Первой самостоятельной работой Андрея Рублева он считал созданные имеете с иконописцем Даниилом фрески и иконостас Успенского собора во Владимире. Согласно его реконструкции, иконостас Успенского собора также был расчленен столбами с росписями и закрывал собою пространство всех пяти нефов 698 . Основные идеи и теоретические суждения М. А. Ильина были восприняты JI. В. Бетиным и развиты им, с существенными дополнениями, в двух статьях конца 1970-х годов: «Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов» и «Исторические основы древнерусского высокого иконостаса» 699 . Особое мнение об иконостасе Благовещенского собора имеет В. Г. Брюсова 700 . Она верно замечает, что иконографическая программ центрального ядра иконостаса создавалась совместно иконописцами и богословами. Исполнителями же иконостаса Благовещенского собора она называет Андрея Рублева и Даниила Черного. Концепции большинства статей об иконостасе Благовещенского собора имели в основном теоретический априорный характер; они не были подкреплены целенаправленными комплексными исследованиями архитектуры собора реальной истории иконостаса, иконографии и художественных особенностей его икон. Новый этап в изучении этого памятника начался в 1970-е годы, когда благодаря архитектурно-археологическим исследованиям было выяснено, что монументальный деисусный чин не мог принадлежать маленькому бесстолпному храму, каким, как оказалось, был придворный великокняжеский собор, расписанный в 1405 г. тремя мастерами 701 . Л. В. Бетин. отказавшийся от своей первоначальной концепции, отнес сохранившийся в Благовещенском соборе деисусный и праздничный чины к предполагаемому иконостасу Архангельского собора Кремля, где в 1399 г. также работал Феофан Грек 702 . В 1980-е годы нами было установлено, что иконостас Благовещенского собора состоит из разновременных рядов, соединенных в один комплекс после пожара 1547 г. 703 Его деисусный чин является выдающимся творением греческого художника исполненным в последней четверти XIV столетия 704 . Иконы праздничного ряда мы определили как работу иконописцев ведущей московской мастерской начала XV в. 705

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Итак, Вам понадобится: 1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4), 5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых), цветной принтер, фломастеры, клей ножницы. Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас. 1. Рассказ об иконостасе Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя. Для чего нужен иконостас? Как называются врата в центре иконостаса? Почему они называются Царскими? Почему в основании иконостаса помещается Крест? Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным. Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме. Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел праздничный ряд. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников. Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется «моление», потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.

http://pravmir.ru/ikonostas-svoimi-rukam...

  ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — металлический ковчежец, часто сделанный в виде миниатюрного храма или гробницы, который находится на престоле в церкви, в нем хранятся запасные Святые Дары. ДВИЖКИ (оживки, отметки) — белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т. п. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — двенадцать основных праздников, установленных Русской Православной Церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа, Богоматери, а также о некоторых событиях из церковной истории. Включают в себя девять неподвижных праздников, отмечаемых в одно и то же время: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Сретение, Преображение, Успение Богородицы, — и три подвижных, связанных с пасхальным циклом: Вход в Иерусалим, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов. Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть праздничного ряда иконостаса русского православного храма. ДЕИСУС, ДЕИСИС, деисусный чин (греч. — моление, прошение) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. В послеиконоборческую эпоху икона «Деисус» помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса. Деисус. Около 1551 г.   ДЕИСУСНЫЙ ЧИН — ряд икон иконостаса, в котором помещен Деисус. ДЕРЖАВА и СКИПЕТР — символы власти монарха(золотая сфера с крестом или с короной и жезл) изображаются в некоторых богородичных иконах («Византийская», «Державная», «Холмская»). ДЕСНИЦА (старосл.) — правая рука. ДИАДЕМА — царский венец, буквально повязка с висящими сзади концами, которую носили на голове. ДИАКОННИК — помещение в южной части алтаря, где хранятся состоящие в ведении диакона священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и пр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

