При переплете книг св. Исаака Сирина нельзя не обрезывать листов, они очень велики и неаккуратны, а заметки можно карандашом сделать там же. Но когда Господь отверзет ум наш разуметь писание ( Лук. 24, 45 ), тогда излишни будут заметки. Будьте мирны, спокойны и здоровы. Остаюсь многогрешный и. М. 28 е апреля 1851 года. Письмо 46 Случающиеся вам внешние или внутренние скорби, конечно, посещения Божии, да не превознеситесь мнением о благе, в спокойствии обретаемом, ибо и при оных показательство и тщеславие на вас вооружаются: что же бы было без оных? Благо нам, яко смиряет нас Господь ( Пс. 118, 71 )! Ко многим другим учениям св. отцов, о коих я писал к вам прежде, к укреплению в бывающей мрачности душевной прочтите еще св. Исаака Сирина слово 88-е на 166-м листе, на обор.: «...промыслом Божиим непщуй сие быти» и проч. Заметьте, что сии искушения бывают и великим подвижникам к искусу веры их, а не всегда и они в утешении обретаются, то мы, малейшие, не должны ли принимать оных с благодарением, но и не такие наши скорби, какие они переносили, но тень оных. Милосердый Господь, щадя немощь нашу, по силе и посылает нам отеческий жезл Свой, да не погибнем. Слава многим Его щедротам и милосердию! Удивительно, как ваши матери по простоте своей убоялись страха тамо, идеже не бе страх ( Пс. 52, 6 ), о солнечном затмении, приложив к оному своей астрономии толки. Затмение солнца точно будет в нынешнем году, по нашему счислению 16-го июля, а по григорианскому западному – 28-го. Оно в тот же день, только у них счет 12-ю днями позднее нашего идет. О сем довольно ясно описано в нынешнем календаре на 43-ой странице, а в конце календаря обширное описание о полных солнечных затмениях помещено. Тут ничего нет удивительного, что оно будет, ибо наука астрономия по исчислению течения планет предупредила о сем явлении, т. е. 16 июля в 4 часа 42 минуты будет рождение луны, и в самое время исхода оной она станет между солнцем и землей, обращенной к нам темной стороной, и будет темно несколько секунд, так как было в 1842-м году июня 26 дня. Чего же тут опасаться? Надобно прославлять Бога, открывшего человекам разум о течении планет. У непросвещенных народов и теперь еще во время затмения луны (или солнца) полагают, что шайтан (дьявол) делает ей вред, и в это время стреляют из разного оружия, чтобы освободить луну от нападений его. Будьте спокойны и другим внушите, что это бывает по временам и по законам, положенным от Творца вселенной в течении планет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

К таким лекциям сам протоиерей Н. К. Чуков начал готовиться еще летом 1919 г., когда вопрос об открытии института еще только ставился: «При служении в Университетской церкви говорю в каждое воскресенье поучения. В то же время подготавливаю материал к возможным лекциям как по истории религий, так и по богословско-философским вопросам вообще... Книг приобрел порядочно, нужных как материал для занятий» ( Александрова-Чукова Л. К. «Единение цвета науки и Церкви…», или до Петроградского процесса 1922 г. и после «Академического дела 1929–1931 гг.» (По материалам дневников митрополита Григория (Чукова)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. 4(28). С. 381). Александрова-Чукова Л. К.Петроградский Богословский институт. С. 266. Возможно, Федор Панфилович Нестеров (1877—1966 гг.), русский и советский художник-живописец, член Союза художников РСФСР. Речь идет об Археографической комиссии, которая была создана в Санкт-Петербурге в 1834 г. при Министерстве народного просвещения первоначально для издания материалов, собранных Археографической экспедицией; в 1837 г. утверждена как постоянное учреждение с возложением на нее обязанностей по систематическому изданию письменных источников по отечественной истории. Виталий Иванович Ромишевский (1876–1951 гг.), сотрудник Археографической комиссии, в годы Великой Отечественной войны ученый секретарь Географического общества. В августе 1941 г. поселился в здании Общества в Ленинграде и во время блокады города, по его собственному определению, стал его «несменяемым дежурным». Игнатий Лукьянович Тузов (1851–1916 гг.), книгоиздатель и книготорговец. Издавал главным образом богословскую и духовную литературу, творения отцов православной Церкви и переводы иностранных изданий. