Вопрос: Поминовение усопших – родительские субботы (Вселенская, 2-3-4 седмиц св.Четыредесятницы, Троицкая, Дмитриевская). Почему именно по субботним дням? Каковы исторические корни этой традиции? Ведь она не имеет одновременного установления? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни. Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

http://pravoslavie.ru/6868.html

Символическое изображение Христа как агнца      Время жатвы, начинавшееся с Пасхи, длилось до Пятидесятницы. Это была общая радость и веселье, которые проявлялись в добрых пожеланиях и благословениях. Священный писатель книги Руфь свидетельствует: И вот, Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь! (Руфь 2,4). Пятидесятница (праздник седмиц)      Спустя семь недель после Пасхи у евреев был другой великий праздник — праздник седмиц. Отсчет велся от второго дня Пасхи. Семь седмиц отсчитай... с того времени, как появится серп на жатве; тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему (Втор 16, 9–10). По числу пятидесяти дней, разделявших эти два священных события, праздник седмиц назывался Пятидесятницей (см.: Деян 2, 1). Пятидесятый день по Пасхе был ознаменован для евреев принятием Синайского законодательства и торжественным заключением союза Бога с Его народом. Так как жатва, начатая после Пасхи, к этому времени заканчивалась, то в Пятидесятницу евреи праздновали и окончание полевых работ, называя этот день также праздником жатвы. Наблюдай, — говорит Господь, — и праздник жатвы первых плодов труда твоего (Исх 23, 16). Собираясь на праздник Пятидесятницы в Иерусалим, в дом Божий, евреи приносили с собой по два квасных хлеба, испеченных из муки первых плодов. Вместе с хлебами приносили в жертву: семь агнцев непорочных, однолетних, одного тельца и двух овнов непорочных, во всесожжение Господу, одного козла в жертву за грех и двух агнцев однолетних в общественную жертву благодарения. Вспоминая в пятидесятый день по Пасхе дарование закона на горе Синай, которая была покрыта деревьями и зеленью, и благодаря Господа за плоды, евреи украшали в день Пятидесятницы храм и дома ветвями деревьев и зеленью. Этот благочестивый обычай перешел и в христианскую Церковь: в праздник Святой Троицы храмы украшаются ветвями березы, а пол устилается скошенной травой. День иудейской Пятидесятницы был нарочито свят. Евреям Господь предписывал в этот день: созывайте [народ] в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши (Лев 23, 21). Весь народ должен был праздновать этот день как субботу.

http://pravoslavie.ru/104164.html

И, наконец, на сороковой день Иисус явился Своим ученикам в Иерусалиме, и вместе с Ним они пошли на гору Елеонскую. И они спрашивали Его: «В сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? » ( Деян.1:6 ). Опять они думали о Нем по-человечески, вернее по-еврейски, материально, по земному. Но Иисус ответил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. И будете проповедовать покаяние, начиная от Иерусалима, и прощение грехов » ( Деян.1:7-8 ). Не просто покаяние, как делал Иоанн, но, что еще более важно, – прощение грехов. Вот хорошо сказано, что многие сейчас понимают роль покаяния, но не многие догадываются о пользе прощения грехов. А ведь, действительно, величайшая вещь – прощение грехов. Если человек покается, но грехи не прощены, это слишком мало. Так вот, после того Он поднялся перед ними на воздух и вознесся на Небеса. И сияющее облако Святаго Духа приняло Его. Иисус прошел сквозь все небеса, Он прошел небо, вышел за пределы космоса, Он прошел выше всех ангельских миров, и теперь Он Телом Своим восседает одесную, то есть по правую сторону, Бога. В каком смысле? Он не только как Бог, но и как Человек теперь управляет миром. И Тело, такое же, как у нас, восседает на троне Божества, представляете! Действительно, тайна тайн, величайшее удивление. Так и в Символе Веры мы говорим: «Седящий одесную Отца », – действительно, удивительное событие. Когда апостолы стояли и смотрели на небо, им явились два юноши, Ангелы, которые сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо » ( Деян.1:11 ). И, таким образом, мы ожидаем, что Господь снова вернется на землю так же, как Он вознесся на Небеса. Но что произошло через десять дней после Вознесения, в день Пятидесятницы?Святой Дух сошел. – Дух Святой, третье Лицо Святой Троицы, Бог, сошел на апостолов в виде огненных языков, и обновил их, и создал на земле Царство Божие. Дар Святаго Духа, Он до сих пор живет в Церкви, и Он возрождает всех людей, входящих в нее. Дух Святой создал Церковь, и Церковь исполняет повеления Господа о проповеди Евангелия во всех пределах земли.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

