Апостолов: Асинкрита, бывшего епископом в Иркании, Флегон- та, бывшего епископом в Марафоне, Ермия , епископа Далматского, также вспоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам: Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ермия и других с ними братьев ( Рим. 16, 14 ). Все эти апостолы были проповедниками Евангелия и мучениками, иные до смерти, за веру Христову. День десятый. Память святых 600 преподобных отцов, избитых персами в Давидо-Гареджийской пустыне В обители, основанной святым Давидом Гареджийским (одним из учеников великого Иоанна Зедазнийского), вокруг которой еще при жизни святого Давида образовалось несколько обителей, составляв­ших как бы Фиваиду Грузии, процветавшую почти до XVII столетия, иноки имели обыкновение в храмовый праздник Воскресения Хри­стова сходиться в одной из обителей для совместного празднования Светлого дня. Так было и в 1615 году. В это несчастное для Иверии время, ког­да звероподобный шах Аббас разорил всю страну и предал избиению множество жителей, отправился он однажды, именно накануне дня Светлого Христова Воскресения, поохотиться в степях Караягских, ликуя и превозносясь, что здесь уже верно не встретит он ни одной живой души. Но, к удивлению своему, лежа ночью в своей палатке, он увидел вдали на горе множество движущихся огоньков. Это и были иноки Гареджийской пустыни, обходившие крестным ходом маленькую свою церковь , воспевая радостное «Христос воскрес!» «Стало быть, не вся Грузия предана мечу?» – воскликнул шах, узнав от своих приближенных, что это монахи празднуют свою Пас­ху Христову, и приказал изрубить всех, кого найдут в этой степной пустыни... Напрасно некоторые приближенные шаха просили его пощадить этих безвредных людей, напоминая ему, что сам Магомет велит щадить молитвенников. Воины должны были исполнить волю их необузданного в своей свирепости владыки и к утру следующего дня истребили до 600 иноков, которых они застали причащающимися во время Литургии Святых Таин Господних... Затем они предали разорению и опустошению все обители. И таким образом закончи­лось существование этих обителей, служивших в продолжение почти 12-ти столетий рассадником Православия и благочестия в Грузии. Впоследствии, заботливостью Кахетинского царя Арчила II, собраны были кости преподобных мучеников и положены в сооруженной им церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«После молебна она подходит ко мне и спрашивает: «Батюшка, а могу ли я приложиться к иконе? Три года у меня не прекращается кровотечение». Я ответил: «Строго говоря, не положено, но я вас благословляю». Буквально на следующий день ее состояние стало гораздо лучше, а через месяц абсолютно все кончилось. Теперь она прихожанка нашего храма, дочку сюда приводит, она очень многих направила с молитвами к Давиду Гареджийскому». Жаль только, что нет акафиста преподобному Давиду на русском языке. «Перевод с грузинского – непростая задача, – говорит отец Иоанн Каледа. – Уж очень различны эти языки. Но думаю, что все-таки он будет переведен». На молебне – особое настроение. Потому что молитва все-таки у большинства собравшихся (в среднем в храм по понедельникам приходит человек 70 – 80) – о детях. О будущих, о тех, кто находится во чреве, благодарность за уже родившихся. Благодарит за благополучное рождение дочки пять лет назад Елена. «У меня всю беременность была сильная угроза потерять ее, – вспоминает Елена. – Мой духовный отец (я прихожанка другого храма) настоятельно советовал отправиться сюда, в Троицкий храм, молиться святому Давиду Гареджийскому. После молебна мне ощутимо стало легче. Так всю беременность и молились ему. Сейчас дочка приезжает со мной, молиться святому, чтобы у нее появились братик или сестричка». «Один московский священник, отец Олег, переживал, что у них с матушкой нет детей, – вспоминает отец Иоанн Каледа. – Ему рекомендовали поехать в наш храм. Отец Олег приехал, послужил вместе с нами на празднике преподобного Давида, а на следующий год он уже приехал с матушкой и чадом. Сейчас у него, по-моему, четверо детей». После молебна, прочитав имена тех, за кого молились, отец Иоанн вспомнил еще одну историю: «Несколько месяцев назад после молебна ко мне, рыдая, подошла жена одного из священников, служащих в Подмосковье. Рассказала, что два дня назад ей поставили два диагноза: беременность и рак щитовидной железы. Понятно, с болезнью тянуть нельзя, нужно оперироваться. Но раньше 12 недель беременности операцию делать нельзя. Срок еще маленький, и врачи предлагают беременность прервать. Матушка отказалась.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-david-gar...