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Владимир (Сорокин), прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Указ. соч. С. 124–136. Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты ( Александрова-Чукова Л. К. Петроградский Богословский институт. С. 266).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

(67) Тарас Кирилов – один из уголовных преступников, заключенных в кишиневском остроге. Сохранился рассказ о том, что один из арестантов острога, полюбивший поэта, часто навещавшего заключенных и беседовавшего с ними, признался ему в намерении бежать из тюрьмы и действительно на другой день удачно совершил побег. Возможно, что этот заключенный и был именно Т. Кирилов. (68) Крупенские – семья кишиневского вице-губернатора Матвея Егоровича Крупенского (р. 1781 – ум. после 1823), полугрека-полумолдаванина по происхождению, жившего открытым домом. Пушкин часто посещал этот дом и хорошо знал как самого Крупенского, так и его жену Екатерину Христофоровну. (69) M-r Deguilly – г. Дегильи, француз, уклонившийся от дуэли с Пушкиным. Помимо начала записки Пушкина к нему, приведенной в дневнике, сохранился более полный текст самого письма к Дегильи (см. в т. X). Сохранилась также карикатура Пушкина на Дегильи с такой подписью под нею: «Ma femme… ma culotte… et mon duel donc!.. ah ma foi, qu " elle s " en tire comme Ilée voudra, puisque c " est elle qui porte culotte…». (70) «Nouvelle de la mort de Napoléon». – Наполеон умер на острове св. Елены 5 мая нов. стиля (23 апреля) 1821 г. Таким образом, известие об этом дошло до Пушкина лишь спустя почти три месяца. (71) L " archevêque Arménien – армянский архиепископ Григорий Захарьянов. (72) Schachovskoy – вероятно, адъютант графа М. С. Воронцова, князь Валентин Михайлович Шаховской (1801–1850). (73) Siniavin – адъютант графа M. С. Воронцова, Иван Григорьевич Сенявин (1801–1851). (74) Comtesse Elise Woronzoff – жена графа M. С. Воронцова – графиня Елизавета Ксавериевна Воронцова. (75) Дата смерти лорда Д. Г. Байрона (ум. 19 апреля нового ст. 1824 г.) занесена Пушкиным в тетрадь по старому и новому стилю. (76) «Mai 26» – день рождения Пушкина. 22 мая 1824 г. Пушкин получил предписание графа М. С. Воронцова отправиться в командировку на обследование саранчи в Херсонский, Елиэаветградский и Александровский уезды, а 28 мая возвратился в Одессу.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

560 Г. Рыбаков, очевидно, сообщает неточное сведение в своих воспоминаниях о преосв. Макарии, когда говорит: «в наше время академическая библиотека обогатилась даровым приобретением многочисленных древних рукописей, которые просто, говорят, валялись во главе Софийского собора в Новгороде и которые, по распоряжению новгородского и петербургского митрополита Никанора, вследствие ходатайства преосвященного Макария, из Новгорода были привезены к нам в Академию». (См. у Рыбакова Прав. Обозр. 1883 г. т. 2 стр. 647). В действительности эго случилось после Макария, именно 27 октября 1858 г., когда Св. Синод, по ходатайству м. Григория, разрешил передать новгородскую софийскую библиотеку в ведение С.-Петербургской д. Академии. См. у И. Чистовича , С.-Петербургская д. Акад. за последние 30 лет СПБ 1889 г. стр. 97. 