Мне наймилший родителю! Отческое на сына своего мню быти неблагословение, для безбытности вашей родительской милости, в так далекую важилемся отъихати дорогу; но понеже сбытечная нужда и закон изменила. Теперь теды, при так случной оказии, сыновский мой ку вашей родительской милости засилаю лист, в котором-то мира, здравия и всяких счастливих фортунних вызичивши сукцессов, желаю, дабы всемогущий небесный Владыка сыновских ради моих недостойних молитов, аще не на большое, то ноне на толикое, еликое пожелаете время, честное и благоугодное ваше родителей моих продолжил житие; донележе Тойжде, по милости Своей к роду христианскому, горняго гражданства сосельника вас, со всею Богом данною рода вашего отраслию, сотвори быти. Тутже прошу о прощении, жем без бытности вашей родительской милости отъихал; простете и благословете, а не кленете мя грешнаго, дабы ми, за благословением Божиим и вашим отческим, всякие замыслы и поступки благополучнии были. Писал бым вам где буду, или где имею резидовати; але и сам отнюдь не знаю; если буду на певним местцу, в той час опишуся. Теперъ теди извещаю, же, за провиденциею Божиею, естем здрав и счастливем ихал аж до самаго Почаева. Не ведаю, как Господь Бог далей позволит; только с нуждою ми было, же не взял якой свити, альбо кобеняка, бо м кошулю ненащо зопсовав коло воза пораючися, и досих час не переменював и не буду, аж паки не стану на певном местцу. А другое сдалобися було и зослоти, и укриватися в дорозе не было чим, бо байбарака жалую по росе мочити; досить того, же и так ненашо зомявся. Тутеж извещаю, же иду до Львова, а певне не извещаю, где буду; Бог весть: може ище и далей пойду. А шпуря не продав, бо купец не трафился; хиба Бог (даст) продати в Львове. Тутже прошу покорне поклонитися от мене госпоже Цотусе, и пане сестре Афанасии, и всем домашним, и всем кревним, и всем знаемим моим: пану Яну Цедровскому, бывшему дидаскалу соборному Киевскому, пану Андрею теразнейшому дидаскалу, пану Емелияну благодетелеви моему, пану Левицкому и всем паном, зостаючим в школе соборной. На остатку прошу о прощении, же так не жграбно писал, бо и перо, от слонечного упалу, засхло, и инкауст с вощовою помешался водою, и руки догтем засмарованни не могли за досить учинити. Не пишу кождому особливе, бо и часу, и местца, и всего до писаня не стае; когда буду на случном местцу, тогда каждому особливе (буду?) кланятися, а теперъ первее Господу Богу, а потом вашим родительским милостям поручаю себе, и естем на завше, к вашим родительским милостям, найпижший слуга и подножок, зичливий сын Василий Григорович Барский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Климентию (Климу), и на регулярные (раз в 4 года) приезды в Москву (Там же. Д. 13. Л. 1-8: челобитные; Л. 9-12: жалованная грамота мая 1669 г.; Д. 26. 1669 г.). Подлинник грамоты в наст. время хранится на Афоне ( Αλεξανδροπολου. 2000. Σ. 114-115), список грамоты с печатью И. м. и греч. подписями кафигум. Неофита и скевофилакса Феоклита - в РГАДА (Ф. 52. Оп. 4. 56; издание греч. перевода жалованной грамоты: Γεδεν. 1906. Σ. 81-84). Подлинник грамоты видели на Афоне в XVIII-XIX вв. рус. паломники Григорович-Барский и В. П. Орлов-Давыдов ( Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 153; Орлов-Давыдов В. П. Путевые записки, веденные во время пребывания на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 г. СПб., 1840. Ч. 2. С. 214). Но в 1686 г. ивириты утверждали, что имеют лишь список грамоты, поскольку «та государева жаловальная подлинная грамота ныне на Москве в том Никольском монастыре для береженья», так что, возможно, она была увезена ими позднее (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1686 г. Д. 9. Л. 6). После пожалования ивиритам подворья в Москве в 1652 г. представители мон-ря начали регулярно приезжать в Россию для смены братии Никольской обители. Наиболее полный список документов (РГАДА. Ф. 52), относящихся к приездам ивиритов в Россию и пребыванию греч. братии в Никольском мон-ре до 1720 г., опубликован Александропулу ( Αλεξανδροπολου. 