Тот скит, где обитали многие другие анахореты, назывался Глоссией. Их предстоятелем был другой Григорий, и тоже из Константинополя, великий в то время и знаменитый делатель безмолвия, трезвения и созерцания. От него и научился преподобный высочайшим тайнам умного действия и боговидения. Безмолвствуя наедине, святой сподобился приять от Бога многие тайные дарования, о которых не возможно рассказать словами. Он всегда приходил в такое умиление, что из глаз его непрестанно текли слезы. Этот дар преподобный имел всю жизнь. Однако этим добрым безмолвием в Глоссии нельзя было наслаждаться все время по причине нападений агарян на монахов, подвизавшихся вне стен монастырей. Избегая опасности, Григорий и его братство, в количестве двенадцати человек, вынуждены были перейти в Салоники. Посовещавшись между собой, они решили пойти в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и остаться там на безмолвие до конца жизни. Однако божественный Григорий, желая узнать, угодно ли это Богу, стал молиться наедине. Немного задремав, он тотчас же увидел такое видение: «Мне показалось, что я и братья очутились перед дворцом. Там на троне величественно восседал царь в окружении телохранителей, вельмож и прочих чиновников. От них отделился некий архонт, который подошел к нам и, обняв меня, как бы повлек за собой. Обратившись к моим собратьям, он сказал: «Я удержу этого с собой, ибо так повелел царь, а вы идите, куда желаете, никто вам не помешает " ». Просвещенный Богом, великий Григорий поведал братьям о бывшем ему видении, и все подумали, что этот вельможа, который удержал божественного Григория, был великий Димитрий (Солунский, чудотворец), поэтому они решили остаться в Салониках, на родине великомученика Димитрия. Находясь в Салониках, братья просили божественного Григория принять священный сан. Но сначала он не соглашался, пока не познал, что на это есть воля Божия. После его рукоположения они пришли в Берию, в один скит, и выстроили небольшой монастырь, где божественный Григорий, поистине исполненный всяких благ, вместе со своими сподвижниками снова стал подвизаться и упражняться в совершенстве по Богу. Пять дней в неделю он никуда не выходил из обители, и никого не принимал в своей келье. Только по субботам и воскресеньям он выходил, чтобы совершить литургию и вести духовные беседы с братьями для их пользы. Было ему тогда тридцать лет, здоровье и телесные силы его были в совершенном порядке, поэтому он начал более суровые подвиги и житие. Преподобный иссушал тело постами, долгими бдениями, утончал и непрестанно очищал мысленные очи своей души совершенным воздержанием и собиранием помыслов, обычным источником слез, возводил всегда ум к Богу в непрестанной молитве, стараясь полностью подчинить плоть духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В скиту главный соборный храм был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. По своей древности он очень замечателен. Второй храм, небольших размеров, был посвящен прп. Иоанну Рыльскому. Монастырь ватопед (штатный) На берегу залива Контесса, на северо-восточной стороне горы, расположен один из древнейших монастырей – Ватопед. От внутренней части дороги, по хребту, к нему ведет одна дорога, которая расползается, как нити, в разные монастыри и скиты. Вся история обители проходит под покровом Владычицы: основана она в честь спасения юного императора Аркадия (во время бури он упал с корабля в море и был найден спящим под кустом); не раз Пресвятая Дева защищала обитель от нашествия разбойников. Во всем монастыре двадцать шесть храмов (с соборами и параклисами). Главнейший из них храм Благовещения. Здесь хранятся такие святыни монастыря, как Пояс Божией Матери, находившийся раньше во Влахернском монастыре, в Константинополе, и подаренный обители свт. Саввой Сербским ; большая часть Древа Животворящего Креста Господня; крест царя Константина Великого , с которым он ходил на войну; часть трости, которой бичевали Иисуса Христа. Все это древности, насчитывающие за собой более восемнадцати веков; ими монастырь очень дорожит и не всем их показывает. В этом храме имеются мощи сподвижников Иисуса Христа и многих святых и преподобных угодников. Все эти святыни хранятся в особенных серебряных ковчегах в алтаре собора. Есть еще три древние чудотворные иконы Богородицы: «Возвестительница», «Закланная», «Утешение». Кроме богатства святынь, Ватопед имеет большую свою библиотеку, в которой множество книг и более тысячи рукописей, большинство из них относится к IX веку. Есть больница. Скит св. вмч. Димитрия Солунского Находится к югу от монастыря Ватопед, в расстоянии от него на полчаса пути, в самом уединенном и безмолвном месте, в нем было тридцать иноков. Название свое скит