§98. Такое же точно наблюдение должны иметь священнослужители, чтобы не осталось нигде ни одной частицы или малейшей капли, и во время окончательного потребления Св. Даров на жертвеннике. Потому священник или диакон должны измывать и выполаскивать чашу не раз, а два и три и больше, пока она совсем не очистится, и священник с чистою совестию может вытирать ее губою, или платом нарочито для сего устроенным. После этого губа эта или плат остаются в чаше, и св. сосуды покрываются честно, чтобы не пылились. При этом во все время Причащения на жертвеннике должна гореть свеча неотложно. §99. Если губа илитонная или истиральная (что на жертвеннике) или плат, употребляемый для вытирания чаши, потемнеют и замараются, или запылятся, то таковые должны быть измываемы не кем другим, а только одними священниками или диаконами. При сем измовение это должно быть по возможности частое, чтобы все означенные вещи были всегда чисты, как следует, и при том оно должно быть постоянно производимо в церкви над алтарною умывальницею, а вода отселе остающаяся должна быть изливаема или в реку или под св. престол по обычаю. Нечего, конечно, и говорить при сем, что чаша и дискос, и др. сосуды, употребляемые для священнодействия литургии, должны быть всегда сохраняемы в надлежащей чистоте и опрятности; это долг каждого священнослужителя, нарушение которого должно быть всегда подвергаемо строгой ответственности и наказанию. §100. Наконец, по совершении Божественной литургии и по потреблении Св. Тайн, пред совлечением священных одежд или по совлечении их, священник не исходя из алтаря, должен со вниманием прочесть, или выслушать читаемые другим, благодарственные молитвы по причащении, и потом вышедши из храма, не сразу предаваться мирским занятиям, но по возможности сохранять благоговейное настроение хотя в течении нескольких часов, размышляя, сколь великого дара удостоил его Господь в Таинстве Причащения и прося Господа, чтобы Он простил ему его недостоинство, и во всю жизнь его сподоблял всегда сей неизреченной благодати. Также точно в течение этого дня священник, а равно и диакон, служащий с ним, должны тщательно сохраняться от излишнего ядения и пития и сна, а если кто имеет жену, то и от телесного совокупления и вообще от всякой плотской любви чести ради и любви Царя небесного, которого приняли в храм и обиталище души своей. Отделение XVI

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Что данное свойство взгляда происходит именно от магнетизма, а не от какой-нибудь другой энергии, это доказывается её полярностью, например, в следующем опыте. Сядьте против сенситива и смотрите спокойно ему на грудь: он почувствует приятное ощущение лёгкости и свежести и прекрасное успокоение. Если сенситив стоял, то он невольно подаётся вперёд (притягивается). Присядьте теперь сзади этого же сенситива и уприте взор на его лопатки, эффект получится противоположный: он почувствует жар, сердцебиение, давление; а если он притом стоит, то почувствует лёгкий толчок. Происходит всё это от того, что в первом случае каждый отдельный глаз направляет свой взор на разноимённую половину тела сенситива, а во втором случае, наоборот, на одноименную часть тела. Этим же именно и объясняется, почему очень многие чувствуют неприятное беспокойство, если кто-либо смотрит на них в упор сзади, в затылок. Такой человек непременно обернётся назад посмотреть, и безошибочно в самой большой толпе отгадает, кто это так на него смотрел. (Д-р Погорельский, см. «Ребус» 1898 г. 4.  