2000. Σ. 146-154; см. также опись: Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. Архива Коллегии иностр. дел: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. М., 2001); документы более позднего времени были переданы в Архив внешней политики Российской империи (Ф. 52). От этих приездов в архиве Посольского приказа сохранилось неск. подлинных грамот-посланий от братии И. м. (на греч. и церковнослав. языках) и их переводов. В 1668 г. в Россию с грамотой от братии приехал иером. Иоанникий (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 1 мая 1668 г. 625; Оп. 1. 1669 г. Д. 4. Л. 1). В 1670 г. архим. Исаакий и архидиак. Анания с представителями др. мон-рей привезли в Москву послание от насельников Афона царю и Московскому патриарху Иоасафу (Там же.

http://pravenc.ru/text/293365.html

P. 22; Григорович-Барский В. 1800. С. 321; Павел Алеппский. Т. 5. С. 192. 425 Григорович-Барский В. 1800. С. 334–335; Heybeger B. P 21; Шейхо Л. Мин Райак сия Хама. С. 953–954. 426 Михаил Брейк. С. 441. Макарий, видимо, со слов стариков говорит о далеком прошлом, XVI столетии, так как Павел Алеппский приводит цифры христианского населения Кафр Бехума на порядок меньше – 200 семейств в городе и округе (Павел Алеппский. Т. 5. С. 169). Это еще один пример сокращения православного населения в аграрных районах Сирии в первой половине XVII века 427 За отсутствием огласовок в тексте арабского источника возможны некоторые ошибки в прочтении этих названий. 452 Наиболее полную информацию о существовании, слиянии и упразднении престолов см. в статье: Walbiner C. Bishoprics. 453 Таблица составлена по: Bakhit M. P. 52; Cohen A. and Lewis B. P. 84–91. Главным критерием учета в османской статистике было отдельное домохозяйство (хан). Помимо этого, особо фиксировались холостые мужчины, уплачивавшие меньшую ставку налога, а также различные категории лиц, освобожденных от налогообложения. В таблице приводится только число домохозяйств. За годы, помеченные данные включают общее количество христиан-налогоплательщиков (домохозяйства + холостые мужчины), то есть число домов (семейств) было несколько меньше указанного в таблице. Заметно, что если суммировать дома различных христианских конфессий Иерусалима, то число домов окажется меньше того, что приведено в общей графе всех христианских домовладений. Это объясняется тем, что в итоговую цифру входят, наряду с главами семейств, еще и холостые, а также монахи, учитывавшиеся в османских переписях наряду с другими категориями населения. 456 Ibid. P. 19. В вопиющем несоответствии с этими цифрами находится свидетельство армянского паломника начала XVII века Симеона Лехаци, насчитавшего в Иерусалиме 12 семей армян (Симеон Лехаци. С. 197). Постоянное число армян в Иерусалиме было, конечно, выше за счет монахов и паломников, но паломники не учитывались в османской статистике.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

180 . – Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ. Вып. 1–8. – ВВ, т.т. 16, 18, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32. 181 .Греков А. Духовное торжество и сердечная радость между петербургскими почитателями Афонской святыни. Изд. 2-е, доп. СПб., 1889. 182 . Греков Ф. К. Жизнь и странствия В. Г. Барского. СПб., 1892. 183 . Греческое войско на Афоне, – ЦВ, 1912, 51/52, с. 1630–1631. 184 . Григорович В. И. Изыскания о славянских апостолах, произведенные в странах европейской Турции. – ЖМНП, 1847, ч. 53, 11, отд. 2, с. 1–28. Обзор 455 рукописей афонских монастырей. 