Когда же Христос явится во второе Свое явление и пришествие, тогда и все явятся с Ним в славе“ (Колосс. 3:3–4). Кто все? – те, которые усыновлены Христу в Духе и делами являют в себе Его духовных чад. Итак, „когда исполнились дни очищения их, принесли Его, дабы представить пред Господом“. Кого – их? Слово закона относится и к родителям и к рождаемым от соития, как нуждающимся в очищении, ибо и Псалмопевец говорит: в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя ( Пс. 50:7 ). Но поскольку была только одна Та, Которая родила, а не родители, и притом Матерью бессеменно зачатого Младенца была Дева, то совершенно не было нужды в очищении; однако это было делом послушания, возвращающего преслушавшуюся природу и платящего долг за преслушание. Вознесоста Его, говорит Евангелист, еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина ( Лук. 2, 24 ). Две горлицы обозначали целомудрие родителей и имели некоторое значение в отношении к сочетавшимся законным браком; а два птенца голубиных, несвязанных узами брака, ясно предображали Деву Рожденного от Сей Девы и до конца пребывшего Девственником. И смотри на точность закона: о двух горлицах Евангелист сказал, как об означающих сочетавшихся браком, а относительно птенцов голубиных заметил вышереченное: ибо неискусобрачны были и Родившая и Рожденный. Но закон, издали предвещая девственное рождение, именно пророчествует о Нем; и потому-то Дух Святой для Сего чудесно Рожденного и ныне Принесенного во храм уготовал иных горлиц и других птенцов голубиных. Каких это? – Симеона и Анну, которых можно назвать птенцами голубиными – за совершенно младенческое неведение порока, или горлицами за – высочайшую степень целомудренности. Симеон, муж праведный и благочестивый, исполненный Духа Святого, ныне пришел во храм и встретив принял в объятия Небесного и Земного Младенца, принося Ему, как Богу, песнь и моление, прося разрешить от тела с миром, – возвещая, что Он есть спасительный Свет для всех, и что Он лежит на падение неверующих в Него и на восстание уверовавших в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Нетленное Его тело приняло пищу после воскресения не потому, что нуждалось в ней, но для того, чтобы убедить в собственном воскресении и показать, что оно есть то самое, которое и прежде страдания вкушало пищу вместе с апостолами. Оно восприняло пищу не по природе смертных тел, но по божественной силе, подобно тому, можно сказать, как огонь поядает воск, с тем различием, что огонь для своего существования нуждается в материале для горения, а бессмертные тела для своего бытия в пище не нуждаются. Он ел рыбы печены часть и от пчел сот, кои также служат знаками Его тайны. Ибо нашу природу, плавающую подобно рыбе, во влаге чувственной и страстной жизни, Слово Божие ипостасно соединило с Собой и, очистив божественным и неприступным огнем Своего Божества от всякого страстного расположения, соделало богоподобной и как бы горящей. Посредством общения с огнем, принести который пришел на землю Господь, Он делает богоподобной не одну только бренную плоть, которую принял за нас, но и каждого из удостоенных общения с Ним. И сотовому меду подобна есть наша природа, заключенная в тело, как в воск, и имеющая разумное сокровище, как бы мед, а лучше сказать – таков есть всякий из верующих во Христа, ибо имеет благодать Божественного Духа, хранящуюся в душе и теле, как мед в соте. Господь вкушает от сего, поелику приятная пища содействует здоровью каждого из причастников естества. Он не Сам берет сию часть, но она дается Ему учениками: ибо ученики и приводят к Нему верующих, отделив их от неверных. Итак, вкусив рыбы и сотового меду перед Своими учениками, Господь напомнил им и Свои слова, которые Он сказал им, идя на страдание, – тем являя Себя истинным. Ибо, как Он сказал, так и исполнилось. И Он отверз их ум уразуметь Писания и узнать, что так было написано, так исполнилось и так надлежало, чтобы Единородный Сын Божий, по безмерной глубине Своего человеколюбия, ради людей соделался человеком, был засвидетельствован и прославлен свыше гласом Отца и явлением Божественного Духа, был предметом веры и удивления за Свои чудесные дйствия и словеса, был ненавидим и предан от ищущих не славы Божией, а славы человеческой, был распят, погребен и воскрес из мертвых в третий день; надлежало также, чтобы во имя