Марта 7 (20) Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона – в 1882 году в селе Варюковка Московской губернии в семье крестьянина Наума Грошева. У него было три дочери – Мария, Матрона и Пелагия. Как-то в молодости они посетили некоего старца в Рязанской губернии, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: «В монастырь, в монастырь…», а Пелагии: «В нечестивую семью, в нечестивую семью, замуж». В 1909 году Мария вместе с сестрой Матроной поступили послушницами в монастырь, где пробыли до его закрытия после революции 1917 года, а затем вернулись на родину и поселились при храме великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Сестры жили в небольшом деревянном доме. У них был огород и корова. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами во время богослужений, убирались в храме перед службами, а в оставшееся время молились и подрабатывали рукоделием – стегали одеяла. Сестер в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Своих племянниц они с детства приучили молиться и помогли им полюбить богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и впоследствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по умершим. В ноябре 1937 года были арестованы священники храма великомученицы Параскевы в селе Туголес – протоиереи Георгий Колоколов и Назарий Грибков и псаломщик Петр Царапкин, и храм был закрыт. С этого времени сестры остались единственными в округе «церковницами», кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику и наставить в вере и исполнении церковных правил и молитв. В феврале 1938 года власти возобновили аресты. Священников почти не осталось, и арестовывались уже миряне. 15 февраля 1938 года председатель сельсовета согласился лжесвидетельствовать о послушницах. Он написал, что они враждебно настроены к советской власти и коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам колхозников и в некоторых домах совершают «богослужение». Явившись в один из домов, они говорили колхозникам: «Завтра Господский праздник, лучше идти в церковь молиться Богу, а не в колхозе работать». Колхозницы в количестве восьми человек вместо того, чтобы работать в колхозе, ходят в церковь в село Петровское Шатурского района за 15 километров молиться Богу. А на вопрос, почему они не работают в колхозе, колхозницы отвечают: «Богу лучше молиться, а то Он нас всех накажет». В церковь с колхозницами ходят и сами монашки. В дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают колхозникам о рождении Иисуса Христа, о сотворении Богом мира, о рае, о Страшном Суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмц. Наталия (Ульянова). Фотография. 1938 г. Тюрьма. Москва Николаевна Ульянова (1889, г. Елец Орловской губ.- 22.03.1938, полигон Бутово Московской обл.), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница. Из семьи столяра. В 1910 г. поступила в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь , где пребывала, исполняя разные послушания, до его закрытия в 1922 г. После закрытия обители она, как и др. насельницы, осталась жить в одной из монастырских келий, к-рые были превращены властями в коммунальные квартиры. Была певчей и псаломщицей в неск. храмах Москвы. В 1930 г. она поступила на службу курьером и уборщицей в Московский городской банк. 10 марта 1938 г. была арестована и помещена в камеру предварительного заключения в 7-е отделение милиции Фрунзенского р-на Москвы. Ее обвиняли в том, что она была «враждебно настроена к существующему строю», говорила, «что в колхозах плохо живется и пользы в дальнейшем от колхозов не будет, что крестьяне голодают, раздеты и разуты». На допросе заявила: «Я среди населения Новодевичьего монастыря агитации, касающейся жизни колхозного крестьянства, не вела». Была расстреляна по приговору Особой тройки УНКВД по Московской обл. от 15 марта 1938 г. и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 22 февр. 2001 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 22770. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 352; Дамаскин. Кн. 6. С. 107-109; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 219-221; ЖНИР. Март. С. 120-123. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: МАРИЯ И МАТРОНА Наумовны Грошевы (1876 и 1882 - 1938), послушницы, преподобномученицы (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2564722.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ И МАТРОНА Наумовны Грошевы (1876 и 1882, дер. Варюковка Егорьевского у. Рязанской губ.- 20.03.1938, полигон Бутово Московской обл.), преподобномученицы (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушницы. Родные сестры, из крестьян. В 1909 г. поступили послушницами в Александро-Мариинский женский монастырь в дер. Евлево Егорьевского у. Рязанской губ. После закрытия обители в 1918 г. вернулись в дер. Варюковку, а затем поселились в церковной сторожке при храмах в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя вмц. Параскевы в с. Туголес Егорьевского у. Рязанской губ. Здесь сестры подвизались в течение 20 лет. Они были алтарницами, просфорницами и уборщицами. Держали огород и подрабатывали рукоделием - изготавливали стеганые одеяла. После ареста в 1931 г. священника Казанско-Пятницкого прихода сщмч. Назария Грибкова и закрытия храма сестры тайно перенесли из него в свою сторожку некоторые богослужебные предметы, чтобы спасти их от поругания. Они стали посещать находившийся в 15 км от Туголеса храм во имя Казанской иконы Божией Матери в с. Петровском Шатурского р-на Московской обл., где служил прот. сщмч. Александр Сахаров . М. и М. убеждали женщин-крестьянок не оставлять молитвы и, не малодушествуя, отправляться вместе с ними на богослужение. В 1933 г. храм в Туголесе был вновь открыт, в нем служили вернувшиеся из заключения священники Георгий Колоколов и Назарий Грибков (с 1936). В нояб. 1937 г. оба священника, а также псаломщик мч. Петр Царапкин были арестованы, богослужение в храме прекратилось. С этого времени М. и М. остались единственными в округе «церковницами», кто могли читать Псалтирь по умершему родственнику, наставить в вере, в исполнении церковных правил и научить молиться. 26 февр. 1938 г. они были арестованы и заключены в тюрьму в Егорьевске. При обыске у них обнаружили церковные книги, кресты, чаши и ризы, хранившиеся со времени закрытия церкви. Сестер обвинили в «антисоветской деятельности, антиколхозной агитации и в совершении тайных богослужений». Они не признали себя виновными. 11 марта того же года Мария и Матрона были приговорены Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. к расстрелу и перевезены в Таганскую тюрьму в Москве. Были казнены на полигоне Бутово и погребены там в безвестной общей могиле. Прославлены Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2562140.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МАРИЯ († 18.08.1919), мц. (пам. 5 авг., 23 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Федорона Данилова (1884-1946), мц. (пам. 30 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Ивановна Дмитриевская (1879-1937), мц. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Андреевна Корепова (1877 - 40-е гг. XX в.), преподобноисп. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ И МАТРОНА Наумовны Грошевы (1876 и 1882 - 1938), послушницы, преподобномученицы (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ КЛЕОПОВА (I в.), ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. в Неделю св. жен-мироносиц; пам. греч. 23 мая; пам. визант. 30 июня) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/rubrics/122346_44.html