получил от храма, посвященного св. вмч. Димитрию. Этот храм, по преданию, построил сам великомученик в честь Пресвятой Богородицы. Монастырь Есфигмен (общежительный)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1940 году он вместе с десятками тысяч карпатских русин по надуманному обвинению был арестован советскими властями и отправлен в воркутинские лагеря, где чудом избежал смерти. Спустя некоторое время тюремное заключение было заменено отправкой на фронт, где он служил в чехословацкой добровольческой бригаде генерала Свободы. После войны о. Иов вернулся в свой монастырь, в 1946 году был избран игуменом. Под его руководством обитель стала расширяться и процветать. Были выстроены трапезная, братский корпус, кухня. Число монахов к 1950 году достигло 25 человек. Однако во времена хрущевских гонений скит был закрыт. Отец Иов поселился в с. Угольке, где стал служить как приходской священник. Архимандрит Иов приобрел широкую известность как опытный и духоносный старец. Сотни людей со всех концов Советского Союза приезжали к нему за духовным наставлением и поддержкой (Споров Б.Ф. Уголька, или отец Иов//ЖМП, 1993, 5. С. 75-83). Брат о. Иова, иеромонах Пантелеимон (в миру Георгий Кундря) стоит у истоков основания в 1924 году Липчанского Рождества Богородицы женского монастыря. В 1936 году епископом Дамаскином в этот монастырь был назначен иеромонах Кассиан, который до этого 32 года провел на Афоне, из них три года - в полном затворе в одной из пещер на скалах Карули (Пагиря В.В. Mohacmupi Закарпаття. С. 69). Постриженником о. Иова был основатель мужского скита в честь св. Димитрия Солунского в с. Дубовом иеромонах Иларион (Рыбар). В 1923 году он отправился на Святую Гору, откуда вернулся спустя два года в 1925 году. В 1939 году иеромонах Иларион поселился в Дубовом, где вместе со своими послушниками построил храм и несколько корпусов, дав начало Свято-Димириевской обители (Там же. С.77-79). Еще одна обитель, мужской скит в честь св. великомученика и целителя Пантелеимона в Хусте - " Колесарове " был основан другим выходцем с Афона иеромонахом Мелетием. Отец Мелетий (в миру Михаил Рущак) был жителем Хуста. Под влиянием своей сестры он 16-летним юношей перешел в Православие. Познакомившись после первой мировой войны с о.

http://pravoslavie.ru/5204.html

В Андреевском скиту драгоценную его святыню составляет чудотворная икона «В скорбех и печалех утешение», прославившаяся чудесами во время пребывания ее в России в 1879 и 1882 годах. Немалым утешением для паломников служат и живые многочисленные предания о чтимом у нас вселенском патриархе Афанасие III (1638–1634), нетленно почивающем в сидячем положении в Лубенском, Полтавской губернии, монастыре, некогда обитателе и владельце келлии, перешедшей в собственность скита, и об известном русском паломнике-писателе А. Н. Муравьеве, дарившим этот скит особенным своим вниманием. Из Андреевского скита на другой день, под руководством проводника, паломники ходят в Афонский городок – Карею, отстоящий от скита на четверть часа ходу. Здесь обозревают они древний Протатский собор с фресками известного живописца в. Панселина, молятся пред чудотворною иконою «Достойно есть», стоящею в алтаре на горнем месте, и посещают древнюю келлию преподобного Саввы Сербского – типикарницу с чудотворною иконою Божией Матери – «Млекопитательницы». В четверть часа от Кареи находится греческий монастырь Кутлумуш с соборным храмом во имя Преображения Господня, расписанный фресками в. Но монастырь этот среди паломников не пользуется известностью и посещается ими сравнительно редко. Побродив по многочисленным монашеским лавкам с изделиями афонских анахоретов и четками самых разнообразных материалов и наполнив ими свои дорожные сумки, с целью унести их на родину на память об Афоне себе и своим родным, паломники возвращаются в скит, пьют чай и собираются в дальнейший путь по Св. Горе – в Иверский монастырь. Дорога в эту обитель непродолжительна – около часа с четвертью ходу, но, благодаря глубокому спуску вниз и тяжелому подъему в гору, а также отсутствию приятной, ласкающей взоры, растительности и освежающей тени, не лишена трудностей. Усталые путники в богатой Иверской обители имеют ночлег, с намерением на утро выслушать литургию и прочитать акафист пред чудотворною иконою Иверской Божией Матери, именуемой «Портатиссою–Вратарницею», находящеюся в маленькой церковке у самых ворот обители. В Иверском монастыре привлекают благочестивое внимание паломников и частицы Животворящего Древа Господня, хламиды, губы и трости – орудий поруганий Спасителя и миро св. великомученика Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Кириакон (соборный храм скита) был воздвигнут на месте визант. храма, точное