1901. С. 40). Возможно, под «гробом» имелась в виду внутренняя часть могильной плиты с изображением Давида, вырезанным по дереву. В 1917-1918 гг. святыни Гареджи пострадали, были разорены раки Давида и св. Додо (Сакартвело: Газ. Тифлис, 1918. 18(31) янв. 14. С. 2). В 1926 г. Г. Бочоридзе обнаружил во дворе лавры разломанный надвое камень (225×98 см) с гробницы Давида, который перевезли в Тифлис (хранится в лапидарии Армазисхеви: ГМИГ. 220) (ЦГИАГ. Ф. 1753. Ед. хр. 105). По периметру плиты следует надпись на асомтаврули : «Величаем тя, преподобный отче Давиде, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов. Помилуй Сабинина, жившего в изгнании. 1892 г.». В 60-х гг. ХХ в. была осуществлена реставрация усыпальницы Давида: планировка раки времен позднего средневековья была сохранена, внутреннее пространство заполнено на 40 см слоем каменистого щебня и строительного мусора. Прямоугольное перекрытие раки оштукатурили цементным раствором. 11 июня 2000 г. по благословению КатоликосаПатриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) с целью обновления раки Давида. Отделом охраны и поиска святынь Грузинской Патриархии и Центром по изучению Гареджи была начата расчистка могилы преподобного. В работе также принимала участие братия Давидгареджийской лавры, окормляемая игум. Лукой (Ломидзе; ныне епископ сагареджойский и Ниноцминдский). Сразу же после вскрытия могилы Давида Католикос-Патриарх Илия II отслужил молебен преподобному. Из могилы была взята частица мощей (хранится в Грузинской Патриархии), мощи были обложены иерусалимской землей и орошены благовониями, сверху поместили чашу с изображением Рождества Христова и покров и засыпали очищенной землей из могилы. Работы были завершены осенью 2000 г., рака Давида была облицована болнисским туфом, на нее возложена плита, украшенная изображениями оленя и жезла, надписью и орнаментом, имеющая небольшое углубление, в к-ром покоится аналог Камня благодати. Часть обнаруженного в раке вещественного материала (фрагменты керамики, дерева, стекла и металла) перенесли в Тбилиси (ГМИГ).

