– Только, лапнику нарубим, – ответила Настя, – на подстилку, и не нужно нам шалаша: переночуем в домишке. Так и решили. К тому же в домике оказалось много прошлогоднего сена, а в сене можно спать и в мороз. Как раз против окошка пришелся закат, и красное солнце садилось в сурадья, а внизу все перенимала по-своему река, и отвечала на все перемены цветущего неба вода… Как и думал Митраша, перед закатом прилетел стой стороны токовик сел на ветку против самой избушки и, сделав свое обычное приветствие природе по-тетеревиному, пригнул голову в красном платочке к самой ветке и надолго забормотал. Можно было понять, что токовик звал с той стороны сюда весь тетеревиный народ, но, вероятно, они чуяли возможность мороза, не хотели тревожить самок, сидящих на яйцах. Весь тетеревиный народ вразброд по великому сурадью оставался на местах. Но каждый косач с места ответил токовику, и от этого началась в суземе своя особенная для всех прекрасная колыбельная песнь. Тысяча людей в тысячах лет слушали эту колыбельную песнь природы, и все понимали, к чему эта песнь, но никто о ней не сказал твердого слова. Но вот пришла война такая ужасная, каких не бывало от начала века, и теперь, на войне, умирая Или радуясь тому, что жив остался на свете, многие поняли колыбельную природы и в ней ее вечный и главный закон. Мы все знаем этот великий закон всей жизни: жить всем хочется, и жизнь хороша, и надо, непременно надо жить хорошо, жизнь стоит того, чтобы жить и даже страдать за нее. Песня эта не новая, но, чтобы по-новому принять ее в себя и об этом подумать, нужно послушать, как в северных лесах на заре красивые птицы, увенчанные красным огоньком на голове, на утренней заре встречаются с солнцем. В этой колыбельной песне суземных сурадий есть для человека намек на то время, когда в молчании растительной жизни шумел только ветер, но еще не было никаких живых голосов. Время проходило в молчании живых существ. Стихая, ветер иногда передавал свой безобразный шум задумчивому журчанию бесчисленных родников и ручьев. И совсем незаметно когда-то и мало-помалу родники и ручьи передали свои звуки живым существам, и они сотворили из этого звука колыбельную песнь.

http://predanie.ru/book/221325-osudareva...

В 1735-м году в Монастыре нашел приют иеромонах Манасия (Косач). При пострижении в 1728-м году в Киево-Печерском Монастыре оп получил имя Митрофана, но при посвящении во иеромонаха архиепископом Киевским Рафаилом назван Манассиею 2325 . В 1732-м году Псковский архиепископ Варлаам просил у Святейшего Синода определить для обучения собранных в его епархии священно-церковно-служительских детей учителя, Риторику и Философию знающего, «понеже», – писал преосвященный, – «от обучающего ныне попа Чернявского пользы мало, ибо, по старости, глазами он мало видит, плохо слышит, да немного и знает». Святейший Синод рекомендовал преосвященному Варлааму «приискать учителя в своей епархии достойного, если же такового, паче чаяния, не имеется, то приискать в других епархиях, по сношению с архиереями. В результате поисков и сношений архиепископа Варлаама, к нему в январе 1733-го года был отправлен из Киево-Печерской Лавры иеромонах Манассий (Косач). В Пскове ему вручено было 170 детей, жалованья положено 100 рублей в год и казенный столь вместе с приехавшим с ним студентом 2326 . В 1735-м году он просил увольнения «на послушание иуды», вследствие невыдачи ему во Пскове жалования в обещанном размере и «немилости» к