Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь (по-славянски: Ты не веси ныне. – Схиигум. А.), а уразумеешь после ( Ин. 13, 7 ). Когда же апостол Петр смог уразуметь эти слова? Наверное, когда Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых и тем доказал, что Он есть истинный Сын Божий, истинный Бог, и когда в день Пятидесятницы, или, как мы называем его по церковной традиции, в День Святой Троицы, на апостолов сошел Дух Святой. Иначе говоря, только тогда, когда ученики познали тайну Пресвятой Троицы, Петр до конца понял, чтó произошло и Кто умыл ему ноги. Он понял, сколь велико было смирение Сына Божия: Он, будучи Богом, не только воспринял на Себя естество сотворенного Им существа, человека, но и перед самими этими людьми – грешными людьми! – смирился настолько, что умывал их ноги. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною ( Ин. 13, 8 ). Апостол Петр, как человек горячий и простой, сразу высказал мысль, которая была у него в душе: он находил невозможным то, чтобы Иисус умывал ему ноги, и, поскольку Петр справедливо считал, что его чувство благоговения и любви к Иисусу истинно и правильно, осмелился Ему возражать. Но Спаситель, желая научить Петра смирению и заставить его послушаться, устрашил его тем, что если он не подчинится, то не будет иметь награды, то есть общения с Господом Иисусом Христом в будущей жизни. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову ( Ин. 13, 8–9 ). После такого ответа апостол Петр, конечно же, смирился и позволил Иисусу сделать эту, как ему казалось, небывалую, невозможную вещь – умыть его ноги. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? ( Ин. 13, 10–12 ). Теперь Спаситель объясняет, для чего Он умыл ноги Своим ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Спаситель, судя по повествованию, уже омыл ноги некоторым ученикам, может быть и Иуде Искариотскому, и только потом подошел к Петру, ведь если бы Он сразу начал с омывания ног Петра, то не было бы в тексте слова " подходит " . И тот говорит Ему: " Господи! Тебе ли умывать мои ноги? " (Ин.13:6). Конечно, апостол Петр сказал так от любви и необыкновенного благоговения, которое испытывал к Иисусу. Но в данный момент это благоговение было совершенно неуместно. В данный момент нужно было внимать уроку смирения, потому что принимающий служение тоже показывает некоторое смирение перед тем, кто ему служит, хотя не столь великое, как смирение служения. Иисус сказал ему в ответ: " что Я делаю, теперь ты не знаешь (по-славянски: ты не веси ныне - о. А.), а уразумеешь после " (Ин.13:7). Когда же после смог уразуметь апостол Петр эти слова? Наверное, когда Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых и тем доказал, что Он есть истинный Сын Божий, истинный Бог; когда Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы или, как мы называем по церковной традиции, в день Святой Троицы. Иначе говоря, когда ученики познали тайну Пресвятой Троицы, только тогда Петр до конца понял, что произошло: Кто умыл ему ноги и сколь велико было смирение Сына Божьего, смирившегося не только тем, что Он, Бог, воспринял на Себя естество сотворенного Им существа, человека, но и тем, что перед самими этими грешными людьми умалился до такой степени, что умывал их ноги. Иисус сказал ему в ответ: " что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после " . Петр говорит Ему: " не умоешь ног моих вовек " . Иисус отвечал ему: " если не умою тебя, не имеешь части со Мною " (Ин.13:7-8). Апостол Петр, как человек горячий и простой, сразу высказал мысль, которая была у него в душе: он считал намерение Учителя невозможным и, поскольку полагал (и справедливо), что его чувство благоговения и любви к Господу истинно и правильно, осмелился возражать: не умоешь ног моих вовек. Но Спаситель, желая научить Петра смирению, желая заставить его послушаться, ответил ему на его же языке, устрашив его тем, что если он не подчинится, то не будет иметь части с Ним, не будет иметь награды, общения с Господом Иисусом Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Исповедуя в Символе веры, что Церковь есть единая и святая, мы утверждаем, что единство Церкви совершается не силой человеческой, а Божественной любовью, даруемой нам. Это означает также, что Церковь не есть только человеческое общество или союз, а единство бого-человеческое, т.