Допрос Марии и Матроны Грошевых: Я рассказывала о Христе — не отрицаю Арест, допрос, вероятен расстрел. Холодеют руки, все происходит медленно-медленно. Глухой вопрос в гулком кабинете: «Вы говорите другим о Христе?» 20 марта, 2012 Арест, допрос, вероятен расстрел. Холодеют руки, все происходит медленно-медленно. Глухой вопрос в гулком кабинете: «Вы говорите другим о Христе?» 20 марта 1938 года на Бутовском полигоне были расстреляны сестры Мария и Матрона Грошевы. Их вина заключалась в том, что они говорили с колхозниками о Христе. Арест, допрос, вероятен расстрел. Холодеют руки, все происходит медленно-медленно. Глухой вопрос в гулком кабинете: «Вы говорите другим о Христе?» Ведь это не исповедание – сказать, что «Не говорю другим о Христе» – это ведь не сказать «Я отрекаюсь». «Я рассказываю о Христе». Обвинение. Приговор. Расстрел. Преподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона – в 1882 году в Рязанской губернии в семье крестьян Наума и Платониды Грошевых. В молодости старец посоветовал девушкам идти в монастырь, а третьей сестре — замуж. В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в Александро-Мариинский монастырь, Мария проходила послушание портнихи, а Матрона – на монастырском хуторе. После закрытия монастыря сестры вернулись домой. В деревне все их любили за добрый характер. В 1931 году был арестован и приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан местный священник. Председатель сельсовета, приехав в село с милиционерами с намерением храм разорить, стал требовать ключи от храма у старосты Василия Занина, но тот ключей не отдал, и милиция уехала ни с чем. В следующий раз милиция арестовала старосту, но он по дороге в Шатуру бросил ключи в снег, и их нашла, по предварительной договоренности с ним, сестра послушниц Пелагия. Послушницы тайно перенесли из храма в свою келью некоторые богослужебные предметы, спасая их от безбожников. Вскоре были арестованы священники всех окрестных храмов, в одном храме устроили завод по производству лимонада.

http://pravmir.ru/dopros-marii-i-matrony...

