Исправлявший тогда должность директора профессор Гауеншильд донес министру. Разумовский приехал из Петербурга, вызвал нас из класса и сделал нам формальный, строгий выговор. Этим не кончилось, – дело поступило на решение конференции. Конференция постановила следующее: 1) две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы; 2) сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по поведению; и 3) занести фамилии наши, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Первый пункт приговора был выполнен буквально. Второй смягчался по усмотрению начальства: нас, по истечении некоторого времени, постепенно подвигали опять вверх. При этом случае Пушкин сказал: Блажен муж, иже Сидит к каше ближе. На этом конце стола раздавалось кушанье дежурным гувернером. Третий пункт, самый важный, остался без всяких последствий. Когда при рассуждениях конференции о выпуске представлена была директору Энгельгардту черная эта книга, где мы трое только и были записаны, он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам, что мудрено допустить, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, могла бы еще иметь влияние и на будущность после выпуска. Все тотчас согласились с его мнением, и дело было сдано в архив. Гоголь-моголь – ключ к посланию Пушкина ко мне: Помнишь ли, мой брат по чаше. Как в отрадной тишине Мы топили горе наше В чистом пенистом вине? Как, укрывшись молчаливо В нашем тесном уголке, С Вакхом нежились лениво Школьной стражи вдалеке? Помнишь ли друзей шептанье Вкруг бокалов пуншевых. Рюмок грозное молчанье. Пламя трубок грошевых? Закипев, о сколь прекрасно Токи дымные текли!.. Вдруг педанта глас ужасный Нам послышался вдали. И бутылки вмиг разбиты, И бокалы все в окно, Всюду по полу разлиты Пунш и светлое вино. Убегаем торопливо; Вмиг исчез минутный страх! Щек румяных цвет игривой, Ум и сердце на устах. Хохот чистого веселья, Неподвижный тусклый взор Изменяли чад похмелья, Сладкой Вакха заговор! О, друзья мои сердечны!

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

Если бы турки одни оставались, то с ними не мудрено сладить; но у них много будет пакостников. Как бы в самом деле индийцев не привезли? Но все это только затруднит несколько дело, но не сделает его непреодолимым. Но всяко, участь войны в руках Божиих. Будем молиться Ему, исповедуя грехи свои, чтоб помог хоть не нас ради, а ради страждущих братий наших. Слышно, что и в Питере и у вас в Москве не мало лиц, которые не благоволят к войне, и даже к самому заступничеству нашему. Это должно быть выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с высшими взглядами; но и это все грошевый народ. Их прозвать надобно башибузуками за то, что, не желая войны, желают братьям нашим оставаться в statu guo, а это - то же, что оставлять их под тиранством башибузуков. Я ничего почти не сказал относительно церковных дел. И ничего. Пока только напомнить об них достаточно. А что именно сделать, об этом после. Ничего еще нет у нас в руках... Дайте прежде поймать... тогда и щипать. Всех вам благ от Господа желаю. Благослови вас Господи всяким благословением. Ваш богомолец Еп. Феофан. + + + 8 января 1877 г. Милость Божия буди с Вами! Александр Викторович! С прошедшими праздниками и с новым годом поздравляю. Что-то даст этот новый год? Конференция что-то не ладно ведет дело. Уступка за уступкой... Но это, на кого ни доведись, воодушевляет к сопротивлению. Но это может быть и приведет к войне. Война - дело сомнительное, не знать, куда повернет: ибо планы её настоящие пишутся на небе, и прочитывать их приходится уже по исполнении дела. Война многотрудна, много денег и жертв возмет. Потому нельзя не отчураться от нее, если окажется возможность. Но судя по тому, что войною можно взять побольше, чем предначертывается без войны,- и столько больше, что можно в силу ее целый народ поставить на ноги; судя по тому, что ныне есть много благоприятствующих успеху моментов в течении дел, именно, очень вероятное, - один на один, - с подспорьем от греков, Румынии, и славян; судя по общему нашему воодушевлению, которое, кто знает, охватит ли нас с такою силою после когда-нибудь; - судя по всему этому я никак не удерживаюсь от желания войны, хоть и от войны мороз по коже подирает. Мне думается, что нынешние облегчительные обстоятельства не повторятся уже после никогда, затруднительные же увеличатся: так что после не возможем уже мы ничего сделать в пользу наших братий. Придется оставить их собственным своим средствам. Каким? - на волю Божию.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/23/...

