Из любви все раскрывается и все подается.  Плод Духа - Любовь Плод   Духа -   любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. От данного заповеданного пути и неуклонно следующему этим путем, и пресуществляется при Евхаристии и спасение во оставлении грехов, и также  награда: Д евять Даров  Св. Духа, перечисленных в 1Кор 12:8-10: мудрость, знание, вера, исцеление, чудотворение, пророчество, различение духов, " разные языки " и " истолкование языков " .   Думаю Дара  знания (на мой взгляд), автор удостоился, размышление о Любви Божественной уже производит Любовь к  Богу и ближнему в человеке, по силе стремления  разумеется, соответственно. Григорий Нисский. Об устроении человека Глава девятая. О том, что орудное устройство человека приспособлено к потребности слова Поскольку Творец созданию нашему даровал некую Божественную благодать, вложив в образ подобие Своих благ, то прочие блага дал естеству человеческому по Своей щедрости; об уме же и мудрости должно сказать, что в собственном смысле не столько их дал, сколько сообщил, снабдив образ собственными красотами Своего естества. Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святаго: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.» Пс 14. 50:12  ЕДИНСТВО В ЦЕРКВИ. В Еф 4:3 Павел призывает церковь сохранять   т.е.  дарованное  Св. Духом. В день известный как «пятидесятница» Александр Жабенко 23 января 2012г. 18:28 В день памяти свт. Григория Нисского напишу же еще вот о чем. Мысль навеянная этим размышлением и созвучная с написанным о десятой заповеди: видите, человек (а с ним и общество, и государство, и цивилизация, и культура, и ...) может " богатиться духовным " , например, научными познаниями, тонкостями того или иного и проч., что относится к познанию, например, но это может его отягощать, делать ненадежным (как верблюд с горбами или канат) для Царствия Божьего. Дева Мария стала Матерью Христа (см. также об этом и здесь: по смирению: ведь никто не живет, руководствуясь лишь наукой, или культурой, или еще чем-то, но все имеют естественную волю, которая пребудет вовеки. И Господь по благости Своей посылает солнце на всех, и дождь, и много другого -- чтобы мы были с Ним всецело и добровольно, из любви.

http://bogoslov.ru/article/753318

Инок Всеволод (Филипьев) Дни отпевания и погребения брата Иосифа, 11–12 ноября (н. ст.) 1997 г. Отклик на мученическую смерть Иосифа Мы были потрясены обстоятельствами мученической кончины брата Иосифа и поначалу как бы возмущены: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь сию» ( Откр.8:10 ). Но вскоре возрадовались внутренней тихой радостью о появлении нового светильника перед Престолом Господним, наипаче же о том, что его мученической смертью был посрамлен сатана, показавший свое бессилие этим убийством. «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр.8:11 ). Здесь, в России, обагренной кровью новомучеников, и где голос крови каждого из умученных за Христа вопиет к небу, мученичество как бы последнее и единое для всех поприще, к которому призывает нас Господь. Незадолго до кончины брата Иосифа, в Петрограде был зверски убит священник нашей Церкви о. Александр Жарков, чуть раньше избит другой батюшка – о. Павел Катунин в Белгородской области... «Мы гонимы, но не оставлены» ( 2Кор.4:9 ), ибо Господь не оставляет нас. Дорогие прихожане Свято-Иоанно-Предтеченского собора! Спаси вас, Господи, за присланный вами альбом с фотографиями, посвященный брату Иосифу, мы постараемся показать его как можно большему числу верующих здесь, в России. Владыка Вениамин передает вам свое епископское благословение. У нас ежедневно за литургией поминается «убиенный Иосиф», и мы чаем иметь его предстателем пред Богом за нас, грешных. Епископ Вениамин с братией и духовными чадами 10/23 января 1998 г., Св. Григория, еп. Нисского, Преп. Павла Обнорского, Екатеринодар Знамение свечей Чтец Даниил Олсон поехал на машине из Вашингтона в СвятоТроицкий монастырь в Джорданвилле, в штате Нью-Йорк, чтобы помолиться на могиле Иосифа Муньоса-Кортеса, хранителя мироточивой иконы Иверской Божией Матери по случаю сорокового дня его кончины. Он приехал в монастырь в понедельник к вечеру, 8-го декабря 1998 года, и, к своему огорчению, узнал, что панихида уже была совершена. Даниил рассчитывал на то, что панихида состоится во вторник, так как в нашей вашингтонской церкви было объявлено, что сороковой день падает на 9-е декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Итак, таков, как, по крайней мере, мы понимаем, смысл поучений великого Павла. Настал всё же час добавить к нему и следующие слова апостола: Как в Адаме все умирают , так во Христе все оживут... ...