время его постройки неизвестно. В кириаконе сохранилось изображение 3 святителей кисти мастера Константина Арванита (1742). Основные росписи наоса и лити выполнены в 1755 г. На вост. стене лити помещены чудеса вмч. Димитрия. В люнете над входом в наос расположен образ Богоматери с предстоящими вмч. Димитрием и свт. Григорием Паламой. На литографии 1763 г. с видом скита изображены кириакон, колокольня, трапезная, архондарик и каливы. В 1764 г. была построена кладбищенская ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Экзонартекс, пристроенный к кириакону в 1796-1797 гг., был украшен в 1806 г. фресками, выполненными мастерами Вениамином и Захарией, племянниками мон. Макария из Галатисты. В 90-х гг. ХХ в. Д. с. включал 21 каливу, 16 из которых были заброшены. Скит являлся особножительным (идиоритмическим), в последние годы в нем проживали 3-4 монаха. В наст. время не заселен, ведутся работы по реставрации фресок кириакона. В б-ке скита хранилось 73 рукописи (в наст. время перемещены в Ватопед) и ок. 200 печатных книг. Лит.: Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 219-220; Σμυρνκης Γ. Τ Αϒιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυα, 19882. Σ. 449-451; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914; Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), μον. Εϒϒραφα το Αϒου Ορους τς Μεϒλης Ελληνικς Επαναστσεως, 1821-1832. Αθναι, 1966. Τ. 1. Σ. 25; Μαμαλκης Ι. Π. Τ Αϒιον Ορος δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1971. Σ. 300, 325-326, 519; ωρθεος, μον. Τ Αϒιο Ορος: Μηση στν στορα του κα τ ζω του. Κατερνη, 1985. Τ. 1. Σ. 252-253; Ιερ Μεϒστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση, στορα, τχνη. Αϒιον Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 66-68; Πεντζκης Γ. Ν. Αϒιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηϒς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 346-347; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. М., 2007. Т. 1. С. 223-224, 928, 930. Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне

http://pravenc.ru/text/178251.html

Делегация Русской Православной Церкви прибыла на Афон 10 августа 2013 г. 09:25 8 августа 2013 года на Святую Гору прибыла паломническая делегация Русской Православной Церкви, направленная решением Священного Синода для участия в торжествах по случаю престольного праздника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. В ее составе — митрополит Томский и Асиновский Ростислав  (глава делегации), архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий , епископ Борисовский Вениамин и сотрудник  Отдела внешних церковных связей  иеромонах Стефан (Игумнов). Вместе с ними на Святую Гору для участия в праздновании прибыл генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов. Накануне, 7 августа, паломники из Русской Православной Церкви посетили Салоники, где поклонились святыням северной столицы Греции; члены делегации побывали в монастырях святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и преподобной Феодоры Фессалоникийской, в катакомбах святого Иоанна Предтечи в историческом центре города, в кафедральном соборе святителя Григория Паламы и в базилике святого Димитрия Солунского. По прибытии в Свято-Пантелеимонов монастырь гости были встречены у врат обители ее игуменом архимандритом Иеремией с братией. Они поклонились честным мощам святого великомученика Пантелеимона. Преосвященный митрополит Ростислав поблагодарил братию за прием и передал теплые слова приветствия от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В тот же день делегация посетила Андреевский скит и монастырь Кутлумуш и ознакомилась с ходом восстановительных работ в обители Старый Русик. Архиепископ Онуфрий передал в дар братии Андреевской обители икону святителя Афанасия Пателлария с частицей его святых мощей. Святитель Афанасий, живший в XVII веке, в бытность архиепископом Солунским часто посещал Святую Гору и основал келью с храмом святого Антония, на месте которой позже возник Андреевский скит. Впоследствии святитель Афанасий стал Патриархом Константинопольским, а затем удалился с Патриаршего престола. Окончить земной путь ему было суждено в России, где святой Афанасий почил преподобнической кончиной в Лубенском Преображенском монастыре. Его святые мощи были обретены нетленными в сидячем положении, в котором он был погребен по древней греческой традиции. Прославленный в лике святых, он известен на Руси как святитель Афанасий Лубенский Сидящий, Патриарх Константинопольский. Ныне мощи святого почивают в кафедральном Благовещенском соборе города Харькова. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru    Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3155651.ht...

