Димитриев Прилуцкий монастырь Статья из т. 14 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Гос-подня мужской монастырь (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на лев. берегу р. Вологды. Название Прилуцкий получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно в период между 1378 и 1382 г. Впервые Д. м. упоминается в «Уставе Святыя горы» (кон. XIV в.) - послании архим. нижегородского Печерского мон-ря Досифея ученику прп. Димит-рия, настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце» священноиноку Па-хомию (Никольский. Мат-лы. С. 141-144). Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в 3-й четв. XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником иноком Пахомием остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа, постро-ил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Воло-годской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димит-рий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения но-вой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по про-звищу Выпряг - предоставили преподобному поле для основания обители. Соглас-но Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренеб-регли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, к-рое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находив-шийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре с помощью жителей Вологды и окрестных селе-ний была построена деревянная ц. в честь Происхождения Честных Древ Животво-рящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное доска-ми. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также б-ка. В 2 вер-стах от мон-ря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Главный иконостас храма (сохранившийся, как и фрески, до наших дней) Г. К. Лукомский описал так: «Иконостас этой верхней церкви барочный и притом очень чистых форм и богатейшего выполнения … Уже самый план его в виде изломанной прихотливой линии дает много выпуклости и рельефа этому образцу резного мастерства. Иконостас с прелестною легкою сенью. На створках Царских врат медальоны с живописью, обрамленною резьбой, из которой выглядывают головы амуров; под сенью – фигуры ангелов. Резьба иконостаса очень богатая, даже затейливая и драгоценная. Кроме крупной горельефной работы, даже гладкие плоскости дерева покрыты мелкою, плоскою прорезью прекрасного орнаментального рисунка. Но самый характер высокой резьбы также примечателен: с какой легкостью брошены все эти медальоны, как пышно и вместе с тем неназойливо усыпаны завитками, букетами роз рамы, овалы, с каким мастерством заполнены все эти квадраты, базы, капители. Но великолепие иконостаса дополняется еще тем, что даже самый тон позолоты иконостаса (позолота не обновлялась уже лет 70) полон прелестного, тусклого, как бы заглушенного блеска, полон совсем особой, бархатной звучности». Большую художественную ценность представляет и иконостас придела во имя преподобного Максима Исповедника, который в советское время был разобран и передан на хранение в Вологодский краеведческий музей. Перестройки, утраты, реставрационные работы К четверику храма пристроили непропорциональную основному кубу закрытую паперть с лестницей, в южной части которой в 1781 году на средства купца Максима Ивановича Рыбникова был освящен престол во имя преподобного Максима Исповедника. События и лица, связанные с объектом 6 марта 1930 года храм был закрыт. В советское время здание церкви, признанное памятником архитектуры, не подвергалось разрушениям и перестройкам, были сохранены иконостас и фресковая роспись. В 1999 году церкви Димитрия Прилуцкого и Успения возвращены епархии, церковная жизнь в них возрождалась в форме подворья Спасо-Прилуцкого монастыря. Новое освящение церкви состоялось 13 июля 2001 года, а в 2014 году восстановлена самостоятельность Димитровского прихода. Ныне при храмах преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке, Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке действует Архиерейское подворье храма преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке.

