Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Мало-Коломенская Михаила Архангела) Желая отметить рождение вел. кн. Михаила Николаевича и окончание вспышки холеры, жители Малой Коломны, молившиеся в Никольском соборе, просили в 1832 позволить им выстроить на „Козьем болоте“ собственный каменный храм. Через пять лет прапорщица Анна Дмитриевна Лебедева завещала для этой цели 25 тыс. руб., но прошло еще семь лет, прежде чем нужные средства были собраны. В конце 1843 Император разрешил возведение церкви. Как обычно, вначале из дерева была сооружена часовня, освященная 10 марта 1846, а затем – временная Рождественская церковь на 1000 человек, где поставили иконостас из упраздненной Екатерингофской церкви (см. приходскую церковь вмц. ЕКАТЕРИНЫ, Екатерингофскую). Она была освящена 22 февраля 1846 и простояла до 1861 года. В ней поставили гипсовую модель Вифлеемской пещеры. 24 апреля 1849 произошло освящение бокового Тихвинского придела. Первоначальный проект каменной церкви, предложенный А. И. Шевцовым, Николай I не одобрил, потребовав „дать церкви лучший вид“. Н. Е. Ефимов переделал этот проект, и с крестным ходом из Никольского собора епископ Ревельский Нафанаил заложил 12 октября 1847 двухэтажный каменный храм на 1500 человек, близкий по своему русско-византийскому стилю одновременным постройкам К. А. Тона. На его строительство в этот день среди присутствующих было собрано 4402 руб. Из-за болотистой почвы храм строился на сваях; работами руководили сперва А. И. Шевцов и В. Ф. Небольсин, а с 1850 – опытный Ф. И. Руска. Хотя в 1851 здание было вчерне готово, распри в строительном комитете и нехватка денег сильно замедлили его отделку, которую вел К. Я. Маевский, ученик Тона. К 1855 на церкви установили кресты, своим видом копировавшие кресты Исаакиевского собора, а фасады окрасили в охристый цвет. Только 28 февраля 1859 митрополит Григорий освятил главный придел верхнего храма. За ним последовали: 4 октября 1859 – правый Тихвинский и 8 ноября 1861 – левый Михайловский, от которого пошло народное название церкви. Колокола были повешены в барабанах боковых главок.

http://sobory.ru/article/?object=34807

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Великосельский (1865 – 1918), сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростовских святых), свящ. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Сергеевич Смирнов (1870 – 1938), протоиерей, священномученик (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Григорьевич Введенский (1890 – 1938), сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Константинович Бенеманский (1881 - 1937), прот., сщмч. Тверской (пам. 22 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иванович Будрин († авг. 1918), прот., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_12.html