576 См. арх. Спб-ской дух. Акад. по Внутр. Правл. за 1853 г. дело об июльских испытаниях студентов. 577 См. арх. Спб-свой дух. Авад. по Внутр. Правл. дело об июньских испытаниях 1851, 1853, 1855, 1857 гг. 580 Мы имели под руками литографированную программу чтений преосв. Макария по истории русского раскола, сохранившуюся в его бумагах. 581 См. Прав. Об. 1883 г. т 2 стр. 536–537 Даже сам проф. Ростиславов, утверждавший, что «между ректорами С.-Петербургской д. Академии его времени не легко было встретить хорошего профессора», считал преосв. Макария «почетным исключением» См. Вестн. Европы 1872 г. кн. 9 стр. 154. 583 См. Церк. Вестн. 1883 г. .N6 24. Еще будучи временным редактором «Христ. Чтен.», Макарии старался привлекать преосв. Иннокентия к участью в академическом журнале. Так, 28 января 1847 г. он писал ему: «не оставляете, ради Бота и ваших бесчисленных почитателей, наделять наше «Христ. Чтение» вашими сладостно-назидательными поучениями. Нам в частности это не бескорыстно: что греха таить»? См. Христ. Чтен. 1884 г. т. 1. стр. 804. 590 В предыдущем письме от 27 февраля 1847 года преосв. Евсевий писал А.Б. Горскому: «Вчера был у Его сиятельства г. Обер-Прокурора. Он не скрывает, как много предстоит мне трудов самых разносторонних. Самое кажется трудное и неудобоисполнимое дело – это надзор за преподаванием закона Божия в светских заведениях. И мой предместник более всего жаловался на этот труд! Но устранить от себя эту обязанность не предвижу никакой возможности. Главное, почему хотели иметь ректора епископа, это доставление авторитета благочинному законоучителей, как сказал один из виновников дела». См Твор. св.св. оо. 1886 г. кв. 2 стр. 701.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

1220. Евагрий намекает на это в начале «Послания о вере», см. перевод в изд.: Сидоров А. И. Творения аввы Евагрия… С. 142. 1221. Впоследствии сам Евагрий нередко пишет о том, что именно Григорий стал его главным духовным наставником («насалил» его — см. эпилог к «Практику»: Evagre le Pontiqne. Traite pratique ou Le Moine II//Ed. A. et C. Guillaumont. Paris, 1971. (SC 171). Pp. 712–713). Сам Каппадокиец с любовью отзывается в своем «завещании» о «диаконе Евагрии, который много потрудился со мной» (PG 37, 393; Сидоров А. И. Творения аввы Евагрия… С. 7). 1222. О чем пишут Палладий (Лавсаик 38) и Созомен (Церковная история 6.29–30), см.: butler С. The Lausiac History… P. 116; Sozomenus. Kirchengeschichte//Hg. von J. Bidez. Berlin, 1995. (GCS NF 4). S. 285—286 (рус. пер.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб. 1851. С. 450). К этому времени относится написание Евагрием «Послания о вере», обращенного против арианства и составленного во многом под веянием Григория Назианзина. 1223. Butler С. The Lausiac History… Pp. 117—119; Sozomenus. Kirchengeschichte… S. 285. Оба историка пишут о чудесном сне, который заставил Евагрия покинуть город. 1224. См.: Читти Л Град Пустыня: Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи/Пер. с англ. А. Чех. СПб., 2007. Сс. 88–115. 1225. К Мелании Старшей и Руфину обращен ряд посланий Евагрия, написанных им в Египте (см.: Bunge G. Evagrios Pontdkos… S. 176 и далее). Видимо, у них он ищет убежища тогда, когда александрийский епископ Феофил намеревался рукоположить его в епископа Тмутитского. 1226. Об этом Евагрий пишет в одном из своих посланий, см.: Bunge G. Evagrios Pontikos… S. 234. Палладий в «Аавсаике» утверждает, что монашеское одеяние было получено им «из рук Мелании» Hayward С. Т. К Severus of Antioch… P. 8. 1763. О последовательности событий см. в изд.: Halleux de, A. Philoxene de Mabbog. Sa vie, ses ecrits, sa theologie. Louvain, 1963. Pp. 64—75. 1764. Особенно см.: Гомилии 19, 28, 33 (Allen P., Hayward С. T. R. Severus of Antioch… P 15).