     Господь Иисус Христос перед Своим Вознесением наказал апостолам: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24: 49). И еще задолго до этого Он говорил им: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 15–17). Это обетование вполне исполнилось в День Пятидесятницы, когда Дух Святой преисполнил апостолов благодати и силы. И мы в этот день тоже с надеждой молимся, ожидая и к нам милости Божией, ожидая, что Дух Святой и нас исполнит благодати. Об этом – и молитва «Царю Небесный». Об этом и многие другие молитвы этого дня. В частности, на Великой ектенье в начале вечерни добавляются особые прошения: «О предстоящих людях и ожидающих благодати Святаго Духа», «О еже укрепитися нам к совершению богоугодне», «О еже ниспослатися богатым милостем Его на ны» и прочие. Мы любовно вслед за Спасителем называем Святого Духа Утешителем. Какое это имя! Утешитель. Кого же Он утешает в день Святой Троицы, да и во все остальные дни? И как нам удостоиться этого утешения? Очевидно, что утешение необходимо лишь тем, кто в чем-то испытывает тяготу и недостаток. Кто нуждается в утешении, мы можем легко понять из контекста Святого Евангелия. Например, в Нагорной проповеди Господь Иисус называет «блаженными» плачущих, алчущих, гонимых и обижаемых. И обещает им, что они получат воздаяние на Небесах за свои скорби на земле (см.: Мф. 5: 3–12). И в то же время Он предупреждает других: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6: 25). Еще выразительнее эта тема затронута в притче о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16: 19–31). Когда богач после роскошной жизни на земле оказался в адских муках, он возопил Аврааму, прося его послать Лазаря прохладить водой его разгоряченные уста. На это Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».

http://pravoslavie.ru/139999.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О благодатном действии Духа Святого 05.06.2015 Рубрика: Двунадесятые праздники Метки: Духов день Слово в День Святого Духа В день Вознесения Господь заповедал апостолам «не отлучаться от Иерусалима» и ждать исполнения обетования Отча — облечения «силою свыше». Через десять дней, в день Пятидесятницы, через пятьдесят дней после Воскресения, исполняется это обетование зримым, потрясающим образом. Когда апостолы «были единодушно вместе», «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1—4). «Он крестит вас Духом Святым и огнем», — говорил о Христе святой Иоанн Предтеча. Позднее, когда апостол Павел прибудет в Ефес, он встретит там учеников Христовых и спросит их: «Приняли ли вы Духа Святого?» — «А мы и не слыхали о Нем», — ответят они. Мы не можем сказать, что не знаем о существовании Духа Святого. Но сколь многие из христиан знают Его только по имени! Дух Святой — третье Лицо Пресвятой Троицы, от Отца исходящий и посланный нам Сыном после завершения Им дела нашего спасения, равный Отцу и Сыну во всем. Дух Святой — Утешитель, Который приходит вместо Христа к верным. «Я умолю Отца, и Он пошлет вам другого Утешителя, Который пребудет с вами всегда», — говорит Христос накануне Своей Крестной смерти. Дух Святой — наш Ходатай пред Отцом Небесным. Он приходит к нам на помощь. «Ибо не знаем, о чем помолимся, но Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Он — «Дух истины, Который наставляет нас на всякую истину» и напоминает все, что Христос говорил нам. Он просвещает нас и дает нам не только познание Христа, понимание всех Его слов и дел, но также силу жить согласно Евангелию, потому что Он — Дух силы. Он освящает нас, делает нас чадами Божиими и потому — наследниками Царства Божия.

