Девятнадцатый день. Поучение 1-ое. День празднования Донской иконе Богоматери. (История праздника и нравственные уроки, преподаваемые им: а) никогда не должно терять веры и б) молитва имеет великую силу). I. Чудотворная Донская икона Божией Матери, день празднования которой совершается ныне, находится в Донском монастыре, что близ Москвы, – так называемом по имени самой иконы и в честь ее устроенном. Особенность этой чудотворной иконы Божией Матери сравнительно с другими чудотворными Ея иконами та, что на ней представлен Богомладенец Иисус Христос с хартиею в руке, как символом, т.е. внешним знаком – божественной мудрости. Кто был писатель этой св. иконы, и когда именно была она написана, не известно. Известно только то, что она написана давно, что она существовала уже во 2-й половине 14-го века, и находилась первоначально в Донской области в церкви Благовещения, в каком-то Сиротином городке и уже тогда была очень чтима в сердце православных. Из Сиротина городка взяли этот образ донские казаки в свой стан, когда, по просьбе великого князя Московского Димитрия Донского, шли на помощь ему против грозных полчищ татарских и их грозного предводителя Мамая в 1380 году. Поход против Мамая, как известно, был первою решительною и необычайною попыткою со стороны русских свергнуть с себя страшное и тяжкое иго татарское, которое тяготело над русским народом уже около полутораста лет. Поход этот был предпринят с благословения великого святителя русской земли митрополита Московского Алексия и славного угодника Божия того времени – преподобного Сергия Радонежского. Главный вождь этого похода, великий князь Димитрий Донской, выступил на необычайное дело только с надеждою на Бога и на заступление Царицы небесной. И донцы шли в этот поход с великою верою в заступление Царицы небесной, и потому, вместо знамени, впереди себя несли на высоком древке чтимую ими икону Божией Матери, взятую из Соротина городка, из Благовещенской его церкви. Во все время войны с татарами Донская икона находилась среди русского православного воинства; находилась она в стане русских воинов и во время ужасной куликовской битвы (между реками Доном и Непрядвою).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная оборона Отечества. К 70-летию Великой Победы При поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества состоится пеший Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск 11.12.2014 809 Время на чтение 3 минуты При поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества состоится пеший Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск, сообщили «Русской народной линии» устроители молитвенного шествия. Выход 26 апреля 2015 г. из Владимирского собора Севастополя после Литургии, переход до Инкермана, ночлег. Бахчисарай - 27, Симферополь - 28, Зуя - 29, Чернополье - 30, Топловский монастырь - 1-2 мая, Грушевка - 3, Насыпное - 4, Феодосия - 5, Приморский - 6, Луговое - 7, Горностаевка - 8, Керчь - 9-11. 12 мая паром. Кубанская митрополия: Запорожская и Голубицкая - 13, Темрюк - 14, Коржевский - 15, Славянск-на-Кубани - 16-17, Старонижестеблиевская - 18, Советский - 19, Тимашевск - 20-22, Брюховецкая - 23-24, Каневская - 25, Новоминская - 26, Староминская - 27. Донская митрополия: Александровка - 28, Кугей - 29, Азов – 30 мая-1 июня, Ростов - 2, Б.Салы - 3, Родионово - 4, Новошахтинск - 5-6, Гуково - 7, Волченский - 8, Каменск-Шахтинский - 9, Глубокий - 10, Тарасовский - 11, Миллерово - 12-14, - Мальчевская - 15, Михайлово-Александровка - 16, Маньково-Калитвенское - 17, Анно-Ребриковская - 18. Воронежская митрополия: Кантемировка - 19-20, Михайловка - 21, Новобелая - 22. Белгородская митрополия: Ровеньки - 23, Айдар - 24, Вейделевка - 25, Валуйки - 26-28, Пятницкое - 29, Макешино - 30, Великомихайловка - 1 июля, Короча - 2, Подольхи - 3, Прохоровка - 4-5, Покровка - 6-7, Ивня - 8. Курская митрополия: Белая - 9, Суджа - 10-12, Коренево - 13, Рыльск - 14, Ольховка - 15, Хомутовка - 16. Брянская митрополия: Севск - 17-19, Суземка - 20, Новенькое - 21, Трубчевск - 22, Рамасуха - 23, Почеп - 24-25, Акуличи - 26, Клетня - 27-28. Смоленская епархия: Корсики - 29, Ершичи - 30, Рославль – 31 июля – 2 августа, Остер - 3, Стодолище - 4, Шаталово - 5, Мурыгино - 6, Пригорское – 7.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/11/du...

