Первоначально отбывал наказание в Сиблаге близ Мариинска (ныне Кемеровской обл.). Был заведующим кладовой инструментов, сторожем в зернохранилище, счетоводом на ферме. Переписывался с духовными детьми через своего бескорыстного секретаря-делопроизводителя Анну Константиновну Арнольди. Всего из мест заключения от И. пришло 24 послания. Нек-рые из них - короткие открытки, но все они проникнуты благодарностью Господу за все, что Он ему ниспосылает. «Вспоминаю незабываемую Рязань,- писал И. в авг. 1936 г.,- живу ее пленительными воспоминаниями всего прекрасного, высокого, красивого в лучшем понимании этих слов. Думаю, что и вы сохраните добрые традиции и воскресите все, что было так для нас утешительно. Прошу вас всех об одном - не забывайте меня в своих молитвах - они дороже для меня всего. В них я вижу себе поддержку и непрекращающуюся взаимную любовь». Летом 1937 г. И. был переведен в колонию массовых работ в Томске. 3 сент. взят под стражу. Привлечен к делу о якобы обнаруженной в колонии группе «контрреволюционной кадетско-монархической организации церковников «Союз Спасения России»». Вместе с И. были привлечены находившиеся в Томске в заключении священнослужители, в т. ч. Ростовский и Азовский архиеп. Дионисий (Прозоровский) и пребывавший в григорианском расколе Раненбургский еп. Иоанн (Киструсский). 13 окт. решением Особой тройки УНКВД Западно-Сибирского края И. вместе с др. обвиняемыми был приговорен к смертной казни. Расстрелян в ночь с 24 на 25 окт. 1937 г. на Каштачной горе в Томске. Захоронен в общей могиле. Ныне в Томске на месте мученической кончины И. на Каштачной горе стоит памятный крест. 23 июня 1993 г. Постановлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя И. было внесено в Собор Рязанских святых. Определением Свящ. Синода РПЦ от 14 авг. 2002 г. имя И. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2004 г. в Рязани создан «Фонд священномученика Иувеналия Рязанского». Соч.: Речь при наречении во еп. Каширского 21 авг. 1914 г.//ПрибЦВед. 1914. 37. С. 1615; Письма из лагеря. М., 1995; Вспоминаю незабываемую Рязань: Письма, слова назидания. Рязань, 2004.

