Д.С. Бирюков Никифор Григора Никифор Григора (р. 1290/91 или 1293/94, ум. 1338/1361) – известный византийский философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк. Родился в Ираклии Понтийской, получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна еп. Ираклийского; в юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита. Григора был известным в Константинополе преподавателем; когда же в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и были разграблены дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/32 г. , описанного в диалоге «Флорентий» (диспут посвящен риторике, астрономии, грамматике и аристотелевским силлогизмам), Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни. В 1334/33 г. Никифор Григора выступил в качестве советника Синода по вопросу возобновления переговоров с латинянами; считая, что в отношении триадологии невозможны необходимо значимые высказывания, он убедил епископов не вступать в прения с католиками. В паламитских спорах Григора начал участвовать с конца 1346 г., когда по просьбе императрицы Анны он стал писать против Паламы, с которым до того был в дружеских отношениях. В 1348 г. Григора публично полемизирует со свт. Григорием Паламой в присутствии императора; в 1350 г. Григора публикует свой «Первый антирритик», направленный против свт. Григория. В свою очередь, после диспутов с Григорой свт. Григорий издает трактат «Сто пятьдесят глав». В 1351 г. Григора становится монахом. В том же году под председательством императора Иоанна VI Кантакузина состоялись соборы во Влахернском дворце в Константинополе, где в ходе напряженных дебатов были подписаны шесть догматических формулировок паламит-ского содержания и антипаламиты были окончательно осуждены. Анафематизм, касающийся Григоры, был вызван оскорблениями последнего в адрес Паламы; он появился в синодике г. Фессалоники, при деятельном участии св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви «Я видела его, его речам внимала…» Из стихотворения матушки Таисии об отце Иоанне Кронштадтском 1 ноября 2007 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского и день Ангела святого праведного Иоанна Кронштадтского, состоялось торжественное открытие Мемориального музея при храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского монастыря. Музейная экспозиция посвящена настоятельнице монастыря игумении Таисии и святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Когда нам передали ансамбль Леушинского подворья, мы стали думать, с чего начать, - рассказывает корреспонденту «Воды живой» настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, - и решили сделать самое главное - почтить память тех, кто здесь подвизался: святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Таисии Леушинской. Мы их называем «дорогой батюшка» и «дорогая матушка». За полтора месяца, в основном собственными силами, прихожане храма св. Иоанна Богослова создали на подворье музей. Открывает экспозицию выставка архивных фотографий святого праведного Иоанна Кронштадтского. В Центральном государственном архиве кинофотодокументов хранится около полусотни фотографий Карла Буллы - некоторые вообще не публиковались, другие публиковались редко. В 2001 году сотрудники архива согласились напечатать уникальные фотографии прямо со стеклянных пластинок. Больше они этого делать не будут, потому что стеклянные пластинки - вещь хрупкая и дорогая. «Но мы даем их сканировать, да и сами издаем в качестве открыток», - сказал отец Геннадий. Из редких снимков - единственная фотография отца Иоанна с матушкой Елизаветой Константиновной, где они запечатлены только вдвоем; фотография батюшки Иоанна среди своих родственников на даче в Мартышкино, которая принадлежала сестре матушки Елизаветы, Анне Константиновне. Дача, кстати, сохранилась, недавно на ней установлена мемориальная доска. Много снимков Иоанна Кронштадтского с самыми разными людьми: от губернатора Петербурга фон дер Лауница до дворников и нищих. Вот фотография - Иоанн Кронштадтский с ребенком: «Мы установили, что это Игорь Николаевич Шемякин, сын племянницы Иоанна Кронштадского Руфины Григорьевны (она была дочерью Анны Константиновны). Сама Руфина Григорьевна жила в Кронштадте у отца Иоанна на правах приемной дочери. Материнское начало Елизавета Константиновна воплотила, воспитывая свою племянницу, а этот мальчик, Игорь, был для нее, по сути, внуком. И для отца Иоанна тоже». Сила благословения святого праведника явлена в судьбе Игоря Николаевича: в годы церковных гонений он не был репрессирован, хотя родство с Иоанном Кронштадским в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Потомки Игоря Шемякина сейчас живут в Москве.