Ок. 1761 г. П. нашел святоотеческие книги на греч. языке в скиту свт. Василия Великого (на холме Св. Илии Пророка), основанном выходцами из Кесарии Каппадокийской. Это были сочинения прп. Антония Великого, прп. Григория Синаита, св. Филофея, св. Исихия, св. Диадоха, св. Фалассия, 2 «Слова о молитве» - прп. Симеона Нового Богослова и св. Никифора Уединенника и др. ( Жгун, Жгун, сост. 2014. С. 357). Нек-рые из этих книг переписывал для П. инок Василиевского скита, а мон. Макарий из братства П. переводил на молдав. язык те поучения, к-рые в кон. 60-х гг. XVIII в. вошли в сб. «Драгомирское Добротолюбие» (Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 2199). По совету патриарха Серафима и по благословению Протата община преподобного (более 50 чел.) переселилась в обремененный долгами пустующий мон-рь Симонопетра , но после 3-месячного пребывания в нем братия, не способная оплачивать монастырские долги и испытывавшая притеснения тур. властей, вернулась в Илиинский скит (BMN. 212. Fol. 48). Прп. Паисий Величковский. Фреска Архангельской ц. Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Прп. Паисий Величковский. Фреска Архангельской ц. Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков В 1763 г. П. и его община (64 чел.) единодушно решили уйти с Афона в Молдавию. Преподобный нанял 2 корабля: на один погрузился сам с братьями-славянами, а на другой сели иером. Виссарион и братья-молдаване. Подвижники прибыли в Валахию, в Варзарештский скит (см. Вэрзэрештский во имя великомученика Димитрия Солунского женский монастырь ). П. направил делегацию из 3 братьев (среди них - Георгий Черникский) к митрополиту Бухарестскому с просьбой предоставить им к.-л. мон-рь для проживания. Получив отказ, П. направился в Яссы, где был принят митр. Молдо-Влахийским Гавриилом (Каллимаки) и господарем Григоре Каллимаки. Паисиевскому братству был предоставлен мон-рь Драгомирна . В 1763 г. по просьбе митр. Гавриила П. написал краткое «изъявление» чина жития - текст, известный как Устав 1763 г.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Сколько требовалось для этого человеческих сил, труда и времени! Но Господь и тут упремудрил смиренных фиваидцев: построены были леса, по ним и по всему пути до каменоломни проложены рельсы, по которым на вагонетках (частью и по блоку) каждый камень, какой бы он ни был огромной величины, легко привозился на то самое место, где он должен был быть положен. На этих же вагонетках привозились на самый верх собора и все другие строительные материалы, как-то: известь, кирпичи, железо, щебень и прочее. По мере кладки стен собора поднимались леса с рельсами и благодаря таким приспособлениям постройка при самом малом комплекте мастеров и рабочих шла успешно. Также и в денежных средствах для постройки собора было видно попечение Божие. Как уже упомянуто выше, главным ктитором-строителем сего храма оказался некто А. Г., схимонах из числа смиренномудрого братства Фиваиды. Этот А. Г. ради своего спасения, во имя исполнения своих схимнических обетов, а главным образом движимый любовью и усердием к святому храму Божию принес свою трудовую лепту на святое дело, а вместе с ней и свои старческие силы. Но этой жертвы, хотя и громадной, было далеко недостаточно для совершения всей колоссальной постройки. Нужны были средства, но где их взять? Ответ на этот вопрос вполне ясен лишь верующему сердцу, которое чувствует и видит во всем щедродательную десницу Божию, незримо простирающуюся на совершение сего святого дела. Были случаи, когда ради неимения средств хотели уже приостановить постройку храма: не на что было покупать материалы, нечем было платить мастерам и рабочим, с которыми рассчитывались два раза в год, 23 апреля, на святого великомученика Георгия, и 26 октября, на святого великомученика Димитрия Солунского. И вот в такие-то критические минуты Господь неожиданно видимым образом помогал через Своих рабов, отверзая их сердца к благодеянию. Благодаря этому постройка все время шла успешно, беспрерывно, несмотря на политические перевороты. В славянскую войну, несмотря на смутное время «имябожников», которые в 1913 году были удалены с Афона, течение постройки шло плавно и радовало фиваидцев, так что близилось к окончанию возведение стен и были поставлены уже арки и начиналась кладка сводов, когда в силу необходимости пришлось сделать перерыв из-за европейской войны многочисленных держав, открывшейся в двадцатых числах июля 1914 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Делегация Русской Православной Церкви прибыла на Афон Афон, 8 