Тутаев. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Летний (холодный) храм имеет вид квадрата 15Х15 аршин (11Х11 м) с толщиною стен 130 см и высотою в 12 аршин. Перекрытие свода коробовое, с рядом кокошников по наружной поверхности, бесстолпное, в отличие от всех остальных храмов города. Подобные бесстолпные храмы традиционны для московской архитектуры XVII столетия. Ещё одним примером такой архитектуры является Богоявленская церковь в Ярославле. С каменной резьбою окна расположены в два яруса. Вкупе это делает внутренний объём храма высоким и светлым. Крыша пологая, почти плоская, четырёхскатная, увенчанная пятью небольшими (диаметром меньше барабанов) главами, на высоких барабанах, с деревянными восьмиконечными крестами, обитыми белым железом. Угловые барабаны глухие, центральный, более крупный, – со слухами. Алтарь, состоящий из трёх полукруглых апсид, примыкает к храму с востока. С южной стороны устроен тёплый каменный придел, построенный в 1735 году, по благословенной грамоте Ростовского Архиепископа Иоакима, во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, взамен ветхого деревянного. С запада же пристроена шатровая колокольня, основание которой является папертью, и сторожка. Четверик колокольни высотой до второго яруса окон, восьмерик – до уровня нижнего ската крыши с продолговатыми арочными проемами и каменным парапетом, шатер с одним рядом слухов и маленькой главкой на узкой шейке, увенчанной крестом, на уровне главки главного барабана. На колокольне шесть колоколов. В холодном храме – престол Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплом приделе – чудотворца Алексия, митрополита Московского. Благовещенский храм, как и само село, до 1764 года принадлежал Ярославскому Спасскому монастырю. Особого чтимая икона Благовещенской церкви – чудотворная Донская икона Божией Матери, с изображением вокруг неё Богородичного акафиста, 1771 г. В 1830 году, в благодарность за избавление от эпидемии холеры. Приход Благовещенской церкви составляли жители села Ново-Благовещенского, Ямской слободы, Борисоглебска, а также деревень Антоновской, Митинской, Мартынове, Осиновца, Рыково. Всего на период 1914 года значилось около пятисот прихожан. В 1874 году в приходе Благовещенской церкви была открыта «общественная начальная городская школа». В ней обучались как мальчики, так и девочки. В октябре 1914 года открыли еще одну школу, смешанную. При этом указывалось, что «церковной школы в приходе и городе нет». Имелся в виду, конечно, город Борисоглебск, поскольку в Романове школа была уже в 1825 году. Церковная библиотека насчитывала 50 томов «книг для чтения предназначенных». Пополнялась она «выпискою церковных и епархиальных ведомостей». При Советской власти Благовещенская церковь была отдана «на позор и разграбление» одной из первых.

