После изображения в 17 ст.: опустошения Иудеи, которая неприятельским нашествием сделается, как пустыня, где на самых лучших местах и плодоноснейших полях будут свободно пастись повсюду стада овец, поражаются от Пророка горем: во 1-х дерзкие, бесстрашные вольнодумцы ( Ис.5:18 ), которые в избытке необузданности вызывают на себя суды Божии, чтобы скорее открылись, и они бы увидели на себе исполнение оных, и в самом деле не верят угрозам Пророка о возвещаемых казнях, дабы во всей беспечности предаваться порокам. Эта любогреховность, ищущая разливаться в различных похотях и страстях, насильно привлачающая к себе грехи и себя вовлекающая в грехи, уподобляется такому действию, если бы кто, привязавши к навьюченной тяжестями колеснице веревки и петли, со всем усилием старался влещи оную. Пророк прилагает это к вольномыслию тех, которые, не веря пророческим угрозам о предании Иерусалима опустошению и плену, в неверии вызывали на себя гневные суды Божии, дабы они скорее исполнились над ними, и уподоблением объясняет, что эти вольнодумцы, без всякой нужды, по одной растленной своей воле, вовлекаясь в тяжкие грехи, насильственно привлекали на себя гнев и наказание Божие ( Ам.5:18 ; Иер.17:15 ). Вообще этим уподоблением изображается то, как часто водящиеся своими страстями и похотями без всякой нужды, по одной упитанной любогреховности, насильно привлекают к себе грехи, сами себя вводят в искушение, других вовлекают в соблазн и искушение, и таким образом нагружают греховную ношу свою и влекут, как тяжкую колесницу ( Прит.5:22 ). Во 2-х поражаются горем те, которые, дошедши до омрачения ума и одебеления сердца и потеряв способность различения добра от зла, как в умозрительном, так и деятельном отношении, все представляют в смешанном и превратном виде, свет смешивают с тьмой, сладкое с горьким; таковы те, которые, оставляя поклонение истинному Богу, покланялись идолам, которые превращали правду в суде ( Ам.6:12 ), оправдывая виновных и осуждая правых ( Ис.5:23,1:22,25 ), которые, суетные свои дела и мирские занятия, до внешних выгод относящиеся, считали занятиями важными, необходимыми, а поучение в законе Божием и упражнение в делах благочестия, делом тягостным и бесплодным. Итак, по самому существу вещей таковые, как лишенные зрения и потерявшие вкус, обращали свет во тьму и сладкое в горькое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

9. Вы будете слушать обличающие и вразумляющие вас слова Пророков 114 , и не будете понимать; будете видеть дивные дела Божии, и не будете разуметь ( Иез.12:2 ; Мф.13:14,15 ; Деян.28:26,27 ). Ожесточи сердца их, сделай глухими уши их, слепыми глаза, в пророческой речи часто приписывается самим Пророкам такое действие, о событии которого они прорекают; им повелевается искоренить, погубить, умертвить, вместо того, что они должны возвестить о истреблении и погибели ( Иер.1:10;31:28 ). Дай, говорит Господь Пророку, дай видеть народу этому, что он слеп, глух, неразумен. Но ты ожесточишь сердца их, ты, твоими обличениями и убеждениями, не только не приведешь народ в чувство и раскаяние, но он сделается еще от того упорнее. Так-то, Господи, человеческая наша злоба превращает благие Божеские советы Твои. По благим советам Твоим там, где увеличивается грех , как свирепствующая болезнь, там умножается и благодать Твоя, как спасительное врачевство ( Рим.5:20 ); а злоба человеческая часто погружается тем в большую тьму, тем в глубочайшее растление, чем обильнейшим озаряется светом, чем благотворнейшею окружается теплотой добра. Убо неправеден ли суд ослепления и отвержения таковых? 