Точно так же и Гавриил сказал, что Дух Святой и сила Вышнего соделают бессеменное рождение, а как, – этого не сказал; и если, в течении речи, напомнив об Елисавете, что и она зачала в старости, Архангел не мог сказать ничего более кроме того, что не изнеможет у Бога всяк глагол ( Лук. 1:36–37 ); то как он мог бы изъяснить образ зачатия и рождения в девстве? Впрочем, и сказанное Архангелом Деве имеет великое значение, но более в таинственном смысле, ибо он говорит: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: почему? – потому что и Рождаемое не – пророк, не – простой человек, как Адам, но „наречется Сыном Божиим“, Спасителем рода, человеческого и Царем вечным. Подобно тому, как упавшие с вершины горы камни, пока движутся до самой подошвы, ударяются о многие утесы; так и мы, отпавшие от Божественной заповеди в раю и чрез то от блаженной жизни и ниспадавшие даже до ада, подвергаемся многим бедствиям. Не только земля, согласно с изреченным на праотца проклятием, произращает чувственные терния и волчцы ( Быт. 3:15 ), но еще гораздо более мы усеяны различными терниями страстей и страшными волчцами греха; и не ту только печаль приял род наш, которую праматерь унаследовала чрез проклятие: в болезнех родиши чада ( Быт. 3:16 ), но и едва ли не вся жизнь наша соделалась печалью и мучением. Однако, человеколюбивый Создатель наш по множеству милосердия Своего призрел на нас: приклони небеса и сниде ( Пс. 17:10 ) и, от Святой Девы воспринявши нашу природу, обновил и восстановил ее и даже более – возвел ее на Божественную и небесную высоту. Восхотев же совершить это, а наипаче привести в исполнение Свой предвечный совет, Он ныне посылает Архангела Гавриила, как повествует Евангелист, в Назарет, к Деве обрученней мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давидова: и имя Деве, Мариам ( Лук. 1:27 ). Итак, Бог посылает Архангела к Деве, и Ее, пребывающую Девою, соделывает Своею Матерью посредством одного только приветствия: поскольку если бы Он был зачат от семени, то уже не был бы новым человеком, безгрешным Спасителем человеков и Начальником новой жизни; будучи участником древнего падения, Он не мог бы носить в Себе полноту чистого Божества и соделать плоть неисчерпаемым источником освящения (дабы омыть скверну прародителей и всем остальным подать надлежащее освящение).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В этот первый период паламитских исследований, который можно было бы назвать «периодом нового открытия Григория Паламы» , Григорий Папамихаил был все же не один. К числу достаточно важных можно отнести исследования Фемистоклеса Хаджиставроса , впоследствии архиепископа Афинского Хризостома II, Хризостома Пападопулоса , наряду с изданием двух сочинений Паламы Константином Диовуньотом в журнале «Новый эллиномнемон». Событием особого значения также может быть названо основание Святейшим Митрополитом Фессалоникийским Геннадием журнала «Григорий Палама» и выход его первого номера в 1917 г., в Фессалониках,. В частности, в самом первом выпуске (σ. 22-25) была помещена статья о Григории Фессалоникийском, автором которой значился настоятель храма Святого Григория в городе Фессалоники Икономос отец Константин Вламос. В ту же самую эпоху два главных учебника догматического богословия, изданные в Афинах Зиком Росисом в 1903 г. и Христосом Андруцосом в 1907 г. , обнаруживают полное незнание Григория Паламы и его богословия. Особенно следует отметить, что Христос Андруцос, следуя западной богословской мысли, смешивает во многих случаях сущность и энергии Бога . Для объяснения такого глобального расхождения между богословским учением этих догматистов и богословским учением вышеуказанных писателей можно обратить внимание на их богословские предпосылки. Ведь неслучайно, что Григорий Папамихаил и Хризостом Пападопулос, связанные друг с другом тесной дружбой, получили основную часть своего богословского образования в России, а именно в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Здесь они сотрудничали в написании своих работ с русскими профессорами, знатоками богословия Григория Паламы, вполне возможно через филокалийное предание . Напротив, Зикос Росис и Христос Андруцос, прошедшие обучение на Западе, изучали схоластическое богословие и его догматические системы, которые отчасти наложили отпечаток на их богословскую мысль и труды . Греческое богословие следующих деятилетий, кажется, не оценило большие достижения, к которым пришли Григорий Папамихаил, Хризостом Пападопул и другие богословы, заново открывшие Паламу.

