Итак, три апостола Христова Фаддей, Варфоломей и Иуда, брат Господень считаются основателями Христианства в Армении в I-oм столетии по Р.Х. Их непосредственными преемниками стали ученики апостолов Захария, Евстафий, Комсий, Амфилохий, Урбан, Нерсес, Апеллес и Аристовул. Армянские епископы, после них явившиеся, не менее обнаруживали горячей ревности к возрождению своей страны, многие из них были увенчаны венцом мученичества. Они основывали церкви, разрабатывали чин Богослужения, установив, что Евхаристия должна быть преподаваема верующим только епископами или пресвитерами. Впрочем, армянским христианам предстояла ещё борьба против гонений от некоторых государей-отступников и идолопоклонников, какими были, например Санатрук Аршакуни и Хосров Великий Аршакуни. После апостольской проповеди христианские общины Великой Армении были хотя и немногочисленны (на фоне подавляющего языческого большинства населения), однако сохраняли свою сплоченность. В начале II века уже были известны новые мученики это пресвитер Хризос и четыре его ученика, греки по происхождению, известные в армянской агиографии под именем Воскианов 8 . Св. Хризос был учеником св. апостола Фаддея (от 70-ти); приняв крещение, он поселился вместе со своими учениками в Армении, у истоков реки Евфрат, в горах Вотн Цахко. На сорок третьем году своего отшельнического пребывания в Армении они отправились ко двору царя Арташеса Аршакуни 9 , пытаясь и его обратить в Христианство. Царь Арташес благосклонно принял святых, но, отправляясь на войну с соседними племенами, отложил более детальный разговор ко времени своего возвращения. Однако проповедь их возымела действие на приближенных и сородичей армянской царицы Сатеник Аланской князей Сукиасянов, которые приняли от св. Хризоса крещение. Узнав об этом, сыновья царские предали свв. Воскианов мученической смерти в 107 г. (память апреля 15 (28)). Тогда свв. князья Сукиасяны, во главе которых стоял св. Сукиас (греч. Исихий), числом девятнадцать, покинули царский двор и поселились в Багревандской области на горе Сукав, или Джрабашх 10 , ведя здесь суровую аскетическую жизнь. Через сорок четыре года они были преданы смерти прибывшими из Алании соплеменниками царицы Сатеник, которые тщетно пытались вернуть их к прежней вере. Тела их оставались непогребёнными до времени св. Григория Просветителя († 335), который через двести тридцать лет, если вести счёт по данным мартирологических актов, похоронил их, а над их могилой построил церковь . Впоследствии на этом месте забил целебный источник. Память святых князей Сукиасянов Вселенская Православная Церковь празднует апреля 15 (28).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переработка Жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов, и его проповедь ограничивается лишь 15 областями Великой Армении. В Житии Григорий Просветитель предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с самим Единородным Сыном Божиим – Христом. В Византии история обращения Армении Григорием Просветителем стала известна не позднее V в., когда греческий историк Созомен упоминает о чуде крещения армянского царя Трдата, произошедшем в его доме. В VIII в. празднование в честь святого Григория было включено в греческий церковный календарь, с IX в. день его памяти отмечен в греческом календаре, высеченном на мраморных досках церкви Сан-Джованни в Неаполе. 28 сентября упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сентября, 2 и 3 декабря – «св. Григорий Армянский». Почитание Григория Просветителя в Византии и странах ее культурного ареала связано с именем патриарха Константинопольского свт. Фотия (858–867, 877–886), стремившегося к консолидации восточных христиан перед лицом Запада. Популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов святой стал объединяющей фигурой, и именно в это время на стенах собора Св. Софии в Константинополе появляется изображение свт. Григория Армянского. Перевод пространного Жития Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании с греческого на славянский язык был сделан не позднее XII в. Житие вошло в сербские торжественники XIV–XV вв. Известен также перевод более краткого Жития на «просту мову», выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорусских списков XVII в. и в 1-й половине XIV в. у южных славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Григорию Просветителю на славянский был язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками конца XI–XII вв. Новый перевод выполнен в XIV в. болгарскими книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.