Здесь проблема огромной важности для религиозного художника наших дней: как он может актуализировать свою веру в своем призвании художника? Недавний опыт крушения символизма, который стоял перед той же проблемой, возлагает особую ответственность. Первое, что вытекает из отрицательного опыта символизма – это требование полной искренности от художника в его деле и в его жизни. Искренность – порою нечто неуловимое и даже наивное – в наши дни становится первым долгом художника (англичане, может быть, лучше других понимают это). Никаких недомолвок, никаких только словесных, только формальных решений. Нам не нужна инфляция ценностей, по острому слову Ф. А. Степуна, где за страшными именами скрывается грошевое содержание. Нам нужно точное определение религиозного опыта и точное описание опыта жизненного, не искаженных, не раздутых предвзятостью схем, хотя бы богословски безупречных. Целомудрие художника не выносит подсказа, кроме голоса собственной музы. Какие огромные опасности ему придется преодолеть, прежде чем его искусство воскреснет как новое христианское искусство! В России, в православии – прежде всего соблазн нигилизма, который не признает иерархии ценностей в царстве духа, максимализма, стремящегося сжечь все книги, прежде чем начать молиться, ложного эсхатологизма, убежденного, что время для работы и для творчества уже прошло. В католичестве, свободном от этих искушений, художника подстерегает опасность классицизма, легкого возврата к старым формам, бессильным ответить на потребности новой эпохи. Там же, где художник хочет быть свободным и современным – таково большинство католических писателей Франции – его вера мало вдохновляет его искусство. В своем творчестве он остается изобразителем ада, как и его неверующие собратья – оставляя путь к спасению за порогом искусства. Случается и так, что разложение нравственной личности и мира художника зашло так далеко, что вера бессильна (пока, до времени), вернуть ему разрушенный им мир. Тогда возникает опасность, что он бросится в религиозную стихию, именно как в стихию, подобно тому как другие бросаются в природу, чтобы утонуть в ней, утопить свою ненавистную личность и ненавистный мир. – Или, идя путем послушания, слишком скоро поставит свое искусство на служение вере, сделав его утилитарным, дидактическим, ремесленным. Такое религиозное искусство мало чем отличается от искусства коммунистического, при всей почтенности ремесла, работающего на социальный заказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Печальная судьба доселе постигала русскую миссию в Палестнне и слаба она была по своему составу, бедна материально, и не сильна авторитетом; не сильная какою-нибудь другою внешнею поддержкою, она была убоже всех других миссий на Святой Земле. Очень недолго она просуществовала более или менее самостоятельно, да и то в это время, будучи нежеланною гостьею Патриархии, даже живя в ее помещении, ей пришлось стать по неволе в полузависимое от нее положение, что было чуть не обусловлено широко вещательными, исшедшими не из жизни, а из канцелярии инструкциями. Учрежденная в 1847 году с архимандритом во главе, она не имела ни собственного уголка, никакой другой поддержки материальной или духовной, и содержалась всего на 10000 рублей. А между тем по грандиозной инструкции, она при своих грошевых средствах обязана была, кроме исполнения своих прямых обязанностей, «преобразовывать мало по малу самое греческое духовенство, возвысить оное в собственных его глазах столько же, сколько и в глазах православной паствы, а также привлечь к православию и утвердить в оном те местные народные элементы, которые постоянно колеблются в святой вере»... Разумеется, при таких средствах исполнение подобных задач было возможно только для канцелярии, пишущей такие инструкции, а не на практике. Инструкции второй миссии 1858 г. с епископом во главе были еще более комичны. Кроме всевозможных обязательств, ей навязанных, она должна была облагодетельствовать паству богоугодными учреждениями, милостынями и всеми просветительными мерами... и притом распространять круг своей деятельности на всю Палестину, Сирию, Ливан, Дамасск, горную Хазбею, Сидонское побережье, Синай и Египет, т. е. по словам г. Хитрово, «на три восточные православные Патриархата от источников Ефрата до истоков Нила»; выполнение этой колоссальной задачи было возложено на трех иеромонахов, которым отпускалось на все эти потребности около 15000 рублей в год. Обеим миссиям было вменено в обязанность «не вмешиваться