Илия лег и заснул под деревом. Господь не оставил Своею милостью пламенного ревнителя Его славы и послал Илии утешение в лице Ангела своего. Коснувшись спящего пророка, Ангел сказал: «встань, ешь». Илия проснулся и увидал в головах у себя хлеб и кувшин с водою. Подкрепившись пищею, Илия снова заснул; в другой раз пробудил его Ангел Господень, предлагая пищу, и снова Илия встал, ел и пил. Эта небесная пища так подкрепила пророка, что он затем совершил сорокодневное путешествие до горы Божией, Хорива. Здесь пророк поселился в одной из пещер и проводил жизнь в молитве, посте и размышлении. Обдумывая положение израиля, пророк пришел к мысли, что ни обличения, ни чудесные знамения не могут вразумить заблуждающихся израильтян и прекратить в среде их нечестие, и что остается только поразить их гневом суда Божия, открывающегося или в бурях, или в землетрясении, или в пламени. Но вот пророк услыхал голос Иеговы: «зачем ты здесь, Илия?» «Я, ответил пророк, сильно возревновал по Господе Боге Вседержителе, когда увидел, что сыны израилевы оставили Твой завет, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; я один остался, и уже моей души ищут, чтобы отнять ее». Божественный голос повелел пророку на следующий день стать на горе в ожидании откровения. Еще рано утром начались знамения явления Иеговы. Первоначально разразилась ужасная буря; ужасный ветер дробил скалы и разрушал горы; но Иеговы не было в этом ветре. Буря сменилась землетрясением, но Иеговы не было и в землетрясении. После землетрясения пронесся огонь; но Иегова не был и в огне. За огнем последовало веяние тихого и приятного ветерка, и «там был Иегова». Илия покрыл лице свое милотью. Божественный голос воззвал его, и пророк поведал ему прежние свои жалобы на нечестие Израиля. Тогда Господь сказал: «возвратись и поди к Дамаску; и когда придешь, помажь Азаила царем Сирии, также помажь Ииуя царем над Израилем; а Елисея, сына Сафатова, помажь вместо себя пророком. Тогда, если бы кто избавился от меча Азаилова, такого умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуя, такого накажет Елисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между тем св. апостол стал молиться; во время молитвы ему явился Спаситель и укреплял его в предстоящем ему подвиге мученичества, обещая за это прославление после смерти его и всех находящихся с ним и имеющих принять мученический венец. Когда Спаситель отошел, апостол разбудил всех верующих, и они начали все вместе молиться, воспевая псалом: «благословлю Господа на всякое время» и другие псалмы. По совершении молитвы, апостол сказал верующим: «будьте тверды и терпеливы, вы скоро примете венец мученичества». Взглянув на Сандухт и видя лице ее, облитое слезами, он подумал, что она боится и сказал: «не бойся и не унывай!» Но она ответила: «я не унываю, господин мой, но радуюсь и ликую, ибо вскоре увижу свою надежду Христа». Было утро, когда апостол прекратил свою речь. В это время к дверям темницы прибыли воины. Они вывели из темницы Сандухт и прочих христиан и привели их в царский дворец всех в оковах, кроме царской дочери. Царь потребовал ее к себе и сказал: «ты отреклась меня и полюбила совратителя. Если ты не откажешься от своего упорства, клянусь всеми богами, что предам и тебя и его смерти». На это Сандухт отвечала: «тот, кого ты называешь совратителем, извлек меня из мрака к свету и дал мне возможность познать истинного Бога, Творца неба и земли». «Кто тот, кого ты называешь Богом и Отцом?» –спросил царь. – «Бог тот, кто создал все из ничего и словами уст Своих утвердил все творения. Вы же поклоняетесь изображениям бездушных идолов, которые не видят и не слышат и в которых живут бесы». Царь разгневался и приказал сковать свою дочь, потом терзать и жечь огнем; палач надел оковы на Сандухт и повел пытать. Один из верующих пошел и рассказал ап. Фаддею, что Сандухт заключили в оковы и готовятся предать ее пыткам; апостол прослезился и стал молиться Богу о ее укреплении в страданиях. В это время и Сандухт, готовясь принять пытку, обратилась к небу и громко произнесла: «Господи Иисусе Христе! поспеши мне на помощь!» Вдруг задрожало все место, явился с неба свет, и послышался голос: «мужайся, дочь моя, ибо Я с тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Написав житие и страдание св. Понтия, Валерий, боясь гонения, сел на корабль и переправился в Ливию. В V веке еп. кимельский (ок. 460) Валериан в речах своих возбуждает слушателей к подражанию мученику и говорит о мощах мученика, украшенных усердием христиан; после же они перенесены в Ниццу, без сомнения в то время, когда Кимелла опустошена была лонгобардами и жители ее переселились в Ниццу (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия т. 2; замет. стр. 235). 