каждый же в свой черед: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать доколе не низложит врагов под ноги свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что всё покорил под ноги свои. Когда же сказано что [Ему] всё покорено, то ясно, что [всё] кроме Того, Который покорил Ему всё. Когда же всё будет Ему покорено, тогда и Сам [Сын] покорится покорившему Ему всё, дабы Бог был всем во всём ( 1Кор. 15:22–28 ). В конце приведенного, когда [апостол] говорит, что Бог будет во всём, становясь всем в каждом, несуществование зла ясно представлено в изречении. Ибо, очевидно что, [выражение] Бог есть во всём станет истинным тогда, когда в существах не обнаружится никакого зла. Ведь неправдоподобно то, что Бог находится во зле. Так что, либо Бог не будет во всём, если что-нибудь злое останется в существах, либо если следует искренне верить, что Он во всех, то благодаря данному убеждению становится явным, что зло не существует. Итак, невозможно чтобы Бог находился во зле. Что же до того, что Бог становится всем во всех существах, Он показывает простоту и единообразность ожидаемой нами жизни. Ибо, данное изречение указывает на то, что наша жизнь больше не [будет] составленной из множественности и разнообразности, на подобие нашей нынешней жизни; когда каждое [творение] принимает участие в более божественном, Бог , по некоторой аналогии, становится в нас всем тем что, [нам] кажется естественной необходимостью в этой жизни. Таким образом, сближая значение сказанного с тем, что Ему приличествует, Бог является нашей пищей насколько это естественно – принимать в пищу Бога, и питием, и так же одеянием, и укрытием, воздухом, пространством, богатством, наслаждением, красотой, здоровьем, силой, мыслью, славой, блаженством и всем тем, что считается причастным благу, в котором естество имеет недостаток. Так что через это познается, что находящийся в Боге, имея Его, имеет всё. И иметь Бога есть ничто иное, чем соединиться с Богом. Впрочем, никто не соединится [с Богом] иначе, нежели становясь единым телом с Ним, как исповедует Павел. Все мы собранные в единое Тело Христово, через участие становимся Его единым Телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Какое всемогущество! Какое вездесущие! Какая вечная связь! Всегда, везде, со всеми!.. Как это? – Не спрашивай, человек! Не говори этого своего «детского»: «как?» и «почему?» Удивительно, дети постоянно спрашивают: «а это почему?» Вот так и «большие дети», все «ученые» и «переученые» совопросники, постоянно спрашивают: «А КАК?» Из этого и все ереси вышли… Все хотят «открыть» неоткрытое, познавать непознаваемое. Достаточно того, что это ЕСТЬ… А что это «воистину и без сомнения» (воистину и «врёсноту» – по-славянски, по-гречески это слово ντως – действительно, собственно, существенно, именно так) есть, о том свидетельствовали нелживые уста Самой Истины, как это передает сам очевидец, слышавший сии Божественные слова из уст Самого Говорившего: Идите, научите все народы… И се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:19–20 ). Не с одними лишь учениками, апостолами, но и со всеми верующими по слову их ( Ин. 17:20 ). Проникнемся этой мыслью «сердечно«… ГОСПОДЬ И С НАМИ! Если мы только не удаляем Его сами от себя… С нами! Воистину. Реально. Действительно… Вот здесь, неотступно. Всегда… Одно это может наполнить душу великим и совершенно необычайный утешением! Таким, что хочется вот даже… умолкнуть… И святые это знали опытно… Они жили со Христом, «во Христе» или, точнее: в них жил Христос… Это говорил и апостол Павел о себе, о чем скажу словами святого Григория Нисского о нем: Павел «так живо подражал Ему, что в себе самом явил отображение своего Господа»… «И казалось: уже не Павел жил и говорил, но жил в нем Сам Христос». Но не только «казалось», а именно так и было, и не по подражанию лишь, а по действительному общению Христа с Павлом: уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ), – говорит он сам совершенно ясно и определенно. Так обещал Сам Господь еще пред страданиями: Мы придем к любящему и творящему заповеди и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). А еще до этого Он говорил о Себе Самом: кто любит Меня… и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (ст. 21)… Но здесь может разуметься и единичное явление, как, например, было преподобному Серафиму в Великий четверг за литургией; а в предшествующих местах говорится о «неотступном» пребывании, что и обещал Господь при вознесении.