http://sobory.ru/article/?object=23202

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался протоиерей Кирилл Чернетский, клирик Московской городской епархии 07.11.2021 5 ноября 2021 года, на 92-м году жизни, после продолжительной болезни, усугубленной коронавирусной инфекцией, отошел ко Господу почетный настоятель храма преподобного Димитрия Прилуцкого при клиниках на Девичьем поле г. Москвы протоиерей Кирилл Чернетский , клирик Московской епархии . Отпевание почившего состоится 9 ноября в храме преподобного Димитрия Прилуцкого. Отец Кирилл будет погребен на Введенском кладбище г. Москвы. Кирилл Владимирович Чернетский родился в г. Москве 24 мая 1930 г. По окончании в 1954 г. медицинского института продолжил обучение в ординатуре. Работал врачом в 1-й поликлинике 4-го Управления при МЗ СССР. Продолжил обучение в аспирантуре. Работал врачом, заведующим отделением в различных медицинских учреждениях г. Москвы. В 1965 г. поступил в Московскую духовную семинарию, а по окончании обучения в 1968 г. — в Московскую духовную академию. С декабря 1967 г. нес послушание врача Московской Патриархии. В апреле 1969 г. рукоположен в сан диакона, 24 мая — в сан пресвитера. В июле 1969 г. назначен священником храма Воскресения Господня в Сокольниках г. Москвы. По благословению Священноначалия нес послушания в разных храмах Москвы и Подмосковья. 7 декабря 1990 г. назначен настоятелем переданного Церкви храма преподобного Димитрия Прилуцкого при клиниках на Девичьем поле г. Москвы. Была создана церковная община, возобновлены регулярные богослужения, велось восстановление здания храма, налаживался контакт с руководством Первого Московского государственного медицинского университета, на территории которого расположен храм. С ноября 2010 г. — почетный настоятель храма преподобного Димитрия Прилуцкого. За понесенные труды награжден многими богослужебно-иерархическими (последняя — право ношения креста с украшениями) и общецерковными наградами (орден благоверного князя Даниила III ст., орден благоверного князя Даниила II ст., орден преподобного Сергия Радонежского III ст., орден святителя Иннокентия Московского III ст., орден «Слава и Честь» III ст.). Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 07.11.2021 21:17:40

http://drevo-info.ru/news/27460.html

Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент шитой пелены " Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие " . 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент шитой пелены " Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие " . 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Почитание И., как свидетельствуют рассказы о чудесах по молитвам к святому в его Житии, началось сразу после его кончины. В «Слове воспоминателном о святых чудотворцех, в Росии восиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чюдесех их» старообрядческий писатель Семен Денисов (см. в ст. Денисовы ) характеризует основания почитания князя-схимника: «Игнатий Углецкий, незлобивый Христова Евангелия ученик, изгнание, темницы и узы от близокровных претерпевый, за многолетныя нужды многорадостное на небесех мздовоздаяние обрете» (ГИМ. Муз. 1510. «Поморский сборник». Л. 19 об., 1-я пол. XVIII в.). Точных данных о канонизации И. нет. В одной из редакций Угличского летописца содержится известие, по-видимому отражающее местное предание, что И. был прославлен на Соборе 1551 г. (см. в ст. «Стоглав» ) по представлению Ростовского архиеп. Никандра ( Голейзовский Н. К. Начало деятельности Кассиана Учемского по письменным источникам//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 22. Примеч. 13). Считать эту информацию достоверной нельзя. Служба И. датируется XVI в., наиболее ранний список - в сборнике служб кон. XVI в.: ГИМ. Увар. 681-4°. Л. 494-506 (нач.: «Ныне приспе днесь святаго ти успения»). Первые буквы тропарей канона образуют акростих: «Господи Боже, помилу(й) Илию». Можно предположить, что автором канона был книжник круга митр. св. Макария Илия. Тропарь (нач.: «В житии своем многи скорби претерпел еси») и кондак (нач.: «Изрядная отрасль благочестиваго корене, дивный благородия цвет») святому впервые опубликованы в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 244-244 об.). Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Икона. Нач. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Икона. Нач. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Едва ли не самым ранним свидетельством общерус. почитания И.

http://pravenc.ru/text/293415.html

В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас. Узнайте, откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся этот необычный «светский» иконостас с зеркалами в нашем материале: Куда пропали зеркала? 4. Успенский Трифонов монастырь Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне. В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас. Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол. Узнайте больше об этой обители и о других святынях Вятской земли: 8 святынь Вятской земли 5. Спасо-Прилуцкий монастырь В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков. Фото: spas-priluki.ru С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.

http://foma.ru/monastyri-russkogo-severa...