http://sobory.ru/article/?object=03646

II. Иконографические типы Б. М. в русской иконописи, сопоставляемые с образцами живописи раннего Возрождения Пограничный период между собственным средневековьем и началом Возрождения, период Крестовых походов, время литературного общения Востока и Запада, эпоха окончательной организации европейских государств и начавшегося движения их на восток вплоть до латинского завоевания Константинополя, играет столь же капитальную роль в истории духовного и религиозного развития христианства, как, в частности, и в истории христианской иконографии и иконографии Богородицы по преимуществу. С одной стороны, именно в эту эпоху слагается и организуется в католическом мире, так называемый, культ Мадонны; с другой стороны, именно к этому периоду относится появление целого ряда Богородичных типов как на греческом востоке, так и в православной России. Так, например, мы слышим во 1-х, о целом ряде икон, явление которых относится преданием ко второй половине XI века и к XII-XIII столетию, как, например, в алфавитном порядке: икона Боголюбская 1157 года, Владимирская средины XII века, Египетская 1060 года, Елецко-Черниговская того же времени, Корсунская XII века, Мирожская 1198 г., Муромская XII века, Сицилийская 1092 года, Смоленская 1064 года, «Умиление» Смоленская 1103 года, Путивльская 1238 года, Костромская Феодоровская 1239 года. За этою сериею икон Богоматери следует подобный же ряд икон, относящихся к ΧΙV веку: Виленская 1341 г., Бардовская 1392 г., Донская 1330 г., Новгород-Северская 1301 г., Коневская 1393 г., Петра Митрополита 1307 г., Тихвинская 1387 г., Толгская 1314 г. Впоследствии мы увидим, что эти ряды образуют собою своеобразные, зачастую почти однородные, группы. В то же время, когда мы будем вести анализ содержания этих иконографических сюжетов, представляемых группами переходного средневековья (назовем его, условно, готическим и позднее-византийским), а затем и второго периода (ΧΙV век есть первая эпоха раннего Возрождения) мы в самом описании этих сюжетов принуждены постоянно касаться выражения изображаемой группы Богоматери и Младенца, передаваемого иконописцами православного востока и живописцами католического запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Вопрос касается, во-первых, выполнения постановлений Поместного Собора 1917-1918 годов, на котором восстановили Патриаршество и избрали Патриарха Тихона, ныне святого. Уже тогда говорилось о создании так называемых митрополичьих округов, в которые входили бы несколько епархий. Предлагалось не менее семи таких округов. Но исторические события, которые произошли в нашей стране после 1917 года, остановили это развитие, и саму Церковь чуть было не закрыли, чуть не задавили. Но меняется время, история движется. И в Церкви, как правило, все решения стараются выполнять. Пришло время, когда вернулись к выполнению того плана — уже в XXI веке. Такие округа создаются в епархиях, крупных по географическому признаку или по количественному состоянию православных приходов. Цель одна — чтобы епископ Церкви мог иметь доступ к верующим людям, к священнослужителям; осуществлять свои функции проповедничества, нравоучения. Все это делается в рамках канона, в рамках церковной традиции и законности. Красноярский край равняется четырем Франциям; расстояния там измеряются не как в Орловской области, где самое большое — 100-120 километров, а на полтысячи километров. От Красноярска до Норильска — почти 2 часа лета, то есть более 1500 километров. Все это — одна епархия. И, конечно, никогда не возможно правящему архиерею, при всем желании, везде побывать. Помимо Красноярской и Ачинской, уже одна епархия — Норильская — создана на территории края. Теперь будет создаваться третья — Канская, и на нее ищем кандидатуру. Священный Синод и Патриарх возложили на меня обязанность быть митрополитом этого округа. Это не значит, что я господин начальник над другими архиереями — совершенно нет; они такие же правящие архиереи братья мои. Как человеку мне радоваться нечему, а надо засучивать рукава и работать. Там очень много работы. Всего создано 10 митрополий: Донская, Екатеринбургская, Иркутская, Красноярская, Мордовская, Оренбургская, Приамурская, Приморская, Рязанская, Саратовская; возможно, появятся и другие. Всем работы хватит — Церковь возрастает. Но одной веры в сердце мало — веру надо еще и облагородить. И должен еще быть старший взгляд на деяния младших.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1651555...

Колокольня Костромского Кремля с Богоявленским собором (на стройплощадке прошлым летом). Фото Владимира Ходакова ЖМП 1 январь 2020 /  28 февраля 2020 г. 12:45 Соборное дело: от Мурома до Мурманска КАК ВОЗДВИГАЮТ ГЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЕПАРХИЙ Вряд ли прежде в Русской Церкви был другой столь краткий по историческим меркам период, когда в разных епархиальных градах одновременно возводилось бы столько кафедральных соборов. Беспрецедентное по интенсивности строительства и частоте освящения число соборных храмов, предназначенных для служения епархиальных архиереев, объясняется двумя наложившимися друг на друга во времени процессами. С одной стороны, продолжается эпоха церковного возрождения, когда после практически векового перерыва Церковь получила возможность воздвигать большие соборы-новостройки и воссоздавать утраченные. С другой — реформа административно-территориального деления с разукрупнением епархий и созданием митрополий. PDF-bepcuя Сейчас кафедральные соборы возводятся параллельно в Геленджике и Мурманске, ­Нарьян-Маре и Архангельске, Караганде и Владивостоке, Ейске и Муроме, Ярославле и Улан-Удэ, Новороссийске и Сургуте, Воркуте и Горно-­Алтайске, Челябинске и Чебоксарах, Барна­уле и Салехарде, Клинцах (Брянская область) и Георгиевске ( Брянская и Ставропольская митрополии соответственно). Только за пять последних лет великим чином (подавляющее большинство — лично Предстоятелем) освящены соборы: Богоявленский в Енисейске (2019 год, Красноярская митрополия ), Успенский в Салавате (2018 год, Башкортостанская митрополия ), Воскресенский в Бишкеке и Успенский в Ташкенте (2017 год), Христорождественский в Солигорске (2017 год, Слуцкая епархия Белорусского Экзархата), Христорождественский в Южно-Сахалинске (2016 год), Андреевский в Североморске (2016 год, Мурманская митрополия ), Благовещенский в Йошкар-Оле (2016 год, Марийская митрополия ), Богородицерождественский в Уфе (2016 год, Башкортостанская митрополия), Успенский в Иванове (2015 год), Вознесенский войсковой всеказачий в Новочеркасске (2015 год, Донская митрополия ), Вознесенский в Ульяновске (2015 год, Симбирская митрополия ), Георгиевский в Орске (2014 год, Оренбургская митрополия ). «Журнал Московской Патриархии» рассказывает, как на местах сооружают соборы, которые на наших глазах становятся архитектурными достопримечательностями и новыми «визитными карточками» своих городов.