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Когда благо перейдет на всех, тогда Его Тело всё целиком подчинится животворящей силе и, таким образом, подчинение данного тела будет называться подчинением Сына соединенного 36 с собственным Телом, которое является Церковью , как обращается апостол к Колоссянам, говоря в следующих словах: Ныне радуюсь в страданиях моих и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь , которой сделался я служителем по домостроительству ( Кол. 1:24–25 ). И говорит Коринфской Церкви: Вы – Тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:27 ). Более же ясно он преподносит учение об этом Ефессянам говоря: «Искренние в любви, мы во всём возрастем в Нем, Который есть Глава, Христос, от Которого всё тело, составляется и совокупляется посредством всяких взаимоскрепляющих связей, сообразно с действованием, совершая возрастание тела в меру каждого члена, для созидания самого себя в любви» (см.: Еф. 4:15–16 ). Также как и Христос созидает Сам Себя посредством постепенно присовокупляющихся в вере. Он прекратит себя создавать тогда, когда возрастание и совершенствование Его тела достигнут собственной надлежащей меры, и более не останется ничего присовокупимого к Телу для [его] создавания, потому что всё будет зиждеться на основании пророков и апостолов и присоединится посредством веры, как говорит апостол, когда: мы все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). Итак, если, будучи Главой, Он наряду с Собой создает Тело из всех тех, кто постепенно присовокупляется, гармонично сочетается и соединяется, [и] среди которых каждый имеет наклонность по мере способности [быть] в качестве либо руки, либо глаза, либо ноги, либо слуха, либо чего-либо иного, что в соответствии с верой каждого является образовывающим тела, то совершая это, Он создает Сам Себя. Как [уже] сказано, таким образом очевидно, что будучи во всём, Он принимает в Себе Самом всех объединенных с Ним через [их] причастность к Телу и делает всех членами собственного Тела, так как много членов в теле (см.: 1Кор. 12:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Когда же Марии говорила сие и пыталась узнать о теле и уже обратилась с тем, чтобы уйти, Проникающий до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судящий помышления и мысли сердца ( Евр. 4:12 ), увидевши, что она достаточно испытана, одним словом отсек ее неверие, и сомнение жены возвел к ведению, сказавши: только одно: «Марие». Она тотчас обернулась и, изрекши: «Учитель», – хотела взяться за ноги Его, но услышала: «не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему» ( Ин. 20:16–17 ). Уже получивши, говорит Он, сей дар (ибо вместе с другою Мариею ты осязала Меня и поклонилась, и держала ноги Мои), ты до того презрела его, что еще не уверовала, и ничего великого не помыслила обо Мне в душе, но доселе искала около гроба Того, Кто Божественно был в вышних со Отцем. И теперь не прикасайся Мне, если с такою же мыслию ты думаешь, что Мне не достает еще войти ко Отцу. Не убо взыдох ко Отцу Моему, как ты думаешь: иди же ко братии Моей, и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20:17 ). Поелику Я был первородным между многими братиями, то теперь не для Себя, а ради вас, братий по плоти, восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему. Ибо если бы Он не назывался Моим Богом, когда во Мне, не видевшем греха, видел невинность человеческого естества, то Он не назывался бы и вашим Богом и Отцем, так как вы были отчуждены от Него. Поэтому-то и ап. Павел говорит в послании к Евреям, что Христос вошел не в рукотворенное святилище (устроенное по образу истинного), но в самое небо, дабы предстать ныне за нас пред лице Божие ( Евр. 9:24 ). Итак, Мария Магдалина пошла и возвестила ученикам, что видела Господа, и что Он сказал ей это. Когда же пришла и возвестила, опять находит Марию Иаковлеву и Иоанну и некоторых других с ними, поспешающих ко гробу с приготовленными ароматами, когда разошелся мрак зело рано, т. е., в глубокое утро, теперь только начинающееся, как говорит Лука ( Лк. 24:1 ), и, присоединившись, пошла вместе с ними, и по причине пламенного стремления, к Иисусу, оказалась вождем их, и по славе, какую она приобрела этим, евангелисты считают ее первою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Мирянин за блуд отлучается от причащения на 7 или на 9 лет по правилам  Василия Великого или Григория Нисского , но срок епитимии может быть сокращен. Клирики, впавшие в блуд, извергаются из сана, но не лишаются причастия, т.