Помимо православных, в этой местности жило много сиро-яковитов, в частности они составляли все христианское население Небка. 415 Численность жителей и конфессиональные пропорции в этих селениях сильно колебались, что видно из сравнения османских дефтеров XVI века и наблюдений Григоровича-Барского начала XVIII века, отметившего, в частности, малочисленность христиан Кары. Резкое сокращение христианского населения произошло там в первой половине XVII века, в связи с чем в 1645 г. был упразднен местный архиерейский престол. 416 Барский не застал в селе действующих церквей, все они уже лежали в развалинах. Лучше всех сохранившаяся церковь св. Николая была обращена в мечеть, «и тот храм отвне и внутрь строением леп, познаются же и иные лепотные храмы бытии иногда, иже суть разорены и пусты, токмо останки стен и основания обретаются». 417 Развалины церквей Барский встречал в этом районе повсеместно, в частности в Ябруде. Единственную действующую в Ябруде церковь он описывает как «малу, убогу и к падению преклонишуся, и никакова украшения неимущу: Агаряне бо не попущают ни ту обновити, ни иную создати». 418 За 90 лет до того Павел Алеппский, упоминая эти церкви, ничего не говорит об их плохом состоянии. 419 Бекаа и Центральная Сирия За пределами этих областей христианское население встречалось отдельными островками. Так, в долине Бекаа в XVI века христиане отмечены только в 15 из более чем 160 деревень; крупнейшие из них – Фурзуль, ‘Акура и Хаммара (293, около 200 и 159 христианских домов соответственно). Христиане мигрировали из небезопасных деревень в Баальбек, под стабильное правление шиитской династии Харфуш; численность христиан в этом городе с 1523 по 1596 г. выросла почти втрое, составив 312 домов при около тысячи семейств мусульман. 420 Через полвека, во времена патриарха Макария и Павла Алеппского, в городе насчитывалось около полутораста православных семейств. 421 Маронитский патриарх и историк Истифан ад-Дувайхи упоминает в городе две церкви – маронитскую и православную, пострадавшие в 1623 году при взятии города войсками Фахраддина; Григорович-Барский застал в Баальбеке только 1 церковь , видимо православную, и 300 домов христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1725 г. В. Г. Григорович-Барский писал, что прежде К. п. м. был серб. мон-рем, «ныне же с греки смесишася», а службы ведутся на болг. и греч. языках ( Григорович-Барский. 1885. Т. 1. С. 247). По словам путешественника, монастырь был так же «убог», как и соседний Пантелеимонов, но имел «своя кораблеця и мрежа» (Там же). Во время посещения К. п. м. в 1744 г. Григорович-Барский снова отмечает его оскудение, упоминает о большом долге и о том, что иноки «от нужды разбегошася», кроме 3-4 чел. ( Он же. 1887. С. 292). Ок. 1776 г. за долги у мон-ря была отобрана драгоценная утварь и 5775 пиастров. Незадолго до 1784 г. долг достиг 25 тыс. пиастров. К. п. м. был одним из афонских мон-рей, к-рый после долгого периода особножительства перешел на общежительный устав (1784). Первым игуменом после этого преобразования был избран иером. Паисий Кавсокаливит, к-рый уговорил богатого к-польского торговца Д. Сканависа помочь мон-рю с уплатой долгов. Игум. Паисий при помощи ризничего Констанция и архим. Захарии отремонтировал мон-рь и расширил его территорию в сев.-зап. направлении. Игум. Паисий сделал мон-ри Преображения Господня и св. Иоанна Предтечи на о-ве Скопелос подворьями К. п. м. Он также обогатил монастырскую б-ку своей коллекцией книг и передал К. п. м. мощи, большая часть которых была подарена ему Александром Маврокордатом, сыном господаря Николае Маврокордата. Когда в 1803 г. Пантелеимонов мон-рь тоже был преобразован в общежительный, его игуменом был избран иером. Савва из ксенофонтского скита Благовещения Пресв. Богородицы. Др. ксенофонтский постриженик, иером. Кирилл, в 1809 г. возглавил мон-рь прп. Дионисия, к-рый в 1805 г. стал киновией. В османском документе 1815 г. упомянуты подворья К. п. м. в Каламарии и на п-ове Касандра, близ совр. городка Касандрия, владения на п-ове Ситония (чифтлик и виноградник в Айос-Николаос и расположенное недалеко от них пастбище, зимнее пастбище в Сикье, 2 виноградника в Никити и еще один - к северу от этой деревни, а также церковь в Метангици), рыбные садки в Комице, рядом со Св. Горой, зимнее пастбище и подворье с башней в окрестностях Иерисоса, земельный участок и виноградник в Извороне (ныне Стратоники) на п-ове Халкидики, владения на Лемносе ( Chryssochoïdis. 1999. Р. 31).