нему архиепископа Варлаама, «не показывавшего над ним никакого респекта». Святейший Синод по поводу этой просьбы сделал архиепископу Варлааму запрос, а до получения ответа велел иеромонаху Манассии иметь пребывание в Александро-Невском Монастыре и «для апробации заготовить предику на письме» 2327 . Между тем архиепископ Варлаам донес, что во Пскове «от неприлежного в обучении школьном смотрительства того Манассии многие студенты разбежались, а сысканные показывали, что побег чинили от несносных побоев Манассии, держания занапрасно в цепях и обучения не против силы»; 1 из бежавших в зимнее время замерз на пути, а двое показали, что Манасия взял с них по 50-и копеек и от Школы уволил. Тем не менее, преосвященный Варлаам просил вернуть к нему Манассию, по крайней мере до конца учебного года 2328 . Святейший Синод этого ходатайства не удовлетворил и леттом 1736-го года командировал Манассию во флот 2329 . По возвращении после морской кампании в Александро-Невский Монастырь Манассия просил об отпуске в Киев и был беспрепятственно уволен 2330 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Протоиерей Павел Косач Мне часто вспоминается мое первое Соборование, так потрясшее меня и так изменившее мою жизнь. Я в то время сильно болела, казалось, что это будет продолжаться бесконечно. Болезнь привела меня в храм, я стала причащаться раз в две недели, но изменения к лучшему в моем самочувствии происходили очень медленно, во всяком случае, мне так казалось. И вот как-то весной, во время Великого поста, я попала в храм Иоанна Богослова у нас в Тбилиси. Это старинный храм в центре города, построенный ещё во время правления Императора Николая Второго, в самом начале XX века. Тогда там служил протоиерей Павел Косач, многоопытный в духовной жизни батюшка, который прослужил секретарем у Глинского старца митрополита Зиновия (Мажуги) более 40 лет. Путь отца Павла был похож на путь многих священников того времени. Отец его был кадровым военным, и его переводили с места на место, пока семья не оказалась в Грузии. Господь в юном возрасте привел отца Павла в Церковь, после чего он поступил в Ставропольскую семинарию, после закрытия которой продолжал обучение в Одесской семинарии, откуда с 4-ого курса, во время хрущевских гонений, его забрали в военный стройотряд, валить лес на Крайнем Севере. В 1973-м году Патриарх Давид посвятил отца Павла во священники. До 1985 года он прослужил в нашей Тбилисской церкви Святого Александра Невского, а затем в церкви Святого Иоанна Богослова. Супруга отца Павла, Серафима, теперь уже монахиня Вера, и доныне регент нашей церкви. Выслушав меня, отец Павел велел обязательно прийти на Соборование, которое состоится вскоре. С такой уверенностью он говорил, что Соборование мне непременно поможет, что я поверила, хотя тогда ничего не знала об этом таинстве. На Соборование пришли все мои родные, даже свекровь со свекром, который незадолго до этого крестился. Народу было немало, Соборование длилось долго. Мы очень устали, особенно я, которая его еле выстояла. Но после Соборования совершилось чудо, которое произвело не только на меня, но и на всех моих родных неизгладимое впечатление – я выздоровела! Поправилась враз, вдруг! Это было чудом, чудом Божиим, которое совершилось по вере батюшки и моих родных! Это неизреченная милость Божия, которая была явлена мне и моим близким, так измучившимся и изнервничавшимся за меня, милость Божия, утвердившая всех нас в вере.