В XI b. подвижник преп. Иларион в Гареджийской лавре повторил подвиги древних Отцов и обладал таким обилием даров, что Церковь назвала его тем же именем, что и святителя Николая — Чудотворцем. В Х в. на Афоне просияли четыре грузинских святых — Иоанн, Гавриил, Евфимий и Георгий Святогорцы. Преп. Иоанн построил Иверскую обитель. Церковь канонизировала выдающихся правителей Грузии, много сделавших для Церкви — царя Давида Строителя, царицу Тамару, царя Ашота Куропалата, царя Димитрия Самопожертвователя, царя Луарсаба, царицу Кетевань. Последние четыре приняли мученическую кончину за Христа и за свой народ. В 1616 г. мученическую кончину от рук персов приняли 6000 иноков Давидо-Гареджийской обители, а в 1661 г. — князья Бидзина, Шалва и Элизбар. Из мучеников последнего времени грузины особенно чтут архимандрита Григория (Перадзе), рожденного в Тифлисе, учившегося в родном городе, затем в Берлине, профессора Боннского, Оксфордского, Варшавского университетов. Во время Второй мировой войны он погиб в Освенциме в газовой камере, пойдя на кончину добровольно вместо одного многодетного заключенного. Как одна из древнейших христианских Церквей Грузинская Церковь богата многими памятниками старины и святынями. Среди них наиболее известен Мцхетский собор Светицховели (Живоносный Столп). Он построен в 1010–1029 г. г на месте первой в Грузии христианской церкви IV b. в честь св. Двенадцати Апостолов над местом, где находится Хитон Господень. Все главные церковные события, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят в этом соборе. Он также является усыпальницей Католикосов. Сионский кафедральный собор в Тбилиси во имя Успения Божией Матери получил название от Иерусалимского Сиона. Его основание было заложено еще в V b. при царе Вахтанге, но строительство окончено лишь в первой половине VII b. Среди святынь собора наибольшей известностью пользуется крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы и связанный волосами просветительницы Грузии. Храм Креста (Джвари) на горе напротив древней столицы Мцхеты был построен над крестом, поставленным здесь св. Ниной. На рубеже Х — XI в.в. возводятся грандиозные кафедральные соборы — Кутаисский, Алавердский и уже упоминавшийся Мцхетский, храм Баграта в Кутаиси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Преподобный Давид, остановившись у ворот, послал Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам, по великому смирению, посчитал себя недостойным войти во Святой Град. Преподобный Лукиан возвратившись, застал своего учителя стоящим на том же месте, погруженным в молитву. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный Давид взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащие у стены, и поспешил в обратный путь. Ночью Иерусалимский Патриарх Илия 122 видел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит ее с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб она догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и только взял три камня около ворот. Тогда посланцы Патриарха взяли назад два камня, а третий оставили преподобному, и тот принес его в Гареджийский монастырь. С тех пор в Грузии существует предание, что три раза посетить Гареджийскую пустыню равно паломничеству в Иерусалим. На месте монашеских подвигов преподобных Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая двенадцать монастырей. Преподобный Давид погребен в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан. Гора Давида, возвышающаяся, будто крепость над Тбилиси, известна под названием Мтацминда (Святая Гора), как Афон – удел Богоматери. В пещере, где молился преподобный, из скалы течет родник, который народ прозвал «слезами Давида». Существует обычай, при бесплодии супругов молиться преподобном Давиду о даровании ребенка. В Гареджийской пустыне после краткой весны, которая расстилает свой яркий разноцветный ковер по земле, наступает знойное и засушливое лето. Цветы блекнут, трава засыхает. Кажется, что вокруг все вымерло и уснуло, как будто жизнь ушла в пещеры и недра скал. Гареджийская