6-е число После того, как в пределах Кесарии Филипповой ученики Иисуса Христа исповедали в Нем устами ап. Петра Сына Бога живого, Он захотел доказать им действительную Свою славу, как Сына Божия. «Есть некоторые из находящихся здесь, говорил Господь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына человеческого, грядущего в царствии Своем». Через шесть дней после этих слов Господь, идя из стран Кесарии в пределы Галилейские, пришел к горе Фавору. За ним следовали ученики Его и множество народа. День начал склоняться к ночи. Господь по обычаю, удаляясь на ночную молитву Богу, Отцу Своему, взял с собою трех довереннейших учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна, и пошел с ними на гору Фавор. Здесь, немного отойдя от них на высший холм горы, стал молиться при видимом отрешении от всего земного и при не возмущаемом ничем безмолвии. Настала ночь; трое учеников Христовых, утомившись от дневного пути и от продолжения молитвы, заснули. Когда они спали, а ночь кончалась и приближалось утро, Господь преобразился, блистая славою Своего Божества: лице Его просветилось, как солнце, и одежды Его сделались белыми, как снег; Ему предстали два пророка – Моисей и Илия и беседовали с Ним о предстоящих Ему в Иерусалиме вольных страданиях. От их беседы и от нашедшей Божественной славы апостолы пробудились и увидели неизреченную славу Господа и беседующих с Ним – Моисея и Илию. Апостолы были в ужасе: они слышали беседу пророков о вольном страдании Христа и стояли с трепетом, наслаждаясь зрением Божественной славы, которую видели на столько, сколько могло вместить зрение телесных их очей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Напротив, предавшийся идольскому служению, Ахав не прочь был наказать вестника Божественной воли за его смелое и грозное пророчество. Но пророк немедленно после предсказания ушел за Иордан и, по повелению Божию, скрылся при ручье Хорафе. Этот ручей вливался в Иордан с восточной стороны. Обилие тростника, растущего по берегам источника, давало пророку готовое убежище от взоров врагов; ручей давал ему воду для питья; а вороны и утром и вечером приносили сюда хлеб и мясо. Но чрез год жары иссушили ручей, и Господь повелел пророку идти в Сарепту к одной вдове. Город Сарепта находился на берегу Средиземного моря, между Тиром и Сидоном. Пришедши в этот город, Илия встретил вдовицу у городских ворот, где она собирала для себя дрова. Пророк обратился к ней с просьбой принести для него воды напиться, а вместе с этим просил у женщины кусочек хлеба. «Жив Господ Бог твой! сказала Илии вдовица: у меня нет ничего печеного, а только с горсть муки в посудине, и не много елея в кувшине; и вот, я возьму поленца два, пойду, приготовлю что-нибудь себе с сыном; мы поедим, а потом придется умереть». Но пророк Божий утешил странноприимную женщину. «He бойся! сказал он ей: только сделай прежде из той муки маленькую лепешку для меня и принеси ко мне; a потом уже испеки себе с сыном; потому что так говорит Господь Бог Израилев: мука в посудине не истощится, и елея в кувшине не убавится, доколе Господь не пошлет дождя на землю». Вдовица без колебания поверила словам пророка Божия и поступила согласно с его желанием. И действительно, с того времени, как поселился пророк у вдовицы, несколько муки в посудине и небольшое количество елея в кувшине прокормили и бедное семейство, и его гостя во все время голода. Так Господь наградил бедную вдовицу за ее радушное гостеприимство и за ее твердую искреннюю веру в Него. И вдовица, получив средства пропитания в тяжелое время голода, радовалась своему счастью. Однако вскоре ее радость была отравлена тяжелым горем: ее сын после тяжкой болезни умер. Бедная женщина имела в сыне единственное для себя утешение в своем одиночестве, видела