Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДОМОСТРОИТЕЛЬНИЦА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Домостроительница». Литография. Кон. XIX в. Икона Божией Матери «Домостроительница». Литография. Кон. XIX в. [Икономисса; греч. Οκονμιςςα] (празд. 5 июля), чудотворный образ в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (Афон). В 963 г. прп. Афанасий Афонский начал строительство 1-го общежительного мон-ря на Св. Горе Афон. Прп. Афанасий посвятил мон-рь Пресв. Богородице, Игумении горы Афонской; первоначально храмовым праздником обители было Благовещение. Вскоре после основания обители из-за неурожая в округе начался голод. В поисках пропитания иноки разошлись из обители, покинуть мон-рь вынужден был даже настоятель - игум. Афанасий. На дороге к Карее (главный мон-рь Афона) он увидел идущую навстречу Жену под голубым покрывалом, от К-рой исходила благодатная сила, старец смутился, поскольку женщинам устав Афона запрещает доступ на Св. Гору. Поравнявшись с игуменом, Жена спросила о цели его пути, и прп. Афанасий рассказал о своей беде. Ответом ему были укоры за малодушие, повеление вернуться и обещание помощи. Она предсказала буд. славу Лавры и открыла старцу, что он сподобился явления Той, Кому посвятил свою обитель,- Пресв. Богородицы. Старец усомнился в истинности Ее ответа и в подтверждение слов попросил знамения. Богородица велела ему ударить посохом по придорожному камню и сказала, что с этого времени навсегда останется Домостроительницей Лавры. Прп. Афанасий ударил посохом о камень, из к-рого тотчас вырвался поток воды. Игумен обернулся, чтобы пасть ниц пред Пресв. Богородицей, но на дороге уже никого не было. Вернувшись в мон-рь, преподобный нашел все кладовые наполненными припасами. Через нек-рое время прп. Афанасий (уже с насельниками мон-ря) удостоился еще одного явления Царицы Небесной. Во время литургии благочестивый инок Матфей увидел, что Богородица с 2 ангелами обходит храм и каждому монаху дает одну или неск. монет разного достоинства - в зависимости от усердия к молитве. Матфей тоже с благоговением принял из Ее рук несколько монет. По окончании богослужения он рассказал настоятелю о бывшем ему явлении.

http://pravenc.ru/text/178898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИГУМЕНИЯ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОНСКОЙ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». Нач. ХХ в. (мон-рь Хиландар на Афоне) Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». Нач. ХХ в. (мон-рь Хиландар на Афоне) чтимый образ, созданный в бывш. рус. келлии свт. Николая Чудотворца на Афоне (др. название - Белозёрка, искаженное греч. Буразери; в наст. время приписана к мон-рю Хиландар), к-рая известна рус. насельниками-иконописцами. Икона выполнена в академической манере одним из мастеров по заказу греч. губернатора Афона в нач. XX в. (в наст. время И. и. находится в храме свт. Николая Чудотворца). В ковчеге иконы помещены частицы Креста Господня и мощей святых. Этот образ, называемый также «Экономисса», не следует путать с иконой того же названия в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (см. в ст. «Домостроительница», икона Божией Матери ). Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». Сер. ХХ в. (мон-рь Хиландар на Афоне) Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». Сер. ХХ в. (мон-рь Хиландар на Афоне) В композиции И. и. воплощена идея покровительства Божией Матери Св. Горе Афон. В ней совмещены элементы иконографии «Покров Пресв. Богородицы» и «Богоматерь Великая Панагия»: Пресв. Богородица изображена в рост, без Младенца, на облаках (как, напр., на иконе Божией Матери «Благодатное Небо»), в монашеской мантии, правой рукой благословляет, в левой держит посох и развернутый свиток со словами: «Сей жребий данный Мне от Сына Моего». В нижней части иконы - развернутая по горизонтали панорама Афона, за головой Богоматери - лучащееся солнце, по сторонам - монограммы («ΜΡ» и «ΘΥ»), чуть выше плеч - надпись: «i              i        θ  i». Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». 2003-2004 гг. (московское подворье мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне) Икона Божией Матери «Игумения Св. Горы Афонской». 2003-2004 гг. (московское подворье мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне)

