Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 1//Творения. Т. 12. Ч. 1. С. 297. 108 Он же. Беседа на 1 Кор. 17, 3//Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 167. 109 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия. 21, 2//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 190: «Потому Он даровал ему и душу, чтобы он был и бессмертным навсегда». 110 Он же. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. Беседы на кн. Бытия. 13. 1. 111 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 112 Св. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. «На следующий день…», 1. 113 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 489. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. XII, 1 и XIII, 3//Творения. М., 1996. С. 467, 476. (Б–ка отцов и учителей Церкви). 114 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Указ. соч. С. 489–490. 115 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 116 Г. Φλωροφσκυ. Ανατομα προβλημτων της πστεως. θεσσαλ., 1977. Σ. 62. 117 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику Кн. II, 24, 27//Указ. соч. С. 488–489. 118 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на книгу Бытия. XVII, 9//Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 153. 119 Свт. Григорий Нисский. Слово о блаженствах, 3//Творения. Т. 38 (Ч. 2). С. 395. 120 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия XVIII, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 158. 121 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Ефесянам 19, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 158; О воскресении мертвых, 8//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 479. 122 Преп. Максим Исповедник. О богословии. Гл. 5. Сотница 6. Гл. 48. 123 Свт. Григорий Палама. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы//Св. Григорий Палама. Беседы/Пер. архим. Амвросия (Погодина). Репр. изд. M., 1994. С. 76. Т. 3. 124 В книге Бытия: И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть! И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Христос сказал »стоя«, «тем самым являя стояние в течение длительного времени, так же как и длительность молитвы и слов умилостивления». «Мытарь не дерзал даже глаз поднять на небо. Само стояние его обозначало и терпение, и покорность, и не только – жалкого раба, но и состояние осужденного». Такая молитва и положение тела показывают «осуждение себя и самопорицание». «От сильного сокрушения ударяя себя в грудь, глубоко скорбя, и воссылая стенания, и свесив голову, как бы осужденный», «ничего иного не прибавляя и не измышляя, он внимал только себе и Богу, повторяя вновь и вновь только это кратчайшее моление: „Боже! Милостив буди мне грешнику“, – что является наиполезнейшим видом молитвы» 64 . Второй отрывок посвящен значению притчи о блудном сыне. И ее святитель Григорий толкует с исихастской точки зрения. Святой евангелист Лука повествует нам: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» 65 . Григорий Палама рассматривает эту притчу не с нравственной, а с богословской точки зрения. Имея ум Христов и пребывая в Духе, святой Григорий постигает ее истинное значение. Он понимает, что грехопадение человека, так называемый «грех прародителей» ( προπατορικ μρτημα), является помрачением и умерщвлением ума, а воскресение человека – это оживотворение мертвого ума. В этом свете Григорий Палама и толкует притчу о блудном сыне. Ум ( νος) – это подлинное имение человека. «Прежде всего, наше имение и богатство – это врожденный наш ум. До тех пор пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении первого и высочайшего Ума – Бога...» 66 Наше спасение в том, что мы имеем ум в Боге. Когда же мы открываем двери страстям, тогда наш ум «немедленно расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов». Тогда человеческий ум становится блудным. Богатство ума – это мудрость ( φρνηση), и она различает добро и зло – до тех пор, пока мы соблюдаем Христовы заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

