Как страшно звучит это прещение Божие, изреченное на недостойных пастырей, еще в Ветхом Завете! А далее Сам Господь указывает на эту сущность пастырского служения, состоящую в заботе пастыря о каждой отдельной душе: «Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, говорит Господь Бог . Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненую перевяжу и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» ( Иез.34:15–16 ). В Новом Завете древнееврейскому слову «роé» соответствует греческое слово «пимин», которое обычно производят от корня «пó» – «питать», родственное слову «поу» – стадо, от корня «по» – защищать. Примечательно, что слово «пу» означает стадо именно мелкого скота, которое по слабости и беззащитности особенно нуждается в заботе, тщательном уходе за ним, в том, чтобы кормить и защищать его. Классическим местом Нового Завета, где употребляется именно это слово «пимин» является 10-я глава Евангелия от Иоанна, излагающая притчу Господа Иисуса Христа о «добром пастыре». ««Пастырь добрый» зовет своих овец по имени», овцы «за ним идут, потому что знают голос его», «»пастырь добрый» знает своих овец, и овцы знают его» ( Ин.10:1–15 ) и так самоотверженно любит их и заботится о них, что готов душу свою положить за них. Другое замечательное место Нового Завета, трактующее об истинном пастырстве, это – притча об овце заблудшей ( Лк.15:4–6 ), которая подчеркивает именно индивидуальную заботу пастыря о каждой отдельной овце: потеряв одну из своих овец, пастырь добрый оставляет 99 овец в пустыне и идет искать заблудшую, пока не найдет ее, а нашедши, возьмет ее на плечи свои и, пришед домой, радуется о ней больше, нежели о 99-ти незаблудших. Из всего вышесказанного, на основании Священного Писания, ясно видно, что пастырское служение это не есть только чисто формальное исполнение совокупности известных прав и обязанностей, возложенных Церковью на одного человека-пастыря, чисто внешнее отбывание ряда повинностей, чисто административный труд, но нечто несравненно большее, недоступное обыкновенным естественным силам рядового грешного человека, не освященного, не просветленного, не укрепленного на этот поистине сверхъестественный, сверхчеловеческий труд силою благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Там, среди небесных птиц и верных пастушеских собак, и рос Янис. И постепенно, с течением времени, в его юношеской груди все сильнее разгорался небесный огонь – желание монашеской жизни. Может быть, он прочитал где-то, что «невозможно стать монахом, если не станет он весь как огонь горящий». Посреди склонов гор северо-восточной Фракии, направляя своих овец к местам, богатым зеленью, он вспоминал слова Господни, и радовалось его сердце: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец... и знаю Моих, и Мои знают Меня» 140 . Как Янис знал каждую свою овечку, так и Христос знает Своих. К этому Божественному стаду принадлежал маленький пастушокпастух своих овец и в то же время – благословенная овца стада Господня. Добрый Пастырь знал эту овцу, знал все движения сердца Яниса, все его желания и устроил так, чтобы на ниве его души возрос редчайший цветок – желание бескровного мученичества, героической монашеской жизни. ...И знаю Моих, и Мои знают Меня. Это знание было взаимной горячей любовью, отмечавшей взаимоотношения маленького Яниса и его сладчайшего Иисуса. Со временем это знание станет для простого целомудренного юноши познанием Божественной воли. И всякий раз, когда он воспевал на вершинах гор своими непорочными устами известные церковные песнопения или наигрывал простые мелодии на своей пастушьей дудочке, ум и сердце Яниса искали воли Божией и той святости, которой обладали преподобные отцы, – редкостного блага, без которого никто не увидит Господа 141 . С этими-то добрыми начатками Янис, когда его желание наконец созрело, принял мужественное решение отправиться на Святую Гору. Он просит благословения у родителей и без труда получает его. Они прощаются с ним и от всей души вверяют его попечению воли Божией. Счастливы родители, посвятившие своего ребенка Господу! Нет для них большего благословения и чести! Ибо есть ли лучшая награда для родителей, чем возможность посвятить одно свое чадо Господу вселенной? Родители Яниса обняли своего сына и с радостью проводили его. К ним постучался Христос и попросил их чадо, и они не отказали Ему. Они уподобились Аврааму, который повиновался голосу Божию и не поколебался принести в жертву своего любимого сына Исаака. «На гору Господню» 142

