Григория Декаполита , который посылал некоего монаха на могилу святого. Кроме этих текстов существуют еще два более поздних энкомия - анонимный (средневизантийского времени) и Макария Макриса (XIV-XV вв.). Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса - на основе анонимного Жития и анонимного энкомия. Св. Давиду Солунскому посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития конца X в. в Синаксаре Константинопольской церкви и в Минологии Василия II , а также переложение Жития на новогреческий язык, выполненное мон. Агапием (Ландосом) в XVII в. Поскольку сведения Иоанна Мосха и анонимного Жития частично противоречат друг другу, существует мнение, что в них рассказывается о разных людях. С другой точки зрения, эти тексты должны были быть разными, т. к. принадлежат к разным жанрам. Первый текст - это объяснение аввы Палладия из монастыря Лифазомен в Египте причины своего ухода в монастырь (будучи уроженцем Фессалоники, он стал свидетелем божественного света, исходившего из кельи Давида Солунского, что побудило его принять иночество), второй текст писался как Житие святого. Тема огня присутствует в обоих текстах. Несмотря на то что в анонимном Житии не упоминается о месопотамском происхождении преподобного, а у Иоанна Мосха нет описания его подвига на дереве, авторы синаксарей, видимо, соединили эти сведения, считая, что речь идет об одном и том же подвижнике. Рака с мощами прп. Давида Солунского в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике Мощи прп. Давида Солунского находились в основанном им монастыре до 1054 года (по мнению А. Васильева) или до начала XIII в. (по версии Е. Делидимоса), когда они были перевезены крестоносцами в Италию, в г. Павия . В 1978 году благодаря стараниям Фессалоникийского митр. Пантелеимона мощи были перенесены обратно в Фессалонику и помещены в храме вмч. Димитрия Солунского . В настоящее время мощи находятся в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике. Монастырь, в котором подвизался Давид Солунский, не сохранился.

http://drevo-info.ru/articles/6298.html

Феодоры в Фессалонике. Наряду с образами этой иконографии встречаются традиционные изображения Давида Солунского как преподобного, в рост (напр., в росписи кафоликона монастыря прп. Дионисия на Афоне (1546) преподобный представлен с длинной бородой, в желтой рясе и коричневой мантии, с развернутым свитком в левой руке; на иконе «Преподобные Пахомий и Давид Солунский» (XVI в., монастырь прп. Дионисия) - с развернутым свитком в левой руке). В русском искусстве самое древнее из известных изображений в живописи - полуфигура прп. Давида на столпе в росписи церкви св. Симеона Богоприимца в Новгороде (1465) - русоволосый, с небольшой округлой головой, с крестом в правой руке. С XVI века на русских иконах-минеях на июнь получил распространение образ прп. Давида в ветвях миндального дерева, со свитком в руке. На этих иконах просматриваются отличия в постановке фигуры святого: он может изображаться в кроне дерева (икона из ВОКМ) или на фоне дерева (икона из собрания Корина). Впоследствии эта иконография варьируется. Так, на минейной иконе 1758 г. из церкви ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе мастера Ивана Липина Д. С. сидит у подножия дерева, на голове - скуфья, левой рукой он указывает на виднеющийся вдали град. В русских иконописных подлинниках XVIII в. представлены два варианта изображения святого. Первый соответствует палеологовской традиции: " подобием сед, власы с ушей кратки, брада аки Евфимия Великого, мало покороче, ризы преподобническия, сей бяше от востока, житие име под амигдаловым деревом " . Второй отражает иконографию поздних икон: " Сед, брада Евфимия Великого или Власиева; сидит на древе на дубу великом в ветвех, на дощечке высоко, риза преподобническая, под древом гора и езеро мало, и лесок около дуба, а с дуба висит кувшин на верви, на древе сидят три птички, а инде пишет брада Димитрия Прилуцкого " . Литература Использованные материалы   SynCP. Col. 771-772   PG. 117. Col. 512-513   Филимонов. Иконописный подлинник. С. 373   Большаков. Подлинник иконописный. С. 110 Редакция текста от: 10.07.2017 01:11:55