http://bogoslov.ru/article/2041545

В 226 г. в результате государственного переворота в Персии 3 к власти пришли Сасаниды, мечтавшие о расширении своих западных границ. Начинается продолжительная борьба армянского народа с персами, — борьба, которая носила религиозно-политический характер. Но среди армянских князей не было достаточного единства в борьбе против общего врага, и один из них, Ашак, отец будущего Просветителя Армении, убил армянского царя Хосроя, за что вместе со всей своей семьей поплатился жизнью. Сам же Григорий, едва спасшийся от смерти, двухлетним ребенком (233) был отправлен в Кесарию Каппадокийскую, где получил образование и стал христианином. Тиридат, сын убитого Ашоком царя Хосроя, в 262 г. разбил персов, и на торжествах по случаю победы узнал, что возвратившийся к тому времени в Армению Григорий является христианином, к тому же родичем  убийцы его отца. Григория бросают в тюрьму, где он томится 15 лет. Однако благодаря чудесному исцелению Тиридата от неизлечимой болезни по молитвам святителя Григория, царь не только сам стал христианином, но и объявил христианствогосударственной религией (301) 4 . Он увидел, что христианство может послужить средством сплочения армян в борьбе за национальную независимость страны. Поэтому он направил Григория (302) в Кесарию Каппадокийскую, откуда тот, будучи рукоположен архиепископом Леонтием, в сопровождении греческих клириков возвратился уже как епископ и глава Армянской Церкви 5 . Первой кафедрой католикоса был Аштишат на Евфрате. Во время своей земной жизни святитель Григорий с апостольской ревностью заботился о христианизации Иверии и прикаспийских районов, укрепляя вместе с тем веру Христову в самой Армении, как говорит в своем слове на Воплощение святитель Афанасий Великий. Церковным языком в этот период был греческий и сирийский, а Армянская Церковь была митрополией Кесарийской Церкви. Подтверждением этому служит подпись под актами I Вселенского собора Леонтия, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Полемаикского, Малой и Великой Армении. На этом же соборе присутствовал вместе с прочими четырьмя епископами сын и преемник Григория Аристакис (325–333). Здесь следует отметить, что Григорий собственным примером ввел брак у епископов, сделав право преемственности на католикосском престоле Армянской Церкви наследственным. Правда, этот обычай 33-м правилом Трулльского собора (691) был осужден как иудейский, тем не менее, по крайней мере, до V века женатому священнику не запрещалось принимать епископский сан 6 .

