Актуальность данного исследования, систематизирующего представление свт. Григория Нисского 1 о слове (λγος) состоит, во-первых, в близости идей современной антропоцентрической лингвистики этому фундаментальному разрешению проблемы слова в греческой патристике, а во-вторых, в том, что учение святителя о слове (λγος) до сих пор не было систематизировано в самой богословско-патрологической науке. Представления Нисского святителя о языке получили в научной литературе лишь фрагментарное освещение. Так, в работе «Имя и бытие», вышедшей в 1988 г., немецкий исследователь Т. Кобуш констатировал: «Сегодня значение философии языка Григория Нисского не оценено ни широкой общественностью, ни более узким кругом исследователей-историков. Взгляд на обобщающие изложения его учения в словарях и руководствах последних лет показывает, что оно преимущественно видится под онтологическим, гносеологическим или теологическим углом зрения. Философия языка, напротив, представляется недостойной занять собственную рубрику Учению о языке Григория Нисского до сегодняшнего дня отказано в подобающем рассмотрении 2 . Подобно и в классическом труде дореволюционного русского богослова В.И. Несмелова «Догматическая система святого Григория Нисского » 3 , а также в капитальной статье современного отечественного богослова А.Р. Фокина , опубликованной в «Православной энциклопедии» 4 , ономатологии Нисского святителя не отводится отдельного раздела, а говорится о ней в контексте теории Богопознания. Осознание этой лакуны научным сообществом стало одной из причин проведения в сентябре 2004 года в Оломоуце Х Международного Коллоквиума по свт. Григорию Нисскому , посвященного «Философии и богословию языка» 5 . Однако и в 2010 г. один из авторов «Словаря по Григорию Нисскому » М. ла Матина в статье «Философия языка» продолжает сетовать на недостаток «обстоятельного изучения философии языка Григория Нисского . Различные интересные работы освещают только частные аспекты» 6 . Напротив, по его убеждению, « Григорий Нисский достоин занять место среди философов языка аналитического направления потому что теоретические утверждения, предвосхищающие позднюю философию, могут быть найдены в его творениях» 7 . Для М. ла Матины св. Григорий в своих лингвистических воззрениях «еще не Фреге, но уже и не Аристотель» 8 . По мнению данного автора, святой отец «непреднамеренно внес важный вклад в историю философии языка, размышляя о тайне Бога» 9 . Действительно, в IV в. возникла острая необходимость определить границы и способ познания и именования человеком Бога, поэтому христианскими мыслителями был поставлен и решен вопрос о слове (λγος). Частично восполняя указанный исследователями недостаток систематизации учения свт. Григория Нисского о языке, рассмотрим основные антропологические представления святителя, которые имеют определяющий характер для слова (λγος).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

10. Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 6-й. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Служба свт. Григория, еп. Нисского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (Б). Примечание. Службы прп. Дометиана, еп. Мелитинского, и прп. Маркиана пресвитера могут быть перенесены на повечерие в Неделю вечера . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (А) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 10 января, в службе свт. Григория Нисского, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре…» , «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. на стиховне утрени в службе свт. Григория Нисского, без стиховных припевов), и литийные стихиры святителя, глас 3-й . «Слава» – святителя, глас 8-й: «Днесь красуется...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, исполнити хотя…» (см. на стиховне утрени в службе свт. Григория Нисского). На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. на стиховне вечерни в службе свт. Григория Нисского). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-23/