Полярность рта Особую магнетическую роль играет и рот, так как здесь происходит довольно сложный перекрёст полярной энергии, происходящий от трёх различных факторов. Первый фактор это собственная полярность самых губ. Оказывается, что в этом отношении верхняя губа имеет характер положительного, а нижняя – отрицательного полюса. Чтобы убедиться в этом, достаточно погладить несколько раз ту или другую губу одним каким-либо пальцем – мизинцем или толстым; зная полярный знак каждого пальца (третичная полярность), мы по ощущению изономии или гетерономии и заключаем о характере полюса исследуемой губы. Ещё лучше это вам скажут сенситивы, которые в темноте всегда видят, как верхняя губа светит голубым концом спектра, а нижняя – его красным концом. Второй фактор в полярности рта, это встреча на губах внутренней слизистой оболочки с наружным кожным покровом, из коих первая реагирует магнито-отрицательно, а вторая магнито-положительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Серёжа с досадой сказал: – Ты, Солобоев, не мешай рассказывать… Ну а потом что, Димка? Димка вздохнул. – Потом я подрался с Вовкой Кобасенком, и у меня губа распухла. Я уже не мог свистеть. А она лаяла, лаяла. Всю ночь. Я просто не знал, что делать. Кричать, что ли? Ну, я же не знал, как ее зовут. И бабушка проснулась бы… А собака все лаяла, лаяла и вдруг как завизжит! И замолчала сразу… Я потом, когда губа прошла, всю ночь свистел, а она уже не отвечала. Все сочувственно помолчали. – Прибил кто-нибудь, – проговорил Женька Скатов, сердитый некрасивый мальчишка из первого отряда. – Есть такие гады. Им собаку убить что клопа раздавить. Серёжа недолюбливал Женьку. Но сейчас Женька пожалел Димкину собаку и сразу показался Серёже симпатичным. И вообще все вокруг были сейчас хорошие и добрые. Сидели вперемежку на своих и чужих кроватях, привалившись друг к дружке и завернувшись во все равно чьи одеяла. И к Серёже приткнулся тоже какой-то парнишка из другого отряда, незнакомый, но все равно славный. Все ярче светила луна, и совсем не хотелось спать, и хорошо было рядом друг с другом. Кругом были товарищи, и Серёжа решил подарить им свою сказку. Он сказал: – А у меня есть всадники… 5 Это случилось позапрошлым летом. Серёжа выпросил у тети Гали разрешение пойти с ребятами за город, на Песчаное озеро. Дни стояли знойные, все мальчишки были одеты совсем легко. Ведь никто не думал, что в середине дня из-за кромки северного леса прилетит злой ветер с обжигающе холодным дождем. Это был один из стремительных циклонов, о которых не успевают предупредить синоптики. Непогода захватила ребят, когда они были на луговой тропинке, в двух километрах от автобусной остановки. Лето сразу превратилось в осень. Солнце зарылось в косматые облака и, наверно, дрожало там, как промокший рыжий щенок. Травы согнулись под пружинистыми ударами струй. Когда Серёжа прибежал домой, его можно было выжимать и вешать на веревку вместе со штанами и майкой. Тетя Галя заохала, кинулась греть воду. Но не помогла горячая ванна. И малина не помогла. К вечеру Серёжа осип, ослабел, задрожал от озноба…

http://azbyka.ru/fiction/malchik-so-shpa...

20. Священные сосуды При церковном Богослужении употребляются следующие сосуд: для совершения литургии и всенощной: 1) потир или чаша, 2) дискос, 3) звездица, 4) копие, 5) лжица, 6) губа, 7) ковш, 8) блюдо, 9) кадило, 10) сосуд для благословения хлебов. Для совершения таинств крещения и миропомазания: 1) купель, 2) сосуд для елея, 3) мирница. Для совершения таинства брака: 1) венцы. При водоосвящении: 1) водосвятная чаша и 2) кропило. При архиерейском Богослужении: 1) рипиды, 2) дикирий, 3) трикирий. 1) Потир или чаша. Потиром иди чашей называется такой сосуд, в который вливают в начале литургии вино, смешанное с водою. Из потира христиане приобщаются Тела и Крови Христовых под видом хлеба, и вина. Потир напоминает ту чашу, из которой Господь приобщал своих учеников на Тайной вечери. 2) Дискос. Дискосом называется возвышенное на подножии круглое блюдо. На дискос полагается вырезанная часть из средины просфоры, называемая «Агнец», и мелкие части, вынутые из других просфор. Дискос означает ясли и гроб Спасителя. 