185 . – Краткая записка о путешествии магистра Казанского университета Григоровича. – ЖМНП, 1847, ч. 54, отд. 4, с. 26–40. Обзор 455 рукописей афонских монастырей. 186 . – Очерк путешествия по Европейской Турции. Казань, 1848. 216 с. Об Афонской Горе: с. 4–103. То же. Изд. 2-е. М., 1877. IV, 181 с. 187 . Григорович X., священник. Имя Божие. (По поводу современных афонских споров). – МОб., 1913, февр., с. 203–214; март, с. 369–388. То же. Отд. изд. СПб., 1913. 33 с. 188 . Григорович-Барский В. Второе посещение Святой Афонской Горы Василием Григоровичем-Барским, им самим описанное, более подробное, с 32-мя собственноручными его рисунками и картою Афонской Горы. СПб., РПМА, 1887. 189 . – Краткое описание Горы Афонския в первое посещение оной Василием Барским в 1725–1726 годах. – В кн.: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.) Три древних сказания о Святой Горе Афонской... М., 1882, с. 15–50. 190 . – Первое посещение Святой Афонской Горы Василия Григоровича-Барского, им самим описанное. СПб., РПМА, 1884. 191 . – Пешеходца Василия Григоровича-Барского – Плаки-Альбова, уроженца Киевского, монаха Антиохского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное... для пользы общества изданное под смотрением В. Г. Рубана. СПб., ИАН, 1778. XII, 796 с. с илл. Обзор афонских монастырей и краткие сведения о рукописных книгах и документах: с. 510–748.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Так, по крайней мере, говорил мне нынешний владелец Межигорья, Барский, происходящий от того знаменитого поклонника Палестинского, Плаки Григоровича Барского, который оставил нам столь любопытные записки своего многолетнего странствия. (К сожалению, в недавнем пожаре Киевском сгорели все неизданные еще планы и рисунки его путешествия, долго тлевшие на чердаке ветхого его дома, а некоторые рукописи розданы были для чтения, и надобно полагать, что пропали). Барский дал мне у себя приют для летнего купанья, и я наслаждаюсь всею тишиной пустыни за 20 верст от Киева, в отжившей обители, не обращая внимания на то, что теперь в ней делается позади меня. Взор мой обращен только на Днепр, над которым висит мой скромный домик, построенный на крайней террасе монастырской, где были настоятельские кельи. Вправо и влево горы поросли лесом там, где прежде были фруктовые сады и виноградники. Обитель втеснилась со всеми своими зданиями и с двумя благолепными храмами в живописное у долье, давшее ей название Межигорья. Предо мною необозримые луга и пески Заднепровья, поросшие кустарником; вдали синеют леса, окаймляющие весь этот необъятный горизонт. Широк и величествен Днепр под Межигорьем, с одной стороны образуя глубокие заливы, с другой огибая крутой мыс Вышгорода. Днем и ночью оживлена сия великолепная картина. Вверх быстрой реки тяжело подымаются или вниз ее легко несутся на веслах и парусах разнообразные барки и тянутся длинные плоты с лесом; легкие челноки рыбаков скользят по водам, пересекая путь тяжелых судов; иногда дымятся и пароходы, и слышится на них песня. Ночью же, когда все вокруг замолкнет и утихает Днепровская жизнь, она еще искрится в легких огоньках, которые загораются во всех направлениях реки на причаливших к берегу плотах, пли у рыбаков, ожидающих ранней зари для своего промысла где либо на лугу Заднепровья. Вчера я долго любовался, пока из-за ближнего мыса от Вышгорода поднялась багровая луна и потом заструился ее серебристый столп во всю длину изгибающегося тут Днепра. Картина, достойная кисти Айвазовского! Я сидел на своей террасе и размышлял о минувшем Межигорья, мечтал и о его будущем: восстановится ли тут когда-либо обитель? или навсегда ей суждено оставаться тем, что есть? Не ужели память Боголюбского и той святыни, которая отселе истекла в первопрестольный град, не подвигнет ни чье сердце к обновлению святого места, и материальные выгоды или издержки остановят благонамеренных? А как бы тут можно основать ученое братство для духовного просвещения!