и Апостол. Церкви восточ., отв. на вопр. 107). 203 «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор.11:27–28 ). Каких благ удостаиваются достойно причащающиеся евхаристии? Достойно причащающиеся евхаристии удостаиваются величайших благ для души и тела, получают очищение от грехов: «сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая в оставление грехов» ( Мф.26:28 ), – вступают по душе и телу в теснейшее единение со Христом: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ), – становятся участниками бессмертия и вечно блаженной жизни: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Эта божественная пища укрепляет тело, питает и возвышает духовно-нравственную жизнь христианина: «ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). Свидетельства древнехристианских отцов Святого Игнатия Богоносца : «они (еретики-докеты) удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. 204 Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю, Крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная. 205 Это (евхаристия) врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе». 206 Святого Иустина, философа (†166 г.): «пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение и живет так, как передал Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели. Итак, где оригенисты, баснословящие о конечности мучений? Его, то есть мучение, Павел назвал вечным. Каким же образом у вас вечное может быть временным? От лица Господа и от славы могущества Его. Здесь апостол показывает легкость, с какой это совершится. Для этого, говорит, не нужно каких-либо усилий, но достаточно явиться Богу, - и всех непослушных постигнет наказание. Один вид Его и пришествие будет для одних светом, для других - наказанием. Ибо Он не просто приидет, но со славой крепкой. И слава Его не без могущества будет, и могущество не без славы. То есть Он явится как Царь Всемогущий. Когда Он приидет прославиться во святых Своих. Когда люди, противящиеся ныне Евангелию и превозносящиеся, увидят, что те, которых они мучили, стали участниками бесконечной славы, тогда явно откроется слава Божия. Ибо слава их есть Его слава, так что чем Он прославляет святых, тем и Сам прославляется. Подобно тому, как Его богатство состоит в том, что есть верные, так и слава Его - в том, что есть такие люди, которые будут наслаждаться Его благами. И явиться дивным в день оный во всех веровавших. То есть чрез уверовавших. Здесь предлог во (εν) вместо " чрез " (δια). Ибо когда людей злосчастных и от всех преследуемых Он удостоит такой славы, тогда обнаружится Его сила. И иначе, когда предстанут посреди судилища те, которые перенесли бесчисленные бедствия, будучи принуждаемы отступить от веры, и все-таки они не отступили, тогда обнаружится слава Божия и их слава. Так как вы поверили нашему свидетельству. Дивен, говорит, будет Бог в тот день, потому что вы поверили нашему свидетельству и проповеди, то есть потому, что вы уверовали и соделали себя достойными тех благ, которые дарованы будут тогда верным. Хорошо сказал выше: " в день оный " , ибо тогда на деле они покажут себя истинно верующими, а теперь многие притворяются верующими. Поэтому и Премудрый говорит: не считай человека счастливым прежде смерти. Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сардийская – единственная Церковь , где Господь сначала обличает, потом дает похвалу. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих . Если к предыдущим говорил «есть у тебя там» держащиеся неверного, то этому пастырю напротив: есть у тебя несколько человек не осквернившихся. Массы мертвы, есть там несколько человек живых. Такова картина и нашего времени, не нам ли это говорит Христос? А с другой стороны, слава Богу, что во все времена и во всех Церквах были и есть эти отличные от большинства «несколько человек» – хранит их Господь. Иные, будучи обличены в грехе, отвечают: да все грешные. Нет, не все. Не равняй всех по себе, есть, говорит Христос, несколько человек, которые не осквернили одежд своих сонливостью, пустым именем без живой веры. Нет, имена этих нескольких – не пустой звук. В них жизнь, любовь, служение. Они бодрствуют. Но как жалко, что их всего несколько. И вот они будут ходить со Мною