3) Звездица. Звездицею называется два металлических полукруга, соединенных посреди винтом, чтобы можно было сложить и крестообразно их раздвинуть. Она ставится на дискос для предохранения частей, вынутых из просфор, от смешения или падения с дискоса. Звездица означает звезду, явившуюся при рождении Спасителя. 4) Копие. Копием называется нож, наподобие копия, для вырезания частей из просфор. Копие означает то копие, которым было пронзено ребро Спасителя. 5) Лжица. Лжицею называется маленькая ложечка, употребляемая для причащения христиан Тела и Крови Христовых. 6) Губа. Губою называется особое морское растение. Ею отирают дискос и потир после употребления Св. Даров. Она напоминает ту губу, которую воины прикладывали к устам повешенного на кресте Спасителя. 7) Ковш. Ковшом называется небольшой металлический ковш, употребляемый для вливания вина с водою в потир. 8) Блюдо. Это блюдо употребляется для служебных просфор и для больших частей вынутых из просфор. 9) Кадило. Кадилом называется небольшой металлический сосуд, висящий на цепочках и имеющий висячую крышку. В него кладут горящие уголья, а поверх их – ладан. При сгорании ладана появляется дым приятного запаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 52  голоса:  3.8 из  5) Данило Бессчастный Во городе Киеве у нашего князя Владимира много слуг и крестьян, да был при нем Данило Бессчастный дворянин: придет день воскресный – Владимир-князь всем по рюмке горького подаст, а ему в горб да в горб; придет большой праздник – кому награда, а ему все ничего! Накануне было светлого воскресения, во страстную субботу, зовет Владимир-князь Данилу Бессчастного, отдает ему на руки сорок сороков соболей, велит к празднику шубу сшить: соболь не делан, пуговицы не литы, петли не виты; в пуговицах наказано лесных зверей заливать, в петлях заморских птиц зашивать. Опостылела Даниле Бессчастному работа, бросил – пошел за ворота, пошел ни путем ни дорогою и слезно плачет. Идет ему навстречу старая старуха: «Мотри, Данило, не распороть бы те брюха! О чем ты, Бессчастный, плачешь?» – «Ах ты, старая пузырница, – пузырем ж… заплачена, лихорадкой подхвачена! Поди прочь, мне не до тебя!» Отошел немного и думает: «Зачем я ее разбранил!» Стал к ней подходить и такие речи говорить: «Бабушка-голубушка! Прости меня; вот мое горе: дал мне Владимир-князь сорок сороков неделаных соболей, чтоб заутра шуба поспела; были бы часты пуговицы литые, шелковые петли витые; в пуговицах были бы львы золотые, а в петлях были бы птицы заморские завиты – пели бы, распевали! А где мне того взять? Лучше за стойкой чарку водки держать!» Говорит ему старуха заплатано брюхо: «А, теперь бабушка-голубушка! Поди же ты к синему морю, стань у сырого дуба; в самую полночь сине море всколыхается, выйдет к тебе Чудо-Юдо, морская губа, без рук, без ног, с седой бородою; ухвати его за бороду и бей по тех пор, пока Чудо-Юдо спросит: за что ты, Данило Бессчастный, бьешь меня? А ты отвечай: хочу, чтоб явилась передо мной Лебедь-птица, красная девица, сквозь перьев бы тело виднелось, сквозь тело бы кости казались, сквозь костей бы в примету было, как из косточки в косточку мозг переливается, словно жемчуг пересыпается». Пришел Данило Бессчастный к синю морю, стал у сыра дуба. В самую полночь сине море всколыхалося, вышло к нему Чудо-Юдо, морская губа, без рук, без ног – одна борода седая! Ухватил его Данило за ту бороду и принялся бить о сырую землю. Спрашивает Чудо-Юдо: «За что ты бьешь меня, Данило Бессчастный?» – «А вот за что: дай мне Лебедь-птицу, красную девицу, сквозь перьев бы тело виднелось, сквозь тело бы – косточки, а из косточки в косточку мозг бы переливался, словно жемчуг пересыпался».