1705 .. . кто «из ничего» сотворил не родившееся...- Ср.: 2 Мак.:7, 26. 1706 .. «Приидет Сын Человеческий — чтобы воздать каж дому по делам его».- Мф.:16,27. 1707 ... " Знаю, что он воскреснет ц воскресение, в последний день». - Ин.:11, 24. 1708 ... " Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь».- Ин.:11, 25; 14, 6. 1709 ... «Не пребудут нечестивые на суде?» - Пс.:1, 5. 1710 ... " Кто не уверовал, тот уже осужден».- Ср.: Ин:, 3. 18. Цитируется Григорием не дословно 1711 ... " Душа отходит от человека, и его не будет»; и он больше не узнает «своего места» . — Ср.: Пс.:145, 4; 102, 16. Цитируется Григорием не дословно. 1712 ... " Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое» . — Лк.:16, 25. Последующий кусок текста, начиная со слов: «Но тот богатый» и кончая словами: «Мучился в пламени», Григорием даны согласно стихам 19—24. 1713 ... " Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их».- Пс.:145, 4. 1714 ...».нет в нем духа».- Иер.:10, 14. 1715 ... " Ведь мы погреблись с Христом крешением в смерть, дабы, как он умер и воскрес, так и нам ходить в обновленной жизни» .— Ср.: Рим.:6, 4. Цитируется Григорием не дословно. 1716 ... " Именно все мы воскреснем, но не все мы изменимся, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся»...- 1 Кор.:15, 51, 52. 1717 ... " И звезда от звезды отличается по яркости, так и при воскресении мертвых» .— 1 Кор.. 15. 41. 1718 . .. " Сеется в тлении, восстает в нетле нии»...- 1 Кор.:15. 42. 1719 ... " Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя е теле, доброе или худое». - 2 Кор.:5, 10, 1720 ... " Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших... Итак, утешайте друг друга этими словами». - Фес.:4, 13—18. Этот большой отрывок Григорий использовал для аргументации своего положения о воскресении мертвых. 1721 ...возрождаются, принося «много плода»...- Ср.: Ин.:12, 24. 1722 ... " Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если прежде не умрет».- 1 Кор.:15, 36.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

  2 день Первым с докладом «Единство человеческой личности согласно учению греческих отцов» выступил митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). В докладе митрополит Каллист говорил, что согласно святым отцам (Ириней Лионский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама, Максим Исповедник) человеческая личность до конца непознаваема. Причина этого в том, что человек создан по образу Божию. Как богословие, то есть учение о Боге, апофатично, так и антропология должна быть апофатична. Образ Бога находится и в душе, и в теле человека. Его природа смешанная, двойственная, поэтому человек есть посредник между духовным и материальным тварным миром. Если мы будем отвергать тело, мы не можем быть этими посредниками. Григорий Нисский призывает помнить о двух истинах: «ради меня создан мир» и — «я прах и пепел». Учение о человеке не может быть в отрыве от его отношения с Богом. Человек еще и призван соединить все творение с Богом, так как он образ Божий и призван по благодати быть «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Пять уровней разделения, о которых говорит преподобный Максим Исповедник, преодолеваются силой любви. Но это преодоление разделения, это единство стало возможно только во Христе, Который рекапитулировал, возглавил это единство. Кроме того не надо забывать, что человек есть еще и образ Троицы, в Которой единство любви Отца, Сына и Духа — это межличностное единство. Докладчику был задан вопрос о корректности приписывания святым отцам последовательно персоналистического языка, который сформировался только в XX веке. Митрополит Каллист согласился, что именно в XX веке была развита теория личности. Но ее можно увидеть и в Новом Завете. Такой «новозаветный персонализм» присутствует в Евангелии от Иоанна, в частности в 17 главе, где раскрыта ключевая проблема — любовь между Отцом и Сыном и между людьми: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Да, понятие «ипостась» не соответствует термину «личность», если мы определяем ипостась как модуль существования природы. Но модули существования не могут любить друг друга, только личности.