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Князь с радостию повелел мне поставить лампаду и послал со мною своего лучшего слугу к иконому храма святого Воскресения и к ключарю Гроба Господня. Оба они велели мне принести кандило мое с маслом. Поклонившись им, я пошел на торжище с великою радостию, купил большую стеклянную лампаду, налил в нее чистого деревянного масла без примеси воды и уже вечером принес ко Гробу Господню, где застал одного только ключаря. Он отпер двери ко Гробу Господню, велел разуться и босого ввел меня одного ко Гробу Господню. Здесь велел поставить лампаду мою моими грешными руками в ногах, а в головах стояла лампада греческая, а на персях Гроба стояла от всех монастырей, а на средине поставил я, грешный, русскую лампаду. Благодатию же Божиею все те три лампады зажглись сами собою, а фряжские лампады, висевшие вверху, не возгорелись ни одна. Поставив лампаду мою на святом Гробе Господа нашего Иисуса Христа, я поклонился честному Гробу тому и, облобызав с любовию и со слезами святое место, где лежало пречистое Тело Господа Иисуса, вышел из Гроба с великою радостию…» Инок-подвижник Василий Григорьевич Григорович-Барский посвятил знакомству со святынями Востока всю свою жизнь. Совсем молодым человеком он в 1723 году покинул Киев и пешком отправился в Италию. Здесь его поджидали серьезные искушения: во-первых, он потерял свой патент (по-современному, загранпаспорт), а человек без патента, по меткому замечанию Барского, то же, что «человек без рук, воин без оружия, птица без крыл, дерево без листвия». Во-вторых, у него так разболелась нога, что он едва мог ходить. К счастью, путешественник как раз достиг города Бари, где покоились мощи Святителя Николая. Он горячо помолился угоднику Божию, прося его со слезами, «да поможет ему в обех тех». Молитва его была услышана: нога исцелилась и патент нашелся, так что Барский мог продолжить свой путь. Остров Корфу, Святая Гора Афон, Иерусалим, остров Хиос, Дамаск, Сидон, Алеппо, остров Патмос, Триполи — вот беглый перечень мест, где удалось побывать неутомимому пилигриму. Странствования его продолжались двадцать четыре года. Когда Барский вернулся домой, в Киев, то родная мать не узнала его — так он изменился. Ей понадобился целый час, чтобы по каким-то ей одной известным признакам узнать в незнакомом человеке своего сына.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

И, наконец, вышел к селу жители которого показали мне дорогу к монастырю " . Это был монастырь святого Иоанна Лампадиста. Мы тоже подошли сюда одним жарким летним днем, уставшие и мучимые жаждой. Звонкая горная речка Сетрахос бежала у подножия монастырских стен в глубине ущелья, наполняя окрестности веселым шумом. Берега этой маленькой речки помнят апостолов Павла, Марка и Варнаву. В 45 году от Рождества Христова, по земле Кипра шли апостолы, выполняя завет Господа. Они несли свет христианства, а их проводником был киприот Ираклидий. Здесь, у подножья холма, апостолы крестили Ираклидия, и у самой воды стоит памятный знак. Впоследствии Ираклидий стал митрополитом. Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Св. Иоанн Лампадист. Икона XIII века из соборного храма монастыря. Поднимемся теперь к монастырским вратам. Этот монастырь посвящен одному из самых любимых на Кипре святых - Иоанну Лампадисту. Предание рассказывает, что родился он в деревне Лампас. Мальчик с детства проявлял интерес к Священному Писанию, с четырех лет уже читал Библию и выказывал выдающиеся способности. Когда вырос, отказался жениться, так как чувствовал, что мирская жизнь не для него. Вскоре он потерял зрение и ушел в монастырь. Пребывание в монастыре было наполнено самоотречением, постом, молитвами. " Он укротил свой дух " , - сказано в жизнеописании святого, опубликованном в 1667 году. Подвиг Иоанна был вознагражден Господом, он получил дар исцелять больных. Молодым Иоанн умер, был погребен в монастыре. Прошли годы. Однажды человек, страдающий эпилепсией, случайно дотронулся до могильного камня и исцелился. Весть о чудесном исцелении разнеслась по Кипру... Мощи св.