http://bogoslov.ru/article/514944

Богоотец пророк Давид негде так воспевает Бога: руце Твои сотвористе мя, и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим ( Пс. 118:73 ). Что это значит? – значит, что только Создателю свойственно и истинно вразумить, а человек вразумленный будет стремиться подчиняться Ему и поучаться заповедям Его. Бог, Своею рукою создав нашу природу и вдунув в нее из Себя душу, предоставил ей, как разумно созданной, управляться своими размышлениями и двигаться своим собственным хотением. Но поскольку она, обольстившись советом лукавого, не сохранила своего состояния, а впала в неестественное положение, то поэтому ныне он не только создает ее рукою, но и заключает ее в Себе и, таким образом, не только воздвигает ее от падения, а и соединяется с нею нераздельно, рождается вместе Богом и человеком, – рождается от жены, дабы принять естество наше, – и от Девы, дабы возобновить человека. И подлинно, если бы Он родился из семени, то не быль бы новым человеком и, будучи наследником древнего грехопадения, не был бы в состоянии принять на Себя полноту неоскверненного Божества и служить неисчерпаемым источником освящения и, таким образом, не мог бы не только омыть греховное осквернение прародителей изобилием силы, но и достаточно освятить представителей следующего поколения. Подобно тому, как городу (особенно большому) для постоянного пития не достаточно воды, стоящей в сосуде, а необходимо нужно иметь у себя источник, дабы, благодаря сему источнику, никогда от жажды не сдаться неприятелям, – так и для постоянного освящения всех не достаточно было ни человека, ни ангела (по благодати имеющего освящение), а нужен был для твари ключ, в себе самом имеющий источник, дабы, таким образом, приступающие к нему и напоившиеся им оставались бы непобежденными от наступления врожденных ей недугов и лишений. По этой, именно, причине ни ангел, ни человек, а Сам Господь пришел и спас нас, соделавшись человеком для нас и пребывая вместе с тем неизменно Богом: ибо, созидая ныне новый Иерусалим, Он утверждает вечный источник благодати. Премудрое и вседержительное естество соединяется с естеством, по немощи порабощенным лукавому и находящимся в глубине ада, – с целью внушить ему мудрость и силу, свободу и непогрешительную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Быв созданы Богом, две разумных природы, природа духовных ангелов и людей, причастных плоти, они не сохранили повиновения Создателю и Господу природы; но старейший из всех духовных ангелов, первозданный первым отпал от Бога. Те из духовных ангелов, кои остались выше сего падения, суть свет и исполнены света и всегда блистают светлейшим светом, ликуют в первом свете, и, как начальники света, посылают светоносную благодать тем, которые освещаются низшим светом. А непрестанно воюющий сатана, оставив повиновение Богу, ушедши от света, был осужден на вечный мрак, и соделался сосудом мрака, изобретателем и служителем его, сначала для себя, потом для союзных ангелов преступления, а затем (о несчастие!) и для нас, которые, не доверяясь Богу, поверили ему (диаволу). Но все ангелы позора суть самый мрак, суть начало и полнота неверия, горький корень и источник всякого греха, служат виновниками греха для нас, и потому недостойны никакого прощения. А нам подается от Бога по милосердию наказание; хотя мы осуждены на смерть, но не должны подчиняться ей (разве только после того, как не будет дано времени для покаяния). Этим мудро указывается, что наше спасение не безнадежно, и что у нас нет никакой причины для отчаяния: ибо вся наша жизнь есть время покаяния, так как Бог не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему ( Иез. 18:23 ). В самом деле, почему не тотчас за падением последовала смерть (человека)? Или каким образом мы, грешники, заслужили бы жизнь, если бы не было надежды на обращение (покаяние)? Напротив, сын Адама, Авель, тотчас получил свидетельство от Бога, что он явился приятным и угодным Ему ( Быт. 4:4 ); чрез непродолжительное время после падения Енох начал с верою призывать (имя) Господа ( Быт. 4:26 ), а Енох не только угодил, но даже переселен был Богом ( Быт. 5:24 ) и, таким образом, явился очевидным доказательством милосердия Божия к грешникам. Снова возрос грех, и снова произошло отпадение нашего рода от Бога: праведно мы были преданы всеобщему потопу, и снова – не один гнев, не одно осуждение без милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