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

до Р.Х. до V в по Р.Х.; она называлась Великою Армениею в противоположность Малой Армении — области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р.Х. — в состав Римской империи. Страна эта была второю колыбелью человеческого рода, ибо ковчег Ноя остановился на горе Арарате (Быт.8:4), лежащей в Великой Армении. Существующие доселе названия местностей подтверждают библейский рассказ об обстоятельствах жизни патриарха Ноя после потопа, напр.: Эривал «явление», — место, где Ной впервые увидал землю; Акорри — «насаждение виноградной лозы» (на горе Арарате), где Ной впервые насадил виноградную лозу; Аррнойтон — «при ногах Ноя», т.е. место погребения Ноя и др. Страна эта находилась большею частью в подчинении у других народов (ассирийцев, вавилонян, мидян, персов, македонян, византийцев, турок). Начало христианства в Армении относится, по преданию, ко времени земной жизни И. Христа и Апостолов: Фаддея, Варфоломея, Симона Кананита и Иуды Леввея. Несомненные следы христианства здесь можно находить уже во II в., а в IV в. страна сделалась вполне христианской и была первым христианским государством. Григорий Просветитель и был первым Апостолом Армении (родился около 257 г., поставлен епископом в 302 г.). 2. Парфяне жили в Парфии, — стране, занимавшей в древности приблизительно область нынешней иранской провинции Хорасана. Население первоначально подчинено было персам, но с 156 г. до Р.Х. по 299 г. по Р.Х. жило независимо, образовав самостоятельное царство, после чего вновь было покорено персами. 3. Готы — германское племя, которое первоначально жило к юго-востоку от Балтийского моря. В эпоху великого переселения народов (V в.) племя это разделялось на восточных — остготов, царство которых находилось (в IV в.) в нынешней южной России и простиралось на восток до реки Дона, и западных — вестготов, живших по соседству с восточными. 4. По толкованию св. Иоанна Златоуста это место псалма относится к иудеям, уведенным в Вавилонский плен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Из чинов сих особенное внимание обращают на себя так называемые вартапеты (доктора или наставники богословия или же проповедники). В звание сие, учрежденное в пятом веке, среднее между епископами и священниками, прежде посвящались люди ученые, с глубокими сведениями, и беспорочной жизни; а посвященные в оное должны были поступать в духовенство. Ныне, для достижения вартапетства, условия сии устранены, и даже случается, что избираемый в архиепископа не имеет сана вартапета, то есть не прошел курс богословских наук; иногда же вартапет назначается прямо в архиепископа, мимо звания архимандрита. При католикосе Моисее (551–594 г.) вартапеты составили для армян новую систему летосчисления, начинающуюся со времени ее изобретения (с 551 г.), и были главнейшими деятелями по части просвещения их. Шопен. Истор. памятн. состоян. армян. области и проч. стр. 674, 675. Спб. 1852 г. Христ. чтен. 1845 г. ч. 2, стр. 114. 208 Имя Эчмиадзин (с армянского языка: сошел Единородный, то есть Сын Божий) принадлежит собственно главной церкви монастыря армянского, построенного св. Григорием, просветителем Армении, во имя пресвятой Богородицы, в тогдашней столице великой Армении (ныне небольшом селении) Агаршабаде или Вагаршапате, и дано церкви в память чудного видения, бывшего св. Григорию. В этом монастыре есть не мало священных древностей, главнейшими из которых почитаются: часть негниющего древа от ковчега Ноева, копие, коим прободено было ребро Спасителя, рука св. апостола Фаддея, рука св. Григория, просветителя Армении. Последняя возлагается обыкновенно на новоизбранного католикоса эчмиадзинского, в знак того, что он есть преемник св. Григория в управлении армянами, и потом сопутствует ему во всех его поездках вместе с крестом Петра Гетадарца. Подробности об эчмиадзинском монастыре смотр. в журнал. минист. внутр. дел 1844 г. кн. 5, стр. 208–244, ст. Арапетова. 209 Есть еще католикосы армянские: сисский, которому подчинены армяне киликийские, кипрские, сирийские и живущие во всех областях на западной стороне Евфрата; агтамарский (с 1114 г.), на острове (среди Ванского-озера), управляющий армянами смежных островов сего же озера, обитающими в округах могкском, шотиакском, чуламеркском, хизанском и проч., лежащих в тамошней окрестности; иерусалимский (с 1311 г.) и константинопольский (с 1461 г.); но сии два последние только носят титло католикосов или патриархов для почести, и в делах, относящихся до их разбирательства, служат более посредниками между пашами и армянами и вступают в должности не иначе, как по фирманам султана.