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

Слишком много романтических стереотипов уже тогда в кругу современников поэта накопилось в восприятии его творчества. Спасович В. Байронизм Лермонтова//Вестник Европы. 1886. Т. 2. 4. С. 534. Овсянико-Куликовский Д. Н. М. Ю. Лермонтов. К столетию со дня рождения великого поэта. СПб., 1914. С. 11. Закржевский А. Лермонтов и современность. Киев, 1915. С. 100. Дудышкин С. С. Материалы для биографии и литературной оценки Лермонтова//Лермонтов М. Ю. Соч. 2-е изд. СПб., 1863. Т. 2. С. XXX-XXXVI. Введенский А. И. Общественное самосознание в русской литературе: критические очерки. СПб., 1900. С. 68. Мочульский К. В. Великие русские писатели XIX века. СПб., 2000. С. 75. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 7 т. М., 1978. Т. 6. С. 364-365. Григорьев Ап. Русская литература в 1851 году//Сочинения М. Ю. Лермонтова. М., 1915. Т. VI. С. 187. Григорьян К. Н. Лермонтов и романтизм. М.; Л., 1964. С. 172. Михаил Лермонтов: pro et contra. СПб., 2002. С. 17. Белинский В. Г Стихотворения Лермонтова//Сочинения М. Ю. Лермонтова. Т. 6. С. 182. Маркович В. М. Лермонтов и его интерпретаторы//Михаил Лермонтов: pro et contra. С. 24. Дурылин С. Н. Судьба Лермонтова//Русская мысль. 1914. 10. С. 8. Там же. С. 11. Маркович В. М. Указ. соч. С. 28. Михаил Лермонтов: pro et contra. С. 476. Фохт У. Р. «Демон» Лермонтова как явление стиля//Михаил Лермонтов: pro et contra. С. 529. Там же. С. 42. Там же. Мануйлов В. Л. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1939. С. 26. Эйхенбаум Б. М. «Демон»//Лермонтов М. Ю. Восточная повесть. Л., 1941. С. 51. Гиреев Д. С. Поэма Лермонтова «Демон». Творческая история и текстологический анализ. Орджоникидзе, 1958. С. 21. Маймин Е. А. О русском романтизме. М., 1975. С. 139. Григорьян К. Н. Лермонтов и романтизм. М.; Л., 1964. С. 173. Леушева С. И. Поэмы Лермонтова «Демон» и «Мцыри»//Литература в школе. 1940. С. 43. Елеонский С. Ф. Изучение творческой истории художественных произведений. М., 1962. С. 172. Рубанович А. Л. Эстетические идеалы М. Ю. Лермонтова. Иркутск, 1968. С. 83. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964. С. 80-81. Жижина А. Д. Эволюция поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»: дис. ... канд. филол. наук. М., 1969. С. 18-19; Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. М., 1973. С. 185; Гуревич А. М. Романтизм в русской литературе. М., 1980. С. 83.

http://azbyka.ru/fiction/tajna-lermontov...

Откуда являются такие люди и что у них за цель? Правило о недозволении всем христианам читать Св. Писание есть только в западной церкви, да и в ней составилось уже по отпадении ее от церкви православной... Одна мысль о запрещении чтения Св. Писания простым христианам приводит меня в страх. Не могу постигнуть, откуда происходить такое мнение. Не есть ли оно изобретение всегда скрытно действующих агентов латинства?» См. в Правосл. Обозр. за 1861 г. т. V, стр. 3, 16. 170 Слова письма святителя Московского к архиепископу Казанскому Григорию Постникову от 16 апреля 1851 года. См. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1877 г. т. III, стр. 172 «Материалов для истории русской церкви». Эти слова важны еще и в том отношении, что в них идет речь об «устройстве» даже академии (Казанской) «по» этому «особенному направленно духовно-учебного управления», с которым «ректор должен быть в особенно близком отношении», в чем также нельзя не видеть вышеупомянутого стремления к сосредоточению власти над духовно-учебными заведениями в руках обер-прокурора Св. Синода. 171 Срав цит. статью И. А. Чистовича в Христ. Чт за 1872 г. ч. 2, стр. 88 и нашу статью в Рус. Вестнике за 1883 г. 1, стран. 371. 173 См. о том подробнее в статье нашей, помещенной в Русск. Вестн. за 1883 г. 1, стр. 373–376. Здесь же приводятся как первоисточники, так и второстепенные свидетельства о том же. 174 И. А. Чистовича цит. ст. в Христ. Чт. за 1872 г. ч. 2, стр 91. Указание на это предложение, без обозначения личности графа Протасова, сделано было Филаретом еще в 1845 году. См. его Записку от 8 мая 1845 г. «0 догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славенского перевода Св. Писания», стр. 28. Москва, 1858. Прямое же указание на графа Протасова, как делавшего это предложение, см. в письме того же Филарета к обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому от 18 августа 1857 года (следовательно, уже после смерти графа Н. А. Протасова). См. в той же статье Чистовича в Христ. Чт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

