Поучение второе на праздник Успения Пресвятой Богородицы, месяца августа, в 15 день «О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает». Дивная Мать дивного Бога дивна от начала и до конца Своего, слушатели возлюбленные! Дивна и в житии Своем, дивна и в преставлении Своем. Вся Она – единое дивное чудо! Дивна в житии, ибо Она – девствующая Мать и материнствующая Дева, родившая Бога и девства Своего не нарушившая. Дивна и в преставлении Своем, ибо гробом Своим восходит не в землю, а на небо, и «лествица к небеси гроб бывает». О дивное чудо! И мертвец дивен, и гроб дивен! Мертвец жив и по смерти: «В рождестве Дева и по смерти жива», а гроб достигает неба, как та Иаковлева лествица, утвержденная на земле, верх которой достиг небес. Гроб – лествица к небу. Встанем же твердо умом нашим при этом дивном, бессмертном гробе бессмертной Божией Матери, как при лестнице, возводящей на небо, и присмотримся внутренними очами: каковы ступени этой лестницы, ибо лестница без ступеней не бывает? Что за ступени, которыми Матерь Божия в часть преставления Своего взошла на небо? «О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица в небеси гроб бывает!» Еще не великое было бы чудо – заградить гробом источник, чтобы он не источал своей струи. Дивно то, что гроб превращается в лестницу, и лестницу, достигающую до небес. Но разве может трехлокотный человеческий гроб, прямо поставленный на земле, достигнуть в то же время и высоты небесной? Да будет известно, что здесь слово «гроб» употребляется вместо слова «смерть»: смерть называется гробом, а также и лествицей. Ибо как гроб измеряется тремя локтями, так и смерть. «Смерть святых, честная пред Господем» (ср. Пс. 115:6 ), как лестница, возводящая души святых на небо, мерится тремя богословскими добродетелями: верою, надеждою и любовью. Велика и высока эта мера, достигающая небес, как лестница! Ибо вера достигает лицезрения Божия, надежда достигает получения тех благ, «которых не видел глаз» ( 1Кор. 2:9 ), любовь же достигает самого сердца Божия, которое есть источник и начало всякой любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Глава 28 Путешествие жен мироносиц ко гробу, возвращение их оттуда и явление им Воскресшего ( Мф.28:1–10 ). Подкуп стражей ( Мф.28:11–15 ). Явление Воскресшего ученикам в Галилее ( Мф.28:16–20 ). Мф.28:1 . По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. «По прошествии субботы»: суббота – седьмой последний день еврейской недели, день праздничный, в который по закону нельзя было ничего делать, а должно было оставаться в покое (4-я заповедь десятословия: ср. Лк.23:56 ). – «Первого дня недели»: т.е. новой недели, следовательно, по нашему в воскресенье. – «Мария Магдалина и другая Мария» (см. прим к Мф.27:56 ; ср. Синаксар в день Пасхи): «первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо сидящей у гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей – Мф.27:61 . Но да не сомнилося бы (чтобы не показалось сомнительным) воскресение за еже к матери присвоения (из-за того, что свидетельство о таковом величайшем событии присвоено матери), евангелисты глаголют: первее явися Магдалини Марии ( Мк.16:9 ), она же и на камне Ангела виде... И просто рещи, различно еже на гроб жен прихождение бысть, в них же бе и Богородица, та бо есть юже Иосиеву глаголет Марию Евангелие. Иосифов же бе сын сей Иосии»): Мироносиц был целый сонм (ср. Лк.23:49,55,24:1,10 ), и евангелисты не поименовывают всех их, а только немногих из них по своему усмотрению (ср. Мк.16:1 ; Лк.24:1,10 ; Ин.20:1 ). – «Посмотреть гроб»: как видно, они не знали о том, что ко гробу приставлена стража и он запечатан. Они приготовили масти и ароматы, чтобы помазать возлюбленного Учителя своего, и, взяв их, пошли посмотреть гроб Его, чтобы узнать, могут ли они исполнить свое благочестивое намерение, и если окажется возможность, то исполнить (ср. Лк.23:55–56,24:1 ; Мк.16:1–2 ). Мф.28:2–4 . И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СВЯТОМУ ВОЗНОШЕНИЮ 1 . Приготовление к священнодействию Бескровной жертвы, или к Святому возношению, начинается тем, что священник, по окончании молитв за оглашенных, разворачивает на престоле антиминс, на котором должно быть совершено преложение Святых Даров. Антиминсом называется шелковый плат с зашитой в него частицей святых мощей. На антиминсе обычно изображается положение в гроб Господа Иисуса Христа. Антиминсом, т.