http://pravoslavie.ru/148380.html

Объявив о том, что «Николаевский Козацкий монастырь» Змиевского уезда со всеми его землями, лесами, озерами и всякими угодьями отдается Киево-Печерской лавре, грамота говорит: «А по справке в Разряде по отказным и межевым книгам Змиевскаго воеводы Семена Дурнова 7197 (1689) году к тому монастырю написано: в Змиевском уезде против села Мохнача на р. Северном Донце мельница, с Ногайской стороны реки Донца сенных покосов десятина; да с той же Ногайской стороны р. Донца на речке Гнилице, выше ольховаго пристену мельница, а подле той мельницы по обе стороны речки Гнилицы пашенныя земли и сенных покосов, 50 четвертей, да лесу непашеннаго тож; да за р. Сев. Донцем с Крымской стороны, ниже того Змиевскаго Никольскаго монастыря в лесу по р. Гомолче, с устья до верховья, пашенной земли и сенных покосов по мере 25 четвертей; да на той же речке мельница, а подле той мельницы скотский двор. А в выписях, каковы к тому отказу Игумен с братиею подал (и Семен Дурной по тем выписям отказывал) написано: 7186 (1678) году Змиевской приказной Мелетий Авдеев отмежевал к тому монастырю на речке Ольшанке мельницы; да Крымской стороны от их мельницы пашенная земля, дикое поле, от сухой долины, а с Русской стороны берег речки Ольшанки сенные покосы и на выкуп Дубровской до серой долины подачу Змиевских жителей градских всяких чинов людей 40 десятин. И в 7187 (1679) году по наказу бояр и воевод князя Григория Григорьевича, да князя Михаила Григорьевича Ромодановских, майор Федор Скрыпицын отмежевал к тому монастырю из порозжих земель от Снетчина Городища до р. Севернаго Донца, да рыбной ловли река Донец под монастырем на Ногайской стороне, за тою же рекою Север. Донцем три озера Белое, Косач, Коробово; да против монастыря в тех же урочищах от вершины от Белаго озера до бору, – а меж бору и реки вниз по Север. Донцу до озера Коробова сенных покосов 8 десятин от р. Сев. Донца. В 7189 (1681) году Змиевской приказной Лука Толмачев, по отписке из Белгорода боярина и воеводы кн. Петра Ивановича Хованскаго, отмежевал к томуж монастырю из порозжей заимочной земли в Змиевском уезде с устья речки Гомольши от Северн. Донца вверх по речке Гомольше обе стороны до Городища пашенная земля и сенные покосы и рыбная ловля и всякия угодья по урочищам. А по купчим, с которых подал списки в приказе великия России того монастыря старец Рафаил, за тем Николаевским монастырем написано: в 7181 (1673) году по продаже, белогородца посадскаго человека Ивана Гладкова в Змиевском уезде в селе Мохначах на р. Северском Донце мельница с двором и с винницею. А с 7188 (1680) году по продаже села Мохнача жителя Максима Антонова на речке Гнилице млинок. По поступке харьковца Якова Васильева в селе Мохначах грунты.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В первые годы существования Николаевский Казачий монастырь владел крупными земельными угодьями и рыбными ловами по речкам Гнилице, Ольшанке, Гомольше; но их использование из-за постоянной военной угрозы было затруднено. В 1679 г., по наказу бояр и воевод, князей Михаила и Григория Григорьевича Ромадановских, майор Федор Скрыпицын отмежевал во владение монастырю три лесных озера: Белое, Косач и Коробово. В данной Петром Великим 15 ноября 1701 г. Киевской лавре в преддверии передачи монастыря из ведения Белгородского епархиального начальства в подчинение Лавре со всеми угодьями отмечается, что в это время угодья монастыря в Змиевском уезде составляли 54 десятины пашенной земли и покосов и 5 десятин строевого леса; и кроме того, три озера, 4 мельницы, скотный двор и другое имущество. Здесь же дается и редко встречающееся в документах описание деревянных монастырских построек конца XVII ст. Николаевский соборный храм с кельями и службами был окружен дубовым частоколом. Над воротами стояла башня-церковь во имя Антония и Феодосия Печерских, напоминавшая надвратную башню Софийского монастыря в