е. союз людей с Богом и между собою. Святость есть близость ко Христу и приобщение к Его святости, но Господь находится там, " где двое или трое собраны во имя Его " (Мф.18:20); следовательно, и святость там, где несколько людей собраны во имя Христово. И действительно, Христос основал Церковь и есть краеугольный камень ее; тем не менее Церковь началась в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на общину людей, уверовавших во Христа. Господь Иисус Христос собирает нас в Церковь, потому что Он для того и пришел, чтобы собрать всех воедино, а Святой Дух объединяет, потому что Он есть Божественная всеобъемлющая любовь. Об этом единстве Господь молился: " Да будут все едино, как Ты, Отче, но Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут совершены во едино " (Ин.17:21,23). Говоря о единстве Церкви во Христе, апостол Павел называет ее Телом Христовым, а Господа - ее Главой. То же самое выражается, когда Церковь именуется Невестой Христовой. В Церкви верующие усыновляются Богу-Отцу и таким образом причащаются жизни всей Пресвятой Троицы. В Церкви отражается образ Троичной любви, и она есть Царство Пресвятой Троицы, т.е. Царство любви. Без любви нет и Церкви. " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " , говорит Сам Господь (Ин.13:35). Церковь есть живой организм, и каждый член Церкви, как клетка в организме, может жить только по законам этого организма, т.е. по закону любви. 6. Признаки единства Церкви Единство Церкви выявляется и в то же время созидается через единство веры (Предание Церкви), через единство таинств и молитвы, через единство церковной иерархии и церковного устройства. Апостол Павел пишет: " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас " (Еф.4:4-6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Их жертвенный дух уподобляет их Христу и делает некоторой противоположностью миру, погрязшему в зависти и эгоизме. Лаодикийский хлад подводит нас к 11-му мытарству, и мы вместе с блаженной Феодорой созерцаем его. Но прежде всего обратим внимание на то, что о зависти говорят святые Отцы: Святитель Василий Великий учил: « Зависть – это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу » 116 . Здесь немного непонятно, почему зависть к другому человеку (едва ли кто-то может испытать зависть к Богу) называется: « порча жизни », « поругание природы » и « противление Богу »? Прежде всего надо вспомнить о природе первозданного человека, что « Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его » ( Быт. 5, 1 ); « И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему » ( Быт. 2, 18 ). Человек сотворен общественным существом, то есть для семейной соборности – как первой ячейки соборности Церковной. Апостол Павел называл семью домашней церковью, в его обычае было приветствовать некоторых семейных христиан словами: « сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви ». – Так он (Павел) направлял приветствие женщине « Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу » ( Флм. 1, 2 ), ее мужу. Мир и был создан Триединым Богом, чтобы ввести род человеческий в союз любви Лиц Святой Троицы. Христос призывает разобщенное человечество к божественному единству словами: « да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино » ( Ин. 17, 21 ). Единство любви Троицы – это единство Отца и Сына в Духе Святом, ибо сказано: « потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам » ( Рим. 5, 5 ). То есть в тот же союз любви в Духе Святом вошло в день святой Пятидесятницы и человечество, до грехопадения в лице наших прародителей естественно пребывавшее в нем, божественном единстве. Поэтому зависть и есть вызов и поругание человеческой природы, « вражда против того, что дано нам от Бога » и « противление Богу ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кроме этих, приведенных, имеется еще множество доказательств древнего христианского исповедания Св. Троицы. 