http://pravenc.ru/text/293529.html

После этих событий и до наст. времени в мон-ре, прежде возглавляемом прп. Афанасием, в согласии с волей Царицы Небесной нет эконома, а только подэконом, помощник Икономиссы. В память о происшедшем в Лавре была написана икона, получившая название «Домостроительница». На месте чудесного явления Богородицы прп. Афанасию на дороге к Карее возвели небольшую ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Икона с изображением чуда находится в храме, обнесенном галереей для богомольцев. После смерти преподобного Богоматерь явилась новому настоятелю мон-ря и повелела, чтобы храмовый праздник обители отмечали в день памяти прп. Афанасия.тав «Д.» и. принадлежит к известному с VI в. типу «Всенепорочная» (греч. Πανχρανιος). Восседающая на резном престоле Божия Матерь левой рукой поддерживает Младенца, правой благословляет молящихся. По сторонам престола Ей предстоят преподобные Афанасий Афонский (с моделью храма - в знак домостроительства Божией Матери в его обители) и Михаил Синадский (с развернутым свитком), глава к-рого хранится в Лавре. Над головой Богородицы 2 ангела держат царский венец. Н. П. Кондаков приводит описание «Д.» и., помещенной на стене нартекса кафоликона Лавры, где наряду с преподобными Афанасием Афонским и Михаилом Синадским Богоматери предстоят «Симеон, Стефан, Николай, св. жены и цари-ктиторы Иоанн и Никифор» ( Кондаков. 1902. С. 176). Исследователь сообщает размеры иконы (длина 1 саж., ширина менее 10 см) и предполагает, что она была написана не ранее XVII в. (того же времени финифтяный венчик над головой Младенца Христа); «в последнее время она поновлена, и внизу написано длинное славословие» (Там же. С. 176). Лит.: Бухарев И. Иконы. 1901. С. 160; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004. С. 176; Поселянин Е. Богоматерь. С. 419-421; Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ея св. иконы. СПб., 1905. С. 562-564; Слава Богоматери. 1907. С. 474-475; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1993. С. 209-210; Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне/Авт.-сост.: О. В. Орлова. М., 1997. С. 9, 20-21, 80.

http://pravenc.ru/text/178898.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2012-06-23 11:57:39 Владелец: cardiowave Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Это икона моей бабушки. По семейной легенде, икона появилась у прабабушки моей бабушки. Так дошла и до меня. Из подписей: на обратной стороне " Незримая Питательница " Спереди (слева) " Окр Пре Бог. " , справа " Низримая Питательн " [Добавлено 2012-06-23 04:01:47]: Хотелось бы узнать ценность иконы и к какому времени она относится в действительности. Попытки опознаний [ 2012-06-24 18:41:29 ] oldsailor : Панахранта. Икона Божией Матери «Всецарица», однако она всегда на престоле с младенцем. Может где и есть такой список (как у вас, без младенца), мне кажется его каноничность под вопросом. По поводу времени написания, то тут вопросов нет - конец 19в, начало 20. Материальную ценность сайт не оценивает, есть масса сайтов производящих, атрибуцию икон. А надпись незримая питательница - это выдержка из молитвы, к примеру: ...О, Пречистая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небеси и земли, всякаго дома и семейства христианского Благоустроительнице, трудящихся Благословение, нуждающихся неистощимое Богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормилице! Питательнице наша, рождшая Питателя Все-ленныя и Спорительнице хлебов наших... [ 2012-09-17 15:43:28 ] tol : Изображение интересно не только отсутствием Богомладенца, но хотелось бы проверить на другой фотографии. Если можно, сделайте, пожалуйста, новую фотографию этой иконы и отправьте мне на spamaway@mail.ru. [ 2012-09-17 18:09:57 ] cardiowave : tol, к вам не доходят письма, наверное, адрес почты воспринимается системой как враждебный :) [ 2013-11-06 06:29:54 ] animaisa : Можно было бы предположить, что это образ Богородицы ,, Экономисса,,( Домостроительница), т.к. именно перед таким образом молились о домашних нуждах, пропитании, о хлебе насущном.Хотя и на этом образе Пр. Богородица обычно изображается с младенцем-Христом.Впрочем, встречаются образы Божией Матери, когда она изображается и одна, без младенца.Склоняюсь к тому, что это может быть образом Богородицы ,, Домостроительница,,( ,, Экономисса,, ),просто ей писавший её ( либо тот , кто её заказал в знак спасения от голода, например)могли сами дать иконе такое название.Люди могли быть бедными, безграмотными, жили в какой-нибудь глухой деревушке. Названия такой иконы, как ,. Экономисса,, сроду и не слыхивали. А тут пережили разруху, нужду, голод жестокий, молились Божией Матери о спасении. И потом, получив от Неё, спасение и невидимую помощь, и назвали икону ,. Незримая Питательница,,.