http://drevo-info.ru/articles/6298.html

8 . Брада курчевата, седа (Петр Муромский). 9 . Брада седа, сохаста, космачки малы, густа, ус велик (Владимир Великий, Константин Всеволодович). 10 . Брада надседа, невелика, с космачками (Андрей Боголюбский). Из этого перечня читатель ясно видит, как хорошо русский подлинник умел применить византийское учение о подобии к своим национальным типам. Впрочем, ни в св. воине, ни в князе строгая красота бороды не является в таком величии, как в типе отшельника. Удаление от мира и соблазнов его должно было в циническом типе отшельника обозначаться такой красотой, которая в наибольшей мере противополагается женоподобному безбородию. Потому на полном просторе отшельнического сурового жития, чуждого всяких суетных прикрас, борода разрастается до самых громадных размеров; как бы то ни было, только именно некоторым из отшельников, как бы в награду за их геройский аскетизм, подлинник дает бороды чрезмерной величины. Например, в греческом подлиннике: Св. Евфимий: стар, сед, борода до лядвий. Павел Фивейский: стар, борода доходит до половины туловища. Петр Афонский: старик, совсем голый; борода до колен. Давид Солунский: стар, длинные волосы; борода до самых ног. Св. Онуфрий: старик, совсем голый, длинные волосы; борода доходит до самых ног. Именно только этими одними характеристиками, основанными на бороде, обозначаются в греческом подлиннике отшельники, как и многие другие священные типы, о чем было упомянуто выше. Эти греческие характеристики дополним русскими, по моему подлиннику: Св. Евфимий: сед, плешив, борода доле Власиевы, на конце раздвоилась. Павел Фивеиский: сед, плешив, брада доле Власиевы, руце молебны у сердца; ризы по колени... руце до локтей голы. Онуфрий Великий и Петр Афонский изображаются вместе. Онуфрий сед, брада долга до глезн, около пояса листвие, руце у сердца молебны; а Петр наг, сед, брада мало не до пояса; листвие же; а зрит на Онуфрия: по всему телу космы; власы на главе у обоих по плечам велики. Давид Солунский: сед, брадою аки Власий; седит на древе посреди ветвий; древо широко, коренасто; ризы преподобническия... около его на древе птички.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Молитва к Богу и «Богохваление» должно быть делом всякой разумной твари немолчным и непрестающим. К этому призывает всю вселенную божественный Давид, предуказывая явление на Земле Спасителя, познание чрез Него Пресвятой Троицы и непрестанное ее славословие всеми народами ( Симеон Солунский ). Пс.116:2 .   Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Пророк объясняет причины спасения, что они спаслись не за добрые дела, но единственно по человеколюбию Божию. Так и блаженный Павел сказал: «не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас» ( Тит. 3, 5 ), и еще: «благодатию бо есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» ( Еф. 2, 8 ) (Златоуст). Аллилуиа, 117 И этот псалом есть благодарственный Богу за полученные от Него благодеяния и одновременно побуждает к покаянию, поскольку слово «исповедайтеся» имеет двоякое значение: 1) исповедание грехов и 2) благодарение Господа (Златоуст, Афанасий, Дидим, Евсевий). Пс.117:1 .   Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Давид часто прославляет «исповедание», зная, что в нем дано грешникам величайшее пособие и врачевство против душевных ран; поэтому, согрешив, не впадай в отчаяние, но «исповеданием» грехов достигай исцеления (Исихий, Златоуст). Пс.117:2 .   Да речет убо дом Израилев: яко Благ, яко в век милость Его. Пророк повелевает начать «исповедание Господеви» – «дому Израилеву», как первому народу, призванному Евангельской проповедью ко спасению. Под «домом Израилевым» подразумеваются также и все верные Христовы последователи. Давид указывает на величайшее главное благодеяние Божие как причину исповедания: «яко благ, яко в век милость Его» (Златоуст, Афанасий). Пс.117:3 .   Да речет убо дом Ааронь: яко Благ, яко в век милость Его. Особым призыванием священников показывает, как превосходно священство (Златоуст). Пс.117:4 .   Да рекут убо вси боящиися Господа: яко Благ, яко в век милость Его. Такие люди особенно способны видеть человеколюбие Его и во всем познавать благость Его (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Аллилуиа, 116 И этот псалом из числа благодарственных. Он призывает все народы к славословию и благодарению Христа за неизреченные Его благодеяния и милости, оказанные всем людям (Феодорит).   Молитва к Богу и должно быть делом всякой разумной твари немолчным и непрестающим. К этому призывает всю вселенную божественный Давид, предуказывая явление на Земле Спасителя, познание чрез Него Пресвятой Троицы и непрестанное ее славословие всеми народами (Симеон Солунский).   Пророк объясняет причины спасения, что они спаслись не за добрые дела, но единственно по человеколюбию Божию. Так и блаженный Павел сказал: (Тит. 3:5), и еще: (Еф. 2:8) (Златоуст). Аллилуиа, 117 И этот псалом есть благодарственный Богу за полученные от Него благодеяния и одновременно побуждает к покаянию, поскольку слово имеет двоякое значение: 1) исповедание грехов и 2) благодарение Господа (Златоуст, Афанасий, Дидим, Евсевий).   Давид часто прославляет , зная, что в нем дано грешникам величайшее пособие и врачевство против душевных ран; поэтому, согрешив, не впадай в отчаяние, но грехов достигай исцеления (Исихий, Златоуст).   Пророк повелевает начать — , как первому народу, призванному Евангельской проповедью ко спасению. Под подразумеваются также и все верные Христовы последователи. Давид указывает на величайшее главное благодеяние Божие как причину исповедания: (Златоуст, Афанасий).   Особым призыванием священников показывает, как превосходно священство (Златоуст).   Такие люди особенно способны видеть человеколюбие Его и во всем познавать благость Его (Златоуст).   Видишь ли, как благосердый Отец помогает по одному только бедствию? И одной молитвы достаточно для избавления от бед. Посему и праведник, находившийся в , не о том просит, чтобы ему избавиться от нее, но чтобы великодушно и спокойно перенести ее (Златоуст, Феодорит).   Это есть малодушие — страшиться подобных себе рабов. Если мы будем лишать себя помощи Божией чрез страх пред людьми — это будет уже ее оскорблением. Бог чтит тебя, предлагая Свою помощь, а ты прибегаешь к человеческим надеждам. Не ищи себе усильно помощи от людей; ибо имеющий надежду на человека скоро падет. Но утверди сердце свое в Господе и , хотя и потерпишь какое зло: ибо (Рим. 8:31) (Златоуст, Варсонофий В.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Глава V. Последование часов §1. Первый час читается в притворе и во храме Касательно дневных часов, издревле начинающихся, по церковному счислению с восхождения солнца, последование первого часа соответствует нынешнему седьмому часу утра; но совершается в праздники, по отпусте утрени, в притворе, а в простые дни в храме, вместе с утреней и без отпуста ее, потому что составляет одно песнопение с утренею, как показано (1 ч., гл. 13, §4). §2. Содержание первого часа Глаголы моя внуши. Поскольку первый час, как начало дня соединяется с утренею во благодарение Господа, приведшего свет, разрушившего тьму лести, подавшего нам свет благочестия, и приносится, как дар и жертва хваления Богу, как сказано (1 ч., гл. 13, §3), то на этом часе все псалмы, все тропари и последняя молитва содержат в себе благодарение и моление о наставлении нас, о ниспослании нам светлости Господней и о совершении наших дел. Симеон Солунский (в гл. 324) говорит: «на первом часе читаются в честь Троицы три псалма, которые утром произносил некогда Давид и которые содержат в себе благодарение Богу и молитву о ниспослании на нас божественной светлости, об исправлении наших дел, об отступлении от нас всякого зла и о ниспослании нам всякого блага». §3. «Боже, ущедри ны» – на первом и на девятом часе Молитва: Боже ущедри ны, в которой мы молимся, дабы Бог ущедрил нас, просветил лице Свое на нас и помиловал нас, необходима как для утра, так и для вечера. Утром мы испрашиваем просвещения по причине солнечного света, а вечером по причине сияния возженных свеч. Посему эта молитва и читается как на первом, так и на девятом часе. §4. Содержание третьего часа Время третьего часа соответствует нынешнему девятому часу утра, потому что, по церковному счислению, день начинается с седьмого часа утра. Третий час читается вместе с шестым и изобразительными и имеет также три псалма. Славословится третий час по двум причинами 1) в этот час иудеи сотворили совет, да убиют Иисуса, и 2) в тот же час нисшел на апостолов Дух Святый, Коим просвещены и все мы, верные. Посему первые два псалма этого часа изображают тот навет и лесть иудеев, а третий, пятидесятый, воспоминает пришествие Святого Духа. Симеон Солунский (в гл. 327) пишет: «на каждом часе, первом, третьем, шестом и девятом, читается: приидите, поклонимся трижды, в честь Св. Троицы. Потом читаются, в честь Троицы же, три псалма, приличные часу и объясняющие значение его. И как на первом часе утра псалмы содержат моление о божественной светлости, напоминаемой солнечным сиянием; так и на третьем – первые два псалма изображают лесть и навет иудеев на Христа; последний же псалом, пятидесятый, говорит о пришествии Божественного Духа». §5. «Помилуй мя, Боже» на третьем часе

