Параллели между историей РПЦ XX в. и историей древней Церкви – есть ли они? 13 октября (30 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память: Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении. Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Прокопия пресвитера. Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии. Сщмч. Леонида пресвитера. Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев и 70-ти мужей. Свт. Мелетия, патриарха Александрийского. Прп. Акакия Латрийского. 2 прмцц. и 1000 мчч. мечем усеченных. Мч. Стратоника. Мч. Мардония. Сщмч. Симеона (Лилеева), протоиерея; сщмч. Александра (Орлова), протоиерея; сщмч. Петра (Пушкинского), протоиерея; сщмч. Петра (Соловьева), протоиерея; сщмч. Василия (Гурьева), священника; сщмч. Вячеслава (Занкова), священника; прмц. Александры (Червяковой), схимонахини; мч. Алексия (Серебренникова); мч. Матфейя (Соловьева), ктитора; мц. Аполлинарии (Тупицыной). Как говорят историки и богословы, по количеству убиенного священства и мирян первая половина XX века для РПЦ сравнима с первыми веками нашей эры, когда происходили массовые гонения на христиан. После встречи русских митрополитов со Сталиным и Собора 1943 года, а вернее еще с 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, массовое истребление священства и мирян было прекращено, и Церкви была дана возможность восстановления. К концу 1948 года в отношениях государства и Церкви наступило охлаждение, однако новое решительное наступление началось только в 1954 году после смерти Сталина. 7 июля 1954 вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». 31 августа того же года митрополит Григорий подал Патриарху Алексию (для передачи в Совет по делам РПЦ) доклад «О нежелательных результатах и несправедливости ожесточенной антирелигиозной пропаганды, направленной против Русской Православной Церкви» (ГАРФ. Ф.6991. Оп.7.Д.137.Л.61.).

http://bogoslov.ru/article/2041545

Жена его с горькими слезами восклицала: — Увы мне, господин мой, что мне делать? Как мне вынести тело твое на погребение? Он же ответил ей: — Не плачь жена: до сих пор продолжалось испытание, но вот наступает помилование от милосердого Бога. Ибо в час моей кончины прекратится, по воле Божией, буря. Так и случилось: в тот самый час, как предал он душу свою в руки Божии, наступила полная тишина на земле и в воздухе. Пришли соседи его, начали омывать тело его и увидели, что на нем не было ни одной раны или язвы. Благоговейно погребли они его. По прошествии четырех дней, он явился одному человеку во сне и велел ему отвалить надгробный камень на его могиле. Когда это было сделано, то великое благоухание распространилось от его тела и, вместо гноя, истекло миро, исцелившее всех больных, приходивших и приносимых к мощам святого Феофана. Память 30 сентября Житие и страдание святого священномученика Григория, епископа великой Армении, и с ним тридцати семи дев Святой Григорий, просветитель Великой Армении 1 ], происходил от знатных и благородных, но пребывавших во тьме неверия, родителей. Отец его, по имени Анак, из племени парфян 2 ], был родственником персидского царя Артабана и брата его, армянского царя Курсара. В Армению Анак переселился при следующих обстоятельствах. Когда Персидское царство подпало под власть парфян и персидским царем сделался парфянин Артабан, персы тяготились тем, что они находятся под иноземным владычеством. В это время у персов одним из знатнейших вельмож был Артасир, который, согласившись предварительно с своими друзьями и единомышленниками, возбудил восстание против царя Артабана, убил его, а сам воцарился на престоле персидских царей. Когда армянский царь Курсар услыхал об убиении своего брата Артабана, то глубоко скорбел о нем и, собрав всё армянское войско, пошел войною на персов, мстя за пролитие братней крови. В течение десяти лет Персия подвергалась нападению армян и испытывала от них великий вред. Находясь в большой печали и недоумении, Артасир советовался с своими вельможами о том, как отразить нападение врагов и поклялся сделать соправителем себе того, кто убьет Курсара. На бывшем у царя совещании присутствовал и отец Григория — Анак, который дал обещание победить Курсара без войны и посредством некоего хитрого замысла убить его. На это Артасир сказал ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Галерий Гай Валерий