пустыня, с ее багряными закатами, становится похожей на царство смерти и молчания. Гареджи чем-то напоминает книгу Апокалипсиса, где символическими письменами описаны гибель мира и его будущее преображение. Сила молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Преподобного Давида потребовали на суд. Но праведный отец всенародно обличил клеветницу; дотронувшись посохом до ее чрева, он спросил зачатого ребенка: «Я ли отец твой?» Из утробы обольщенной девицы послышался голос: «Не ты», — и назван был какой-то кузнец. Тогда святой Давид сказал ей: «Да родишь ты камень!» Вдруг она почувствовала страшные боли и родила камень; такое обличение лжи и послужило, как говорят, причиною постройки Квашэтской церкви в Тбилиси. В память этого события, в благодарность Господу, давшему Давиду власть над внутренним людским, преподобный Давид испросил у Бога источник чудодейственной воды, который имел бы целебную силу и, в особенности, — быть благодатным для жаждущих чадородия неплодных женщин. Это тот самый источник чистой ключевой воды, который и ныне находится на склоне Мтацминда В городе Тбилиси, к северо-западу от церкви преподобного Давида, привлекая к себе множество бездетных паломниц. Лукавый нрав жителей и мятежная жизнь большого города возмутили дух Давида, и он удалился для стяжания Духа Божия в суровейшие иверские места, чтобы молитвою и покаянием препобедить лукавство и мятеж, посеянные в людях извечным врагом рода человеческого. Преподобный Давид ушел в Гареджийские горы, расположенные между реками Курою и Иорою в семидесяти километрах к юго-востоку от Тбилиси. Тут он устроил обитель, которая впоследствии обратилась в знаменитую Лавру и породила еще десяток монастырей. Авва Давид с того времени стал называться Гареджийским. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 мая, 2022 27 марта, 2022 29 мая, 2023 22 мая, 2023 16 мая, 2023 16 мая, 2023 10 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Годы расцвета Давидгареджи долгими не были: b XIII монастыри вновь разграблены монголами, b XIV — афганцами. В начале XV beka пустынь была разорена Тамерланом. В 1615 монастырь вновь был разорен — на этот раз персидским шахом Аббасом. Его воинами были в одну ночь убиты шестьсот монахов, собранных по всей пустыне. В 1690 году настоятелем монастыря становится Онуфрий Мачутадзе — при нем в следующие четыре десятилетия восстанавливается Лавра, ведется активное строительство, возвращены монастырские земли. Ho b XVIII веке продолжаются набеги на обители, и ко второй половине XIX века монашеская жизнь сохраняется только в монастыре Натлисмцемели.   Вокруг монастыря строится гостевой дом и кельи для трудников Монастырские кельи были вырублены в гладких скалах. Сейчас туристы встречаются на них гораздо чаще, чем монахи Крепостные стены и ворота монастыря были построены при Онуфрии Мачутадзе Трапезные и другие постройки относятся к тому же периоду Старогрузинские буквы существенно отличаются от современного грузинского алфавита Игуменский корпус Звонница Резервуары для воды также построены при Иларионе Картвели Согласно преданию, преподобный Давид по своему смирению не стал входить во Святой Град Иерусалим, а лишь подобрал три камушка на дороге неподалеку от него. В тот же момент Иерусалимскому патриарху явился ангел и сказал, что этот монах унес всю благодать Иерусалима. Монаха Давида догнали гонцы от Патриарха и упросили вернуть два камня. Последний камень преподобный Давид принес в Грузию Гробница преподобного Давида Матушка Мария Ильяшенко Храм Преображения — поклонный крест. Протоиерей Александр Ильяшенко Иконостас храма Преображения: преподобный Давид, Богородица. Праздничный ряд иконостаса Фрагменты креста Фрагменты креста Тайная Вечеря Иконостас: Спаситель, Преображение Господне Икона преподобного Давида Икона «Слава Грузии» — все грузинские святые вокруг Животворящего столба над могилой святой Сидонии с Хитоном Господним Отец Александр Ильяшенко и паломница Елена готовятся к молебну преподобному Давиду

http://pravmir.ru/pustyn-prepodobnogo-da...