Иоанна Лампадиста из соборного храма монастыря. В далеком 1735 году пришел сюда Василий Барский. Василий Барский застал в монастыре только десять монахов. Несмотря на преследования турок, они помогали жителям села, берегли святые реликвии. Главная святыня монастыря хранится до наших дней в центральной церкви храма. Это гробница святого Иоанна Лампадиста.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В свою очередь, хиландарские иноки обогащались духовными сокровищами, имевшими свои истоки в лоне Русской Православной Церкви. Так, например, к числу агиографических произведений, составленных на Руси по югославянским источникам, целиком или частично использовавших их, а затем перенесенных на славянский юг, относится «Мучение» Георгия Нового Болгарского, написанное псковским иеромонахом Илией в 1539 году. Литературные источники этого произведения выяснены русским исследователем А. И. Яцимирским , который в начале века издал его по сборнику молдавского письма. Список XVII века этого жития имеется в собрании Хи-ландарского монастыря 327) 265 . В середине XVII века усилившееся греческое влияние в славянских обителях привело к отрицательным последствиям, вдвойне печальным для развития русско-афонских книжных связей. Так, в одной из рукописей, хранившейся в Хиландаре, на последнем листе была сделана следующая надпись: «в лето 7158 (1650) каде бысть прение о крьщении во святей Горе, и сажегоше книги московские на карчи-ах (в Карее. – Авт.) гръци и духовника Дамаскина и попа Романа и ученика их Захарию в темници затворише и глобише их гроши. Оле беда от лукаваго рода греческаго! Месяца маиа 25 велие безчестие сатворише всем серблем и болгаром» 266 . Это свидетельство записано в никоновское время; поэтому причина тогдашнего сожжения русских книг скрывается в обстоятельствах, известных из истории патриарха Никона , предпринявшего исправление богослужебных книг, что воспринималось тогда греческими святогорцами как отступление от основ православных традиций. В 1722 году сильный пожар опустошил половину Хиландарской Лавры. Начавшиеся во второй половине XVIII века войны России с Турцией прекратили сообщение Афона с Россией и предоставили Хиландар его собственным средствам. Хиландар, доселе живший в основном за счет пожертвований из России, стал после этого склоняться к упадку, так что к концу XVIII века в этом преимущественно сербском монастыре болгары составляли большинство. В. Г.-Барский, посещавший Хиландар в 1726 и в 1744 гг., отмечал большое количество древних грамот, имевшихся в хиландарском книгохранилище. Он писал, что Хиландар «ими же превосходит все монастыри святогорские; суть же все с печатями и без печатей пятьдесят, которых пречести подробно не бысть время» 267 . Перечислив около 30 наиболее древних хризовул, В. Г.-Барский сообщает о других документах Хилан-дарского монастыря, которые имели прямое отношение к истории взаимосвязи России с этой древней сербской обителью. В. Г.-Барский пишет: «Еще же обретаются и грамоты на пергаменте и хартиях писанные царей российских. О них же зде, для любопытства… предлагаю списки» 268 . Далее он приводит краткое описание некоторых из них, имевших отношение к пожертвованиям русских царей Хиландарскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Описание это сохранилось менее чем наполовину и прерывается на упоминании о морском пути от Кипра до Сидона. Вторая часть рукописи была утрачена, по-видимому, ещё в XVIII веке. Оба паломника были из числа братии Рыхловского монастыря Черниговской епархии 66 . «От Родоса поишедши, – говорится в «Описании», – за несколько дней пришли до острова Кипрского, идеже святий Лазарь четверодневный епископом был. Под тим городом полтора дня стояли, и мы в том городе были и ходили, где ли потребно было. Були в церкви святого Лазаря, во имя его созданной, идеже гроб его и доныне есть, и мы все гажии лазили у гроб Лазарев и тамо знаменовалися гробу святого Лазаря в церкве по правой стороне за престолом; а имя городу тому