е. в переводе с греческого языка – вместопрестолием, этот плат называется потому, что имеет значение самого престола, так что в случае нужды на нем одном может быть совершена литургия 48 . На антиминсе находится личная подпись правящего архиерея. При освящении антиминса совершается подобное тому, что совершается при освящении престола. Изображение на антиминсе положения Господа Иисуса Христа во гроб указывает, что этот плат, равно как и сам престол, во время совершения на них Бескровной жертвы, означает гроб Господень, находящийся в Иерусалиме, так что великое священнодействие совершается как бы на самом месте погребения Христова. А частица мощей, зашитая в антиминсе, равно как и ковчег с мощами под престолом, вводит нас в духовное общение с древними христианами, у которых приношение Бескровной жертвы было совершаемо на гробницах мучеников 49 . 2 . После раскрытия антиминса, священник читает две молитвы верных и обе тайно 50 , с возглашением только заключительных славословий, а дьякон во время этого чтения произносит две кратких ектении. В первой тайной молитве священник молится за участвующих в священнослужении, разумея себя и сослужащего ему дьякона, а в соборном служении – всех предстоящих пред престолом. Он благодарит Господа, сподобившаго нас предстать пред святым жертвенником (т.е. не столько перед престолом, перед которым он стоял с самого начала литургии, сколько перед антиминсом, который перед этим был распростерт на нем для принесения на нем, как на жертвеннике, Бескровной жертвы) и просит Бога: «Сотвори нас достойными приносить Тебе моления, прошения и Бескровные жертвы (разумеется Евхаристия под двумя видами хлеба и вина) за всех людей Твоих; исполни нас силою Духа Твоего Святого, дабы без осуждения и преткновения, в чистом свидетельстве нашей совести мы могли всегда и везде призывать Тебя». Эту молитву священник заканчивает возгласом: яко подобает Тебе всякая слава ... Во второй тайной молитве священник кратко повторяет содержание первой и умоляет Господа за всех верных, даровать им преуспеяние в добродетельном житии, в вере и духовном разумении и сподобить их неосужденного причащения Святых Тайн. В заключение этой молитвы священник возглашает: яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ... Таково содержание двух тайных молитв по чину литургии Иоанна Златоуста . Но по чину литургии Василия Великого священник в обеих молитвах молится только за священнослужащих 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Рассказ Никиты, клирика царского, послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. В Избранное Никита, клирик царский, предисловие А.И. Пападопуло-Керамевса , перевод Г.С. Дестуниса Предисловие Схождение в Великую Субботу Святого огня на гроб Господень совершается ежегодно до настоящего времени, по всем вероятиям, от дней установления Православного богослужения в Иерусалиме. Древнейшее известное нам письменное свидетельство об этом схождении относится приблизительно ко времени около 865 г. и сохранилось в описании странствования монаха Бернарда 1 , который пишет: Hoc tamen dicendum est, quod sabbato sancto, quod est vigilia Pasche, mane oificium incipitur in hac ecclesia, et post peractum oificium Kyrie eleison canitur, donee, veniente angelo, lumen in lampadibus accendatur, que pendent super predictum sepulcrum, de quo dat patriarcha episcopis et reliquo populo, ut illuminet sibi unusquisque in suis locis. “Тем не менее, рассказывается, что в Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано в этой церкви и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над выше упоминаемым гробом, этот свет патриарх дает епископам и остальному народу, который им освещает себя и каждый свой дом». Почти одновременное с этим известие, от первых годов X столетия, сохранилось в послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к Дамасскому эмиру 2 . Послание это находится в греческой рукописи Московской Синодальной библиотеки, по описанию Маттеи 303. лист. 98 b -99 a . Помещаем относящееся до сего места в рукописи: λλ κα μχρι το νν γιος κα τμος ατο τφος καθ’ καστον τος τ μρ τς ατο ναστσεως θαυματουργε• παντς γπ πυρς σβεσθντος ν ερουσαλμ, που τφος ατο γιος στ, σκευζεται π τν χριστιανν κανδλα ματ κτρου κα τουβου, κα σταμvου το μν κατ τν ερουσαλμ μηρ ηης το γου τφου, σφραγισμνγς τς θρας π το ατο μηρ, τν δ χριστιανν σταμνων ξω ες τν ναν τς γας ναστσεως κα κραζντων τ Κριε λησον, ξαφνης στραπς γινομνης 3 νπτει κανδλα φς, κα ξ ατο το φωτς πλιν πντες ο κατοικοντες [ν] ερουσαλμ λαμβνουσι κα πτουσι πρ. “Да и доныне, чудодействует каждый год в день Его (Христа) воскресения святый и честный гроб Его. Погасив всякий огонь в Иерусалиме, где находится святый гроб Его, христиане приготовляют кандила μετ κτρου κα τουβου 4 ; эмир, что в Иерусалиме, стоит близ святого гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма святого Воскресения и восклицают Господи помилуй; тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».