http://moral.ru/saint_spirit/

Русский перевод: Христе Боже наш! Ты вознесся во славе, наполнив радостью сердца Своих учеников обещанием послать им Святого Духа, в чем Ты и заверил их Своим благословением, ибо Ты – Сын Божий, Искупитель мира. Кондак праздника: Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Русский перевод: Совершив дело нашего спасения и нас, земных, соединив с Небесными, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, в то же время не оставляя земли, но пребывая неразлучным с ней и возгласив любящим Тебя: Я с вами, и поэтому вам никто не страшен. Пятидесятница, праздник Святой Троицы Празднуется в воскресенье, через семь недель (на 50-й день) после Пасхи Прошло почти два месяца с того дня, как распяли Христа. В то время в Иерусалим съехалось множество народа, и не только со всего Израиля, но и из Персии, Мидии, Египта, Месопотамии, Ливии, Крита, Рима... Со всего света благочестивые иудеи собирались в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, который ветхозаветная Церковь праздновала еще со времен пророка Моисея. Торжество это было установлено в память о великом событии: на горе Синай Бог дал Моисею Десять заповедей. Произошло это на пятидесятый день после того, как евреи бежали из Египта. Поэтому праздник и был назван Пятидесятницей. В день праздника, когда весь народ шел в храм, ученики собрались в том самом доме в Сионе, где проходила Тайная вечеря. Внезапно послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра... И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них ( Деян. 2, 2–3 ). Так святой евангелист Лука описывает сошествие Святого Духа. И тут же произошло второе, не менее удивительное чудо: апостолы заговорили на иностранных языках. На шум стали сходиться люди, и каково же было их изумление, когда они услышали, что апостолы свободно говорят с каждым приезжим на их родном языке, проповедуя Слово Божие. Некоторые удивлялись, а некоторые решили, что это просто пьяная болтовня. Тогда апостол Петр возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня ( Деян. 2, 14–15 ) 68 . После этого он произнес пламенную речь о Христе, о Его смерти, Воскресении и Вознесении на небо. Это была первая проповедь апостола Петра, и столь велика была ее сила, что в тот день крестилось около трех тысяч людей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Святым Духом обожение всем... 3 Аще кому Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе» 4 . Историческое событие сошествия Святого Духа на Апостолов, а чрез них и на всю Церковь , и воспоминается в церковных песнопениях праздника Пятидесятницы. Но наряду с этим в них излагается догматическое учение о Лице Святого Духа и о всей Безначальной Троице, а также указуются великие благодатные дары, коими Царь, Дух Святой, созидает и содержит и освящает Свое царство, Церковь . Сошествие Святого Духа на Апостолов (Санаксарий в понедельник Святого Духа) В сей день Пятидесятницы мы празднуем Ему, Всесвятому и Животворящему и Всесильному Духу, Единому от Троицы Богу, единочестному и единосущному и единоспавному со Отцем и Сыном. В день Пятидесятницы Он существенно сошел на святых Апостолов, в виде огненных языков, севши на каждого из них в горнице, в которой они пребывали. Для оказания чести Всесвятому Духу святые отцы, все прекрасно учинившие, установили праздновать Ему и в самый день Пятидесятницы и отдельно в понедельник Пятидесятницы. Спаситель – Христос, пред Своими страданиями, обещал пришествие Утешителя, говоря: лучше для вас, чтоб Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ( Ин.16:7 ). И еще: Когда приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). И еще: Я умолю Отца, и даст вам иного Утешителя, Духа Истины, Который от Отца исходит ( Ин.14:16–17, 15:26 ). И после Своих страданий, восходя на небо, Он сказал: оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот, обещав все сие, посылает Его. Когда наступил день Пятидесятницы, в третий час дня, все они пребывали вместе, в горнице. Вдруг сделался шум с неба, как бы пронесшийся чрез всю вселенную. И в виде огненных языков явился Дух Святой и почил на каждом из них: на каждом из двенадцати, и на каждом из семидесяти. И начали они говорить странными языками, т. е. каждый из Апостолов говорил на языках всех народностей. И не так, чтобы Апостол говорил на своем языке, а иноплеменник слышал свой, но – так, что Апостол слышал и говорил на языке каждой народности. Поэтому-то собравшимся людям они и показались опьяневшими. Ибо каждый из слышавших не знал, как Апостол беседовал поочередно со всеми: и принимали его за опьяневшего. Иные же удивляясь говорили: «Что бы это значило?» А здесь были собраны люди отовсюду, из разных народностей земли: Парфяне и Мидяне, и Еламиты и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, и пришедшие из Рима и прозелиты ( Деян.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

