонта и реставрации», — сказала она, напомнив, что город починил кровли в Подгумерском и Сеславском монастырях. В данное время город готовит рекламный альбом, посвященный девяти культурным туристическим маршрутам по столице, один из которых будет посвящен «Софийской Святой горе». Чтобы облегчить доступ к монастырям, предполагается проложить туристические тропы и велосипедные дорожки, разработать пешеходные и конные маршруты, которые свяжут между собой эти монастыри, расположенные у подножия Старой Планины (так в Болгарии называют Балканский хребет). В то же время сообщается, что Болгарская Церковь своего отношения к проекту еще не высказала.

http://pravmir.ru/vlasti-bolgarii-privle...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Драгалевский мон-рь Драгалевский монастырь («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Входит в т. н. группу болг. мон-рей «Софийская Малая Св. гора». Находится в бывш. с. Драгалевци (ныне в черте Софии). По преданию, основан ок. 1345 г. при болг. царе Иоанне Александре . Впервые письменно упоминается в т. н. «Витошкой златопечатной грамоте» болг. царя Иоанна Шишмана (1371-1393). Вскоре после основания стал большой обителью и назывался «царским монастырем». При завоевании Софии в 1382 г. османами мон-рь не пострадал, но монахи покинули его. Надпись над входом в притвор сообщает, что мон-рь был обновлен; в 1476 г. церковь была расписана на средства софийского боярина Радослава Мавра. В XVII в. повторно расписали центральную часть храма. В обители действовал скрипторий: поп Никола в 1469 г. переписал Евангелие; в 1534 г. неизвестный мастер переписал т. н. Драгалевское Евангелие, украшенное в 1648 г. серебряным окладом; в 1598 г. братья Даниил, Стоян и Владко переписали и иллюминировали Псалтирь, к-рая позднее была перенесена в Иверский мон-рь на Афоне. В период османского владычества при мон-ре действовало келейное уч-ще. “Св. Троица Ветхозаветная”. Роспись нартекса ц. Успения Богородицы Драгалевского мон-ря. 1476 г. “Св. Троица Ветхозаветная”. Роспись нартекса ц. Успения Богородицы Драгалевского мон-ря. 1476 г. Во 2-й пол. XIX в. братия мон-ря принимала активное участие в освободительной борьбе: игум. Геннадий был близким другом болг. революционера В. Левского, часто предоставлял ему убежище в обители и помогал в организации комитетов в Софийском окр. Из-за преследований османскими властями игум. Геннадий был вынужден бежать в Сербию, его преемник о. Игнатий (с 1873) возобновил работу освободительного комитета в Софии. При игум. Игнатии были построены жилые здания, мон-рь имел ок. 20 дка пашни, ок. 10 дка лугов, 60 голов крупного рогатого скота и ок. 500 коз.

http://pravenc.ru/text/180377.html

В Болгарии намерены активно включать монастыри в туристические маршруты Москва, 19 июня 2009 г. Директор Национального исторического музея Болгарии Божидар Димитров предложил отреставрировать 23 монастыря близ Софии, известные как " Малый Афон " или " Софийская Святая гора " , и сделать их основой культурного туризма в столице, сообщает Regions.Ru . " Из всего уникального ожерелья святых мест вокруг столицы полностью отремонтированы и отреставрированы только 2 монастыря: Кремиковский и Сеславский " , - отметил Димитров. По его мнению, наряду со знаменитой Боянской церковью (X - XIII в.), одна из главных достопримечательностей, расположенных близ болгарской столицы - Драгалевский монастырь (XIV в.), где, в частности, находится одна из патриарших резиденций. Он нуждается в немедленной и полной реставрации. Заместительница софийского городского головы Йорданка Фандыкова считает, что при должной рекламе храмового комплекса как туристического объекта проект будет иметь успех. " Ремонт монастырей не только от нас зависит: большинством из них владеет Церковь. Но мы можем подумать, как создать рекламу этому уникальному созвездию обителей около нашего города, мы можем помочь им, создав подходящую инфраструктуру. Мы готовы оказать помощь - в том числе и непосредственно в том, что касается ремонта и реставрации " , - сказала она, напомнив, что город починил кровли в Подгумерском и Сеславском монастырях. В данное время город готовит рекламный альбом, посвященный девяти культурным туристическим маршрутам по столице, и один из них как раз и посвящен " Софийской Святой горе " . Чтобы облегчить доступ к монастырям, предполагается проложить туристические тропы и велосипедные дорожки, разработать пешеходные и конные маршруты, которые свяжут между собой эти монастыри, расположенные у подножия Старой планины (так в Болгарии называют Балканский хребет). Болгарская Церковь своего отношения к проекту еще не высказала. Кроме того, в Софии 23-24 июня пройдет научная конференция " Культурное наследие Рыльского монастыря: состояние и перспективы изучения, сохранения и реставрации " . Она посвящена 540-й годовщине перенесения мощей св. Ивана Рыльского из Тырнова в Рыльскую обитель (1 июля 1469 г.) и 120-летию со дня рождения мастера болгарской церковной музыки Петра Динева (1889-1980). Конференция - часть проекта по описанию и оцифровке славянских музыкальных рукописей Рыльского монастыря. 19 июня 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30822.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ДОРОФЕЙ (Маммелис) († 1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля ДОРОФЕЙ (Дмитрий Георгиевич Филип; 1913 - 1999), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии в 1964-1999 гг. ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) ДРАГОМИРНА муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии, принадлежащей Митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУРЭУ жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368_21.html