11. Пророк не осмеливается просить и ходатайствовать за народ, чтобы Господь переменил гнев Свой на милость и отменил наказание; только спрашивает: доколе продолжится, и до какой степени прострется это ожесточение и ослепление 115 народа, и Господь ответствует: до того дойдет буйство народа и Мой гнев на него, доколе ни в городах не будет жителей, ни в домах обитающих, и даже в полях не будет насельников; самая земля, будучи опустошена, превратится в пустыню. Господи, какое высокое, таинственное, для бренности человеческой невместимое было явление Твое Пророку! Сам Пророк, как хврастие, едва не пожжен величием славы Твоей. При этом величии, сколь благоволительно было призвание Пророка к великому назначению его быть провозвестником святой воли Твоей народу заблудшему, дабы он обратился и исцелел. Но как принято этим народом возвещение благой воли Твоей? Так, как принимает слепой свет, глухой звук, как принимает самое благотворное прикосновение бесчувственный.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Посему Прародители наши не прежде привели себя в семейственное состояние деторождения, как по оплакивании потерянного блаженства, по совершенном сокрытии от внешних чувств их образа рая и видения обращающегося пламенного оружия. Священный дееписатель ничего не говорит о подробностях, как Прародители наши устрояли себя в житейском и семейном быту, предоставляя размышляющим самим дополнить, что это устройство не могло не быть соединено с медленностью и великим трудом. Хотя Праотец наш Адам лучше нас мог разуметь силы естества, свойства вещей, и употребление их; но ему надлежало оградить себя против всех нужд бытия, открыть источник потребного пропитания, устроить себя в необходимом жилище, защитить против дневного зноя, ночного хлада, даже против опасности от зверей, которые уже не могли быть кротки и покорны, как в раю. Посему, и при обилии естественных произведений, не имея, кроме видимого вещества, ни каких искусственных орудий и средств к произведению необходимых потребностей, долженствовал все сам своим размышлением, трудами, опытом изыскивать, изобретать, приготовлять и по возможности устроять. Свойство первородных сынов Адама Можно ли думать, чтобы падшие и покаявшиеся Прародители, научив первородных сынов своих, одного особенно земледелию, другого скотоводству, двум важнейшим способам к продовольствию жизни, не научили их благочестию и страху Божию, послушанию и повиновению, взаимности братской любви и общения! Видно, что и дети недалеки были от общения с Богом, когда Бог и Каина, уже начавшего недуговать мыслями мрачными, расположениями завистливыми и злобными, вразумлял привести себя в состояние мирное, незлобивое, братолюбное, что он не потеряет своего первенства, будет иметь преимущество пред братом своим, если войдет в себя, рассеет мрачные помышления ума и изженет из сердца ожесточение и неприязненные чувства. Но такова сила растления, во всей полноте излитого согрешившим Праотцом с первородного, что Каин, и после непосредственного внушения ему Божия войти в себя, обуздать в себе раздраженное самолюбие, утишить горечь зависти и привести себя в сознание своей неправости пред Богом, не внял гласу Божию, не успокоился и вознедуговал ужасною болезнью, болезнью братоненавидения и братоубийства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

18. Человек хитрый скрывает ненависть, питаемую к другим; таковой иное имеет в сердце, иное на языке; говорит лесть тем, к кому пылает ненавистью и ищет случая всячески вредить; зловредный этот порок в сильных чертах изображается ( Прит.26:24–26 ). А человек глупый, не умеющий удерживать языка своего, открыто высказывает свои мысли и чувствования к поношению другого. Очевидно и из 10-го стиха, что порок притворной льсти хуже и зловреднее открытого злословия, происходящего от дерзости языка. Но здесь не делается сравнения, и просто, тот и другой порок, как льстивое, злонамеренное ласкательство, так и открытое поношение против ближнего осуждается. Паремья 175 на 6 ч. Пятн. 3-й Нед. Пос. Ис. 13:2–13 «2. На горе высокой поднимите знамя, зовите их громогласно; движением рук давайте знаки, чтобы они шли во врата Князей. 