Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДАЛМАТИКА в античности и средние века - верхняя муж. и жен. одежда, туника из шерсти или шелка с рукавами до запястий; в католич. Церкви - одно из облачений диакона (а также в особых случаях - епископа и священника) ДАРОНОСИЦА священный сосуд, предназначенный для хранения и изнесения Св. Даров за пределы храма для причащения больных и умирающих ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие ДЕЙСТВА ЛИТУРГИЧЕСКИЕ особые богослужебные чины, в визант. и древнерус. традиции совершавшиеся в дополнение к обычному кругу служб в нек-рые дни года церковного ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО раздел изобразительного искусства, произведения к-рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений ДИАКОН одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера ДИАЛОГИ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ части богослужения, построенные в форме диалога между предстоятелем (епископом или священником), сослужащими, диаконом, народом ДИАТАКСИС в широком смысле слова - некий документ уставного характера; в узком - подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии) «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи ДИКИРИЙ светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей, употребляемый за архиерейским богослужением ДМИТРИЕВСКИЙ Алексей Афанасьевич (1856 - 1929), крупнейший рус. литургист, византинист, церковно-политический деятель ДУРАНД Вильгельм, Старший (1230/31 - 1296), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда

http://pravenc.ru/rubrics/122642_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Предметы Церковного обихода АМПУЛА в Древнем Риме - сосуд из глины, стекла или металла для хранения жидкостей; в православной и католической Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, святой воды и др. священных жидкостей АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия ВЕРИГИ тяжелые цепи или иные металлические предметы, ношение к-рых на теле является одним из видов аскетического подвижничества ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу ДАРОНОСИЦА священный сосуд, предназначенный для хранения и изнесения Св. Даров за пределы храма для причащения больных и умирающих ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО раздел изобразительного искусства, произведения к-рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений ДИКИРИЙ светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей, употребляемый за архиерейским богослужением ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии КАНДИЯ (кандея), церковная утварь в форме чаши или глубокого блюда, используемая в качестве трапезных чаш, колокольчиков или чаш для водоосвящения КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии КУПЕЛЬ бассейн или большой сосуд, наполненный водой, который используется для совершения христ. таинства Крещения ЛАДАН смола особых пород дерева, при ее сжигании распространяется ароматный дым; используется в христ. богослужении для каждения ЛЖИЦА в правосл. богослужении один из священных сосудов, используется при причащении мирян и потреблении Св. Даров ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул.

http://pravenc.ru/rubrics/122760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священные сосуды и вещи употребляемые при богослужении (см. также " Декоративно-прикладное искусство " ) АМПУЛА в Древнем Риме - сосуд из глины, стекла или металла для хранения жидкостей; в православной и католической Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, святой воды и др. священных жидкостей АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу ДАРОНОСИЦА священный сосуд, предназначенный для хранения и изнесения Св. Даров за пределы храма для причащения больных и умирающих ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых ДИКИРИЙ светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей, употребляемый за архиерейским богослужением ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии КАНДИЯ (кандея), церковная утварь в форме чаши или глубокого блюда, используемая в качестве трапезных чаш, колокольчиков или чаш для водоосвящения КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии КУПЕЛЬ бассейн или большой сосуд, наполненный водой, который используется для совершения христ. таинства Крещения ЛАДАН смола особых пород дерева, при ее сжигании распространяется ароматный дым; используется в христ. богослужении для каждения ЛЖИЦА в правосл. богослужении один из священных сосудов, используется при причащении мирян и потреблении Св. Даров ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул. МОНСТРАНЦИЯ в католич. богослужении литургический сосуд, дароносица, приспособленная для перенесения во время процессий освященной гостии и выставления ее в храме или капелле для адорации

http://pravenc.ru/rubrics/426824.html

191-229 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 229-280 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 280-320 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) 321-351 351-352 352-387 387-388 ГРУНДТВИГ Николай Фредерик Северин (1783 - 1872), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель 388-389 389-391 ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова 391-392 ГРЭМ Уильям (Билли) Франклин (род. 1918), амер. проповедник неоевангеликализма и общественный деятель 392-393 393-394 ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник 394-396 ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу 396-399 ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ 399-400 ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви 400-401 401-402 402-403 403-405 ГУГБЕРТ (кон. VII - нач. VIII в.), прп. (пам. зап. 30 мая), мон. аббатства Бриттаниак (совр. Бретиньи, Франция) 405-411 ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) 411-412 ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