http://azbyka.ru/rasskaz-nikity-klirika-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Успение Пресвятой Богородицы: коротко о празднике 5 мин., 27.08.2021 Содержание Дата праздника: 28 августа Слово «успение», однокоренное со словом «усопший», означает «сон». Так в Церкви называют день кончины Пресвятой Богородицы. Событие праздника Успение Богородицы: Священное Писание ничего не говорит нам о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V beka и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви. Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Но вот настало время Ее земной кончины. Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость — что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа Ее оставит тело. Но Богородица очень обрадовалась. Ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем жизнь. Три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы: Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали Христа. Не было только Фомы. Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай. Тело же Ее апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф. Сопровождая гроб, апостолы и другие жители Иерусалима несли светильники и пели псалмы. Иудейский священник Афоний, которого раздражало почитание Иисусовой Матери, толкнул гроб, желая перевернуть его,— и тут же лишился кистей обеих рук: их отсек ангел, невидимо стоявший рядом. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог»,— сказал Афонию апостол Петр. Тот сразу покаялся — и руки срослись.

http://foma.ru/korotko-o-prazdnike-uspen...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава тринадцатая. Архиепископ становится митрополитом 1826 На редкость красиво имя Филарет! В святцах оно переведено как «любящий добродетель», но у греческого слова «арете», составляющего вторую часть имени, простор прекрасных значений. В греческом словаре читаем: «арете» – доблесть, добродетель; вообще совершенство, превосходство, достоинство (как физическое, так и нравственное); мужество, храбрость (в этом значении часто у Гомера и прочих писателей); доблестный поступок, заслуга, услуга; все благое, всякое благополучие». Наступил 1826-й – год, в который носителю столь прекрасного имени архиепископу Филарету суждено было стать митрополитом Московским и Коломенским. И в этом сане потом провести вторую, большую, часть своей жизни – сорок один год! Дольше него никто не возглавлял московскую паству, ни до, ни после. Этому важному событию предшествовали проводы двух таинственных гробов. Они проплыли мимо него, словно посылая приветствие от двух августейших особ, с коими связана была пора его юности, молодости, ранней зрелости. Кто был в тех гробах, сами ли те августейшие особы или не они, так до сих пор и покрыто завесой великой тайны. История, говорящая с нами языком фактов, свидетельствует, что 4 февраля 1826 года владыка Филарет встречал и провожал гроб с телом императора Александра Павловича, а 26 мая того же года – гроб с телом его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны, так же безвременно и внезапно оставившей сей бренный мир. В четверг 4 февраля архиепископ Филарет стоял у Серпуховской заставы и здесь встретил печальную процессию. По прибытии в Кремль гроб перенесли в Успенский собор, где московский архиерей отслужил литургию. Затем он произнес речь. Красивую, сильную. Предварил ее цитатой из библейской Книги Царств, где сказано о царе Иосии: «Подобен ему не бысть пред ним царь, иже обратися ко Господеви всем сердцем своим и всею душею своею, и всею силою своею. – Обаче не отвратися Господь от ярости гнева своего великого» ( 4Цар.23:25–26 ). Говорил о том, что не способен в слове передать значение правления Александра:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В.