В тот же день в Троице-Сергиевой Лавре творится служба Божией Матери ради чудотворной иконы – Ее «Черниговской-Гефсиманской». Эта икона является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI веке некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. С 16 по 24 апреля 1662 года от Черниговской-Ильинской иконы истекали слезы, а вскоре многие больные стали получать от нее исцеления. Описанию чудес от этой иконы святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное» заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить!». Одним из последующих чудес этой иконы было явление чудотворной силы в ее списках. Один такой список, написанный на полотне в XVIII веке, был передан в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей его у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева , которому, в свою очередь, досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры). По совету наместника Лавры архимандрита Антония икона была помещена в новоустроенном пещерном храме во имя святого Архистратига Михаила, освященном 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом, принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона вобрала в себя благодатные токи истории Русской Церкви, стяжав благословение преподобных Антония Печерского и Сергия Радонежского, его родителей, преподобных схимонахов Кирилла и Марии, и, наконец, подвижников XIX века. Эти духовные связи и предопределили судьбу Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери. Знаменательно, что первое чудо от нее произошло в день церковного Новолетия – 1 сентября 1869 года, когда от иконы исцелилась пребывавшая в полном расслаблении в течение девяти лет 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Тогда же обо всех обстоятельствах чуда её расспрашивал святитель Иннокентий, митрополит Московский (память 23 сентября и 31 марта), который узнал о нем от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни монахини Поликсепии. На празднике Преподобного Сергия святитель Иннокентий сам встретился с исцелепной Феклой, а 26 сентября 1869 года, прибыв в Гефсиманский скит, благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На северной стороне от Гефсиманского скита по ту сторону пруда находятся келлии пещерников с двумя храмами. Ниж­ний, устроенный между пещерными Келлеями, освящен в честь Архангела Михаила и прочих безплотных сил митрополи­том Филаретом 27 сентября 1851 года. В сем храме находится чудотворная ико­на Богоматери, именуемая Черниговскою-Ильинскою. Икона сия дана вкладом в пещер­ную церковь в 1852 году девицею Алек­сандрою Григорьевною Филипповою, которая погребена за олтарем пещерной церкви. Пер­вое чудо от иконы совершилось 1-го сентября 1869 года над 28-летнею женою крестьяни­на из Тульской губернии Феклою Адриановою, которая более 9 лет была в разслаб­лении, лежала на одном боку неподвижно и не могла действовать ни руками, ни нога­ми, ни поднять головы; после поездки по разным святым местам она привезена была в скит, внесена в пещерную церковь и по молитве пред иконою Богоматери вне­запно исцелела, стала на ноги и теперь на­ходится в полном здравии и пребывает в Воронежском Покровском девичьем монастыре. С того времени исцеления от иконы истекают неистощимою струей. Празднование иконе 16 апреля. Верхняя, надпещерная церковь посвящена имени преп. Антония и Феодосия Печерских и св. Василия Парийского, и освящена митро­политом Филаретом 7-го июля 1857 года. Пещерных келлий 12. Водою пользуются иноки пещерные из кладезя, вырытого их трудами в коридоре между пещерами. У врат, ведущих к пещерам, можно полу­чать книги духовного содержания, священные изображения, резные кресты, ложки и другие вещи – работы Скитских братий. 6. Боголюбивая киновия Неподалеку от пещер, к западу, на берегу того же пруда, устроена киновия для погребения Лаврской братии. Здесь построена иждивением купчихи Логиновой каменная церковь с двумя престолами: нижний храм – во имя святых жен Матроны и Капитолины освящен 27 сентября 1859 г., верх­ний в честь Боголюбской иконы Богомате­ри освящен митрополитом Филаретом 18 Июля 1861 года. 7. Пустыня Параклита (св. Духа утешителя) В пяти верстах от Гефсимании к вос­току. Основана в 1861 г. Каменная двухъ­ярусная церковь в сей пустыни построена иждивением московского купца И. К. Ко­ролева; верхняя в честь сошествия св. Ду­ха освящена 2 июля 1861 г., а нижняя в память обретения главы св. Иоанна Предте­чи – освящена 16 марта 1862 года. 8. Скитская часовня

