Ханские ярлыки очень точно определяют права и привилегии духовенства на земельные владения, ср., например, ярлык Менгу-Темира (ок. 1267–1279), в: СГГД. 2. 2. О ярлыках см. работу: Приселков М. Ханские ярлыки русских митрополитов (1916); а также старое исследование: Григорьев. О достоверности ханских ярлыков (1842) и Hermann. Op. cit. S. 69–71. О древнейших жалованных грамотах (XIII–XV вв.) см.: Горбунов. Ук. соч. и Милютин. Ук. соч. О различных видах документов: Горбунов. Ук. соч. и Шумаков C. Обзор грамот Коллегии экономии. Ч. 4, в: Чтения. 1917. 2. С. 17 и след.; Владимирский-Буданов. Обзор (1888). С. 195 и след.; Hermann. Op. cit. S. 69–71; важна также работа: Веселовский С. К вопросу о происхождении вотчинного режима (1926). С. 26 и след., 84–89, 90. Ср.: Горчаков. О земельных владениях. С. 105. Из ряда древнейших, особенно примечательных жалованных грамот назовем лишь некоторые; например, жалованную грамоту князя Ивана Калиты (XIV в.) Юрьевскому монастырю: ААЭ. 1. 4 и 5; князей Белозерских Ферапонтову монастырю (1450): ААЭ. 1. 47; ср. также: 20, 21, 51, 53; все эти грамоты поддерживают колонизационные мероприятия монастырей — возделывание нераспаханной земли, привлечение новых поселенцев и постройку новых деревень. О правах старожильцев ср.: ААЭ. 1. 34 и 35. Особенно обстоятельна жалованная грамота князя Василия Ярославского (1321–1345) Спасскому монастырю (ок. 1325) в: Исторические акты Спасского монастыря в Ярославле. Изд. Вахрамеевым. 1. 1; она была позже восполнена и подтверждена великим князем Иваном (ок. 1464–1466): ОАМЮ. 4. 147. Типичны для XVI в. следующие жалованные грамоты: 1551 г.— Юрьевскому монастырю (ДАИ. 1. 46); 1560 г.— Михайловскому женскому монастырю (ДАИ. 1. 113); 1556 г.— Троицкому Печенгскому монастырю (СГКЭ. 2. 136); 1554 г.— Коневскому монастырю (ДАИ. 1. 48); 1560 г.— Спасо-Каменному монастырю (там же. 1. 115). См.: Милютин. Ук. соч.; Дьяконов. Очерки (1898); Греков В. Юрьев день и заповедные лета, в: Известия АН СССР (1926). 1–2; он же. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. (1946). Льготные грамоты на приказном и разговорном языке назывались также обельными грамотами; обелять — значит освобождать от податей, которые обязаны были платить крестьяне, живущие на черной, т. е. обложенной податями земле.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

771 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 434–435; Т. II. С. 113–114, 440–441; Житие Корнилия цит. по: Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. CXIV. 776 Материалы для истории раскола... Т. V. С. 249, прим.; Аввакум. Сочинения... С. 829, 845, 860, 929. 777 Житие боярыни Морозовой... С. 154–175; Аввакум. Сочинения... С. 908, 945; ДАИ. Т. XII. С. 130; Алексеев И. История о бегствующем священстве//Братское слово. 1889. Т. II. С. 55. 783 Сводный старообрядческий синодик. Второе издание Синодика по четырем рукописям XVI-II–XIX веков A. H. Пыпина (ПДПИ. T. XLIV). С. 21 (Далее: Синодик). 791 Дмитрий [Туптало, митрополит] Ростовский. Розыск о раскольничьей брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявлении яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодны. М., 1824. С. 585. 792 Разрядный приказ, 901–2051. См.: Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе во второй половине XVII века до конца XVIII//ЧОИДР. 1891. С. 8–9. 796 Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 35; Курносый Иона. История о бегствующем священстве//Есипов Г.В. Указ. соч. Т. II. С. 185. 799 Синодик. С. 22; Журавлев А. И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках так называемых старообрядцах. СПб., 1795. С. 91. 