36. Как говорить о св. Троице Священное Писание Ветхого Завета? Двенадцать свидетельств о Троице в книгах Ветхого Завета становятся ясными в свете христианских знаний. В книгах св. пр. Моисея несколько выражений Господа Бога о Самом Себе показывают, что не от одного лица они произносятся, напр.: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быm. I, 26 ). То-же Быm. III, 22; XI, 6–7 . В описании посещения Авраама Богом в лице трех Ангелов троическое единство выступает яснее: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоять против него. Увидев, он побежал на встречу им ... и поклонился до земли, и сказал: Владыко! если я обрел благоволите пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши» ( Быm. XVIII, 2–4 ). Триединый Бог тайну Своего бытия не осветил ветхозаветным людям, которые были рабами закона, но сберег это откровение для Его детей в любви, в Новом Завете. 37. Что открывает нам Священное Писание о взаимодействии Лиц Святой Троицы? Пророческое восклицание ветхозаветного псалма говорит, что Сын Божий рожден прежде денницы, т. е. прежде замысла творения мира Он пребывал в лоне Отчем (Пс. CIX, 3, по переводу 70-ти). Евангелие приводит слова Спасителя о Его славе, которую Он имел у Отца до бытия мира ( Uoah. XVII, 5, 10 ). Обещает также Христос, что пошлет Святой Дух на учеников, исходящий всегда от Отца ( Uoah. XV, 26 ). Здесь как рождение, так и исхождение выражают для нас таинственныя, превечныя, вне времени, внутренния отношения в жизни Божества, показывающия вечное бытие 2-й и 3-й Ипостасей из Существа Божия. С другой стороны, слово Евангелия о том: что дева Мария родила Сына сошествием на нее Святого Духа ( Мф. 1, 20 ; Лук. 1, 35 ); что Дух Святый сошел на Иисуса Христа при Его крещении ( Mф. III, 16 ); что Спаситель обещал ( Uoah. XV, 26 ), и послал в день Пятидесятницы на апостолов от Отца – Духа Святого ( Дeяh. II, 3 ); – все это выражает взаимодействия Ипостасей в границах времени, в указанные исторические моменты, и показывает в этих знамениях различныя деяния Промысла Триединого Бога над сотворенным Им миром.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святость есть близость ко Христу и приобщение к Его святости, но Господь находится там, “где двое или трое собраны во имя Его” ( Мф. 18,20 ); следовательно, и святость там, где несколько людей собраны во имя Христово. И действительно, Христос основал Церковь и есть краеугольный камень ее; тем не менее, Церковь началась в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на общину людей, уверовавших во Христа. Господь Иисус Христос собирает нас в Церковь , потому что Он для того и пришел, чтобы собрать всех воедино, а Святой Дух объединяет, потому что Он есть Божественная всеобъемлющая любовь. Об этом единстве Господь молился: “да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут совершены во едино” ( Иоан. 17, 21 и 23). Говоря о единстве Церкви во Христе, Апостол Павел называет ее Телом Христовым, а Господа – ее Главой. То же самое выражается, когда Церковь именуется Невестой Христовой. В Церкви верующие усыновляются Богу Отцу и, таким образом, причащаются жизни всей Пресвятой Троицы. В Церкви отражается образ Троичной любви и она есть Царство Пресвятой Троицы, т.е. Царство любви. Без любви нет и Церкви. “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”, говорит Сам Господь ( Иоан. 13,35 ). Церковь есть живой организм и каждый член Церкви, как клетка в организме, может жить только по законам этого организма, т.е. по законам любви. 6. Признаки единства Церкви Единство Церкви выявляется и в то же время созидается через единство веры (Предания Церкви), через единство таинств и молитвы, через единство церковной иерархии и церковного устройства. Апостол Павел пишет: “Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех. Который над всеми, и через всех, и во всех нас” ( Еф. 4,4–6 ). 