По поручению II Вселенского Собора ( τς γας συνδο) 95 и при содействии императора, предоставившего ему средства на дорогу и казенную повозку для передвижения, свт. Григорий Нисский направился в Аравию для наведения порядка в тамошней церкви (διορθσεως νεκεν τς κατ τν «Αραβαν κκλησας) 96 , нарушенного либо распространившимися там мариологическими ересями коллиридиан (Κολλυριδιανν) и антидикомариамитов (»Αντιδικομαριαμιτν) 97 , либо соперничеством за кафедру Боеры между двумя епископами – Агапием и Бадагием 98 . Так или иначе, миссия свт. Григория Нисского не увенчалась успехом 99 . На обратном пути свт. Григорий Нисский заезжал в Иерусалим по просьбе «предстоятелей святых Иерусалимских церквей» (τος προεστσι τν ν εροσολμοις γων κκλησιν), просивших его быть посредником в разрешении бывших среди них разногласий 100 , вероятно, связанных со спорами вокруг авторитета тогдашнего предстоятеля Иерусалимской кафедры – свт. Кирилла Иерусалимского , который незадолго до II Вселенского Собора присоединился к группе пневматомахов, но вскоре покаялся в этом 101 . Прибытие свт. Григория Нисского вызвало протест со стороны определенной части духовенства, отказавшейся вступать с ним в общение и даже заподозрившей его христологические взгляды в неправославии 102 . Свт. Григорий Нисский столкнулся здесь с враждебный отношением местных христиан друг к другу и к свт. Кириллу Иерусалимскому ; впоследствии он горько жаловался, что когда весь мир объединился в истинном исповедании Св. Троицы, в Иерусалиме есть люди, так ненавидящие своих братьев, как христианин должен ненавидеть диавола и грех 103 . Сам свт. Кирилл Иерусалимский , по-видимому, также не поддержал свт. Григория Нисского в его примирительной миссии, недовольный тем, что чужой епископ вмешивается в дела его церкви 104 . Во время своего пребывания в Иерусалиме свт. Григорий Нисский воспользовался удобным случаем для посещения святых мест, что поначалу привело его в религиозный восторг 105 . Однако он обнаружил, что святость этих мест не отразилась на тех, кто там находится: и здесь наблюдается вражда и ненависть среди местных христиан и паломников 106 . В результате, ссылаясь на свои личные наблюдения, свт. Григорий Нисский восстает против паломничеств во Святую Землю, потому что они не заповеданы Евангелием, сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц, и потому что вообще «перемена места не приближает [к нам] Бога» 107 . Таким образом, можно сказать, что поездка свт. Григория Нисского в Аравию и Палестину окончилась неудачей 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Введение I. Краткая характеристика св. Григория Нисского, как богослова-догматиста Место св. Григория в ряду его знаменитых современников. Стремление его ввести в христианское богословие философский элемент; границы этого стремления и причины его. Достоинства и недостатки богословской мысли св Григория. Его оригенизм. Один из новейших биографов св. Григория Нисского , характеризуя его деятельность в пользу православия, говорит: „не практическое влияние, – слово и мысль суть дело его жизни“ 1 . Эта краткая характеристика должна быть признана вполне справедливой. Если мы сопоставим деятельность св. Григория с деятельностью его знаменитых современников, то действительно окажется, что он заслуживает особенного внимания прежде всего и главным образом в истории христианской мысли. Он несомненно был самым видным представителем христианской науки IV века, потому что более других был научно образован и преимущественно пред другими одушевлен научными стремлениями 2 . В то время, как брат его св. Василий Великий , сделавшись архиепископом Кесарии Каппадокийской, заявил себя самою широкою практическою деятельностью на пользу православия, – в то время как друг его св. Григорий Назианзин , сделавшись епископом константинопольским, употребил на служение церкви все свое необыкновенное красноречие, – в это самое время св. Григорий Нисский принял на себя скромный труд научной защиты содержимой церковью догматической истины 3 . Св. Василий Великий был по преимуществу организатором: он собирал соборы, разбирал на них возникавшие между православными пагубные недоразумения, примирял и соединял подозревавших друг друга в ереси православных епископов, возобновлял и укреплял порываемые арианством церковные связи, старался организовать и вооружить на борьбу с арианами православных монахов; одним словом, он руководил жизнью всей православной церкви, был епископом всего православного востока, и в этом смысле вполне справедливо может быт назван „князем церкви“ 4 . Св. Григорий