е. крестом и крещением. Иаков предызобразил крест и тогда, когда поклонился на верх жезла ( Быт. 47:31 ; Евр. 11:21 ), и когда благословил сынов своих, возложивши руки крестообразно ( Быт. 48:14 ); Иаков сподобился и великой тайны креста, т. е. боговидения (по которому человек распинается и умирает греху, а живет для добродетели): видех бо, сказал он, Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя ( Быт. 32:30 ). Моисей спасся древом и водою ( Исх. 2:3–6 ), плавая по струям Нила; и спас народ израильский древом и водою, проявляя древом крест, а водою – крещение, как говорит и тайнозритель Павел: вси в Моисея крестишася во облаце и в мори ( 1Кор. 10:2 ). А еще прежде моря и прежде жезла Моисей свидетельствовал собою, что он несет крест Христов волею, поскольку „поношение Христово он почел для себя большим богатством, нежели сокровища египетские» ( Евр. 11:26 ); поношением же Христовым у безумных почитается крест. Моисей весьма ясно предызобразил самый образ креста и имеющее совершиться на нем спасение, когда, поставивши жезл и крестообразно распростерши на нем свои руки, он совершенно победил Амалика ( Исх. 17:11 ); а также, когда, вознесши змия медного на знамя, и, таким образом, воздвигнувши образ креста, он повелел угрызенным из иудеев со дерзновением взирать на него и исцелялъ язвы уязвленных змиями ( Числ. 21:9 ). Но не достанет мне времени говорить об Иисусе Навине, Давиде и о других, которые, будучи руководимы силою креста, рассекали реки, останавливали солнце, покоряли города нечестивых, были крепки на войне, прогоняли полки чужих, избегали острия меча, угашали силу огня, заграждали уста львов, обличали царей, воскрешали мертвых, словом связывали небо и снова разрешали его, претворяя в нем неплодные облака в плодоносные ( Евр. 11:33–34 ). Если все это совершила вера, как сказал Павел, что вера есть сила во спасение ( Римл. 1:16 ); то посему вся возможна верующему ( Марк. 9:23 ). Таков для верующих и крест Христов, как свидетельствует Павел: слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть ( 1Кор. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Если бы Адам возможно крепко держался Божественной заповеди, то он оказался бы победителем своего врага и стал бы выше смертоносного осквернения; но так как, с одной стороны, добровольно поддавшись греху, он потерпел поражение и сделался грешником, а, с другой стороны, будучи корнем нашего рода, рождал нас уже смертоносными отпрысками; то, дабы нам уничтожить в себе смертоносный яд душевный и телесный и снова приобресть себе жизнь вечную, для нашего рода совершенно необходимо было иметь новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подлежащих оному, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, дабы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него. Поэтому святой Павел, эта великая труба Святого Духа, восклицает: бысть первый человек в душу живу, а второй человек в дух животворящ ( 1Кор. 15:15 ). Но, кроме Бога, никто не безгрешен, не животворит и не может отпускать грехи. Посему новому Адаму надлежало быть не только человеком, а и Богом, дабы он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдою, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение милостью, премудростью, правдою, противоположными коим средствами виновник зла причинил нам смерть. Таким образом, подобно тому, как сей исконный человекоубийца превознесся над нами завистью и ненавистью, и Начальник жизни был подвигнут ради нас безмерным Своим человеколюбием и Своею благостью. Воистину, Он сильно возжелал спасения создания Своего, каковое спасение состояло в том, чтобы снова покорить его Себе так же, как и виновник зла хотел погибели создания Божия, состоявшей в том, чтобы поставить человека под свою власть, а самому с тиранством тяготеть над ним. И как тот доставил себе победу и человеку падение несправедливостью, коварством, обманом, хитростью своею: так и Освободитель стяжал Себе поражение виновника зла и обновил Свое создание правдою, премудростью, истиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И