МАРИЯ Николаевна Волнухина (1876-1937), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Федорона Данилова (1884-1946), мц. (пам. 30 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Ивановна Дмитриевская (1879-1937), мц. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ И МАТРОНА Наумовны Грошевы (1876 и 1882 - 1938), послушницы, преподобномученицы (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МАРК († после 1630), Белавинский, основатель Белавинского в честь Богоявления муж. мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРК (кон. XIV - 1-я пол. XV в.?), прп. (пам. 29 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских преподобных), Псково-Печерский МАРК (Махров Михаил Емельянович; 1875-1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский

http://pravenc.ru/rubrics/122338_33.html

Через неск. дней М. вместе с сестрой перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 8 марта 1938 г. Особая тройка НКВД по Московской обл. приговорила их к расстрелу. Сестры были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле. 21 авг. 2007 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя М. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-6656. Т. 3, 11; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 23851, 23852. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 211; Дамаскин. Кн. 5. С. 86-88. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: МАРИЯ И МАТРОНА Наумовны Грошевы (1876 и 1882 - 1938), послушницы, преподобномученицы (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРФА Степановна Коврова (1887-1938), послушница., прмц. (пам. 3 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Васильевна Бакланова (1890-1938), послушница, прмц. (пам. 18 марта, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Николаевна Ульянова (1889-1938), послушница, прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Никитич Тимофеев (1880-1918), послушник, прмч. (пам. 28 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2562600.html

Иоанна Протопопова (1902-1937); от Белгородской епархии: епископа Белгородского Никодима (Кононова; 1871-1919); от Владимирской епархии: протоиерея Петра Чельцова (1888-1972); от Вологодской епархии: архиепископа Великоустюжского Алексия (Бельковского; 1842-1937); епископа Вельского, викария Вологодской епархии Николая (Караулова; 1871-1932), протоиерея Константина Богословского (1871-1937), священника Сергия Рохлецова († 1938), священника Прокопия Попова († 1918), монаха Никифора (Югова; † 1918), Нины Кузнецовой (1887-1938); от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова; 1855-1919); от Крымской епархии: епископа Макария (Кармазина; 1875-1937), священника Елеазара Спиридонова (1873-1937), протоиерея Андрея Косовского (1878-1920), священника Матфея Александрова (1872-1921), протоиерея Димитрия Игнатенко (1872-1935), протоиерея Михаила Богословского (1883-1940), протоиерея Виктора Киранова (1881-1942), священника Александра Ильенкова (1896- 1942), Димитрия Спиридонова (1877-1938); от Курской епархии: архиепископа Дамиана (Воскресенского; 1873-1937) и епископа Иоанна (Пашина; 1881-1937); от Московской епархии: архимандрита Гавриила (Игошкина; 1878-1959), священника Иоанна Артоболевского (1872-1938), протоиерея Сергия Кроткова (1876-1938), монахини Марии (Грошевой; 1876-1938), монахини Матроны (Грошевой; 1882-1938), протоиерея Иоанна Смирнова (1873-1937), протодиакона Николая Горюнова (1880-1938), протоиерея Всеволода Смирнова (1873-1937), священника Петра Орленкова (1876-1937), иеромонаха Иоасафа (Боева; 1878-1937), священника Емилиана Гончарова (1882-1937), протоиерея Василия Соколова (1872-1937), священника Николая Виноградова (1871-1938), священника Михаила Маслова (1874-1938), иеромонаха Герасима (Мочалова; 1870-1937), священника Виктора Моригеровского (1872-1938), Ирины Смирновой (1891-1938), протоиерея Сергия Махаева (1874-1937), Михаила Новоселова (1864-1938), Анны Зерцаловой (1870-1937), священника Алексия Зиновьева (1879-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