М. Дорошевич Глава XV. Гроб Господень Над всем миром царит эта площадка, окруженная колоннадой, залитая светом, покрытая легким воздушным куполом, который кажется темным рисунком, вырезанным на голубом небе. Этот круглый каменный помост, в центре которого возвышается часовня, пышная, богатая, роскошно убранная, похожая на колоссальную корону, которая венчает это священнейшее из святых мест. Это храм Воскресения. Перед нами величайшая святыня христианства. Мы стоим в центре христианского мира. Где-то там далеко, далеко, в беспредельных степях родной земли, почерневших от тающего снега, несется теперь унылый звон с колокольни бедной деревенской церкви. Несется и замирает в беспредельном просторе степи... Дремлет суровая, иглистая, мертвая сахалинская тайга. Ни шороха, ни звука. И вдруг по ней проносится звон колокола, протяжный, медленный, печальный, как эта вздрогнувшая от его звука лесная пустыня. В деревянной церкви маленького ссыльного поселка идет служба, и одинокий колокол оглашает своим печальным звоном эту пустыню, этот дремучий бор, окружающий маленький поселок темной, непроницаемой стеной... Среди зноя, под ослепительными лучами солнца, палящими, режущими, жгучими, укрывшись под навесом из бамбуковых палок, покрытых пожелтевшими пальмовыми листьями, стоят перед маленькой статуей Мадонны новообращенные индусы, окружая миссионера... Блестя оружием, латами, белоснежными султанами, развевающимися на шлемах, сверкая золотом, горя алыми маниями кардиналов, среди кадильного дыма и блеска свечей, в собор св.   Петра входит великолепная процессия... В маленьком деревянном домике среди апельсинового сада собрались на молитву негры, и их черный пастор, горя увлечением, рассказывает им о страданиях Христа, говорит им о стране, такой далекой от благословенной Калифорнии. И его горячая, страстная речь вызывает слезы на глаза его черных слушателей... И для всех этих уголков земного шара центр – то место, на котором мы теперь стоим. Эта залитая светом, окруженная колоннадой площадь, эта часовня, похожая на корону, которой короновано это место. И со всех уголков земного шара несутся сюда самые восторженные, самые благоговейные молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чему мы призваны научить наших детей Выступление на секции XXIII ВРНС «Защита материнства и детства – фундамент народосбережения России», 17.10.2019 г. 26.10.2019 1373 Время на чтение 30 минут Как известно, современное образование – светское. Очень хорошее название «светское» – от слова «свет», то есть оно должно нести некий свет. Но современное образование я все же назвал бы не светским, а секулярным, поскольку оно, по сути, пытается увести наших детей от Христа. Сейчас учат чему угодно, но как только речь заходит о смысле жизни, о традициях, о вечности, о Христе, то это тема подлежит табу. Немного разрешают говорить о культуре, но о духовности, о смысле жизни в современном образовании, как и вообще в современном мире – эта тема практически запретная. Почему так происходит? Почему Христа так редко допускают в общественное пространство, в наши семьи, к нашим детям? Ответ на этот вопрос кроется в самой истории. Откуда-то мы решили, что современный человек более образован, «продвинут», интеллектуально развит по сравнению с людьми, жившими в античном мире, в Средневековье, даже в XIX веке. Нам вбивают в голову, что Россия была тёмной, народ – безграмотный, и мы как бы с «высоты» нашей истории рассматриваем вообще мировую историю. Но мы забываем, что отсчет времени идет от одного события, которое эту историю перевернуло, преобразило. Мы забываем, что живем в 2019 году от Рождества Христова. В мир пришел Христос – и время потекло по-другому. Потому что была Голгофа, где Бог был распят, и был Гроб Господень, из которого воссияла вечная жизнь. Кто ближе к Богу – люди древности или мы? Рождество Христово – важнейшая дата, потому что время человеческого бытия опять вернулось в вечность. А Гроб Господень – это врата, через которые человеку открылась эта вечность. И время имеет смысл, если является частью вечности, если человек, живя в этом времени, пытается эту вечную жизнь, вечные истины нести в себе. Это глубокое заблуждение – считать, что с течением времени человечество становится более развитым, а наша цивилизация – более совершенной. Потому что те люди, что жили раньше нас, были ближе ко Христу. И чем дальше время нас уводит от этого события, тем мы дальше отходим от Христа.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/26/...