никто не может сказать, будто бы то обстоятельство что Христос, возведши очи Свои на высоту, сказал: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя ( Ин. 11:41 ) – будто бы это обстоятельство препятствовало им думать, что Он равен Отцу, потому что Спаситель присовокупляет, говоря Отцу: Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши: но народа ради стоящаго окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси ( Ин. 11:42 ). Дабы узнали, что Христос есть Бог и сущий от Отца, и творит чудеса по воле Его. Спаситель возвел к Отцу очи Свои пред всеми; а изреченные к Нему слова показывают, что глаголющий на земле равен Всевышнему, Отцу Небесному. Ибо, как в начале созданию человека предшествовал совет, так и ныне перемену в Лазаре будущего человека предваряет совет. Но там Сам Сын слушал Отца, когда Он сказывал к Нему, имея в намерении сотворить человека ( Быт. 1:26 ): сотворим человека, и так человек был произведен в бытие; а здесь ныне слушает Сына говорящего Отец, и так Лазарь оживотворился. Видите ли, какое единосоветие и единочестие? Возведение очей при предстоящем народе было образом молитвы, слова же были не молитвенные, но владычественные: Лазаре, гряди вон ( Ин. 11:43 ); и вдруг четверодневный мертвец предстал пред Него живым. Воззва же гласом великим, и это – для предстоящих: поскольку Христос мог воскресить его не только умеренным гласом, но и одною волею. Так, еще когда Он находился издали, еще когда камень лежал на гробе, Он предстал гробу и повелел предстоящим, чтобы они взяли камень, и воззвал гласом велиим; и так воскресил Лазаря, дабы и чрез собственное зрение и чрез собственное обоняние (ибо они сами почувствовали смрад мертвеца), и чрез собственное осязание (они употребили собственные руки – сперва взяли камень от гроба, а потом разрешили около тела обязание и на лице убрус), и чрез собственное слышание (так как Он возвещал глас Бо- жий в слух всем) уразумели все и уверовали, что Он есть нарицаяй не сущая яко сущая, и носяй всяческая глаголом силы Своея ( Римл. 4:17 ; Евр. 1:3 ), и что в начале Он сотворил все сущее одним словом из несущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Итак, братие, отложим дела темные и будем творить дела света, чтобы нам не только как бы днем благообразно ходить, но и, воистинну, быть сынами дня. Приидите, взойдем на гору, где воссиял Христос, дабы узреть совершившееся там, и дабы нас достойных столь великого дня Само Слово Божие вознесло во время благоприятное. Поспешите и возведите мысленные очи ваши к свету Евангельской проповеди, дабы вам прежде преобразиться обновлением ума вашего и, таким образом, приобретя свыше Божественное сияние, соделаться сообразными подобию славы Господа, лице Которого воссияло ныне на горе, подобно солнцу. Как подобно солнцу? Было время, когда сей солнечный свет не был заключен, как бы в некоем сосуде, в этом диске: ибо свет был сотворен в первый день, а солнце Создатель всего сотворил в четвертый день, возжегши в нем свет. Точно также и свет Божественный существовал прежде, чем явиться как бы в сосуде – теле Христовом: ибо он пребезначален; облечение же плотию, которую Сын Божий принял от нас, совершилось во времени, ради нас, и, таким образом, воссияло, совмещая в себе полноту Божества, боготворимое и боголепное светило. Итак, лицо Христово просияло как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет, или, как Марк говорит: блещащася, белы зело яко снег, яцех же не может белильник убелити на земли ( Мк. 9:3 ). Стало быть, этим светом возблистало и само достопоклоняемое тело Христово и одежды, но не одинаково: ибо лицо Его воссияло как солнце, а одежды Его, как ближайшие к телу Его, соделались светлыми; и чрез то было показано, каковы ризы славы, в которые облекутся в будущей жизни близкие к Богу, и каковы одеяния невинности, совлеченный с коих Адам видит себя нагим и стыдится. Евангелист Лука говорит: бысть видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся ( Лк. 9:29 ), не находя, очевидно, никакого образа всему, происходившему там, а еванг. Марк изображает одежды в словах: блещащася белы зело паче снега. Так как белизны снега было недостаточно для изображения красоты оного видения, то евангелист Марк присоединил и блистание.