801 Барсов Е. Новые материалы... С. 17–18; ДАИ. Т. XII. 102–206; Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода. СПб., 1860. Т. I. С. 135. 806 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни (написана около 1743 г.). СПб., 1862. С. 60. 811 Филиппов И. Указ. соч. С. 27, 37–42, 82–84, 95–96; Евфросин. Указ. соч. С. 27–28, 69, 76; Комментарии Лопарева см. там же. С. 022–023, 029, 041–045; Денисов С. История об отцех и страдальцех соловецких//Есипов А.В. Указ. соч. Т. II. С. 31. 813 Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под названием старообрядчества. 3-е изд. СПб., 1889. С. 253. 825 См. грамоты этих городов, призывающие к восстановлению порядка и к сопротивлению полякам: ААЭ. Т. II. С. 184, 194, 199, 200, 206 и др.; Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве. М., 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Особенными окончаниями отделялись лица: между прочим, 3-е лицо всегда почти удерживало при себе местоименное окончание т (напр., вить, вита, виють – витъ, виста, виша(ть) – вишеть, виста, вихуть) 14 . Богатство, разнообразие и определенность словоизменения отражались в складе речи богатством, разнообразием и определенностью форм словосочетания. Для каждого из трех главных сочетаний слов – прямого, вопросительного и относительного – были свои отдельные условия расположения слов. Многообразию форм словосочетания помогали, между прочим, времена сложные, формы возвратного глагола вместо страдательных (напр., слышиться вместо слышимъ сть), дательный самостоятельный причастный (напр. дьню бывъшю, гроз будучи), винительный причастный (напр., мьншать го умрьша), самостоятельное неопределенное наклонение в смысле повелительном и условном (напр., дати му вместо даи му, дати му не даи и говорити не говори). Особенную определенность выражениям придавало употребление падежей, из которых ни один не требовал перед собою предлога непременно, а между тем каждый мог с ним соединяться; понятие принадлежности выражалось родительным и дательным (рабъ, господа, кънзь Кыву), орудие – родительным, дательным, творительным (плънъ духа, бысть чуду, кльнеться небомъ), время – винительным, творительным, предложным (зимусь, зимою, зим), место – дательным и предложным (идеть Кы ву, – бысть Кы в) и пр. Если сравнить древний русский язык, в отношении к строю, с другими славянскими наречиями в их древнем виде, то нельзя не заметить, что он в первобытном своем состоянии ближе всего подходил к наречию старославянскому и вместе с ним всего более сохранял черты первообразного общего славянского строя. Он даже превосходил его до некоторой степени в этом отношении: уступал ему, а вместе с ним хорутанскому и польскому в отличении гласных носовых, но вернее сохранял непосредственное смягчение согласных (р, л, с и других), употребление местоименного окончания ть для означения третьего лица в спряжении и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Главные хоры России XVI-XVII вв. владели всеми стилями древнерус. церковно-певч. искусства с их мелодическим богатством. Исполнение песнопений знаменного распева , уже в древнейшие времена составлявших основу репертуара, к XVI в. было обычным явлением и в источниках особо не оговаривалось. Документальные источники существенно дополняют сведения певч. рукописей о репертуаре хоров, особенно для ранних этапов, т. к. из сохранившихся певч. рукописей без соответствующих владельческих записей, встречающихся очень редко, невозможно выделить те сборники, по к-рым пели певцы государева и патриаршего хоров. При поставлении патриарха Иова (1589), во время шествий «около града», патриаршие дьяки и подьяки пели «стихи избранные владычных праздников» и др. (РИБ. Т. 2. Стб. 316 сл.). В XVII в., когда хоры в совершенстве владели техникой исполнения произведений различных стилей, указания на последние, в т. ч. на знаменный распев, становятся частыми, в т. ч. в документальных описаниях певч. деятельности дьяков. Отмечено, напр., что Феодора Константинова и Нестора Иванова патриарх пожаловал в 1654 г. деньгами за пение «литии знаменной» в патриаршем «домовом» селе; 11 февр. 1667 г. в ц. Трех святителей на Патриаршем дворе патриарший хор исполнил литургию, «а пели знаменное» и т. п. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 305. Л. 70; Ф. 235. Оп. 2. 38. Л. 143; ДАИ. Т. 5. С. 103, 140, 144 и др.). В «Царственной книге» говорится, что в день смерти вел. кн. Василия III Иоанновича , 4 дек. 1533 г., велено было «дияком его певчим большой станице стати в дверях у комнаты и начаша пети «Святый Боже» большую» (ПСРЛ. 1904. Т. 13. С. 33). Даже с учетом того, что «Царственная книга» была написана в 70-х гг. XVI в. (см.: Амосов. 1978. С. 36), данное упоминание большого распева , вероятно, является наиболее древним. В 1589 г. «в стол» по случаю восшествия на Патриаршество Иова патриарший хор пел «многолетие большое», а во время выезда Иова в город - «похвальный стих «Владычице приими» болшую» (РИБ. Т. 2. Стб. 323, 327). Источники XVII в. изобилуют подобными известиями, причем нередко называются разные варианты произведений большого распева: «большой греческий» (кондак «Возбранной Воеводе»), «большое со аненаками» (многолетие) и др. (см., напр.: Голубцов. Чиновники московские. С. 85, 196 и др.; РИБ. Т. 3. Стб. 38, 92; ДАИ. Т. 5. С. 122, 125, 127, 132, 147, 150 и далее).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

В 969 г. Фатимиды покорили Египет и перенесли столицу халифата в основанный ими Каир. Фатимидам удалось включить в состав халифата страны от Магриба до Хиджаза, Палестины и Сирии и на один год (1058/59) взять под контроль Багдад, столицу Аббасидов. В 1094 г., после смерти халифа аль-Мустансира, И. раскололись на сторонников его старшего сына Низара (низаритов) и младшего сына Мустали (мусталитов), к-рый был признан очередным халифом. Низар поднял восстание в Александрии, но был схвачен и казнен в 1095 г. Низариты стали преобладающим направлением среди И. Ирана и стран арабского Машрика, а мусталиты - в Сев. Африке, включая Египет, и др. странах, подчиненных Фатимидам. С кон. XI в. отмечается постепенный упадок Фатимидского халифата. Все поздние халифы были, как правило, марионетками в руках везиров, последний из к-рых, Салах-ад-Дин , в 1171 г. упразднил власть Фатимидов. На севере Ирана в 1090 г. низаритский проповедник даи Хасан ибн ас-Саббах (1055-1124) создал гос-во с центром в горной крепости Аламут. В качестве религ. языка И. Ирана Хасан ибн ас-Саббах утвердил персидский, а не арабский, что стало 1-м подобным прецедентом для столь значительной мусульм. общины. На протяжении аламутского и более поздних периодов низариты Ирана, Афганистана и Ср. Азии создавали свою лит-ру исключительно на персид. языке. Сведения об иерархии и орг-ции И., к-рые присутствуют в исмаилитских и антиисмаилитских источниках, достаточно противоречивы и не могут рассматриваться как полностью достоверные. Представленная в исмаилитских источниках строгая градация посвящения (араб. «ал-балаг») отражает скорее идеальную модель, нежели реальную практику. Орг-ция, возглавляемая имамом, строилась по принципу соответствия ее звеньев системе чисел, к-рые в свою очередь соответствовали явлениям физического мира. Так, по аналогии с числом месяцев, созвездий и т. п. мир делился на 12 «островов» (араб. «ал-джазаир»), во главе каждого стоял назначенный имамом верховный проповедник (араб. «даи дуат ал-джазира» или «ан-накиб»).