7. Кафоличность, или соборность Церкви “Верую... во едину, святую, соборную... Церковь ”. Кафолон по-гречески означает “то, что есть общее”, “то, что вместе”. В славянском тексте слово “кафолическая” переведено словом “соборная”. Кафоличность, или соборность Церкви вытекает из ее единства и святости. Православная Церковь хранит полноту христианской веры и свидетельствует о ней по всему миру, что и есть признак истинной вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Седмица 1-я по Пятидесятнице День Святой Троицы. Пятидесятница. О единстве Церкви Ин.7:37–52, 8, 12 Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. «При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:1 ?4). Апостолы получили не только дар языков, но и другие обещанные дары: «Именем Моим будут изгонять бесов», «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17 ?18). Подобные дары и раньше давались людям. Вчера, например, на вечернем богослужении мы слышали, как Бог послал Духа Своего на 70 избранных Моисеем мужей. А когда Дух Божий почил на Елисее, он смог и разделить иорданские воды, и от проказы очистить, и даже мертвого воскресить. И сами Апостолы еще до Пятидесятницы и бесов изгоняли, и огонь могли сводить с неба, и другие чудеса творить. Но в Пятидесятницу совершилось великое и небывалое. В этот день Дух Святой сошел не для того, чтобы совершить какое-либо дело Промысла Божия. Вчера на утрени мы слышали слова, которые Господь еще никогда и никому не говорил: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). А сегодня Он обращается ко всем тем, к кому послал своих Апостолов: «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:37–39 ). На израильских старейшин Святой Дух излился, чтобы дать народу мудрых судей. На пророка Иону Он сошел, чтобы отвратить от греха жителей города Ниневии. А в Пятидесятницу Святой Дух излился, дабы положить на земле начало Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Поэтому Он излился только на учеников Христовых, на тех, кто единодушно пребывал в одной горнице, под одной крышей, в едином молитвенном устремлении к Богу. Так Святой Дух сошел только в один единственный день, в одном единственном месте. На земле открылся один единственный источник живой воды, призванный напоить всю жаждущую вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В пятидесятый день по воскресении Господа, – согласно с Его обетованием, на Апостолов сошёл Дух Святой. Об этом великом событии Св. Апостол и Евангелист Лука повествует так: «при наступлении дня Пятидесятницы, – все они (т. е. Апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, – и наполнил весь дом, – где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, – как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:1–4 ). Кто же, бр., есть Дух Святой? Дух Святой есть Бог – Господь, – третье Лицо Св. Троицы. Он не сотворён, напротив Сам есть Господь Животворящий. Подобно тому, как теплота, – происходящая от солнца, всё собой согревает, оживляет, произращает растения и травы, так и Дух Святой даёт жизнь всем тварям. Вместе с Отцом и Сыном Он сотворил мир, – носясь над водами, т. е. над первозданным веществом мира, еще бездивным и неустроенным и сообщая ему жизненную силу ( Быт.1:2 ). «Им и доселе всё живёт и движется». ( Пс.103:30 ), – но особенно Им возращается и развивается духовная жизнь в человеке: Он наставляет человека на всякую истину, – согревает душу к добродетели, – возбуждает в сердце желание благ небесных и царствия Божия. Дух Святой исходит от Отца, – но не от Отца и Сына вместе, как думают западные христиане. Что наше православное учение об исхождении Духа Святого от Отца – правильно, об этом ясно свидетельствуют слова Самого Господа: «егда же приидет Утешитель... Дух истины, – Иже от Отца исходит, – Той свидетельствует о Мне ( Ин.15:26 )». Дух Святой имеет равную с Отцом и Сыном Божескую власть и силу, а потому Ему приличествует и равное с Ними поклонение и прославление. Дух Святой говорил чрез пророков, т. е. пророки говорили и писали по внушению Духа Святого, или как говорил Св. Апостол, – «от Святого Духа просвещаеми» ( 2Пет.1:21 ). Дух Святой сошёл на Апостолов, как мы знаем, – в виде огненных языков. Невидимо же и в душе каждого христианина Он почивает, если только христианин сам не отдаляет Его от себя греховной нечистотой и нераскаянностью: «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живёт в вас?».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