в своем ребенке и опору в своей старости при скудости своих средств к жизни; поэтому тяжела была для нее потеря сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оковы ее распались; палач и многие другие разбежались. Ужас объял царя и всех окружавших его. Между тем Сандухт поспешила к апостолу Фаддею. Она пала к его ногам и обняла их, говоря: «господин мой, вот –я; Христос освободил меня от оков и покрыл стыдом сатану и его служителей». Они встали и возблагодарили Господа. В это время, по повелению царя, явился один князь, упал на землю пред св. апостолом и сказал: «царь послал меня к тебе сказать – согрешил он пред тобою и пред Богом твоим, прости нас и молись, чтобы миновал нас страшный гнев Его, мы совсем погибаем; мы исполним все твои желания. Он приказал и вас освободить от оков». Услышав такую просьбу царя, апостол Фаддей прослезился и стал молиться: «Отец Господа нашего Иисуса Христа! воззри на народ Свой и не поступай с ними по грехам их; прости их, ибо они не знают, что творят». После этой молитвы со всех верующих спали оковы и прекратилось страшное колебание. При виде этого князь пришел в ужас; но апостол сказал: «не бойся, но поди и расскажи царю, что видел». Тот пришел и сказал царю: «я увидел в апостоле не человека, но нечто выше человека: он был окружен светом он помолился, и гнев Бога его оставил нашу страну». Царь сказал: «нет, не он отвел гнев, но великие наши боги-покровители нашей страны и слава царей наших». Этот князь, приходивший к ап. Фаддею, уверовал во Христа со всем домом своим, принял крещение и получил имя Самуил. Царь, узнав об этом, приказал вбить ему в плеча раскаленные гвозди, от чего он и умер, такою же смертью окончили жизнь и многие другие из учеников св. апостола: в числе их было семеро армян: одним из них продевали раскаленное железо по щиколоткам, другим отсекали головы мечем. С наступлением ночи, ап. Фаддей, в сопровождении верующих, пришел на место казни мучеников, поднял их тела, помазал маслом и предал их земле в небольшой долине. Между тем Сандухт проводила истинно-христианскую жизнь: она утешала страждущих, снабжала нуждающихся пищею и одеждою, проповедовала евангельское слово и многих обращала ко Христу, совершая знамения и чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павлом прибыли и его последователи и многие из семидесяти апостолов. Матерь Божия призывала к себе, каждого по имени, благословляла и желала вечного блаженства. Наступил день преставления «Матери Живота». С утра в Ее доме горели светильники в знак радости и торжества. Апостолы молились и славословили Господа. Богоматерь возлежала на украшенном одре в радостном ожидании смерти. Вдруг, в третьем часу, необыкновенный небесный свет озарил комнату, крыша дома как будто раскрылась, и очам присутствующих предстало чудное явление: Сам Господь Иисус в небесной славе, окруженный ликами ангелов и святых, сходил с неба принять душу Богоматери. Увидя пришествие Сына и Господа, Она радостно воскликнула: «величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей!» Господь, приблизясь, с любовью взирал на Свою Пречистую Матерь и говорил Ей: «приди, ближняя Моя, приди, голубица Моя, приди, дражайшая Моя, и войди в хранилище вечной жизни!» Пр. Владычица, поклонившись, сказала: «благословенно имя славы Твоей, Господи. Боже мой, изволивший избрать Меня, смиренную рабу Твою, в служение Твоему таинству; помяни Меня, Царь славы, в бесконечном царстве Твоем!» Господь с любовью призывал Свою Матерь от земли на небо. Она радостно отвечала: «готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое! Буди мне ныне по глаголу Твоему!» Сказав это, Матерь Божия возлегла на одр и в неизреченной духовной радости предала Свою душу в руки Сына Своего, не имея ни одной телесной болезни, но как бы уснувши сладким сном. Послышалось сладкое ангельское пение: «радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна ты в женах!» Свв. апостолы обступили одр со слезами и с благоговением, взирали на это преславное видение; а когда потом подошли к одру, на котором возлежало Пречистое тело Богоматери, то увидели, что лице Ее сияет необыкновенным светом. Все целовали Пречистое тело Владычицы со страхом и благоговением. Одним прикосновением к одру Пресвятой