«Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам». И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его» ( Дан. 8:26–27 ). Сказано, что это видение относится к отдаленным временам, оно относится не только к временам власти Антиоха Епифана, которые не так уж и далеко были от Даниила (300 – 400 лет), но относится и к временам конца мира, когда будут завершаться круги мировой истории. Очень страшное зрелище – видеть чудовищную тиранию Антихриста, которая действительно расслабляет человека. Поэтому пророк Даниил и изнемог оттого, что люди в такое невежество могут впасть. Главная вина прихода Антихриста лежит на христианах, потому что они перестали быть христианами. Иудеи, масоны, тибетские мудрецы могут сколько угодно плести паутину заговоров, но не через них идет сердцевина человеческой истории. Сердцевина человеческой истории идет через народ святых, который ответственен за мировую историю. Когда мы с вами перестанем быть христианами – вот тогда и будет конец!   Глава девятая Молитва Даниила за еврейский народ и Иерусалим «В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!» ( Дан. 9:1–4 ). Здесь Даниил молится, собирая свои силы, для того чтобы умолить Бога постом, пеплом и вретищем. Он обращается к Богу, прося у него помощи. Даниил говорит, что Бог хранит Завет, а что это значит? Это значит то, что союз с Богом не может быть разрушен человеком. Мы надеемся, что и впредь Бог будет нас миловать, потому что он Бог Завета, который Сам сохраняет свой Завет, основанный на том, что Он свое слово держит. Всякий, кто принимает этот Завет, тот получает прощение. Поэтому и сказано в Писании, что спасение происходит не от человека подвизающегося, а от Бога милующего ( Рим.9:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вторая тема, которую надо знать — это «Истукан». Надо знать, что такое «златая глава», что такое «грудь медная», что такое «ноги глиняные» и что это означает, какие Царства. Конечно необходимо вспомнить и о пророчестве «о камне неиссякомом, от горы отсеченном, т.е. опять таки упоминание о Пречистой Деве Богоматери, Богородице (есть даже такая икона Богоматери «Гора неиссякома», которая связана с этим пророчеством). Следующая тема «Печь огненная» (Дан. 3) о том, что в печи было трое, а ходило четверо и с чем это связано. В малой Азии, под Анкарой, где находилась древнейшая хеттская культура (государство Урарту) 5000 лет до Р.Х. производились раскопки в месте, где действительно были огненные печи, откуда видно, что они собой представляли. Печи предназначались, в основном, для выплавки металла, но туда, видимо, бросали и преступников. Обратите внимание, что все, кто подходил к печи, чтобы бросить жертву, сами умирали, потому что подойти к печи этой невозможно, не получив серьезного ожога. Эти люди были в основном рабы. Печь представляет собой углубление в земле размером 5x6 м с системой поддува, где стояли меха, и системой подачи горючих материалов — смол, нефти и т.п., под цистерной находилась сливная камера. «Высокое дерево» (Дан. 4). Это сон, который он видел. «Пир Валтасара» (Дан. 5). Рассказать значение слов МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. «Даниил во львином рву» (Дан. 6). Надо знать, какое отношение имеет к этой истории пророк Аввакум. «И был в Иудее пророк Аввакум, который сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо пошел на поле, чтобы отнести это жнецам, но Ангел Господень сказал ему: «Аввакум, отнеси обед, который у тебя в Вавилон Даниилу в ров львиный.» Аввакум сказал: «Господин, Вавилона я никогда не видел и рва не знаю.» Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы главы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою Духа Своего. И воззвал Аввакум и сказал: «Даниил, Даниил возьми обед, который Бог послал тебе.» Даниил сказал: Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих тебя. И встал Даниил и ел. Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место». Этот случай показывает, что для действия Божия нет ни пространственных, ни временных границ.