  Цминда Самеба, Свято-Троицкий собор Кафедральный собор Святой Троицы поражает масштабами. Высота главного храма Грузии, который виден из любой точки Тбилиси, — более ста метров. Это целый комплекс сооружений, включающий колокольню, семь часовен, пять из которых — под землёй, резиденцию патриарха, духовную академию, гостиницу, парк и кафе. Собор планировали построить к 1500-летию независимости грузинской церкви и 2000-летию христианства, но из-за распада СССР и гражданской войны в Грузии строительство было отложено. Лишь в 2004 году произошло торжественное освящение храма. Цминда Самбеа строился на народные пожертвования. Грузины жертвовали личные сбережения и украшения и на богатое внутреннее убранство собора. Например, для золотого оклада удивительной по красоте иконы «Все грузинские святые», жители тбилиси приносили серьги, кольца, часы и цепочки. Величайшая святыня - крест, установленный просветительницей Грузии святой Ниной на горе над Мцхетой, в честь крещения Грузии, — помещен в соборе в золоченном саркофаге перед алтарем.   Мтацминда Пантеон Церковь Святого Отца Давида на горе Мтацминде получила свое название в честь великого грузинского святого Давида Гареджийского, сирийского монаха, который проповедовал христианство в Иверии. Перед тем, как уйти в горы, в пещеру, вокруг которой позже возник Давидо-Гареджийский монастырь, святой монах жил в Тифлисе. Противники христианства, по преданию, оклеветали Давида, обвинили в совращении незамужней женщины. Но Давид чудесным образом доказал свою невиновность, а та женщина родила камень. Давид слезно молился о спасении ее души и Господь показал святому место на склоне Мтацминды (Святая гора, названа по аналогии с Афоном), где бил целебный источник, излечивающий, как верили люди, от бесплодия. Этот и еще два источника действуют и сегодня. К ним приходят женщины с молитвами о долгожданном материнстве. На месте пещеры сначала построили небольшую келью, затем — часовню, теперь над ней — церковь Иверской иконы Богоматери. Недалеко — Преображенский храм, а рядом — знаменитый храм Святого Отца Давида (Мамадавити). Строился он c 1859 по 1871 годы. Традиционный для Грузии сдержанный крестово-купольный стиль Мамадавити, его скромное и простое убранство не мешает храму быть одной из самых известных достопримечательностей Тбилиси.

http://foma.ru/gruziya-10-svyatyin-kotor...

После нападения турков-сельджуков в XI веке постройка сооружений на территории комплекса прекратилась. Пика развития комплекс достиг в XII веке, когда появились монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури, а Лавра Святого Давида расширялась и благоустраивалась. Особое внимание туристов и искусствоведов обращает то, что в Давид-Гареджи существовала своя школа живописи, так как во всех церквях есть уникальные фрески, иконы и картины христианской жизни. На рисунках на стенах храмов можно увидеть выдающиеся исторические личности: царя Давида IV Строителя, царицу Тамару, царя Георгия IV Лаша, Димитрия Саможертвователя и многих святых. Внимание ученых привлекают и старинные надписи на стенах сооружений монастыря: грузинские, армянские, греческие, арабские, а также уникальная «тетралингва» сразу на этих четырёх языках. Грузинские надписи можно прочесть при входе в лавру святого Давида. В XII веке при главе комплекса Онуфрии Гареджели монастырь стал одним из крупнейших культурно-просветительских центров Грузии. Однако в XIII веке на этой территории появились монголы, которые разграбили и повредили Давидо-Гареджийский монастырь. Некоторые монахи тогда бежали в другие монастыри. В XIV–XV веках на территории Грузии появился Тамерлан, а в 1615 году за одну ночь Шах-Аббас разорил монастырь, были убиты монахи, которые поддерживали деятельность монастыря и восстанавливали его. Возрождение этой святыни началось лишь в XVII веке при царе Теймуразе II. Онуфрий Мачутадзе, настоятель монастыря с 1690 года, многое сделал для его возрождения. Монастырю были возвращены прежние владения и построена стена, которая оберегала святыню от вражеских нападений. Тем не менее, в XIX веке, когда во многих грузинских городах появлялись духовные школы, интерес к монастырю спал, он постепенно опустел, и лишь в Натлисмцемели проживало несколько монахов. Так как территория монастырского комплекса делится пополам границей, он является предметом территориального спора между двумя странами, начиная с 1991 года. Грузия хочет вернуть свои святыни, которые несут огромную культурную и историческую значимость для страны, а для Азербайджана данная территория важна из-за стратегического расположения высот.