http://bogoslov.ru/article/818727

А вот послушай, что Сам Господь говорит Ангелу Церкви – запомни это – Пергамской: «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры... Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама... покайся...» ( Откр. 2, 12–16 ). Отсюда видим, что пергамская Церковь состояла также не из одних верных слуг Христовых, но «в ней» были и «держащиеся учения Николаитов», которое Господь «ненавидел» ( Откр.2, 15 ). – Ну, так за Церковью Колосской вы не можете указать никакого пятна. Да и в Откровении всё же виднеется одна непорочная Церковь филадельфийская . Ангелу ее вон какую похвалу объявляет Господь: «ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего... За то и Я сохраню тебя от годины искушений, которая придет на всю вселенную...» ( Откр. 3, 7–10 ). Этому возражению Григорий придал великую важность. Он ухватился за него, как утопающй за соломинку. Поняли и баптисты, что для них настал решительный момент . Они радостно и дружно зашумели: «нашли святую Церковь , нашли»!.. Я согласился, что за Церквами колосской и филадельфийской Св. Писание не указывает пороков, хотя, может быть, они и были, да не написано про них. Это верно. Но также верно и то, что из семи христианских обществ, называемых в Откровении Церквами ( Откр.1:11 ), только одна филадельфийская община оставлена без обличений Господних. Значит: общества с согрешающими членами называются и могут быть названы Церквами? Григорий молчал. Он чувствовал, что я отнимаю у него опять почву из-под ног; потому и медлил с ответом. Я настаивал на вопросе. Тогда, побуждаемый православными и своим «дьячком», Григорий сознался, что в Св. Писании, и особенно в Откровении, согрешающие общества, точно, называются Церквами . – Только это не настояшие Церкви... Вы не торжествуйте! – обратился Григорий к православным. – Настоящая Церковь Христова – вот такая, как филадельфийская. Это – Церковь Божия! А те – так себе, одно название... Я попросил Григория, от строки оправдать его понятие о «настоящей» Церкви. Если Церковь филадельфийская есть «настоящая», а ефесская, пергамская, коринфская и другие Церкви «не настоящие», «так себе», – то зачем Апостолы и Сам Господь усвояют им это священное наименование? В Божием Писании ведь ничего по-пустому не употребляется, и каждое слово в нём имеет свое определенное «значение» (ср.: 1Кор. 14, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

" Выходной день в воскресенье - это заповедь Божия " - братия афонского монастыря Григориат Монастырь Григориат. Фото: Romfea      Монастырь Григориат на Святой Горе Афон высказался в отношении отмены воскресного выходного дня, пишет " Святая Гора " со ссылкой на Romfea , греческий портал, опубликовавший письмо братии. " Греческий парламент принял в этом году еще один антихристианский закон. Полным ходом идет дальнейшее разрушение православной христианской идентичности новогреческого государства, вопреки воле героев греческого восстания, своей кровью заплативших за его создание. Отдельной похвалы заслуживает реакция профсоюзов и общественных организаций, которые на себе ощутили действие этого закона. Нас также утешил и протест со стороны Преосвященных архипастырей и духовенства Элладской Церкви. Однако сегодня, после того, как депутаты проголосовали за принятие данного закона, ответственность за его исполнение ложится на плечи православных христиан. Хотя применяться он будет ограниченно лишь в некоторые воскресенья года. Выходной день в воскресенье является нашим основным долгом, потому что представляет собой заповедь Божию: «шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему» (Исх.20: 9). Кроме того, мы должны соблюдать эту заповедь, прежде всего, потому, что, являясь членами Церкви, обязаны каждое воскресенье участвовать в величайшем событии Божественной литургии и почитать день Воскресения Господня. Те, кто сегодня настоял на отмене воскресного выходного дня, не хотят сохранения христианских установлений, потому что им нужен не Христос, а антихрист, согласно словам Самого Господа: « Я пришел во имя Отца Моего , и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). Преподобный Косма Этолийский претерпел мученическую кончину через удавление именно за то, что убедил христиан перенести базарный день с воскресенья на субботу, чтобы почтить святой день Воскресения Господня. Необходимость, продиктованная любовью к Богу, заставляет нас сегодня преодолевать антихристианские законы верою и любовью ко Христу, подобно тому, как поступали первые христиане, о которых анонимный автор Послания к Диогнету писал: «Они находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют».