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Окончив раздачу антидора, архиерей проходит в алтарь и, став перед престолом, разоблачается с помощью двух диаконов. При этом облачение складывается на престоле. Здесь же архиерей надевает мантию и клобук и с жезлом в руках, предваряемый двумя кандилаптами в мантиях и с подсвечниками, следует через Царские врата в трапезу. Пред архиереем также в мантии и епитрахили идет иеромонах с панагиаром, в который вложена частица Богородичной просфоры. За епископом следуют игумен и братия по двое. Шествие сопровождается пением тропаря праздника и колокольным звоном. Кандилапты (или екклисиархи) проходят через всю трапезу, раскачивая паникадила со свечами, и ставят подсвечники по бокам игуменского стола. Поскольку праздничная трапеза и связанный с нею чин возвышения Панагии воспринимаются святогорцами как особое священнодействие в составе праздничного богослужения, необходимо хотя бы вкратце сказать об устройстве монастырских трапезных палат на Афоне и чине трапезы. Все это обстоятельно описано В. Григоровичем-Барским и (с XVIII века) осталось почти без изменений. «Суть же трапезы в всех святогорских монастырях, — пишет Барский, — подобние церквам, иконописанием и кандиламы, но не имуть внутрь храмов… якоже есть обичай в монастырях российских». Вход в трапезу расположен против главного входа в собор. «Создана же трапеза от камней крестообразна, такожде и покровенна, еяже покровь внутренный древян, поверху же древянаго внешный, от дщиц тонких каменных, наподобие черепиц, по общему обичаю Святогорскому. Имеет же и ина два врата менша, по бокам, и ест внутр вся по стенам иконописанна». В глубине трапезы в центре стоит полукруглый стол игумена, а по бокам вдоль стен расположены столы для братии. Барский пишет, что за вторым столом сидят проигумены, за третьим — седмичный иерей со священниками и клирошанами, за четвертым — почетные старцы и за остальными столами — иеродиаконы и прочая братия и миряне. Итак, архиерей проходят вглубь трапезы и, не снимая мантии и клобука, занимает место в центре за игуменским столом. По бокам садятся игумены и один-два человека из наиболее почетных гостей. Панагиар поставляют на специальный стол, приставленный к игуменскому. Там же ставят икону из проскинитария.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

Большая часть книг, вывезенных Арсением Сухановым из афонских монастырей, находилась в собрании Синодальной библиотеки, а в 1920 г. вместе с этой библиотекой перешла в хранилище Государственного Исторического музея в Москве. Возвращаясь к истории Ватопедского книгохранилища, следует отметить, что тяжелые налоги, требуемые турками от обители в XVII веке, побудили братию Ватопеда искать помощи и заступничества в разных странах. Преодолеть эти трудности помогли православная Россия и правители дунайских княжеств, которые посылали монастырю щедрые пожертвования. Это в известной мере способствовало сохранению основных книжных богатств Ватопедской библиотеки. Василий Григорович-Барский уделил подробное внимание описанию сокровищ афонских книгохранилищ, и в частности ватопедского. Среди множества грамот и актов, хранившихся в архиве Ватопеда, В. Г.