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/41...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) [греч] – богослов, разносторонний ученый, историк. Первоначальное образование Никифор Григора получил под руководством своего дяди, Гераклейского митрополита Иоанна, затем учился у Иоанна Глики и Феодора Метохита.   Многие десятилетия Никифор Григора был в центре богословских споров своего времени. Он был оппонентом Варлаама Калабрийского в открытом споре, организованном в Константинополе, но одновременно не принимал и исихазм. После признанания ортодоксальности позиции Григория Паламы на церковном соборе Никифор Григора подвергся опале и был заточен на несколько  лет в монастырь.   До конца жизни Никифор Григора не прекращал борьбы с паламитами. Универсализм его знаний  выразился в многообразии его сочинений. Он – автор речей и проповедей, житийных произведений. Он написал полемическое, построенное в форме диалога,  сочинение " Флорентиец " , в котором под вымышленными именами представил себя и Варлаама Калабрийского. Ему принадлежат труды по математике, музыке и астрономии; в этих последних он предлагал реформу календаря. Самый известный труд Никифор Григора – историческое сочинение " Ромейская история " , в последней части носящий характер мемуаров. Труд, который мы публикуем, называется " Антиретики " , это более поэтическое, чем научное описание Афона , прекрасные образец византийской риторики.   Перевод наш - портала Горы Афон. Мы постарались перевести это " чудо риторики " с древнегреческого на удобо-понятный язык так, чтобы вы и поняли мысль - и почувствовали и колорит слова автора. - Святая Гора Афон Гора Афон   достойна удивления и в том, что воздух здесь действительно обладает весьма великолепным естественным растворением, и что Гора украшается некой многочисленной и разнообразной зеленью, и, чтобы сказать во всей красе слова, она привлекает чувство паломников, сообщая им невероятную легкость, и кроме этого передает душе радость наслаждения этой красотой; ведь радость здесь отовсюду течет, как из сокровищниц, и включает в себя радующий дыхание восторг благоухания и восхищающий глаз цвет цветов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1624

Скачать epub pdf Катихизическия беседы приснопамятного о. Иоанна о Святой Троице, Боге Творце и Промыслителе мира, входящия в первый том прежних изданий его сочинений, повидимому, относятся к сравнительно раннему периоду его священнослужения. Оне ценны для нас не только по своему прямому назначению учить вере и жизни по вере: оне также ценны и дороги в том отношении, что приоткрывают завесу, как формировалась его собственная пастырская личность, из каких источников питалась она. О. Иоанн в своем пастырском служении весь деятельность, весь жизнь, весь горение; во внебогослужебные часы он в движении, в поездках, в посещениях домов; о. Иоанн не кабинетный труженик. А между тем, как интенсивна была умственная работа о. Иоанна! О ней лишь отчасти говорят его записи в дневник, столь возвышенныя, обычно такия глубокия по мысли. Катихизическия беседы первого тома его сочинений указывают на внимательное чтение им отцев Церкви, которых он цитирует здесь непосредственно по русским изданиям постоянно. Здесь встречаем имена древних христианских апологетов Иринея и Тертуллиана , святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Кирилла Иерусалимского , Григория Нисского , блаженного Феодорита , Дионисия Ареопагита , Феофилакта Болгарского , преп. Иоанна Дамаскина , а равно русских святителей Димитрия Ростовского и Тихона Воронежского. Так насыщал себя о. Иоанн, кроме постоянного чтения Свящ. Писания и углубления в содержание богослужебных книг, чтением святоотеческих творений. Мысли из писаний трех великих святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста передает своим слушателям о. Иоанн особенно часто. Но едва ли не наиболее сильно отразилось на его духовном складе влияние св. Василия Великого . Здесь, прежде всего, должна была иметь свою силу сторона молитвенная. Может ли оставаться совсем чуждым каждому священнослужителю дух св. Василия, когда этот священнослужитель читает углубленныя молитвы святителя, особенно молитвы Литургии св. Василия, совершаемой в период Великого Поста и в период праздников Рождества Христова – Богоявления? Тем более это чувство духовного общения должно было сказаться на личности о. Иоанна. Характерная черта Василиевых молитв, как равно его писаний – полнота и широта мысли; она выражается и в его стиле, в виде богатства определительных слов. Эта же черта отличает содержание и стиль о. Иоанна, как это можно видеть уже хотя бы из полного заглавия знаменитого его «Дневника».