2. При северной стене алтаря устрояется жертвенник, называемый иначе предложением; потому что на нем во время проскомидии приготовляется вещество для св. таинства причащения – хлеб и вино. Он знаменует вертеп, в котором родился Спаситель, и Голгофу, на которой Он пострадал. На жертвеннике приготовляются и поставляются священные сосуды и предметы, необходимые для совершения литургии, а именно: дискос, потир, звездица, копие, лжица, грецкая губа и покровы для Св. Даров. а) Дискос есть то освященное блюдо, на котором во время литургии поставляется Святой Агнец 5 и освящается в Тело Христово. Он знаменует и Вифлеемские ясли, в которые был положен рожденный Спаситель, и гроб, в котором положено было Тело Его по снятии с креста. б) Потир есть святая чаша, в которой на литургии вино, растворенное водою, освящается в Кровь Христову. Он напоминает ту святую чашу, в которой Господь Иисус на тайной вечери преподал ученикам Своим под видом вина, пречистую Кровь Свою. в) Звездица состоит из двух металлических дуг, крестообразно соединенных между собою, и поставляется над Св. Агнцем для того, чтобы частицы, вынутые из просфор и положенные в должном порядке, не смешались между собою. Она напоминает ту звезду, которая явилась волхвам и довела их до места рождения Спасителя. г) Копие служит для изъятия из просфоры Св. Агнца и частиц из других просфор и знаменует то копье, которым были прободены ребра Спасителя на кресте. д) Лжица, с крестом на рукоятии, употребляется для подаяния низшим клирикам и мирянам Св. Таин тела и крови Христовой. е) Грецкая губка – одна употребляется для собирания с дискоса в потир частиц после причащения священнослужащих, и называется антиминсною, – а другая – для отирания священных сосудов после потребления Святых Даров, и называется истиральною. ж) Покровов для покрытия Св. Даров три: одним покрывается дискос, другим потир, третьим (большим) – и дискос и потир вместе. Этот большой покров называется воздухом (по-гречески αναψορ – возвышение); потому что во время чтения символа веры на литургии он возвышается и колеблется над Св. Дарами, чем и приводить в движение воздух. Он знаменует камень, приставленный ко гробу Спасителя; а колебание им над Св. Дарами означает землетрясение, бывшее при воскресении Христовом. Прочие два покрова знаменуют или младенческие пелены, коими повит был родившийся Спаситель в вертепе, или пелены погребальные, коими было обвито тело Его во гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Он напоминает ту самую чашу, в которой Сам И. Христос на тайной вечери преподал ученикам Своим под видом вина пречистую кровь Свою, и ту мысленную чашу страданий и смерти, которую испил Господь Спаситель за грехи людей. Что такое копие? (Копия рис. см. выше.) Какое значение копия? Оно означает то копие, которым прободены были пречистые ребра Спасителя на кресте; на что указывают и слова Евангелия о прободении И. Христа, читаемые священником при прободении сим копием Агнца 14 . Что такое звездица? (Звездицы рис. см. выше.) Какое значение звездицы? 12 . Она напоминает ту звезду, которая привела волхвов на поклонение родившемуся Спасителю и указала им место, где Он находился; по сему-то слова Евангелия о сей звезде, и произносятся священником при поставлении звездицы на дискос 15 . Что такое лжица? (Лжицы рис. см. выше.) Какое значение лжицы? Она изображает собою те клещи, коими в видении прор. Исаии, когда Бог посылал его на пророческое служение, Серафим взял с небесного алтаря угль и, прикоснувшись ими уст пророка, тем очистил его. Лжицею преподается нам угль тела и крови Христовых, и тем очищаются уста и души наши от грехов, подобно тому, как у Исаии от прикосновения угля посредством Серафимских клещей. Что такое, употребляемая при таинстве св. причащения, грецкая губа? Известное морское растение – Грецкая губа. Какое значение сей губы? Она напоминает ту губу, которую, напоив желчию и уксусом, воины прикладывали к устам умиравшего на кресте Спасителя, когда Он воскликнул «жажду.» Что такое блюдца и ковш? (Блюдца и Ковша рис. см. выше.) Что такое рипиды? (Рипид рис. см. выше.) Что значит название рипиды? С греческого опахала. Какое назначение рипид? Рипиды введены на востоке для того, чтобы веянием их отгонять от св. Даров во множестве летающих там мелких насекомых, чтобы они не впали в чашу. Употребляются они и у нас, по причине своего духовного значения. Какое значение рипид? Употребление рипид при совершении таинства св. причащения выражает невидимое присутствие ангелов в это время, почему на них и изображаются шестокрилые Серафимы. Осенение ими Даров означает приникание, т. е. углубленное внимание ангелов к совершающемуся на престоле непостижимому таинству заклания Христова и пресуществлению хлеба и вина в тело и кровь Христовы и благоговейное удивление их при виде сих тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Сосуды и вещи при совершении таинства евхаристии суть: 1) дискос, 2) потир, 3) звездица, 4) копие, 5) лжица, 6) губа и 7) дарохранительница. Дискос или священное блюдо, на котором во время литургии поставляется святый агнец, знаменует и вифлеемские ясли рожденного Спасителя, и гроб, в котором положено было пречистое тело Его. Потир или святая чаша, в которой на литургии вино, соединенное с водою, прелагается в кровь Христову, напоминает ту святую чашу, в которой сам Иисус Христос на вечери преподал ученикам Своим, под видом вина, пречистую кровь Свою. Звездица составленная из двух дуг, крестообразно соединенных между собою, поставляется над св. агнцем в знамение той звезды, которая явилась волхвам и довела их до места рожденного Спасителя. Копие, служащее для изъятия св. агнца и частиц из просфор, знаменует то копие, которым были прободены ребра Спасителя на кресте. Лжица, с крестом на рукоятии, употребляется для подаяния мирянам и церковнослужителям тайн тела и крови Христовой. Она образует те клещи серафима, которыми он, взяв угль с небесного алтаря, коснулся уст пророка Исаии, очистил грехи его и освятил ( Ис.6:67 ). Грецкая губа употребляется на литургии для отирания священных сосудов и собирания в одно место на дискосе частиц, полагаемых в потир. Она знаменует ту губу, посредством которой напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчию. Дарохранительница есть тот находящийся на престоле сосуд, в котором хранятся св. дары для приобщения больных и для преждеосвященной литургии. Она знаменует гроб Христов и напоминает ветхозаветную стамну с манною, хранившуюся в кивоте завета. Кроме дарохранительницы на престоле находится Крест и Евангелие. Евангелие полагается для того, чтобы изобразить присутствие Иисуса Христа, как учителя истины; крест изображает присутствие Иисуса Христа, как Искупителя нашего. Воскресное богослужение С Пасхи до Воздвижения на воскресные дни положено совершать всенощное бдение, а с Воздвижения до Пасхи, исключая случающихся в воскресенье великих праздников, положено совершать с вечера – великую вечерню, а поутру – воскресную полунощницу, на которой бывает канон троичный, – и утреню с пением стихов из псалма: Хвалите имя Господне, и чтением Евангелия. Всенощное бдение воскресное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