Максимиан, 250–311 н. э., римский император в 305–311 гг. В христианской традиции именно он изображается инициатором «великого» гонения на христиан при Диоклетиане (хотя жена Галерия была христианкой). Галерий продолжал преследовать христиан и после того, как он стал августом восточной части Римской империи после отречения от власти Диоклетиана. В 311 г. Галерий скончался от тяжелой болезни, обнародовав перед смертью свой эдикт от 30 апреля 311 г., которым официально разрешалось исповедание христианами своей веры 52 Гамлет, главный герой трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» 65 Георгий Победоносец, святой великомученик, ему посвящена глава 9 настоящей книги 4–6, 94,102,128,131–144,149–152,154–183 Геродот, ок. 484 – ок. 425 до н. э., выдающийся древнегреческий историк, считающийся основоположником истории как науки 16,17 Глеб (Наримонт), ок. 1294 – 1348, князь полоцкий, позже – пинский, сын великого князя Литовского Гедимина 164 Гордини Дж., итальянский историк, исследователь истории христианства в эпоху античности 58 Григорий, 239–325 (326), священномученик, просветитель Великой Армении, основал духовный центр Армянской Церкви – монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапат. По преданию, место строительства кафедрального храма указал Господь. Основные сведения о жизни святого приведены в «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III 85 Григорий 1, 540–604, папа Римский в 590–604 гг. В 596 г. отправил миссию во главе с Августином на Британские острова для крещения язычников – ютов, англов и саксов (прибыла в Кент в 597 г.) 85, 87 Григорий VII, папа Римский в 1073–1085 гг. В1075 г. выступил с «Диктатом папы», где утверждалось, что только папа Римский является главой Церкви, имеет право свергать императора и королей. Известен своей борьбой с германским королем Генрихом IV, воспротивившегося запрету папы назначать епископов. Григорий VII не только отказался короновать Генриха императором, но и отлучил его от Церкви. Генриху пришлось униженно вымаливать у папы прощения в замке Каносса. В дальнейшем же Генрих захватил Рим, а Григорий VII бежал и умер в изгнании 100

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мир тебе и радость от Господа. 295 Борис, благоверный князь Болгарский (в крещении Михаил; † 907; память 215 мая), правивший с 852 года. Борис был сыном хана Пресиана, прекратившего преследования христиан. Вступил на престол будучи еще язычником, но уже ранее его христианство распространилось в Болгарии пленными византийцами. Видя на опыте превосходство христианских народов над языческими, Борис, по окончании войны с греками, при заключении мира крестился в 864(или 865) году. За ним стали креститься его подданные. Сделавшись христианином, он переменил прежний образ жизни и даже направление своей политики. У Бориса нашли поддержку изгнанные из Моравии святые Кирилл († 869; память 1427 февраля, 1124 мая) и Мефодий († 885; память 619 апреля, 1124 мая). Пробыв на княжении до 888 года, Борис ушел в монастырь. 296 Григорий, священномученик, епископ, просветитель Великой Армении († ок. 335; память 30 сентября13 октября). Происходил родом из Парфии, находился в родстве с персидскими и армянскими царями. За исповедание Христа был подвергнут царем Тиридатом III (287–330), на службе у которого находился, различным мучениям, затем – ввержен в ров с болотной жижей и ядовитыми гадами, где провел четырнадцать лет (для поддержания жизни одна женщина бросала ему в ров хлеб). Впоследствии Тиридат впал в жестокое беснование. Молитвами святого Григория, извлеченного изо рва, он был исцелен и затем принял крещение. Сам же Григорий спустя какое-то время был поставлен епископом Армении, причем крестил не только армян, но и многих персов, ассириян и мидян. 297 Нина, равноапостольная, просветительница Грузии († 335; память 1427 января). Дочь римского полководца Завулона, родилась в Каппадокии. После того как отец ее, родственник великомученика Георгия Победоносца († 303; память 23 апреля6 мая, 316 ноября, 1023 ноября, 26 ноября9 декабря), ушел в Иорданские пустыни для иноческих подвигов, а ее мать Сусанна, сестра Иерусалимского епископа, стала диакониссой в Иерусалимском Храме, Нина отправилась в Рим, затем в Персию, но избегая преследований царя Тиридата III (287–330), в 315 году пришла в Иверию (Грузию), в Мцхет, где три года проповедовала христианство тайно. Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь привели многих жителей Иверии к вере в истинного Бога. Она обратила ко Христу самого грузинского царя Мириана, бывшего язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя Святых апостолов. Вскоре и вся Иверия приняла христианство. После своих многолетних апостольских подвигов святая Нина мирно скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

— Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Киево-Печерская Лавра и ее святые КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. Краткий путеводитель Праздник был установлен в 1886 г. киевским митрополитом Платоном в память святых Собора Ближних пещер Киевско-Печерских. — Прп. Харитона Сянжемского (1509). ПРОСТО ПРЕПОДОБНЫЕ Ученик преподобного Евфимия Сянжемского, которого Харитон сменил на настоятельском посту, 40 лет продолжал дело наставника, блаженно скончался в 1509 г.   Православные праздники 13 октября — Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Священномученик Григорий Просветитель служил армянскому царю Тиридату III , узнав о христианстве Григоря, царь-язычник бросил его в каземат на 13 лет, но затем на Тиридата напало безумие, которое смог исцелить только святой Григорий. После этого Тиридат крестился и в 301 г. сделал христианство государственной религией Армении, Григорий же стал первым армянским епископом. Почитается святым всеми апостольскими церквами мира. — Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Преподобный Григорий основал Пельшемский монастырь, вел праведную жизнь и был прославленным духовным наставником. — Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Святитель Михаил был первым митрополитом Киевским и всея Руси, начал Крещение Руси, крестил князя Владимира Святого, крестил киевлян, назначил первых епископов, построил множество церквей, был ревностным проповедником.     Православные праздники 14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы Кто такая Пресвятая Богородица О почитании Богородицы Богородица Богородичные праздники Иконы Богородицы Восточнославянский праздник, с которым связано множество народных обрядов и примет. По преданию, когда на Константинополь напало войско язычников, во Влахернском монастыре, где хранилась риза Божьей Матери, состоялось моление об избавлении от захватчиков, юродивому Андрею было видение, в котором Богородица распростерла свое покрывало над молящимися и помолилась за них, после чего язычники отступили. На Руси празднование установлено Андреем Боголюбским, почитавшим Богородицу как покровительницу Владимиро-Суздальского княжества.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

При монастырях святитель Григорий основывал школы для подготовки пастырей и проповедников, в которых была большая потребность. У армян в то время еще не было своей письменности и совершать богослужение и читать Священное Писание возможно было только на греческом или сирийском языках, поэтому нужно было готовить пастырей, которые знали бы эти языки и могли бы живое слово излагать по-армянски. Святой Григорий много времени проводил в путешествиях. Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Вскоре у него появились ученики и последователи. В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. В 301 (по другим данным в 302 или 314) году святой Григорий получил епископскую хиротонию в Кесарии Каппадокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил Армянскую Церковь. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Свою кафедру Григорий основал в Вагаршапате (Эчмиадзине), где в 301–303 гг. Тиридатом Великим и Григорием Просветителем был построен величественный кафедральный собор. Григорий Просветитель позаботился о том, чтобы должность епископа сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса . Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки епископа Албиана – Албианиды. В IV в. на патриарший престол вступали то Григориды, то Албианиды, в зависимости от политической ориентации армянских царей. В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, отправлявшиеся для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Григория священномученик Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов». К концу жизни Григорий, передав кафедру сыну, стал отшельником в горной пещере. Обнаруженные местными пастухами мощи святого Григория разошлись по христианскому миру. Главная святыня – десница святого Григория – с 2000 года хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Этот примирительный глагол мой был приятен великой княгине. Сложив его в памяти своей, она спросила меня: «Когда и почему армяне отделились от вселенской церкви и с чего бы начать присоединение их к ней?». Последовал ответ мой: «Краеугольный камень веры христианской в Армении положен был в 38 году от Рождества Христова руками св. апостолов Фаддея и Варфоломея. С той поры до начала четвертого века Армения находилась под властью царей идолопоклонников; посему христианство там было гонимо. В 302 году тамошний священномученик Григорий, чтимый и нашей Церковью, крестил своего царя Тиридата; потом крестились и все армяне. С той поры как этот Григорий, рукоположенный в сан архиерейский греческим епископом Леонтием, так и преемник его постоянно состояли в братском общении с цареградскими архиепископами и присутствовали во вселенских соборах. Так, Аристанес, сын и преемник св. просветителя Армении Григория, присутствовал в 325 году в Первом Никейском Соборе, осудившем Ария, и Символ веры и постановления этого Собора принял и ввел в свою церковь . Во Втором Вселенском Соборе участвовал Нарсес Великий, первый патриарх армянский, и Символ веры с правилами этого Собора принял и сообщил своей пастве. В Третий Вселенский Собор, судивший Нестория, приглашен был армянский патриарх Иессан, и хотя не мог явиться туда, потому что задержал его у себя царь персидский, но определения и правила этого Собора были присланы ему; и он принял их и соборне предал Нестория анафеме. Около половины пятого века началась вражда между греками и армянами, возбужденная политическими обстоятельствами того времени. Она-то и была причиной наружного разъединения двух церквей. Поводом к разъединению их послужил Халкидонский Собор, бывший в 451 году. В этом Соборе не было армян, потому что они тогда воевали с персидским царем Сапором. Это отсутствие их, политическая вражда с греками и в добавок неверный перевод и, следовательно, превратное толкование вероучения и определений Халкидонского Собора были причиной тому, что часть армян воспротивилась этому Собору, постановившему исповедовать в Христе два естества, божеское и человеческое, в одном лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

XII. Сам патриарх Нерсес, отправив письмо императору, согласно письменному обещанию разослал повеление о созыве собора по всей Армении, начиная с кафедры Албанской до стран Сурских и западных областей, чтобы все епископы и вардапеты, настоятели монастырей, отшельники и монахи собрались, дабы с миром обсудить предложения; и дали все единодушный ответ. Но неисповедимы пути Господни: в том же 622 г. армянского летосчисления, в 13-й день месяца августа, в четверг, переселился блаженный святой патриарх и дело это осталось незавершенным по сей день. Ибо благородную личность блаженного, ослабевшего телом от подвижнической жизни, мучил недуг. Наступление же лета с его знойным воздухом вызвало горячку у святого, и он вскоре скончался. Великое горе обрушилось на нашу церковь и весь народ. И не только мы [горевали]; когда весть об этом достигла до царствующего города, опечалился и император. Он сказал со вздохом: «Великой души и доброго подвижника потеряла сегодня церковь Божья; жители Армении лишились второго Просветителя своего. О блаженный святой патриарх! Почему ты переселился к Христу, оставив мое желание незавершенным? Однако мы причисляем достойное памяти имя твое к [лику] первых святых, празднуя [твой день] и веселясь о Христе». И он повелел в церквах царствующего города поминать [имя] его по празднествам в числе первых святых. А одухотворенное тело св. патриарха Нерсеса, сопровождаемое собранием благочестивых [мужей] и вардапетов, с чрезвычайной торжественностью и подобающей погребальной церемонией похоронили в достойной могиле в основании святого и чудесного храма, который был построен в честь св. Григора Лусаворича племянником его, владыкой Григорисом 377 , который стал преемником Армянского патриаршего престола после Нерсеса. Последний еще более украсил святой престол строительством изумительного храма, который он убрал драгоценной и великолепной утварью. Он велел перенести мощи святого патриарха и предка их Григориса Вкайасера [Мартирофила] и положил в основании той же церкви, недалеко от гробниц двух патриархов, Григориса и Нерсеса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

