V. Св. сорок мучеников были воины и за то, что не хотели принести жертвы идолам, посажены были в темницу; но здесь в полночь явился им Господь и сказал: «Добр есть начаток, изволения вашего; но претерпевый до конца, той спасен будет». Эти мученики выведены были из темницы, но не для свободы, а для испытания новых мучений; приказано было бросать в лица их каменья. Но Провидению угодно было направить удары камней так, что слуги вместо мучеников побивали ими себя самих и даже, когда сам воевода хотел бросить камень на одного из них, вместо него ударил в лицо одного вельможу, стоявшего близ него. В сильной злобе и досаде тот же воевода приказал снова заключить мучеников в темницу; но здесь опять, явившись им, Иисус Христос сказал: «Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет; дерзайте и не бойтесь мук маловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждете, да венцы приимете» (Ч.-М. 9 марта). VI Св. Савва Стратилат сперва ввержен был в котел с горячей смолой, но, будучи охраняем невидимой силой, остался невредим; потом посажен был в темницу, но здесь, когда он молился, в полночь явился ему Господь Иисус Христос в полном свете славы Своей и сказал: «Не бойся, но дерзай» (Ч.-М. апреля 24). VII. Царь Савах приказал посадить св. Ирину в темницу, где она и находилась семь дней. Здесь явился ей Господь и сказал: «Не бойся, дщи! Аз бо есмь с тобою укрепляяй тя» (Ч.-М. мая 6). VIII. Мученик Сисиний выведен был из темницы и представлен Апрониану коментарисию (смотрителю за узниками). Апрониан, взглянув на него, увидел его, осененного пречудным, небесным светом, и слышал свыше голос: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Апрониан, исполнившись ужаса, пал к ногам Сисиния и просил крестить его, что Сисиний и исполнил (Ч.-М. июня 7) 153 . 9. Рассказы из жизни св. мучеников, показывающие, что они шли на мучения за Иисуса Христа с великой радостью (по заповеди Спасителя: «радуйтесь и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех») I. Объятый пламенем св. священномученик, епископ Смирнский, Поликарп, испуская дух свой, громким голосом возносит благодарение Богу Спасителю за дарованный ему подвиг мученичества: «Господи, Всемогущий Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Я славлю Тебя, что Ты сподобил меня в день сей и час сей присоединиться к числу Твоих исповедников и причаститься чаши Христа Твоего!» (Ч.-М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же» (Евр. XIII:8). Когда был болен Святейший Патриарх Тихон, некоторые говорили – вот умрет ваш патриарх и вся ваша Церковь рассыплется, он вас объединяет, и без него вы распылитесь. Умер Святейший Патриарх Тихон. Первоиерархом Церкви Российской стал патриарший Местоблюститель Митрополит Петр Крутицкий. И что же? — Церковь поместная наша не только не распалась, а еще более укрепилась. Митрополита Петра заключили в тюрьму. Его место занял, в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя – Митрополит Сергий Нижегородский. Была тогда, кроме внешней – тяжелая скорбь внутренняя: помимо обновленческого раскола и других, – и помимо неверия. Это – раскол ВВЦС, во главе с Григорием, б. Екатеринбургским, а также ложное выступление М. Агафангела.    Господь помог мудрому святителю М. Сергию – разбить в корне эти происки против Церкви Божией. И вот М. Сергий – в узах. Его место занимает смиренный инок, даже без Академического образования, Архиепископ Серафим Угличский (Самойлович). Скромный, верный и мудрый святитель и этот. И сердце покойно за Церковь Божию: Господь выдвигает в нужное время – слуг Своих. Что Господь судит впереди – на то Его Святая воля.    Одно знаем, что Сам Христос Бог – Глава Церкви, ратует за Свою Церковь. Не люди, даже самые верные и мудрые, спасают Церковь Христову, а Сам Спаситель. Как в дни Апостолов, в период первых гонений за Церковь Божию – так и ныне, до скончания века Христос Бог сохраняет Церковь Свою. В этом – главнейшая наша радость и непоколебимая надежда, при всех, самых хитрых нападках на Церковь Божию.    «Мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, как благодеющая, а на всех, оставляющих Его — могущество и гнев Его!... Итак мы постились и просили Бога нашего и Он услышал нас» (2 Ездр. VIII:22—23)... Так рассуждал ветхозаветный мудрый книжник Ездра. В момент большой опасности для народа своего – Израиля, ученый книжник надеется не на человеческие силы, а на помощь Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет. 4:10). Часть VIII. О бессилии плоти по отношению к сокровенному сер...    