Богородицы исцелялись всякие болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После смерти Ахава престол его наследовал сын его Охозия. Своим легкомыслием и нечестием он подражал отцу своему и матери; чтил Ваала и служил тельцам. Случилось, что, прохаживаясь по площадке над своим дворцом, царь упал и сильно заболел. Желая узнать исход болезни, Охозия послал в Филистимский город Аккарон спросить у идола Ваал-зевула (владыки мух), выздоровеет ли он? Путь послов лежал через города колена Ефремова, где в то время находился Илия Фесвитянин. По наставлению Ангела, пророк встретил на дороге посылаемых царем и сказал им: «разве нет Бога в Израиле? что вы идете вопрошать Ваал-зевула, бога Аккаронского? Возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: ты не поднимешься с постели, на которую лег, но непременно умрешь». Послы возвратились к Охозии и донесли о случившемся. «В чем был этот человек, который встретил вас и говорил вам эти слова?» спросил царь. «В волосяной одежде, и подпоясан кожаным поясом», ответили послы. По этим признакам Охозия узнал Илию и послал отряд воинов из 50 человек схватить пророка и привести его к нему. Воины отыскали пророка на горе. Начальник отряда с дерзостью закричал ему: «человек Божий! тебе приказывает царь: сойди с горы и пойдем с нами». Вместо ответа на вопрос, пророк именем человека Божия, каким его назвали, призывает на них огонь с неба. «Если я человек Божий, сказал он, пусть сойдет огонь с неба и сожжет тебя и кто с тобою». Огонь ниспал с неба и сжег их. Но царь послал другого пятьдесят начальника; этот показал еще более дерзости, чем его предшественник, и также был сожжен по слову пророка. Однако видимая казнь Божия не вразумила нечестивца, потому что он послал еще третьего старейшину, но за то научил послов не оскорблять человека Божия. Пятьдесят начальник до земли поклонился пророку и умолял его пощадить душу его и посланных с ним. Обнадеженный ангелом в безопасности, Илия принял смиренную просьбу и отправился к царю, но явился к нему не как пленный, а как пророк, и снова повторил ему смертный приговор от Бога. Охозия не вставал с одра болезни: он умер на втором году своего царствования ( 4Цар.1:2–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потом следует «третье сословие» – Церкви более низшего уровня, типа Болгарской и Грузинской, при этом Грузинская Церковь ставится ниже болгарской, несмотря на большую древность и проповедь св. апостола Андрея в грузинских землях, вероятно, в силу меньшей влиятельности и меньшего числа паствы. И, наконец, в самом низу находятся неполноправные «вольноотпущенники» – Польская, Албанская, Чехословацкая Церкви и т. д., у которых всегда можно отобрать автокефалию за плохое поведение и вновь вернуть в рабское состояние по причине неблагодарности. Не нужно и говорить, насколько подобная конструкция далека от здравой православной экклезиологии, каковая строится по принципам Тела Христова и Богочеловеческой семьи, а не пирамиды и не машины подавления. Завершить эту статью хочется цитатой из комментария еп. Никодима Милаша к 8 правилу III Вселенского собора: «Особенного внимания достойны в этом правиле слова: да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския. Церковь Христова никогда не имела другой власти, кроме той, которую ей дал Христос, а Христос не мог ей дать другой власти, кроме той, которую Он принял от Бога Отца. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20: 21), говорит Христос Своим ученикам, поясняя им, какую они будут иметь власть. В силу этого апостол Павел и говорит, что священники являются наместниками Христа и продолжателями Его служения. Поэтому нельзя сказать, чтобы Апостолы или их преемники имели или могли иметь какую-либо власть, какой не имел Христос, как Глава Церкви. Находясь на земле, Христос никогда не присваивал себе власти мирских владык и никогда не пользовался этой властью. Он никогда не прибегал к насилию или оружию, но убеждениями и чудесами старался привести людей к познанию истины и истинного благочестия. Уклоняясь, прежде всего, от такой власти, Сам Христос говорил затем и Своим ученикам, что эта власть принадлежит не им, но мирским владыкам: Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются (Лук.