в житейские дела наших поклонников, и иметь только наблюдение об их нравственности...»; миссия значит прямо, de jure была лишена даже возможности опереться на эту живую русскую силу, не имея ни откуда поддержки. При таких выработанных за зеленым столом инструкциях не мудрено, что обе наши первые миссии не только не выполнили своего назначения, но и не сделали ничего для поддержания авторитета России на Святой Земле уже потому одному, что они были связаны по рукам и по ногам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не надо разжигать интерес к подобным вещам. Ольга 2 июня 2016, 09:14 Нас в кинолекторий на этот фильм в школе водили в классе 5-6. Тогда, правда, я не поняла антихристианского замысла. Помню даже, что очень мне понравилось единение людей с животными. Эта статья открыла настоящий замысел. Спаси, Господи, её автора Александра! Макс 2 июня 2016, 09:10 Это заказная книга. Информационная обработка к войне. Она идёт уже лет 20, если внимательно отслеживать. Что лично автору сделали русские и почему именно русские? Почему не китайцы? Заказ! Говорят, он примерный семьянин, но откуда столько злости? Так ненавидеть за деньги тоже можно! А за деньги и славу вдвойне. Татьяна 1 июня 2016, 21:54 Спасибо Александру Дворкину за анализ этого произведения (простите, братья и сестры, хочется написать другое слово). Кое как дочитала до конца ( ради детей, чтобы было чем аппелировать в разговоре с ними). Слава Богу, что фильм не приобрёл известности! Слава Богу, что моя дочь, любительница фантастики и зрелищных фильмов, не столкнулась с ним в интернете. Чудовищно! Татьяна Грошева 1 июня 2016, 21:50 Спасибо за поднятую тему,сами попались на этот фильм.Но прошу образованных и умных православных христиан-авторов,Вашу статью нельзя читать детям и подросткам.Её можно пересказывать своими словами,что снижает эмоциональную и независимую оценку автора статьи этой книги, для детей очень важно именно мнение " чужого " .Такое подробное описание сюжета,вызывает желание читать " самому " ,а не отвращает.Церковно-славянский язык богат формами описания пороков человеческий,не вызывая отвращения у родителей,которые хотят предостеречь своих детей.Дорогие авторы статей,спаси Господи Вас за труды,давайте учиться общаться целомудренно! Мария 1 июня 2016, 21:28 Прочитала статью, потому что прекрасно знаю эту трилогию. С увлечением поглотила её лет в 12. Очень понравилось. Слава Богу своим детским умом не поняла скрытого смысла. Олег Абрамович 1 июня 2016, 21:12 после просмотра фильма и чтения данной книги все понятно, но хорошо, что есть такие люди как Дворкин, которым есть интерес и желание все воплотить на бумаге, благодарю за статью

http://pravoslavie.ru/93837.html

Аванс по поводу кассации 100/50 Протест 40/20/10 Удостоверение составленное нотариальным порядком Копя его Удостоверение относительно слушания (дела в суде) Копия его Принятие удостоверения, представленного извне и утвержденного в другом месте Принятие письменного соглашения пред Смешанным епархиальным советом Копия его Акты административные Всякое прошение Копия прошения Взнос за протокол Взнос за копию протокола Залог при протестах по поводу выборов Утверждение учительского контракта до 500 грошев Выше этой суммы Утверждение договора о приданном за ½% с суммы, иначе оценка по большему расчету Утверждение удостоверения о наследстве 200/100/50 Копия его Утверждение всякого другого удостоверения Помещение тайного завещания 300/200/100/50 Помещение кодикелла (прибавления к завещанию) 100/75/50/25 Вскрытие тайного завещания, утверждение его за ½% с суммы или посредством описи, или расценки. Вскрытие кодикелла также за ½% с суммы или посредством описи, или посредством расценки Копия вышеупомянутого 100/50 Составления нотариального завещания на сумму до 200 лир – 1%, более – ½%, на сумму меньше 100 лир 100/50 Опись имущества за ¼% Тракририй к правительственным властям, равно и ко всякой другой официальной власти, или письмо, касающееся предметов частного характера Метрические акты крещения, брака, смерти, тождества (личности) и прочие Копия их Письма в патриархию для выдачи тракририя и относительно всякого другого какого бы то ни было дела Удостоверение на турецком языке о существовании завещания Сметы Ефороепитропий, Силлогов и Братств и оправдания их 100/50/30 Утверждение мухтарской печати Утверждение устава Силлогов или Братств 50/30/20 Копия их утвержденного устава Взнос за отправление экзарха экстренно по просьбе Ефороепитропий Составление нотариальным