http://pravenc.ru/text/168562.html

Католикос-Патриарх Мелхиседек предназначил Патриарший престол митр. Кутаисскому Науму (Шавинадзе), но ввиду отказа последнего Местоблюстителем стал митр. Урбнисский Давид (Девдариани). 11 янв. 1960 г. на специальном заседании Синода ГПЦ по предложению митр. Давида кандидатом на Патриарший престол был назван митр. Ефрем II (Сидамонидзе), к-рый на XI Церковном Соборе (19-20 февр.) был объявлен Католикосом-Патриархом всей Грузии (Известительная грамота//ЖМП. 1960. 5. С. 18-19; Алексий I (Симанский), Патриарх Московский. Ответ Святейшего Патриарха Алексия//Там же. С. 19). Его предстоятельство пришлось на период усиления антирелиг. пропаганды, большинство епархий существовало номинально, численность духовенства, не пополняемого молодыми кадрами, уменьшалась. Несмотря на сопротивление властей, в 1963 г. Католикос рукоположил во епископа Шемокмедского архим. Илию II (Гудушаури-Шиолашвили ; впосл. Католикос-Патриарх), в 1965 г. на др. кафедры - архим. Романа (Петриашвили), в 1972 г.- архим. Гайоза (Кератишвили). В 1963 г. Патриарху Ефрему удалось выхлопотать разрешение открыть в Мцхете пастырские курсы им. еп. Гавриила (Кикодзе) , к-рые возглавил самый молодой на тот момент архиерей ГПЦ еп. Шемокмедский Илия. Вскоре курсы были преобразованы в Мцхетскую ДС. Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе). Фотография. 60-е гг. ХХ в. В 1963 г. Патриарх Ефрем поднял вопрос о возвращении ГПЦ патриаршей резиденции, были учреждены высшие награды ГПЦ - ордена св. Нины и св. Георгия, изданы НЗ и молитвослов, иллюстрированный образами святых. В Грузии насчитывалось 44 действующие правосл. церкви (для сравнения: в РСФСР - 2200, на Украине - 5600, в Белоруссии - 550, в Молдавии - 269, в Эстонии - 106, в Латвии - 120, в Казахстане - 49) (АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Ед. хр. 15. Л. 87). В окт. 1960 г. ГПЦ посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. В 1962 г. Католикос-Патриарх Ефрем участвовал в работе Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир (Москва), в нояб.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Панагия с изображением вмц. Кетеван. Эмаль. XVII в. (СПГИАХМЗ) Панагия с изображением вмц. Кетеван. Эмаль. XVII в. (СПГИАХМЗ) В 2003 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Троице-Сергиевой лавре была написана икона К., в к-рую была вложена частица мощей святой из Троице-Сергиевой лавры. В 2004 г. икона была подарена Католикосу-Патриарху всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) . В 2006 г., во время раскопок обители августинцев Носа-Сеньора-да-Граса в Гоа под рук. инд. археолога Н. Тахера, были обнаружены фрагменты мощей К. Они были возвращены в Грузию. Анализ ДНК и др. исследования подтвердили принадлежность мощей К. В церкви во имя К. в Авчале (Тбилиси) в аналойной иконе К. покоятся части мощей святой, хранится фрагмент каменной раки, в которой мощи находились в обители августинцев Носа-Сеньора-да-Граса в Гоа, а также Иверская икона Божией Матери, принадлежавшая К. и бывшая с ней во время пленения в Ширазе. В России В 1656 г. Теймураз I послал частицу мощей К. российскому царю Алексею Михайловичу , сопроводив дар письмом: «Да послал я тебе часть мощей матери моей от ноги великого перста, что мучил ее шах Аббас, тому 40 лет сентября в 13 день» (Выписка о приезде в Москву груз. посла Дмитрия Езекиилева// Пайчадзе. 1965. С. 456-457). Некоторые исследователи идентифицируют эти фрагменты мощей как те, что хранятся в серебряном ковчежце (фрагмент ноги), обрамленном золотом и украшенном 15 изображениями и драгоценными камнями в музее Сергиева Посада ( Гиоргадзе. 1990. С. 54-55). В 1870 г. из С.-Петербурга в Мцхету была передана дароносица с мощами К. На крышке ковчежца помещена икона К. (Там же. С. 54). Иконография Груз. историк Ф. Жордания описал выносной крест, хранившийся в кафоликоне мон-ря Урбниси , к-рый, очевидно, содержал одно из наиболее ранних изображений К. Во 2-й пол. XVII в. еп. Дионисий (Ларадзе) привез крест в Урбниси из Эрушети, в 1716 г. еп. Руисский Николай (Орбелишвили) обновил его рельефными изображениями св. Нины, К., преподобных Иоанна Зедазнийского, Давида Гареджийского и Шио Мгвимского ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 59-60). Крест утрачен, очевидно, в нач. 20-х гг. XX в., во время установления в Грузии советской власти.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Мон-рь Кватахеви. Общий вид. Фотография. Кон. XIX в. Мон-рь Кватахеви. Общий вид. Фотография. Кон. XIX в. Возрождение К. началось в 1849 г., когда «по желанию» кн. Иоане Тархан-Моурави и жителей Картли, «питающих особенное уважение к этой обители», мон-рь был восстановлен как необщежительный и возведен в 3-й класс. Князь выделил на содержание обители капитал, усадебную землю и лес ( Зверинский. 1890. Т. 1. 245). В 1854-1874 гг. настоятелем мон-ря был архим. Тарасий (Алекси-Месхишвили) (см. ст. Алекси-Месхишвили ). В этот период кафоликон был обновлен, конусовидный купол, характерный для груз. архитектуры, заменен лукообразным, восстановлена облицовка стен, возведен притвор, построены трапезная, жилье для монахов, хозяйственные помещения, колокольня (1872) ( Хаханашвили. 1898. С. 61; Беридзе. 1960. С. 3; Макалатия. 1960. С. 32; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 238-239; Закарая. 1978. Т. 2. С. 43; Он же. 1990. С. 73; Свод памятников. 1990. С. 200). К 1908 г. К. владел 4315 дес. земли, ежегодно получал из казны 825 р., здесь подвизались архимандрит, 2 монаха и послушник ( Денисов. 1908. С. 855). В кафоликоне и вокруг него сохранилось много могильных камней, наиболее примечательные находятся внутри храма. В правой части храма близ солеи помещена плита из белого мрамора, в надписи, выполненной хуцури, сообщается, что это могила женщины, умершей в 1695 г. По мнению Иоселиани, здесь похоронена царица Хорешан Микеладзе, супруга Георгия XI ( Меликсет-Бег. 1925. С. 143-144; Иоселиани. 1973. С. 91; Закарая. 1978. С. 44; Он же. 1990. С. 73). Под плитой у юж. стены погребен кн. Иоане Тархан-Моурави († 14 дек. 1855) ( Макалатия. 1960. С. 30). На вставленном в стену куске мрамора выбиты герб князя с изображением церкви (слева вверху), профиля человека (справа вверху) и меча с 4 крестами и медалью (снизу). Под плитой в сев.-вост. части храма могила настоятеля К. архим. Тарасия. В сев. стену вставлена мраморная мемориальная плита. В советский период К. был закрыт. В 1924 г. Г. Бочоридзе перевез монастырские святыни и утварь в Тифлис (ныне мн. предметы хранятся в Музее искусств Национального музея Грузии). В 1970-1975 гг. под рук. В. Цинцадзе в К. были проведены реставрационные работы: восстановлены и укреплены облицовка стен, зап. притвор, лукообразное перекрытие купола заменено на конусообразное (Комплекс Кватахеви. 1990. С. 200). Богослужение было восстановлено в 1989 г. по благословению католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) . В К. подвизаются 4 монаха, настоятель - иером. Дамиан (Хупения). Настоятели К.