Его было проповедано покаяние и прощение грехов, начиная с Иерусалима, а проповедниками и свидетелями сего надлежало быть им, Его самовидцам и слугам; обещав послать им свыше обетование Отца, т. е., Духа Святого, Он повелел оставаться в Иерусалиме, доколе не облекутся силой с высоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но Иоанн во Иордане крестил в одно погружение. Обозначая это, евангелист Матфей говорит: И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се, т. е. пока Христос еще не совсем вышел из воды, а только выходил, отверзошася Ему небеса. Обратите ваше сосредоточенное внимание, братие, на сии слова, дабы уразуметь силу тайны крещения Христова. Погружение Христа в воду, под которой Христос Иисус пребывал во время крещения, было прообразом низшествия Его во ад, – почему и восхождением из воды знаменовалось Его воскресение из мертвых. Естественно поэтому тотчас отверзлись Ему небеса, когда Он выходил из воды: ибо, при низшествии Своем во ад, соделавшись за нас подземным, Он, при возвращении оттуда, отверз все не только земное и подземное, а даже и самое небо, на которое Он потом вознесся с телом, соделавшись нашим Предтечею. И подобно тому как на Свое спасительное страдание Он предсказал верующим посредством тайной вечери и заповедал им совершать таинство причащения для спасения, – подобно тому и на Свое низшествие во ад и восхождение оттуда Он предуказал Своим крещением, повелев верующим совершать сие таинство для спасения. Притом, Он оставил Себе самую трудную и сопряженную со страданиями часть спасения, а нам даровал право быть участниками Его страданий чрез оное крещение, вовсе не требующее страданий, и, по слову Апостола, соединил нас с Собою подобием смерти ( Римл. 6:5 ), дабы в надлежащее время удостоить нас и обетованного воскресения. Имея, подобно нам, душу и тело, принятые от нас, Он претерпел телом Своим за нас страдания, смерть, погребение, воскресением из гроба явил бессмертным самое тело, и в воспоминание всего этого заповедал нам совершать бескровную жертву, дабы чрез оную стяжать спасение; а душою Своею Он сошел во ад и возшел оттуда, соделав всех причастниками света вечного и жизни, и в доказательство сего повелел нам совершать Божественное крещение, чрез каковое и удостоиваться спасения. Подлинно, посредством этих таинств в отдельности и в совокупности и тело и душа обоготворяются и принимают семена бессмертной жизни: в зависимости от них находится все наше спасение, в них оглавляется все Богочеловеческое домостроительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но, как бы второй корень нашего рода, Бог чудесно сохранил Ноя, нашедши его праведным в роде Своем, как бы отрезая его от мира, погруженного в страсти, но не уничтожая до основания род человеческий. После него стал верным и угодным в очах Божьих (получив от Него Самого свидетельство) Авраам, затем Исаак, Иаков и происшедшие от него патриархи, которым было дано обетование, что со святых небес придет Сам великий Пастырь, чтобы возвратить жизнь погибшему стаду. Ныне же явился Христос, Само вечное Слово Божие, Которое создало нас, чтобы обновить и восстановить пораженных. Воистинну, Он мудро и милостиво совершил наше обновление в образе человека, укрепивши нас соединением с нами для обращения к Нему, открыв нам даже путь на небо чрез обращение к Нему, чрез Свое учение, данное нам. Но так как противное излечивается противным, – так как мы умерли по злому намерению лукавого: то мы снова ожили по доброму намерению Благого; и так как замысливший о смерти открыл удовольствия, похоти, которыми род наш ниспровергается в бездну: то Замысливший об истинной жизни открыл нам узкий и тесный путь, ведущий к жизни. Внидите узкими враты, – говорит Господь, – яко пространная врата и широкий путь вводят в пагубу. Узкая врата и тесный путь вводяй в живот ( Мф. 7:12,14 ). В другом месте, отвращая от сего пути погибельного, Он говорит: горе вам богатым! горе вам насыщеннии ныне! горе, егда добре рекут вам вси человецы ( Лк. 6:24, 25, 26 )! еще: не скрывайте себе сокровищ на земли ( Мф. 6:19 ). Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими ( Лк. 21:34 ). Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете ( Ин. 5:44 )? Этими словами Господь отвращает от пути, который ведет к смерти; а путь жизни в ином месте Он указывает, говоря так: блажени нищии духом, блажени милостивии, блажени изгнани правды ради ( Мф. 5:3, 10 )! Продажд имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси ( Мф. 19:21 ). И всяк, иже оставит дом, или братию...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Помимо того, этим Евангелист показывает, что свет сей, чрез который одежды сделались белы и блестящи, есть свет сверхестественный: ибо свету не свойственно делать освещаемое белым и блестящим (а только показывать, каков цвет освещаемого), между тем сей свет покрыл и даже изменил одежды, что не свойственно свету чувственному. Еще удивительнее то, что одежды и изменились, и в тоже время, сохранились неизменными, как открылось немного спустя: разве это свойственно свету известному нам? Поэтому-то Евангелист, изображая не только чудное сияние и благолепие лица Господня, но и сверхъестественную красоту одежд, воспользовался красотами природы, сравнив блеск с белизною снега. Но воплотившееся ради нас превечное Слово, без сомнения, в Себе Самом носит слово Евангельской проповеди, имеющее как бы одеянием Писание, светлое и ясное, а вместе блистающее и сияющее, богодухновенное и богоприличное для созерцающих духом то, что – от Духа, и богоприлично объясняющих выражения в Писании и истолковывающих слова Евангельской проповеди так, как не мог бы объяснить никакой белильщик на земле, т. е., мудрец века этого. И что я говорю: объяснить? Не мог бы даже понять при объяснении другого: ибо душевен человек, – как говорит св. Апостол Павел, – и не приемлет, яже суть Духа (Божия): и не может разумети ( 1Кор. 2:14 ), а потому превратно считает Божественное и духовное сияние чувственным, напрасно надмеваясь от ума плоти своей. Приявши озарение ума от того преблаженного видения и нежелая расстаться с тем светом, Петр сказал Господу: добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии ( Мф. 17:4 ), не ведый, еже глаголаше ( Лк. 9:33 ). И подлинно, еще не наступило время устроения, а когда наступит, то мы уже не будем нуждаться в сенях рукотворенных: не должно было также одинаковостию сеней приравнивать рабов ко Господу: ибо Христос, как истинный Сын, пребывает в лоне Отче, а пророки в свою очередь, как истинные чада Авраамовы, обитают в лоне Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Посему ни Ангел, ни человек, но Сам Господь пришел и спас нас, зачавшись и воплотившись от Матери Девы и пребывши неизменно Богом. Надлежало, чтобы Дева имела и свидетеля бессеменного зачатия и сподвижника в имевшем совершиться, согласно с домостроительством. В чем это? – в восхождении в Вифлеем, где последовало рождение возвещенное и прославленное небесными Ангелами, – в пришествии во храм, где Младенец от Симеона и Анны засвидетельствован, как Владыка живота и смерти, – в бегстве во Египет от Ирода и в возвращении из Египта, согласно со священными предсказаниями, – и во многом другом. Ради сего был избран обручник Иосиф, и Ангел был послан к Деве обрученней мужеви, ему же имя Иосиф. Изречение: от дому Давидова разумей относительно обоих, поскольку оба – и Иосиф и Дева принадлежали к роду Давидову. И имя Деве, говорится, Мариам, что в переводе значит „госпожа“: оно доказывает и достоинство Девы, и неизменность Ее девства в переменах жизни. Она имела все совершенное стяжание непорочности, будучи Дева телом и душою и обладая всеми чувствами телесными и силами душевными, непричастными никакой скверне, и так ненарушимо во всякое время, как затворенная дверь хранит оберегаемые сокровища, и запечатанная книга блюдет написанное неприкосновенным для глаз: ибо и относительно Ее (Девы) написано, что это есть книга запечатленная ( Ис. 29:11 ), и: врата сия заключенна будут, и никтоже пройдет ими (Иезек. 44:2). Но еще и в другом смысле Дева называется Госпожой: по достоинству, как владычествующая над всеми, как в девстве, по Божественному соизволению, зачавшая и родившая Господа всяческих по естеству. Помимо того, Пресвятая Дева именуется Госпожою не только потому, что Она свободна от рабства и восприяла Божественное господство, но и потому, что Она есть источник и корень свободы рода человеческого, наиболее же всего чрез неизреченное и благодатное рождение: ибо сожительствующая с мужем есть скорее подчиненная, чем госпожа, – особенно чрез скорбное и болезненное рождение вследствие осуждения, наложенного на Еву: в болезнех родиши чада: и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет ( Быт. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Потом и Деве, Матери Младенца, он сказал, что вследствие скорби среди крестных страданий Сына обнаружится Матерь сего Богомладенца (ведь и Соломон узнал истинную матерь младенца, именно благодаря сильной скорби родившей о страданиях ребенка). А пророчица Анна, дочь Фануилова, имевшая около восьмидесяти четырех лет, постом и молитвою служившая Богу и не отходившая от храма, в то время особенно вдохновленная Духом Святым, славила Бога и благовествовала о Сем Младенце всем ожидавшим избавления. Сих-то словесных горлиц Дух Святой предпослал в сретение возносимому во храме Христу и тем показал нам, какими должны быть воспринимающие Христа и каковыми должны быть те, которые оставили жизнь с мужьями. Ибо сия Анна была вдова, а вместе и пророчица: оставив мирские и житейские заботы, она не оставила храма; проводя дни и ночи в постах, бдениях, молитвах и песнопениях, она вела непорочную жизнь; поэтому, естественно, она и познала пришествие Господа, Коему служила, как и Псалмопевец Пророк говорит к Нему: пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне ( Пс. 100:2 )? Таковыми должно быть и тем, которые, чрез почтенное вдовство удаляясь от брака, приближаются к девственной жизни, а также и тем, кои предпочитают сожитие брачное. Если же ты совсем уклоняешься от второго брака, то иди по следам совершенно безбрачных. Ап. Петр имел тещу, но девственника Иоанна, бежавшего к живоначальному гробу, не опередил; не взирая на это, однако он был восстановлен и потому поставлен от Господа верховным из верховных: такой высоты достигла любовь, перенесенная от плоти на дух. Только смотри, чтобы, воздерживаясь от того, как обыкновенного, и стремясь к сему, как трудно достижимому, тебе не пасть тайно, оказавшись (не исполнившим закона и того, что выше закона, но) преступником закона. Если находящихся во вдовстве, когда они не целомудрствуют, мы считаем достойными осуждения, а когда вступают во вторые браки законно, тогда не считаем таковыми ( 1Тим. 5:12–14 ); то тем более достойны предпочитающие противозаконные наслаждения законному сожительству, а еще более те, кои, живя с женами, не воздерживаются от прелюбодеяния, которое причинило всемирный потоп некогда названным сынами Божиими, принесло с неба содомлянам сожжение, а израильтянам – поражение от моавитян и многолюдное истребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Потом Он пострадал добровольно ради нашего спасения, был погребен и, чрез три дня воскреснув, вознесся на небеса, и сел одесную Отца и посодействовал сошествию оттуда ко Своим ученикам Божественного Духа, послав Его вместе со Отцом, как Он и обещал силу свыше. Сам же, пребывая там на высоких, как бы взывает к нам оттуда: «если кто желает приблизитеся к славе сей, сделаться участником царствия небесного, наименоваться сыном Божиим, найти жизнь бессмертную, славу неизреченную, блаженство непреходящее и богатство нерасточимое, тот пусть слушает Мои повеления, подражает, по возможности, Моей жизни и живет так, как и Я (жил) на земле, явившись во плоти, и совершил и научил, положив спасительные законы и передложил в пример Самого Себя». Евангельское учение Спаситель подтвердил Своими делами и чудесами, а закончил Своими страданиями; его (учения) великую пользу и спасительность Он доказал воскресением из мертвых, вознесением на небеса и сошествием с небес на Его учеников Божественного Духа, которое мы ныне празднуем. После воскресения от мертвых и явления ученикам, пред вознесением Господь сказал им: Се Аз послю обетование Отца Моего на вы: вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше. Приимете бо силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли ( Лк. 24:49 ; Деян. 1:8 ). Когда же исполнился после вознесения пятидесятый день, память которого ныне наступила, и все ученики были собраны вместе и единодушно пребывали в горнице оного храма, а также и в своей собственной горнице, поелику каждый из них был собран в собственном уме: тогда, по словам евангелиста Луки, бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще ( Деян. 2:2 ). Это есть шум, о котором предсказала пророчица Анна, когда получила обетование о Самуиле ( 1Цар. 2:10 ); о нем провозвестило видение Илии (ЗЦар. 