http://sedmitza.ru/lib/text/432159/

Дан. 1 :6. И были между ними из сынов Иудиных Даниил, и Анания, и Азария, и Мисаил. Дан. 1 :7. И дал им старейшина евнухов имена: Даниилу-Валтасар, и Анании-Седрах, и Мисаилу-Мисах, Азарии же Авденого. Дан. 1 :8. И положил Даниил в сердце своем не оскверняться (пищею) от царского стола и вином, которое он пил, и просил старейшину евнухов, чтобы не оскверняться ему. Дан. 1 :9. И дал Господь Даниилу милость и благорасположение у старейшины евнухов. Дан. 1 :10. И сказал старейшина евнухов Даниилу: боюсь я господина моего царя, который вам назначил пищу и питье, если он увидит лица ваши худощавее 9 , чем у юношей-сверстников ваших, то сделаете голову мою виновною пред царем. Дан. 1 :11. И сказал Даниил Амелсару 10 , которого старейшина евнухов приставил к Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу 11 : Дан. 1 :12. Испытай рабов твоих до десяти дней: пусть дают нам пищу из семян 12 полевых и воду для питья. Дан. 1 :13. И пусть явятся пред тобою лица наши и лица юношей, питающихся от царского стола, и как увидишь, так и поступи с отроками твоими. Дан. 1 :14. И послушал их и испытывал их до десяти дней. Дан. 1 :15. По окончании же десяти дней, лица 13 их оказались красивее и телом крепче тех отроков, которые ели с царского стола. Дан. 1 :16. Тогда 14 Амелсар удалил кушанье их и вино для питья и давал им семена. Дан. 1 :17. И четырем сим отрокам Господь даровал знание и понимание всякой книжной 15 мудрости, а Даниил разумел всякое видение и сны. Дан. 1 :18. И по окончании тех дней, в которые царь велел привести их, привел их старейшина евнухов к Навуходоносору. Дан. 1 :19. И беседовал с ними царь, и из всех их не нашлось подобных Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу, и они стали (служить) 16 пред царем. Дан. 1 :20. И во всяком слове мудрости и знания 17 , о которых спрашивал их царь, он нашел их в десять раз превосходнее 18 всех заклинателей и волхвов, бывших во всем царстве его. Дан. 1 :21. И был (там) 19 Даниил даже до первого года царя Кира. Глава 2 Дан. 2 :1. Во второй год царствования Навуходоносора, видел Навуходоносор сон 20 , и ужаснулся дух его, и сон его удалился 21 от него.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Дан.5:13 . Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из плен­ных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, при­вел из Иудеи? Дан.5:14 . Я слы­шал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и ра­зу­м, и высокая мудрость найдена в тебе. Дан.5:15 . Вот, при­ведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы про­читать это написан­ное и объяснить мне значе­ние его; но они не могли объяснить мне этого. Дан.5:16 . А о тебе я слы­шал, что ты можешь объяснять значе­ние и раз­решать узлы; итак, если можешь про­читать это написан­ное и объяснить мне значе­ние его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве. Валтасару была известна история царствования Навуходоносора, по крайней мере, история его болезни ( Дан.5:22 ; ср. ст. Дан.5:18–21 ), но Даниила он не знает ( «ты ли Даниил?») и о мудрости его слышит, по-видимому, в первый раз ( Дан.5:16 ; Дан.5:13 ). Причины этого заключаются, кажется, в начавшихся после смерти Навуходоносора дворцовых смутах в переворотах: его сын Евильмеродах, процарствовав два лишь года, был убит мужем своей сестры Нериглиссором; этот последний правил около 4 лет и был убит в войне с персами; его сын и преемник Лавосоардах процарствовал только 9 месяцев и был убит заговорщиками, в числе которых значился и Набонид, отец Валтасара. Неизбежная при подобных переворотах смена вельмож сказалась на Данииле удалением его из Вавилона: по крайней мере в третий год правления Валтасара он находится в Сузах ( Дан.8:1–2 ). Нет ничего удивительного, что при подобных обстоятельствах пророк не был известен Валтасару. Дан.5:17 . Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останут­ся у тебя, и по­чести отдай другому; а написан­ное я про­читаю царю и значе­ние объясню ему. Отказом от награды Даниил хотел сказать, что он, как пророк Господень, без всяких корыстных видов и расчетов будет изрекать истину, какова бы она ни была – приятна или неприятна для царя. Дан.5:18 . Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору цар­с­т­во­, величие, честь и славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дети! видите, как Даниил и его друзья твердо исполняли закон Божий и не ели пищи, запрещенной им законом Моисея. Так, когда у нас наступает пост и запрещается нам есть некоторую пищу, мы также твердо должны исполнять это и не кушать пищу, запрещенную нам церковным законом. Как переносили иудеи свой плен? Для чего царь вавилонский выбрал мальчиков еврейских? Кто из мальчиков особенно, был благочестив? Как Даниил с друзьями исполняли закон Божий о пище? Как Господь наградил этих мальчиков? Как потом они относились к своему народу? Чему научает нас твердое исполнение Даниилом и его друзьями Божиих законов о пище? †55. Даниил объясняет царю сон (Дан. 2) Один раз вавилонский царь увидел сон, но, проснувшись, никак не мог вспомнить его. Он собрал всех мудрецов своей земли и спрашивал, какой сон видел он, и что значит этот сон? Но мудрецы не могли рассказать ему сон и говорили: «нет на земле человека, который мог бы напомнить царю сон». Царь рассердился на них и велел убить всех мудрецов, если они не расскажут и не объяснят ему сна. Даниил и друзья его считались учеными и также были приговорены к смерти. Они усердно молились и просили Господа открыть сон царя. Господь услышал их молитву, открыл Даниилу сон и этим спас от смерти многих людей. На другой день Даниил пришел к царю и сказал ему: «царь, сон твой от Бога. Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И Господь открывает тебе это. Ты видел во сне большую статую в виде человека. Голова ее была золотая, грудь и руки серебряные, туловище медное, ноги частью железные, частью глиняные. Потом ты увидел, что от горы оторвался камень, который разбил эту статую, а сам сделался великою горою и покрыл собой всю землю. Этот сон означает следующее: золотая голова – это твое царство. После него будут еще три царства, но уже не такие славные, как твое. Камень же означает, что после этих четырех царств настанет царство Божие. Это будет царство Спасителя; оно распространится по всей земле, и никогда не разрушится». Царь поклонился до земли Господу и сказал Даниилу: «теперь я вижу, что одни иудеи почитают истинного Бога, Который открыл тебе сон и объяснение его».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Есть разные объяснения этому месту, одно из них наиболее простое, что Дарий есть иное имя самого Кира, Дарий – персидское имя, означающее «обладатель сокровищами, богач». Эту точку зрения подтверждает то, что сам Кир был, по–видимому, 62 лет, когда он захватил Вавилон (539 г. до Р. Х.). Но может быть, речь идет о неком его предшественнике, хотя то, что говорится об устройстве Дарием своей державы (он поставил 120 сатрапов и над ними трех князей – Дан. 6: 1), совпадает с мероприятиями, которые были проведены Киром. 32.6. Даниил во рву львином Последний исторический эпизод связан уже с Персидской державой и Дарием (Дан. 6). Даниил был поставлен одним из трех князей, управляющих сатрапами, на максимально возможно высокой ступеньке государственной лестницы. Этим он вызвал зависть у своих коллег, но поскольку никакого порока и прегрешения с точки зрения законов персидских в нем найти было невозможно, то они изобрели новый закон, который бы позволил наконец расправиться с Даниилом (Дан. 6: 4–5). Они предложили царю почувствовать себя в роли божества и запретить всем жителям державы в течение 30 дней обращаться с любым прошением как к человеку, так и к любому божеству, кроме как к самому царю. Царь с удовольствием соглашается на такое постановление, и через некоторое время ему указывают на Даниила, который не соблюдает это требование и каждый день молится своему Богу, вместо того чтобы молиться Дарию. Сановники тщательно следят за тем, чтобы царь исполнил свой указ и Даниил был ввержен в ров ко львам. Так и было совершено, причем говорится о том, что царь весьма опечалился и ночь провел без сна и с утра побежал смотреть на останки Даниила. Подбежав к яме, он вопросил громким голосом: « Даниил, раб Бога Живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» (Дан. 6: 20). И Даниил, который был жив и здоров, возвестил: « Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Еще более дивное повествуется в Слове Божием о пророках Данииле и Аввакуме. Пророк Даниил находился в плену Вавилонском; по