3. Я заповедал избранным моим, я призвал храбрых моих для совершения гнева моего, величающихся своею славою. 4. Слышен шум на горах, как бы от множества народа, как бы шум мятущихся Царств, и собирающихся народов, Иегова воинств осматривает воинские полки. 5. Идут из отдаленной земли, от краев неба, идут орудия гнева Иеговы, чтобы погубить всю землю. 6. Рыдайте, ибо день Иеговы близок, идет пагуба от Вседержителя. 7. От того у всех руки ослабели, у всех сердца уныли. 8. Волнуемые мучениями, и объятые терзаниями, они испытывают болезни, подобно рождающим, в изумлении, с рдяными лицами смотрят друг на друга. 9. Се наступает день Иеговы, день жестокий, день ярости и пламенного гнева; Он предаст землю опустению и истребит с лица ее беззаконников. 10. Звезды небесные и светила не дадут от себя света, солнце померкнет при восхождении своем, и луна не будет светить светом своим. 11. Я посещу наказанием развратность этой земли и злодейства беззаконников, унижу гордость надменных, и высокомерие притеснителей низложу. 12. Сделаю людей дороже чистого золота, и человеков драгоценнее Офирского. 13. Самое небо поколеблю, и земля двинется с места своего от негодования Иеговы, Бога воинств, и от воспламенения гнева Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

79 Отселе понятно слово Апостола, что Адам не обольщен, но жена, обольстившись, произвела преступление ( 1Тим.2:4 ), т. е. Адам не был обольщен духом лестчим. Но обольщения приняла и передала ему Ева. От жены начало греха, и тою умираем вси ( Сир.23:27 ). А в жене, при обольщении, действовала поспешность и самоуверенность, что она открыла важную для общего безбедного благополучия тайну, которою хотела удивить и изумить самого своего мужа. И вот эта поспешность, эта самоуверенность, отделившая Праматерь от здравомысленного совета и верного подкрепления Праотца, погубила обоих. Посему Праматерь плачевным примером своим научает всех нас, чад своих: ни что же по рвению и тщеславию ( Фил.2:3 ), но все испытывая и сами по себе, а паче по совету опытных и благоразумных людей, доброго и лучшего держитесь ( 1Фес.5:20 ). 80 Прокимен ( Пс.20 ) пред 9-й Паремьей: вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя, со стихом: Господи, силою Твоею возвеселится царь, – в применении к духу Паремьи, выражает, от лица подвизающихся, молитву, чтобы Господь вознесся, укрепился, воцарился в нас непоколебимым утверждением нас на путях мудрости, правды, мира, и, когда Он укрепит и воцарит в нас правду Свою, тогда благодатию Его, господствующий, как царь, над страстями своими, возвеселится силою Господа о спасении своем. 81 Оно составляется не только из пшеничных, но просяных и других зерен, и украшается разного рода древесными плодами. 82 Иконоборство началось с 723 года, в 786 году поражено было 7-м вселенским собором, но и после того, до 842 года, всего 120 годов, продолжаясь, свирепствовало. 83 При возбуждении к неослабному продолжению постного шествия делаются приличные применения к каждому дню, сообразно тому, кому посвящен каждый день в Седмице: так в среду и пяток делается применение особенно к Кресту и к страждущему на Кресте Спасителю; в четверток к Апостолам и проч., что впрочем, делается своим порядком и во всех Седмицах. 84 Пред Паремьей Прокимен ( Пс.21 ): Боящиеся Господа восхвалите Его, – во всей сообразности относится к первой части Паремьи, где показывается благоволительное охранение и приосенение свыше во всяком месте и во всякое время верных, в непорочности служащих Господу: и потому боящимся Господа надлежит немолчно хвалит Его и за великие являемые Им милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