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как страшно звучит это прещение Божие, изреченное на недостойных пастырей, еще в Ветхом Завете! А далее Сам Господь указывает на эту сущность пастырского служения, состоящую в заботе пастыря о каждой отдельной душе: «Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, говорит Господь Бог . Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненую перевяжу и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» ( Иез. 34:15–16 ). В Новом Завете древне-еврейскому слову «роé» соответствует греческое слово «пимин», которое обычно производят от корня «пó» – «питать», родственное слову «поу» – стадо, от корня «по» – защищать. Примечательно, что слово «пу» означает стадо именно мелкого скота, которое по слабости и беззащитности особенно нуждается в заботе, тщательном уходе за ним, в том, чтобы кормить и защищать его. Классическим местом Нового Завета, где употребляется именно это слово «пимин» является 10-я глава Евангелия от Иоанна, излагающая притчу Господа Иисуса Христа о «добром пастыре». ««Пастырь добрый» зовет своих овец по имени», овцы «за ним идут, потому что знают голос его», «»пастырь добрый» знает своих овец, и овцы знають его» ( Ин. 10:1–15 ) и так самоотверженно любит их и заботится о них, что готов душу свою положить за них. Другое замечательное место Нового Завета, трактующее об истинном пастырстве, это – «притча об овце заблудшей» , которая подчеркивает именно индивидуальную заботу пастыря о каждой отдельной овце: потеряв одну из своих овец, пастырь добрый оставляет 99 овец в пустыне и идет искать заблудшую, пока не найдет ее, а нашедши, возьмет ее на плечи свои и, пришед домой, радуется о ней больше, нежели о 99-ти незаблудших( Лук. 15:4–6 ). Из всего вышесказанного, на основании Священного Писания , ясно видно, что пастырское служение это не есть только чисто-формальное исполнение совокупности известных прав и обязанностей, возложенных Церковью на одного человека-пастыря, чисто-внешное отбывание ряда повинностей, чисто – административный труд, но нечто несравненно-большее, недоступное обыкновенным естественным силам рядового грешного человека, не освященного, не просветленного, не укрепленного на этот поистине сверхъестественный, сверхъчеловеческий труд силою благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Как страшно звучит это прещение Божие, изреченное на недостойных пастырей, еще в Ветхом Завете. А далее Сам Господь указывает на эту сущность пастырского служения, состоящую в заботе пастыря о каждой отдельной душе: «Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их; говорит Господь Бог . Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде  (там же 15–16) . В Новом Завете древне-еврейскому слову «рое» соответствует греческое слово «пимин», которое обычно производят от корня «по» – «питать», родственное слову «поу» – стадо от корня «по» – защищать. Примечательно, что слово «пу» означает стадо именно мелкого скота, которое по слабости и беззащитности особенно нуждается в заботе, тщательном уходе за ним, в том, чтобы кормить и защищать его. Классическим местом Нового Завета, где употребляется именно это слово «пимин», является 10-ая глава Евангелия от Иоанна, излагающая притчу Господа Иисуса Христа о «добром пастыре». «Пастырь добрый зовет своих овец по имени», овцы «за ним идут, потому что знают голос его», «пастырь добрый знает своих овец, и овцы знают его» ( Ин.10,1–15 )  и так самоотверженно любит их и заботится о них, что готов душу свою положить за них. Другое замечательное место Нового Завета, трактующее об истинном пастырстве, это – «притча об овце заблудшей» ( Лк.15,4–6 ) , которая подчеркивает именно индивидуальную заботу пастыря о каждой отдельной овце: потеряв одну из своих овец, пастырь добрый оставляет 99 овец в пустыне и идет искать заблудшую, пока не найдет ее, а нашедши, возьмет ее на плечи свои и, пришед домой, радуется о ней больше, нежели о 99-ти незаблудших. Из всего вышесказанного, на основании Священного Писания, ясно видно, что пастырское служение это не есть только чисто-формальное исполнение совокупности известных прав и обязанностей, возложенных Церковью на одного