Киеве, известную по рисунку Абрахама Ван Вестерфельда. Через восемь десятилетий, когда монастырь уже перенесли на новое место под Казачьей горой, в описании отмечалась, что «ныне (там) только одна церковь во имя Антония и Феодосия Печерских, с погребом каменным, в оной церкви служения уже не бывает. Вблизи онаго стараго монастырского места при р. Донце бровар или пивоварня и гончарная изба; при работе в оных находятся подданные черкасы, в пивоварне вываривается пиво ведер до 50, а в гончарной избе выделываются изразцы для печей и глиняная посуда. При оном старом монастыре семнадцать садов с плодовитыми деревьями, яблоновыми, грушевыми, дулевыми, сливами и смородинными, из коих один На 1803 г. из семнадцати садов бывшего монастыря остались только два, сдававшиеся казной в аренду: 1) Так называемый Царевский в сл. Дудковке; 2) Уманский при сл. Гомольше внутри На новом месте обитель существовала уже в 50-х годах XVIII ст. Именно в это время ее игумен обращается с просьбой к духовенству Киево-Печерской Лавры прислать для выполнения особо ответственных работ известного мастера Троицкого Больничного монастыря иконописца Игнатия – возможно для украшения вновь отстроенных храмов. Игнатий, мастер высшей квалификации, в следующем десятилетии возглавил Лаврские иконописные

http://sobory.ru/article/?object=57084

гор. Ярославля, род. в 1696 г., «из студентов», в 1727 г. принял монашество и получил иеродиаконство, в 1731 г. был посвящен в иеромонаха Коринфским митрополитом Митрофаном, в лавре (неизвестно когда). 80 5)   Палладий (в миру Петр) Городецкий, мещанский сын из г. Львова, род. в 1697 г. «из студентов», в      1727   г. принял монашество, в 1728 г. был сделан иеродиаконом и в 1731 г. иеромонахом, 19 января 1742 г. 81 6)   Гервасий Савицкий, «мужичий сын» из м. Воронкова, род. в 1703 г., «из студентов», в 1727 г. принял монашество и в 1729 г. был иеродиаконом. 82 7)   Гавриил Краснопольский, казачий сын из г. Каменца-Подольского, род. в 1690 г., «из литератов», в 1727 г. принял монашество и был сделан иеродиаконом, в      1728    г. был посвящен в иеромонаха белгородским епископом Епифанием Тихорским 83 . Впоследствии он был игуменом Змиевского (подчиненного лавре) монастыря 84 , а потом законоучителем кадетского шляхетного корпуса в С.-Петербурге и архимандритом Московского Симонова монастыря 85 .                        8)   Иустин Илляшевич, священнический сын из г. Львова, род. в 1692 г., «из студентов», в 1728 г. поступил в монашество, в 1732 г. был рукоположен в иеродиакона, в 1734 г. 15 августа в иеромонаха и был отправлен в Москву, («в московского синодального управления канцелярию») 86 ; впоследствии он был первым учителем суздальской латинской семинарии и экзаменатором суздальской епархии 87 . 9)   Мартиниан Лобач, сын дворовых служителей из польск. гор. Вишенкович, род. в 1690 г., был студентом, в 1728 г. пострижен в монашество, в 1729 иеродиакон, в 1731 г. иеромонах, в 1740 г. (во время междуархимандрии) был послан на игуменство в Змиевский (подведомый лавре) монастырь, где 27 октября 1741 года 88 . 10)  Митрофан Косач, казачий сын из г. Погара, род. в 1704 г., был студентом, в 1728 был пострижен в монашество в заграничном Заворовском монастыре, в 1729 г. был посвящен в иеродиакона холмским епископом (униатом) Иосифом Левицким , в 1732 г. иеромонах и 8 февраля 1733 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Наперсный крест Священник КОНСТАНТИНОВ КОНСТАНТИН ВИКТОРОВИЧ Священник храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади СПб Наперсный крест Священник КОСАЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова на Богословском кладбище СПб Наперсный крест Священник КУДРЯВЦЕВ МИХАИЛ ВЛАДИСЛАВОВИЧ Священник храма Рождества Христова подворья Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря в СПб Наперсный крест Священник ЛЕЛИН АНДРЕЙ ЛЕЛЕВИЧ Священник храма св.