Назианзин далеко не обладал практическим гением св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Щипина Р. В. Скачать epub pdf Содержание Аннотация Введение Глава I. На рубеже Античности и Средневековья 1.2. «Апология культуры» 1.3. Теория познания 1.4. «Топос» полемики язычества и христианства 1.5. Онтология Плотина 1.6. Стиль Плотина 1.7. Философский синтез 1.8. Онтология каппадокийцев 1.9. Пути влияния языческого и святоотеческого неоплатонизма на культуру переходной эпохи 1.10. «Дезинтеграция стиля» и «ρχ» в культуре позднего эллинизма 1.11. Распад античного канона в призме дуалистических учений и теории дихотомии 1.12. Стиль Григория Нисского Глава II. Символический реализм Григория Нисского и символизм христианского искусства 2.1. Основные идеи трактата «Об устроении человека» 2.2. Антропология Григория Нисского и богословие образа 2.3. Канон иконопочитания и иконографический канон 2.4. «Пещера нимф». Основные этапы становления символического реализма в искусстве Византии 2.5. Трактат «Об устроении человека» в аспекте его влияния на образно-стилистический строй канонического искусства Заключение     Аннотация Данная книга содержит описание условий формирования существующих христианских религиозно-философских догматов в переходный период от Античности к Средневековью. Подробно освещается роль особо почитаемых святых: Григория Богослова , Василия Великого и Григория Нисского , вошедших в историю как «великие каппадокийцы». Выявляются основы преемственности идей античной философии в христианских канонических догматах. Книга может быть использована как учебное пособие при изучении истории философии и религиоведения. Введение Григорий Нисский жил в переходное время, когда происходило размежевание Античности и Средневековья. Новая эпоха выявляла свой облик, и в определении ее черт святитель Григорий занимает далеко не последнее место. К сравнению позднеантичной и ранневизантийской культур ранее обращался Гегель. Он увидел глубочайший разлом, столкновение и противоборство двух эпох. Их отличие Гегель сформулировал предельно лаконично: «Идея и дух – вот в чем, следовательно, состоит различие» 1 . В эту драматическую эпоху происходит самое главное, по Гегелю, событие в истории европейской мысли, в истории ее самосознания: человек осознает себя носителем духа, духовной субстанцией. «Человек, – пишет Гегель, – становится «предметом божественного интереса», «абсолютной бесконечной данностью» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё Источник Предисловие Шешко Ю.А. ( 1Кор.15:24–28 ) Святитель Григорий Нисский (ок. 335–395 гг.) является одним из тех святых отцов и учителей Церкви, чье литературное творчество доступно русскому читателю практически в полном объеме. Все без исключения крупные произведения святителя Григория были переведены еще в XIX веке в коллекции «Творения святых отцов». Отметим, что русский перевод был самой быстрой «реакцией» на издание 44–46 томов Патрологии Миня, содержащих сочинения младшего из каппадокийцев. В процентном соотношении на русский язык было переведено около девяноста процентов трудов святителя. Эти цифры становятся еще более весомыми, если учесть, что в число переведенных сочинений входят практически все наиболее значимые трактаты богословского и экзегетического характера. Согласно росписи, подготовленной Московскими духовными школами, лишь несколько небольших сочинений всё еще ожидают своего переводчика. Среди них можно выделить два текста, особо интересных для изучения богословия святителя Григория. Речь идет об Ad Eustathium, De sancta Trinitate 1 и In illud: Tunc et ipse Filius 2 . Несмотря на свою краткость, трактаты обладают глубоким доктринальным содержанием и поэтому входят в раздел догматических творений (Opera dogmatica minora) коллекции критических текстов святителя Григория Нисского (Gregorii Nysseni Opera), основанной немецким специалистом в области патристики Вернером Йегером (Werner Jaeger). Послание к Евстафию, О Святой Троице, написанное приблизительно в 380 году, отражает не только триадологию, но и учение святителя Григория о природе и ипостасях, а также пневматологический аспект богословия нисского епископа 3 . Второй трактат, составленный немного позже, имеет экзегетический характер с элементами эсхатологических