http://pravenc.ru/text/674985.html

Таж. Октения. Пакы и пакы миром Господу помолимся. О помиловании и схранении раба Божия. имерек Господу помолимся. Заступи спаси помилуй. Пресвятую чистую. Поп. молитву таи. Благыи человеколюб (208 л.) че. милостиве премилостиве. милосерде Господи. от всякого недуга и болезни исцели раба своего имрк. и устраби его от одра болезни, и посети его милостию и щедротами, и отжени от него всяк недуг и болезнь. да востав послужитьти рукою крепкого, с всею благодатию. хваля с нами имя твое святое Отца и Сына и святого Духа. ныне и присно и в веки. Таж. Сед(ален). Глас, На одре греховнем слежаща мя. и страстми уязвлена, якоже воздвиже Петрову тещу, и спасе раслабленого носима с одром. тако ныне милостиве посети болящего. понесыи недугы рода нашего; тебе единого свемы. терпелива и милосерда о милостива, врача душам и телом. Христа Бога нашего наводяща недугы. и пакы исцели его подавающе прощение кающимся о согре (208 об.) шениих едине милостиве и милосерде. Слава. Глас. Аз грешныи плачюся на одре своем слежа. простыню ми подаиждь Христе Боже. и от болезни сея воздвигни мя. яже есмь от юности грехы сотворил. избыти ми молитвами твоими Богородице помилуй нас. И ныне. Умилосердися и спаси мя. и воздвигни мя от одра болезненого. немощь бо моя во мне есть и весь нечаянием одержим есмь. Мати Божия пречистая. исцели недугующая люте. Ты бо еси помощница христианом. Песнь Ирмос. Положи к нам. Стих. Спаси мя милости твоея ради. К тебе творче каемся своих грехов. яко не хощеми смерти грешничя оживи и оздрави болящаго. да встав послужить ти. исповедая с нами твою благодать. Стих. Яко несть во смерти поминаяи тебе (209 л.). Уже отчаянна лютым недугом. и к смерти приближившася. возврати Христе пакы на живот. и даи же плачущим утеху. Да вси прославляем твоя святая чудеса. Слава. Слезы Манасиини. Ниневитян покаяние. Давидово исповедание приим вся вскоре спасл еси. и наша ныне молитвы приими. даи же здравие болящему о нем же тя молим. И ныне. Подаи же нам твою милость Госпоже, всегда на тя надеющимся. просити здравия болящим. врачевнии твои руце. со Предтечею Богородице к Христу Богу простирающи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

— Конечно, отче, подежурю, как раз и бланки эти отчетные до ума доведу. Уже садясь в машину, благочинный вспомнил: — Да, отче, тут из ДАИ звонили, просили заочно отпеть кого-то. Если приедут, вы, пожалуйста, отслужите. Отец Стефан заверил, что все сделает, как положено. Из-за хмурой погоды, непрекращающегося дождя, регулярных областных требований, реформирований и смен руководителей после очередных выборов настроение у начальника ДАИ майора Фесенко было отвратительным. Плюс ко всему накануне два его подчиненных, арестовав у пьяного водителя машину, не поставили ее на стоянку, а уехали на ней на дежурство. На беду, нарушитель оказался сыном «крутого» начальника, наобещавшего майору массу бед и неприятностей. Утром, после развода, майор вызвал к себе двух проштрафившихся милиционеров и потребовал писать объяснительные, где изложить все факты случившегося. На грозные указания подчиненные никак не реагировали, прощения не просили, да и смотрели на начальника не с подобострастием и сокрушением, а, как показалось майору, с ухмылкой. — Не утрясете за полдня ситуацию, подам документы на разжалование, — закончил в сердцах майор. Время было обеденное, «крутой» начальник уже дважды звонил с требованиями объяснений, а сказать майору было нечего. Отец Стефан листал книжки в церковной лавке, когда на приходской двор заехала темная Audi, из которой вышли два упитанных офицера милиции в форме ДАИ. — Святой отец, — обратился один из приехавших к