-Барский особо отметил один документ, имевший отношение к истории отношений этой обители с православной Россией, но, к сожалению, он не приводит содержания этой грамоты: «В Ватопеде… еще же имут и царей российских грамоту прекрасную, но в то же время бяше в господарстве Волоском, в некоем подчиненном и причастном сему монастырю» 195 . Несмотря на такие благожелательные отзывы о состоянии ватопедского книгохранилища, существовала реальная опасность уничтожения части находившихся там рукописей. Руководствуясь своими собственными соображениями, насельники этой обители, как, впрочем, и других, иногда избавлялись от обветшалых манускриптов, а также от тех книг, содержание которых, по их мнению, могло представлять соблазн для православного читателя. Уничтожение таких рукописей было обычным делом; порой количество рукописей, сожженных в Ватопеде, было так велико, что, как говорили В. И. Григоровичу, однажды в истопленной ими печи испекли монастырские хлебы 196 . Есть много подобных свидетельств других писателей об Афоне, но приводить их здесь нет необходимости, поскольку факты очевидны. Для того, чтобы поднять уровень образованности афонских насельников, в середине XVIII века была сделана попытка основать на Святой Горе богословское заведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С Почаева, року 1723, месяца Августа 13 числа. Не пишу о Демянове; сами ведае(те), как его дозирать; не испрашую, чи заплачено, бо ответу   не знатимете куда послать; как буду на певном местцу, в той час  и спрошу; а теперъ если с  дороги   приихал,   а   не заплатил, дайте ему сей маленький в листе картелюш. При сем вас всех Господу Богу поручаю 3 . Письмо 2. Чеснейшие и зело мне возлюбленние родителие, мосце пане Григорий, с честною твоею супругою Мариею, радуйтеся о Господе. Поневаж, по воле Божественной, случилося мне долго в далеких сторонах замедлети, молю вашу отческую любовь, абисте не скорбели за мене, поневаж не забавом, аще Бог изволит, маю до вас повернутися; только молете Бога о мне грешном, якоже и аз всегда, денно и нощно, молю всещедраго давца Бога, або вам даровал мир, здравие и благополучие, и долголетное промешкание, и да сподобит мя паки видети здравих вас, наймильших моих родителей, и очевидно прияти отческое благословение. Многие до вас от Иерусалима, от Египта, от Патма, от Пора и от Сакиза послах листы; обаче не вем, аще дойшли до рук ваших. Для того теперъ, по Божию смотрению, поневаж случился до нас в Дамаск прийти один человек певный с Нежина, и снову имел намерение там в наши сторони по(вернути)ся, посилаю сей мой до вас, с низким поклоном, лист, в котором даю вам известку, же теперъ пребиваю в славетном и великом городе Дамаску, в престоле Антиохийском, в дворе святейшаго патриархи господина Силвестра, которий велику к мне показует любовь и странолюбие, и ни в чем, слава Богу, неоскуден есмъ, и имаю намерение в дворе его забавитися рок един, с умислу, чекаючи от вас ответнаго ко мне писания: не может бо мое сердце мирное быти, аж пока не услышу о вашем здравии и поведении. Для того тоди чрез сегож листоподавца, альбо чрез иншаго, певнейшаго, послете к мне в Дамаск ваш превожделенний лист, поневаж не изийду с сего города, аж пока не получу от вас писания. Вашей родительской милости всяких благ желатель, смиренный сын ваш Василий Григорович 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Святогробское братство служило своеобразным органом социальной поддержки православной общины – выплачивало подати за неимущих, выкупало из плена христиан во время войн на территории Палестины, материально поддерживало сирых и убогих. Любопытно, что арабы воспринимали подобную благотворительность как прямую обязанность патриархии. Порфирий Успенский в 1852 г. был свидетелем настоящего бунта вифлеемских арабов против местного митрополита, отказавшегося было платить за своих прихожан повышенную подать. 629 Со своей стороны, православные арабы всегда поддерживали греков в борьбе с католиками и армянами за обладание Св. местами, так что архиереям иной раз приходилось сдерживать пыл своей паствы, опасаясь кровопролития. Во время гонений на Святогробское братство в 1820-х гг., когда оно было полностью разорено османскими поборами, феллахи бесплатно привозили хлеб монахам. 