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

остается предметом споров ( Goemans. 1969. p. 107). Согласно Сульпицию Северу, И. скончался на 6-м году после возвращения на родину ( Sulp. Sev. Chron. II 45), т. е. в 366 г. Однако дата возвращения И. в Галлию не установлена с точностью. По свидетельству блж. Иеронима, И. скончался в Пиктавии в правление императоров Валентиниана и Валента ( Hieron. De vir. illustr. 100). Свт. Григорий Турский уточняет, что это произошло в 4-й год правления императоров Валентиниана и Валента ( Greg. Turon. Hist. Franc. I 39), т. е. между 26 февр. 367 г. и 28 марта 368 г. В «Хронике» блж. Иеронима ( Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 695) сообщение о смерти И. помещено между событиями, даты которых известны довольно точно: восшествием на престол имп. Грациана (24 авг. 367) и землетрясением в Никее (нач. 368). Т. о., смерть И. приходится на 2-ю пол. 367 г. ( Goemans. 1969. Р. 109), наиболее вероятный день кончины И.- 1 нояб. (по мнению некоторых совр. исследователей - Ibid. P. 111; Henne. 2006. P. 139). Дата - 13 янв. (память в католич. Церкви), по-видимому, является воспоминанием погребения И. (Depositio sancti Hilarii - Goemans. 1969. Р. 109-110). За святость жизни, чистоту веры и защиту православия против арианства И. удостоился титула «западного Афанасия» (ср.: Hieron. Ep. 107. 12; Ioan. Cassian. De incarn. Chr. VII 24; Gaiffier. 1968. P. 30; Meslin. 1969. P. 41-42); в 1851 г. папой Пием IX был провозглашен «учителем Церкви». Сочинения Представлены главным трудом И.- трактатом «De Trinitate» (О Троице; PL. 10. Col. 25-472; CCSL. Vol. 62-62a; SC. 443, 448, 462; CPL, N 433), написанным в неск. этапов во время ссылки во Фригию в 356-360 гг. ( Hilar. Pict. De Trinit. X 4). Название «De Trinitate», отсутствующее в древнейших рукописях, засвидетельствовано в источниках не ранее VI в. ( Cassiod. De inst. div. lit. 16; Venant. Fort. Vita Hilar. I 14); в более ранних источниках встречаются др. названия: «Adversus Arianos» (Против ариан; Hieron. De vir. illustr. 100) и «De fide» (О вере; Rufin. Hist.

http://pravenc.ru/text/389089.html

378. 1 Сол. 5:17. 379. Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10:4–5). 380. Лествица. Слово 28, гл. 46. 381. Слово 2. 382. Слово 28, гл. 55. 383. Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2. 384. Добротолюбие. Ч. 4. Об авве Филимоне. 385. О третьем образе внимания и молитвы святого Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 386. Лествица. Слово 4, гл. 2. 387. Лествица. Слово 28, гл. 31. 388. Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее (Сир. 6:18–20). 389. Иак. 1:6–8. 390. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). 391. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). 392. Пс. 50:19. 393. Мф. 5:3. 394. Мф. 5:4. 395. Лк. 18:1–8. 396. Весь день сетуя хожу (Пс. 37:7). 397. …ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей (Пс. 37:8). 398. Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом (Пс. 2:11). 399. На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66:2). 400. …призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их (Пс. 101:18). 401. Ср.: …оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57:15). 402. Преподобный Исаак Сирский. Слово 55. 403. Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году. 404. Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 406. Он же. Слово 11. 407. Преподобный Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. «Егда видит кого диавол, — говорит святой Григорий, — плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся». 408. Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3); Лествица. Слово 28, гл. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

377.  Войди в комнату твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6. 6). 378. 1 Сол. 5. 17. 379.  Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10. 4–5). 380. Лествица. Слово 28, гл. 46. 381. Слово 2. 382. Слово 28, гл. 55. 383. Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2. 384. Добротолюбие. Ч. 4. Об авве Филимоне. 385. О третьем образе внимания и молитвы святого Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 386. Лествица. Слово 4, гл. 2. 387. Лествица. Слово 28, гл. 31. 388.  Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее (Сир. 6. 18–20). 389. Иак. 1. 6–8. 390.  Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 391.  Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). 392. Пс. 50. 19. 393. Мф. 5. 3. 394. Мф. 5. 4. 395. Лк. 18. 1–8. 396.  Весь день сетуя хожу (Пс. 37. 7). 397.  …ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей (Пс. 37. 8). 398.  Служите Господу со страхом и радуйтесь [ пред Ним] с трепетом (Пс. 2. 11). 399.  На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66. 2). 400.  …призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их (Пс. 101. 18). 401. Ср.: …оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57. 15). 402. Преподобный Исаак Сирский. Слово 55. 403. Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году. 404. Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 406. Он же. Слово 11. 407. Преподобный Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. «Егда видит кого диавол, — говорит святой Григорий, — плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