От первого типа четырехъярусного иконостаса происходит третий тип пятиярусного, состоящий из местного, полнофигурного деисусного праздничного. поясного пророческого и полнофигурного праотеческого чинов. Одним из первых иконостасов такого типа, видимо, стал иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, после добавления к его древней четырехъярусной части в 1599–1600 гг. праотеческого яруса. По всей видимости, от первого же типа происходил еще один тип пятиярусного иконостаса, состоявший из местного, полнофигурного деисусного. праздничного, поясного пророческого и поясного праотеческого чинов. Таков иконостас Георгиевской деревянной церкви (1651 г.) Покшенгского погоста Архангельской губернии 857 . Возможно, подобным же иконостасом в третьей четверти XVII в. являлся иконостас ростовского Успенского собора. Об этом свидетельствует то, что расстояние между тяблами, предназначавшимися для крепления праотеческого чина этого иконостаса, почти такое же, как расстояние между тяблами, в которые крепился, по-видимому, поясной пророческий чин 858 . Наконец, от второго типа четырехъярусного иконостаса произошел пятый тип пятиярусного, он состоял из местного, поясного деисусного. праздничного, поясного пророческого и поясного праотеческого чинов. Таков сохранившийся в перестроенном виде иконостас в Успенском соборе Белозерска 859 (иконы его праотеческого чина отнесены О. В. Лелековой к концу XVII в.). Предварительно время возникновения последних двух типов следует отнести к концу XVI – середине XVII в. Важно отметить следующее. Как было показано выше, в иконостасах с полнофигурным Деисусом применялись все возможные сочетания как поясных, так и полнофигурных пророческих и праотеческих чинов. А с поясным Деисусом сочетались лишь поясные же пророки и праотцы. Эго в какой-то мере приоткрывает для нас специфику понимания высокого иконостаса людьми XV-XVII вв. Итак, в пятиярусном иконостасе идея Деисуса потеряла господствующее положение, потесненная идеями, выраженными в пророческом и праотечсском чинах, т. с. ветхозаветной идеей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Богородица. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) Богородица. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) Деисусный чин Б. с., украшенный в 1508 г., сгорел в 1547 г. По словам летописи, он принадлежал кисти прп. Андрея Рублёва и был «златом обложен». Сохранившиеся иконы Деисуса были раскрыты и реставрированы в 1918-1919 гг. группой реставраторов под рук. И. Э. Грабаря. В ходе раскрытия икон было высказано мнение, что они принадлежат кисти Феофана Грека и что иконы этого чина написаны в одно время с иконами праздничного ряда. Физико-химические исследования 2-й пол. XX в. показали, что оба чина написаны разными красками и различными живописными приемами, т. е., вероятнее всего, были созданы независимыми друг от друга артелями. В наст. время иконы Деисуса датируются кон. XIV в. В центре ряда находится образ Господа Вседержителя в окружении небесных чинов («Спас в силах», 210 ´ 142 см), что является редким примером для чина иконостаса. По сторонам - образы Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенные в молении ко Христу. За ними следуют архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст (каждая икона 210 ´ 107-121 см). Художественные особенности 9 икон Деисуса позволили исследователям утверждать, что он создан выдающимся греч. мастером, вероятнее всего Феофаном Греком. Техника живописи соединяет лучшие традиции визант. искусства с высоким духовным содержанием образов. В том же ряду находились образы вмч. Георгия и Димитрия (210 ´ 102 см), стоявшие вдоль сев. и юж. стен собора (ныне в запасниках ГММК). По живописи они сильно отличаются от остальных образов чина и, вероятно, написаны рус. мастерами XV в. В XVI в. на узких по ширине досках (208 ´ 25 и 211 ´ 26 см) были написаны иконы св. столпников Даниила и Симеона. Согласно описям XVII в., иконы мучеников и столпников располагались на боковых стенах собора рядом с иконостасом, при создании новой конструкции иконостаса в 1896 г. были сняты. Ап. Петр. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Иконописец Феофан Грек (?)