http://pravenc.ru/text/1684021.html

В. И. Силогава Современное состояние И. м. В XX в. И. м., как и др. афонские мон-ри, испытывал экономические трудности, что сопровождалось сокращением монашествующих. Если в нач. XX в. обитель имела 200 монахов (гл. обр. уроженцев М. Азии), то в 1965 г. в И. м. подвизалось 37 чел., в зависимых скитах - 14, в келлиях - 47 (Ibid. Σ. 550), в 1975 г.- 30 чел. в главном монастыре и 35 в скитах и келлиях. В XX в. в И. м. жили архим. Афанасий Ивирит, заведовавший монастырской б-кой, просмонарий иером. Симеон и скевофилакс мон. Гервасий (Γαβριλ ιονυσιτης, ρχιμ. Λαυσακν το Αϒου Ορους. Αϒιον Ορος, 2004. Σ. 140-142). В течение нескольких веков И. м. существовал как идиоритмический. В 1990 г. указом К-польского Патриарха Димитрия I в И. м. был введен общежительный устав и в обитель переселена братия из мон-ря Ставроникита во главе с архим. Василием (Гондикакисом), автором ряда книг и статей духовного содержания. После его ухода на покой (23 окт. 2005) игуменом был избран Нафанаил (Колаидзис), уроженец о-ва Кос (31 окт. 2005). С 90-х гг. ХХ в. по наст. время в мон-ре ведутся ремонтные и реставрационные работы. 9 окт. 1989 г. с Афона в Тбилиси «как знак небесного благословения и утешения» был доставлен список Иверской иконы Божией Матери, выполненный насельниками И. м. по просьбе Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили). Икона находится в патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони, регулярно совершаются крестные ходы, святыню носят по мон-рям и церквам Грузии. Празднование перенесения иконы в Тбилиси отмечают 26 сент. 25 окт. 1996 г. в Москву был привезен список иконы Божией Матери Портаитиссы, созданный иконописцем иером. Лукой из мон-ря Ксенофонт специально для восстановленной Иверской часовни у Воскресенских ворот. К 2009 г. в И. м. проживало 40 насельников и еще 34 - в зависимых келлиях. Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать

http://isihazm.ru/1/?id=748

иером. Шио (Авалишвили) был хиротонисан во епископа с титулом «Ацкурский и Никорцминдский»; одновременно он получил должность викария католикоса-патриарха всей Грузии; в дек. того же года был возведен в сан архиепископа и переведен на Кутаисскую кафедру. В апр. 1979 г. было возобновлено богослужение в храме Никорцминда, нек-рое время этот храм оставался единственным действующим в епархии, настоятелем был назначен священник кутаисского храма во имя святых Петра и Павла Александр Катамадзе. В мае того же года он был переведен в Тбилисский Сиони и получил сан протоиерея. 10 авг. прот. Александр принял постриг с именем Амвросий, 11 авг. возведен в сан архимандрита, 13 авг. был хиротонисан во епископа и назначен на Никорцминдскую кафедру. Одновременно он окормлял и Аргветскую епархию. В 1980 г. еп. Амвросий был переведен на Ахалцихскую и Самцхе-Джавахетскую кафедру, в 1981 г. вновь занял Никорцминдскую. В 1990 г. Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) возвел еп. Амвросия в сан архиепископа. После распада Советского Союза архиеп. Амвросий активно участвовал в политических событиях, происходивших в Грузии, во время гражданской войны 1991-1992 гг. поддерживал президента Грузии З. Гамсахурдию и вместе с ним эмигрировал в г. Грозный. До 2005 г. находился в России, ушел в раскол. По постановлению Синода ГПЦ от 12 мая 1992 г. за самовольное оставление епархии и противоцерковные действия был снят с кафедры и запрещен в служении, в 1998 г. Синод ГПЦ лишил его священного сана. Весной 2005 г. он вернулся в Грузию, принес чин покаяния, был принят в юрисдикцию ГПЦ в качестве монаха и определен в мон-рь Шиомгвиме , где скончался 1 дек. 2008 г. В мае 1992 г. Никорцминдским епископом стал Давид (Махарадзе; в дек. 1992 был переведен на Бодбийскую кафедру), затем - Авраам (Гармелиа). В июле 1993 г. еп. Авраам был назначен ректором Тбилисских ДА и ДС, в 1995-2000 гг. возглавлял отдел Иностранных связей ГПЦ, в 1996 г. переведен на Гурджаанско-Сагареджойскую кафедру. 14 марта 1996 г.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Они несли особую ратную повинность, составляя личную гвардию царя. В военное время на представителях рода Бурдули как на старейшинах всей Мтиулети лежала обязанность возглавлять мтиульское войско. В связи с этим церковь Л. в народе называли «Ратным крестом». Согласно народным верованиям, вмч. Георгий, считавшийся покровителем воинов Арагвского ущелья - своих слуг и стражей царя - во время битвы верхом на огненном коне кнутом сокрушал (сжигал) врага. В связи с этим в праздник ломисоба со временем были введены «отважные» (военные) игры. Праздник проходил подобно смотру, считалось, что вмч. Георгий наблюдает, как участники, его воины, соревновались в стрельбе, беге, отваге, состязались с оружием на лошадях. Церковь Ломиси во имя вмч. Георгия в сел. Квемо-Млета. Кон. XIX в. Церковь Ломиси во имя вмч. Георгия в сел. Квемо-Млета. Кон. XIX в. Церковь Л., как и все крупные межобщинные церковные центры горцев Вост. Грузии, была богата пожертвованиями: это были военные трофеи (алафи), подарки царя и вельмож; во время иноплеменных нашествий и бедствий в горных церквах прятали святыни из низинных храмов. Охранять святыни в таких случаях царский двор назначал хевисбери (от , здесь: группа сельских общин; - священник, монах) из местных священников. Со 2-й пол. XVIII в. постоянными хевисбери Л. также стали Бурдули, управлявшие всем имуществом церкви ( Иоселиани. 1978. С. 46; Итонишвили. 2001. С. 120-123). В 2006 г. по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Л. был восстановлен муж. мон-рь. В наст. время здесь подвизаются 5 насельников, наиболее известен старец архим. Серафим (Джишкариани; ныне схиархим. Иоанн), имеющий келью в горах, выше мон-ря. Настоятели - иером. Матфей (Джулакидзе), Гвтисавар (Гобеджишвили). Возле Л. в среду по Пятидесятнице устраивается ломисоба - праздник, сохранивший народно-христ. черты. У подножия горы заготавливают дрова, паломники крестным ходом приносят их в Л., т. о. обеспечивая насельников топливом на зиму. Поклоняются кресту, укрепленному на щите и имеющему на 4 концах солярные символы (шарики).

