§§ 308–317, Рождественского Н. проф. Апологетика II т. 337– 353 стр. Эбрарда. Аполог. II т. См. также ст. Глаголева С. С. проф. Суждения двух геологов о библейском потопе (Прав. Обозр. 1890 г. май–нюнь), и его же библ. заметку в Богосл. Вестн. (1898 г. май). Всемирный потоп. 406 Исторический характер этого события подтверждается частью сохранившимися почти у всех народов сказаниями о вавилонском столпотворении и рассеянии народов, частью данными филологии. См. о сем в книге проф. Глаголева. О происх. и первоб. сост. человека, также в указ. соч. Вигуру, (§§ 325–329), у проф. Рождественского, Апологетика. II т. 353–364 стр. Несоцкого С. Начало Вавилона. (Тр. Киев. Ак. 1902 г. сент.). 407 Есть различие между обетованием и пророчеством, хотя то и другое одинаково составляют слово Божие. Обетование есть слово, непосредственно Самим Богом изреченное, а пророчество есть слово, сперва воспринятое пророком и потом уже воспроизведенное этим последним в той или другой форме. Отсюда-то число обетований значительно меньше числа пророчеств. Обетования изрекались Богом во время Его явлении людям, а пророчества открываемы были многообразно и не соединялись с богоявлениями. 408 Обозрение мессианских пророчеств и обетований, находящихся в разных книгах ветхого завета, кроме специальных толкований на эти книги, можно находить в следующих сочинениях: Пархомовича А. Объясн. главнейших обетований и пророчеств о Мессии в Пятокнижии и Псалтири. Кишин. 1894 г. Каменского Н. свящ. Изображение Мессии в Псалтири. Каз. 1878 г. Юнгерова И. проф. Вероучение Псалтири (Пр. Соб. 1895–1897 г. и в отд. изд.). Лаврова. Обетов. и пророчества в Пятокнижии (Приб. к твор. св. отц. XV т. 1856 г.). Макария митр. Введ. в Прав. Богосл. § 61 и особ. §§ 76–89 (пророч. пророков) по изд. 1863 г. Григорьева И. Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве. Каз. 1902 г. В системах Догм. Богосл. наиболее подробно изложено о сем у преосв. Филарета , §§ 154–170. 409 Имеется обширное специальное исследование проф. прот. Малова А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

XV в.) (Харьков 1854 г.), в настоящее время представляющая библиографическую редкость. По утверждению А.С. Архангельского , она приводит к очень неутешительному заключению: «собранный здесь весьма тщательно материал характером своим лучше всего доказывает совершенное отсутствие у нас в древнее время (XI–XV) в.) каких-либо училищ». « Нил Сорский », СПБ. 1882 г. стр. 185 прим. 2 Большинство таких трудов указаны в брошюре Леонтовича «Школьный вопрос в древней Руси» стр. 47–51; также в книге В. Григорьева «Исторический очерк русской школы» стр. IV–V. М. 1900 г. 4 Ср. Голубинский. История Русской Церкви, т. I, пол. I, стр. 725 и 727. Изд. второе. М. 1901 г. 10 Проф. Голубинский утверждает: «мы имеем решительное доказательство, что под надзором и ведением епископов в помянутое время никаких училищ не находилось». Ист. Рус. Цер. т. I, пол. I. стр. 723. 22 См. Некрасова „Зарождение национальной литературы в северной Руси», (Одесса 1870); проф. В. О. Ключевского „Древнерусские жития святых как исторический источник». (М. 1871 г.) В зависимости от последнего изследования явились труды: Кадлубовского „Очерки по истории древнерусской литературы житий святых». (Варшава 1902 г.), Коноплева „Святые Вологодского края». (Чт. Общ. Ист. и Др. Росс. 1895 г.), Яхонтова „Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник» (Казань 1882.), Ученый справочный указатель по литературе древнерусских житий Барсукова „Источники русской агиографии». (СЛЕ. 1899 г.) 23 Ключевский. Древнерусские жития святых, как исторический источник. М. 1871 г. стр. 432. Кадлубовский „Очерки по истории древнерусской литературы житий святых» стр. 13 и др. Варшава 1902. 31 См. наше исследование „Уставные Чтения». Историко-гомилетическое изследование. Выпуск первый. Сергиев Посад 1914 г 32 Изд. Яковлева в „Памятниках русской литературы XII и XIII веков. СПБ. 1872. См. стр. IV. То же по харатейн. сп. Моск. Усп. Соб. изд. Общ. Ист. Древн. Российских. 1879 г. янв. – март. 34 Патерик, изд. Яковлева, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