http://pravenc.ru/text/1237737.html

Сравнительно благоприятная ситуация наблюдалась в Уральской епархии. На епархиальный предсоборный съезд явились два полномочных представителя тихоновцев – священник Сенгелевцев и священник Кулизнев. Первый из них признал вполне убедительным доклад синодального епископа Михаила [Постникова] о каноничности Синода и стал на примирительную точку зрения. Зато Кулизнев проявил упорную враждебность, не хотел слушать никаких доказательств. В конце концов священник Сенгелевцев согласился взять на себя и депутатские полномочия на Собор. В Троицке, Уральской области, духовенство и миряне-староцерковники также готовы были идти навстречу мирным переговорам. Многие приходы епархии делали постановления об избрании делегатов на съезд и Собор. Но еще на местах или по прибытии в епархиальный город на съезд, они встречались с предупреждением местных руководителей староцерковничества, воодушевляемых воззванием митрополита Петра Крутицкого. В результате на съезде присутствовало от староцерковников только три священника и два мирянина. Впрочем, нельзя не отметить примирительную позицию тихоновского Троицкого епископа Николая (Амассийского). Когда начались переговоры о примирении, то последний выразил готовность прекратить враждебные выступления против обновленчества и начать работу в духе примирения. Но на место епископа Николая митрополит Петр Крутицкий поспешил назначить нового епископа – Дионисия (Прозоровского) и оставшийся не у дел епископ Николай оказался не в состоянии продолжать дело в этом направлении, хотя, готовясь расстаться с паствой, он определенно публично высказал, что надо идти на Собор и там общим голосом разрешить спорные вопросы и подчиниться соборному решению. В Астрахани на приглашение принять участие в предсоборной работе тихоновский епископ Фаддей (Успенский) лаконически ответил: “Имею честь сообщить, что на принятие участия в организационной работе по созыву III Всероссийского Поместного Собора я не имею канонически законного уполномочия». Интересны были переговоры в Томске.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В 1924 г. был арестован в г. Троицке Челябинской области и в порядке принудительных работ очищал выгребные ямы. В апреле 1925 года был назначен епископом Троицким , викарием Челябинской епархии. Перед собором 1925 г. в Кустанае, как и везде, обновленцы обратились к православным с предложением примириться. Епископу Николаю ими было послано обращение, в котором ему предлагалось высказать свои условия и призвать к тому же подведомственное ему духовенство и мирян, а в случае несогласия сообщить, какие он имеет к тому причины и препятствия. Не получая ответа, послали вторично, но оказалось, что он уже уехал из Кустаная и, таким образом, избежал неприятных объяснений. В " Вестнике Св. Синода " за 1926 год, где рассказывалось о посланном ему обращении упоминается, что в том же 1925 году епископ Николай был в г. Троицке, той же Уральской области, и особо отмечается, что им была занята примирительная позиция. Он выражал готовность прекратить выступления против обновленчества и начать работу в духе примирения, склоняясь к участию в соборе, следовательно, он опять-таки не понял того, что было уже совершенно ясно другим православным епископам. Не понял, насколько далеки обновленцы от Православия, и считал возможным говорить с ними не о покаянии их, как уклонившихся от правого пути, а о каком-то примирении, как будто разбирался вопрос о ссоре, вражде, а не о грехе против Матери-Церкви. Одним словом, понимал дело не так, как его уже разъяснил митрополит Петр (Полянский) , а так, как понимали обновленцы. Неудивительно, что митрополит Петр поспешил на его место прислать епископа Дионисия (Прозоровского) , который действовал совершенно иначе и не поддавался на приманки обновленческих деятелей. Еп. Николай с ним публично спорил, но в конце концов уступил. Таким образом, епископу Николаю не пришлось провести в жизнь свой план и после приезда другого епископа он фактически оказался не у дел. Однако, по сведениям из того же журнала, он, готовясь расстаться с паствой, публично высказал, что надо идти на собор и там общим голосом решить спорные вопросы и подчиниться соборному решению.Одним словом, судя по обновленческим журналам, несмотря на покаяние еп. Николая, в нем оставалась некоторая общность интересов с обновленцами и нечто вроде расположения к ним.

http://drevo-info.ru/articles/22837.html

Епископ Киотосский (1908). Епископ Японский и начальник Русской духовной миссии в Японии (1912), затем архиепископ (1921) и митрополит (1931). С 1940 г. на покое. 735 Дионисий (Прозоровский Димитрий, 1871 – после 1938), архиепископ Ростовский-на-Дону. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1898), преподаватель Рижской ДС (1898–1900), инспектор Благовещенской ДС (1900), ректор Благовещенской ДС в сане архимандрита (1901–1904), настоятель Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря (1904–1907), ректор Якутской ДС (1907–1910), смотритель Архангельского духовного училища (1910–1912). 06.08.1912 г. хиротонисан во епископа Петровского, викария Саратовской епархии. Епископ Кустанайский (1916), епископ Челябинский (1922). С 1925 по 1936 гг. занимал ряд кафедр. Архиепископ Ростовский-на-Дону (1936). После 1938 г. епархией не управлял. 736 Пальмов Иван Саввич (1856–1920), заслуженный ординарный профессор СПбДА (1906), доктор церковной истории (1904), славист. Окончил СПбДА со степенью кандидата (1880). Экстраординарный профессор СПбДА по кафедре истории славянских церквей (1887). 738 Канцелярия митрополита – особая канцелярия при Духовной консистории, через которую архиерей управлял епархией. Канцелярию возглавлял светский чиновник (секретарь), назначаемый и увольняемый Св. Синодом по предложению обер-прокурора, в ведении которого он состоял и все предписания которого для него были обязательны. Канцелярия состояла из нескольких подразделений (столов): хозяйственного, распорядительного, счетного, судного. Она хранила сведения о кандидатах на духовно-церковные должности, о лицах, желавших принять монашество. Каждый стол канцелярии контролировался одним из членов присутствия консистории по поручению епархиального архиерея. См.: Барсов Т.В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. С. 85–91. 739 Неофит (Неводчиков Николай Васильевич, 1819–1910), архиепископ Кишиневский и Хотинский (1892–1898). С 1898 г. на покое. 741 Речь идет о студенте СПбДА иеромонахе Александре (Головине Александре, 1844–1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Важные дополнения в полномочия Кустанайского епископа внесла принятая в июле 1915 г. оренбургским епархиальным собранием «Инструкция викариям Оренбургской епархии Преосвященным Челябинскому и Кустанайскому». В соответствии с ней, Кустанайскому епископу были поручены приходы Оренбургского и Орского уездов и Тургайской обл. Также в постановлении оговаривалось, что его окормлению «вверяются все единоверческие приходы епархии, назначение в кои священно- церковнослужителей зависит от Преосвященного Кустанайского; его же попечению вверяется и руководство оренбургской пастырско-миссионерской школой». С 24 марта по 16 дек. 1916 г. К. в. возглавлял еп. Леонтий (Вимпфен) , 30 марта он получил статус 1-го викария Оренбургской епархии. В апр. 1916 г. в циркуляре Оренбургского и Тургайского еп. Мефодия (Герасимова) (с 18 мая 1918 архиеп.) говорилось о необходимости перевода Кустанайского архиерея из Оренбурга в Кустанай. В октябре того же года Синод принял решение о передаче зданий кустанайской второклассной школы для размещения в них канцелярии и резиденции Кустанайского епископа (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 445). Отдел Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о высшем и окружном церковном управлении наметил «в миссионерских целях» преобразование К. в. в «полусамостоятельное, с непременным пребыванием епископа в г. Кустанае», о чем было доложено 22 июля 1918 г. на заседании Собора (Деяния Свящ. Собора Правосл. Рос. Церкви 1917-1918. М., 2000. Т. 8. С. 179). Однако это положение тогда не было исполнено. 11 сент. 1918 г. Кустанайский еп. Дионисий (Прозоровский ; 16 дек. 1916 - 30 сент. 1919) поставил перед съездом духовенства Оренбургской епархии вопрос о перемещении кафедры в Кустанай и об образовании самостоятельной Кустанайской епархии (по-видимому, в границах Кустанайского у.); съезд решил вопрос положительно. Оренбургский архиеп. Мефодий (Герасимов), в целом согласившись с постановлением собрания, решил: «Выделение Кустанайского викариатства (в самостоятельную епархию) временно отложить.