Святая Гора, считает проф. Бакалова, – это либо Синай, либо Витоша. КРЕМИКОВЦЫ Деталь фрески Кремиковский монастырь расположен в 25 км к северо-востоку от Софии, неподалеку от с. Кремиковцы на южном склоне Старой Планины; юридически относится к Софийской митрополии. По одному преданию, был построен во времена царя Ивана-Александра (1331-1371), который поставил себе целью создание 14 монастырей на Витоше. По другой легенде, был создан в 1382-1389 г. — в год падения Софии под турками. Однако эти данные не документированы. Из источников известно, что в 1493 г. по благословению софийского митрополита Калевита богатый боярин Радивой отреставрировал старую церковь св. Георгия и украсил ее в память об умерших во время эпидемии 1492 г. детях — Тодоре и Драгане. Их погребения были раскрыты во время раскопок 1987 г. В вв. в монастыре располагалась одна из крупнейших в Болгарии книжних мастерских. Во второй половине в. монастырь забросили. Новый период в истории обители наступил в 1879 г., когда здесь нашли себе приют 20 монахинь, бежавших из района Малашевцы. В 1901-1902 гг. был отстроен большой храм в честь Покрова Богоматери. Его резной иконостас завершен в 1907 г. Остальные монастырские постройки закончены в 1930-е гг. Монастырь никогда не закрывался. Церковь вмч. Георгия Церковь вмч. Георгия — это однонефная безкупольная базилика небольшого размера. Система ее росписи подобна Драгалевской. Из особенностей стоит упомянуть помещенные в притворе красочный ктиторский портрет Радивоя, его жены, умерших детей Тодора и Драганы, с митрополитом Калевитом, подробное житие вмч. Георгия, иллюстрацию рождественской стихиры “Что Ти принесем Христе”. Трижды в разных местах храма изображен покровитель монастыря Георгий. Нижний слой фресок датируют XV в, однако часть живописи — более поздняя XVI и XVII вв. Сейчас в Кремиковцах всего одна монахиня – матушка Хиония, сама из Харькова. Постриг приняла в Самоковском монастыре в Болгарии, потом направили сюда. Входишь в обитель – словно в райский сад попадаешь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Весь огромный монастырский двор устлан цветочным ковром – матушка выращивает. Еще у нее петушки, курочки, пчелки, на огороде — картофель, помидоры и множество всякой всячины. - Саша, помолись за меня на родине, – на глазах слезы. - Матушка, а не боитесь одна в таком огромном монастыре? - Господь бережет меня. Да и поскольку это памятник культуры, несколько лет назад поставили сигнализацию. Однажды три мыши летучих сели на нее, полиция приехала напуганная. – Ты, матушка, что? – А что, я вас не вызывала. Когда разобрались в чем дело, вот повеселились. СЕСЛАВЦЫ Храм святителя Николая Неподалеку от Кремиковцев на южном склоне Старой Планины в горах мы отыскали еще один дивный монастырь, о котором нам рассказал студент-реставратор Художественной Академии. Обитель оставили монахи из-за начала работ по добыче руды в 100 м. от монастыря всередине XX века. На протяжении коммунистического периода здесь находилась закрытая зона. Последние годы положение не изменилось — хотя рудокомбинат и закрыт, однако территория охраняется от мародерства. Памятник погибает — реставраторы говорят, что живопись разрушается каждый год, не говоря о местных вандалах, использующих священные образы для увековечения своего имени. Без реставрационных работ Сеславцам остались считанные годы до исчезновения. Лествица Иакова Монастырь свт. Николая расположен в северо-восточной части Софийского поля рядом с с. Сеславцы. Надпись на западной стене наоса сохранила имя ктитора — иеромонаха Даниила и софийского митрополита Иеремии. Церковь типичная для церковного строительства на Балканах в XVI–XVII — однонефная базилика достаточно большого размера. Росписи выполнены выдающимся художником XVII в. иеромонахом Пименом. Самое интересное здесь — роспись притвора — “Акафист Богоматери” и “Лествица Иакова”, раскинутая по всему своду восточной стены притвора, со спящим под лесенкой патриархом и ангелами, нисходящими и восходящими по ней. Публикация памятников Е. Флорева -Димитрова, Старата црква на Драгалевския манастир. С., 1968. К. Паскалева-Кабадаиева, Църквата Св.Георги в Кремиковския манастир. С., 1980. Д. Каменова, Сеславската църквал С., 1977. Литература Л. Пражков, Е. Бакалова, С. Бояджиев, Манастирите в България. М,1992. Е. Бакалова, Диалектика на отношението изкушение-отреение. (Към интерпретаьията на една сцена от Драгалевския манастир).//Българският петнадесети век. С., 1993. 331-341. Л. Пражков, Характерни особенности на българската църковна монументална живопис през XV век//Българският петнадесети век. С., 1993. 325-331. I.Bozhilov, N. Touleshkov, L. Prazhkov, Bulgarian monasteries. S., 1997. Другие статьи этого раздела