А. Волкова киот с тремя иконами и всю необходимую для богадельни мебель, а от И. Л. Ребутовского все кухонные принадлежности, и, поддержанная другими жертвователями, нашла возможным снять квартиру и открыть богадельню, на первое время на 12 персон. Квартира помещалась в доме Роде, по Казанской улице, 14, и состояла из трех комнат и кухни. Открыта была богадельня 20 октября 1881 года, после молебна и освящения квартиры. За первый месяц все расходы приняли на себя некоторые жертвователи, и обществу не пришлось израсходовать ни одной копейки. В следующий же год явилась возможность перевести богадельню в более удобную квартиру, в том же доме, и увеличить число призреваемых до 20. В апреле 1883 года богадельня была переведена в дом Пожарского по Мойке, 26, где заняла квартиру во втором дворе и этаже из шести комнат. Но так как это помещение значительно было удалено от собора, в который ходить богаделенкам было далеко и затруднительно, то в августе 1885 года богадельня снова была переведена на Казанскую улицу, в дом Маллан, 18, где заняла лицевые комнаты во втором этаже, с парадным ходом. Эта квартира была обширнее прежней и дала возможность увеличить число призреваемых на 4. В пятнадцатый год богаделенок содержалось 25. Общество решило в этом году, в благодарную память об И. Ф. Громове, пожертвовавшем 2,400 рублей, и графе Н. Ф. Гейдене и А. М. Пестрякове, пожертвовавших по 1,000 рублей, учредить в богадельне по одной кровати имени этих жертвователей. Жизнь старух, призреваемых в богадельне, течет тихо и мирно, без всяких перемеи: после смерти одних их места тотчас же были занимаемы другими. В 1893 году помещение богадельни было несколько расширено, присоединением от соседней квартиры одной комнаты, в которую были перемещены три кровати. В том же году М. А. Валькова пожертвовала 4.000 рублей па учреждение кровати ее имени в богадельне, с правом для жертвовательницы и ее потомства избирать старуху на эту вакансию. В 1895 году учреждена одна кровать имени С. М. фон Эесен на пожертвованные ее родственником П.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Из описи Покровской церкви 1856 года мы имеем возможность представить не только внешний, но и внутренний вид храма, где сказано, что " каменное одноэтажное молитвенное здание имело размеры: длина - 15 сажень, ширина - 5 сажень, высота - 8 сажень, а с колокольней - 11 сажень. Площадь церковной ограды - 24x44 сажени. В теплом Покровском приделе находилось шесть окон с железными решетками, в холодном Ильинском - девять. Пол в приделах деревянный, а в паперти - каменный. В церкви имелось два паникадила: в Ильинском приделе - медное с 12 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в три ряда, весом 2,5 пуда, подаренное в 1855 году купцом Григорием Чмутиным и Евграфом Войновым; и в Покровском - медно-посеребренное с 14 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в два ряда. Их вес - 1 пуд. Икон: в Ильинском приделе: в алтаре - 6, в иконостасе - 30 и храмовых - 12; в Покровском: в алтаре - 4, в иконостасе - 25 и храмовых - 18 " . 26 июня 1864 года церковным старостой Ильинской церкви Алексеем Григорьевичем Глазковым направляется прошение архиепископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму II (Успенскому) с просьбой о замене деревянной ограды на каменную. Она виделась с трех сторон огражденной железными решетками, а на четвертой - с каменной кладовой в виде часовни. Как свидетельствует опись за 1895 год, каменная ограда к тому времени уже существовала. В 1884 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Василия (Левитова) на средства пароходовладельца Ивана Ивановича Игнатова и прихожан заложен с северной стороны храма и построен 5 июля того же года новый Покровский придел, а прежний объединен с Ильинским пробитой аркой. Освящение состоялось 5 июля 1886 года. 25 января 1893 года в Покровском приходе открывается церковно-приходская школа, в которой обучались 12 мальчиков и 3 девочки. Обучение проходило в просторном двухэтажном здании, где помимо трех больших классных комнат, вмещавших до 125 учеников, находилась и квартира священнослужителя Ивана Гавриловича Грифцева.