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Древний аркатурно-колончатый пояс уцелел только в зап. прясле сев. фасада; узнаются образы первых рус. святых - князей Бориса и Глеба. Проч. колонки и фигуры святых вырезаны в основном в XIX в. Исключение составляют 13 колонок и неск. сидящих святых (зап. фасад), снятых с башен. Блоки с раскидистыми «древесами» под фигурами святых также переставлены с башен. Рельефы исполнены в графичной, декоративной манере. Рельефы XIX в. более примитивны. Здесь же, в колончатом поясе зап. фасада, находятся и рельефы XVIII в., отмеченные влиянием искусства эпохи барокко. К ним принадлежит «Св. Троица» с евангелистами (центральный участок аркатурно-колончатого фриза). Др. пояс составляет развернутый на юж. и зап. фасадах цикл с изображением 12 св. конных воинов, в т. ч. великомучеников Георгия Чудотворца (с надписью), Феодора Тирона и Феодора Стратилата (атрибуция Вагнера), Димитрия Солунского (Гладкая видит здесь 2 изображения), св. князей Бориса и Глеба (атрибуция В. А. Плугина). В медальонах и рамках представлены поясные изображения святых, среди к-рых апостолы Петр и Павел на сев. фасаде (с надписями). Образы святых на аркатурном поясе, в медальонах, «всаднический цикл» раскрывают новозаветную тему. Грифон, несущий лань. Рельеф сев. фасада. XII в. Грифон, несущий лань. Рельеф сев. фасада. XII в. Между колончатым поясом, вереницей всадников и рельефами царей с героями представлен весь тварный мир. Звери, птицы, деревья и травы внимают царю Давиду у подножия престола. Лев, барс, грифон, орел - метафоры царственности и покровительства. На фасадах насчитывается 125 крупных изображений льва. Лань и голубица - воплощенные смирение и кротость христианина. Также представлены изображения оленя, барана, онагра, кентавров, фазанов, павлинов, гусей. Густая «звериная» резьба гирляндами и фризами оплетает арки порталов. На юж. портале на спинах 2 львов восседает Давид (надпись над Давидом почти утрачена; долгое время считалось, что это Соломон). На сев. портале вырезан миниатюрный 3-фигурный Деисус с надписями.