зданий, г. Клейнмихеля, без увеличения будто-бы потребной на работы издержки, и утвержден Высочайше в 27 день сентября 1851 года, наконец при указе Св. Синода отослан к митр. Филарету. На указе (от 23 окт.) владыка дал резолюцию 2 ноября: «1) Консистории удостоенный Высочайшаго утверждения проэкт препроводить к настоятельнице для исполнения. 2) Благочинному предписать о наблюдении, чтобы исполнение произведено было сообразно с проэктом, с тем, чтобы донесено было о последующем». Постройка храма по новому проекту, начатая с малыми средствами, казалась для многих делом рискованным. Астраханский архиепископ Евгений 131 , проездом в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, посетил (в последних числах сентября 1852) коломенский Брусенский мон., где жили его две родные племянницы и скончалась, еще до поступления Олимпиады, родная сестра-монахиня Евгения. Его заинтересовал храм, начатый строением при скудных способах, в надежде на помощь Божию, на святительские молитвы Филарета и на добрых людей. Строго разсчетливый и осторожный, при своей практичности, преосвященный (Евгений) не только усомнился в успехе этого громадного предприятия, но и почел не довольно благоразумным браться за то, что свыше сил, без предварительной обдуманности, на какие суммы вести и окончить постройку – на удачу только, как говорится. «Разве вы никогда не читали, сказал он игумении, 14-й главы Евангелия от Луки? Там написано (ст. 28–30) в наше предостережение: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде, и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ея, дабы, когда положит основание, и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить»? Олимпиада положительно растерялась от его слов, и по отъезде его преосвященства недоумевала, продолжать ли начатые работы, или остановить немедленно и вовсе не питать надежды на созидание храма? В подобном мысленном расстройстве она поспешно отправилась в Москву к митрополиту Филарету и простосердечно открыла ему свое смущение и отчего впала в оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

БАРНАУЛЬСКАЯ 16(29)01.1937 14(27)07.1937 в/у БИЙСКАЯ 16(29)01.1937 14(27)07.1937 ШЛИССЕЛЬБУРГСКАЯ 19.11(02.12)1923 15(28)02.1928 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 12.1925 06.1926 ФЕОДОСИЙСКАЯ 05.1928 12(25)08.1928 Григорий Лисовский ЛУБНЕНСКАЯ 10.1921 ПОЛТАВСКАЯ 04(17)03.1927 Григорий Медиоланский ВЫБОРГСКАЯ 02.02.1867 21.08.1868 ПЕНЗЕНСКАЯ 21.08.1868 24.04.1881 Григорий Миткевич (Митькович) КАЛУЖСКАЯ 09.12.1851 13.04.1881 Григорий Орлов РОССОШАНСКАЯ, обн. 10(23)04.1933 19.09(02.10)1935 МИЧУРИНСКАЯ, обн. 19.09(02.10)1935 02(15)04.1938 Григорий Полетаев КОВНЕНСКАЯ 02.02.1891 21.11.1892 АСТАНАЙСКАЯ 21.11.1892 18.02.1895 ОМСКАЯ 18.02.1895 17.12.1900 ТАЛЛИННСКАЯ 07.05.1822 04.01.1826 КАЛУЖСКАЯ 04.01.1826 03.03.1828 РЯЗАНСКАЯ 03.03.1828 25.07.1831 ТВЕРСКАЯ 25.07.1831 01.03.1848 КАЗАНСКАЯ 01.03.1848 01.10.1856 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 01.10.1856 17.06.1860 НОВГОРОДСКАЯ 01.10.1856 17.06.1860 Св. Григорий Премудрый ЯРОСЛАВСКАЯ 14.03.1396 03.05.1416 Григорий Соколов КРАСНОСЛОБОДСКАЯ 11.07.1910 14(27)01.1922 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ 20.05.1914 20.07.1914 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ, паки 1918(?) 1919(?) Григорий Униат КИЕВСКАЯ 07.1442 Григорий Цамблак КИЕВСКАЯ 15.11.1415 14.10.1419 Григорий, кн. Чиковани ЦАИШСКАЯ 30.08.1814 15.11.1823 Григорий Чирков в/у МОЖАЙСКАЯ 28.08(10.09)1987 31.08(13.09)1987 МОЖАЙСКАЯ 31.08(13.09)1987 Григорий Чуков САРАТОВСКАЯ 01(14)10.1942 13(26)05.1944 в/у ВОЛГОГРАДСКАЯ 07.1942 02(15)05.1944 в/у АСТРАХАНСКАЯ в/у ТАМБОВСКАЯ 09.1943 01.1944 ПСКОВСКАЯ 13(26)05.1944 25.08(07.09)1945 в/у ТАЛЛИННСКАЯ 1944(?) 1945(?) в/у ПЕТРОЗАВОДСКАЯ в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 25.08(07.09)1945 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 25.08(07.09)1945 23.10(05.11)1955 в/у ПСКОВСКАЯ 25.08(07.09)1945 в/у НОВГОРОДСКАЯ в/у ТАЛЛИННСКАЯ, паки 1949(?) 1950(?) в/у ПЕТРОЗАВОДСКАЯ, паки 19.02(04.03)1949 23.10(05.11)1955 в/у ПСКОВСКАЯ, паки 08(21)10.1949 29.10(11.11)1954 в/у ФИНЛЯНДСКАЯ Григорий Яцковский МИЧУРИНСКАЯ 21.11.1908 13.12.1912 БАКИНСКАЯ 13.12.1912 13.09.1917 в/у ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 09.09.1913 04.10.1913 ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКАЯ 13.09.1917 17.11.1917

