Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН иконостас, созданный в 20-х гг. XV в., для собора в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире, из числа наиболее известных произведений круга прп. Андрея Рублёва . иконостас состоял из 21 иконы деисусного (размер средника 314 ´ 220 см), 25 икон праздничного (125 ´ 92 см) и 15 пророческого (158 ´ 148,5 см) рядов, к 1775 г. был заменен новым, находящимся в соборе в наст. время. Древние иконы были приобретены жителями с. Васильевского (Шуйский у., ныне Ивановская обл.) и поставлены в ц. Св. Троицы и часовне. сохранились 13 икон деисусного ряда, 10 - праздничного, 2 - пророческого, к-рые получили известность как «В. ч.». Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Память о происхождении и древности икон В. ч. сохранялась, тем не менее он неоднократно поновлялся в XVII-XIX вв., на древних досках были написаны новые образы, напр. в XVII в. 2-я пара икон архангелов. по предположению И. Э. Грабаря , основой для них стали утратившие красочный слой доски с изображениями великомучеников Георгия и Димитрия ( Грабарь. 1926. С. 176). В 1855 г. иконы В. ч. расчищал худож. Н. И. Подключников, по собственной технологии, «снимая по два и по три слоя в толщину медной копейки», после этого живопись икон была поновлена. Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Пристальное внимание на иконы В. ч. в 1918 г. обратила Комиссия по раскрытию древней живописи под рук. Грабаря, что было обусловлено стремлением учесть все памятники, легендарно или документально связанные с вел. мастерами. В 1919 г. в Москву на реставрацию поступила находившаяся в часовне икона «Вознесение Господне», к 1923 г. по решению правительства все иконы из с. Васильевского были вывезены.

http://pravenc.ru/text/Васильевский ...

Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 (Об интерпретации ранних образцов) Стоглавый собор 1551 г., как известно, рекомендовал “писати живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочии пресловущии живописцы” 1 . Это было сказано в связи с иконографией Святой Троицы, но в научной традиции данное указание расценивается в контексте целесообразного контроля церковной иерархии над соблюдением традиции 2 . Решения Стоглавого собора действительно касаются как частных и конкретных вопросов иконографии, так и самих основ и принципов иконописания 3 . К проблеме отношения русских иконописцев XVI в. к творческому наследию своих предшественников, думается, стоит привлечь комплекс исторически связанных с Ярославлем произведений, о которых пойдёт речь, с их спор­ной датировкой. Существование последней тоже требует объяснения, тем более, что иконы не обнаруживают признаков разновременного выполнения. По-видимому, на объёме и характере проблематики сказывается отсутствие монографического исследования. Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле, подвергнутый реставрации, известен в специальной литера­туре, датирован в пределах около 1516–1564 гг. Раннюю дату С. И. Масленицын связывал с завершением строительства храма в Спасском мо­настыре. Тринадцать сохранившихся икон деисусного чина, как и три иконы местного ряда, он частично связывал с творчеством московского мастера начала XVI в., а шесть икон (апостолов Петра и Павла, святи­телей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Леонтия Ростовского) приписывал местным мастерам 4 . Временем около 1516 г. этот деисусный чин датирует и А. В. Федорчук 5 . И. П. Болотцева предпочла отнести выполнение икон к первой трети XVI в. 6 . О том же деисусном чине И. А. Кочетков говорит как о выполненном в первой половине столетия 7 . В том же 2002 г., когда была выражена поддержка даты около 1516 г., высказано предположение о том, что “этот иконо­стас создавался по образцу аналогичного по составу иконостаса главного храма Ростово-Ярославской епархии — ростовского Успенского собора” (1510–1512 гг.), а упомянутые деисусные иконы датированы 1564 г. 8 . Тем самым они поставлены в связь с выполнением стенописи в 1563–1564 гг., засвидетельствованным настенной летописью 9 . В целом это логично, но в то же время в вопрос датировки вносит резонную поправку надпись, вырезанная на оборотной стороне иконы Спаса в силах: “в лето 7067 сий образ обложил архимандрит Арсений” 10 . Таким образом в 1559 г. деисусный чин уже существовал.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Скачать epub pdf Кочетков И. А. Русский полнофигурный деисусный чин. Генеалогия иконографических типов Иконография полнофигурного деисусного чина до настоящего времени не являлась объектом специального исследования. Мною ранее была рассмотрена иконография «средника» чина – иконы «Спас в силах», русского варианта композиции «Majestas Domini» 861 . Напомню некоторые выводы. Древнейшим изображением Спаса в силах является средник чина Благовещенского собора Московского Кремля, который датируется концом XIV либо началом XV в. К нему» восходит икона владимирского Успенского собора, ставшая протографом всех последующих икон на этот сюжет. В частности, владимирская икона бьша одним из источников средника новгородских чинов – иконы «Спас на престоле», из чего следует, что полнофигурный чин пришел в Новгород из Москвы. Детальное сходство рисунка икон с изображением Спаса в силах показывает, что иконописцы всегда писали с определенного образца, каковым являлись, по-видимому, прориси или небольшие иконы типа таблеток. Замысел настоящей статьи состоит в том. чтобы путем сравнения возможно большего числа деисусных икон XV – XVI вв. проследить развитие иконографических типов. Предполагается, что такое сравнение не только выявит некоторые закономерности развития иконографии, но также позволит обнаружить генетические связи между иконами и даст материал для изучения творческого процесса иконописцев. При этом делается попытка взглянуть на отдельную икону как на список определенного текста и применить в анализе иконографии разработанные в текстологии понятия: архетип, протограф, редакция, список 862 . Богоматерь Все русские иконы Богоматери значительно отличаются от Бл. цветом мафория (вишнево-коричневый вместо синего) и расположением складок одежд. Тем не менее есть основания утверждать что Бл. стоит у истоков иконографии. Другими словами, икона Благовещенского чина является архетипом всех чиновых икон Богоматери. Об этом говорит сходство в позе, расположении рук. рисунке основных складок мафория. Есть совпадения в некоторых мелких деталях рисунка. При сравнении можно видеть.как русские художники упрощают сложный для них рисунок Бл. Так, например, на Бл. левый (от зрителя) край мафория откинут, образуя внизу крупную складку, что отчетливо видно по расположению золотой каймы. На всех остальных русских иконах край мафория образует прямую линию. Русский мастер соединяет два отрезка каймы, разделенные на Бл. складкой. Расположение мафория от этого стало не совсем логичным Эго отличне от Бл. является общим почти для всех русских икон. Можно указать на еще одно общее отличие: спадающий сзади юнец мафория на всех русских иконах имеет лишнюю складку: Наличие общих отличий от архетипа свидетельствует о том, что все русские иконы имели общий протограф (так будем называть икону, от которой происходит какая-либо группа икон). Назовем протограф, общий для всех русских икон протографом I.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Со временем у юноши возникла тяга к монашеской жизни; родители, видя в этом Промысл Божий, благословили его на трудный, но благодатный путь. Юноша вступил в ряды братии Троице-Сергиевой Лавры. Здесь витал дух преподобного Сергия Радонежского; братия вела строгий аскетический образ жизни, преуспевая в молитве и доброделании. Юноша быстро возрастал духовно. Со временем он перевелся (по какой причине, мы не знаем) в московский Андроников монастырь и здесь принял постриг в Ангельский чин. Иконописное мастерство молодой монах совершенствовал под руководством маститого Феофана Грека. Преподобный Андрей написал много замечательных икон; кроме того, он расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор в городе Владимире, написал деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Андрей дружил с собратом «по кисти» Даниилом Черным, их связывали тесные духовные узы. После праведной кончины Андрея Даниил Черный в тонком сне получил откровение, «видя... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в Вечное Лоно и бесконечное блаженство». Добавлю в скобках, что Рублев отошел ко Господу во время мирового поветрия (1428-1430 гг.) в Андрониковом монастыре и погребен в этой же обители; он прожил около семидесяти лет. В 1988 году Русская Православная Церковь прославила великого угодника Божия в лике святых. III Высшее творческое достижение преподобного Андрея - икона «Пресвятая Троица», которая приобрела мировую известность; это несомненный иконописный шедевр. Мы можем только предполагать, как возник у мастера замысел этого творения, как он постепенно созревал и как воплощался в жизнь. Все это заняло, конечно, немалое время. В основу этого произведения лег известный библейский эпизод. Однажды по иудейской пустыне шли Три Странника; день был очень жаркий, Они очень устали, ноги покрывала горячая пыль, Их мучила жажда. Вдруг Они увидели большое раскидистое дерево (это был Дуб Мамврийский), в тени которого сидел седовласый старец с благородной внешностью - наш праотец Авраам. Увидев Странников, он побежал навстречу и поклонился Им до земли; он понял, что это необычные Путники.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/12/...

Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь. Карта и ближайшие объекты Древнейший из монастырей Великого Устюга - Михайло-Архангельский. По сведениям летописца, он был основан монахом Киприаном в 1212 году " при езерах за острожною осыпью " . Это наиболее полно сохранившийся монастырский комплекс. Его основные каменные сооружения относятся к середине XVII века. Композиционный центр архитектурного ансамбля - монументальный пятиглавый Михайло-Архангельский собор с высокой шатровой колокольней. Справа от него - церковь Введения с трапезной палатой, соединенная с храмом переходами. Перед главным входом в собор находится живописная Владимирская надвратная церковь, построенная в 1682 году. Рядом с ней - " миниатюрный храм-памятник " Преполовения Пятидесятницы, возведенный в 1710 году над местом погребения основателя обители преподобного Киприана. К северу от собора расположены двухэтажные здания настоятельских (1734-1735), к востоку - братских (1736-1737) келий. Территория монастыря окружена невысокими каменными стенами со Святыми вратами, к которым примыкают часовни Прокопия и Иоанна Устюжских. История главного храма монастыря насчитывает почти восемь веков. Нарядный и живописный деревянный собор Архангела Михаила " о тринадцати верхах " был одним из интереснейших сооружений древнего Устюга. Каменный храм построен на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653-1656 годах. С его возведением в Устюге появился не встречавшийся ранее тип пятиглавого, четырехстолпного, поднятого на подклет храма с двумя симметричными приделами, окруженного с трех сторон галереями, с колокольней на северо-западном углу. Внешний облик собора отличается строгостью и простотой, лаконизмом декоративного убранства. Украшение интерьера собора Архангела Михаила – высокий трехъярусный резной золоченый иконостас XVII-XVIII веков, в котором совмещены два стиля - барокко и классицизм. Иконы праздничного и деисусного рядов были перенесены из иконостаса Успенского собора. Местный чин остался монастырским и был почти полностью утрачен.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Андрей Рублев Основные произведения св. преп. Андрея Рублева: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.); росписи и иконостас Успенского собора во Вла¬димире (1408 г.); икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. XIV — нач. XV вв.); Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (начало XV в.); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-е гг. XV в.); икона Святой Троицы из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (начало 20-х гг. XV в.). Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках. Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Если считать, что он был еще сравнительно молодым человеком, когда имя его впервые упоминается в летописи, дата эта может быть отодвинута к 70—80-м гг. XIV в.; в летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте, и, следовательно, был младшим из мастеров. Обучение начинали с детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству. В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться работать в Византии и Болгарии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Скачать epub pdf Мельник А. Г. Основные типы русских высоких иконостасов XV – середины XVII веков 813 Высокий иконостас, по общему мнению – это одно из центральных явлений русской средневековой культуры. Естественно, что различным вопросам его изучения посвящена обширная литература 814 . Однако по сию пору типология иконостасов установлена лишь в самом общем виде. Например, в одной из последних обобщающих работ на данную тему иконостасы XV–XVI вв. делятся лишь на следующие четыре типа: 1) двухъярусный иконостас, состоявший из местного и денсусного чинов: 2) трехъярусный, включавший в себя либо местный, деисусный и праздничный чины, либо вместо праздничного завершался пророческим чином: 3) четырехъярусный, состоявший из местного, деисусного. праздничного и пророческого чинов; 4) пятиярусный, который, кроме чинов последнего типа, имел дополнительный праотеческий чин 815 . В свете введенного в оборот в недавнее время большого фактического материала, касающегося отдельных иконостасов XV-XVI1 вв., данная типология нуждается в последующей дифференциации. Настоящая работа призвана определить основные типы только тех иконостасов, которые имели так называемую полную схему, т. е. состояли из четырех или пяти ярусов. Далее только такие иконостасы я и буду называть высокими, подразумевая под этим термином не физическую высоту алтарной преграды, а упомянутую полноту се схемы. Условно верхней хронологической границей данного исследования принята середина XVII в. когда стали происходить многочисленные изменения к традиционной структуре высокого иконостаса. Будут также привлекаться отдельные памятники, относящиеся ко второй половине XVII в., но восходящие к более раннему времени. Следует подчеркнуть, что пока не обнаружено ни одного древнерусского толкования высокого иконостаса как некоего смыслового целого 816 . Да и само слово «иконостас», в качестве определения многоярусной алтарной преграды 817 , очевидно, вошло в широкий оборот в России лишь в XVII в 818 . Все это существенно затрудняет понимание истинной природы высокого иконостаса.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Богоматерь из деисусного чина (Миропросительница) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Bek:XIV. Место создания: Сербия. Место хранения: Кафоликон монастыря Хиландар, Афон. Размер: 98,5 х 64 см. Материал: Дерево, левкас, темпера. Иконографическая справка: Из деисусного чина иконостаса кафоликона монастыря Хиландар. Чин состоит из 11 икон, но центральная икона Спасителя утрачена. В состав деисуса входят также иконы Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, евангелистов Мафея, Луки, Марка и Иоанна. Наряду с деисусом из Ватопедского монастыря, это[...] Файл 23035.jpg:   Размер: 958x1500, 1.44 MPix, 317 Kb. Дата: 2014-01-09, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 8 (201) , (10) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Школа или худ. центр: Тверь Первая половина XV в. 115 x 47 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 15055 Икона относится к тверскому деисусному чину из собрания А. И. Анисимова. Файл 23285.jpg:   Размер: 400x978, 0.39 MPix, 67 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (199) , (11) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Первая половина — середина XV в. Ростово-суздальская школа 1967: Первая четверть XVI в. Ярославская иконопись 1981: Конец XV в. Иконы Ярославля 2002: Конец XV — начало XVI вв. ЯХМ 2002: Конец XV в. Иконы Ярославля 2009: Первая половина — середина XV в. 151 x 51.5 см Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия Инв. И-158; КП-53404/142 Из деисусного чина церкви Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле. Файл 23286.jpg:   Размер: 800x2234, 1.79 MPix, 183 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (176) , (7) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Школа или худ. центр: Новгород Вторая половина XV в. Иконы Великого Новгорода 2008: Третья четверть XV в. 152.5 x 53 см Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия Инв. 11166 или 11165 Из деисусного чина новгородской церкви Власия.