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Г.М. Прохоров Содержание Предисловие Ианна Кантакузина к его «опровержениям» Прохора Кидониса Перевод Предисловие к «переписке» Иоанна-Иоасафа Кантакузина с легатом Павлом Письмо Иоанна Кантдкузина епископу Иоанну на Кипр     В Москве, в Государственном Историческом музее, в Синодальном собрании, под 233 (143/CXLIV) хранится греческая рукопись, содержащая богословское полемическое сочинение (ντιητικ) экс-императора монаха Иоанна-Иоасафа Кантакузина, направленное против иеромонаха Прохора Кидониса. В Москву эта рукопись была привезена в 1655 г. из афонского монастыря св. Дионисия Арсением Сухановым 1 , ездившим за книгами на Афон по поручению патриарха Никона . Листы 3–20 кодекса содержат изложение взглядов Прохора Кидониса по теологическим вопросам, касающимся божественной сущности, энергии и Фаворского света, листы 21–98 об. заключают указанное сочинение Иоанна Кантакузина , к коему приложены выдержки из «Слов на Преображение» Иоанна Златоуста , Афанасия Великого , Иоанна Дамаскина и Андрея Критского , а также из богословских глав Дамаскина на Пятидесятницу (лл. 99–105 об.); лист 106–106 об, – чистый; лист 107 начинается с середины фразы на четвертом пункте оглавления или конспекта из 14 пунктов (лл. 107–109); этим открывается вторая часть кодекса, в которой счет тетрадей начинается с начала и которая содержит богословский «диалог» между императором (Кантакузином) и Прохором (Кидонисом) (лл. 109–164). Архимандрит Владимир, автор каталога греческих рукописей Синодального собрания, ошибочно отнес эту рукопись к XV в. 2 По водяным знакам бумага кодекса датируется 60 – 70 гг. XIV в. 3 , т. е. рукопись современна ее автору, Кантакузину (ум. в 1383 г.). Кроме этой рукописи сейчас известно еще девять, сохранивших списки того же сочинения Кантакузина 4 . Пять из них (Paris, gr. 1241, Paris, gr, 1242, Vatic, gr. 673, Vatic, gr. 674 и Метеорская 23) относятся к XIV в. и четыре (те же, кроме Paris, gr. 1242) писаны рукой Мануила Цикандилиса. (Μανουλ Тζυκανδλης) на Пелопоннесе 5 , в Мистре, в промежутке между сентябрем 1369 и июнем 1370 г., когда Кантакузин гостил при дворе сына, морейского деспота Мануила. Мануил Цикандилис – известный писец сочинений Иоанна Кантакузина , Григория Паламы , античных авторов, человек, «который служил секретарем интеллектуалов, группировавшихся вокруг Иоанна Кантакузина » 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Собор вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста      Святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них? Самое главное – семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей. Многие члены этих семей прославлены Церковью. В семье святителя Василия Великого – это его мать преподобная Емилия (память 1/14 января), сестры: преподобная Макрина (память 19 июля/1 августа) и блаженная Феосевия (Феозва), диакониса (память 10/23 января), братья: святители Григорий Нисский (память 10/23 января) и Петр Севастийский (память 9/22 января). Святитель Григорий Нисский пишет: «У родителей отца имущество было отнято за исповедание Христа, а дед наш по материнской линии был казнен вследствие императорского гнева, а всё, что он имел, перешло к другим владельцам» . Матерью отца святителя Василия Великого была святая Макрина Старшая (память 30 мая/12 июня). Ее духовным наставником был святитель Григорий Неокесарийский, известный также как святитель Григорий Чудотворец. Святая Макрина принимала действенное участие в воспитании будущего святителя, как он и сам об этом пишет: «Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые сама она соблюдала и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия» . Святитель Григорий Богослов так восхваляет предков святителя Василия: «В числе многих известных были и предки Василия по отцу; и как они прошли весь путь благочестия, то время это доставило прекрасный венец их подвигу… Сердце их было готово с радостью претерпеть всё, за что венчает Христос подражавших собственному Его ради нас подвигу…» .