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДОСОКРАТИКИ условное наименование ранних греч. философов (VI-V вв. до Р. Х.), развивавших свое учение до или во время жизни Сократа ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы 88-100 100-103 «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ празд. 11 июня, чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил 103-105 105-116 ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 116-117 ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации 117-120 ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) 120-121 ДРАГОЛЯ ПОПА СБОРНИК [«Сборник пресвитера Василия», в ранней лит-ре «Сборник П. Сречковича»], серб. пергаменный кодекс смешанного содержания 2-й пол. XIII в. (не ранее 1259)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Рыльский монастырь      В 2010 году весь мир облетела настоящая сенсация: в небольшом болгарском городе Созопол обнаружены святые мощи Иоанна Крестителя. Это открытие сделал профессор Попконстантинов во время раскопок средневекового храма, носящего имя святого. Сегодня мощи хранятся в недавно отреставрированной церкви святых Кирилла и Мефодия, расположенной в старой части города Созопол. Сюда приходят многие паломники, чтобы поклониться святыне. Другой популярный маршрут – на Софийскую Святую гору. Речь идет о четырнадцати монастырях вблизи болгарской столицы. Самые значимые из них – Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы, Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила, Черепишкий монастырь Успения Богородицы, Этропольский монастырь Святой Троицы – довольно хорошо сохранились. Безусловно, большой интерес для паломников и туристов представляет скальный монастырь Аладжа, находящийся недалеко от черноморского города Варна и курорта Золотые Пески. Он был высечен в горе десять веков тому назад. В России о нем узнали благодаря русскому археологу Виктору Теплекову, который в 1832 году опубликовал свои «Письма из Болгарии». Сегодня монастырь превращен в музей и объявлен памятником культуры. — А почему главный храм Болгарии носит имя русского святого Александра Невского? — Храм-памятник Александру Невскому в Софии напоминает нам о национально-освободительном движении болгарского народа против османского ига и борьбе за церковную независимость. Под давлением России в 1870 году Турция пошла на уступки и учредила Болгарскую Экзархию, юрисдикция которой распространялась на земли,населенные болгарами. В разработке проекта автономной Болгарской Церкви активное участие принимал русский посол в Константинополе граф Николай Павлович Игнатьев, который понимал, что это первый серьезный шаг к созданию независимого болгарского государства. Однако положение славянских народов, находящихся под османским игом, существенно не изменилось. В апреле 1877 года император Александр объявляет Турции войну, в результате которой Болгария получила независимость. В знак признательности российскому народу за освобождение в Софии был возведен величественный храм, который на сегодняшний день является самой большой православной церковью на Балканах. Храм был освящен во имя святого Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II. Таким образом болгары выразили свою благодарность русскому народу и его императору.