проискам и злобе язычников-вавилонян был он брошен царем в ров львиный. Шесть дней томился без пищи он там, львы не трогали праведника, но голод давал себя чувствовать. В то время «был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести их жнецам. Но ангел Господень сказал Аввакуму: «Отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный». В удивлении воскликнул Аввакум: «Господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю». И взял его тогда ангел Господень за темя, и, держа за власы главы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе». Даниил , полный восторженных чувств, возблагодарил Господа: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя!» И встал Даниил и ел; ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место» , опять в Иудею (Дан. 14:31—39). Чудно, дивно это, други! Нам, плотью связанным, странно, нам, отовсюду пространством скованным, непонятно, как это можно: сейчас находиться здесь, и в какую-либо секунду перенестись через сотни, тысячи, десятки тысяч, миллионы верст и очутиться сразу в другом месте, в иной стране, среди других людей, услышать чужой язык, увидеть другую природу. Странно, но не настолько, чтобы мы совершенно не могли вместить такой быстро движности в уме своем; непонятно, но не настолько, чтобы быстродвижность такая стояла в прямом противоречии нашему уму. Человек, «умаленный, по Слову Божию, малым чим от ангел» (Пс. 8:6), в себе самом носит возможность ангельской быстродвижности. В самом деле, разве, скажите, не быстродвижен дух наш, разве не быстролетна мысль наша? Для мысли, для духа нашего также, ведь, нет никаких преград и препятствий. В мгновение ока мыслию можем мы перенестись через самые громадные расстояния, в мгновение ока духом можем побывать в различных местах. А это, все более и более усиливающееся теперь, стремление покорить, препобедить пространство, прорезать его всевозможными, самыми скороходными машинами, эта, все более и более возрастающая, жажда оторваться от земли, и на вновь изобретенных воздушных кораблях, как на крыльях, унестись туда... высоко-высоко.. где небо голубое — о чем все это говорит, как не о том, что человек воистину «малым чим умален от ангел» , что его дух быстродвижен, его мысль быстролетна, что по духу, по мысли, человек — ангел, и также не связан пространством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3886...

Здесь есть некоторая историческая сложность. Дело в том, что кроме как из книги пророка Даниила, мы ничего не знаем о Дарии Мидянине. Первый представитель Персидской державы, с которым мы встречаемся — это Кир. Есть разные объяснения этому месту, одно из них, наиболее простое, это то, что Дарий есть просто иное имя самого Кира, Дарий — персидское имя, означающее «обладатель сокровищами, богач». Эту точку зрения подтверждает то, что сам Кир был, по-видимому, 62 лет, когда он захватил Вавилон. Но, может быть, речь идет о некоем предшественнике его, хотя то, что говорится об устройстве Дарием державы (он поставил 120 сатрапов и над ними трех князей), — совпадает с мероприятиями, которые были проведены Киром. 9.6. Даниил во рву львином Последний исторический эпизод связан уже с Персидской державой и Дарием. Даниил был поставлен одним из трех князей, управляющих сатрапами, на максимально возможно высокой ступеньке государственной лестницы. Этим он вызвал зависть у своих коллег, но поскольку никакого порока и прегрешения, с точки зрения законов Персидских, в нем найти было невозможно, то они изобрели новый закон, который бы позволил, наконец, расправиться с Даниилом. Они предложили царю почувствовать себя в роли божества и запретить всем жителям державы в течение 30 дней обращаться с любым прошением, как к человеку, так и к любому божеству, кроме как к самому царю. Царь с удовольствием соглашается на такое постановление и через некоторое время ему указывают на Даниила, который не соблюдает это требование и каждый день молится своему Богу, вместо того, чтобы молиться Дарию. Сановники тщательно следят за тем, чтобы царь исполнил свой указ и Даниил был ввержен в ров ко львам. Так и было совершено, причем, говорится о том, что царь весьма опечалился и ночь провел без сна и с утра побежал смотреть на останки Даниила. Подбежав к яме, он вопросил громким голосом: « Даниил, раб Бога Живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» (Дан. 6:20). И Даниил, который был жив и здоров, возвестил: « Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили меня, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» (ст. 22). После чего Даниила из этого рва изымают, и туда были брошены те, кто его к этой казни приговорил. Причем львы, судя по всему, так проголодались, что эти враги Даниила не успели даже долететь до дна ямы, как их уже львы растерзали и съели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование [сна]. Даниил пришел в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим, чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими. И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога Небесного. И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя» ( Дан.2:12–23 ). Мы видим здесь, что пост Даниила все же не прошел даром (он всегда жил в посте и молитве). И по его молитвам в эту же ночь Бог являет ему откровение относительно того сна, который он послал Навуходоносору. Являет его Даниилу, как сказано, «в ночном видении», т.е. Даниил ночью не спал. Есть сновидение, а есть видение. В Библии употребляются разные слова для обозначения совершенно разных явлений. Например, одно из первых видений, описанных в Библии, – это видение, данное святому Аврааму. Авраам увидел в видении, как Бог вывел его, и дал ему сосчитать звезды небесные, и сказал, что его потомство будет как звезды небесные, так что никто не может его сосчитать. Видение – это особое состояние человека, когда человек находится в полном сознании, не спит, его разум бодрствует, он вполне сознает себя (в отличие от сна), управляет собой, но он видит при этом нечто иное, то, чего человек в обычном состоянии не видит. У него открываются глаза его духа, глаза его сердца, и он видит тайны Бога Всемогущего, он видит духовный мир. Когда человек находится в видении, то обычное наше состояние кажется, по сравнению с видением, сном. У пророка Захарии это очень ясно видно: ангел открыл ему видение, разбудив его как бы от сна, то есть как человек он был в бодрствующем состоянии, но для видящего человека прежнее состояние кажется сонным.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И что же мы читаем в Библии? Из числа взятых в Вавилон на воспитание, а затем и служение при царском дворе, юношей еврейских, некоторые происходили из колена Иудина, а именно: Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Это были дети Иудейской аристократии. Было решено воспитать из них сановников Нововавилонского царства. Для этой цели были приглашены лучшие учителя, которые должны были научить их халдейскому языку и наукам. Юноши, оказались очень способными учениками. Особенно среди них выделялся Даниил. Его имя «Дани Эль» в переводе с еврейского языка означает «Бог – мой судья». Этому юноше помимо всех талантов был дан еще дар откровения. Все это Даниил и его друзья получили от Бога как милость, за то, что даже в плену смогли сохранить свою веру и не побоялись пострадать за нее. По окончании обучения, все юноши были представлены царю. И вот их вводят в царское собрание, где повисла гробовая тишина. Незадолго до их прихода, царь Навуходоносор задал своим придворным ученым и жрецам вопрос, на который никто не мог ответить. Речь шла о забытом им сне. И вот, порядком уже обозленный, не получивший ответа, он сразу срывается на вошедших юношей. И к большому своему удивлению, а также, к удивлению окружающих, получает исчерпывающий ответ от юноши Даниила. Даниил напомнил царю о его необычном сне: «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бёдра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2, 31 – 35). А дальше Даниил истолковал этот сон, что скоро придет закат царству Вавилона, а мир ожидает много перемен. Вот как толкует этот отрывок преподобный Ефрем Сирин: ««Златая глава» – царство Вавилонское. Серебряные грудь и руки – это будущее царство Мидян. Чрево и бёдра медные – царство Персидское. Голени железные – царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные – десять царей, восставших после Александра. А под камнем подразумевается сам Христос, который станет краеугольным камнем всего мира».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/30/ni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010