http://pravenc.ru/text/2462335.html

Этот мотив указывается и в одной из грамот, представляющей материальное положение монастыря в таком виде: «Никольского Корельского монастыря игумен с братьею кормятца сами своими труды рыбною ловлею, а пашенных мест к их монастырю не пришло, около монастыря с три стороны обошли мхи, да болота, четвертую сторону море» и вообще «место было убогое» 18 . Не отставали от государей в деле благотворительности небогатому Никольскому монастырю и частные лица, которые своими вкладами давали возможность привести монастырь в более благоустроенный вид. В монастырском вечном синодике, под заглавием: «Роды царствующего града Москвы жителей» мы встречаем перечень таких знатных лиц, благотворивших, очевидно, монастырю, как Алексей Петрович Прозоровский, И. М. Салтыков, И. А. Голицын, С. Л. Стрешнев; боярские фамилии – Нарышкиных, Милославских и т. д. Немало записано в синодиках имен жителей Архангельского края, как, напр. Ненокшан, Колмогорцев, Варзужан, Лямцев и др. 19 Множество лиц и их разнообразие показывает, что Николаевский Корельский монастырь имел важное значение в религиозной жизни крайнего севера. Заслуживает внимания, что над именами многих братий красными чернилами сделаны пометки об их происхождении и прозвищах из которых некоторые очень интересны. Так, напр., о схимнике Макарии говорится, что он был «с ухтострова», о монахе Якове замечается «неноцкой», о Дионисии – «безносой», о Савватии – Савва колокольник с Колмогор, об Иоанне – «пегой», о Вавиле – «ворон», об Иоанне – «тельной», о Феодосии – «резвая мельница», о Германе – «шубный», о Гавриле – «катай», об Иоанне – «коренной» и друг. Такими же прозвищами наделены и имена монастырских слуг: «опара», «зеленый», «галка» и т. д. 20 Угодья и земли, дарованные Николаевскому монастырю царскими грамотами, оставались во владении его до 1764 года – времени установления штатов монастырей. В изложенном представлен внешний ход истории Николаевского Корельского монастыря, главным образом со стороны роста его материального положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» созданы указом Святейшего Синода 8 марта 1899 г. как печатный орган новоучрежденной Благовещенской и Приамурской епархии, выходили в 1899-1918 гг. при Благовещенской ДС. «Б. е. в.» продолжили издание «Камчатских епархиальных ведомостей» (в 1899 вышли первые 9 номеров «Камчатских ЕВ», с 10 издание получило название «Б. е. в.»). Редакторы: с 1899 г.- преподаватель Благовещенской ДС П. В. Верещагин (редактор «Камчатских ЕВ» с 1896), с 1904 г.- архим. Дионисий (Прозоровский , впосл. архиеп.), с янв. 1905 г.- архим. Амвросий (Смирнов , впосл. архиеп.), с 1906 г.- инспектор В. П. Антонинов, с 1908 г.- прот. И. В. Коноплёв, с 4 февр. 1910 г.- прот. Н. Ф. Вознесенский (впосл. архиеп. Димитрий ), в 1912 г.- С. Г. Бухаревич, с 12 янв. 1913 г.- В. С. Телятьев. С 13/14 1917 г. до 2/3 1918 г. состояли только из офиц. отдела, за редактора подписывал секретарь консистории В. И. Шольский. На титульном листе издания помещалось изображение Албазинской «Слово плоть бысть» иконы Божией Матери . «Б. е. в.» выходили 2 раза в месяц, имели 2 части - офиц. и неофиц. В офиц. части помещались указы императора и Святейшего Синода, распоряжения епархиального начальства, в неофиц.- богословские и исторические статьи. В «Б. е. в.» печатались толкования на апостольские послания, размышления о пастырском служении, статьи по библеистике и апологетике, материалы о церковной истории Дальн. Востока и миссионерской деятельности РПЦ среди коренных народностей Приамурья (гольдов, гиляков, айнов и др.), в т. ч. о миссионерских путешествиях архиереев (в 1899-1900 - о путешествии Владивостокского еп. Евсевия (Никольского) , в 1902 - о поездке Благовещенского еп. Никодима (Бокова) и др.). Лит.: Рункевич С. Г. Благовещенские епархиальные ведомости//ПБЭ. Т. 2. Стб. 632-634; Андреев. Христианская периодика. С. 15-16. И. А. Ермацанс, прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника

http://pravenc.ru/text/149289.html

После Февральской революции 1917 г. М. сумел избежать конфликтов с новыми властями. Сразу после получения 3 марта телеграммы об отречении имп. мч. Николая II Александровича дал распоряжение причту оренбургских храмов о возношении на богослужениях вместо Царствующего Дома «богохранимой державы Российской». 5 марта он призвал паству считать Временное правительство законной властью, подчинение которой не будет нарушением присяги, данной имп. Николаю II. М. отправил приветственную телеграмму назначенному Временным правительством новым обер-прокурором Синода В. Н. Львову . На состоявшемся в мае того же года Оренбургском епархиальном съезде получил поддержку клира и мирян. В нач. авг. 1917 г. М. отбыл в Москву для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. На 1-й сессии Собора возглавил Отдел о богослужении, выступил с докладом, в к-ром выступил против использования в богослужении рус. языка. Также на Соборе М. возражал против предложений Челябинского еп. Серафима (Александрова ; впосл. митрополит) о выделении Челябинского вик-ства в самостоятельную епархию. После прихода к власти большевиков М. воздерживался от политических высказываний. 13 дек. 1917 г. он вернулся в Оренбург. В связи с первыми жертвами при столкновении в Оренбурге между сторонниками большевиков и казаками во главе с атаманом А. И. Дутовым 2 янв. 1918 г. М. выступил в кафедральном соборе с речью, ставшей известной как «Слово на погребение офицера и юнкера, убитых во время братского междоусобия». 18 янв. Оренбург был занят отрядами красногвардейцев, 20 янв. М. арестовали по обвинению в поддержке атамана Дутова и произнесении проповедей против большевизма. На допросе епископ заявил, что участвовал лишь в отпевании жертв гражданской войны и выступал против братоубийственного кровопролития. После допроса М. был освобожден. 5 мая 1918 г. указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона возведен в сан архиепископа. В июне того же года согласился с предложением викарного Кустанайского еп. Дионисия (Прозоровского) о перемещении его кафедры из Оренбурга в Кустанай, однако решительно возражал против преобразования Кустанайского вик-ства в самостоятельную епархию. Относительно Челябинского вик-ства М. соглашался на учреждение там «самостоятельной епископии с упрощенным управлением», однако решение об образовании Челябинской епархии высшая церковная власть приняла уже после того, как связи М. с Московской Патриархией из-за событий гражданской войны оказались прерваны.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