http://pravicon.com/icon-4003-photo

7 июля 2023 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Бог идеже хощет, побеждается естества чин (богородичен 4-й песни канона Андрея Критского) — эти слова дивным образом были явлены и при рождении святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. По всем правилам человеческого естества он не мог родиться от пожилой женщины; его рождение произошло вопреки законам, по которым осуществляются рождение и передача жизни от одного поколения к другому. Пророк и Предтеча действительно родился чудесным образом, от пожилой женщины, и понятно, что само это рождение уже указывало на особое предназначение угодника Божия. Он первый среди всех, кто стоит после Спасителя и Его Пречистой Матери, и мы видим предстояние Богородицы и Иоанна Предтечи в деисусном чине как свидетельство об особом месте этого дивного угодника Божиего и великого пророка в духовной жизни всего рода человеческого. Когда мы находимся в трудных жизненных обстоятельствах, нам иногда кажется, что ничего исправить невозможно. Особенно если течением событий управляют некие силы, намного нас превосходящие, то мы как бы не можем вырваться и чаще всего плывем по течению, перестав даже думать, хоть и знаем, что это течение греховно и может привести к погибели души. Но, задавая себе вопрос: «а что же я могу сделать?», отвечаем: «да ничего не могу, обстоятельства превышают мои силы». Так мы отвечаем и в тех случаях, когда речь идет о чем-то важном, даже эпохальном. Например, видя потрясения, которые совершились в истории нашего Отечества в веке ХХ, многие говорили: «а что можно сделать?» Казалось бы, непреодолимая сила привела к распаду великой страны, к почти полному уничтожению Церкви, и наверняка даже верующие говорили: «что же можно сделать перед лицом этой силы?» Хотя были и те, кто не склонял голову и боролся до конца, чаще всего погибая в этой борьбе, становясь через мученическую смерть сопричастными лику святых, прославленных в Царствии Небесном.

http://pravoslavie.ru/154698.html

Живя в духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей видел как исторические примеры, так и живой образец окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника. 17 июля. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует память преподобного Андрея Рублева. Св. Андрей родился около 1360 года. Он происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству святой учился в Византии и Болгарии. Он некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем, в котором он принял иноческий постриг. Живя в духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей видел как исторические примеры, так и живой образец окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника. Уже после смерти прпеподобного Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по его отшествии, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном. Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Преподобный Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV — начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. По материалам Православие.ru. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010