http://pravoslavie.ru/53419.html

1) Где будет проповедано евангелие сие, в целом Мире, там будет сказано и о жене сей ( Мф. 26:13 , Мк.14:9 ). 2) Нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы едино о Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). 3) Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). 4) Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля ( Лк. 2:32 ). 5) Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). 6) Принимающий вас, принимает Меня, а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф. 10:40 ). 7) «Ибо Мария была так возлюблена Богом, что Он всегда внимал истинным словам Её». 8) Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф. 10:28 ). 9) «Иисус говорит Марии Магдалине: иди к братии Моей и скажи им – проповедуйте всегда во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Подкреплённая таким образом и ободрённая на предшествующий ей трудный путь, св. Нина, несмотря на все препятствия среди окружающей её дикой и угрюмой природы Кавказа, без страха вступила, наконец, в грузинское царство, неся с собой источник жизни – св. крест и данные ей Господом девять заповедей. Водрузив крест на горах Джавахетских, она проповедует евангелие в городах Ахалкалаки и Урбниси, а затем при основателе династии Сассанидов, царе Мириане († 342 г.), современнике Константина Великого , является на истоках неведомой ей реки Куры, следуя по течению которой, достигает Мцхета в день празднования народом Армазу. На высокой горе стоял исполинский кумир, горевший золотом; по сторонам его два других, поражавших огнём, как говорит предание, всякого дерзавшего подступать к ним без воли жрецов. Гремели трубы, курился фимиам, текла кровь жертв; царь Мириам со всем народом распростирался ниц перед идолами, и только одна чуждая, никому не ведомая дева, не преклонила колена. Внезапно, среди ясного дня, разразилась страшная буря с молниями и громом; капище рушилось, и среди развалин его лежали остатки разбитых, поверженных кумиров. В ужасе бежал народ, и на развалинах осталась одна св. Нина, спокойно смотревшая на возникшую и утихшую около неё бурю стихий. Это было 6 августа (ст. ст.), и день Преображения Господня стал для Иверии днём, сменившим тьму язычества на свет христианской истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно поэтому мы можем утверждать, что дар говорения на иностранных языках в Церкви носил временный характер. По свидетельству церковных писателей, уже в III веке апостольская глоссолалия в христианских общинах постепенно исчезает и возникает её подделка в виде бессмысленного языкоговорения в еретических общинах гностиков, монтанистов, а затем и у мессалиан (евхитов или адельфиан) 27 . Подтверждением временности глоссолалии служит и то, что рассматриваемый дар не имеет преемственности служения в Церкви. Это хорошо видно в сравнении с новозаветным священством. В Первом послании к Тимофею мы читаем: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ), а подтверждение преемственности этого дара находим в Послании к Титу: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). Ничего подобного по поводу говорения на «иных языках» в Новом Завете мы не находим, и это лишний раз доказывает временность подобного дара для Церкви. Тем не менее, как свидетельствуют жития некоторых святых, в необходимых случаях для пользы проповеди Евангелия и для духовного наставления дар языков иногда проявлялся и в позднейшей истории Церкви Христовой. Известен случай со святителем Иннокентием (Поповым-Вениаминовым, † 1879), когда он, будучи проездом в Чебоксарах в 1860 году, совершил Божественную литургию на чувашском языке, совершенно его не зная, что вызвало необыкновенный религиозный подъём у местных жителей и многих привело к вере 28 . О другом удивительном и истинно апостольском даре глоссолалии, наподобие того, который нам известен из жития преподобного Пимена Великого , говорит жизнеописание грузинского подвижника, преподобного иеросхимонаха Иллариона († 1864). Проживая на Святой Горе Афон, в грузинском Иверском монастыре, зная только грузинский и турецкий языки, святой в минуты духовной необходимости иногда мог очень хорошо говорить и по-гречески, и по-русски, «но это не от знания языка, а по вдохновению свыше лишь в случае важных духовных нужд». В его житии рассказывается о встрече с русским монахом отцом Феоной, который испытал на себе демоническое искушение за своё ревностное послушание и был успокоен продолжительной беседой с подвижником. На следующий день, когда Феона подошёл к старцу и хотел заговорить с ним о случившемся, выяснилось, что преподобный Илларион решительно ничего не понимает. Через переводчика святой подвижник ответил: «Я не знаю, как говорил, но Господь, видя нужду, подал тебе разуметь мою беседу так, что я как бы заговорил по-русски, а на самом деле я не знаю как» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010