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Сел на него чудо-юда змей девятиглавый, поехал на калиновый мост; на мост въезжает, под ним конь спотыкается. Бьет его чудо-юда по крутым бедрам: «Что, воронье мясо, спотыкаешься – слышишь друга али недруга?» – «Есть нам недруг – Буря-богатырь коровий сын». – «Врешь ты! Его костей ворона в пузыре не занашивала, не только ему самому быть!» – «Ах ты, чудо-юда, мосальская губа! – отозвался Буря-богатырь, – сам я здесь другой год разгуливаю». – «Что же, Буря-богатырь, на сестрах моих али на дочерях сватаешься?» – «В поле съезжаться – родней не считаться; давай воевать!» Буря-богатырь разошелся, боевой палицей размахнулся – три головы, как кочки, снес; в другой размахнулся – еще три головы снес; а в третий и остальные срубил. Взял туловище, рассек да в Черное море бросил, головы под калиновый мост запрятал, коня привязал к ногам Ивана-царевича, а меч-кладенец положил ему в головы; сам пошел в избушку и лег спать, как ни в чем не бывал. Утром Иван-царевич проснулся, увидел коня еще лучше первого, обрадовался, едет и кричит: «Эй, Буря-богатырь, не велел ты мне смотреть на кувшинчик, а мне Бог коня дал лучше первого». Тот отвечает: «Вам Бог дал, а мне только посулил!» Подходит третья ночь, сбирается Буря-богатырь на караул; поставил стол и свечку, воткнул в стену ножик, повесил на него полотенце, дал братьям колоду карт и говорит: «Играйте, ребята, в карты, да меня не забывайте; как станет свеча догорать, а с этого полотенца будет в тарелке кровь прибывать, то бегите скорей на мост, ко мне на подмогу». Буря-богатырь по мосту похаживает, тросточкой постукивает – выскочил кувшинчик, так и пляшет; он на него наплевал-нахаркал и разбил на мелкие части. Вдруг утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, море всколыхалось – лезет чудо-юда, мосальская губа: змей двенадцатиглавый; свистнул-гаркнул молодецким посвистом, богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой». Конь бежит, только земля дрожит, из ушей и ноздрей дым столбом валит, изо рта огненное пламя пышет; прибежал и стал перед ним как вкопанный.

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

16 «Звездица» состоит из двух металлических дуг, соединенных между собой винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Звездица употребляется для того, чтобы, при покрытии дискоса воздухом, частицы, лежащие на дискосе, не смешивались между собой. Звездица означает ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся Спасителю. 17 «Копие» – нож, по форме напоминающий копье, острый с обеих сторон; употребляется на проскомидии для вынимания частиц из просфор; изображает копие, которым прободены были ребра Христовы. 19 «Губа», или губка, называемая «истиральною», употребляется для отирания чаши, по потреблении св. Даров. Кроме этой «губы», на Литургии употребляется губа «антиминская», полагаемая на антиминсе; она служит для отирания дискоса над чашею после того, как в чашу опущены все частицы, лежавшие на дискосе. 20 «Покровы», или «воздухи», числом три, – употребляются для закрывания дискоса и чаши. Из них два меньших имеют вид равноконечного креста; третий – больший, представляет продолговатое четыреугольное покрывало. Сообразно разным священным воспоминаниям, соединенным с разными частями литургии, покровы напоминают то пелены Младенца Иисуса, то пелену, обвивавшую главу Христа Спасителя, положенного во гроб, то плащаницу, то камень, приваленный ко гробу Господа. 