Святыни этой обители следующие. В храме преподобного Кирилла Белозерского под спудом почивают его мощи. На месте первого поселения преподобного поставлены каменные па латки, в которых сохранены копия первой деревянной кельи Кирилла и, по преданию, тот самый крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест. Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь Россия, Вологодская обл., с. Прилуки, в 5ти км к северу от города Вологды, на левом берегу реки Вологда. Время основания обители относят к 1371 году, когда в эти места пришел святой Димитрий. До этого он основал Никольский монастырь в городе Переславле-Залесском, однако, стремясь к уединенным подвигам, святой Димитрий решил подвизаться на суровом Севере. Дойдя до берегов реки Вологды, до того места, где река делает изгиб, то есть «луку», подвижник построил здесь церковь Спаса. При ней вскоре был образован монастырь, получивший наименование Спасо-Прилуцкий, а сам святой Димитрий стал известен как преподобный Димитрий Прилуцкий. Благодаря поддержке великих князей и духовному опыту настоятелей обитель быстро развивалась и процветала. В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив. В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Отошел ко Господу клирик Московской городской епархии протоиерей Кирилл Чернетский 7 ноября 2021 г. 14:36 5 ноября 2021 года, на 92-м году жизни, после продолжительной болезни, усугубленной коронавирусной инфекцией, отошел ко Господу почетный настоятель храма преподобного Димитрия Прилуцкого при клиниках на Девичьем поле г. Москвы протоиерей Кирилл Чернетский. Отпевание почившего состоится 9 ноября в храме преподобного Димитрия Прилуцкого. Отец Кирилл будет погребен на Введенском кладбище г. Москвы. Протоиерей Кирилл Владимирович Чернетский родился в Москве 24 мая 1930 г. По окончании в 1954 г. медицинского института продолжил обучение в ординатуре. Работал врачом в 1-й поликлинике 4-го Управления при МЗ СССР.  Продолжил обучение в аспирантуре. Работал врачом, заведующим отделением в различных медицинских учреждениях г. Москвы. В 1965 г. поступил в Московскую духовную семинарию , а по окончании обучения в 1968 г. — в Московскую духовную академию. С декабря 1967 г. нес послушание врача Московской Патриархии. 9 апреля 1969 г. рукоположен в сан диакона, 24 мая — в сан пресвитера. В июле 1969 г. назначен клириком храма Воскресения Господня в Сокольниках г. Москвы. По благословению Священноначалия нес послушания в разных храмах Москвы и Подмосковья. 7 декабря 1990 г. назначен настоятелем переданного Церкви храма преподобного Димитрия Прилуцкого при клиниках на Девичьем поле г. Москвы. Была создана церковная община, возобновлены регулярные богослужения, велось восстановление здания храма, налаживался контакт с руководством Первого Московского государственного медицинского университета, на территории которого расположен храм. С ноября 2010 г. — почетный настоятель храма преподобного Димитрия Прилуцкого. За понесенные труды награжден многими богослужебно-иерархическими (последняя — право ношения креста с украшениями) и общецерковными наградами (орден благоверного князя Даниила II-III степеней, орден преподобного Сергия Радонежского III ст., орден святителя Иннокентия Московского III ст., орден Славы и чести III ст.). Московская городская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Спасо-Прилуцкий монастырь С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь. 1 Откуда название? Слово «Прилуцкий» связано с особенностями места, где расположен монастырь. В двух километрах северо-восточнее Вологды одноименная река делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». Преподобный Димитрий, придя в северные края из Переславля-Залесского в 1335 году, вначале поселился на дальней окраине Вологды. Потом стал искать место для монастыря, направился на север и остановился на левом берегу реки Вологды. Осматривая окрестности, он просил Господа и Богородицу указать ему место, где душа обрела бы покой. Вот тогда ему и явилась красивая речная излучина с колосившейся хлебной нивой (сейчас эти места входят в черту города). Поле принадлежало местным жителям Исидору Выпрягу и его другу и соседу Илие Ракову. Узнав о желании монаха создать здесь обитель, они не только добровольно отдали Димитрию столько земли, сколько потребовалось на устроение монастыря, но даже сами вытоптали на поле еще не созревший хлеб. Димитрии и Пахомии приходят в Вологду и получают землю для монастыря от Ильи и Исидора Димитрий, ученик и друг преподобного Сергия Радонежского, поставил на тех полях Киликиевский крест — деревянный, восьмиконечный, украшенный медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). На месте креста потом встал деревянный, а позже и каменный Спасский собор. 2 Почему преподобный Димитрий прятал лицо?

http://sever.foma.ru/spaso-priluckij-mon...