Констанция (Ларнака). Оттуду пошедши от Кипрского острова приидохом до города Сидон, что в Евангелии вспоминается: «Отрадно будет Тиру и Сидону… " » 67 . Деятельность на Кипре В. Г. Барского (1726–1736 гг.) Одним из следующих «хождений» были странствования во второй четверти XVIII века Василия Григорьевича Барского (1701–1747 гг.). В. Г. Барский (Плака-Албов), уроженец Киева, большую часть своей жизни провёл в путешествиях по Востоку, продолжавшихся почти четверть века (1723–1747 гг.). В марте 1725 года он вступил в пределы Османской империи. Он побывал в Солуни, на Афоне, на Кипре, обошёл почти всю Палестину. Предки Барского были жителями города Бара, который в XIX веке был заштатным городом Подольской губернии Могилёвского уезда. Паломник называл себя Барским по городу Бару, месту жительства предков, а Плака или Албов – это перевод на греческий и латинский языки фамилии Беляев. В. Г. Барскому довелось побывать на Кипре трижды: в 1726, 1727 и 1734–36 годах. Его первое посещение острова было кратким и почти случайным. «Имеяше же корабль наш неколико душ в Кипр грядуших, сего ради, отпущения ради их и взятия новой воды, сьвратихом от пути к брегу» 68 , – так объясняет Барский причину своего первого визита на Кипр. 19 сентября 1726 г. вместе с иноками-греками, направлявшимися в Иерусалим, он ступил на берег острова. Вместе со своими попутчиками Барский «ходих до двох церковь христианских, иже суть зело простого от камене, но крепкого и старого строения» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Решение этого важного вопроса я не беру на себя; не требую и от вас, друзья мои. Пустыня преподобного Антония обратила на себя внимание и Высокого поклонника здешним святыням, Великого Князя Константина Николаевича. Здесь я мирно отдыхал на том самом месте и в тех самых стенах пещеры, где труженическая плоть первоначальника русской иноческой жизни находила себе временное упокоение; я любовался, может быть, отсюда на красоты природы в таком же духе благоговения пред Творческою мудростию и с таким же чувством наслаждения, как иногда и великий Антоний!.. Сладок отдых на подобных местах! При обозрении здешней пустыни я удивляюсь, почему ни слова не сказал о ней наш единственный путешественник, Василий Григорьевич Барский ? Был ли он здесь? Если был, не может статься, чтобы он не посетил этой пустыни, столь драгоценной каждому русскому, а тем более Барскому как уроженцу киевскому. Это не маловажная загадка, которой я со своей стороны никак не могу разрешить. Василий Киевский (Григорович-Барский) Биография – Второй раз Барский посетил Афон в 1744 году Хилендар В глубоком раздумье оставили мы строгое уединение святого Антония и направились к Хилендарю, который отстоит отсюда на три четверти часа ходу. Этот монастырь стоит на граничной черте Афонского Удела . Как будто в знамение того, что чем ближе отсюда к миру, тем не свойственнее для дыхания иноческого стихия, тем она убийственнее для него, – воздух здесь, в Хилендаре, тяжел, местность угрюма и самый монастырь в сетующем виде. Подойдите к нему с которой угодно стороны: впечатление самое грустное производит он с первого взгляда на его строгие стены и печальный пирг. Глубокая дебрь лежит у его гранитного подножия; на восток и запад уныло тянется пустынный проток, на отвесных берегах которого с юго-запада рисуются под тенью кипарисов строгие келлии безмолвников; со всех сторон он сжат соседственными холмами; самое море отступило от него на значительное расстояние и не омывает грязных его высот. Хилендарь стоит на самом невыгодном месте, славится частою смертностью между иноками и вдобавок к невыгодам жизненным – штатный афонский монастырь; значит, это одно отнимает у него уже много достоинств в аскетическом отношении . Важность его только в том, что он в афонской олигархии занимает одно из почетных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Барский записал предание, которое на Кипре знает и ныне и стар и млад. В годы золотой Византии, когда в Царьграде правил император Алексей