человека-пастыря, чисто-внешное отбывание ряда повинностей, чисто-административный труд, но нечто несравненно-большее, недоступное обыкновенным естественным силам рядового грешного человека, не освященного, не просветленного, не укрепленного на этот поистине сверхъестественный, сверхчеловеческий труд силою благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Да, если бы мы почаще беседовали со своей совестью, если бы чаще внимали голосу этого нашего, хотя строгого, но верного друга, то сознавали бы живее свои недостатки. В нас исчезла бы самомечтательность. Мы бы увидели себя во всей своей малости. А это сделало бы нас кроткими, покорными, богобоязненными, терпеливыми.    Проще живите, проще одевайтесь, проще говорите — и вы будете любимы Господом. Чтобы вразумить слепую надменность людей, Господь устами пророка сказал: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:1, 2). «Что гордится земля и пепел?» — спрашивает премудрый у гордых мира сего (Сир. 10:9).    Пусть же в минуты приступа самолюбия каждый из нас предложит себе этот вопрос. Правильный ответ способен дать на него только тот счастливый человек, тот раб Божий, которого Сам Спаситель провозгласил нищим духом и которому Самим Спасителем указано и безвозбранно отверсто небесное царство. Аминь. Поучение о Христианской нравственности...     Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец    (Ин. 10:11)    Вот что говорит Иисус Христос в евангельской притче нам, приготовляющимся встретить благоговейным воспоминанием подвиги и благочестивые труды святителя и чудотворца Николая.    Если глубже вникнем в притчу, повествующую о добром Пастыре, то увидим здесь светлое изображение доброго, т. е. честного человека, каким везде должен быть христианин.    Да, пастырь добрый есть каждый христианин. Есть у него своего рода овцы, есть и двор овчий; есть волк, угрожающий овцам, есть и страж, стерегущий двор. Что же это за овцы? Это нежные, добрые способности и дарования души. Это наше стремление к знанию и наклонность к добру; это разум и воля. Пасти — значит образовать их в училище веры и воспитывать в правилах закона Божия. Кто ищет сердцем истины и добра, кому дорога правда, честь и честность, тот и есть добрый пастырь, о котором говорится в притче Христовой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Примером для нас должно быть не обычное поведение человека по образу Адамова преступления, о котором говорит апостол Павел, а поведение Нового Адама, Господа Иисуса Христа. Он совершил подвиг, предлежавший человеку в раю, в гораздо более трудных условиях. Если Адаму нужно было всего лишь послушаться и не вкусить от древа познания добра и зла, то Господу Иисусу Христу, Новому Адаму, Всечеловеку, пришлось совершить подвиг послушания Богу Отцу, предав себя на позорную и мучительную смерть. Вот перед нами два образа: Господа Иисуса Христа, Нового Адама, и ветхого Адама. Давайте же последуем Новому Адаму в милосердном, снисходительном отношении друг к другу и в соблюдении заповедей, в частности проведем Великий пост с полной преданностью церковным установлениям о нем. 22 февраля 2004 года О благочестии искреннем и лицемерном Слово в день памяти святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалонитского Сегодня мы совершаем память святителя Григория Паламы , который был защитником учения о благодати, защитником подвижнической жизни и исихазма. В евангельском чтении приведены слова Спасителя, в которых Он называет Себя Истинным Пастырем и дверью. Это зачало предлагается нам для того, чтобы в образе Единого Истинного Пастыря мы увидели каждого пастыря, на деле подражающего Господу Иисусу Христу. Таким был и святитель Григорий. Образ несет на себе черты первообраза, и потому всякий истинный священник или архиерей, будучи образом Господа, отображает в себе Его черты. Вот что говорит Спаситель: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели в избытке. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец 98 . Кто через Господа Иисуса Христа входит в Церковь , тот через Него восходит к высшим духовным состояниям и как бы обретает пастбища, подобно тому как как овцы, поднимаясь в горы, находят там богатые травами луга. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. И таким добрым пастырем, даже, можно сказать, такой дверью для своих словесных овец явился святитель Григорий Палама . Он выступил на подвиг защиты православного учения о Божественных энергиях, когда был еще священником и отшельничал на Афонской Горе. Как кажется, он не должен был иметь какого-либо отношения к тому, что происходило в миру и волновало умы людей в больших городах. Но он не смог остаться безразличным к тому, что попирается истина, и выступил на ее защиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Изъяснение псалма 22-го. Пс.22:1 .  Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. В конец, «псалом Давиду». «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит». И в сем псалме заключается та же мысль, какая и в псалмах пред сим изъясненных. Ибо Пророк, сказав в предыдущем псалме: «ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его» ( Пс. 21, 27 ); еще: «ядоша и поклонишася вси тучнии земли» ( Пс. 21, 30 ), указует здесь Подателя таковой снеди, и Питателя сего называет пастырем. Так именовал Себя и Владыка Христос: «Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя моя» ( Ин. 10, 14 ). Так называл Себя и чрез Пророка Иезекииля ( Иез. 34, 13 и сл.). Посему и здесь все вкусившие спасительной снеди взывают: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит», потому что Пастырь сей пасомым своим дарует всякое наслаждение благами. Пс.22:2 .  Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. «На месте злачне, тамо всели мя». поскольку Подателя благ наименовал пастырем, то кстати, в переносном также смысле, упомянул о пище овец. Злаком же называет здесь священное учение божественных словес, потому что сей Пастырь сперва питает словом, а потом предлагает таинственную снедь. «На воде покойне воспита мя». Дает разуметь воду пакибытия, в которой крещаясь, возжелавший благодати совлекается греховной ветхости, и из ветхаго делается новым. Пс.22:3 .  Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. «Душу мою обрати, настави мя на стези правды». Сообщил мне, говорит Пророк, блага сии, прежде всего освободив от заблуждения и приуготовив к тому, чтобы ходить мне путем правым. «Ради имене Своего». Все же это – дары Его щедроты, потому что пользуемся сим не по добродетели своей. Поэтому, имея такого Помощника и Поборника не убоюсь даже самых врат смерти, но с пренебрежением встречу всякую смерть. Ибо сие присовокупил Пророк: Пс.22:4 .  Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси». Присоединяет же к сему и другое:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

На самом деле, все варианты значений приводят нас к единому пониманию данного места догматика. Богородица носила в Своей утробе вочеловечившегося Сына Божия, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Как и любая мать, Она была покровом и защитой для Своего Сына. В этом и состоит великое чудо Боговоплощения: Вседержитель мира уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Фил. 2, 7). Христос обновляет образ Божий в человеке Книга Бытия так повествует о сотворении людей: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). Святитель Василий Великий, размышляя об этом, пишет: «Человек сотворен по образу и по подобию Божию; но грех исказил красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания» . Это учение отражено в догматике: «да Свой паки обновит образ истлевший страстьми». Образ Божий после грехопадения стал искажен грехами, и Христос пришел в мир, чтобы дать людям возможность об о жения, т.е. восстановления образа Божия. Возможность эта приобретается христианами в таинстве Крещения. Христос – Пастырь добрый В Евангелии от Луки приведена притча Христа о заблудшей овце: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью» (Лк. 15, 4–6). В другом месте Господь говорит: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14). Пастырь есть образ Христа, а овцы – образ человечества Таким образом, Пастырь есть образ Христа, а овцы – образ человечества. Спаситель приходит в мир, чтобы найти отбившихся от стада и заблудившихся в горах овец и, взяв их на «рамо», т.е. «плечо» , принести ко Отцу, под которым нужно понимать Бога Отца. Вместе с тем Господь Своим Воплощением, Смертью и Воскресением соединяет людей с «небесными силами». Слово «силы» в церковнославянском языке имеет значение «духи, ангельские чины» . Человек в грехопадении был разделен с миром духовным, но во Христе люди преодолевают это разделение.