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Какое же это было призвание? – Изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу ( Быт. 12:1 ). Это речение уже заключает в себе тайну креста, на что прямо указывает Павел, который, похваляясь о кресте, говорит: имже мне мир распяся ( Галат. 6:14 ). Ибо, кто оставляет безвозвратно отечество или мир, у того отечество по плоти и мир умерщвлены и упразднены: это и есть крест. Далее, когда Моисей убежал из Египта и взошел на гору Хорив, какое первое слово было ему от Бога? – Иззуй сапоги от ног твоих ( Исх. 3:5 ). И в этом проявляется таинство креста. „Если ты (говорит Господь) ушел из Египта, и оставил служение Фараону; если тобою, насколько возможно, отвергнут тот мир греховного служения; то тебе должно присоединить и следующее: – иззут сапоги от ног твоих, отложить кожаные одеяния, которые ты надел, в которых действует грех, и не допускает тебя в святую землю; т. е., не живи более по плоти и греху, пусть не господствует более закон во удех, противовоюющий закону ума и пленяющий законом греха ( Римл. 7:23 ), пусть он более не действует, умерщвленный силою Боговидения“. И это есть крест, который, по божественному Павлу, состоит в распятии плоти со страстьми и похотьми ( Галат. 5:24 ). Тайна креста проявлялась также в жизни Исаака. Исаак был образом возлежащего у Авраама и, будучи, подобно, Христу, послушлив до смерти и давши во всесожжение агнца вместо себя, он предпоказал Сына Божия, Агнца, предавшего Себя на заколение за нас; и самое древо, при котором стоял овен, прообразовало тайну образа крестного, почему оно и называлось „древом отпущения“, как крест – древо спасения ( Быт. 22:8, 13 ). Тайна креста проявилась и в сыне Исааковом Иакове, который размножил себе стада древом и водою ( Быт. 30:37–43 ); оное древо было преобразованием древа крестного, а вода – Божественного крещения, которое заключает в себе тайну креста, ибо, по Апостолу, мы в смерть Христову крестихомся; да и Христос приумножил Себе духовные стада на земле древом и водою, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Незлобивый народ чрез сие уверовал для того, что не только сохранил веру, внутри себя, но и провозглашал дела и слова Божества Его. Ибо по четверодневном восстании Лазаревом Господь, обретши осля, которое предуготовлено было Ему учениками, как повествует Евангелист Матфей, вседши на оное, шествует во Иерусалим по пророчеству Захарии, предсказавшего: Не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй: той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна ( Захар. 9:9 ). Сими словами Пророк показал, что пророчествуемый оный Царь, воистину, есть един Царь над Сионом. „Царь твой, сказал Пророк, не – какой-нибудь притеснитель и злодей, но знак Его есть смирение и убожество: ибо, седя на осле, входит без всякого великолепия человеческого; посему един Праведный Царь и спасаяй в правде, и той кроток, как имущий особливейшую кротость. Сам же Господь о Себе сказывает: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем“ ( Матф. 11:29 ). Итак, Царь, воскресивши Лазаря из мертвых, седя на осляти, шествовал тогда в Иерусалим: народы же почти все вдруг (отроки, мужи, старцы), подстилая ризы свои и взявши ваии от финик, который суть знамение победы, вышли на встречу к Нему, как Животворцу и Победителю смерти, поклонились и сопровождали Его не только вне, а и внутри ограды храма, согласно восклицая: Осанна Сыну Давидову, осанна в вышних ( Матф. 21:9 ). „Осанна“ же это – песнь, воссылаемая к Богу, и значит: „спаси, Господи»; а присовокупленное: в вышних показывает, что Его воспевают не на земле только и не человеки только, но и в вышних Ангелы небесные; и не только воспевают и благословляют Его так народы, но еще и противятся богопротивному мнению книжников и фарисеев. И подлинно, они безумно говорили о Нем: сей человек несть от Бога, яко знамения многа творит. Аще убо оставим и не умертвим Его, вси уверуют в него: и приидут Римляне, и возмут место и язык наш ( Ин. 11:47, 48 ). А что говорит народ? Благословен грядый во имя Господне, благословенно грядущее царство отца, нашего Давида ( Марк. 11:9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010