священника Петра Косменкова (1887-1937) священника Петра Озерецковского (1889-1937) священника Петра Орленкова (1876-1937) священника Сергия Бажанова (1883-1937) священника Сергия Розанова (1905-1937) священника Сергия Соловьева (1883-1938) священника Сергия Фелицына (1883-1937) священника Симеона Кульгавца (1880-1938) священника Созонта Решетилова (1894-1937) священника Тихона Архангельского (1875-1937) священника Феодора Бобкова (1874-1938) священника Феодора Гусева (1875-1937) священника Феодора Дорофеева (1885-1937) священника Феодора Недосекина (1889-1942) священника Феодора Ремезова († 1918) священника Христофора Надеждина (1871-1922) иеромонаха Герасима (Мочалова; 1870-1937) иеромонаха Данакта (Калашникова; 1882-1937) иеромонаха Илариона (Писарец; 1871-1937) иеромонаха Иоасафа (Боева; 1878-1937) иеромонаха Иоасафа (Шахова; 1870-1938) иеромонаха Макария (Телегина; 1876-1922) иеромонаха Мефодия (Иванова; 1899-1937) иеромонаха Николая (Салтыкова; 1884-1937) иеромонаха Нила (Тютюкина; 1871-1938) иеромонаха Петра (Мамонтова; 1880-1937) иеромонаха Феодора (Богоявленского; 1905-1943) протодиакона Николая Горюнова (1880-1938) диакона Алексия Сенкевича (1875-1937) диакона Елисея Штольдера (1883-1937) диакона Иоанна Хренова (1888-1937) диакона Симеона Кречкова (1876-1937) монахини Марии (Грошевой; 1876-1938) монахини Матроны (Грошевой; 1882-1938) монахини Татианы (Бесфамильной; 1866-1937) инокини Анны (Макандиной; 1891-1938) инокини Евдокии (Бучиневой; 1885-1931) послушницы Татианы Фомичевой (1897 -?) Евдокии Сафроновой (1878-1938) Иакова Блатова (1880-1937) Иоанна Шувалова (1884-1938) Ирины Смирновой (1891-1938) Марии Волнухиной (1876-1937) Михаила Новоселова (1864-1938) Алексия Серебренникова (1882-1937) Алексия Скоробогатова (1889-1938) Анны Зерцаловой (1870-1937) Гавриила Безфамильного (1880-1937) Надежда Ажгеревич (1877-1937) Надежды Аббакумовой (1880-1938) Николая Варжанского (1881-1918) Николая Рейн (1892-1937) Павла Соколова (1892-1938) Петра Троицкого (1889-1938)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

– Оставь сапоги… Сюда свети. Мы разорвали, разрезали одежду, узлом сложили под голову Николая и снова стали закидывать его землей. Сейчас, сейчас, ещё немного, и всё будет в порядке, земля высосет молнию, высосет, выпьет, вберёт в себя вместе с дождевою водой. – Надо железо приложить! – Какое железо? Где оно? Засыпать полагается. – Дядь, дядь, ружьё, оно железное. Я поднял ружьё, грязное и мокрое, разрядил. В замках его влажно заскрипела земля. Положил стволами на грудь Николая и стал водить по груди, по лицу. – Хорошо, хорошо, сейчас оживёт, – говорил Генка. – Оживает, оживает… – Поздно, – сказал Грошев. – Беги, сынок, в деревню. Зови мужиков. – Води, дядь, води, он оживёт, вот увидите… – Беги, Ген, в деревню. – Да ещё не поздно. Води ружьём, дядь. Голос Генкин дрожал, он хватал меня за локоть, подталкивал, торопил. Видно, в голове его не укладывалось то, что в моей уже уложилось. Я бросил ружьё. – Дядь, дядь, надо что-то придумать. Придумай, дядь! Ну, скорее! – Надо искусственное дыхание, – сказал я. – Какое дыхание! – раздражённо вдруг крикнул Грошев. – Засыпать полагается! – И тут же обмяк. – Ну, делай, делай дыхание-то. – Да я и сам не знаю, как его делать. – Руками же надо разводить! – умоляюще сказал Генка. – Быстро-быстро! Ткнув руку под затылок, я приподнял с земли голову Николая, а другой рукой надавил на грудь, отпустил, ещё надавил, отпустил. Генка схватил его руку и принялся быстро раскачивать её к груди и обратно, и Грошев подхватил другую руку. – Сейчас оживёт, – убеждал Генка. – Ещё, ещё… – Раз-два… – стал приговаривать я. – Раз-два… Раз-два… – поддержал Генка. – Дыши, дыши… Мы сами дышали сильно и шумно, как будто хотели увлечь, заразить своим дыханием человека, лежащего на земле. Сколько же времени прошло, как кончилась гроза? – Вставай, дядь, вставай, – приговаривал Генка. – Землёй надо засыпать, – бормотал Грошев. Он отставал, сбивал с ритма. – Раз-два… раз-два… – твердил Генка и не давал нам остановиться. Наконец Грошев отпустил руку Николая, снял шляпу.

http://azbyka.ru/fiction/izbrannoe-jurij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010