размышлений. Основной целью его написания послужила борьба с новой, пост-никейской волной арианства, представители которой активно использовали тексты Священного Писания для обоснования своих воззрений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Разделы портала «Азбука веры» В современной богословской науке существуют два учения об апокатастасисе [греч. ποκαταστασις – восстановление ]. Одно связано с именем Оригена , а другое – с именем святителя Григория Нисского . Эти два вида апокатастасиса хотя созвучны в названиях и подразумевают восстановление в прежнее состояние, однако отличаются друг от друга внутренним содержанием. Схема апокатастасиса  Оригена  (185–253 (254)) заключается в следующем:  Пункты 1–6 – это есть оригенистический апокатастасис 1 . Схема апокатастасиса  свт. Григория Нисского  († после 394 г.) иная: Пункты 1–6 – это то, что называют апокатастасисом в изложении свт. Григория Нисского 2 . Как видно, важным отличием между двумя видами апокатастасиса является понимание творения мира, поэтому Ориген говорил о восстановлении неких духов или умов, а Григорий Нисский – о восстановлении демонов в ангельский чин, а людей – в чин праведников. Но в самом главном положении оба вида апокатастасиса совпадают: Ориген и свт. Григорий в вечных адских муках видели некий очистительный огонь, необходимый только на определенное время для восстановления творения. Здесь стоит сказать, что о мнении свт. Григория другие святые отцы отзывались по-разному, оно с древних времен вызывало нарекания. Подробно об этом изложено в статье диакона Георгия Максимова «Вечны ли адские муки?» 3 . Одни отцы (свт. Герман Константинопольский († 740)) считали, что учение об апокатастасисе было вставкой оригенистов в сочинения свт. Григория Нисского, другие отцы не исключали за свт. Григорием этой погрешности в богословии (свт. Фотий Константинопольский († 891), свт. Марк Ефесский († 1444)), а третьи отцы говорили о том, что учение святителя об апокатастасисе необходимо понимать в другом смысле (прп. Максим Исповедник († 662)). Все перечисленные святые отцы жили b VII beke и позже. Но существует свидетельство omцaVI beka, современника Пятого Вселенского Собора (553 г.), прп. Варсонофия Великого († кон. VI b.), который прямо говорил, что ему Господом было открыто, что свт. Григорий придерживался этого неправого мнения о временности мучений после окончательного Суда, однако выражал его не как церковное, а как мнение одного из своих учителей, которое он (Григорий Нисский) усвоил, когда сам еще был в чине учащихся 4 . Из свидетельства Варсонофия Великого мы видим, что свт. Григорий Нисский принял это мнение об апокатастасисе не от Оригена, а от одного из своих учителей, которое он, когда был просвещен Святым Духом, не проверил молитвой.

http://azbyka.ru/pyatyj-vselenskij-sobor...

Щипина Р. В. Скачать epub pdf Глава II. Символический реализм Григория Нисского и символизм христианского искусства Святые отцы, представляющие традицию богословия иконопочитания, неоднократно прибегают к авторитету «великих каппадокийцев». Это позволяет рассмотреть проблему влияния каппадокийцев на богословие образа. Поскольку к периоду иконоборчества каноническое искусство уже оформилось в общих контурах, и труды иконопочитателей констатируют его наличие и истинность его образов, – уместно рассмотреть каппадокийское богословие с точки зрения его влияния на зарождение и формирование канонического искусства на начальном этапе его существования. Труды Григория Нисского : «Слово 19, сказанное в Константинополе о Божестве Сына о Святом Духе и об Аврааме» и трактат «Об устроении человека» цитирует и комментирует Иоанн Дамаскин в «Трех защитительных словах против порицающих святые иконы или изображения», на авторитет «великих каппадокийцев» опираются отцы VII Вселенского Собора, утвердившего догмат иконопочитания. Историков святоотеческой эстетики привлекает экфрасис Григория Нисского с описанием изображения сцены «Жертвоприношение Авраама». Рождественская гомилия святителя Григория послужила сюжетной основой изображения на блюде, происходящем из Александрии. Круг этих памятников является неоспоримым свидетельством влияния Григория Нисского на богословие образа и на художественный процесс своего времени, – что и явится предметом дальнейшего рассмотрения. В этой связи обратимся к содержанию трактата «Об устроении человека». 