http://sobory.ru/article/?object=03057

   3/15 сентября. Воскресенье.    За литургией были члены Удельной экспедиции Клинген Иван Николаевич и Снежков Григорий Григорьевич. После обедали у меня с о. Сергием. Разговор затянулся до четырех часов, после чего о. Сергий показал им Миссию в подробностях. Клинген расспрашивал про Миссию, начало ее и прочее и делал наброски в своей записной книжке; я увлекся воспоминаниями и охотно болтал, после чего, однако, всегда бывает как-то пусто и холодно на душе; должно быть, от непривычки к подобного рода разговорам; очень уж мало интересующихся делами Миссии; вечно приходится быть одиноким со своими мечтами и мыслями; а коли пробьешь это душевное сокровище, то вот и чувствуется какое-то недовольство и как бы укор. Тоже — своего рода духовное уродство от обстоятельств и среды…    Бедная девочка — злонравная Ниицума — захворала, кажется, не столько от физических причин, сколько от душевного перелома. Все с нею обращаются хорошо — и товарки, и учительницы, — все ласковы, добры, все только говорят ей на ее злые выходки «да разве ж лучше быть злою, чем доброю? Рассуди сама». И она своим маленьким умишком не могла не рассудить, что нехорошо быть злою, когда все-все добры к ней, все восемьдесят учениц и все наставницы, — никто не отвечает ей ни бранью, ни чем злым на ее выходки, а только изумляются и спрашивают: «Да разве это хорошо?» Она загрустила в этой непривычной ей атмосфере и слегла, а теперь в тифе. Если перенесет, то, вероятно, и душевно совсем переменится.    4/16 сентября 1895. Понедельник.    Перевод идет очень медленно: едва до двенадцатой главы от Матфея добрались; а двинуть скорей нет никакой возможности: человека нет. Накай с такою неохотою и так медленно работает, что я едва выношу; на всяком шагу — думает, думает и готов в бесконечность думать и молчать, пока не скажешь ему: «Ну, что же?», «Как лучше?», и не побудишь так или иначе установить выражение. Хорошо бы заниматься и после обеда, от двух до пяти, но куда! И думать нельзя упоминать — заквохчет и надуется только, если сказать; не раз уже говорено было. Но где взять человека живее и деятельнее? В Церкви положительно нет. Из язычников? Быть может, и придется обратиться к этому источнику! Не пощадил бы жалованья, только найти бы человека, какого желательно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из поступлений необычных обращают на себя внимание частые поступления с любительских концертов и спектаклей, которые были устраиваемы княгиней Е. В. Трубецкой и в особенности графиней М. Э. Клейнмихель, и приносили братству от 500 до 4,500 рублей. В 1894 году передал братству, в дом трудолюбия и столовую для бедных, 400 рублей В. К. Саблер, бывший душеприказчиком почившей великой княгини Екатерины Михайловны. С 1894 года около 900 рублей поступило от лотереи и с духовного концерта, устроенного братством, чистого сбору до 400 рублей. Однажды братство получило 371 рубль из сбора от благотворительного концерта известной американской певицы Никиты, бывшей в 1890 году гостьей Петербурга. В настоящее время братство состоит под покровительством великого князя Сергия Александровича (с 1886 года) и его августейшей супруги великой княгини Елизаветы Феодоровны (с 1895 года), считает у себя около четырехсот пятидесяти членов; имеет богадельню-приют на 50 детей, богадельню на 10 стариц, классы для приходящих учеников, коих в 1896 году было 69; дом трудолюбия, в коем рукодельня, столовая-чайная, библиотека-читальня и справочная контора труда. Для временного приюта детей, которые не могут быть приняты на попечевие братства за неимением вакансий, учреждена особая приготовительная квартира на 10 детей. Братство выдает постоянные и единовременные пособия, имеет особый отдел для помощи больным бедным. Братство имеет свой дом с церковью, садик и огород. Летом, в 1896 году, дети уезжали на дачу близ Сергиевой пустыни, предоставленную братству бесплатно М. Е. Фокиной в имении К. Н. Кладо. Обратный провоз детей, с разрешения министра путей сообщения, был произведен бесплатно. С 1882 года братством заведен синодик для вечного поминовения особенно заслуженных членов. Учатся дети по программе церковно-приходских школ. Какой педагогический дух господствует в приюте, это метко охарактеризовано преосвященным Никандром, бывшим викарием Петербургским, а ныне епископом Симбирским, посетивши м однажды школу: «Это редкий пример, где так удачно дисциплина заменена Любовью ».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