Скачать epub pdf Гроб Господень Над всем миром царит эта площадка, окруженная колоннадой, залитая светом, покрытая легким воздушным куполом, который кажется темным рисунком, вырезанным на голубом небе. Этот круглый каменный помост, в центре которого возвышается часовня, пышная, богатая, роскошно убранная, похожая на колоссальную корону, которая венчает это священнейшее из святых мест. Это храм Воскресения. Перед нами величайшая святыня христианства. Мы стоим в центре христианского мира. Где-то там, далеко, далеко, в беспредельных степях родной земли, почерневших от тающего снега, несется теперь унылый звон с колокольни бедной деревенской церкви. Несется и замирает в беспредельном просторе степи… Дремлет суровая, иглистая, мертвая сахалинская тайга. Ни шороха, ни звука. И вдруг по ней проносится звон колокола, протяжный, мед ленный, печальный, как эта вздрогнувшая от его звука лесная пустыня. В деревянной церкви маленького ссыльного поселка идет служба, и одинокий колокол оглашает своим печальным звоном эту пустыню, этот дремучий бор, окружающий маленький поселок темной, непроницаемой стеной… Среди зноя, под ослепительными лучами солнца, палящими, режущими, жгучими, укрывшись под навесом из бамбуковых палок, покрытых пожелтевшими пальмовыми листьями, стоят перед маленькой статуей Мадонны новообращенные индусы, окружая миссионера… Блестя оружием, латами, белоснежными султанами, развивающимися на шлемах, сверкая золотом, горя алыми мантиями кардиналов, среди кадильного дыма и блеска свечей в собор св. Петра входит великолепная процессия… В маленьком деревянном домике среди апельсинового сада собрались на молитву негры, и их черный пастор, горя увлечением, рассказывает им о страданиях Христа, говорит им о стране, такой далекой от благословенной Калифорнии. И его горячая, страстная речь вызывает слезы на глаза его черных слушателей… И для всех этих уголков земного шара в центре – то место, на котором мы теперь стоим. Эта залитая светом, окруженная колоннадой площадь, эта часовня, похожая на корону, которой короновано это место. И со всех уголков земного шара несутся сюда самые восторженные, самые благоговейные молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Тринадцатый день. Поуч. 1-е. Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа. (Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности). I. Праздник обновления, т.е. освящения, храма Воскресения Христова, который сегодня совершается, установлен следующим образом. Место, где совершил Господь спасение наше, т.е. гора Голгофа, где Он был распят, и погребальная пещера, из коей Он воскрес, по времени было предано запустению и даже осквернению иудеями и язычниками, ненавидевшими I. Христа и Его учеников. Так император Адриан во II веке приказал засыпать мусором и землею гроб Господень, а на Голгофе воздвиг языческий храм. Точно так же и другие места, освященные Спасителем, были осквернены языческими храмами и жертвенниками. Конечно, это делалось для того, чтобы изгладить из памяти святыя места; но это-то и помогло их открытию. Когда, в IV столетии, приняли христианскую веру император Константин и мать его Елена, то им пожелалось возобновить св. град Иерусалим и открыть святыя для христиан места. Царица Елена со множеством золота отправилась для этого в Иерусалим. Она, при содействии патриарха иерусалимского Макария, разорила идольские храмы и обновила Иерусалим. Нашла крест Господень и гроб, и на горе Голгофе, над местами распятия и воскресения Христова, построила большой и великолепный храм в честь воскресения. Храм строился десять лет. В 335 г. 13 го сентября он торжественно был освящен, и положено праздновать каждогодно это освящение или обновление храма. Праздник этот в просторечии называется словущим, т. е. называемым только, воскресением. II. Праздник обновления, т.е. освящения, храма Воскресения Христова напоминает нам, братия, о таком событии в земной жизни I, Христа, которое служит несомненным доказательством Его Божественности. Иисус Христос, скажем словами апостола, чрез воскресение из мертвых, во всей силе открылся Сыном Божиим ( Рим. 1, 4 ). И подлинно – из всех доказательств, приводимых богословами в подтверждение божественности I. Христа, нет ни одного такого, которое бы доказывало ее так очевидно и сильно, как воскресение Его из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010