в белых одеждах . В земной жизни хранившие полученную в крещении белую одежду, о которой сказано: «Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец, и, как невесту, украсил убранством» ( Ис. 61:10 ), они и в вечности со Христом будут ходить в этих белых одеждах, ризах спасения и правды, ибо они достойны ! Как достойны? Неужели есть люди, достойные Бога? По своей греховной природе никто не достоин, ибо Бог даже «в ангелах Своих усматривает недостатки» ( Иов. 4:18 ), но удостаивает Бог омывшихся и хранящих свои одежды не оскверненными. Этим удостоенным белых одежд Божественные хоры бесплотных ангелов на небесах поют: аксиос! Достоин ризы спасения, достоин ходить в одежде сей с Самим Христом! Аксиос! Аксиос! Аксиос! Откр.3:5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Тройное обетование дается побеждающему , воспрянувшему от сардийского сна и сонливости, бодрствующему, имеющему живую, а не мертвую веру, укрепляющему слабых в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так – же охотно принималось и учение Павла о таинственном значении обряда преломления хлебов. Павел постоянно учил, что общая вечеря – не простое вкушение пищи сообща в память об Иисусе. „Когда вы сходитесь вместе, это еще не вкушение вечери господней“ – говорил он: „ибо каждый спешит первый съесть свою вечерю, и один бывает голоден, а другой пьян. Но разве у вас нет домов, чтобы есть и пить?» Вечеря господня – не простое вкушение хлеба, и вина, но таинственная жертва, во время которой собравшиеся приобщаются тела и крови Христовой, т. е. соединяются с божеством. „Чаша благословении, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова“? – спрашивал Павел и напоминал, что так, заповедал и сам Иисус в ту ночь, когда был предан. Тогда он взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: „приимите, ядите, сие есть тело мое, за вас преломляемое: это делайте в мое воспоминание“; также взял и чашу и сказал: „сия чаша есть новый завет в моей крови: это делайте всякий раз, как будете лить в мое воспоминание“. И дальше Павел разъяснял, что это такая же жертва, как и жертва язычников своим божествам; язычники пьют чашу, чтобы вступить в общение со своими божествами – демонами, а христиане – чтобы вступить в общение с господом. „Посему“, – учил Павел, „кто будет есть хлеб сей или пить чашу господа недостойно, грешен будет против тела и крови господа. Пусть же испытывает себя человек... ибо кто ест и пьет недостойно, ест и пьет осуждение себе, так как не рассуждает, что сие – тело господне; от того многие из вас немощны и больны и спать охочи“. А всякий, кто достойно ест и пьет, получит спасение, ибо вечеря есть залог пришествия господа: она знаменует смерть господа и потому обещает его воскресения. Чтобы достойно участвовать в вечере, нужно было поститься накануне „дня господня“, в который происходила вечеря, исповедаться перед вечерей в грехах и примириться со всеми, с кем была ссора или спор. После вечери читалась благодарственная молитва , заканчивавшаяся такими словами: „помни, господи, о церкви твоей, да избавить ее от всякого зла и совершить ее в любви твоей, и введи ее, святую, со всех четырех ветров в царство твое, которое ты уготовал для неё. Ибо сила твоя и слава во веки. Да приидет милость и да погибнет этот мир. Осанна богу Давидову! Господь придет! Аминь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1) Христианская Библия есть единственное, чистое и полное откровение Бога, достойное премудрости, силы и благости Его, как Отца человеков, и достойное человека, предназначенного мыслить о Боге, познавать и любить Его, подражать, удивляться, поклоняться Ему, наслаждаться Им, и сообразное всем требованиям в великом деле возрождения человеков, зачинающихся в беззаконии и рождающихся в грехе, поврежденных в самом корне природы своей. 2) Христианская вера, основанная на слове Божьем, дарованном человечеству в боговдохновенных писаниях апостолов и пророков, есть единственный Богом открытый для человеков путь к настоящему блаженству. И как Спаситель говорит, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь, и св. апостол Павел провозглашает, что пред именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних, то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в Царство Небесное. 