С такою-то силою и крепостью каждому обуреваемому волнами искушений и бед надлежит прибегать к Господу, и Господь услышит и спасет. 64 Образ Божий, говорит св. Григорий Нисский , мы получили в творении, подобия достигаем употреблением свободы. Бог, давши нам способность – быть подобными Ему, предназначил чтобы (разумно-свободною) деятельностью мы достигали подобия с Ним. Я имею образ Божий, потому что одарен разумом: я подобен Богу, когда стараюсь быть добрым и люблю добро (Слово 1-е на слова: сотворим человека стр. 149). 65 Насильственное употребление животных, и вообще, и в пищу, произошло после падения человека. В отношении к употреблению пищи первоначальное состояние так было просто, невинно и неприкосновенно от всего соединенного с лишением жизни, что как для человека, так и для животных назначены были в пищу плоды и произрастания земли. Посему употребление плодов, семян и всего удобоснедаемого из царства растительного есть первоначальная пища райского состояния человека, и первосозданного естественного состояния животных. 66 Пред Паремьей прокимен ( Пс.13 ): Внегда возвратит Господь пленение людей своих, со стихом: рече безумен в сердце своем несть Бог, – выражает пророчески то, что когда Господь, наказав гордость и нечестие Иудеев, уничиженных пленом, по прошествии 70 лет паки возвратил народ свой из плена и рассеяния Вавилонского: то один только безумный может сказать, что нет Промысла Божия, нет вседействующего управления судьбою человеческою; а прокимен ( Пс.14 ) по прочтении: Господи, кто обитает в жилищи Твоем, со стихом: ходяй без порока и делаяй правду, в ближайшем смысле указывает на последствия плена, из которого в вожделенный Иерусалим, в святую гору Сион, могут и имеют возвратиться только искушенные, очищенные, и утвердившиеся на пути дел правды. 67 Прокимен ( Пс.15 ) пред Паремьей: «Благословлю Господа, вразумившего мя». Стих: «Сохрани мя Господи, яко на Тя уповах, и по прочтении: сохрани мя Господи, яко зеницу ока». Стих: " Услыши Господи правду мою», почти одинаковые по содержанию, в созерцающем Божественные пути творения и новотворения выражают благодарное чувство к Господу за вразумление. Это вразумление, как откровение, явление (при соображении этой Паремьи с Бытейской же Паремьей Среды), может означать особенное вразумление о том, как и каким сотворен человек: он сотворен и из персти земной, и вкупе есть дыхание Вседержителя, сотворен по образу Божию, с Богоподобными совершенствами ума и свободной воли, притом непорочным и неприкосновенным от зла. Отселе благодарный послушатель вразумления, откровения Божия, молит Господа: Сохрани меня, Господи, сохрани меня, по благодатному новотворению в преподобии и правде, храни меня, яко зеницу ока, храни всеми мерами Твоего благого смотрения, дабы мне не омрачиться греховною тьмою, дабы право видеть свет Твой, и услыши правду мою, и услыши мое желание, мою заботу и попечение о соблюдении себя в правде Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

60 Нельзя не заметить перемены лиц, к которым простирает речь свою премудрость. С 22 ст. по 28 ст. Премудрость простирает обличительную речь свою к непослушным, как присущим, слышащим, хотя слухом внимания и послушания не внимающим: доколе невежды, будете любить невежество? Вы не послушаетесь: и я посмеюсь вашей погибели? Но с 28 ст. переменяет речь свою, простирает свои угрожения уже в 3-м лице, как к отсутствующим: «они будут звать меня, повсюду искать, я не отзовусь, они не найдут меня, порочность нечестивых убьет их». Не виден ли и в грозном призывании премудрости голос кротости и милосердия? После личного обличения беспечных в непослушании и угрозы погибелью за непокорность, Премудрость как бы приведенных в чувство оставляет собственному сознанию необходимости исправления своей превратной жизни и продолжает свои угрожения, хотя к тем же непослушным, но как бы к отсутствующим, являя в самом гневе своем меру кротости, в самом угрожении погибелью, нежелание видеть погибель погибающих. Действительно, при поражении обличением и угрожением присутствующего в лице, большею частью сильнее выражается движение гнева, которым часто как бы питается разгоряченное чувство. Даже самое присутствие виновного иногда возбуждает большее негодование. Но когда изрекается обличение в 3 лице, как бы отсутствующим: тогда в обличающем, при отсутствии лица, составляющего предмет гнева и негодования, бывает более умеренности, равнодушия, спокойствия. Так истинно то, что Господь не хочет погибели человеческой, а человек своею порочностью сам устрояет себе погибель ( Иез.18:31,32 ). 