http://e-vestnik.ru/church/kafedralnye_s...

Передача гуманитарной помощи жителям Луганска ЖМП 4 апрель 2022 /  5 апреля 2022 г. 16:00 Спасаем всем миром ЦЕРКОВЬ ПОМОГАЕТ БЕЖЕНЦАМ, ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ И ПОСТРАДАВШИМ В ХОДЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ МИРНЫМ ЖИТЕЛЯМ С первых часов специальной военной операции Русская Православная Церковь задействовала весь спектр возможностей для оказания неотложной и долговременной помощи как находящимся в зоне вооруженного конфликта людям, так и беженцам и вынужденным переселенцам, перебравшимся в другие регионы Украины или в Россию. Сбор средств на помощь беженцам и мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходил в российских храмах в течение трех воскресных дней — 6, 13 и 20 марта.  PDF-bepcuя. До этого Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению передал по миллиону рублей на срочную закупку гуманитарной помощи в Ростовскую  и Шахтинскую епархии , принявшие первый поток беженцев на территории России. В течение марта церковные благотворительные организации взяли под опеку несколько десятков тысяч переселенцев с Украины, из Донецкой и Луганской народных республик, а сбор помощи охватил большинство епархий на территории Российской Федерации.  Система кризисных центров «Дом для мамы» Православной службы помощи «Милосердие» собрала 11,2 млн рублей и отправила около 10 тонн вещей и продуктов в Ростовскую, Рязанскую и Московскую области для беженцев из Донбасса. Кроме того, 3,6 млн рублей направлено в Белгородскую, Воронежскую, Ростовскую области на приобретение продуктов и товаров первой необходимости, на 400 тысяч рублей закуплены средства гигиены и детское питание для малышей в Белгородской области. Донская митрополия Как только в Ростовскую область начали прибывать первые гости из Донецкой и Луганской народных республик, по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия был организован сбор и оперативное распределение продуктов и вещей, а за каждым пунктом временного размещения (ПВР) закрепили священника. В ПВР совершается таинство Крещения, здесь крестилось уже несколько сотен человек. 

http://e-vestnik.ru/society/pomosh_cerkv...

Ростов-на-Дону Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 47.222078; 39.720358 Россия, Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону, Ростовская область Россия Троицкий храм Свято-Иверского женского монастыря Ростов-на-Дону — крупнейший город на юге Российской Федерации, административный центр Ростовской области и Южного федерального округа. Город воинской славы. Основан грамотой императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места её впадения в Азовское море, в 1092 километрах к югу от Москвы. Население — 1 114 806 чел. (2015), это десятый по численности населения город России. Содержание Православие в Ростове-на-Дону [ править править код ] Сведения о духовном окормлении Донской земли восходят еще к XIII веку, к середине которого земли по течению реки Дон вошли в состав Сарской епархии, учрежденной митрополитом Кириллом. В середине следующего столетия, при святителе Алексии, митрополите Московском, левобережье Дона вошло в состав Рязанской епархии, а правобережье осталось в Сарской. С конца XIV века Область Войска Донского входила в состав Воронежской епархии. В начале XVIII столетия Земля Донских казаков усилиями Петра Великого включена в состав России. Это событие совпало с церковной реформой царя. Серьезное беспокойство царя вызывало то, что Дон превратился в один из основных центров старообрядчества, борьба с которым тогда отвлекала значительные силы государства. Для эффективного управления донскими приходами и искоренения раскола правительство решило приблизить к ним архиерейскую власть. Так появился царский указ от 8 марта 1718 г. о включении Донской земли в состав Воронежской епархии. После преобразования 1842 года Донская епархия все равно оставалась одной из самых обширных. Период с 1917 по 1989 годы был очень сложным периодом в жизни Православной Церкви. Закрывались и разрушались храмы. Так, к 1940 году на территории епархии были закрыты все ранее действующие монастыри и 620 храмов.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов-на-Дону