к. за одно преступление не возлагается двойное наказание. На практике при применении канонических наказаний епископ (духовник) призван учитывать обстоятельства и состояние кающегося, чтобы наказание принесло ему пользу, а не вред. Почему Библия запрещает интимные отношения вне брака? Запрет на блуд связан с тем высоким предназначением, которое придается в христианстве человеческому телу. « Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа », – напоминает Святая Церковь (Пространный христианский катехизис. О любви, о седьмой заповеди). И « поскольку каждый христианин – член тела Христова, то творящий блуд с блудницами оскверняет самого себя. А что каждый из верующих – это член тела Христова, это утверждает Апостол: “ Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать членами блудницы? Да не будет! ”» ( 1Кор.6:15 ) (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 28). Подобно тому, как осквернение церковного здания является святотатством, вступление в незаконную связь является оскорблением живущего в наших телах Святого Духа: « Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости » ( 1Фес.4:3-7 ). Как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов) , « грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет; грехом было оно, как бесчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нарушение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертною казнью. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним, “уды Христовы” претворяет в “уды блудничи” ( 1Кор.6:15 )». Блж. Феодорит Кирский пишет: « Если сочетался ты с Господом и снова идешь к блуднице, то поругание простирается на самого Владыку, потому что его уды отдаешь блуднице и уды Владычние делаешь уды блудничи ».

http://azbyka.ru/blud

Мы говорим о тех местах этого евангелия, где речь идет о Логосе–Слове и «истинном Свете»: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1); «В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…» (1:4); «Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (1:9) и г. п. Эти рассуждения или, лучше сказать, речения четвертого евангелия не были чемто новым и экстравагантным: они вполне согласовывались с ветхозаветным сакраментальным отношением к слову и свету и с почти таким же отношением к ним греков и римлян. Новым было то, что творческий Логос и просвещающий Свет были здесь однозначно отождествлены с воплотившимся богом, Мессией–Христом. Благодаря этому в сознании христианских экзегетов к античному рациональному логосу и «умственному свету» добавился элемент иррационального и трансцендентного. Логос–Свет выступил посредником между непостижимым и постижимым, бытием божественным и бытием тварным. Разумеется, это посредничество означало одновременно и некоторую рационализацию библейских представлений о боге. То и другое дало мощный толчок христианской теологической спекуляции. Наконец, формирование патристического и средневекового философствования нельзя понять без так называемых Посланий Павла. Хотя они все писались на злобу дня, имеют конкретно–политическую и практическую направленность и совсем не философский адресат, именно в них закладываются основы некоторых важнейших концепций средневековья: о соотношении природы и благодати, о свободе и предопределении, о соотношении знания и любви и др. Большинство из этих учений родилось напочв ветхозаветной идеологии, удобренной родственными идеями эллинистической философии. Пожалуй, действительно новым, христианским открытием была только концепция любви. У Павла она лучше всего выражена в следующих словах: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13:2 ). Эта новозаветная идея любви, превышающей своим достоинством могущество, знание и даже веру, будет вдохновлять впоследствии многих христианских мистиков – от Григория Нисского до Экхарта.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/fo...