http://pravenc.ru/text/149295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНОСТАС Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - сер. XVI в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - сер. XVI в. [греч. εκονοστσιον, от εκν - изображение, образ и στσις - место стояния], преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма. Термин «И.» («иконостав») появился во 2-й пол. XVII в., ранее И. назывался «Деисус» или «деисусы» (по главному ряду). И. восходит к визант. каменным низким алтарным преградам (темплонам), где на архитрав ставили ряд икон на отдельных досках или сильно вытянутую по горизонтали икону-эпистилий. В течение долгого времени господствующим типом визант. алтарной преграды оставался невысокий темплон, устойчивая традиция украшения к-рого иконами появилась только в послеиконоборческое время. Количество икон и рядов темплона постепенно увеличивалось. В XIII в. известны многоярусные эпистилии: в ц. Санта-Мария ин Валле Поркланета в Рошоло-деи-Марси, Абруцци, Италия (XIII в.), главный деисусный ряд резного деревянного эпистилия включает 31 икону, под ним - 11 икон праздников, над ним - 9 икон с изображениями ангелов и Этимасии. Не позднее сер. XIV в. интерколумнии алтарной части визант. и балканских храмов стали заполнять иконами. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, в интерколумниях возвели каменные стенки, к-рые украсили фресками (1317-1318). Большие иконы стояли в интерколумниях алтарных преград церквей Христа Пантократора монастыря Дечаны, Косово и Метохия (после 1335), и вмч. Димитрия Маркова монастыря, Македония (после 1347). На архитрав темплона часто ставили 2 ряда икон - праздничный и поясной деисусный (праздничные иконы из ц. Богородицы Перивлепты в Охриде; 11-фигурный деисусный чин Хиландарского мон-ря, 3-я четв. XIV в.). Разрастание темплонов в XIV в. могло быть вызвано общей атмосферой эпохи - последнего блистательного взлета визант. духовности,- на которую пришлись богословские споры варлаамитов и исихастов.

http://pravenc.ru/text/389068.html

Совершаются они один раз в году - в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц. Источник: http://www.msk-guide.ru/blagoveshenskiy_sobor.htm Летом 1405 г., как свидетельствуют письменные источники, Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев выполнили роспись Благовещенского собора Московского Кремля, не дошедшую до нас, так как храм был перестроен; сохранился (лишь частично, как теперь утверждается некоторыми исследователями) иконостас, перенесенный в новый собор. Феофану в иконостасе принадлежит центральная и самая ответственная часть - Деисусный чин - изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. Некоторые исследователи считают, что им же написаны архангел Гавриил, апостол Павел, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Иконостас Благовещенского собора - древнейший из дошедших до нас русских так называемых высоких иконостасов. До этого времени алтарная часть храма отделялась от молящихся лишь невысокой деревянной или каменной преградой, как в византийских храмах, и алтарь был виден. С XV в. (а зародился он еще раньше) высокий иконостас стал обязательной частью внутреннего убранства каждого русского храма. Он представляет собой высокую стенку из поставленных друг на друга рядов икон (чинов). В иконостас как бы переходит вся живопись со стен, сводов и из купола собора. Как точно отметил М.В. Алпатов, здесь проявило себя хоровое начало, которое составляет художественную черту народного творчества. В центре иконостаса располагаются царские врата, ведущие в алтарь. В нижнем ярусе помещались иконы местных святых или праздников, которым посвящен данный храм. Над этим чином - главный ряд, деисусный чин (в Византии он ограничивался только тремя фигурами - Христа, Богоматери и Предтечи, что и является, собственно, Деисусом), над главным ярусом располагается праздничный чин - изображение евангельских событий от Благовещения Богоматери до Успения, над праздниками - пророческий чин, изображение пророков, и над ними уже в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=03383