61 Пред паремьей прокимен ( Пс.9 ): Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим. Стих: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, имеет близкое применение к первым пяти стихам, где говорится о царстве Мессии. Касающаяся душа, простирая взор свой к благодатному пришествию, Спасителя, в полной преданности взывает к Посетителю душ: Исповемся тебе Господи, всем сердцем моим: когда Ты, Господи, благоволишь благодатью твоею прийти ко мне: то я открою Тебе все сокровенные мысли мои, все внутренние чувствования и желания, и когда в благости Твоей присетив на меня, светом Твоим озаришь тьму мою, теплотою любви Твоей согреешь хладное сердце мое: тогда возрадуюсь и возвеселюсь о спасении Твоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Писания, из коих чтение паремий положено в продолжении св. четыредесятницы, по глубокой нравственной и нравоучительной мысли. 19 Преподобным, матерям, подвижникам и девственницам в каноне посвящена особенно 7-я песнь со стихами. 20 Кто не заготовит в свое время себе пищи, целый год должен терпеть голод: и кто постом и молитвою пренебрежет в настоящее время, собрать для души духовную пшеницу, говорит Блаж. Августин, тот потерпит Духовный глад и тяжкую бедность (Бесед. 50 о врем.). 21 Книга Притчей столько имеет достоинства для нравственного назидания и совершенствования, что отцами Церкви и богомудрыми толкователями св. Писания называется πανχρετος; учительницею всех добродетелей и πανχιρετος вселюбезною преимущественно достойною чтения. Нельзя оставить без замечаний того, что паремьи из Притчей (в первых 9-ти главах излагающиеся в порядке связной речи), в продолжение трех первых недель почти все обращены, как наставления отца к сыну, и содержат самые заботливые, самые попечительные, истинно отеческие наставления сыну, особенно касательно всевозможного соблюдения целомудрия и чистоты и всемерного уклонения от всякой чувственной, приманчивой лести. Это и потому, что свыше нисходящая, чистая, мирная, благопокорливая премудрость ( Иак.3:17 ) может быть принята и производить благие плоды свои только в сердце чистом, юном по простоте и по слушанию, и простом по искренности. 22 При предположении главным образом обозреть во вседневном последовании великопостной Триоди паремии, читаемые на 6-м часе и на вечерни, сообразно главной цели исследования, после общего взгляда на великопостную службу, каждая седмица, без особого рассмотрения повседневного последования богослужения по Триоди, будет обозреваема только в общем взгляде. Частнейшее рассмотрение великопостной службы по Триоди как рядовой повседневной, так субботней и воскресной, с историческим объяснением особых обстоятельств недели Православия и других недель, равно особых обрядовых принадлежностей и празднуемых в оные нарочито святых, можно видеть в удовлетворительной полноте в сочинениях (1858 С.П.Бург) 1., Дни богослужения православной кафолической церкви, особенно час.