19:11,12); предуказание на него можешь найти и в Христовом Евангелие. В последний день великий праздника, – говорит евангелист Иоанн Богослов, – стояше Иисус и зваше глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его ( Ин. 7:37,39 ); так же – после воскресения Он дунул на учеников и сказал: Приимите Дух Свят ( Ин. 20: 22 ). Это звание Спасителя предзнаменовало настоящий шум и дуновение – дыхание, которое, изобильно излившись ныне с высоты, сильно и внятно восшумев с неба, призывает всю поднебесную и всем с верой притекающим изливает и дарует благодать. Дыхание было бурно, потому что все побеждает: разрушает стены лукавого, истребляет города и всякое укрепление противного; смиряет гордых и возносит смиренных сердцем; связывает неправо разрешенное, разрывает оковы греха и освобождает плененное. Оно исполни весь дом, где пребывали апостолы, сделав его духовной купелью, в исполнение обетования Спасителя, которое Он изрек им пред вознесением: Ин убо крестил есте водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех ( Деян. 1:5 ). Оно доказало и истинность наименования, которое Спаситель дал апостолам, ибо чрез этот шум с неба они, поистине, стали сынами грома. И явишася им, – говорит Апостол, – разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян. 2:3,4 ). Пришли к концу чудесные деяния Единородного Сына Божия, ипостасно их совершившего при посредстве Своей плоти и до последних дней пребывавшего с нами: с этого момента начинают совершаться и явления Духа Святого, Его ипостаси свойственные, дабы мы познали и уразумели великую и поклоняемую тайну Святой Троицы. И прежде действовал Дух Святой: Он глаголал чрез пророков и предрекал будущее, действовал потом и чрез учеников, изгоняя бесов и исцеляя болезни, – и после Он ипостасно явился всем, в виде огненных языков, и, почивши на учениках Христа и как бы взошедши на престол, Он соделал их орудиями Своей силы. Для чего Он явился в виде языков? – Для того, чтобы показать Свое сродство с Божественным Словом, ибо у слова нет ничего родственнее языка; а вместе с тем – и для благодати учения, ибо учитель Христов нуждается в благодатном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Так, рубрика “Из святоотеческого наследия” включает такие значимые публикации, как “Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящим­ся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы” святителя Григория Паламы, Архиепископа Фессалоникийского (перевод, предисловие и при­мечания А. И. Сидорова; в данном выпуске опубликованы глл. 1–63), а также очередной фрагмент “Вопросоответов к Фалассию” преподобного Максима Исповедника (вопрос LXI, перевод и примечания того же автора, много лет работающего над этим творением преподобного Максима). Далее в той же рубрике опубликованы “Рассуждения на Евангелие от Иоанна” Блаженного Августина, Епископа Гиппонского (Рассуждение I, на Ин 1:1–5) в переводе и с предисловием С. А. Степанцова и “Комментарии на Евангелие от Иоанна” Оригена (т. I, глл. I–XX) в переводе и с предисловием А. Г. Дунаева. Нельзя не считать удачной находкой редакции то, что в одном выпуске соположены экзегетические творения Оригена и Августина с толкованием одного и того же текста; это не только придает сборнику некоторую академическую многомерность, поскольку демонстрирует сопоставительную святоотеческую экзегетику, но и несомненно очень полезно для читателя. Наконец, рубрика завершается “Тахвитой о сынах Завета” малоизвестного у нас (мягко говоря) сироязычного церковного писателя Афраата по прозванию Персидский Мудрец, жившего в Иране в III–IV вв., в переводе протоиерея Леонида Грилихеса и Г. М. Кесселя. Последнему принадлежит статья «Учение о духовной жизни Афраата Персидского Мудреца по “Тахвите о сынах Завета”», помещенная в рубрике “Нравственное богословие”. Такое разнесение единой темы по разным рубрикам может вызывать двоякое к себе отношение, но поскольку в “Альфе и Омеге” это принято, нам остается только поддерживать это решение, исходя из собственной традиции, строящейся на чисто формальных соображениях: так, в данном случае такой ряд авторов рубрики “Из святоотеческого наследия”, как святитель Григорий Палама, преподобный Максим Исповедник, блаженный Августин, Ориген и Г.

http://pravmir.ru/retsenzii-bogoslovskie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010