http://pravoslavie.ru/68362.html

Чердынь. Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Монастырь Иоанна Богослова одна из древнейших обителей на Урале, основанная в 1462 году. Вознесенская церковь монастыря явилась первой каменной культовой постройкой Урала. В 1580 году монастырь Иоанна Богослова получил привилегии от царя Ивана Грозного. В 1631 году монастырь приписали к Троице-Сергиевой лавре. Первоначально в монастыре стояла лишь деревянная церковь Иоанна Богослова. В 1624 году была построена вторая, Вознесенская, но уже каменная. В 1700 году обе церкви сгорели, и вместо них на этом же месте в 1704-1718 годах была возведена одна каменная двухэтажная церковь Иоанна Богослова, которая сохранилась до наших дней. Грамота на ее постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию. Там предписывалось готовить под строительство церкви " каменья и кирпичь, известь и лес и всякие припасы " , требовалось, чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарем, и указывалось, чтобы она возводилась " по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правила и устав повелевают " . Руководил строительством приказчик Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проезжавший через город несколькими годами раньше. Он же прислал на ее строительство пленных шведов, высланных Петром I после Полтавской битвы. Здание, значительно приподнятое со стороны реки высоким подклетом, совмещает две церкви - зимнюю и летнюю. Особенность памятника заключена в композиции ее верхней части. Над сводом верхнего храма выложена небольшая восьмигранная колокольня, увенчанная главой. Ее сооружение над кровлей сближает композицию церкви Иоанна Богослова с московскими многоярусными центрическими храмами конца XVIII века. Одной из особенностей церкви является совмещение храмовой части с колокольней-звонницей, что практически не встречается в Прикамье. Гладкие белые стены оживлены большими окнами с плоскими прямоугольными наличниками. Окна нижнего этажа апсиды и два окна верхнего храма выделены украшениями в виде барочных волютообразных элементов с семилучевыми цветками посередине. Фасады завершены ступенчатыми карнизами. Немалый интерес представляют интерьеры обоих храмов. Нижний храм приземист, а верхний, летний, - высокий и двусветный.

http://sobory.ru/article/?object=02967

иерей Николай Михальцов «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина в контексте предшествующих систем православной христологии Источник Аннотация : настоящая статья посвящена анализу христологии Прп. Иоанна Дамаскина , систематически изложенной в его труде «Источник знания», который представляет собой не только квинтэссенцию богословия самого Прп. Иоанна, но и подводит определённый итог развития святоотеческой мысли эпохи Вселенских соборов. В силу этого в статье представлен как обзор учения о Христе, изложенного в означенном трактате Дамаскина, так и краткое описание предшествующих систем православной христологии. Безусловно, особое место в трактате занимает часть под названием «Точное изложение православной веры», на которую мы по большей части опирались. В статье рассматривались труды таких авторов, как Ориген («О началах»), Климент Александрийский («Строматы»), свт. Кирилл Иерусалимский «Поучения огласительные», свт. Григорий Нисский («Большое огласительное слово»), блж. Феодорит Кирский («Сокращённое изложение Божественных догматов») и, собственно, «Источник знания» прп. Иоанна Дамскина. Мы проводили анализ как структурной, так и содержательной сторон христологических систем, выявили своеобразие «Источника знания» как системы православной христологии. Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что после выхода критического издания творений прп. Иоанна Дамаскина и нового перевода «Источника знания» на русский язык подобных патрологических исследований, согласно историографии, не проводилось. Также нет публикаций, посвящённых комплексному анализу христологии прп. Иоанна. Приступая к обзору христологической системы прп. Иоанна Дамаскина , изложенной в «Источнике знания», обозначим основные понятия, применяемые в нашем исследовании. Под системой мы подразумеваем «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство» с. 249]. Любая система строится на основе систематизации, т. е. мыслительной деятельности, «в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