Комнин, был послан на Кипр наместником надменный князь Мануил Вутомитис. Однажды князь охотился в горах Троодоса и заблудился. Неподалеку жил отшельник старец Исаия. К нему и обратился князь, чтобы узнать дорогу. Старец в ту минуту молился и не прервал молитву. Гордый князь, привыкший, что его приказы исполняются незамедлительно, разгневался, да так, что ударил старца. После этого Вутомитис нашел дорогу и вернулся в Никосию, однако вскоре тяжело заболел, и когда страдания стали невыносимыми, князь понял, что эта кара небесная и послал за старцем. Исаию привели ко двору наместника. Униженно просил прощения Вутомитис, просил исцеления. Вместо ответа Исаия молился Господу Богу и больной исцелился. Через некоторое время гордый князь отбыл в Константинополь. При императорском дворе он нашел всех в печали и скорби. Оказалось, что дочь Алексея, юная царевна заболела неведомой болезнью, и никто не в силах был ей помочь. Рассказал Вутомитис царю об Исаие, и послали на Кипр за отшельником. Прибыл Исаия к царскому двору и силой молитвы исцелил царевну. Ни золота, ни жемчугов не захотел старец в награду. Он попросил императора передать ему и всему кипрскому народу икону Божией Матери, писанную евангелистом Лукой. К огромной радости киприотов икона была доставлена на Кипр, и по указу императора заложен монастырь. " Мне оказали такое гостеприимство, - записал Барский, - что я много дней провел в монастыре...Особенно добр был ко мне игумен Софроний, человек добродетельный, гостеприимный, мудрый, богобоязненный. Он дал мне милостыню, спаси Господи его душу " . Барский с большим уважением отмечает, что монахи много и тяжело работают в монастырских садах, на полях и пастбищах. " Они живут плодами своего труда " , - записал русский паломник, - Киккский монастырь очень известен во всем христианском мире и именно поэтому притеснения турок особенно сильны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Лазаря в Ларнаке По прочтению книги Барского могу с уверенностью сказать, что две святыни особенно поразили его воображение, тронули православную душу нашего паломника особенно глубоко. Это славный Киккский монастырь, о котором мы писали подробно в предыдущих материалах, и храм святого Лазаря. В 1726 году Василий, молодой, жаждущий новых впечатлений, плыл в Святую Землю. Корабль причалил к кипрскому берегу, чтобы пополнить запасы продовольствия и воды. Всего лишь полтора дня Барский пробыл в Лимассоле, и за это короткое время он многое узнал. В путевом журнале наш паломник записал: " На этом острове святой Лазарь, кого Христос воскресил из мертвых в Вифании, был епископом. Он умер здесь вторично и его гробница здесь, а; где мощи - одному Богу ведомо " . (Мощи Святого были обретены в 70-х годах XX века) Спустя семь месяцев Василий возвращался из Иерусалима. Корабль сбился с курса, и вновь причалил в Лимассоле. Шел апрель 1727 года. Барский был твердо убежден, что это знак свыше, Сам Господь привел его на кипрские берега, чтобы посетил Василий святые храмы и монастыри, написал о них, зарисовал. Василий серьезно отнесся к своей миссии, он оставил корабль и три месяца путешествовал по Кипру. Прибыл наш паломник в Ларнаку, молился в стенах храма святого Лазаря и, как водится, подробно все описал. " Ларнака - не город и не деревня, это место недалеко от побережья, где размещены французская и английская торгово-дипломатические миссии. На самом морском берегу располагается пристань Аликас. Корабли из множества стран приплывают и пристают здесь. На Кипре английские, французские, турецкие купцы покупают вина, сыр, оливковое масло, мед, плоды рожкового дерева, красители. В торговом квартале Аликаса стоит храм святого Лазаря. Он просторный и высокий, крепким иждивением сооруженный " Говоря современным языком, на строительства храма было затрачено много средств. " Имеет эта церковь императорский вид. И есть неопровержимые свидетельства, что, храм создан самим святым Лазарем " . В 1730 году Барский вновь попал на Кипр.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010