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Отселе Псалтирь, по выражению Отцов 36 , есть истинно укрепление духа, утешение сердца, обуздание страстей, щит и оружие против духов тьмы, наслаждение и упокоение в Боге. Это есть немолчная духовная целебница, которая ежедневно одушевляет и услаждает Богослужение. А теперь 37 она составляет для души, взыскующей Бога, главное молитвенное поучение, назидание, наслаждение, утешение. При таковом последовании Богослужения, особенно выражающем глас призывания Божия к покаянию соответственным чтением и пением, в первых же стихах трипеснца в утро понедельника слышим плачевное воздыхание кающегося о своем отпадении от Бога: «Како ныне моего восплачу отпадения? Кое начало положу спасения моего, блудно поживый, Щедре! Ими же веси судьбами, спаси мя»; и показывается, какое близкое имеет отношение пост к падению Адама, имеет отношение, как врачевство к уврачеванию болезни. «Брашно Адам яде, и невоздержание изрину его из рая: нас же, Господи, прияв благоугодно пост, покажи, Человеколюбче, достойны покаяния», – покажи достойно Тебе кающимися. Согласно с сим в каноне св. Андрея Критского , читаемом в навечерии первых четырех дней, в первых же стихах канона выражается горькое рыдание оплакивающего себя грешника, что он, поревновав первозданному Адаму в преступлении, отчуждился от Бога, что душа грешная уподобилась в падении своем первой Еве; предаваясь грехам и беззакониям, она также видела и смотрела страстно, также пленилась красотою греховного плода гибельно, также коснулась древа, взяла с древа плод и дерзновенно вкусила бессловесные сведи. 7 О Апост. Древ. поста среды и пятка, кроме 69 пр. ап. и пост. ап. кн. 7. гл. 24 смот. свид. Отцев Воскр. Чт. m.III. 1839 в стат. о посте в среду и пяток 37. 10 О многозначительности и важности четыредесятнего числа, следов. и четыредесятницы в самом числе и наименовании. См. Воскр. чт. гл. VII. 1843 г. Св. Четыредесятница 50. 12 Св. Григ. Двоесл. при вступлении в Четыредесятницу, см. Воскр. чт. гл. V. 1844 В неком отношении Четыредесятница называется 10-ю частью всего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Нет на земли такой счастливой участи, та кого благополучного течения дел, чтобы мы могли быть безопасны от внешних или внутренних скорбей. Вот мы теперь наслаждаемся здравием, миром, благопоспешеством в делах; наслаждаемся даже спокойствием совести, не сознавая, по-видимому, в себе тяжких преступлений против закона Божия, хотя всего труднее можно сказать нам это о себе. При всем том мы непрестанно должны быть готовы к встрече противности, которые по воле Божией, по нашей непредусмотрительности, по стечению неблагоприятных случаев, или ожидают нас впереди, или уже постигают, как последствия прежних наших погрешностей и наветов от неблагоприятствующих нам людей. Мы не знаем, что будет с нами впереди, что породит для нас не только наступающий день, но и находящий час. Не видим ли пред собою непрестанных опытов, что кто утром был в цветущем здоровье, тот к вечеру постигаем был болезнью, кто постигаем был болезнью в вечеру, оканчивал жизнь к утру; кто недавно изобиловал богатством, тот вдруг от одного нечаянного случая лишался всего достояния; кто, как благорастворенным воздухом, дышал веявшим на него отовсюду благоприятством, тот внезапно подвергался клевете и ненависти ближних. Колико же мы должны быть готовы ко всяким противным переменам, огорчениям, лишениям, уничижениям, дабы, не смущаясь, тем паче не упадая в духе, могли встречать различные противности. Предусмотренные удары, если не могут быть отвращены, то с большей твёрдостью могут быть встречены и с меньшей болезнью приняты. Приготовление себя к неприятным приключениям будет приучать нас к мерам благоразумия и осторожности, будет научать нас смотреть на образ мира, как на непрестанную переменчивость вещей, посреди которой и сами ожидая могущих нас постигнуть превратностей, мы ни к какому предпринятию без тщательного соображения предыдущих и последующих обстоятельств, без должного рассмотрения причин и последствий, не будем приступать. С предусмотрительностью располагая поступки свои, мы ничего не будем иметь ни нечаянного, ни необычайного; посему и неприятности, если не будем встречать спокойно, то будем встречать с меньшим смущением; вообще будем учиться приобретать блага без пристрастия, пользоваться ими без привязанности, расставаться с ними без жалости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010