3) Христианская вера принесла и приносит народам бесчисленные благословения Божии и во временной жизни их на земле; но высшая между тем цель религии Иисуса Христа – образовать достойных граждан для Небесного Иерусалима; полная слава её откроется в блаженной вечности; и как всякого человека, так и целых народов настоящая жизнь, со всеми радостями и страданиями её, ничего не значит в сравнении с бесконечной вечностью жизни божественной. 4) Если уже в народе господствующая религия есть христианская, то справедливость требует, чтобы Дух Иисуса Христа господствовал в духе этого народа. Если мы искренно веруем в Сына Божия Иисуса Христа, то, как св. апостол утверждает, в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Но в сердце Иисусовом терпимость есть не равнодушие к истине и заблуждениям, а милосердие к заблуждающимся, в котором исполненное человеколюбия и премудрости долготерпение соединяется с пламенным, исполненным человеколюбия и премудрости и всегда действующим желанием, чтобы все человеки, которых Отец Его дал Ему, познали истину и чтобы истина освободила их от предрассудков, страстей и суеверий, чтобы они познали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, и в этом познании обрели вечную жизнь, святую, блаженную жизнь, принадлежащую человекам, сотворенным по образу Божию, потерянную им в грехопадениях и заблуждениях, но возвращенную и даруемую грешникам благостью Бога Отца, посредством Единародного Сына Его Иисуса Христа, силой и действием Святого Духа в верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Другое усопшим, от Иоанна, зачало 16: Другое усопшим, Евангелие от Иоанна, зачало 16 Рече Господь ко пришедшим к Нему иудеем: аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот. Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даст и Сынови живот имети в Себе. И область даст Ему и суд творити, яко Сын Человечь есть, не дивитеся сему. Яко грядет час, воньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда. Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца. Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и ныне есть, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд творить, потому что Он – Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в гробницах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие доброе – в воскресение жизни, а сделавшие злое – в воскресение суда. Не могу Я Сам от Себя творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой – праведен, ибо не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня Отца. Ин 5:24–30 Поем Достойно есть: Поем Достойно есть: Киноник: Блажени, яже избрал, и приял еси Господи, и память их в род и род. Другие переводы Самое популярное Сейчас в разделе 381  чел. Всего просмотров 12 млн. Всего записей 335 ©2024 Переводы богослужений Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-m...

Мф.11:26.   Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою . ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. Да, я благодарю Тебя, Отче, потому что таково было Твое благоволение, или: так Тебе угодно было; т. е. потому что Тебе угодно было удалить эти тайны как от недостойных, от тех, которые сами удалились от них, и открыть, как достойным, тем, которые сами приходят к ним. И это вполне справедливо. Но чтобы из Его благодарения Отцу люди не заключили, что Он не так всемогущ и чужд природы Отца, говорит: Мф.11:27.   Вся Мне предана суть Отцем Моим … Все предано Мне Отцем Моим,… Все, конечно, что принадлежит Отцу, потому что и в другом месте говорит: «вся, елика имать Отец, Моя суть» все, что имеет Отец, есть Мое. (Ин. 16:15). Если Ему передано все, то Он есть Господь всего, а если Он есть Господь всего, то, конечно, равен Отцу. Слово — предана понимай, как прилично Божественному достоинству, а не так, что Он не имел этого прежде, но получил впоследствии; ничто не предшествовало Ему, ни даже Сам Отец, но вместе Отец, вместе Сын и вместе Господь всех. Но говорит Он обыкновенно так, сообразно с целями Домостроительства, воздавая почтение Отцу. Это объяснение имей в виду в подобных случаях. Мф.11:27.   И никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын … и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, Познание разумеет не общее простое, а познание, сообразное с их природою. Что есть Отец и Сын, это знаем мы все, верующие, но кто такой Отец по Своей природе и кто — Сын, этого никто не знает. Лука говорит: «никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын» (Лк. 10:22). Итак, Христос сказал это, яснее показывая равенство с Отцом: если только Они одни имеют равное знание один о другом, то, конечно, Они равны. Мф.11:27.   И емуже аще волит Сын открыти . и кому Сын хочет открыть. И это указывает на равенство. Если открывает Отец, как выше сказано, то открывает и Сын, следовательно, они равны. Откроет достойным природу Отца в будущем веке. Если откроет природу Отца, то, конечно, откроет и Свою, и Духа Святого, потому что она — одна и та же у Троицы. Говоря: «никтоже знает» , разумел тварей, но Духа Святого, как не сотворенного, конечно, не включал сюда. Но почему же не сказал ясно и о Нем? Потому что еще не пришло время учить о Нем. Необходимо, чтобы прежде напечатлено было в умах учеников познание Сына, а затем было открыто им и о Святом Духе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

После этого следует проповедь большей частью о важном значении святой вечери, и начинается хлебопреломление. Обратившись к народу, пресвитер говорит: «Господь да будет с вами!» Присутствующие отвечают: «И с духом Твоим». Пресвитер: «Вознесите сердца!» Присутствующие: «Возносим их ко Господу!» Пресвитер: «Благодарим Господа Бога нашего!» Присутствующие: «Достойно и праведно есть». Пресвитер: «Воистину достойно и правильно и спасительно есть во всякое время и во всяком месте благодарить Тебя, Святой Отче, Всемогущий Боже, чрез Иисуса Христа Господа нашего, ради Которого Ты милуешь нам грехи наши и обещаешь вечное спасение. Поэтому мы со всеми ангелами и небесными силами поем славе Твоей хвалебную песнь». Присутствующие: «Аминь» Свят, свят, свят Бог Господь Саваоф! Небо и земля полны славы Твоей»! Пресвитер читает молитву Господню. Присутствующие: «Аминь». Пресвитер: «Господь наш Иисус Христос в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб и, возблагодарив, преломил его, раздал ученикам Своим и сказал: «Приимите, ядите это есть тело Мое, за вас предаваемое. Это творите в Мое воспоминание. Также, после вечери, взял Он чашу, возблагодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, эта чаша есть Новый Завет в Моей Крови. Она же за вас и за многих изливается во оставление грехов. Это творите, когда будете пить ее, в Мое воспоминание». Затем, обратившись к народу, пресвитер говорит: «Мир Господень со всеми вами. Аминь». Присутствующие: «Агнче Божий, приявший грехи мира, помилуй нас (дважды). Агнче Божий, приявший грехи мира, даруй нам мир Твой. После этого пресвитер разламывает на куски надрезанный хлеб, лежащий на столе, вкушает его и передает или сам, или через диакона присутствующим, которые тоже вкушают его. Затем пресвитер пьет вино из чаши и передает ее, как и хлеб, присутствующим. Во время вкушения хлеба и пития из чаши баптисты поют стихи из книги «Голос веры»: «Когда, Христе, Ты смерть Свою ученикам явил, тогда Ты вечерню взял хлеб благословил и, преломив, раздал им всем, к ним говоря сие: «Примите и ядите все – «Сие есть тело Мое». Также с вином Ты чашу взял, благодарил, дая Своим ученикам, сказал: «Сие есть кровь Моя, приимите, пейте из нее все, ибо это кровь за вас изливаема в прощение грехов. Се новый Мой завет в крови! Вам в завещание: в Мое сие творите вы воспоминание». И мы здесь кровь Твою, Христе, пролитую за нас, и плоть, распяту на кресте, воспоминаем все. Благослови ж нам, о Христе, сие вино и хлеб вкусить, как Ты велел, в Твое воспоминание».