http://pravoslavie.ru/65700.html

Григорий Богослов , 16, 45). Источник. ...Ты, Христе, часть моя, и лучше Тебя иметь, нежели все то, что есть у всех. Ты единственное твердое и свободное стяжание, которого не лишит меня никакая зависть (свт. Григорий Богослов , 17, 70). ...Спаситель наш Иисус Христос есть Сын Божий, и называется так по естеству, а не именуется только Сыном, в не собственном смысле сего слова, как мы, будучи тварию; что Он не имеет начала, но вечен; почему по самой Ипостаси Своей Он и в бесконечные веки будет царствовать с Отцем (свт. Григорий Нисский , 24, 2). ...Мы, руководимые Священным Писанием, говорим, что Христос есть всегда, и умопредставляется совечным Отцу. Источник. Ибо как Единородный Бог есть всегда Бог, а не соделывается таковым через причастие (Божеству), или через какое-либо восхождение из низшего состояния до Божественности. так и сила, и мудрость, и всякое боголепно именуемое совершенство совечно Его Божеству, так что не прибавилось к славе Его естества ничего, чего бы не было в Нем от начала. Имя же: Христос, мы особенно почитаем приличным прилагать Единородному от вечности, будучи приводимы к такому мнению самым значением сего Имени: ибо исповедание сего Имени заключает учение о Святой Троице, потому что в сем наименовании богоприлично обозначается каждое из исповедуемых нами Лиц. А чтобы не показалось, что мы говорим что-нибудь от себя, присовокупим пророческие слова: Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего; возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих ( Пс. 44, 7–8 ). В сих словах Писания престол указывает власть Его над всем; жезл правости означает нелицеприятие Его суда; елей же радости изображает силу Святаго Духа, Которым помазуется Бог от Бога, – т. е. Единородный от Отца, поскольку возлюбил правду и возненавидел беззаконие (свт. Григорий Нисский , 24, 182–183). ...Христом Он назван потому, что облекся в плоть; назван Иисусом Христом – имя Его по плоти; назван Словом потому, что слово – от кого-либо; Сыном потому, что от Отца; Единородным потому, что один только и от одного только Бога; Богом потому, что Творец (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И спали они 5 дней и 5 ночей, пока блаженный, призвав братию, не разбудил их, говоря: «долго ли будете вы стеречь напрасно, думая обокрасть меня! Идите теперь по своим домам». Они встали, но не могли идти: так изнемогли от голода. Блаженный дал им поесть и отпустил. Узнал об этом властелин города и велел мучить воров. И затужил Григорий, что из-за него осуждены они. Он пошёл, отдал властелину свои книги, а воров отпустил. Другие же книги блаженный продал, а деньги роздал убогим, «чтобы, говорил он, опять кто-нибудь не впал в беду, думая украсть их». Господь сказал: не собирайте себе сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут 77 . Где, сказано, сокровище ваше, там и сердце ваше будет 78 . Чудо же, бывшее с ворами, привело их к покаянию, и они более не возвращались к прежним делам, но, пришедши в Печерский монастырь, предали себя на работу братии. Имел этот блаженный Григорий маленький огородец, где росли, посеянные им, овощи и плодовитые деревья. И на это опять пришли воры. Взяли они на плечи бремя, хотели идти и не могли. И стояли они два дня неподвижно, под гнётом своего бремени. Наконец начали они кричать: «господин наш Григорий, пусти нас! Мы не будем больше делать так и покаемся в грехах своих». Услышали это монахи, пришли и перехватали их, но не могли свести с места. И спросили они воров: «когда пришли вы сюда»? Воры же отвечали: «мы стоим здесь два дня и две ночи». Монахи же сказали: «Как же мы постоянно выходили и не видали вас»? Воры же сказали: «если бы и мы вас видели, то со слезами молили бы отпустить нас. Но вот уже изнемогши, начали мы кричать. Молите теперь старца, чтобы он отпустил нас». Тогда пришёл Григорий и сказал им: «так как вы всю жизнь праздны, крадёте чужие труды, а трудиться не хотите; то теперь стойте здесь праздно прочие лета до конца жизни». Они же со слезами молили старца, обещая, что не сделают в другой раз такого греха. Умилился старец и сказал: «если хотите работать и от труда своего других питать, я отпущу вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И это происходит лишь однажды за все “веки веков” — “при Понтийстем Пилате”. Христос — “последний ( Адам” (1 Кор 15:45). После Него не потребуется никаких “новейших заветов”. Если бы Христос спасал людей проповедью — действительно, можно было бы принять идею “аватар”, вновь и вновь приходящих в мир, чтобы научить людей, забывших заповеди. Но Христос пришел, чтобы соединить с Богом человечество. Этого соединения не смогло разорвать даже распятие. Неужели же просто ход времени сможет так истереть эту связь человека с Богом, что понадобится “новое Воплощение”? Нет, апостол Павел свидетельствует — “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим 8:35,38–39). Итак, “ни настоящее, ни будущее”, ни веки веков не могут разделить человечество с Искупителем, который однажды принес “в жертву Себя Самого” (Евр 7:27). Свт. Григорий Нисский (напоминаю для рериховцев — это ученик Оригена!) также пишет о Христе: “Единожды вошедший во вселенную” 30 . Свт. Григорий Богослов, которого Елена Рерих тоже любит рекламировать как своего единоверца, говорит о том же: совершилось “очищение не малой части вселенной и не на малое время, но очищение всего мира и очищение вечное” 31 . Да, правду говорит невольно А. Клизовский: “Темные признали Христа так, чтобы закрыть возможность признания следующего Учителя, ибо формула «такого как Христос не было и не может быть» закрывает человеку дальнейшее движение вперед, а темным только это и нужно, для этого они и признают Его” 32 . “Темные” Святые Отцы, невежественные почитатели Оригена свтт. Григорий Нисский и Григорий Богослов, подобно апостолу Павлу, были убеждены, что Воплощение и Жертва Христа делают ненужным какие бы то ни было явления “аватар” в будущем. Как сказал апостол Павел, “Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее” (Евр 7:24) и не переходящее ни к какому “грядущему Майтрейе” или “Владыке Шамбалы”.