августа 2013 г. 8 августа 2013 года на Святую Гору прибыла паломническая делегация Русской Православной Церкви, направленная решением Священного Синода для участия в торжествах по случаю престольного праздника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . В ее составе — митрополит Томский и Асиновский Ростислав, глава делегации, архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий, епископ Борисовский Вениамин и сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов). Вместе с ними на Святую Гору для участия в праздновании прибыл генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов. Накануне, 7 августа, паломники из Русской Православной Церкви посетили Салоники, где поклонились святыням северной столицы Греции; члены делегации побывали в монастырях святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и преподобной Феодоры Фессалоникийской, в катакомбах святого Иоанна Предтечи в историческом центре города, в кафедральном соборе святителя Григория Паламы и в базилике святого Димитрия Солунского. По прибытии в Свято-Пантелеимонов монастырь гости были встречены у врат обители ее игуменом архимандритом Иеремией с братией. Они поклонились честным мощам святого великомученика Пантелеимона. Преосвященный митрополит Ростислав поблагодарил братию за прием и передал теплые слова приветствия от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В тот же день делегация посетила Андреевский скит и монастырь Кутлумуш и ознакомилась с ходом восстановительных работ в обители Старый Русик. Архиепископ Онуфрий передал в дар братии Андреевской обители икону святителя Афанасия Пателлария с частицей его святых мощей. Святитель Афанасий, живший в XVII веке, в бытность архиепископом Солунским часто посещал Святую Гору и основал келлию с храмом святого Антония, на месте которой позже возник Андреевский скит. Впоследствии святитель Афанасий стал Патриархом Константинопольским, а затем удалился с Патриаршего престола. Окончить земной путь ему было суждено в России, где святой Афанасий почил преподобнической кончиной в Лубенском Преображенском монастыре. Его святые мощи были обретены нетленными в сидячем положении, в котором он был погребен по древней греческой традиции. Прославленный в лике святых, он известен в России как святитель Афанасий Лубенский Сидящий, Патриарх Константинопольский. Ныне мощи святого почивают в городе Харькове. 10 августа 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/63360.html

Колонны в больших окнах у клиросов: 1) в соборе Хиландарском, 2) в Ватопедском приделе Св. Димитрия, 3) в Ватопедском соборе. Колонны: в Дохиаре в соборном храме; в Ватопеде в приделе св. Димитрия. Одна из 4 колонн, что у клиросов Успенского собора в Ивере. Капитель колонны в храме св. Пантелеймона в Руссике. Царские двери в старом иконостасе Хиландарского собора. Западные двери в соборном храме Руссика. Дверь из нартика в притворе в Хиландаре. Северо-западные двери в соб. храме Протата. Мраморный иконостас в соборном храме Ксенофского монастыря. Мраморно-мозаический пол в старой церкви св. Георгия в Ксенофской обители на Афоне. Водосвятная чаша в Хиландаре. Водосвятная чаша в Протате. Дискелий (двубедренник) в Руссике. Аналой в храме св. Пантелеймона в Руссике. Верхняя доска аналоя. Водосвятный фиал в Ватопеде. Фиал в Ефсигменском монастыре. Беломраморный водосвятный фиал в Кутлумуше. 1817. Ваяние на мраморных досках левого клироса Успенского собора, снаружи. Струйник (фонтан) против ворот Иверского монастыря. Макед. царь Кассандр на восточной башне ограды Хиландара, вне сего монастыря. Печати: 1) солунского судьи Андроника, 2) Иоанна Деспота Палеолога, 3) Ахридского архиепископа Симеона 1550 года, – в Зографском монастыре на св. горе Афонской. XII. Виды афонских монастырей. – Альбом огромного формата, заключающий в себе сорок листов разных видов Афонской горы, а именно: 1. Изображение св. Афонской горы и монастырей на оной по юго-западной стороне. – Рисов. и литогр. И. Медведев. Вид русского на св. горе Афонской св. великомученика Пантелеймона монастыря с южной стороны (литогр. у Траншеля). Посещение Богоматерью св. Афонской горы (там же). Св. Афонская гора с монастырями на ней, – две афонские ксилографии в разных видах. Монастырь Хилендарь. – Литография на меди, изданная старцем Афанасием, Стефаном Рожей, немешем и жителем Егарским, и Вретой Иовановичем в 1779 году. Тоже, – издан. в Москве, в 1757 г. Монастырь Ватопед. – Литогр., издан. в Вене в 1767 г. Русский скит Сарай 1849 г. Литогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010