О бессилии плоти по отношению к «сокровенному сердца человеку» удобно заключить из слов св. апостола Иоанна: «Всякий рожденный от Бога, греха не творит, ибо семя Его в нем пребывает, и не может грешить, так как рожден от Бога» (1 Ин. 3:9). Бессилие плоти по отношению к «сокровенному сердца человеку», хотя и является свойством его отрицательным, однако всегда ему принадлежит, поскольку именно им различаются сыны Божий и сыны диавола. Это свойство весьма выразительно описывает Св. Писание, когда говорит, что в человеке возрожденном действует Божественная сила, «которая производит и хотение, и действие» (Флп.2:13) и никогда не перестает производить добро, и человек никогда не обращается к делам плоти. Потому что между силой духовной и делами плоти нет ничего общего, как кет согласия между светом и «тьмой, между Христом и велиаром» (2Кор.6:14—15). Возрожденные столь тесно соединены с Богом, что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина, ни какая иная тварь не может отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе» (Рим. 8:38—39), или, как говорит Спаситель, «никто не может похитить их от руки» Его (Ин. 10:28—29).     Нужно быть чистым, насколько возможно, чтобы Свет приемлем был светом; нужно говорить о Боге перед людьми усердными, чтобы слово, падая на бесплодную землю, не оставалось бесплодным. Нужно богословствовать, когда внутри нас тишина и ум не кружится по внешним предметам, чтобы не прерывалось дыхание, как у всхлипывающих. При этом можно богословствовать лишь постольку, поскольку сами постигаем Бога и Он может быть постигаем. Так, сами приобретя познание и другим его передав, приступим к изложению богословия по образу Писания. Направлять же слова предоставим Отцу и Сыну и Святому Духу: Отцу — да благословит, Сыну — да содействует слову, Духу — да вдохновит его. Лучше же сказать: да будет на нем — единое озарение Единого Божества, целостное в разделении и разделенное в целостности, что уже выше разумения. Свт. Григорий Богослов

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Таким образом, вочеловечение Логоса принесло миру неисчислимые блага. Снисхождение Божие на землю и вселение Его в тварное существо должно быть признано никак не меньшим, если не большим актом любви Божией, чем творение мира. По любви, изливающейся из Св. Троицы, Бог из небытия призывает тварь к бытию. По любви же приносится и жертва воплощения. Это самое полное откровение Бога миру, это совершеннейшее богоявление, пред которым все ранее бывшие откровения Ветхого Завета суть только слабые и несовершенные тени.    В воплощении Логоса люди впервые познали всю «полноту Божества телесно (Колос. II:9) и научились от Него, как должно жить в Церкви Бога живого, которая есть столп и утверждение Истины (I Тим. III:15). Открылось «от века утаенное и ангелом несведомое таинство», великая тайна благочестия, — «Бог во плоти явился, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (I Тим. III:16).    В воплощении Логоса дан нам совершенный пример для уподобления; показан совершенный Человек, Новый Адам, лучший чем ветхий, и от Него мы ведем теперь свою новую родословную. Потускневший, но не исчезнувший окончательно в грехопадении образ Божий, не раскрытый Адамом, как это дано ему было сделать по плану зиждительной Премудрости, должен раскрыться нами в богоуподоблении, в Христоуподоблении. Уподобляться, — учат нас отцы Церкви, а с ними и св. Григорий Палама, — это значит быть и жить по образу Творца, т. е., творить, В чем это творчество состоит показано нами в особой главе. «Бог, как мудрый Архитектор, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотрит, как строить. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (I Коринф. III. 10-11).    В воплощении Логоса, в принятии Им и освящении Им нашего тела, этому Телу Христову дано быть принесену в совершенную жертву Богу, таинственную, святую, вечную. Праотец Авраам, после Ходоломогорскаго» (Бытия, XIV, 17) встречает в долине Щавэ, «что ныне долина царская» Салимского царя Мелхиседека. И этот «без отца, без матере, без притча рода, ни начала днем, ни животу конца уподоблень же Сыну Бoжiю, свяшенник выну» (Евр. VII:3), этот таинственный пришелец из мира иного, царь Салима, т. е., царь мира вынес Аврааму хлеб и вино, прообраз будущей Евхаристии, Первообраз которой вечен и изначален. Этот священник Бога Вышнего (Евр. VÏÏ, 1) проображает иного «Священника с клятвою, о Котором сказано: клятся Господь и не раскается. Ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову» (Евр. VII:21; псал. 109, 4), т. е., Господа Спасителя, Великого Архиерея, принесшего в жертву Самого Себя. Он возсел одесную престола величествия на небесах: святым служитель и скинии юже водрузи Бог, а не (Евр. VIII:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  29. Бог вседоволен, ни в чем не нуждается    Св. ап. Павел говорит, что Бог ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя, что Сам дая всем живот и дыхание и вся (Деян. XVII, 25).    Св. Григорий Богослов учит: „Бог, как самодовольный, не нуждается ни в чем человеческом и маловажном, тем менее увеселяется недостойными приношениями: напротив того, жертвою нечестивого, хотя бы это был телец, гнушается, как псом,. и, хотя бы это был ливан, оскорбляется, как богохульством (Исаии 3); ценит же ту одну жертву, которую Чистейшему приносят чистые руки, высокий и очищенный ум“ (Твор. св. Григория Богослова, ч. I, стр. 101. Москва 1843 г.).   30. Бог благ    Бог ест любовь, говорит св. ап. Иоанн (1 Иоан. IV:8), т. е. в Нем столько любви и благости, что Он весь любовь. Благ Господь ко всему, и на всяком творении милость Его, говорит псалмопевец (Пс. CXLIV, 9) . „Если бы кто спросил, – говорит один из отцов церкви, – что мы почитаем и чему поклоняемся? Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по выражению Св. Духа, Бог наш есть любовь (1 Иоан. IV:8), и это наименование благоугоднее Богу всякого другого имени“ (Григ. Бог. Слово 32 в тв. св. отцов).    Неизреченная благость и любовь Божия в особенности к человеку открылась: а) в сотворении его по образу и по подобию Божию, б) в спасении его воплощением, страданиями и крестною смертию Единородного Сына Божия, и в) в последовавшем за тем превознесении его во Христе Иисусе.    О сотворении человека Давид говорить в одном из псалмов своих: „когда взираю я на небеса Твои, дело перстов, Твоих, на луну и звезды, которые Ты поставил; то – что такое человек, что Ты помнишь его? И Сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих: все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями! Господи Боже наш! Как величественно Имя Твое по всей земле!» (Псал. VIII).    Безграничная любовь Божия в спасении нас грешных воплощением, страданиями и смертию единородного Сына Божия раскрывается особенно в Свящ. Писании Нового Завета. В Евангелии Иоанна говорится: „так Бог возлюбил мир, что и Сына Своего единородного отдал (на жертву), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. III:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

А между тем, есть люди в наше время, отвергающие всякую обрядность, люди, говорящие, что все это отстало, что все это бредни, что Богу можно поклоняться и без видимой формы, без обряда... Но эти старцы почтенные, эта золотая по названию, а не по своему внутреннему содержанию, молодежь, задумывались ли хоть раз над обрядом и его значением, для их же духовной жизни? Вслушивались ли они в слова наших православных богослужений, Евангелия, Апостола, Псалтири? Взглянули ли они на наши храмы, возглавляемые крестом, символом нашего искупления Христом? Прислушались ли они хоть раз в час вечерний к церковному колоколу? А этот вечерний звон... как много дум наводит он... Студент, священник Николай Лукин. 8. Проповедь Вл. Красногородского. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вера твоя спасла тебя; иди с миром... ( Лк.8:48 ). Вы помните, православные христиане, эти слова Спасителя, произнесенные им исцеленной женщине, страдавшей кровотечением 12 лет, которой ни один врач, существовавший в то время, не мог, хотя бы отчасти, дать облегчение ее телесному страдании. Святой Евангелист Лука так об этом говорит: в то время, когда множество народа окружало Господа – эта женщина, подойдя сзади, коснулась края Его одежды и тотчас же получила исцеление. На вопрос Христа: Кто прикоснулся ко Мне, исцеленная, падши перед Ним на колени, не утаилась... и объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как получила исцеление. Иисус же на это ответил ей: дерзай дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром... ( Лк.8:44–45, 47–48 ). Вспомните, повторяю, это чудо и убедитесь: насколько сильна бывает вера во Христа, насколько была сильна вера в Божественность Спасителя у той Евангельской женщины. Теперь перенесем все свое внимание на самих себя и посмотрим, так ли сильна вера во Христа у нас? Таким ли мы путем следуем за Христом? Стараемся ли мы прикасаться к Спасителю в своей жизни так же, как прикоснулась та Евангельская женщина? Нет, мы не только не следуем за Христом, чтобы прикасаться к Нему в своей душе с очень малой верой, но и совершенно забываем о том, что Христом зовет нас к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