http://pravmir.ru/tainstvo-iskupleniya/

Когда, в царствование нечестивого Декия началось гонение на христиан и вышло царское повеление повсеместно принуждать христиан к поклонению идолам, а неповинующихся мучить и губить, — тогда святой Григорий дал совет своей пастве, чтобы всякий, кто не имеет силы и дара Божия претерпевать лютые муки, укрылся; дабы кто-либо, дерзновенно отдавшись мучителям, не испугался бы потом при виде страшных мук и, чувствуя себя не в состоянии вынести их, не отпал бы от Бога. «Лучше, — говорил Григорий, — укрыться на короткое время и ждать Божия призыва и помощи к подвигу мученическому». Подавая верным такой совет, он и сам, взяв одного из диаконов своих, удалился в пустыню и скрывался там от неверных. Мучители, посланные от царя, прийдя в город Неокесарийский, прежде всего искали Григория, как представителя всех христиан и пастыря словесных овец в той стране. Кто-то из неверных, узнав, что он скрывается в одной горе, возвестил об этом воинам и довел их до той горы; они же поспешно двинулись на гору, как псы, стремящиеся за добычей на охоте, и как волки, которым нужно похитить овцу. Святой Григорий, видя, что воины приближаются и что нельзя бежать и укрыться от них, воздел руки свои к небу, вручая себя защите Божией, и диакону своему повелел сделать то же. Оба стояли с простертыми дланями и молились: а воины по всей горе прилежно искали святого, и не нашли, ибо не могли его видеть даже и тогда, когда несколько раз проходили мимо. После многих поисков, они возвратились без успеха и, сходя с горы, говорили тому, кто их привел: — Никого не нашли мы на этой горе, только видели два дерева, стоящие неподалеку одно от другого. А тот, поняв, что здесь было чудо, оставив их, сам пошел на гору и, найдя святого с диаконом, стоящих на молитве, припал к ногам Григория, высказывая желание быть христианином, чего и сподобился, и из гонителя сделался рабом Христовым и стал скрываться с прочими христианами. Однажды, вознося обычные свои молитвы к Богу, святой Григорий смутился, и в страхе долгое время стоял молча, как бы смотря на некоторое умилительное зрелище. Когда же прошло достаточно времени, он просветился лицом и, исполнившись радости, начал громким голосом благодарить Бога и петь торжественную песнь, взывая: «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!» (Пс.123:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010