130 Там же, ср. письмо архиепископа тверского Григория Постникова к митрополиту московскому Филарету от 12 декабря 1844 г.: «на днях услышал я, пишет он между прочим, что некоторые люди распространяют мысль, будто у православной церкви есть правило не всем христианам дозволять чтение Слона Божия. Откуда являются такие люди и что у них за цель? Правило о недозволении всем христианам читать Св. Писание есть только в западной церкви, да и в ней составилось уже по отпадении ее от церкви православной... Одна мысль о запрещении чтения Св. Писания простым христианам приводить меня в страх. Не могу постигнуть, откуда происходит такое мнение. Не есть ли оно изобретение всегда скрытно действующих агентов латинства?» См. в «Правосл. Обозр.. за 1861 г. т. V, стр. 3, 16. 132 Слова письма святителя московского к архиепископу казанскому Григорию Постникову от 16 апреля 1851 года. См. Чт. в Общ. люб. дух. просв, за 1877 г. т. III, стр. 172: «Материалов для истории русской церкви». Эти слова важны еще и в том отношении, что в них идет речь об «устройстве» даже академии (казанской) по этому «особенному направлению духовно-учебного управления», с которым ректор должен быть в особенно-близком отношении, в чем также нельзя не видеть вышеупомянутого стремления к сосредоточению власти над духовно-учебными заведениями в руках обер-прокурора Св. Синода. 133 Срав. цит. статью И. А. Чистовича в «Христ. Чт.» за 1872 г. ч. 2, стр. 88 и нашу статью в «Русск. Вестн.», за 1883 г. стр. 371. 135 См. о том подробнее в статье нашей, помещ. в «Русск. Вестн.», за 1883 г. стр.373–376. Здесь же приводятся как первоисточники, так и второстепенный свидетельства о том же. 136 И. А. Чистовича цит. ст. в «Христ. Чт.». за 1872 г. ч. 2, стр. 91. Указание на это предложение без обозначения личности графа Протасова, сделано было Филаретом еще в 1845 году. См. его записку от 8 мая 1845 г. «О догматическом достоинстве и о хранительном употреблении греческого седмидесяти толковников и славянского перевода Св. Писания», стр. 28. Москва. 1858. Прямое же указание на графа Протасова, как делавшего это предложение см. в письме того же Филарета к обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому от 16 августа 1857 года (следовательно уже после смерти графа Н. А. Протасова). См. в той же статье Чистовича в «Христ. Чт.». за 1873 г. ч. 2, стр. 67–68. Сравн. цит. статью нашу в «Русск. Вестн» в 1883г. стр. 371 и примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Так закончилась моя служба в академии. Во время экзаменов еще исполнял свои обязанности. Официально числюсь в отставке с 1 июня 1896 г. (приказ последовал 22 июня 1896 г.). 307 Langen, Das Judentum zur Zeit Christi. Beitrag zur Offenbarung und Religionsgeschichte, als Einleitung in Theologie des N.T. Freibur. 1866. 308 Klee – Lehrbuch der Dogmengeschichte. Mainz. 1837–1838. Schuane – Dogmengeschichte der vornicänischen Zeit Munster. 1862. Dogmengeschichte der patristischen Zeit Munster. 1862. Zobl – Dogmengeschichte der katholischen Kirche. Insbruck. 1865. 309 Kahnis – Die Kirchenglaube in seiner geschichtlichen Entwicklung. Leipz. 1864 – второй том трехтомного его труда, из которых первый посвящен лютеранской догматике в историческом ее развитии (Die luterische Dogmatik historisch genetisch dargestellt. Leipz, 1861), а третий – системе лютеранской догматики (System der lutherischen Dogmatik. Leipz, 1868). 310 Протоиерей И. Л. Янышев, род. в 1826, калуж., 1-й маг. XVIII к. СПб. акад. (1849), оставлен при акад. сначала помощ. эконома, потом (1850) – бак. математики, 1851 – свящ. Висбаденской ц., в 1856 – проф. богосл. и филос. в Петрогр. университете, в 1858 – снова заграничный свящ. и прот., сначала в Берлине, а с 1859 – в Висбадене, в 1864 – препод. закона Божия и русского яз. принцессе Дагмаре в Копенгагене, а с 1866 (28 ноября) – ректор Петрогр. дух. академии. 