«Пишу частно, доверительно и, дай Бог, — ошибаюсь...» (Письма протоиерея Иоанна Восторгова обер-прокурору Св. Синода П.П. Извольскому 1907-1908 гг.) : Богослов.RU Комментарии Я, как и Василий Великий, верю в реальность того, что Глава Церкви - Христос. Вы - подозреваю - в этом не уверены. Поэтому не понимаете, само собой разумеющихся, вещей. Поэтому - я спорю с Вашим... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Миф? Миф должен иметь основание, хотя бы, в фольклоре. Не совсем понятно, какой смысл Вы вкладываете в этот термин. В богословии, то о чём Вы говорите, называется не миф о глобальной катастрофе, а... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Учение о предопределении (в более, конечно, глобальном смысле, чем у Вас) - католическое. У католиков нет духовного опыта отношения с Творцом - Словом, как с Главой Церкви. Поэтому, возможно, им... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 3. Автор цикла отнюдь не претендует на «решение догматических вопросов». Как явствует из названия цикла и из «Введения», включённого в состав 1-ой части, автор видел свою задачу в том, чтобы собрать... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 2. «Известная цитата», касающаяся того, что первый «день» Творения якобы состоял из 24 часов, не приведена в статье, потому что она не имеет никакого отношения к ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ этого «дня». Любой... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше

http://bogoslov.ru/article/456983

сост. А. В. Левитский Раздел III. In memoriam Д. Д. Оболенский. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992) 188 (Пер. с англ. А. В. Левитского) Смерть отца Иоанна Мейендорфа в Монреале 22 июля 1992 г. Стала ударом для Православной Церкви, которой он служил в Америке на протяжении более чем тридцати лет, для Свято-Владимирской православной духовной академии, которой он руководил с 1984 г. и вплоть до своей отставки с поста ректора 1 июля 1992 г., и для христиан по всему миру, которые знали его как выдающегося богослова и историка. Его жизненный путь разделяется на два равных по протяженности периода: отрочество и студенческие годы в Париже (1926–1959) и период научной, преподавательской и церковно-административной деятельности в США (1959–1992). Отец Иоанн родился 17 февраля 1926 г. в Нейи-на-Сене, пригороде Парижа, в семье русских эмигрантов, баронов, потомков прибалтийских немцев-аристократов. Получив среднее образование во Франции, он в1949 г. закончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. В 1958 г. о. Иоанн был удостоен ученой степени доктора наук (Doctoratès Lettres) Университетом Сорбонны. Основные труды 1959 год оказался переломным. Вышли в свет две работы о. Иоанна: одна в Лувене, другая в Париже. Первая представляла из себя editio princeps [первое издание] (с французским переводом) трактата великого византийского богослова св. Григория Паламы (1296–1359), широко известного как " Триады», но появившегося под заглавием «В защиту священнобезмолвствующих» (в двух томах). Второй труд – «Введение в изучение св. Григория Паламы » (Paris, 1959; сокращенный английский перевод – London: Faith Press, 1964) – носил обобщающий характер. Эти исследования, в особенности «Триады», были новаторскими. Жизнь и труды архиепископа Фессалоникийского Григория Паламы , равно как и теория и практика византийского исихазма в XIV столетии, главным представителем которого он являлся, уже исследовались греческими, румынскими и русскими учеными. Тем не менее, цельная картина этого богословского и культурного движения пока не вырисовывалась во многом потому, что главные труды св. Григория Паламы были все еще не опубликованы; в то же время нельзя сказать, что западные ученые, начиная с Льва Аллатия и кончая Мартином Жюжи, объективно оценивали исихазм. Отец Иоанн Мейендорф стал первым ученым, кому удалось в достаточной степени соединить методику публикации источников с огромной эрудицией в области византийского богословия XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010