С середины IV века Армянская Церковь представляет собою крупное нахарарское объединение. В 324 г. св. Григорий посвятил своего младшего сына, св. Аристакеса († 340, память декабря 1 (14) и сентября 30 (октября 13)), в епископы (ок. 333 г. он был рукоположен в архиепископы Великой Армении св. Леонтием Кесарийским), а в 325 г. св. Аристакес, по приглашению императора Константина, был послан свв. Григорием и Трдатом в качестве представителя Армянской Церкви на I Вселенский Собор в Никее, на котором было осуждёно учение Ария Александрийского, а сам он предан анафеме 26 . Св. Аристакес подтвердил от имени Армянской Церкви все постановления этого Собора, а также « Символ Веры » и 20 канонических правил, которые были приняты его отцом, св. Григорием Просветителем. Видя, наконец, труд свой завершённым и истинную веру торжествующей, св. Григорий уединился на горе Сепух 27 , в пещерах св. Мании 28 , где и окончил многострадальную жизнь свою. Честное тело его найдено было пастухами, пасшими стадо в этих уединенных местах и неузнанное было предано земле. Впоследствии одному пустыннику, по имени Гарник, в видении открыто было местонахождение тела святого мужа, оставшегося до того времени нетленным. Честное тело св. Григория было перенесено в деревню Тордан в область Даранахи 29 и положено в монастыре. На сегодняшний день святые мощи Григория Просветителя разделены на несколько частей и находятся в церквах разных стран. В Эчмиадзине хранится правая рука св. Григория, положенная в раку в форме руки, ею благословляют епископа при посвящении его в патриархи и при мироварении. Св. Аристакес, младший сын св. Григория, архиепископствовал с 333 по 340 гг., после его мученической смерти от руки язычника Архелая, правителя одной из южных областей Армении, на церковную кафедру был возведён старший сын св. Григория св. Вртанес († 355, память декабря 1 (14)), который был хиротонисан в Кесарии Каппадокийской. Вообще следовало бы сказать, что Армянская Церковь IV века церковно-канонически зависела от Кесарие-Каппадокийской митрополии, от которой и получала рукоположение своих архиепископов; так было от времён св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (252–326), с самого детства остался круглым сиротой. Его родители и вся семья погибли после того, как отец по заказу совершил убийство армянского царя Хосрова. Долгое время Григорий прожил в Риме. Вернувшись на родину христианином, святой был на 13 лет брошен в тюрьму по приказу армянского царя язычника Тиридата. Однако когда властитель впал в безумие, Григорий, помолившись, исцелил его. После этого царь и все население Армении крестились. Так эта страна в 301 году стала первой, где христианство было официально объявлено государственной религией. Григорий стал первым армянским епископом. После его кончины потомки святого долгое время бессменно возглавляли армянскую кафедру. Интересные факты: 1. Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов». Иллюстрации к гомилиям Григория Богослова, XI век 2. Святитель Григорий является одним из трех святых (помимо апостола Иоанна Богослова и Симеона Нового Богослова), который вошел в историю Церкви с именем «Богослов». Его теология оказала существенное влияние на всю последующую историю христианской мысли. Святитель Григорий Богослов в своем сочинении «О стихах своих» назвал три главные цели, которые побудили его встать на путь поэзии: самовоспитание; создание новой поэтической традиции взамен античных стихотворений, чтение которых «приносило иногда дурные плоды»; для борьбы с еретиками. 3. В честь папы римского Григория XIII (1502-1585) названа система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца - григорианский календарь. Григорианский календарь 4. Имя Григорий было очень популярно в церковных кругах. За всю историю Западной и Восточной Церкви это имя носили 16 римских пап и 7 константинопольских патриархов. 5. В России имя Григорий было наиболее распространено в XIX веке среди обрусевших евреев по аналогии с некоторыми еврейскими именами (например, Гершен).

http://foma.ru/imya-grigoriy.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010