вмц. Екатерины в Академии Художеств СПб Наперсный крест Священник ЛУПАНОВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ Настоятель Никольского храма пос.Усть-Луга Кингисеппского р-на Лен.обл. Наперсный крест Священник МАГДЕЕВ ВИТАЛИЙ ФЕДОРОВИЧ Настоятель и председатель Прих.совета храма Рождества Пресвятой Богородицы (на Малой Охте) Наперсный крест Иеромонах КИРИЛЛ (ЗИНКОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ) Иеромонах академического храма св. ап. Иоанна Богослова при СПб ДА и С, преподаватель СПб ДА и С Наперсный крест Священник МИРОНОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Священник Ильинского храма на Пороховых СПб Настоятель часовни в честь св. блгв. равноап. кн. Ольги при Дорожной клинической больнице на пр.Мечникова д.27 СПб Наперсный крест Священник МИТЮКОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ Настоятель и председатель Приходского совета храма свт.Николая Чудотворца в г.Никольское Тосненского р-на Лен.обл. Наперсный крест Священник ПАНКРАТОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ Священник домового храма св. вмч. Анастасии Узорешительносцы и свв. блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских СПб Наперсный крест Священник ПОРОШИН ВЯЧЕСЛАВ (СТАНИСЛАВ) БОРИСОВИЧ Священник Благовещенского Пискаревского храма СПб Наперсный крест Священник РАННЕ ДАНИИЛ ИВАНОВИЧ Настоятель храма св. равноап. Марии Мадалины г. Павловска СПб По совместительству настоятель храма свв. апп. Петра и Павла во дворце Павловского музея- заповедника г. Павловска СПб Наперсный крест Священник СЕРЕДНЕВ ВЛАДИМИР ВЕНИАМИНОВИЧ Священник Николо-Богоявленского морского собора СПб Наперсный крест Священник БРЕСЛАВСКИЙ МИХАИЛ ЛЕОНИДОВИЧ

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Отец Павел Косач: «Патриарх прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, я вкладываю в ладонь лист с молитвой – и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: “Сам взял!» – и лишь позже осознал это как должное – ведь человек этот был не от мира сего». «Патриарх прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, я вкладываю в ладонь лист с молитвой – и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: “Сам взял!» – и лишь позже осознал это как должное – ведь человек этот был не от мира сего». «Сам взял!» – подтвердил стоявший рядом протоиерей Михаил Диденко 37 . Святейший Патриарх молча утвердительно кивнул головой и продолжал службу 38 . Это чудо, воспринятое видевшими его с благоговением и страхом, стало очевидным подтверждением Богоизбранности этого праведника, что давно уже было открыто его близким духовным чадам. За несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): «За слезы сестер я из гроба протяну руку». Матушка Лариса эти слова запомнила и передала их сестрам, но тогда никто не придал им значения. Это чудесное событие и стало тем утешением, которое Господь ниспослал всем оплакивающим старца. Не случайно и то, что произошло это в храме благоверного князя Александра Невского, в канун празднования преставления этого русского святого, которого особенно почитал отец Виталий. Ведь и кончина великого князя была ознаменована подобным чудесным явлением, описанным в его житии. Погребен схиархимандрит Виталий по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии против алтаря Александро-Невского храма, внутри церковной ограды. На его могиле возжена неугасимая лампада, не потухают свечи и всегда живые цветы. К могилке отца Виталия приходят и те, кто раньше не знал о нем, – приходят за благодатной помощью старца, которую они реально ощущают в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рейтинг: 10 Голосов: 1354 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Возлюбите любовь. Блаженной памяти схиархимандрита Виталия посвящается//Задонский паломник 46, 2005. С. 10. Там же. С. 10–11 Там же. С. 11. Человек Божий. Блаженной памяти схиархимандрита Виталия посвящается. Беседа 14. Из воспоминаний рабы Божией Параскевы (в монашестве Михаилы)//Задонский паломник 47, 2005. С. 11. Там же. Пророчество батюшки уже исполнилось. На сегодняшний день продолжается работа над написанием книг о Глинских старцах ХХ века, а следующие книги уже изданы: 1. Лизгунов Павел , священник; Чесноков Зиновий . Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014; 2. Чесноков Александр , протоиерей. Великий старец-святитель митрополит Тетрицкаройский Зиновий. – Краснодар: Свято-Вознесенский храм, 1998; 3. Чесноков Александр , протоиерей; Чесноков Зиновий . Подвиг святой жизни: Святые старцы Глинской пустыни. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013; 4. Чесноков Зиновий . Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима. М.: Новоспасский монастырь, 2014. 5. Чесноков Зиновий; Чесноков Николай . Сердцем моим страдаю о Вас: Схиархимандрит Серафим (Романцов). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2017. Это пророчество батюшки тоже практически полностью исполнилось. Мощи преподобных Андроника и Серафима (Романцова) уже перенесены в Глинскую пустынь, а мощи преподобного митрополита Зиновия, прославленного в числе Собора Преподобных отцов Глинских на Архиерейском Соборе в декабре 2017 года, пока еще не обретены и находятся под спудом в Никольском пределе тбилисского храма Александра Невского. Человек Божий. С. 9–10. Возлюбите любовь. С. 11. Там же. За несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): «За слезы сестер я из гроба протяну руку» (см. там же). Косач Павел , протоиерей (г. Тбилиси). [Воспоминания], 2011 г. Аудиозапись. Архив Зиновия Чеснокова; Также опубликовано: «О жизни схиархимандрита Виталия». М: Новоспасский монастырь. 2002. С. 137.

http://pravoslavie.ru/117631.html

Во исполнение его, в январе 1733 года был отправлен в Псков в учители иеромонах Киево-печерской лавры Манассия Косач, которому вручено 170 детей во Пскове и положено жалованья по 100 руб. в год и казенный стол. Вместе с Манассией приехал также студент Стефан Леваковский 492 ). В 1733 году открыт был в Псковской семинарии латинский класс 493 ), а в 1737–8 году классы открыты были уже по реторику 494 ). 6 июля 1737 года, вследствие просьбы преосвященного Псковского Варлаама, отпущен был в Псков в учители студент богословия Киевской Академии Григорий Андриевский 495 ), который и был здесь «директором» Псковской семинарии, а после пострижения в монашество с именем Геннадия сделался первым ее ректором 496 ). В 1748 году он читал здесь курс философии и вместе был архимандритом Псково-Печерского монастыря 497 ). Скончался в 1769 году в сане Костромского епископа 498 ). 18) Устюжская семинария. В 1725 году в Устюжскую архиерейскую школу собрано было 15 человек учеников, а к 1728 году она закрыта, за неимением учителей 499 ), и преобразована в семинарию в 1738 году преосвященным Лукою Конашевичем 500 ). В 1739 году вызван был учителем в эту школу Евстафий, в монашестве Епифаний Могилянский, начавший образование в Киевской Академии, а окончивший его в Харьковском коллегиуме 501 ). Из последующих учителей известны: Симеон Алексеев, из студентов Московской Академии, в 1742–44 годах учивший по фару включительно, и священник Михаил Никитин, в 1744–45 году преподававший все науки по пиитику 502 ). От 1746 года сохранилась латинская пиитика, преподанная в Устюжской семинарии 503 ). 19) Тобольская семинария. В 1727 году учителем Тобольской архиерейской школы был некто Michaylo Lukaszewicz 504 ). Преобразована она в семинарию в 1739 году Тобольским митрополитом Антонием Стаховским. В донесении своем Св. Синоду от 28 октября 1738 года, на требование открыть семинарию он писал следующее: «Еще и то не без препятствия, что здесь учителей искусных не имеется. А которые ныне обучают, и те только на одном славянском языке чтению и писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003   004     005    006    007