а) Мысли о вреде праздности. I. «Как не засеянная и не насажденная земля и сама собою производит траву (сорную и негодную): так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся в деятельности, по необходимости предается злым делам». (Златоуст). II. «Сердце человеческое не может быт праздным: душа наша не может быт оез дел. Если не занят ум святыми мыслями: он занимается мыслями пустыми или вредными! если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными; оно дышит чувствованиями нечистыми, мутными, плотскими; если не стремится воля к небу, к выполнению св. воли Божией: она идет путем греха, в аду». (Филарет архиеп. черниг.). III. «Не бывай никогда совсем в праздности: или читай, или пиши, или молись, или размышляй» (Фома кемп.). IV. «Берегись низких побуждений, которые одни делают истинно низким труд». (Филарет м. московский ). V. «Как дождь, во множестве изливаясь на нежное растение, производить в нем гнилость и погубляет плод его; а ветры мало-по-малу осушают его и укрепляют: так бывает и с душою: бездействие, беспечность и покой расслабляют и рассеевают душу; напротив, искушения укрепляют ее и соединяют с Богом, как и говорит пророк: Господи! вь скорби помянухом Тебе» ( Исх. 33, 2 ). (Выписки из писаний отцов подвижников, 203 – 204). VI. «Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся: так точно душа и тело человеческие портятся от праздности». VII. «Покой и праздность – гибель душ, и больше демонов могут вредить ей». (Св. Исаак Сирин ). VIII. «Матерью пороков признавай леность; потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести». (Св. Нил син). б) Библ. изречения о лености. Леность а) воспрещена: не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб ( Притч. 20, 13 ). – В усердии не ослабевайте ( Римл. 12, 11 ). б) сопровождается тщеславием: ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно (Пр. 26, 16). в) приводит к бедности: доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты вставешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник ( Притч. 6, 9 – 11 ). – Ленивая рука делает бедным ( – 10, 4). – Сонливость оденет в рубище ( – 23, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Блаженный Павел, желая в немногих словах представить нам чрезмерное их величие, говорит: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Видишь чрезмерность даров? Видишь, что Его благодеяния превышают всякое понятие человеческое? И на сердце, говорит, человеку не взыдоша. Итак, если мы захотим размышлять о них и воздавать по силам нашим благодарность Богу, то можем и снискать еще большее Его благоволение, и возбудить в себе сильнейшее расположение к добродетели. В самом деле, памятование о благодеяниях сильно возбуждает к подвигам добродетели и располагает человека презирать все настоящее, прилепляться к столь великому Благодетелю и ежедневно выказывать живую любовь к Нему». (Из 27 беседы св. Злат. на кн. Бытия). 8. Урок благодарности к Богу Случилось, что раз преп. Савва освященный, собирая в пустыне коренья, которыми он питался, увидел четырех разбойников, изнемогавших от голода. Он высыпал пред ними собранные коренья и накормил их. С тех пор благодарные разбойники стали приносить ему хлеба и плодов. Растроганный их благодарностью, Савва со слезами говорил себе: «о, горе душе моей! Эти люди за одно благодеяние так щедро платят мне. Мы же, получая ежедневно от Бога столько благодеяний, ничем не благодарим Его, а в лености и нерадении проводим Дни, не исполняя Его заповедей!» Так должен размышлять и каждый из нас, и стараться пробудить в себе благодарное чувство к Богу. (Дост. сказ. о подв. св. и бл. от.). Неделя 24-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук., зачал. 39-е, гл. VIII, 41–56 ст. 1. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира Один из начальников синагоги, именем Иаир, пришел к Иисусу в крайнем смущении: «у него была одна дочь лет двенадцати, и та была при смерти» (ев. Лк.8:41–42 ). Падши к ногам Иисуса, Иаир, прерывающимся от скорби голосом, усильно просил Его, говоря: дочь моя при смерти, может быть теперь умирает, но приди, возложи на нее руку Свою, чтобы она выздоровела и осталась жива ( Мф.9:18 ; Мк.5:23 ; Лк.8:41–42 ). «С кротостью которая никогда не могла холодно относиться к крикам страдальца, Иисус вышел тотчас из-за стола и пошел с ним, последуемый не только учениками, но густою, полною ожиданий толпою, которая была свидетелем события. Народ, в своей ревности, толпился около Него и стеснял во время перехода».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В основание всей догматической системы В. Лосского легло учение о Божественных энергиях святого Григория Паламы. Это сочинение воспринимается как живое свидетельство Православия. В сравнительно небольшом по объему курсе, конечно, нельзя было одинаково полно осветить все вопросы догматики. Некоторых важных догматических тем автор касается только вскользь (например, учения о Таинствах). В данном сочинении заметно влияние предшествовавших трудов прот. Георгия Флоровского и меньше — «Догматики» епископа Сильвестра. VIII. NOHЯTUE О БОГОПОЗНАНИИ 1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог от одной крови… произвел весь род человеческий… дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем… (Деян. 17, 26—28) В контексте Библии познать нечто — значит изведать на опыте. Так познаются страдания (Ис. 53, 3) и грех (Прем. 3, 13), война (Суд. 3, 1) и мир (Ис. 59, 8), добро и зло (Быт. 2, 9, 17). Познание в этом смысле всегда сопровождается некими глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь — значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога — божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него — значит приобщиться к жизни Самого Бога: сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине, ибо «совершенство и самых совершенных… несовершенно». Имеются два различных образа богопознания: естественный и сверхъестественный. Преподобный Феодор дает им следующее определение: «Из здешних наземных познаний одно бывает по естеству, а другое сверх естества. Что есть это второе, явно будет из первого. Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и взыскание, естественными пользуясь способами и силами, о творении и Виновнике творения, разумеется, сколько это доступно для связанной с веществом души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

В пятой главе анафематствуется тот, кто говорит, что иной предвечный Сын и иной явившийся в последние времена, и не исповедует, что Сущий прежде веков тот же, что и явившийся в последние времена. В изъяснении устанавливается противоречие этого утверждения с словами Самого Христа, в которых ясно указывается тожество предвечно Сущего у Отца и явившегося во плоти:» прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан, VIII, 58) и: «Я исшел от Отца и пришел, и опять иду к Отцу Моему» ( Uoah. XVI, 28 ). В шестой главе изрекается анафема на того, кто говорит: иной пострадавший и иной не пострадавший, и не исповедует, что Сам бесстрастный и непреложный Бог Слово непреложно пострадал Своею собственною плотью. В изъяснении указывается на слова Спасителя, в которых сказано, что Сыну человеческомунадлежит много пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть из мертвых ( Mpk. VIII, 31 ; Лyk. IX, 22 ), что Сын человеческий будет сидеть одесную Отца ( Mф. XVI, 28; XXVI, 64 ) и что Сын человеческийприидет во славе Отца Своего ( Mpk. VIII, 38 ; Лk. IX, 26 ). В седьмой главе анафематствуется тот, кто называет Христа спасаемым и не исповедует Его Спасителем мира и светом мира. В изъяснении приводится, что Сам Господь говорит о Себе, что Он – жизнь ( Uoah. XI, 25 ), что Он пришел для того, чтобы имели жизнь ( Иоан. Х, 10 ), что верующий в Него не увидит смерти, но узрит жизнь вечную ( Uoah. VIII, 51 ). В восьмой главе анафематствуется тот, кто говорит, что Христос отдельно совершенный человек и отдельно Бог Слово и не исповедует единого Господа Иисуса Христа. В изъяснении в подтверждение положительной части анафематизма указывается на слова Господа: «что вы ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую Я слышал от Отца» ( Uoah. VIII, 40 ), где тожество человека и Бога Слова устанавливается самым точным образом. Бог Слово, соделавшийся ради нас человеком, не человека, но Самого Себя предал за нас, посему, говоря о храме тела Своего, Он сказал: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его ( Uoah. II, 19, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010