Мы знаем, что Царство Небесное – это райские обители, к которым мы стремимся и которые надеемся получить. Но есть и таинственные слова Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть». 40 То Царство, которого мы ожидаем, в какой-то степени тождественно тому, которое внутри нас. По слову свт. Григория Нисского , «и чистый сердцем не видит в себе ничего иного кроме Бога, Коему прилепившись через нетление, принял внутри себя всякое благое Царство». 41 Внутри себя мы должны обрести Царство и устремиться на встречу с Господом нашим Спасителем Иисусом Христом, Который, будучи образом ипостаси Отца, 42 Сам приходит на встречу с нами. Господь Иисус Христос одновременно является целью нашей жизни и Тем, Кто приходит к нам даже тогда, когда мы находимся в состоянии непросвещенном и даже греховном. Ведь даже тогда в нас сохраняется образ Божий. Оказывается, мы обладаем тем сокровищем, которое заложено в нас Богом с момента рождения, но которое мы призываемся раскрыть в себе по мере подвига. Это сокровище является для нас самих недосягаемым камертоном. Оно как бы некий ориентир, преображающий и направляющий всю нашу жизнь. По слову преподобного Каллиста, «...[есть три способности:] создание по образу и подобию Божию, прозорливость и провидение будущего. Ибо мы становимся храмами Бога через Духа и ощущаем благочувственно в нас самих вселяющихся Отца и Сына и Духа Святого, единое Божество, и славу, и царство, и силу. И это Царствие Небесное видится внутри нас, и мы становимся причастниками Божественной природы, будучи сынами Божиими и богами истинно через вселяющийся в нас Дух...». 43 Из сегодняшнего второго евангельского чтения мы узнаем, как высоко это сокровище. Спаситель от врат, от торжества, от некоего неизвестного для нас брачного пира приходит и стучится во врата нашей души 44 «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему». 45 Он оказывается не только Господином нашей души, но и её Служителем, ибо в евангельском чтении мы слышим о том, как Спаситель показывает нашей душе пример смирения «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». 46

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Наиболее явным утверждением веры ранней Церкви в Божество Иисуса Христа является пролог Евангелия от Иоанна, в котором Христос отождествляется со Словом Божиим: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1:1–5 ). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:9–14 ). В Православной Церкви этот евангельский отрывок читается на главном богослужении года – Божественной литургии в ночь святой Пасхи, когда празднуется Воскресение Христово. Именно эти слова являются манифестом веры древней Церкви в Божество Иисуса Христа, – веры, которую Церковь считает краеугольным камнем своего бытия. В прологе Евангелия от Иоанна содержится эксплицитное признание того, что Слово Божие, Единородный Сын Божий, есть Бог. Это Слово Божие изначально существовало «у Бога» (греческое выражение προς τον Θεον точнее переводится как «с Богом» или «к Богу»), то есть Оно всегда было с Богом Отцом: не было такого момента, когда бы у Бога не было Единородного Сына. Слово Божие «стало плотью», воплотилось, сделалось человеком и жило среди людей. Именно в том, что Бог стал человеком, и заключается благая весть, которую принесли миру евангелисты и апостолы Христа. Именно в этой вести – новизна христианства как Нового Завета между Богом и людьми. Пролог Евангелия от Иоанна заканчивается словами: «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). Современные критические издания Нового Завета приводят этот текст в несколько иной редакции: вместо «Единородный Сын» (μοονογενης υιος) в них стоит «Единородный Бог» (μονογενης Θεος). Это чтение основано на наиболее древних рукописях (тогда как чтение «Единородный Сын» встречается лишь в некоторых рукописях, начиная с IV века). Аутентичность этого чтения подтверждается также использованием выражения «Единородный Бог» у Василия Великого , Амфилохия Иконийского , Григория Нисского и многих других восточнохристианских авторов. Выражение «Единородный Бог» является еще одним подтверждением веры ранней Церкви в Божество Христа. Имя Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010