И образ здесь другой, чем в 37-м стихе. Там о Духе Божием говорится как о воде из источника, утоляющей жажду человека, а здесь Дух Святой сравнивается с каналами и ручьями, которые в безводное время орошают то или другое поле или целую страну, охраняя растительность от погибели. Это сравнение ставит верующего во Христа на один уровень с Христом как источником воды живой. Но все-таки не сам человек, не сердце или уста его, а его чрево ( κοιλα) названо источным местом, откуда устремятся струи живой воды по засохшей земле. Это выражение — чрево — по отношению к человеку означает тело человека, главным образом, со стороны его назначения как органа питания и размножения (Втор 28:4, 11 согласно переводу Семидесяти; Суд 16:17; Иов 1:21; ср. Лк 1:15; Ин 3:4). Следовательно, не в будущей, а в этой земной жизни верующие во Христа сделаются для многих других людей источником освящающим и оживляющим. Таковыми явились, например, апостолы, напоившие водами своих учений всю вселенную, «всея вселенные питатели», как поет о них Православная Церковь (стихира на день апостолов Петра и Павла). «Как сказано в Писании». В Священном Писании такого изречения не имеется, но есть нечто напоминающее его. Именно в книге Исаии говорится:  «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают»  (Ис 58:11; ср. Зах 14:8). То, что пророки говорили о значении израильского народа, которое он, сам будучи просвещен Богом, будет иметь для языческих народов, теперь Господь прилагает к верующим в Него. Конечно, это должно было исполниться на верующих тогда, когда на них сойдет Дух Святой, посланный в мир по заслугам Христа (Ин 16:13–14). Ин 7:39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Так как читатели 4-го Евангелия мало были знакомы с обычаями праздника Кущей и с их таинственным знаменованием, а равно и с обетованиями Христа о ниспослании Святого Духа, которые находятся только у Иоанна, то евангелист считает теперь нужным заметить, что в этом случае Христос говорил о Святом Духе, Которого должны были получить верующие во Христа и Которого до прославления Христа на верующих не было.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Когда Адам и Ева согрешили в раю, то, изгоняя их из рая, Господь обещал им, что будет время, когда родится Спаситель. Он избавит людей от диавола, от греха и от всех бед, которые произошли от греха. Для того, чтобы первым людям и их потомкам что нибудь напоминало о Спасителе, Бог научил людей приносить жертвы: когда приносилось в жертву животное, то оно закалывалось и проливалась кровь его; это указывало на то, что Спаситель также прольет Свою кровь. Конечно, за наши грехи мы должны были бы пострадать сами; но Господь Иисус Христос по Своему милосердию и любви к людям Сам пострадал, чтобы избавить людей от наказаний. Между тем, мы с малых лет опять грешим. К кому же нам обратиться с просьбой о помиловании, как не к Господу нашему Иисусу Христу? Все мы много согрешаем, и потому как можно чаще должны обращаться к Нему с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Таким образом, в этой молитве, которая называется молитвою Иисусовой, мы молимся Господу Иисусу Христу о том, чтобы Он помиловал нас и не наказал нас за грехи наши. Молитва Святому Духу 35 После Тайной вечери Иисус Христос сказал Своим ученикам, что Он скоро должен будет с ними разлучиться. Когда апостолы стали горевать об этом, то Иисус Христос обещал им утешение в этой разлуке; Он говорил: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины. Этот Утешитель – Дух Святый, Который от Отца исходит. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Таким образом, здесь Иисус Христос Утешителем называл Третье Лицо Пресвятой Троицы , Бога Духа Святого. Это обещание Спасителя исполнилось в 50-ый день после воскресения Христова. Апостолы находились в Иерусалиме в одном доме и проводили время в молитве. Поутру в этот день вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. Над головой каждого из них явились как бы огненные языки; это Дух Святой сошел на апостолов. Когда Дух Святой сошел на апостолов, они начали говорить на разных языках, которых прежде не знали. На разных языках апостолы говорили об Иисусе Христе иудеям, пришедшим из разных стран в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Такое знание разных языков дал апостолам Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

«И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:2-4 ). Перевод с беззвучного языка, общего для ангелов и человеческих душ, на звучащий национальный язык осуществился при сотворении человека так же, как язык иудеев, на котором говорили апостолы, собравшиеся в день Пятидесятницы в Иерусалиме, был переведён на другие земные языки действием Третьего Лица Единого Бога. Это совершенно естественно — Евангелие лишь подтверждает то, чего следовало ожидать. Как мы знаем, во внутренней жизни Троицы Святой Дух является связующим звеном между Отцом и Сыном, а во внешнем её проявлении — связующим звеном между облечённым в Сыновнее Слово Замыслом Отца и воплощением этого Замысла, т.е. тварным миром. Помните, как объяснял функцию Святого Духа священник своим прихожанам: Он кладёт кирпичи, переводит идею мира с языка «чертежей» на язык «стройматериалов». В пятый день творения Святой Дух начал переводить геномы одушевлённых существ на язык азотистых оснований ДНК, а в шестой день — переводить дарованный только человеческой душе язык мыслей на акустический язык звучащих слов. А что говорит об этом наука? Как в вопросе о происхождении видов сторонникам материалистической теории, название кото­рой мы уговорились не произносить, всё труднее отстаивать свои позиции, абсурдность которых становится всё более очевидной, так и в вопросе о происхождении языка учёные всё чаще прислушиваются к здравому смыслу и дистанцируются от того детского лепета, который представляют собой теории постепенного формирования языка из звукоподражания или жестов. Эти высосанные из пальца кабинетные построения нелепы уже потому, что их авторы совершенно не понимают, что такое человеческий язык: они думают, что это лексика и средство коммуникации, а он есть синтаксис и средство мышления.

http://azbyka.ru/fiction/vsmotris-i-uvid...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010