21 «Подризник» – длинная, из мягкой – полотняной, или бумажной материи, одежда, с рукавами и отверстием для головы; надевается под другие священные одежды, или ризы, отчего получила и самое название. 22 «Еритрахиль» по-русски: «нашейник»; это – одежда, охватывающая шею сзади и чрез грудь доходящая донизу. Она означает благодать священства большую, чем та, какую получает диакон. 23 «Пояс» есть роды ленты, которого священник опоясывается поверх подризника и епитрахили для того, чтобы удобнее было священнодействовать. Пояс напоминает священнику, как Господь опоясался на Тайной Вечери, чтобы послужить апостолам и что Он всегда готов послать помощь Свою любящим Его. 24 «Набедренник», или «наколенник» есть четырех угольный, продолговатый плат, который, при помощи шнура или ленты, надеваемой на левое плечо, привешивается на правом бедре священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

– С нами крёстная сила! – проговорил бедняга, оглядывая счастливыми глазами работу лесных человечков. А те лежали на крыше и, заглядывая через щели, радовались чужому счастью. – Ну, полно! – крикнул свалившийся с крыши Мурзилка, – нашли на что смотреть! Я себе весь фрак на этой противной крыше разорвал; пойдёмте скорее отсюда, а то я совсем без фрака останусь!.. – Сделай милость, не жалуйся, Мурзилка! – сказал Шиворот-Навыворот. – Ай, ай, ай! – раздалось в этот момент. Вертушка, Быструн и Мишка полетели с крыши прямо в шумящий ручей. – Ну, что! говорил я вам, что надо уходить, так нет, не слушаются, вот и выкупались, – радовался Мурзилка, глядя на братьев. – Что за беда! – говорили, вылезая из воды, Вертушка, Быструн и Мишка: – в другой раз не будем зевать, а что выкупались, так это не беда… – И они благополучно добрались по бревну до берега. – Мурзилка, ты опять полез ссориться! Что ты за озорник! – обратился к нему Заячья Губа. – Мы хотим теперь совет держать, а ты сердишься из-за пустяков. – Какой совет? – встрепенулся Мурзилка, легко переходящий от ворчливого тона в дружелюбный. – А куда бы отправиться нам из Голландии. Мазь-Перемазь советует отправиться на юг, через Бельгию, а Читайка говорит, что лучше пойти на север и через Данию, Норвегию и Швецию вернуться домой, – ответил Заячья Губа. – Гм, гм! – покачал Мурзилка головой: – я тоже думаю, что через Бельгию; там, говорят, выделывают лучшие в мире кружева: может быть, я что-нибудь найду для своего костюма, например, старинные жабо… – Ха, ха, ха! – раздался вокруг него хохот эльфов; но Мурзилка на этот раз не рассердился: он видел, что его желание будет исполнено. Рассказ двадцать второй. Как маленькие эльфы нашли прялку, веретено и рогульку и принялись за пряжу ниток Крошки опять надели сапожки-скороходы, шапочки-невидимки и пустились в путь. К вечеру они уже подходили к главному городу Бельгии – Брюсселю. Тут, как и в Голландии, их поразили чистота и порядок улиц, масса садов и цветов, преимущественно тюльпанов, украшающих дома с блестящими на солнце, чисто вымытыми стёклами. Бельгийские женщины, как и голландки, носили на головах громадные чепцы с бантами.

http://azbyka.ru/fiction/carstvo-malyuto...