http://pravoslavie.ru/143870.html

А между тем они духовно цветут, растут, проясняется их путь веры, отчетливее становятся им истинные дороги жизни. Иногда эти люди не только не получают никакой помощи от человека в течение жизни своей, но, как бы все вокруг мешает им, соблазняет, совращает с пути… А они все же цветут, и ничем не соблазняются, светят небесным огнем, просвещая окружающую тьму. А случается и более того: те пастыри и наставники земные, которые посланы поддержать и ободрить душу, – отталкивают ее от благодатного света, учат словом или жизнью своей не тому, чему учил Господь Иисус Христос . Этот соблазн нередко начинается с раннего детства, когда в доме своем не видит ребенок Света Христова. Но Господь ведет его душу, соглашающуюся на небесное руководство. И если согласилась душа на это внутреннее, тонкое, совместное руководство, на это постоянное горение сердца, стремящегося к свету и в страдании отталкивающего тьму, – никто не похитит ее из руки Господней. И сбывается слово: «Овцы Мои слушаются голоса моего (в глубине сердца говорящего и к свету небесному влекущего), и Я знаю их, и они идут за Мною… Никто не похитит их из руки Моей» ( Иоан. 10:27–28 ). Только тот может быть пастырем и вести людей в жизнь вечную, кто сам знает Пастыря, и кого Пастырь знает. «Я есмь Пастырь добрый, и знаю Моих и Мои знают Меня» ( Иоан. 10:14 ). Таково первое условие пастырства. У пророков написано: «И будут все научены Богом». «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ( Ис. 54:13 , Иоан. 6:45 ). «Бог мира воздвиг из мертвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа» ( Евр. 13:20 ). Если казалось, и теперь еще часто, во многих случаях кажется, что народ на земле «не имеет Пастыря» («они были, как овцы, не имеющие пастыря»), то это означает, что Пастырь, стоящий около этого народа, либо не замечается, либо отталкивается народом… Однако он остается Пастырем. Как Господь есть Спаситель всех человеков, а наиболее верных ( 1Тим. 4:10 ), так Он есть Пастырь всего человечества, наиболее же верных, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Словом, если раньше пастырь мог ограничивать свое служение совершением богослужений, треб и отеческими наставлениями и при этом считаться чуть ли не идеальным пастырем, то сейчас круг обязанностей пастыря разросся, требования, предъявляемые к нему, осложнились, осложнились и методы, и способы его работы. Современный добрый пастырь должен не только производить работу пастырей прежнего спокойного времени, но и повторить работу древних пророков, которые поставлялись Господом «над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер.1:10 ), и которые, по Апостолу, «побеждали царства, творили правду... заграждали уста львов, угашали силу огня... укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» ( Евр.11:33–34 ). Пастырь должен быть теперь печальником не только о душах своих пасомых, но и об их телах. А вместе со всем этим пастырь должен быть готов к перенесению лишений и страданий за веру, постигавших ветхозаветных праведников, иные из которых, по описанию Апостола, «замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались пытке, умирали от меча, скитались в милостях и козиих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли»... ( Евр.11:33–38 ). В России пастыри, вот уже тринадцатый год, проходят изображенный Апостолом в приведенных словах страдальческий путь. «Столько обязанностей, да еще возможные лишения, страдания, пытки, темницы и даже мученическая смерть! Кто же в силах вынести такой подвиг?» – возразит кто-либо. Действительно, требования к современному пастырю предъявляются огромные. Но вынести их могут... подвижники, т. е. люди, которые пойдут на пастырское дело, как на подвиг, с готовым и крепким желанием и решимостью довести его до конца, как бы ни был труден их путь. Господь Наш Иисус Христос, сжалившись над толпами народа, изнуренными и рассеянными подобно овцам, не имеющим пастыря, послал своих Апостолов на пастырский подвиг ( Мф.9:36 ), почти для всех них закончившийся мученической смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010