§10. Губа грецкая определена для отирания священных сосудов, для сибирания во едино частиц, на дискосе расположенных, и для опускания их в потир. Она напоминает ту губу, которую напоив желчью и оцтом, придели к устам Иисуса. §11.лжица или священная ложка с крестообразным на конце рукоятием, для причащения верных обоего пола, установлена Иоанном Златоустом для пресечения злоупотреблений от принятия тела Христова в руки, и для предосторожности от пролития крови, при подаче каждому из чаши, как было в Первенствующей Церкви и как ныне причащаются только священные лица. Таинственно лжица означает те клещи, которыми Серафим, взяв угль от жертвенника Гоподня, коснулся устами Пророка Исаии и тем очистил грехи его. Она с трапезы священной преподает нам огнепальный угль тела Христова. Смотри выше в изъяснении Литургии §86. §12. Кадило. Курение фимиама по своему благоуханному запаху посвящено в честь Божества в глубокой древности; потому что всем лучшим жертвовать Богу сама природа нас научает. Курение или каждение перед иконами и другими св. вещами делается из благоговения к им, а курение перед людьми это образ усердных молитв и по учению Церкви знаменует благодать: Святого Духа, таинственно души услаждающего. §13. Свечи и елей в храмах употребляются издревле; так как в первых трех столетиях они были необходимы для Христиан, которые, укрываясь от гонителей, собирались на молитву ночью и часто в пещеры. Но когда Церковь получила мир, свечи не перестали зажигать и при дневном свете, в подражание ветхозаветной Церкви. У Иудеевперед книгою закона Моисеева горела неугасимая лампада в знамение, что закон Господень есть светильник человеку в жизни: а как это наипаче приличествует Евангелию, то Церковь за приличное судила возжигать и перед ним свечи и елей; после таким же образом начали свидетельствовать свое благоговение перед гробами Мучеников, иконами Святых и другими священными вещами. Сверх того возжение свечи и елея есть образ души, пламенеющей любовью к Богу и радующейся, о еже приметатися в дому Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