630 Вообще православных арабов не следует воспринимать как некое забитое «стадо», которым бесконтрольно помыкали фанариоты. Выше уже говорилось о воинственности и свирепости нравов палестинских христиан. При всем этом арабы-христиане были абсолютно не образованны и, если так можно выразиться, аполитичны. Они воспринимали господство греков в патриархате как должное. В. Григорович-Барский рисует прямо-таки трогательную картину встречи греческого архиерея в арабской деревне Бейт-Джала в декабре 1726 г.: «Тамо егда внутрь вхождаше архиерей, изийде весь народ от веси с женами и детми в сретение ему и со многим торжеством, и кличем, и званием, провождаху его, поюще и припевающе некая словеса арапскою беседою, и вся по обичаю своему творяху от простоти и смирения, иние убо прибегающе к коню, лобзаху руку его, другие же, возлезше верху домов стояху и приветствоваху, велиим кличуще гласом, и другие предъидяху, прочии же последоваху, “благословен грядый” зовуще». 631 Когда архиерей со спутниками отслужили литургию и вернулись на постоялый двор, «тогда убогий оний Ефиопский народ, всяк противу силе от дома своего... принесе в гостинный дом и представиша нам трапезу доволну... и служаху нам много народа от усердия и простоти сердца своего, иние же предстояху». 632 Впрочем, радость жителей селения объяснялась в значительной мере тем, что они уже четыре года не видели у себя архиерея 633 – а Бейт-Джала стояла всего в нескольких километрах от Иерусалима. Греческие иерархи тем более не утруждали себя посещением отдаленных уголков патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для меня нужны были воды, солнце и целебный воздух. Это мне известная причина поездки в Кисловодск, а какая известна г. Дубровину, – про то не ведаю. По желанию Дубровина с[о] своего поста не уйду, а уйду когда повелит мне то ГОСУДАРЬ, возложивший на меня бремя моего нелёгкого служения. 1906 Декабря 6 Митрополит Антоний Материалы к процессу Бейлиса А. Письмо сионистов-коммунистов А.С. Зарудному Публикуемое ниже письмо сионистов-коммунистов, адресованное и переданное А.С. Зарудному 1087 в день чтения им лекции в г. Винницы (Подольской губ.) 27 Августа 1923 года, посвящено 10-летию процесса Бейлиса, потрясшего не только Россию, но и весь мир. 20 Марта 1911 года возле завода Марка Зайцева в Киеве был найден труп 13-летнего Андрюши Ющинского, ученика Киево-Софийского Духовного училища. Множественность и особое расположение ранений на его теле заставили следствие предположить в этом убийстве наличие ритуальности. В совершении преступления был заподозрен приказчик завода Мендель Бейлис – последний, с кем видели Андрюшу. Защитниками Бейлиса на суде выступали знаменитые адвокаты Н.П. Карабчевский, Д.Н. Григорович-Барский, О.О. Грузенберг, В.А. Маклаков и А.С. Зарудный. Обвинителем Бейлиса был тов. прокурора Виппер, которому помогали гражданские истцы Г.Г. Замысловский, С.Н. Дурасович и, наконец, известный исследователь еврейского вопроса А.С.Шмаков. Во время Киевского процесса суду пришлось уделить много времени вопросам еврейской религии и, в частности, Талмуду. Было выявлено немало исторических свидетельств, как в России, так и в Европе, о существовании в хасидском движении изуверской секты, которая использовала для совершения определённых Каббалистических ритуалов кровь христиан. Это утверждала на суде богословская экспертиза в лице магистра богословия ксендза И.Е. Пранайтиса. 1088 Несмотря на множество исторических свидетельств (их только в книге В.И. Даля приводится 134), все евреи, привлекавшиеся к следствию свидетелями или экспертами, в один голос отрицали существование изуверской секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010