http://pravicon.com/unknown-219

«Гликофиллусса» ( «Сладкое лобзание») –  икона Божией Матери в монастыре святого Филофея, история которой напоминает историю иверской «Вратарницы». Называется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей Младенца-Христа. По преданию, принадлежит к одной из 70-ти икон, написанный евангелистом Лукой. «Григориатская»– см. «Божия Матерь». «Двенадцать апостолов» - икона в монастыре Каракал.  «Дискос» ( «Зеркало») – икона Божией Матери в монастыре св. Павла, написанная на обратной стороне женского зеркальца с ручкой. « Домостроительница» - см. «Экономисса». «Достойно есть» -  прославленная икона Божией Матери, установленная в 982-м году  Протатском храме  в Карее. «Дохиарисса» - см. «Елеовритисса» «Елееточивая»  - см. «Елеовритисса».  «Закланная»  - см.  «Эсфагмени». «Зеркакло»  - см. «Дискос». «Иверская» - см. «Портаитисса».  Иерусалимская икона Божией Материикона над Царскими вратами Покровского храма в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, принесена в дар в 1850 году иеросхимонахом Нило-Сорской пустыни Нилом. «Ктиторская» - см. «Виматарисса». «Кукузелиса»  -  икона Божией Матери в Великой Лавре, названная так по причине явления Богоматери прп. Иоанну Кукузелю. По-другому икону еще называют «Экономиссой». «Млекопитальница» - 1.икона Божией Матери в Сербской келлии в окрестностях Кареи. Передана по завещанию прп. Саввы Освященного ( У1 в.) в благословение из основанной им Лавры вблизи Иерусалима; 2. Богородичная икона в скиту св. пророка Илии. «Молдавская» - икона  свм. Георгия Победоносца в монастыре Зограф, дар молдавского господаря Стефана Ш-го Великого. «Одигитрия» («Путеводительница»,«Костамонитская» и «Ксенофская») –  1.икона Божией Матери в монастыре Костамонит,  написанная, по преданию, св. евангелистом Лукой и принесенная в дар монастырю сербской княгиней Анной; 2. икона Божией Матери в монастыре Ксенофонт.  «Отрада» ( «Утешение») –  икона Божией Матери в Ватопеде, от которой был Ее глас игумену, чтобы не открывал дверей обители, ибо  разбойники приготовилась ограбить Ватопед: лики  Божией Матери и Младенца оживились резко  изменили свое положение в сравнении с прежним.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