http://pravenc.ru/text/2110681.html

Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая). В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924—1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские. К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви. В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен. После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952—1956), Леонид (Жвания) (1957—1964), Роман (Петриашвили) (1964—1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967—1977), Николай (Махарадзе) (1977—1983), Давид (Чкадуа) (1983—1992), Даниил (Датуашвили) (1992—1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года). Современность [ править править код ] В период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Абха...

В ночь на 4 марта 1820 г. сщмч. Досифей, Е. и архим. Григорий (Цкитишвили) были арестованы. Пленные сохраняли спокойствие, Е. выразил удивление, что их берут силой. По пути в Россию сщмч. Досифей погиб при невыясненных обстоятельствах (Утверждение рус. владычества на Кавказе. 1904. Т. 3. С. 506). Е. и архим. Григорий были доставлены в Новгород. Во время пребывания Е. в России духовником митрополита был иером. Иоанн (Хелашвили), свящ. придворного храма царицы Марии, супруги царя Соломона II. Вскоре по распоряжению имп. Александра I Е. и архим. Григорий прибыли в С.-Петербург, Е. с большими почестями был принят императором. Е. и архим. Григорий за казенный счет были размещены в Александровом Свирском в честь Св. Троицы муж. мон-ре , находящемся в 200 км от столицы. Ежегодно на имя Е. из казны выделялось 2 тыс. р. ассигнациями. В краткой истории Свирского мон-ря Е. описан как мудрый и благочестивый архиерей ( Ивановский. 1901. С. 165). Е. был похоронен в алтаре храма мон-ря (НЦРГ. А 1278. Л. 3). Во время визита Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) 5-12 окт. 1996 г. в Москву и С.-Петербург был поднят вопрос о перезахоронении Е. в Грузии. Летом 2001 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) мощи Е. были перенесены в груз. храм в честь Шестоковской иконы Божией Матери в С.-Петербурге, 1 апр. 2005 г. их привезли в Тбилиси. 2 и 3 апр. мощи оставались в патриаршем кафедральном соборе Самеба в Тбилиси. 3 апр. Католикос-Патриарх Илия II совершил в Самеба панихиду по Е. и мощи были перенесены в храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Кутаиси, 8 апр.- в мон-рь Гелати, где и были упокоены на следующий день в храме в честь Рождества Пресв. Богородицы справа от иконостаса. На надгробной плите была сделана надпись: «Под этим камнем покоится Гаенатский митрополит Еквтиме Шервашидзе, любитель святости с отрочества до старости, служитель трех царей, украшающий церкви, в посте достойный хвалы. Преставился в России, в монастыре во имя святого Александра Свирского, 21 апреля 1822 года в возрасте 76 лет от роду. Перезахоронен 27 марта апреля] 2005 г.». Синодом ГПЦ 27 мая 2005 г. Е. был причислен к лику святых.

http://pravenc.ru/text/187673.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ (ГУДУШАУРИ-ШИОЛАШВИЛИ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II Митр. Абхазский Илия (Гудушаури-Шиолашвили) Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II Редакция текста от: 23.11.2017 18:00:30 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4900.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010