http://pravenc.ru/text/178253.html

В-пятых, под престолом устрояется как бы гроб, ковчежец, в котором полагаются и погребаются мощи мучеников или других святых, за Христа подвизавшихся. Поскольку престол есть гроб Христа, то и мученики и святые с Ним спогребаются, и как закланный Христос воскрес, то и святые с Ним прославятся, особенно в день Царствия Сына Божия. Все это объяснено будет в 3 ч., гл. 8, §22. Илитон на престоле В-шестых, на св. престоле, сверх индитии, должен быть илитон (ειλητυ обвертка, повязка). Этот илитон означает тот сударий, которым обвязана была глава Иисуса Христа во время положения Его во гроб, и который виден был там по воскресении Спасителя, как пишется в Евангелии Иоанна ( Ин.20:7 ). Симеон Солунский (в гл. 112) пишет: «полагается на престоле илитон в ознаменование смерти и воскресения Христова, так как апостолы по воскресении видели между прочими погребальными одеждами и сударий, который был особь свит на едином месте. Так точно и илитон свивается, и на нем, вместо Спасителя, полагается Евангелие». Антиминс на престоле В-седьмых, в илитон всегда завертывается освященный антиминс. Так как антиминс то же означает, что и престол, то и значение антиминса, и то, почему он полагается здесь, будет объяснено в 3 ч., гл. 8, §10. Крест на престоле и запрестольный В-восьмых, на престоле и за престолом всегда находится Божественный крест Спасителя, на котором Он принес Себя в жертву. Где жертва, там должно быть и орудие ее. Симеон Солунский (в гл. 133) пишет: «к востоку за престолом ставится четвероконечный Божественный крест Спасителя, на котором Он, грех ради наших, был пригвожден, – Спасителя, Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо: в Себе Самом все соединил, и к Себе призвал все концы земли, Который высотою Божества и смирением воплощения все Себе усвоил, и воссоздал нас высотою славы, глубиною нищеты и смирения, и широтою милости и любви, из ада воздвигнул, и из земных сделал небесными». Вот что образует крест. Вид креста указывает и на таинство Троицы; прямым своим положением он указует нам на Высочайшего Отца, поперечною перекладиною на Сына и Св. Духа; ибо Давид говорит: руце Твои сотвористе мя, и создасте мя, т.е. создал Сын и Св. Дух. Ковчег или дарохранительница на престоле