http://sobory.ru/article/?object=36533

А 59, отличается полнотой, памяти приведены по слав. Прологу, в книгу внесены переработанные синаксарные жития из слав. Пролога. Есть в календаре и груз. памяти: св. равноап. Нины, преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев, память Петра Ивера (она попала в груз. книги в XVII в. благодаря груз. переводу (очищенному от монофизитских намеков) его сир. Жития; впосл., когда стало ясно, что Петр Ивер был монофизитом, по настоянию католикоса Антония I (Багратиони) эта память была изъята ГПЦ из употребления), памяти святых Або Тбилисского и Илариона Грузина. Примерно тем же путем пошел католикос Доментий IV (Багратиони), но отличительной чертой его сборника (Кекел. А 425) является полнота груз. праздников, к-рые включают в себя памяти вмц. Кетеван, святых Исаака (Сахака) и Иосифа, праздник Хитона Господня, памяти прп. Григория Хандзтийского, мц. Шушаник, святых Давида и Константина Аргветских, Константина-Кахи, Авива Некресского, Михаила-Гоброна и Илариона Грузина, память Петра Ивера, памяти святых Або Тбилисского, равноап. Нины, Иоанна Зедазнийского, преподобных Арсения Икалтойского, Евфимия и Георгия Святогорцев, св. Антония Марткопского, преподобных Шио Мгвимского и Давида Гареджийского. Почти такой же полнотой груз. памятей отличаются минейные части двух Гулани нач. XVIII в. (Кекел. А 111 и А 366-379-380). Эти рукописи отражают тенденцию к возрастанию значения груз. памятей в Месяцеслове - тем же Виссариону и Доментию принадлежит создание специальных сборников, состоящих только из житий и последований груз. святых (Кекел. А 170 и А 130). Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. В нач. XVIII в. был заново переведен на груз. язык греч. Евхологий. Работу осуществил еп. Киприан Самтависский (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XVII-XVIII, 221-225). Перевод чинов Требника был обусловлен накопившимся расхождением груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

32 Храмы без купола у Грузин именовались Сионом. Но первоначально давали такое название храмам Божиим, тем, которые посвящались Успению Пресвятой Божией Матери в подражание таковому же Иерусалимскому храму, существовавшему в Гефсимании, и потому еще более что сама Божия Матерь у Пророков таинственно называется Сионом. 33 Груз. церковь совершает память след. Святых: Янв. 8. Св. Або., 14. Св. Просветительницы Нины. 19. Св. Антония Марткопского. 26. Св. Благоверного Груз. царя Давида III. Апр. 15. Св. Муч. Сухии и ближних его. Мая. 7. Св. Иоанна Зедазнийского и всех 13 с ним из Сирии пришедших отцов. 9. Св. Шио Мгвиманского. 13. Эвфимия Афонского. 18. Св. Давида и Таричана. Июн. 21. Св. царей: Муч. Арчила и Луарсаба. 27. Св. Георгия Афонского. Июл. 12. Св. Иоанна и Гавриила. 29. Св. Евстафия Мцхетского. Авг. 3. Св. Раждена. 28. Св. Шушаники. Сент. 13. Св. царицы Кетевани. 15. Св. Иосифа Алавердского. 16. Св. Исаака и Иосиффа. 18. Св. Бидзины и двух братьев Шалвы и ЕлизбараˆОкт. 1. Воспоминание чудес Св. Хитона Господня. 2. Св. Давида и Константина. 5. Св. Григория Хандзойскогоˆ 28. Св. Свящ. Муч. Неофита. – День Св. Великомуч. Георгия. Нояб. 10. Св. Муч. Константина. 17. Св. Михаил Гоброна. 19. Св. Илариона. 29. Св. Авива Еписк. Некресского. Дек. 2. Св. Исе Цилканского. По переходящим праздникам совершается память: 1. В четверток сырная нед. Св. Шио Мгвимского. 2. Во вторник свет. нед. избиенных Шах-Аббасом В. Братий Давидо-Гареджийской пустыни. 3. По Пасце в среду 7 недели Св. Додо. 4. В четверток той же нед. Давида Гарджийского. 34 В горах Осетии других ущельях горских племен видны и теперь разрушенные церкви и каменные груды их развалин. Дремучие леса, крутые скалы и вершины гор Абхазии, Сванетии и Осетии наполнены подобными следами процветавшего некогда христианства. Уважение к сим остаткам питают самые горцы. Осетины особенное оказывают благоговело к церквам Св. Архангела Михаила в Трусовском ущелье; Св. Девы Божьей Матери в Закхинском; Св. Георгия в Жамурском и проч. Они рассказывают о чудесах, которым сами были свидетелями и празднуют христианские праздники. Во время годовых праздников около церкви совершаются договоры и примирения между враждебными фамилиями. Пост пред Рождеством Христовым и весь Великий пост соблюдаются свято и ненарушимо. Им известны дни Ваий, Светлого Христова Воскресения, Благовещенья Господня, день Св. Георгия, имя Пророка Илии и проч. Абхазцы, обитающие на берегах Черного моря, до ныне празднуют три дня Пасху, и употребляют окрашенные яйца; день сошествия Св. Духа, а 25 Декабря празднуют и Рождество Христово. Развалины древних церквей почитаются я у них священными и клятвенными местами, даже в обыкновенных условиях общественного быта, как некогда могила Картлосова на горе Картли для Грузинцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010