47 Слово γεμονα, стоящее в первом предложении и замененное местоимением во втором, имеет и конкретный смысл – государства в смысле государственной области, и отвлеченный – государственной власти. Здесь оба значения, по-видимому, смешиваются так, что, имея в первом предложении один смысл, в другом слово игемония уже не может значить ничего другого, кроме государственной области. 50 Соборная грамота духовенства православной церкви, утверждающая сан царя за вел. кн. Иоанном IV Васильевичем 1561 года, изд. кн. М. Смоленским, М. 1850, стр. 7. 52 И.Н. Жданов исполнил пожелание В. Г. Васильевского , высказанное выше, на стр. 51-ой, но пришел к несколько иным выводам. И. Н. Жданов иначе объясняет, например, процесс возникновения сказания о получении русскими князьями знаков власти из Византии, предполагает смешение в нем личности Владимира Ярославича, действительно ходившего в Константинополь в царствование Константина Мономаха (1043 г.), с личностью Владимира Мономаха , считает затруднительным установить какую-нибудь связь между преданием, сообщенным Никифором Григорой, и теми русскими повестями, которые знакомы нам по сказанию о князьях Владимирских и т. п. См, И. Жданов, Русский былинный эпос, Спб., 1895 г., стр. 1–151. 56 Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, переведена Н. Эминым, Москва 1864, стр. 130. 58 Finlay, History of Greece, II, 360 слл. Ср. Папарригопуло, ατορα το λληνιχο ϑνους, IV, 226–240. 59 О болгарском восстании см. Гильфердинга, Письма об истории славян Собр. соч. I, 212. Fr. Raki, Borba Junich Slowena (Rad Jugoslav. Acad. XXIV, 1873, стр. 80 слл.). – Ф. И. Успенского в Журн. Мин. Нар. Пр., 1884 апр., стр. 291 слл. 62 Рассуждение о перемещениях (περ μεταϑσεων) существовало в разных списках: лучший из них был, по-видимому, тот, который был в руках Аллация: Leonis Allatii de Theodoris: Mai, Novae Patr. biblioth. VI, 174 См. B. H. Бенешевича Канон. сборн. XIV титулов, стр. 62, примеч.. Здесь читается только небольшой отрывок, нами переведенный (γπιος – μετετϑη – ατ τν ποστασαν το Σληρο, ς Σεβαστεας λγει Θεδωρος, γρψας τ χρονιν βιβλον το υρο Βασιλεου το πορφυρογενντου).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Соответственно уставу, деятельность общества сосредотачивалась, прежде всего, на выдаче приходским бедным денежных и вещевых пособий. За 33 года существования общества, с 1862 по 1895-й, выдано обществом единовременных пособий на сумму 32,569 рублей 73 копейки и ежемесячных на сумму 36,540 рублей с половиной. Пособие единовременное производилось выдачами небольших сумм, преимущественно от одного до пяти рублей; но нередко бывали выдачи и больших сумм, до 15 рублей включительно. Как исключение, в некоторые годы были выдаваемы единовременные пособия в размере 25, 50 и даже 150 рублей на одно лицо; причем выдачи последних двух размеров обусловлены были волей жертвователей. В 1868–69 году две выдачи были произведены по 50 копеек. В первый год общество произвело 149 выдач на 526 с половиною рублей, во второй – 135 на 450 рублей, в третий – 130 на 340 с половиною. Затем число выдач и выдаваемых сумм, в общем, постепенно возрастало, с резким понижением в 1882–86 годы (minimum в 1883–84 году: 257 выдач на сумму 382 рубля), колеблясь между 799 (в 1875–76 году) и 1,646 рублями (в 1887–88 году), при выдачах от 315 (в 1875–76 году) до 741 (в 1889–90 году). В среднем. за 33 года единовременных пособий было выдаваемо немногим менее тысячи рублей в год, при 444 выдачах, в последний отчетный год (1894–95) 612 выдач на сумму 1,141 рубль 74 копейки. Число лиц, получивших пособия, в общем равнялось половинному числу произведенных выдач, с громадным перевесом числа женщин над числом мужчин (один мужчина на двадцать женщин). Единовремепные пособия были выдаваемы преимущественно три раза в год: перед Пасхой, Рождеством и храмовым праздником (Воздвижение Креста). Пособия оказывались преимущественно бедным престарелым, за старостью и дряхлостью лишенным возможности одними собственными трудами добывать себе необходимое обеспечение; затем – бедным убогим и больным, одержимым неизлечимыми недугами или подвергавшимся временному заболеванию; затем бедным вдовам с малолетними детьми, лицам многосемейным на детей; наконец, пособия производились бедным девицам при выходе их в замужество, большей частью в размере 10 рублей. При всей солидности цифры выданных единовременных пособий, к сожалению, общество не могло удовлетворить, по-видимому, никогда, всех поступавших к нему прошений о помощи; было ли удовлетворяемо 600, или 700, или 800 прошений, все-таки оставалась сотня прошений неудовлетворенных, помимо тех – очень, впрочем немногих, – которые общество удовлетворять не считало нужным.