А.И. Яковлева Иконостас Иконостас [греч. εκονοστσιον, от εκν – изображение, образ и στσις – место стояния], преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправославного храма. Термин «И.» («иконостас») появился во 2-й пол. XVII в., ранее И. назывался «Деисус» или «деисусы» (по главному ряду). И. восходит к византийским каменным низким алтарным преградам (темплонам), где на архитрав ставили ряд икон на отдельных досках или сильно вытянутую по горизонтали икону-эпистилий. В течение долгого времени господствующим типом византийской алтарной преграды оставался невысокий темплон, устойчивая традиция украшения которого иконами появилась только в послеиконоборческое время. Количество икон и рядов темплона постепенно увеличивалось. В XIII в. известны многоярусные эпистилии: в церкви Санта-Мария ин Валле Поркланета в Рошоло-деи-Марси, Абруцци, Италия (XIII в.), главный деисусный ряд резного деревянного эпистилия включает 31 икону, под ним – 11 икон праздников, над ним – 9 икон с изображениями ангелов и Этимасии. Не позднее середины XIV в. интерколумнии алтарной части византийских и балканских храмов стали заполнять иконами. В церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, в интерколумниях возвели каменные стенки, которые украсили фресками (1317–1318). Большие иконы стояли в интерколумниях алтарных преград церквей Христа Пантократора монастыря Дечаны, Косово и Метохия (после 1335), и вмч. Димитрия Маркова монастыря, Македония (после 1347). На архитрав темплона часто ставили 2 ряда икон – праздничный и поясной деисусный (праздничные иконы из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде; И-фигурный деисусный чин Хиландарского монастыря, 3-я четв. XIV в.). Разрастание темплонов в XIV в. могло быть вызвано общей атмосферой эпохи – последнего блистательного взлета византийской духовности,– на которую пришлись богословские споры варлаамитов и исихастов. Кроме того, И., как и алтарные преграды (особенно в виде глухих стенок, распространившихся в Сербии в XIV в.), закрывал зону алтаря, не позволяя мирянам видеть происходящее там священнодействие.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

37379, 37380, 37381, 37382) и 2 бруса резных тябел (НГМ. Инв. 33971, 33972) XVI в. О существовании древних предалтарных образов свидетельствуют обнаруженные В. М. Ковалёвой и Г. М. Штендером на предалтарных столпах следы тябловых креплений XII в. Согласно монастырской описи 1696 г., деисусный чин состоял из 13 икон (было еще 2 «узких» образа по бокам), праздничный - из 12, пророческий - из 19, праотеческий - из 19 икон. Стилистические и материальные признаки икон свидетельствуют, что «Спас на престоле в Силах», «Ап. Павел» и «Ап. Петр» из деисусного чина и местный образ «О Тебе радуется» - наиболее ранние, возможно, в иконостас были включены позднее. К 60-70-м гг. XVI в. относятся праздничный и пророческий ряды. Остальные иконы деисусного чина, кроме указанных 3, написаны на др. досках и вошли в чин, дополнив или заменив ранние иконы, уже в кон. XVI в. Праотеческий чин добавлен в сер. XVII в. Страстной ряд из 6 икон написан по гравюрным образцам Библии Пискатора в 1716 г., когда по инициативе новгородского митр. Иова и игум. мон-ря Иоакима для иконостаса была создана резная барочная рама, в проемах к-рой не могли поместиться все иконы. Деисусный чин был сокращен на 3, праздничный ряд - на 1, пророческий и праотеческий - на 7 икон. Наиболее ранней из дошедших до наст. времени икон местного ряда является «О Тебе радуется», написанная, возможно, в ознаменование венчания на царство в 1548 г. царя Иоанна IV Васильевича Грозного, изображенного среди рус. вел. князей. К сер. XVI в. относится житийный образ свт. Николая. Иконы «София, Премудрость Божия», «Рождество Богородицы с житием» и «Апостолы Петр и Павел» стилистически связаны с произведениями мастерской царя Бориса Феодоровича Годунова и, по-видимому, наряду с патрональной иконой его семьи (не сохранилась) были царскими вкладами. В кон. XVI в., вероятно после обретения мощей прп. Антония Римлянина в 1597 г., иконы иконостаса Рождественского собора были украшены серебряными окладами. Ист.: НПЛ (по указ.); Новгородские летописи.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Деисусный чин иконостаса Митрополит Петр. Деисусный чин иконостаса Рождество Христово Сретение Господне Пресвятая Богородица Вознесение Господне Пятидесятница Вход Господень в Иерусалим Пятидесятница. Фрагмент Успение Богородицы Успение Богородицы Святитель Григорий Богослов Введение во храм У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 сентября, 2021 9 июля, 2021 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 8 июня, 2022 26 октября, 2021 11 сентября, 2021 9 июля, 2021 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/ikonostac-kirillo-belo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010