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 И в слове на текст: вся мне предана суть Отцем моим св. Афанасий пишет: «Досточтимые сия живыя существа (серафимы) троекратным возношением славословия, взывая: свят, свят, свят, показывают три совершенныя ипостаси, а единым произношением слова Господь выражают единую сущность» (Тв. св. Афан. изд. 1851 т. ч. 1, стр. 174). Тоже повторяет он и в слове 28 о явлении во плоти бога Слова и против ариан (ч. 3-я, стр. 295). И в Соборнике большом в слове Григория Богослова на св. Пасху (гл. 60, ст. 10) читаем: «Но якоже рече великогласный Исаия (о серафимех): двема убо крылома лица своя покрывают, двемаже ноги, прочима же двема летают, и вопиют: свят, свят, свят Господь, славяще Св. Троицу тремя святьбами, собираемыми во едино господство: во еже бо глаголати потрищи свят, три состава назнаменуют; и во еже прирещи единою Господь, едино являют Божество, якоже и Афанасию великому любомудрствовася». 27 Вот эти существенно важные слова из книги «Обличение» инок Никодим, очевидно, не без намерения и пропустил. 28 Инок Никодим привел 22 «жестокословных приуподоблений». Раскольникам очень понравились такие исчисления порицаний на двуперстное сложение, которыми они стараются смущать людей, расположенных к старине, и совращать их в раскол. Сделанный Никодимом список «поречений» нынешние раскольники дополнили еще новыми и распространяют посредством тетрадок, а известный ревнитель раскола Антоний Шутов даже напечатал его за границей в книге «Собрание... о сложении перст»: в напечатанном здесь списке считается уже 38 «жестокословных порицаний». Большинство этих порицаний сочинены самими раскольниками, или составляют перетолкование того, что говорится в полемических книгах. К таким перетолкованиям прибегал и инок Никодим. Например, в числе поречений иа двуперстие он приводит (a вслед за ним приводится и в заграничной книжке под 22) поречение «скверностью», и сделана ссылка на Увет, л. 68. В Увете говорится о буйствовавших в Грановитой палате раскольниках, что они, сложив персты по своему обычаю, подняли «скверныя своя руки горе», и прибавлено: «ибо суть скверны, яко неправо о святей Троице разумевающе сия творят». Ясно, что здесь названы скверными руки буйных раскольников, а не сложение двуперстное, особенно же с правым о святей Троице разумением употребляемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010