http://pravoslavie.ru/80992.html

Большинство из тырновских монастырей связано с ктиторской деятельностью Асеновых и их преемников. Выделяются монастыри Великая Лавра свв. 40 мучеников, монастырь св. Богородицы Путеводительницы на холме св. Гора, св. Иоанна Рыльского на холме Трапезица, св. Марка на берегу р. Янтры, св. Богородицы Темницкой напротив холма Царевец. В Еленской возвышенности к югу от Тырново возникает Капиновский монастырь св. Николы (1272 г.), Плаковский монастырь св. Илии, Мерданский монастырь свв. 40 мучеников, и др. Окрестности Софии – склоны Витоши и южные склоны Старапланины – также усеяны монастырями: Драгалевский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Кремиковский монастырь св. Георгия, Урвичский монастырь св. Николы, Кокалянский монастырь св. Архангела Михаила, Кладницкий монастырь св. Николы. Позднее оформляется группа монастырей «Софийская Святая гора», которую еще называют «Малой Святой горой», объединяющая четырнадцать монастырей во главе с Бистрицким монастырем св. Георгия. Такие монастырские группы создаются и около города Сливена с центром в Сотиров-ском монастыре св. Спаса возле Асеновграда и в других местах. В Северо-Западной Болгарии был основан Клисурский (Врештицкий) монастырь святых Кирилла и Мефодия, Етропольский монастырь св. Троицы («Варовитец»), Дряновский монастырь св. Архангела Михаила, основанный в 1190 г. Асеновыми в честь победы над византийцами, достигает наивысшего расцвета во второй половине XIV в., когда здесь существует школа по подготовке литературных деятелей и переписчиков книг. Лясковский монастырь свв. Петра и Павла также основан в честь освобождения Болгарии от византийского владычества. Известны также Арбанасский монастырь св. Николая, Арбанасский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Преображенский монастырь, основанный в XIV в. при поддержке царя Ивана Александра, к концу Второго Болгарского царства превратившийся в один из важнейших духовных и просветительных центров болгарского народа, Ивановский наскальный монастырь в пещере, Аладжа – наскальный монастырь Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце XV века в Рильском монастыре работали монахи-переписчики и составители сборников Спиридон и Петр Зограф; для хранившихся здесь Сучавского (1529) и Крупнишского (1577) Евангелий в монастырских мастерских были изготовлены уникальные золотые переплеты. Книгописная деятельность велась также в монастырях, расположенных в окрестностях Софии - Драгалевском, Кремиковском, Сеславском, Лозенском, Кокалянском, Куриловском и других. Драгалевский монастырь был возобновлен в 1476 году; инициатором его обновления и украшения стал зажиточный болгарин Радослав Мавр, портрет которого в окружении семьи был помещен среди росписей преддверия монастырского храма. В 1488 году иеромонах Неофит с сыновьями, священником Димитром и Богданом, на собственные средства построили и украсили церковь св. Димитрия в Бобошевском монастыре. В 1493 году Радивой, богатый житель пригорода Софии, возобновил церковь св. Георгия в Кремиковском монастыре; его портрет также был помещен в преддверии храма. В 1499 году была вновь отстроена церковь св. апостола Иоанна Богослова в Поганове, о чем свидетельствуют сохранившиеся ктиторские портреты и надписи. В XVI–XVII веках крупным центром письменности стал Этропольский монастырь Святой Троицы (или Варовитец), основанный первоначально (в XV веке) колонией сербских рудокопов, существовавшей в близлежащем городе Этрополе. В Этропольском монастыре были переписаны десятки богослужебных книг и сборников смешанного содержания, богато украшенных изящно выполненными заглавиями, виньетками и миниатюрами. Известны имена местных книжников: грамматика Бойчо, иеромонаха Данаила, Тахо Грамматика, попа Велчо, даскала (учителя) Койо, грамматика Иоанна, резчика Маврудия и других. В научной литературе даже существует понятие этропольской художественно-каллиграфической школе. Мастер Недялко Зограф из Ловеча в 1598 году создал для монастыря икону Ветхозаветной Троицы, а через 4 года расписал церковь расположенного неподалеку Карлуковского монастыря. В Этропольском и окрестных монастырях были написаны серии икон, в том числе с изображениями болгарских святых; надписи на них были сделаны на славянском языке. Аналогичной была деятельность монастырей на периферии Софийской равнины: неслучайно эта область получила название Софийская малая святая гора.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010