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Другим апостолом, посетившим Великую Армению, был св. Варфоломей. После проповеди Евангелия индийцам, св. Варфоломей направился через Персию (тогда Парфию) в Великую Армению. Предание Армянской Церкви гласит, что св. Варфоломей прибыл со своими учениками в Армению, и, пройдя реку Аракс, начал проповедовать Евангелие в областях Аревик, Гохтн и в Нахичевани, что в провинции Васпуракан, а также во многих местах нынешней Азиатской Турции, в то время входивших в состав Великой Армении. В Гохтне трудами св. апостола Варфоломея был воздвигнут храм, а в провинции Сюник он основал епископскую кафедру и поставил епископом ученика своего Комсия (Косьма), после которого сюникскую епископскую кафедру занимали поочередно: Вавилос, вышеупомянутый Муше (93–123 гг.), Мовсес Таронаци (Моисей Таронский), Саак Таронаци (Исаак Таронский), Zirvandat (нач. II в.), Стефан и Ованнес (Иоанн нач. III столетия). Однако ещё до св. Варфоломея в Сюнике уже было проповедано Евангелие Царствия Божия, св. Евстафием, одним из многих учеников св. апостола Фаддея, над могилой которого впоследствии был воздвигнут великолепный монастырский комплекс Татеванк, существующий и поныне. Известны имена также и других учеников св. апостола Варфоломея, которые приняли мученичество в Армении: это царственная мученица Вогуи Аршакуни († 68), воин Терентий, святые девы Мариам (Mariam of Houssik), Анна (Anna of Ormisdat) и Марфа (Martha of Makovtir). Св. апостол Варфоломей прибыв из Индии в Армению, принёс с собой чудотворную икону Пресвятой Богородицы, написанную апостолом Лукой, в честь Которой святой апостол и построил храм, поместив там икону, в местечке Дарбноц Кар в Андзевской области, где подвизались его ученицы, вышеупомянутые Мариам, Анна и Марфа (со временем икона была утрачена). Впоследствии к церкви были пристроены кельи, и таким образом здесь возникла женская пустынь н’Огеванк «Монастырь Святого Духа». После провозглашения Христианства государственной религией Армении, св. Григорий Просветитель († 335) построил здесь церковь святого Сиона, а его прямой потомок святой архиепископ Нерсес Великий († 383–384) во второй половине IV века основал при обители больницу для нищих. н’Огеванк получил статус епархиального центра, главы которого титуловались как «предводители лика Богородицы». Именно с этой иконой Пресвятой Богородицы, принесённой в Армению св. Варфоломеем, связана традиция освящения в армянском храме алтаря во имя Богоматери, на котором устанавливается Её изображение с Богомладенцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего совершилась сия важнейшая для того края перемена в царстве Армянском. Главными действователями при этом, по воле Промысла, были царь армянский Тиридат, которого признательные соотечественники почтили именем Великого, и святой Григорий, бывший потом первым архипастырем Армянской Церкви, известный под именем Просветителя своего отечества. Сначала, по восшествии своем на престол (в 286 г.) Тиридат явился было самым жестоким гонителем христиан и преимущественно излил свою ярость на будущего сподвижника своего в великом деле святого Григория, который потерпел от него до четырнадцати разных мучений. Но изумительная твердость сего великомученика, потом чудесное исцеление им самого гонителя и многие другие чудеса победили, наконец, сердце упорного царя-язычника. В 301 г. Тиридат со всем домом своим принял крещение от святого Григория, которого сам же отправил вскоре с просьбою к Кесарийскому архиепископу Леонтию для рукоположения во епископа. Едва крестился царь, как последовало крещение и его царства. Сердце сего венценосца до того подвиглось ревностию к принятой им вере, что он обнародовал указ, повелевавший всем принимать христианство, и покорные подданные тысячами спешили на берега Евфрата, где святой Григорий со множеством приведенных им из Кесарии пресвитеров в продолжение семи дней просветил проповедию и крещением до четырех миллионов язычников . Немедленно древние истуканы были повсюду ниспровержены и на местах их воздвигнуты храмы Богу истинному. Мудрый царь вызвал из Греции многих ученых мужей, завел училища и для содержания их, равно как и для содержания духовенства, не щадил никаких издержек . А благочестивый и ревностнейший первосвятитель путешествовал из страны в страну со словом Евангелия, возвестил его не только в Албании и других самых крайних пределах отечества, но и соседственным народам — персам, ассириянам, мидийцам — и в продолжение тридцатилетнего управления устроенною им Церковию поставил в ней около четырехсот епископов . В то же время усердием царя и других верующих основано в Армении несколько монастырей, из коих знаменитейший, доныне существующий, воздвигнут самим святым Григорием Просветителем в тогдашней столице Великой Армении Вагаршапате под именем Эчмиадзинского. Здесь-то, в двадцати верстах к западу от Эривани и, следовательно, на нынешней земле Русской, утверждена была тогда же первосвященническая кафедра Армянских патриархов .