порядком какого бы то ни было контракта, не предусмотренного в настоящей таксе 50/30/20 Залог денег или облигаций за ½% Одобрение на введение в школах епархии учебных книг Удостоверение о вероисповедании, личности кого-либо, как состоящего в браке, пригодности для опеки и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Епархиальное казначейство. Такса, действующая в Халкидонской епархии Акты судебные НАИМЕНОВАНИЕ ГРОСИЕВ Иск пред Епархиальным смешанным советом Копия иска Заключения (адвоката и пр.) Копия заключений Судебный протокол Копия его Аванс за судебные дела пред Смешанным епархиальным советом, когда речь идет о сумме в одну четверть процента с неопределенной ценности 100/50 Аванс с суммы, когда соответствующий взнос бывает ниже 50 грошев Встречный иск Копия встречного иска (аванс за встречный иск не взимается) Передача (сообщение) пли иска или встречного иска Копия акта передачи Копия вызова Решение Смешанного совета за сумму в 1% Решение Смешанного совета, когда нет суммы 200/100/50 Копия – 40 гр., или если она бывает свыше четырех листов, то каждый сверх этого листа по Аванс за дела пред Духовным судом 100/50/30 Решение Духовного суда какого бы то ни было рода 200/100/50/30 Копия решения Духовного суда Сбор за извещение об апелляции или о новом пересмотре (дела) чрез священную митрополию Развод 300/200/100/50 Копия его Решение о признании брака 300/200/100/50 Решение о не утверждении брака 300/200/100/50 Расторжение обручения 100/50/30 Копия его Прошение о сообщении решения Привод на суд Удостоверение о близости суда Удостоверение о существовании завещания Удостоверение всякого рода на турецком языке Утверждение завещания за ½% всей суммы В случае утверждения завещаний неопределенной ценности 200/100/50 Перевод решения на турецкий 100/50 > завещания на турецкий язык 100/50 Перевод брачного договора на турецкий язык 100/50 Перевод на турецкий язык прошения или какого бы то ни было документа 100/50/25 Копия их Отказ от судебных мер посредством прошения в Суд Отказ от судебных мер посредством нотариального условия Документ отказа или упразднения суда Вызов свидетелей к показанию, каждый Поручительства и копии Решения об усыновлении 200/100/50 Проект извещения решения Апелляция Аванс по апелляции 100/50 Кассация Залог по поводу кассации Из них половина, в случае отклонения кассации, остается в казначействе, а другая половина присуждается тому, против кого кассация направлена. В случае принятия кассации деньги возвращаются возбудившему кассацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Благослови Вас, Господи. Е. Феофан. 345. О милостыне, подаваемой на виду у всех: как не впасть в тщеславие 26 окт. 1891 г. Милость Божия буди с вами! N... N... и N... N... Спрашиваете о милостыне, видимо подаваемой, как бы не впасть в тщеславие. Милостыни нельзя подавать иначе, как видимо. Бывают тайные благодеяния, но те особое дело. Я думаю, они у вас есть. Те не копеечные и не грошевые, а эти, что при выходе из церкви подаются, все мелочные. Да их, ведь, вы не одни подаете; многие подают. И прятаться тут нечего. Что вам приходится большее число удовлетворить, уж это ваше счастье. Бойтесь тщеславия. В самом действии подаяния милостыни нет тщеславия. Оно бывает в душах подающих. Если у вас бывает оно, отбросьте, и отбрасывайте всякий раз, как нападет. Это в вашей власти. Тщеславие есть, когда кто делает что напоказ, чтобы люди похвалили. Оно предшествует делу... И то, если, сделав дело, ожидают похвалы, и посматривают по сторонам, как люди на них дивятся. Я думаю, что этого у вас нет, потому что вы не в первый раз делаете. Как это вошло у вас в обычай, то тут тщеславию трудно напасть. Если же случаются иногда прорывы тщеславия, тотчас прогоняйте их... и Богу в сердце кайтесь, чтоб простил. И пред началом подачи молитесь, чтобы Господь избавил от тщеславия. После дела, дома, может лезть в голову помышление самовосхваления: вот так мы!.. И это гоните. Что лезут мысли тщеславные, это не беда. Беда если душа согласится с этим. А если, как заметите такой помысл, прогонять будете, то греха не останется никакого. Все это идет и к обедам вашим. Не допускайте помыслов тщеславия ни в начале, ни в продолжении, ни в конце. Гоните их молитвою. И всегда очищайте свое дело пред Богом, каясь, если что недолжное пройдет по душе. Благослови вас, Господи! Ныне простор благотворению. О. архимандрит наш печет хлебы каждый день, сколько можно, и раздает. И кормит еще там на дальней гостинице. Скоро, говорит, муки