 «Тихвинская» - икона Божией Матери в Ильинском скиту, из очей Которой обильно текли слезы (1877). «Троеручица» -  икона Божией Матери в Хиландарском монастыре, находящаяся не в алтаре, а на игуменском месте. «Увещание» - см. «Парамифия». «Услышательница» - икона  Божией Матери в монастыре Зограф. «Утешение» - см. «Отрада». «Фануилева» – икона свм. Георгия Победоносца в болгарском монастыре Зограф. «Экономисса» («Домостроительница», «Эконом Великой Лавры») -   икона Божией Матери в Лавре, изображающая предстоящих Богоматери Афанасия Афонского и  Михаила Синадского. По древней традиции    Сама Пресвятая Богородица  считается Экономом Великой Лавры. «Элеовритисса» ( «Елеоточивая», «Дохиарисса») - икона Божией Матери (раньше называлась «Одигидрия»)  в монастыре Ватопед, от которой неистощимо исходит дивное благоухание. «Эсфагмени» ( «Закланная»)  - икона Божией Матери  в монастыре Ватопед, которую один диакон, не получивший от трапезаря пищи, проткнул ее кинжалом. Три года иконоубийца был ослепшим и сумасшедшим, но по молитвам братии исцелился. Его рука однако после смерти осталась черной и неразложившейся. «Ясская» («Самонаписавшаяся») - икона Божией Матери в румынском скиту св. Иоанна Предтечи, знаменитая тем, что она проявилась на приготовленной иконной доске в румынском городе Яссы.       Икона Божией Матери " Скоропослушница " . (Монастырь Дохиар, Святая Гора Афон). Празднование: 9(22) ноября     4. ЗНАМЕНИТЫЕ СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЕЙ И СКИТОВ   ВЕЛИКАЯ ЛАВРА :   Три креста с частицами   Честного и Животворящего Древа Господня; части тернового венца Спасителя, губки, приношений волхвов; Честные власы  и Пелены Господа Иисуса Христа; Власы и Млеко Пресв. Богородицы; кровь Иоанна Предтечи; глава свт. Василия Великого; глава мч. Александра Пиднского; глава  прп. Михаила, епископа Синайского; глава мч. Евстратия; глава  мц. Минодоры; глава прп. Феодора Освященного; глава сшмч. Григория, просветителя Великой Армении; глава прп. Григория Доместика; глава прп. Нила Мироточивогого;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

В этот день с.-х. опыт советовал всем огородникам в средней полосе России начинать прополку огородов; с этого же времени повсеместно можно было вырывать корневые овощи из гряд на продажу. В деревнях Тульской и смежных с ней губерний с летних Кузьминок выходили на покос. По степи знающие люди принимались с 1 июля искать травы, идущие на краску. 2 июля праздновали чудотворной иконы Божьей Матери «Ахтырская» «Феодотьевская», а 3 июля вспоминали св. епископа Василия Рязанского, совершавшего невиданные чудеса. Через день после летних Кузьминок – Стожары. «Мокей с Демидом в поле стоят, к Марфе (4 июля) навстречу вышли». К этому времени озимые хлеба должны были быть в полном наливе. «На Марфу озими в наливах дошли, батюшка-овес до половины урос: овес в кафтане, а на грече – и рубахи нет» (см.: Андрей Налива). 4 июля празднование Галатской иконы Божией Матери, 5 июля икона Божией Матери «Домостроительница». За Марфиным днем приходил Афанасьев день. «Афанасьев день – месяцев праздник»: в этот день крестьяне смотрели, как ведет себя месяц. Если ясен месяц – к хорошему урожаю, к ладной уборке хлеба. «В шестый день (июля) Сысоев день. Сисой лицем светлеет, в седьмый день Фома Малеин, як снег, белеет», по выражению южнорусского простонародного месяцеслова, записанного Бессоновым. 7 июля – Влахернская икона Божией Матери. 8 июля Каплуневская икона Божией Матери и Ярославская икона Божией Матери. Если к 8 июля – к «летним Прокопам» (Прокопьев день) – примется поспевать черника-ягода, то надо, благословясь, о жнитве думать: время-пора. Существовало предание, что в этот день «является сама собой камаха, красна червец». В старину говорили, что «камаха» заносится ветрами в наши поля из теплых стран, свивается в клубок, и первому счастливцу, который ей встретился, подкатывается в ноги. Кто будет таким счастливцем в этот день, – быть во всем у того полному благополучию круглый год. «Тому камаха в руки дается, кому на роду написано!» В этот же день праздновали верных и любящих супругов Петра и Февронью, затем следовал Панкратий Ягодник – 9-й день страдногрозового месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тропарь, глас 4-й Заступнице земли Российския от нашествия Свейскаго и непрестанная за нас молитвеннице, мир земли и душам нашим у Господа испроси, да святится в нас имя Божие во веки. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 2/15 июля Иконы Божией Матери Ахтырская к Тропарь, глас 4-й Преблагословенная Дево, Богородительнице чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки. Кондак, глас 8-й Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику чудотворному Пречистыя Девы образу: сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице, о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая, покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством. 5/18 июля Иконы Божией Матери «Экономисса» Тропарь, глас 4-й Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, милостивая верных Домостроительнице, утверди православных жительство, спаси страну нашу и всех православно живущих в ней защити, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 10/23 июля Иконы Божией Матери Коневская Тропарь, глас 1-й Возсия нам, яко солнце светозарное, от востока в велелепии Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех непрестанно приходящих к ней с верою и любовию, и молящихся усердно Твоему еже о Сыне Твоем и Бозе величию. Слава Богу, Арсением сию давшему нам, слава Возвратившему=ю от Новаграда, слава Действующему тою всем исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