http://sedmitza.ru/lib/text/435774/

Парверзех не мог противодействовать общему развращению. Не обладая силою воли, он не имел мужества высказывать правду в глаза царю и вельможам и порицать их за их нечестивую жизнь. «Он наблюдал только чистоту своей собственной жизни, подчиняясь во всем воле нечестивого царя 11 . Парверзех управлял армянскою церковью не долго (361–362). После ею смерти его преемником сделался Шагак (Саак, Шаак). Это вероятно тот самый „Исаконис из Великой Армении“, который, по словам Сократа 12 , в числе епископов акакиан, собравшихся в Антиохии, подписался под грамотой к импер. Иовиану, где признавалось единосущие и принимался 1-й вселенский собор. Шагак во всем следовал примеру своего предместника; он также не обладал особенной энергией и также не имел никакого влияния на царя Аршака, вступившего на место своего отца Тирана. Вельможи в свою очередь не обращали внимания на Шагака. В это время язычество в Армении еще больше взяло силу. Толчок, данный имп. Юлианом к возрождению язычества, отразился и в Армении. Здесь энергически принялись за изучение своей мифологии и остатков древней эпической литературы. Увлечение языческой литературой и мифологией было почти поголовное; христианству грозила большая опасность, «все о том только и думали, чтобы возвратиться к древним обычаям своих отцов», Арипак III в равнодушии к христианству не уступал своему отцу. По словам Фавста Византийского, Аршак и его жена вполне еще были заражены верой в языческих богов. Так, при рождении Папа Аршак (по другому свидетельству, его жена Фарандзем) посвятил его дэвам, «которые с тех пор и владели им до самой смерти». 13 Он не только ничего не предпринимал для поддержания христианства, но даже в своих личных интересах старался, чтобы во главе армянского христианства не было энергичных и влиятельных лиц, именно таких лиц, в которых в то время и нуждалась армянская церковь . Он еще больше, чем его дед, стремился укрепить в Армении царскую власть и поэтому прежде всего избегал опеки со стороны главного епископа. Поставленный при нем Шагак не представлял для него никакой опасности; таким же он желал видеть в его преемника. Но действительность не оправдала ожиданий царя; на историческое поприще выступил архиепископ, не хотевший или не сумевший оценить его монархических стремлений, человек характера решительного и честолюбивый, желавший поднять авторитет главы армянских христиан на недосягаемую высоту. Это был Нерсес, внук бывшего архиепископа Иусика, единственная отрасль рода св. Григория Просветителя. IV. Архиепископ Нерсес I. Усиление власти главного армянского епископа в ущерб царской и проявление стремлений к церковной независимости

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении — 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 г.). Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь). Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви становились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления. В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии. Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория. Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана Католикосу Гарегину II в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день. Почитание св. Григория Просветителя на Руси Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.

http://patriarchia.ru/db/text/1115591.ht...

Первопрестольный Святой Эчмиадзин Дата создания: Начало IV в. Описание: Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в г. Вагаршапат (в 1945-92 г. — г. Эчмиадзин), в 20 км к западу от Еревана. Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник. История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III. Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом. Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне. В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 г.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры. В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 г. с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244864...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010