не станет. Вам бы (не одним вам, а обществу достаточных людей) в Моршанске завесть... хлебопекарню... А деньги – большие в кабак несут, а маленькие на орехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Слышно, что и в Питере и у вас в Москве немало лиц, которые не благоволят к войне, и даже к самому заступничеству нашему. Это должно быть выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с высшими взглядами; но и это все грошевый народ. Их прозвать надобно башибузуками за то, что, не желая войны, желают братьям нашим оставаться в status quo 108 , а это – то же, что оставлять их под тиранством башибузуков. Я ничего почти не сказал относительно церковных дел. И ничего. Пока только напомнить об них достаточно. А что именно сделать, об этом после. Ничего еще нет у нас в руках... Дайте прежде поймать... тогда и щипать. Всех Вам благ от Господа желаю. Благослови Вас, Господи, всяким благословением. Ваш богомолец Еп. Феофан. 327. О мирной конференции по итогам войны. Опасения относительно веры О мирной конференции по итогам войны. О войне: падет Россия без войны ниже, чем унизит ее неудача войны. Опасения относительно веры. 8 янв. 1877 г. Милость Божия буди с Вами! Александр Викторович! С прошедшими праздниками и с новым годом поздравляю. Что-то даст этот новый год? Конференция что-то не ладно ведет дело. Уступка за уступкой... Но это, на кого ни доведись, воодушевляет к сопротивлению. Но это, может быть, и приведет к войне. Война – дело сомнительное, не знать, куда повернет: ибо планы ее настоящие пишутся на небе и прочитывать их приходится уже по исполнении дела. Война многотрудна, много денег и жертв возьмет. Потому нельзя не отчураться от нее, если окажется возможность. Но судя по тому, что войною можно взять побольше, чем предначертывается без войны, – и столько больше, что можно в силу ее целый народ поставить на ноги; судя по тому, что ныне есть много благоприятствующих успеху моментов в течении дел, именно, очень вероятное – один на один, с подспорьем от греков, румын и славян; судя по общему нашему воодушевлению, которое, кто знает, охватит ли нас с такою силою после когда-нибудь, – судя по всему этому я никак не удерживаюсь от желания войны, хоть и от войны мороз по коже подирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Для беседы о моем вступлении в состав Богословского факультета я был приглашен в комиссию, организовавшую факультет; в нее входили профессор юридического факультета, бывший в то время ректором или деканом, митрополит Дионисий и еще третье лицо. В конце беседы председатель комиссии спросил меня, как относится русская эмиграция к самостоятельной Польше. На это я ответил, что русская либеральная интеллигенция всегда была сторонницею восстановления Польши, но теперь, после советско–польской войны, она единодушно держится мнения, что восточная граница Польши должна быть пересмотрена. Я имел в виду белорусские и малорусские губернии и уезды, отнятые Польшею у России. Профессор сказал: «Мы, славяне, глупо поступаем, враждуя между собою; нам следовало бы образовать федерацию». Когда мне задали вопрос, кого я советовал бы пригласить на Православное отделение для чтения философских лекций, я особенно указывал на Н. С. Арсеньева. Он действительно был приглашен и с тех пор периодически приезжал в Варшаву, продолжая жить в Кенигсберге и преподавать в тамошнем университете. В Варшаве я жил в милой семье профессора философии Тадеуша Котарбинского, весьма привлекательного человека. К сожалению, он был сторонником какой-то замысловатой разновидности материализма. В спорах с ним я указывал на то, что и я высоко ценю телесную сторону жизни и, будучи персоналистом, утверждаю, что все духовное и душевное воплощено; поэтому я могу назвать свою систему пансоматиз- мом, настаивая однако на том, что телесная сторона находится в подчинении у духовной и душевной. Котарбинский впоследствии называл иногда свою философию пансоматиз- мом, однако не в указанном мною смысле. С течением времени он сблизился с пражскими брентановцами и они называли свое направление реизмом (от res — вещь). В Варшаве я каждый день виделся с Евгениею Константиновною Лосскою. Лишившись всего имущества, она служила в канцелярии какого-то учреждения, получая грошевое жалованье. Дочь ее, Людмила, во время гражданской войны, переодетая крестьянкою, попала в руки большевиков на станции Жмеринка. По рукам они тотчас определили, что она не крестьянка, и расстреляли ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010