2.1. Основные идеи трактата «Об устроении человека» К истории понятия «антропология» обращались в своих разысканиях архиепископ Тихвинский Константин (Горянов) 198 и академик А. А. Корольков 199 . Корольков указывает на появление объекта и предмета антропологии в античной философии, но термин «антропология» там отсутствует, только однажды у Аристотеля в «Никомаховой этике» употребляется близкий к нему, который переводится как «говорящий о человеке». Термин «антропология» был введен в обиход в 1501 г. Магнусом Хундтом, назвавшим свой анатомический труд «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах тела человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

10. Вторник. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) . Служба свт. Григория Нисского и прп. Дометиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (Б) . Приводим также порядок совершения полиелейной или бденной службы свт. Феофана в соединении со службой попразднства Богоявления (в этом случае служба свт. Григория и прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана) (А) , а также порядок возможного соединения службы свт. Григория Нисского с полиелейной службой свт. Феофана и службой попразднства Богоявления (В) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), и святителя, глас 1-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева...» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория) . «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни...» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст: «Иже во Иордане...» . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-23/

См. также: Эсхатология святого Григория Нисского митр. Макарий (Оксиюк) Эсхатология сект протестантского происхождения (баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы) (кандидатская диссертация) иерей Евгений Веселов В собрании Совета Императорской Киевской духовной академий, под председательством Преосвященного Ректора, Епископа Василия, присутствовали: инспектор и экстраорд. проф. архим. Тихон, профессоры: В. Рыбинский , Н. Маккавейский, прот. А. Глоголев, С. Песоцкий , Ф. Мищенко, прот. Н. Гроссу , свящ В. Прилуцкий , свящ. А. Чекановский. Не присутствовали профессоры: С. Голубев , Н. Мухин и М. Поснов по нахождению в отпуске, прот. Ф. Титов , М. Скабалланович и П. Кудрявцев по болезни. В собрании присутствовали также доценты и и. д. доцентов, приглашенные на оснований примеч. к § 107 Уст дух. акад. Слушали: I. Отзывы: б) и. д. доцента С. Епифановича о сочинении доцента академий Михаила Оксиюка под заглавием: „Эсхатология св. Григория Нисского » (Киев, 1914), представленном на соискание первой юбилейной премий имени Митрополита Московская Макария , учрежденной при Императорской Киевской духовной академий. „Сочинение М. Ф. Оксиюка представляет собою в нашей духовной литературе крупнейшее исследование в области древне-христианской эсхатологии. Изучая эсхатологическая воззрения св. Григория Н. в широкой исторической перспективе, М. Ф. коснулся в своем сочинении почти всех древних церковных писателей-греков, начиная с мужей апостольских и кончая бл. Феодоритом и Энеем газским. На протяжении почти шести веков в его сочинении обследованы эсхатологические верования христиан и представлена одна из таинственнейших страниц догматики, интерес к которой никогда не иссякал в верующем христианском сознании. Естественно, появление его книги возбудило к себе живой интерес и среди нашего общества и особенно среди наших научных сил. Как тщательная научная диссертация, сочинение М. Ф отныне стало надежной базой для всех отечественных исследователей в области эсхатологии. Уже появились статьи (И. Подлуцкаю, Эсхат. св. Гр. H., „Вера и Разум“, 1914, сент., кн. I, 17, стр. 664–686; свящ. В. Платонова, Эсхатология св. Гр. H., „Голос Церкви“, 1915, N» 1 (янв.), стр. 96–114; 2 (февр.) и стр. 62–75), правда, сравнительно популярного характера, весьма многим обязаны рассматриваемому сочинению. Появятся, конечно, и еще. Нам, во всяком случае, важно отметить то, что в книге М. Ф. наша наука имеет прочный научный фундамент, и будущее эсхатологических исследований твердо обеспечено на многие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010