И возгласит: Ты еси Бог наш и воскресение и спасение и тебе славу всылаем с безначалным ти Отцем и пресвятым и. Посем покадит окрест святую трапезу и знаменует сетями, и отступит от святыя трапезы и раздает губы людем 74 . И шед паки от олтаря десныя страны дверцами приходит десною страною церкви в притвор, царским же дверем затвореном сущем, и поставляется пред великыми дверми налой оболчен завесою, и на верх его кладется святое еуаггелие и суду же и овуду налоа два светильника. Таж патриарх кадит и знаменает с свечами налой. Таже свечи ставят на светильники. И посем глаголет архидиакон: Благослови владыко. Патриарх же: Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа. И начинают вечерню. Устава омовения трапезы XVIII в. По Архангелог. Чиновнику, л. 70–71. К вечерни и литургии благовеста, во вседневной в начале часа дне. До пришествия архиерейского устрояет ключарь во олтаре от угла близ престола поставляет стол пеленою или сукном покрыт и полагает на нем со крестом стоящие еуаггелие и ковчег с запасными для болящих святыми дары, и блюдо сребряное, и блюдо с крылом, и блюдо с святою водою, и кропило, и губа грецкая, и платочки небольшие, и сосудец с родомною водою и с вином красным. Также и у жертвенника поставляется столец и собираются на столец с жертвенника сосуды священные и покровцы, и опахивают с жертвенника прах, и с литона частицы, и паки сосуды устрояем на жертвенице и покровом покровены. Приходит архиерей в собор, и творится входное, и облачается во вся по чину литоргийному; певчие поют входное: Странствия владычня. По облачении начинаются часы и по Приидите входит архиерей во олтарь и кадить с преди престол трикратно и чтет молитву в Чиновнике. И по молитве сьемлется покров со престола. Глаголют псалом: Помилуй мя Боже и протчия псалмы: Суди ми Господи и Коль возлюбленна. В то время архиерей подаст со престола еуаггелие и крест и полагаются на столец, и под антиминс приносится блюдо серебряное и относится на жертвенник и тамо от иереев исчищается от праха и частицы собираются, и опахивается на престоле архиерей прах на блюдо, и снимается со престола одежда, и крылами по легку иереи обивают прах и опахивает архиерей крылом, со престола со срачицы прах на блюдо, и оный прах с блюда сохраняется в кладязи или в горну сожигается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

То есть, с теми самими словами, кои святым сея молитвы сочинителем писаны. Глава 6. А в церковном, Государь, священии в том же Требнике (лист 73) напечатали не по преданию же святых отцов, повелевают свящати мылом: и то, Государь, церкви Божия не освящение, но паче осквернение. Понеже в мыле всякая бывает нечистота и скверность. По преданию же святых отцов велено освящать губой грецкой, или платком чистым. Кто верит, что или мыло или грецкая губа, или полотно силу освящения имеет, тот без сомнения тяжко согрешает. Сии бо ни святости не имеют, ни же святость дать могут: и потому сие ни учением, ни преданием святых отцов быть не может. Бог един, который есть самая святость, и источник святости, своей Божественной благодатью, посредством моления Священников своих, церковь и Алтарь освящает. Воду же тёплую и мыло употребляем для омытия от нечистот вещественных Трапезы, которую, дабы по омытии мокрой и влажной не оставалась (от чего скоро сгнить могут одеяния, коими оную украшаем) губой или полотном отираем. Употребление же таким образом омывать и отирать Трапезу, ни новое есть, ни же без обозначения. Симеон бо Архиепископ Фессалонийский, в лето 1418 живший 127 , обряд сей так описывает: «понеже Трапеза Иисуса являет, иже Камень жизни, и Камень краеугольный именуется 128 , то и крещение его приемлет. Сие же сугубым образом приемлет, видимым и невидимым. Во еже по измовении бывает чиста, и водой освящается, очищение вкупе и духа приемля, орудием бо Дух бывает. Того ради приносится тёплая вода, ни же молитвой благословляется. Крестившагося бо во Иордане ко освящению сея воды, и к совершению священного жертвенника епископ призывает. Посем подают ему мыло, его же благословляет, и творит три креста на нём. Бывшей же воде тёплой, трижды излиянной во образ «Пресвятой Троицы, антиминсами 129 Святая Трапеза бывает отираема 130 . Какая же нечистота и скверность есть в мыле, которым руки и лицо ежедневно умываем? Если мыло нечистым и скверным поставляется потому, что в состав оного свиное сало, где нет масла, кладётся? то сие мнение подлинно значит Иудейство. Должно же знать, что нет ничего чрез себя нечистого: все бо от Бога созданное, самому Богу свидетельствующу, есть весьма доброе: «и виде Бог вся, елика сотвори, и се «добра зело» 131 . Вем, говорит Божественный Апостол Павел, «и извещен есмь о Христе Иисусе, яко ничтоже скверно само собой, точно помышляющему что скверно быти, оному скверно есть» 132 . И в другом месте: «Всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно со благодарением приемлемо» 133 . Блаженному же Петру, который и после Евангельской благодати некоторые твари нечистыми быть почитал, Бог сказал: «яже Бог очистил есть, ты не сквери» 134 . Для чего же Бог в Ветхом Завете иные животные чистыми, и иные нечистыми объявил, Св. Иустин философ и мученик довольно изъясняет 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010