В 1892 году Святейший Синод издал приказ вывезти оригинал святого образа из Шамордино. Дальнейшие события разворачивались таким образом, что сейчас местонахождения оригинала иконы, к сожалению, остается неизвестным. Возможно подлинник храниться в Литве в селе Михнево под Вильнюсом. В самой же Шамординской обители, возродившей после трудных лет свое служение Господу в 1990 году, почитается один из более новых традиционных списков иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Читайте также : Икона. Как создается чудо В чем помогает икона Божией Матери «Спорительница хлебов» Пресвятая Богородица помогает людям в добыче хлеба насущного. Перед этой иконой молятся: Молитвы Иконе Божией Матери «Спорительница хлебов» «О , Пресвятая Дево Богородице , Премилостивая Владычице , Царице Небесе и земли , всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице , труждающихся благословение , нуждающихся неистощимое богатство , сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице ! Питательнице наша , рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших , Ты , Владычице , ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим , селам и нивам и коемуждо дому , на Тя упование имущему . Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя : буди и нам , грешным и недостойным рабом Твоим , мудрая Домостроительнице , житие наше добре устрояющая . Всякое же сообщество , всякий дом и семейство во благочестии и православии , единомыслии , послушании и довольстве соблюди . Нищия и неимущия пропитай , старость поддержи , младенцы воспитай , всех вразуми преискренне взывати ко Господу : “ Хлеб наш насущный даждь нам днесь ” . Сохрани , Пречистая Мати , люди Твоя от всякия нужды , болезни , глада , губительства , града , огня , от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения . Обители нашей ( веси ), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость , да славим Тя , Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу , ныне и присно , и во веки веков . Аминь» .

http://pravmir.ru/ikona-sporitelnica-xle...

Известны ещё следующие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Азуровская [Миасинская] Это Миасинская икона, празднуется коей 1 сентября. Она найдена в озере Азурове, близ Мелитины. Бежевская находящаяся в селе Бежеве Волынской епархии. Браиловская находящаяся в Браилове Подольской епархии 5 . Икона, именуемая Благодатной Находится она в селе Мятлине Дубенского уезда Волынской епархии. Гербовецкая находящаяся в Гербовецком монастыре 6 . Декоурская [Дектоурская, Дохтоурская] Животодательница 7 Избавление страждущих от бед [От Бед Страждущих (Избавление От Бед Страждущих)] Касперовская явившаяся 1 октября. Крупецкая находящаяся в селе Крупецах, в 5 вёрстах от Минска. Именуемая Мати Дево [Мати и Дево] Олонецкая [Одигитрия Смоленская Олонецкая] Перекопская находящаяся в церкви города Варны Лоховицкого уезда Полтавской епархии. Икона, именуемая Помощница в родах [Поможение Родам] На ней Пресвятая Богородица по большей части изображается стоящей в рост и воздевающей руки горе, с Богомладенцем на персях, подобно как на иконе Знамение. Сохомская [Сихомская] Икона, именуемая Спорительницей хлебов В 1889 году оптинский старец Амвросий устроил для основанной им женской обители икону Божией Матери, которую назвал Спорительницей хлебов. Пресвятая Богородица представлена на этой иконе на облаках молящейся, руки Её распростёрты на благословение. Внизу Её, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы. Молитва пред иконой, именуемой «Спорительница хлебов» О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших. Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительница, житие наше добре устрояющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010