Снова во Владимире По окончании Зырянской ссылки владыке не было сделано никаких ограничений в выборе места жительства, и он вернулся во Владимир. Поскольку митрополит Сергий (Страгородский) все еще находился в ссылке, епископ Афанасий вновь возглавил епархию. Вскоре во Владимир пришло известие о смерти патриарха Тихона и епископ Афанасий отправился в столицу попрощаться с почившим. Похороны патриарха были поистине торжеством Православной Церкви в атеистическом государстве. Хоронить первосвятителя пришла вся Россия. Вот как описывает Москву в день похорон один из современников: «Первая же пересадка у Смоленского рынка показала, что мы можем опоздать не только к обедне (до обедни оставалось еще полтора часа), но и к отпеванию: весь Смоленский рынок был переполнен народом, стремившимся в Донской. Это не была кучка благочестивых старушек, нет, это был весь целиком русский народ, вся Москва, представители всех слоев населения не только Москвы, но и прилегающих сел, деревень и городов. Интеллигенция, по обычаю, молчала и пряталась, а простые верующие совершенно определенно и громко спрашивали билеты «до Донского» или говорили прямо: «к Святейшему», вполне справедливо предполагая, что кондуктор должен знать, куда дать билет. Трамваи не вмещают народа, желающего попасть в Донской, и многие идут пешком. Много площадей, улиц и переулков мелькало мимо окна вагона, и везде одна и та же картина: на остановках густая толпа ожидающих, по обеим сторонам улиц – сплошная стена пешеходов, и чем ближе к Калужской площади, тем все больше и больше росли эти волны народные. На Калужской творилось что-то необыкновенное: из всех улиц прибывали все новые и новые толпы, образовался какой-то водоворот из людей, трамваев, экипажей, и, покружась по площади, шумным потоком устремлялся в Донскую улицу. Мы вышли из трамвая. Подхватили нас эти волны и понесли по тому же направлению. Вся Донская улица была запружена народом, оставался только узкий проход, по которому бесконечной лентой тянулись извозчики и изредка автомобили.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

ЦВ 17 (461) сентябрь 2011 /  12 сентября 2011 г. Епископ Игнатий: Условия современного мира требуют от нас незамедлительных действий 21 августа в Преображенском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Депутатова) во епископа Шахтинского и Миллеровского.   Из Слова архимандрита Игнатия (Депутатова) при наречении во епископа Шахтинского и Миллеровского Ваше Святейшество, Святейший владыка и любящий наш отец! Богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви! Всемилостивый Бог призывает ныне меня к великому и безмерно ответственному архиерейскому служению на Шахтинской кафедре через определение Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви. Особенно трепетно для меня, что Донская земля является родиной моих предков, принадлежащих к священнической династии. Мой прадед иерей Павел Коробейников в 30-е годы был расстрелян на этой земле вместе с Ростовским архиереем. Ныне по Промыслу Божию происходящие со мной события невольно обращают мой мысленный взор к пройденному недолгому моему жизненному пути. Передо мной проносятся юные годы, когда я проходил обучение в духовных школах. Вспоминаются наставники и духовники, которые старались привить подлинную жертвенную любовь к людям. Особенно остро звучат в моей памяти слова одного наставника, обращенные к нам, тогда еще студентам Санкт-Петербургской духовной академии, который говорил: «Всегда помните, дорогие мои, и никогда не забывайте о том, что вы призваны пасти не своих овец, но овец стада Христова, за каждую из которых Христос Спаситель готов вновь и вновь идти на крестные страдания и смерть». И вот я, предстоя перед величием этого жертвенного служения, вспоминаю слова приснопамятного митрополита Антония Сурожского, который, рассуждая о пастырском служении, говорил, что это служение не должно знать ни дня ни ночи; что не должно быть такого момента, когда человек не имеет права страдать, болеть, нуждаться в помощи только потому, что пастырю пришло время отдыхать или заниматься своими делами. И сколь ответственнее и требовательнее должно быть отношение у епископа к своему служению! Он должен иметь незыблемую готовность встретить любые испытания, принять любой удар и даже саму смерть, ибо епископ идет первым по тернистому пути за Христом, ведя за собой вверенную ему паству.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_ignatiy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010