Информсводки за апрель приводят несколько других сообщений с мест о противодействии изъятию со стороны православного епископата. 12.04 полномочный представитель ГПУ сообщал из Царицына, что во 2-м Донокруге “ведет контрреволюционную агитацию” епископ Николай (Орлов, в 1921–1922 гг. правящий архиерей Нижне-Чирской епархии). А через две недели в Москву уже шел доклад о его аресте вместе с несколькими священниками и другими лицами (там же, л. 68; д. 499, л. 61–62). По приговору суда, начавшегося в Царицыне 09.06 1922 г., епископ Николай Орлов за сопротивление изъятию церковных ценностей будет расстрелян. Из Челябинска 21–23.04 сообщалось, что “контрреволюционную агитацию” местного духовенства возглавил епископ Дионисий (Прозоровский), который “объехал несколько волостей Челябинского уезда и призывал крестьян защищать церковь от посягательства богоотступников” (там же, д. 497, л. 88). Сходные известия приходили 15.04 и из Сибири – протестовали против изъятия ценностей омский архиерей Димитрий (Димитрий Никанорович Беликов, профессор Томского университета, историк) и епископ Томский Виктор (Островидов). Последний “покинул церковь , не подписал протокола” о подготовке изъятия. Власти в ответ провели 10.04 в Томске “вооруженную демонстрацию гарнизона, профорганов и детей”, изъятие пошло (там же, л. 69). Наиболее многочисленны сообщения сводок об аресте духовных лиц за агитацию против изъятия ценностей и за попытки утаить часть церковного имущества от изъятия (что неизменно квалифицировалось ГПУ как кража). За март – май 1922 г. такие известия приходят практически из всех губерний. Но это является отражением не только спонтанного развития событий на местах, но и показателем претворения в жизнь настойчивых указаний ГПУ о применении суровых репрессий по отношению к духовенству. Это особенно хорошо видно в сводках VI отделения СО ГПУ, где такие указания цитируются в колонке “Директивы о мероприятиях СО ГПУ”. Однако ценность информсводок для изучения историком репрессий в отношении духовенства значительно снижается не только их изначальной тенденциозностью в оценке стремления клириков противостоять государственному разграблению храмов, но и крайне неточным, приблизительным характером самих сообщений с мест. Информационная система ГПУ редко приводит имена репрессированных, меру наказания; даже число арестованных, их духовный сан указываются далеко не всегда или же – весьма приблизительно, равно как и конкретные обстоятельства дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серафим [Протопопов], епископ Рыбинский. Иоанн [Василевский], епископ Бронницкий. Павел [Павловский], епископ Старицкий. Амвросий [Смирнов], епископ Сергиевский. " Серафим [Чичагов], митрополит Ленинградский. Епископ Варфоломей [Ремов]. Августин [Беляев], епископ Иваново-Вознесенский. Николай [Никольский], епископ Елецкий. Иннокентий [Ястребов], архиепископ Полоцкий и Витебский. Григорий [Козлов], епископ Печерский. Михаил [Кудрявцев], епископ Арзамасский. Архиепископ Псковский и Порховский Николай [Покровский]. Дионисий [Прозоровский], архиепископ Оренбургский и Тургайский. Алексий, епископ Велижский. Аверкий [Кедров], епископ Волынский и Житомирский. Софроний [Старков], епископ Якутский. Епископ Трофим [Якобчук]. К. этому заявлению присоединили свои подписи 20 марта (2 апреля) 1926 г. Назарий [Кириллов] митрополит, управляющий Курской епархией, и Павлин [Крошечкин], епископ Рыльский, Архив составителя Суждение Ленинградских викариев по вопросу о канонической правомочности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и закономерности мероприятий, предпринятых им в отношении организаторов “григорианского раскола” (ВВЦС) Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященному Сергию, митрополиту Нижегородскому, исполняющему обязанности Патриаршего Местоблюстителя Православные епископы Ленинграда и епархии, ознакомившись с распоряжением Патриаршего Местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого, о порядке его заместительства, в случае невозможности для митрополита Петра вести руководство Православной Церковью, и равно и с Вашим извещением, Владыко, о вступлении в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, а равно, ознакомившись с Вашими действиями и суждениями по делу образования в Москве ВВЦС, признают: а) Ваше вступление в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя закономерным и видят в Вашем лице законного возглавляющего Русскую Церковь , a б) Ваше отношение к ВВЦС правильным и линию поведения строго каноничной.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010