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Письма митрополита Московского Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1847. М. 1883. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к высочайшим особам и разным другим лицам (1820–1867)/Собр. и изд. Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888. Письмо митрополита Филарета преосвященному Алексию, епископу Дмитровскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся тридцатилетием служения его Высокопреосвященства на Московской пастве (3 июля 1856 года)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 69–70. Письмо Московского митрополита Филарета к эконому Санкт-Петербургского Троицкого подворья, соборному иеромонаху Амвросию (1831)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 260. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию (1831–1867): в 4 ч. М. 1877–1884 и 27 мая 1832 г.//Душеполезное чтение. М. 1879. Ч. 1, стр. 260. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой лавры, архимандриту Афанасию (1821–1831). М. 1886//Православное обозрение. М. 1878, т. 3, стр. 370 (выписки из книг стр. 6–56). Письма к Афанасию, епископу Новочеркасскому и Георгиевскому//Душеполезное чтение. М. 1892, 2, июль, стр. 467. Письма к преосвященному Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842). М. 1887//Православное обозрение. М. 1887, февраль, март. Письмо к наказному атаману Донского войска генералу от кавалерии Максиму Григорьевичу Власову (31 января 1846 года)//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, стр. 95. Письма к господину управляющему московскою палатою государственных имуществ. ст. сов. Степану Гавриловичу Вишневскому (25 октября 1855)//Душеполезное чтение. М. 1890, ч. 1, стр. 245–246. Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому. М. 1868 и см. также//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1868. Кн. 2, стр. 114–207. Письма в Бозе почившего святителя Филарета, митрополита Московского к Гавриилу, архиепископу Тверскому//Душеполезное чтение. М. 1869, ч. 3, стр. 201–204.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1885 г. на этот предмёт, было собрано 102 рубля; в 1886 г. высыпано из кружки, сооруженной в государственном банке, 411 рублей, И. М. Турыгин пожертвовал 500 рублей, от детского праздника, устроенного в приюте, очистилось 118 рублей, и собрано еще около 75 рублей мелкими пожертвованиями. С тех пор в продолжение четырех лет капитал на учреждение приютта для девочек постепенно и понемногу вырастал пополняясь преимущественно высыпкою из кружки в государственною банке, ежегодно около 600 рублей; в 1890 году поступило пожертвование по завещанию М. И. Яковлевой в 300 рублей. В 1891 году П. Е. Демидова пожертвовала на устройство приюта для девочек 5,000 рублей. Это пожертвование сразу изменило выжидательное отношение общества, и было решено приобрести новое, более обширное место, для устройства нового дома под благотворительные учреждения общества, а пока поместить приют для девочек в имеющемся здании общества, Тем временем поступили на устройство приюта новые пожертвования: от А. А. Лисенковой 1,000 рублей, от И. И. Дементьева 500; продолжала делать свое дело кружка в банке, нарастали проценты на образовывавшийся капитал приюта. Наконец, в 1894 году, 18 декабря, приют для девочек был открыт, первоначально на 5 вакансий; в 1897 году содержалось в приюте 6 девочек. Председателем совета общества со дня основания общества состоит Илья Иванович Соколов. Кроме тех пожертвований в пользу общества, о которых уже упомянуто, сделаны значительные вклады от следующих лиц: А. Н. Игнатьев в 1878 году внес 1,500 рублей на стипендию имени известного нашего героя, генерала М. Д. Скобелева, устроил в 1892 году на дамбе у Мытного перевоза (ныне у Биржевого моста), по проекту архитектора Ф. Б. Нагеля, изящную часовенку-киот, в память чудесного события 17 октября 1888 года, ценностью до 5,000 рублей, пожертвовал 500 рублей на содёржание у этой часовенки неугасимой лампады и пожертвовал в разное время еще свыше 500 рублей, а также приносил и некоторые вещественные пожертвования. После его смерти, в 1895 году, его жена, Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010