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Причащение. Таинство Причащения Спаситель установил, как мы уже знаем, во время последней Своей вечери с учениками. Еще до этого Господь сказал им: «Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я Хлеб живой, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек; Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем». ( Ин. 6:50–56 ). Достойно, то есть раскаявшись во грехах, со страхом и верою приобщающийся Св. Таин Христовых получает очищение от грехов, укрепляется в доброй жизни и тесно соединяется со Христом. Тело и Кровь Христовы, достойно принятые, служат залогом будущего воскресения в вечную жизнь с Иисусом Христом. Священство. Священство есть таинство, в котором Дух Святой через архиерейское рукоположение поставляет правильно избранного совершать таинства и пасти стадо Христово. Апостолы поставлены были на это Самим Спасителем, сказавшим им: «Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас». Апостолы передали благодать своим преемникам, поставляя архиереев (епископов), священников, диаконов. Таким образом, каждый епископ и священник является и доныне преемником апостольской благодати. Поставляемый в диаконы или священники приводится за литургией в алтарь через царские врата к архиерею, сидящему с правой стороны престола и, получив от него благословение, обводится вокруг престола три раза; затем, коленопреклоненный перед престолом, кладет на него руки, а на них голову. Архиерей покрывает голову поставляемого омофором, возлагает на нее руки и произносит положенную молитву, призывая на поставляемого благодать Всесвятого Духа, после чего возлагает на него священные одежды. Рукоположение во епископа совершается несколькими архиереями. Они также возлагают на него руки и держат при этом над его головой раскрытое Евангелие. Брак. Брак есть таинство, в котором, по молитве и благословению священника, преподается благодать, скрепляющая и освящающая союз жениха и невесты, по образу союза Христа с Церковью, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Произведенному во епископы пусть все предлагают лобзание мира, приветствуя его, ибо он удостоился этого. Диаконы же пусть приносят к нему жертву, и он, возлагая на нее руку вместе со всеми пресвитерами, пусть говорит, вознося благодарение: «Господь с вами». И все пусть отвечают: «И со духом твоим», «Горé имеем сердца», «Имамы ко Господу», «Благодарим Господа», «Достойно и праведно есть». И тотчас он пусть продолжает так: «Мы благодарим Тебя, Боже, через возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа, Которого в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей, Который есть Слово, неотделимое от Тебя, Которым все сотворено по желанию Твоему, Которого Ты послал с небес в утробу Девы и Который, будучи зачат во чреве, воплотился и явился Сыном Твоим, рожденным от Духа Святого и от Девы. Исполняя волю Твою и соделывая Тебе святой народ, Он простер руки, чтобы освободить от страданий тех, кто в Тебя верует. Он, добровольно предаваясь страданию, чтобы сокрушить смерть и разбить оковы диавола, упразднить ад и явить свет праздникам, пригвоздить приговор и объявить воскресение, взяв хлеб и возблагодарив Тебя, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое». Подобно и чашу, говоря: «Сия есть Кровь Моя, которая за вас проливается. Когда вы это делаете, делайте в Мое воспоминание». Итак, вспоминая Его смерть и воскресение, приносим Тебе хлеб и чашу, вознося Тебе благодарение за то, что Ты удостоил нас предстать пред Тобою и служить Тебе. И мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святого на приношение Святой Церкви. Воедино собирая, даруй всем причащающимся святыни исполнение Духа Святого к утверждению веры во истине, чтобы мы Тебя восхваляли и прославляли через Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и честь, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви Твоей, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Несмотря на все последующее развитие евхаристического богослужения на христианском Востоке, главные элементы приведенного чина сохраняются в православной литургии до сего дня. К этим элементам относятся целование мира, начальные возгласы («Горé имеем сердца», «Имамы ко Господу», «Благодарим Господа», «Достойно и праведно есть»), обращение к Богу Отцу, произнесение «установительных» слов Христа («Приимите, ядите», «Сия есть Кровь Моя»), общий благодарственный характер молитвы и ее основное содержание, завершительное славословие. Таким образом, можно говорить о том, что основное ядро евхаристического богослужения Православной Церкви сформировано уже в III веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010