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

( < < back) разумеется Uoahh V Палеолог, царствовавший с 1379 по 1391 г. ( < < back) Константинополя турками совершилось в 1453 г. ( < < back) О чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, нарицаемой «Одигитрия» город в Сирии, на р. Оронте. ( < < back) Фeoдocuй II Младший царствовал с 408 по 450 г. ( < < back) св. царицы Пульхерии празднуется 10 сентября. ( < < back) местность в Константинополе, в западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями; особенно известна была Влахерна по Богородичной церкви, построенной Львом Великим (457–474 гг.); при нем в эту церковь положены были честные ризы Пресв. Богородицы, перенесенные из Палестины; здесь же хранились в златокованном ковчеге омофор Ее и часть пояса. ( < < back) Ираклий царствовал с 610 по 641 г. ( < < back) Xoзpoй II из династии Соссанидов; царствовал с 590 по 621 г. ( < < back) Господа Вседержителя; обитель находилась на окраине города ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память преподобного отца нашего Давида Солунского или Фессалоники — весьма значительный, древний город Македонии, лежит в глубине большего Солунского или Фермейского залива, составляющего часть Эгейского моря (Архипелага). В Солуни проповедовал христианство ап. Павел и основал общину, для которой им были написаны два послания. По своим торговым оборотам и богатству он был одним из самых важных городов Византийской империи. В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя первый торговый город Европейской Турции, с весьма многочисленным населением. ( < < back) св. Давид около 540 г., в царствование Юстиниана и Феодоры. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Сампсона странноприимца император Юстиниан царствовал с 527 по 565 г. было в 530 г. храм в Константинополе. При императоре Юстиниане он был заново перестроен. По прекраснейшей архитектуре и роскоши отделки он принадлежит к числу лучших зданий в мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Рельефная композиция в центральной закомаре зап. фасада. XII в. Рельефная композиция в центральной закомаре зап. фасада. XII в. Тему доброго правителя продолжает образ царя Александра Великого . На юж. фасаде в вост. закомаре помещена композиция «Полет Александра» (атрибуция А. С. Уварова). Александр изображен сидящим в корзине, к-рую поднимают привязанные к ней хвостами грифоны. Грифоны тянутся за приманкой - фигурками барсов в поднятых руках Александра. Сверху к Александру слетают птицы. Среди известных в мировом искусстве сцен полета (вознесения) Александра Македонского только в композиции на Д. с. изображены птицы. На сев. фасаде симметрично этой композиции расположена большая скульптурная группа: восседающий на троне в княжеской одежде человек с отроком на левом колене, по сторонам от трона по 2 отрока в позе поклонения. По мнению Воронина и большинства исследователей, это храмоздатель Всеволод Большое Гнездо с сыновьями (1-м предположение выдвинул прот. В. В. Косаткин). Кн. Всеволод в отличие от царя Давида представлен без короны. Скульптурный портрет носит неофиц. характер, хотя к Всеволоду, сидящему в непринужденной позе, остальные персонажи композиции, его дети, обращены с ритуальным жестом приветствия, как обычно изображались на иконах предстоящие Христу или Богоматери святые. Одного из княжичей кн. Всеволод держит на руках (по Воронину, Всеволода (Димитрия)). Вероятно, кн. Всеволод изображен на этой композиции как глава рода. Существуют варианты толкования композиции: «Богоматерь с Младенцем и предстоящими пастырями» (Кондаков), «Иосиф с братьями» (Ф. Кемпфер), «Давид с Соломоном» (А. М. Лидов), «Древо Иессеево» (Гладкая). Вмч. Димитрий Солунский. Рельеф юж. фасада. 1838 г. Вмч. Димитрий Солунский. Рельеф юж. фасада. 1838 г. С рельефами на тему власти связаны сцены противоборства: человекодракон; Никита, побеждающий беса; лев, когтящий лань; вепрь, терзающий оленя; фигурки 2 борцов; львы с переплетенными шеями; гуси в такой же позе. На сев. фасаде между лапами 2 львов с одной головой помещена человеческая личина: это лев-антропофаг, символизирующий душу грешника в лапах диавола (по Даркевичу и Вагнеру).

http://pravenc.ru/text/178253.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010