Фоминское. Церковь Димитрия Прилуцкого. Димитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого в Фоминском упоминается в 1551 г., когда село по залогу перешло от наследников Г.Н. Лихарева к Спасо-Геннадиеву монастырю, во владении которого оно оставалось до 1764 г. В первой половине XVII в. взамен прежнего клетского был возведен шатровый храм с такой же “об шти стенах” колокольней, освященный во имя св. вмч. Димитрия Солунского. В 1712 г. рядом с ней построили деревянную церковь в честь Преображения Господня. В начале 40-х гг. XIX в. взамен деревянного шатрового был возведен каменный одноглавый храм с трехярусной колокольней, освященный в 1842 г. В нем имелось два престола: 1) в холодном четверике – во имя прп. Димитрия Прилуцкого, 2) в теплой трапезной – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. После строительства Димитриевского храма в Преображенской церкви перестали совершаться богослужения, но она сохранялась причтом и общиной еще свыше ста лет, вплоть до 60-х гг. XX в. являя собой редкий в Костромском уезде-районе пример состоящего из каменного и деревянного храмов ансамбля. Богослужения в Димитровском храме прервались в 1941 г., когда его настоятель, священник Геннадий Закедский, был мобилизован на трудовой фронт. Настоятель вернулся в Фоминское в конце 1944 г., но только в марте 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения. Храм продействовал недолго: в феврале 1949 г. под нажимом властей о. Геннадия перевели в другой приход и 20 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о его закрытии, как бездействующего. В 50-е гг. община неоднократно, но тщетно, принимала все меры для возвращения своего храма, в защиту которого выступали даже правления местных колхозов “Большевик” и им. Сталина. В 1968 г. из Фоминского в Кострому, в Музей деревянного зодчества, был перевезен деревянный Преображенский храм. Димитровский храм возвращен верующим в 1990 г. и восстановлен при большой помощи возглавляемого Героем Социалистического труда Л.М. Малковым колхоза им. 50-летия СССР.

http://sobory.ru/article/?object=24111

Инвалидов, урочище. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка , Николая Чудотворца , Георгия Победоносца Год постройки:1729. Адрес: Архангельская область, Коношский район, ур. Инвалидов (несколько км на юг от д. Даниловская Коношского м/о) Координаты: 60.863768, 40.658818 Проезд:С трассы Коноша-Вельск в д. Норинская сразу за домом, где жил Бродский (по ходу движения из Коноши) поворот направо. Далее по грунтовке до и через Данилово до ур. Инвалидов. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Современное местоположение: ур. Дом инвалидов юго-восточнее д. Даниловская, Коношский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. В окладной книге 1638 года упоминалась церковь Илии Пророка на Глубоком, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде. Ильинская Глубоковская церковь, 1829 г., каменная. Престолы пророка Илии, свт. Николая Мирликийского, великомученика Георгия Победоносца. 3 июля 1869 г. в Ильинском приходе от удара молнии сгорела деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Антиминс, напрестольный крест, Евангелие, одежду с престола, церковную утварь и местные иконы успели вынести. Иконы в 3 верхних ярусах сгорели. Убыток составил до 860 руб. Ильинская Глубоковская приходская церковь В переписных книгах имущества, казны и вотчин Спасо-Прилуцкого монастыря за 1688 год имеется запись о приходской Ильинской церкви «Того же Глубоковского ключа в другом приходе церковь святого Илии пророка теплая… Другой храм преподобного Димитрий чудотворца шатровый…». В клировых ведомостях Ильинской церкви 1850 года указаны приходская Ильинская деревянная церковь, при ней вторая деревянная церковь в отдельном здании – Димитриевская. Деревянная церковь Димитрия Прилуцкого сгорела от молнии в июле 1869 года. Ильинскую деревянную церковь заменили каменной в 1829 году. В этом году освящены престолы в тёплой церкви: святителя Николая Чудотворца – справа, великомученика Георгия Победоносца - слева. В 1842 году в холодной церкви освящен главный престол Илии пророка.

http://sobory.ru/article/?object=15933

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010