отцу Стефану, — нам тут запечатать покойника надо. — Не запечатать, а отпеть, — поправил священник и хотел еще добавить замечание насчет непринятого в православии обращения «святой отец», да воздержался. Сколько ни говори, все едино на католический манер переправят. — А где свидетельство о смерти? — спросил отец Стефан, раскладывая на панихидном столике Евангелие, крест и Требник. — Ох, батюшка, забыли мы его. Вот земельку с могилки привезли, а свидетельство забыли. Да и благочинный ваш все знает. Мы с ним договаривались. — Договорились так договорились, — сказал отец Стефан и возгласил: — Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

ω ги спси князя нашего Феωдора мъногалет. а миръскы мъстислава : жаден пъсал : Аз раб бжи и недостоин си хоудыи грешный, съпъсах памяти деля цру нашемоу и лудем осъконъчань и еуг же бяше тъказал мъстислав кънязь хоудомоу наславоу. и возив црю городоу иоучиних химипетъ. бже ею же волею възвратихъся и с цря города исъправих въсе злато и сребро и драгыи камень, пришед кывоу и съкоачася въсе дело. мца августа в к. ценоу же евангелия сего дин б ведатъ. аз же хоудыи наславъ. много троуда подъях и печали. н б оутеши мя добрааго кънязя млтвою. и тако даи б въсем людем оугодня моу творити. слышащем го црствиие пребывающе в радости и в веселии я в любъви и даи б го мтвоу въсем хръстияном имъне хоудомоу на славоу. правящи го ороудия в правдоу. и обрести честь и милость от ба и от свого цря и от браи вероующе в стоу трцю оца и сна и стго дха ныня и присно и в векы веком аминь :: (Г.) Шлецер в своем Несторе, во Введении рус. перевода стр. 110. Здесь не упоминается о нумизматических русских памятниках, из которых все, доселе известные, кажется, позже письменных, хотя некоторые из наших любителей древности и ссылаются на существующие монеты великого князя Игоря, великой княгини Ольги, великого князя Владимира, князя Глеба, великаго князя Ярослава и проч. см. Сочинения и переводы Рос. Академии Часть UV, стр. 156 и 204; Вестник Европы 1816 No 12, сшр. 315; Круговы Критические розыскания о древних рус. монетах, Рус. перев. 1807 года, стр. 201; Письмо о камне тмутараканском, 1806, стр. 28. По крайней мере, все это подлежит еще розысканию; но тмутараканский камень гораздо меньшему уже подвержен сомнению. (Д.) Русская Правда, § I–XIII; Tacit, de morubus Germanor. Cap. XII; Моисеевых книг Бытия гл. IX, ст. 6; Левит. XXIV – 19; Второз. XIX и XXI; Числ. XXXV Иисус Навин, XX; Иосифа Флавия Древности Иуд. книг. IV, гл. 8; А. Л. Шлецер в Neuveraendertes Russland, в статье о происхождении и разных переменах русских законов; Далина Шведск. истор. Част. I, Русск. перевода, стр. 251 к след.; Fortunati Durich Bubluomheca Slavuca, Viennae 1795, pag. 226; Литовский Статут, изданный на польском и русском языке в С. П. Бурге в 1881 году, разделы XI и XII; Паллас в Sammlung historischer Nachrichten über die Mongolischen Volkerschasten 1776 Petersb.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Т. 3. Стб. 50 и др.). Нередко певцы сопровождали пением действа и обряды («чины») особого рода. В хождении на осляти в Неделю ваий в Москве участвовали глава гос-ва и глава Церкви, а среди прочих - певчие государева и патриаршего хоров. Сохранились многочисленные описания шествия в разные годы XVII в. (напр.: ГИМ. Син. 425. Л. 5-7; Голубцов. Чиновники московские. С. 105-106; МИАС. Т. 1. Стб. 61-84; ДАИ. Т. 5. С. 122). Выход начинался из Успенского собора Кремля: «первое - поедут подияки в стихарях с вербою», к-рая украшалась («земный овощ имела: яблока и ягоды, изюм и винные, и рожцы, и орехи») и устанавливалась на украшенных санях (ДАИ. Т. 5. С. 122). Во время шествия до Лобного места «дияки певчие, и государевы и патриарши, поют ирмосы строками»; от Лобного места до собора «государь поведет осля под патриархом», причем «подияки болших и менших станиц идут пред великим государем и святеишим патриархом и поют Стихи еуангельския... а правого и левого крылоса певчие святейшаго патриарха идут позади, поют переменяясь Стихи еуангельския». В это время с 6 малыми вербами вперед (по некоторым источникам - на Спасский мост) «посылаются архиерейския подьяки менших станиц по два человека и поют Стихи еуангельския доколе святейший патриарх на осляти проедет» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 205. Л. 328; 207. Л. 343, и др.). В соборе патриарх раздавал ветви наряженной вербы всем «властям» и певчим. В пещном действе участвовал гл. обр. патриарший хор - все дьяки и нек-рые подьяки. Певчих дьяков жаловали за это сукнами. Всем «пещным отрокам» выдавали на неделю, в течение которой они готовились к исполнению своих ролей, по 7 алтын (0,21 р.) «поденного корму» и по 5 алтын (0,15 р.) на сапоги, после действа - «по сукну» в 2 р.; подьякам меньших станиц за пение славословия - 0,08 р. (МИАС. Т. 1. Стб. 55-59; см. также: Дубровский. 1869. С. 63-64; Парфентьев. 2006). П. п. пели при совершении некоторых обрядов, или чинов, разработанных для важнейших событий, к-рые были связаны с жизнью Государева и Патриаршего дворов и довольно часто имели общегос.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Наиболее часто «постав» сукна на сумму в 16-20 р. доставляли патриаршим певчим дьякам (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 205. Л. 184 об., 202; 206. Л. 213; 280. Л. 78 и др.). В одном из описаний чина (1671) говорится, что дьяки «по крылосом пели «Аксиос большую... Многолетие государю царю, большой роспев... потом на левом крылосе пели Многолетие святейшим вселенским патриархом по имяном и святейшему Иоасафу патриарху Московскому и всеа Русии... трижды; да потом на правом пели преосвященному Мисаилу», поставленному в митрополиты» (ДАИ. Т. 5. С. 145). В авг. 1655 г., после поставления архиепископа Суздальского, патриаршим дьякам и подьякам был пожалован «постав» сукна в 32 р. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 309. Л. 129 об.- 130; ДАИ. Т. 5. С. 150 и др.). Иногда в столице совершалось поставление и игуменов крупных монастырей, и они по-своему вознаграждали труд певчих. В янв. 1623 г. новый игумен Иосифовой Волоколамской обители приказал выдать деньги из монастырской казны государевым певцам, а также 1-й станице патриарших дьяков за письмо «настольной грамоты» (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 39. Л. 160-161). В погребении умерших патриархов принимали участие весь патриарший хор и большие станицы государевых дьяков. За чтение Псалтири и пение певцам в соборе или «на выносе» царь раздавал «из своих государьских рук» государственным и патриаршим дьякам 1-й и 2-й станиц по 1,5 р. на станицу, подьяческим станицам - от 0,5 до 0,15 р. Позднее всем им выдавались в неск. раз большие суммы денег в память об умершем патриархе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 12. Л. 602; 75. Л. 534-536, 541 об., 542; 78. Л. 431-434 об. и др.). П. п. широко участвовали в светско-бытовых, общественных и политических церемониях. По случаю пребывания в Москве важных делегаций или посольств, наречения на царство, поставления на Патриаршество, в связи с крестинами и именинами лиц царского дома, в некоторые праздники, дни памяти, а также по иным поводам в государевых дворцовых либо патриарших дворцовых палатах («хоромах») устраивались торжественные приемы и обеды («столы»).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010