даров на жертвеннике. Потому священник или диакон должны измывать и выполаскивать чашу не раз, а два, и три, и больше, пока она совсем не очистится, и священник с чистой совестью может вытирать ее губою, или платом, нарочито для этого устроенном. После этого губа эта или плат остаются в чаше, и св. сосуды покрываются честно, чтобы не пылились. При этом во все время причащения на жертвеннике должна гореть свеча неотложно. § 149. Если губа илитонная или истиральная (что на жертвеннике) или плат, употребляемый для вытирания чаши, потемнеют и загрязнятся, или запылятся, то таковые должны быть измываемы не кем другим, как только одними священниками или диаконами. При этом измовение это должно быть по возможности частое, чтобы все означенные вещи были всегда чисты, как следует, и при том оно должно быть постоянно производимо в церкви над алтарной умывальницей, а вода, отсель остающаяся, должна быть изливаема или в реку или под св. престол по обычаю. Нечего, конечно, и говорить при этом, что чаша и дискос, и др. сосуды, употребляемые для священнодействия литургии, должны быть всегда сохраняемы в надлежащей чистоте и опрятности; это долг каждого священнослужителя, нарушение которого должно быть всегда подвергаемо строгой ответственности и наказанию Какие отпуски произносить при окончании литургии, см. ниже, глава дополнительная, приложение 6 под буквой «Ж». Вместе с этим священник должен наблюдать, чтобы диакон никогда не затворял царских врат в конце литургии, пока певчие не пропоют многолетия Государю Императору и пр. (См. Руков. к Изуч. Ц. Устава, св. Михайловского, стр. 151, § 14). § 150. Наконец, по совершении Божественной литургии и по потреблении св. тайн, пред совлечением священных одежд или по совлечении их, священник, не исходя из алтаря, должен со вниманием прочесть, или выслушать читаемые другим, благодарственные «молитвы по причащении», и потом, вышедши из храма, не сразу предаваться мирским занятиям, но по возможности сохранять благоговейное настроение хотя бы течение нескольких часов, размышляя, сколь великого дара удостоил его Господь в таинстве причащения и прося Господа, чтобы Он простил ему его недостоинство, и во всю жизнь его сподоблял всегда этой неизреченной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Он с силой топал ногами, словно исполняя своеобразный танец. Гоблины в страхе шарахались от него. Они прятались в шкафы, на лестницу, в дымоходы, лезли на стропила и бежали в погреб. Курд топтал их ногами и пел, но не видел никого из домашних, пока не добрался до большого зала. Когда он ворвался туда, гоблины подняли дикий крик. Капитан лежал на полу под колышущейся толпой гоблинов. И сколько стражники ни рубили и ни кололи их, они никак не могли с ними справиться. А когда каменная туфля королевы обрушивалась на ноги стражникам, те хватались за ноги и падали. Капитан же прижался спиной к стене и продержался дольше всех остальных. Курд ворвался в зал, танцуя, вращаясь, топая и распевая, словно маленький смерч. – Наступайте им на ноги! – закричал он. Королева взвыла от ярости и негодования, но прежде чем она смогла что-либо предпринять, Курд успел освободить одиннадцать стражников. Гоблины, визжа и хромая, выскакивали из зала, наклоняясь на бегу, чтобы защитить ноги от тяжелых каблуков стражников. И тут Курд оказался лицом к лицу с королевой. Ее глаза горели зеленым огнем, а волосы стояли дыбом. Она попыталась отдавить ногу Курду, но он успел увернуться. Тогда она схватила мальчика за талию, решив бросить на мраморный пол. Тут-то Курд и обрушил всю тяжесть своего подкованного башмака на ее обутую в кожу ногу. Королева со страшным воем отступила, села на пол и схватилась за ногу. – Где принцесса? – спрашивал всех Курд. Никто не знал. Все кинулись ее искать. Стражники обшарили все комнаты дома, но нигде не нашли ни принцессы, ни слуг. Тут Курд услышал неясный шум, который привел маленького горняка к лестнице, а потом в винный подвал. Там было полным-полно гоблинов, которых дворецкий поил вином. Пока королева и ее отряд сражались со стражниками, принц Заячья Губа с другим отрядом обыскивал дом. Он захватил в плен всех слуг и решил отвести их в темницы короля гоблинов, но хитрый дворецкий додумался дать гоблинам попробовать вина. Попробовав, они захотели еще, и к ним присоединились гоблины из отряда королевы. Когда Курд вошел в подвал, гоблины столпились вокруг огромной бочки, протягивая всевозможные сосуды, найденные ими в доме, дворецкому, который сидел верхом на бочке и наливал, наливал, наливал. Прежде чем возобновить сражение, Курд оглядел поле предстоящего боя и увидел в углу толпу слуг, которые были так испуганы, что даже не пытались бежать. Среди них стояла и удивленная Лути, но принцессы Курд нигде не увидел. Испугавшись, что Заячья Губа уже увел ее в глубь горы, Курд ринулся в самую гущу гоблинов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010