311 Как видно из «Исторической записки» проф. Григорьева, по случаю 50-летнего юбилея Петрогр. университета. «Число его (о. И. Л. Ян.) слушателей возрастало с каждым днем. Несколько раз он должен был переходить из одной аудитории в другую, более обширную. Наконец, стал читать в актовом университетском зале, но и тот едва вмещал всех, стремившихся насладиться его увлекательною речью» (См.: И.А. Чистович «История СПб. дух. академии...», 1889, стр. 24–25). 312 Влад. Никол., в монашестве Хрисанф (Ретивцев , тверск., 5-й маг. XX к. Моск. акад., 1856), 1856 – препод. Костром. сем., 1857 – монах, 1858 – бак. Казан. акад. по обличит. и основн. богосл., 1865 – бак. СПб. акад. по нравств. богосл., 1866 – архим., инспект. СПб. акад., экстраорд. проф. по догм. богосл. совместно с ректором Иоанном (Соколовым) , 1867 – член Учебн. ком. при Св. Синоде, 1869 – рект. СПб. сем., 1874 – еп. Астрахан., 1877 – еп. Нижегор., 1878 – докт. богосл. (по удостоению Казанской акад.), 1879 – на покое в москов. Донском мон., † 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Шувалов Петр Иванович (1711–1762), граф (с 1746), государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1761), сенатор. Участник дворцового переворота 1741, командующий дивизией, затем корпусом, конферец-министр, управляющий оружейной и артиллерийской канцеляриями. Фактический руководитель правительства при Елизавете Петровне, автор и инициатор ряда проектов экономических и финансовых преобразований; Шуман Роберт Александер (1810–1856), немецкий композитор; Шурик, см. Богословский Александр Сергеевич; Щеглов Василий Васильевич (1851–1917), заведующий б-кой Зимнего дворца (с 1903); Щегловитов Иван Григорьевич (1861–1918), государственный деятель. Зав. уголовным отделом законодательного отделения департамента Мин-ва юстиции (1890–1893), юрисконсульт Мин-ва юстиции (1893–1894), прокурор Петербургского окружного суда (1894), помощник прокурора Петербургской судебной палаты (с 1895). И. д. директора (с 1900), директор (с 1905) Его департамента Мин-ва юстиции, товарищ министра юстиции (февраль 1906), министр юстиции (апрель 1906–июль 1915), член (с 1907), председатель (1.01–28.02.1917) Государственного совета, сенатор (с 1911). Член (с 1889), секретарь (1892) Юридического об-ва при Петербургском ун-те. После Февральской революции арестован, расстрелян 5.09.1918; Щепкин Вячеслав Николаевич (1863–1920), историк-славист, палеограф, лингвист, историк древнерусского искусства, магистр (1899), доктор славянской филологии (1906), член-корр. Петербургской АН (1913). Помощник хранителя (с 1887), старший хранитель, заведующий созданного им ОР РИМ (с 1912). Приват-доцент (1900–1907), профессор (1907–1920) историко-филологического ф-та М.у. и ФОН МГУ, профессор МВЖК (с 1906). Брат Е.Н. Щепкина; Щепкин Евгений Николаевич (1860–1920), историк, педагог, общественный деятель, магистр всеобщей истории (1903). Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1892–1897), и. д. профессора Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в Нежине (1897–1898), и. д. профессора (1898–1906), профессор историко-филологического ф-та (1898–1906), действ. член (1898) и секретарь (1899–1905) Историко-филологического об-ва Новороссийского ун-та, в 1906 уволен со службы за подписание Выборгского воззвания, в 1917 – 1920 зав. кафедрой всеобщей истории того же ун-та. Профессор частных вузов Одессы (с 1906), член правления (с 1905) и председатель (1908–1910) Одесского об-ва помощи литераторам и ученым. Член (1905–1907) и член ЦК (1906) партии кадетов, депутат I Государственной думы, член партии социалистов-революционеров (1917) и украинской партии левых социалистов–революционеров (фракция боротьбистов, 1918). С 1920 член ВКП(б), зав. отделом вузов Комиссариата (отдела) народного образования при Одесском губисполкоме (1919–1920). Брат В.Н. Щепкина;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010