К 180 г. по Р.Х. относится VII отрывок из утраченных сочинений Иринея епископа Лионского, упоминающий о Пасхе и Пятидесятнице: «Не преклонение колен в (день) Господний есть символ воскресения, чрез которое мы по благодати Христовой освободились от грехов и от смерти, Им умерщвленной. Этот обычай получил начало от времен апостольских… упоминает и о пятидесятнице, в которую также не преклоняем колен, потому что она равняется дню Господнему…» 412 Пятидесятница, упоминаемая Священномучеником Иринеем, еще один праздник, полностью изменивший смысл в Новозаветном Откровении. Прежде она называлась праздником седмиц или жатвы. При появлении первых плодов начатки их приносились Господу в собрание ( Лев. 23:21 ; Чис. 28:26 ). В Новом Завете Апостолы «При наступлении дня пятидесятницы (τν μραν τς πεντηκοστς)… были единодушно вместе» ( Деян. 2:1 ). (Пятидесятница пришлась на Воскресный день Ин. 19:31 , Лев. 23:15 ). Тогда произошло явление Духа Святого – Третий Ипостаси Пресвятой Троицы. Это событие апостолы праздновали, начиная с первых лет своего служения. Святой Апостол Павел старался всегда быть в Иерусалиме на Пятидесятницу и прочие праздники, которые отмечала местная христианская община, и временное исчисление у него базировалось на праздничном круге. «…ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы (μραν τς πεντηκοστς ) быть в Иерусалиме» ( Деян. 20:16 ). Своим ученикам, находящимся в Коринфе, Апостол писал о будущих планах: «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы…» ( 1Кор16:8 ) Поэтому на слова сектантов о ненужности церковных праздников можно ответить его словами: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник…» ( Кол. 2:16–17 ) Апостол учит нас не осуждать тех, которые лишают себя плодов духовных торжеств: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней для Господа не различает» ( Рим. 14:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

   Наступал день Пятидесятницы. Этот праздник совершался торжественно в Иерусалиме в пятидесятый день после Пасхи. Им воспоминалось дарование Закона Моисею на горе Синай. Дома и синагоги украшались древесными ветвями; множество народа приходило в Иерусалим из всех стран мира.    В Евангелии повествуется, что апостолы молились единодушно в горнице на горе Сион, как вдруг, в третьем часу дня, что соответствует девятому часу утра по нашему времени, сделался великий шум с неба как бы от сильного ветра, и Дух Святый, в виде огненных языков, низшел на каждого из молящихся; все они исполнились Божественною силою и мудростью; все вдруг получили великий дар свыше — знание языков, что должно было облегчить им благовествование всем народам.    Услышав шум, множество людей окружили дом, в котором находились апостолы, — здесь было много иноземцев и много иудеев, живших по чужим землям и приехавших в Иерусалим на праздник. Апостолы вышли к ним и стали говорить с каждым на его родном языке, проповедуя о великих делах Божиих. Все изумлялись этому. Тогда Петр стал объяснять пророчества, в которых предсказано было о пришествии Иисуса Христа, и объявил, что все эти пророчества теперь исполнились, что Христос родился, был распят и потом воскрес, что Он ныне излил на апостолов Своих Духа Святаго. Слышавшие это умилились сердцем и говорили: Что же нам делать? Петр отвечал им: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение грехов; и получите дар Святаго Духа. Обещание это дано вам и всем, кого призовет Господь. Спасайтесь от сего развращенного рода (ср.: Деян. 2:37—40). В этот день около трех тысяч человек обратились ко Христу и приняли крещение. Они стали жить вместе с апостолами и имели все общее; постоянно пребывали в молитве и преломлении хлеба, т. е. совершали установленное Господом Таинство Евхаристии.    Святая Церковь совершает торжественно память о Сошествии Святаго Духа. Этот праздник называется днем Пятидесятницы, а также днем Святой Троицы. Церкви и дома украшаются древесными ветвями и цветами в память того, что под сенью зеленых кущей праздновали и евреи дарование им Закона. В прославление же новой благодати, излиянной на апостолов, Церковь воспевает:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010